цвет маяка что значит
Значение цветов маяка
Что означают цвета сигнальных огней?
Каждый цвет имеет свое значение и связан с определенными вещами или правилами. Например, красный светофор означает «Стоп». Желтые, желтые и оранжевые сигнальные огни часто используются для привлечения внимания к чему-либо, например, к дорожным сооружениям или к медленно движущимся транспортным средствам, перевозящим опасные или тяжелые грузы. Янтарный, желтый и оранжевый обладают сильным сиянием и очень хорошо воспринимаются на расстоянии. Говоря о дорожном движении, маяки красного и оранжевого цветов также используются на приборных панелях автомобилей, чтобы информировать или предупреждать водителя о проблеме.
Зеленый же означает, что все в порядке. Зеленые сигнальные огни в основном связаны с безопасностью. Эти ассоциации также применимы к машинам.
В визуальной сигнализации выбор правильного цвета света маяка полностью зависит от предполагаемого применения и сообщения, которое нужно отправить человеку, просматривающему сигнал. Поэтому очень важно тщательно выбирать цвет, чтобы исключить риск недоразумений или фатальных ошибок.
Какие возможны цвета маяков?
Auer Signal предлагает сигнальные огни со следующими цветами световых маяков:
Кроме того, разноцветные маяки от Auer Signal могут отображать разные цвета сигнала только с одним куполом. В зависимости от модели к ним относятся пурпурный и бирюзовый цвета, как и в случае с многоцветным маячком RMM.
Что означают сигнальные цвета?
Цвета сигнальных огней сигнализируют о различных состояниях и требуют действий в зависимости от них. Цвета сигнальных огней и их значение в зависимости от состояния машины стандартизированы. Это имеет то преимущество, что значение цветов можно быстро и правильно понять для разных машин.
Кроме того, при выборе правильного цвета маяковых огней следует учитывать, что светопропускание уменьшается с цветными линзами. Светопропускание почти не меняется с прозрачными куполами. Степень уменьшения светопропускания зависит не только от цвета линз, но и от источника света (галоген, ксенон или светодиод). Указанные измеренные значения основаны на измерениях с нашими цветными линзами с толщиной стенки 3 мм. Все линзы, кроме красных, имеют подсветку белыми светодиодами.
Несмотря на то, что в дорожном движении, на транспортных средствах, на приборных панелях автомобилей и во многих других приложениях используются разные цвета световых маяков, в этой статье мы полностью сосредоточимся на значении цветов маяков, установленных на сигнальных устройствах, таких как вышки или сигнальные огни.
Что значит красный цвет маяка?
Красный свет маяка обычно ассоциируется с чрезвычайной ситуацией. То же самое и с красными проблесковыми маячками на сигнальных устройствах. Он обозначает аварийное состояние, опасное или опасное состояние и требует немедленных действий. Сигнальные огни с красным маячком подходят для сигнализации сбоев системы, значений, которые выходят за допустимые пределы (например, температуры), или если есть опасность от движущихся или живых товаров. Немедленное действие, которое можно предпринять, включает остановку или выключение двигателей или машин.
Самый высокий уровень предупреждения обозначается красным маячком. Когда он загорается, это означает высшую степень срочности, а не общее предупреждение. Исключением из этого правила являются двухцветные сигнальные системы с одним красным и одним зеленым сигнальными лампами.
Светодиодные сигнальные маячки с красной линзой подсвечиваются красными светодиодами. По этой причине снижение светопропускания намного меньше, чем при использовании красной линзы и белых светодиодов.
Значение желтого и янтарного маяка?
Из-за высокой яркости этих цветов они используются для привлечения внимания к чему-либо. Желтые и желтые сигнальные огни указывают на неизбежное критическое состояние и требуют наблюдения или вмешательства со стороны человека. Сигнальные устройства с желтым или янтарным светом маяка подходят для индикации перегрузок или превышения стандартных значений, если продолжительность разрешена только в течение ограниченного времени. Необходимые действия служат для предотвращения ненормального состояния и предотвращения возникающих в результате побочных эффектов. Меры предосторожности и предупреждения об умеренной опасности подходят для сигнального цвета желтого цвета.
Как и оранжевые купола, желтые и янтарные купола часто используются для многоступенчатых светофоров.
Что означает оранжевый маяк?
ед. в трехступенчатых сигнальных вышках. С помощью этих трех сигнальных цветов можно эффективно и быстро отобразить три различных состояния машин или аналогичных приложений.
Из-за небольшого снижения светопропускания оранжевых куполов этот цвет особенно подходит для применений, где желателен большой эффект дальнего расстояния.
Что значение зеленый маяк?
Зеленый цвет сигнала означает нормальное безупречное состояние. Никаких действий не требуется. Типичные приложения с зеленым маячком на машине показывают, что машина готова к работе или работает без сбоев. Горящие зеленые сигнальные лампы указывают на нормальную работу машины или на то, что часть машины или распределительное устройство могут быть включены.
Зеленый цвет следует понимать как цвет безопасности, и его не следует использовать для предупреждений или указаний по технике безопасности. В инструкциях по технике безопасности уже указывается на возможную опасность, поэтому они должны обозначаться синим цветом.
Как и для любого другого цвета, для каждого из них, конечно же, есть разные применения. В США, например, зеленые сигнальные огни обычно используются группами реагирования на чрезвычайные ситуации сообщества (CERT).
Что означает синий маяк?
Синий цвет сигнала указывает на состояние, требующее от оператора определенного действия. Исключены состояния сигналов красного, желтого, оранжевого и зеленого цветов. Синему цвету можно придать любое другое значение.
Сигнальные устройства с голубым маячком подходят, например, для многоступенчатых сигнальных вышек. Сигнальная башня Modul-Perfect 70 от Auer Signal позволяет использовать до семи различных модулей. В дополнение к световым модулям с красным, оранжевым и зеленым маячками, синий маяк может обозначать другое определенное состояние.
Что такое ясный (белый) маяк?
Ясный свет маяка не имеет особого значения. При использовании прозрачный купол используется в других условиях, когда есть сомнения относительно использования красного, желтого, зеленого или синего цветов. Независимо от того, требует ли освещение прозрачного купола надзора или вмешательства сотрудника, необходимо оценивать индивидуально для каждого случая применения.
Ни при каких обстоятельствах нельзя использовать прозрачный купол для кнопок с функциями остановки или выключения. Яркость белых маяковых огней очень высока, так как они имеют самое высокое светопропускание. Несмотря на высокое светопропускание, прозрачный купол не подходит для привлечения внимания и предупреждения об опасности.
Что означает пурпурный маяк?
Пурпурный цвет, или его часто приравнивают к пурпурному, играет важную роль, особенно для приложений в США. Там пурпурные сигнальные огни используются как альтернатива красным сигнальным огням, если, например, красный цвет отнесен к пожарной опасности. Этот цвет сигнала представляет особенно опасную ситуацию, особенно в нефтегазовой отрасли.
Когда загорается маяк сигнального цвета пурпурного цвета, люди должны немедленно покинуть свое окружение, или действия должны выполняться обученным персоналом.
Сравнительная таблица: значение сигнальных цветов
Сигнальные башни с разными цветовыми модулями
Сигнальные мачты от Auer Signal позволяют отображать несколько сигнальных цветов на одном сигнальном устройстве. Как и в случае со светофором, можно управлять разными сигналами. С сигнальной вышкой Modul-Perfect 70 можно использовать до 7 различных модулей. В принципе, модуль с наивысшим уровнем срабатывания сигнализации устанавливается сверху. Важность модуля уменьшается по убыванию. Это означает, что самые верхние и самые важные модули также особенно легко распознать на расстоянии.
В случае многоуровневых сигнальных вышек серии Eco-Module маркировочная панель XIB помогает лучше понять значение сигнальных цветов.
Отдельные тексты и примечания к цветовым модулям можно прикрепить к табличке с надписью рядом с сигнальными вышками.
Значимость различных сигнальных цветов проиллюстрирована на примере семиуровневой сигнальной башни:
Пурпурный: Предупреждение о неминуемой взрывоопасной опасности.
Белый: указывает на ошибку, но не имеет отношения к системе; количество материала приближается к минимальному запасу
Синий: предупреждение о безопасности, требующее действий со стороны сотрудника
Желтый: предупреждение о неизбежном критическом состоянии.
Красный: наивысший уровень тревоги, машина стоит на месте и неисправна.
Оранжевый: предупреждение о неизбежном критическом состоянии; машина показывает нетипичное поведение
Зеленый: Идеальное состояние; машина работает в нормальном режиме
Цвет маяка что значит
Маяк, казалось бы, сооружение бесхитростное: стоит себе башня, а наверху у неё свет горит. Но так ли просто всё устроено? Там кто-нибудь живёт? За счёт чего достигается такая яркость? Почему маяк не должен быть слишком высоким? И что, в конце концов, нужно делать: плыть на свет или держаться подальше от него?
Эта статья была опубликована в журнале OYLA №11(39). Оформить подписку на печатную и онлайн-версию можно здесь.
Если кратко, маяк нужен, чтобы корабли благополучно добирались до места назначения. Правда, для этого ему приходится выполнять противоположные функции. Есть маяки, предостерегающие от опасности: они помечают рифы, скалы и береговые линии, о которые судно может разбиться. Также они могут стоять в удобном для распознавания месте, например у входа в порт или в точке, где нужно поменять курс. Если же надо обозначить безопасный проход в гавань, используют сразу два маяка; в этом случае они называются створными. Выходит, не каждый маяк обещает уставшему моряку возвращение на землю, а некоторые из них и вовсе следует обходить стороной.
Предостерегающие маяки часто используют секторные огни — светофильтры, которые окрашивают в разные цвета участки водной поверхности. Белым обозначается безопасная область, красным — сектор слева, зелёным — справа. То есть если корабль видит красный или зелёный свет, ему нужно скорректировать курс, чтобы оказаться в белом секторе.
Что касается парных створных маяков, они располагаются не по обе стороны входа в порт, как можно было бы подумать, а один позади другого. Причём передний стоит немного ниже, поэтому есть курс, на котором оба световых сигнала и наблюдатель оказываются на одной прямой. Именно это направление является правильным, и нужно двигаться так, чтобы верхний огонь не сместился вправо или влево. Таким образом обозначают безопасный маршрут к гавани или по каналу.
Первые маяки (в том числе одно из семи чудес света — Александрийский маяк) ставили только у населённых пунктов, позволяя морякам издалека заприметить нужную гавань и не петлять у опасных скалистых берегов. Массово строить маяки для рифов и мелких островков стали только на рубеже XVII–XVIII веков, когда начала расти трансатлантическая морская торговля.
Как же различать такие противоречивые сигналы? Для этого нужно ориентироваться на местности, уметь читать карту и знать условные световые схемы. Каждый сигнал маяка характеризуется особым сочетанием цвета, фазы (характеристики света) и временного периода. Цвет может быть белым, зелёным (G) или красным (R). Фаза зависит от длительности и интенсивности светового сигнала: постоянный, мигающий и т. д. Период — это время между сигналами.
Обозначение фаз маяка
F —фиксированный свет. Подаётся ровно и без вспышек.
Fl —мигающий свет. Ненадолго вспыхивает, потом выдерживается длительная пауза.
Q —быстрый свет. Мигает очень часто, до 80 вспышек в минуту.
Ос —затмевающийся свет. Вспышки длятся дольше, чем паузы между ними.
Alt —чередующийся свет. Цвет сигнала попеременно меняется.
Iso —равные по времени вспышка и пауза.
Маяки в навигации
Представим, что вы ведёте по морю небольшую яхту. Конец путешествия близок, но спутниковая навигация барахлит. Ночь. Надвигается гроза. Вы открываете карту и видите, что неподалёку находятся два маяка: один отмечает небольшой портовый городок, а второй предупреждает об опасных скалах. Условное обозначение первого — Fl (2) 15s, второго — F.G. Какие световые сигналы вы увидите и какой из них приведёт вас в безопасную гавань?
Разберёмся с первым маяком. Число в скобках (2) означает количество вспышек. Цвета G или R не указаны, значит, маяк будет светить белым по 2 вспышки с перерывом в 15 секунд. Второй же выдаёт постоянный луч зелёного света. Сложно перепутать!
Традиционно мы представляем себе маяк как многоэтажную башню, но это не обязательно так. На равнинной местности, конечно, нужен высокий ориентир, а вот если маяк стоит на скалистом обрыве, он может быть довольно приземистым. Также размер здания зависит от местных погодных условий. Например, если у земли стелется густой туман или низко нависли облака, свет слишком высокого маяка может не пробиться сквозь них, и корабли не увидят сигнал.
В наше время маяки автоматизированы, и обслуживающий персонал обычно занимается только ремонтом и профилактикой поломок. Раньше же у смотрителя было множество обязанностей: включать и выключать свет в должное время, несколько раз за ночь проверять исправность маяка, днём — протирать части светового механизма, а также вести подробный журнал своих действий. На такую методичную работу подходил не каждый, а потому хорошие смотрители маяков ценились на вес золота.
Любая ошибка могла привести к катастрофе: истории известно немало случаев, когда корабль разбивался о скалы возле потухшего маяка. Некоторых смотрителей обвиняли в том, что они специально гасят свет, чтобы поживиться товарами, выброшенными на берег. Эти слухи стали популярным сюжетом в мировой культуре (от романа Дафны Дюморье «Таверна “Ямайка”» до квеста в «Ведьмаке 3»), но в реальности ни одно подобное обвинение не было доказано.
В литературе и кинематографе маяк — символ одиночества, а его смотритель обычно нелюдим и немногословен. На самом деле за редкими исключениями у маяка жили одна или несколько семей. Мужчины учили ремеслу сыновей, так что складывались целые династии смотрителей. В Европе некоторые семьи до сих пор селятся в заброшенных маяках, открывают музеи и небольшие отели. В США и Канаде борются за сохранность устаревших маяков как исторических памятников и принимают законы об их защите.
Свет от керосиновой лампы преломляется, проходя сквозь линзу Френеля, и концентрируется в одном направлении
Современные маяки используют мощные электрические прожекторы, но до XX века смотрители работали с керосиновыми лампами. Сам по себе такой источник света не очень ярок, поэтому его помещали в так называемую линзу Френеля — что-то вроде огромного абажура из множества маленьких кусочков стекла. Отличие линзы Френеля от обычной выпуклой линзы в ваших очках в том, что она состоит из небольших заострённых колец. Свет, падающий на них, преломляется и выходит параллельным пучком.
С развитием спутниковых навигационных технологий необходимость в маяках сходит на нет. И всё же, если на корабле откажет техника, маяк может стать единственным средством спасения от гибели.
О чем символизирует маяк
Маяк – символ морской романтики и приключений, удивительное архитектурное сооружение, указывающее безопасный путь кораблям среди бушующего моря и острых скал. Символика маяка практически не имеет отрицательных значений.
Что означает маяк как символ
Маяк символизирует надежду, выход из трудной ситуации и правильный путь
В пустой маяк, в лазурь оконных впадин,
Осенний ветер дует – и, звеня,
Гудит вверху. Он влажен и прохладен,
Он опьяняет свежестью меня.
Остановясь на лестнице отвесной,
Гляжу в окно. Внизу шумит прибой
И зыбь бежит. А выше – свод небесный
И океан туманно-голубой.
Внизу – шум волн, а наверху, как струны,
Звенит-поёт решётка маяка.
И всё плывёт: маяк, залив, буруны,
И я, и небеса, и облака.
/И.А. Бунин. На маяке (1903-1904)/
Маяк — символ верного пути и надежды
Само назначение маяка – освещать путь в темноте судам — делает его символом выбора правильного пути, безопасности и надежности. Маяк символизирует служение и помощь в преодолении опасности. Также маяк является символом пристанища, достижения цели и завершения непростого пути.
В духовном аспекте маяк является символом водительства свыше. По аналогии с «путеводной звездой» маяк символизирует надежду движущимся во тьме и ищущим дорогу, а в переносном смысле свой Путь и предназначение. Об этом же говорит и форма сооружения: маяк является одним из видов башни. А башня в свою очередь олицетворяет ось мира, связь земли с небом, восхождение и духовный рост.
Маяк — символ духовного водительства свыше
Маяк – символ мощного света, разгоняющего тьму, помогающего найти верный выход из трудной ситуации. Кстати, эквивалент света, испускаемого фонарями современных маяков, составляет приблизительно 20 миллионов свечей.
Таким образом, маяк является универсальным символом верного направления и в прямом, и в переносном смысле.
Линзы Френеля позволяют светить маяку как 20 миллионов свечей
Маяк – символ стойкости
Маяки, будучи расположены очень близко к морю, а иногда и посреди воды, являются очень крепкими и выносливыми архитектурными сооружениями. Хранители маяков называют маяки, расположенные в открытом море «адом», те, что возведены на островах «чистилищем», а находящиеся на берегу «раем».
Изменчивое море может бешено обрушивать на маяк свои волны, но маяк остается устойчивым и продолжает выполнять свои функции – освещать путь морякам и предупреждать их об опасности. Здесь маяк выступает как символ стойкости, что также перекликается с его значением символа надежды. Ведь пока жива надежда, человек продолжает двигаться вперед, несмотря ни на что. Волны и скалы в данном случае символизируют трудности жизни и превратности судьбы.
Маяк — символ стойкости. Маяк в Назаре, Португалия. Фото Veselin Malinov.
Негативная символика маяка
Как уже говорилось, у маяка практически нет отрицательной символики. Тем не менее, в негативном аспекте маяк означает одиночество, расставание, а также уход от людей и уединенную жизнь и даже отшельничество. Такое значение сформировалось из-за того, что маяки располагаются на отшибе, вдали от городской суеты.
Хотя здесь сложно сказать, насколько это значение отрицательно: некоторым людям проще вести такой уединенный образ жизни, чем находится, например, в светском обществе. В данном контексте одиночество – это не горькое испытание, а необходимая составляющая жизни. В любом случае жизнь смотрителей маяка аскетична, и берут на эту должность не абы кого, а бывших морских офицеров – людей бывалых и стойких.
Иногда маяк символизирует противопоставление себя окружающему миру.
Другие значения маяка
Маяк также может указывать на скрытую внутреннюю жизнь, способность к созерцанию и долгим размышлениям, принятие своей доли и судьбы. Ведь все равно основное значение маяка – это верный путь и надежда. В таком месте человек запросто может себя почувствовать наедине с морем, а море, в свою очередь является символом подсознания и эмоциональной жизни человека. Так что здесь и маяк, и море выступают заодно, давая повод для глубоких раздумий.
Из других значений маяка можно отметить то, что, как и любая башня, маяк – символ фаллический, при чем, активный в силу своего пульсирующего в темноте света.
Иногда маяк может выступать символом вызова прежней жизни. Освещая прошлое, настоящее и будущее, даря надежду, маяк призывает осознать и оставить ненужное и сделать верный выбор для лучшей жизни.
Яркий свет маяка пронзает вечернее небо
И, напоследок, небольшой анекдот:
Заказчик на объекте принимает работу у подрядчика. Тот подводит его к выкопанной шахте диаметром 3 метра и глубиной 50 метров, заглядывают туда, а на дне горит прожектор.
— Вот же чертеж! По нему и сделали.
Заказчик (переворачивая чертеж на 180 градусов):
Это же МАЯК. Как говорил Константин Паустовский «маяки — святыни морей».
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в социальных сетях!
Как работает маяк и зачем он нужен в наше время
О чем вы думаете, когда слышите слово “маяк”? Кто-то представит себе GPS-трекер, кто-то — шпионские маячок, кто-то — мигалку на полицейской машине, а кто-то — просто радио Маяк. Но, скорее всего, большинство людей представит именно ту большую красивую башню на берегу моря, окруженную ореолом романтики и стаями голодных чаек. Чтобы вы не представили, но истоки этого слова ведут именно к навигационному сооружению. Если хотите, это первая стационарная навигационная башня. В давние времена она позволяла кораблям не натыкаться на скалы и рифы, а сейчас выполняет эту и некоторые другие не менее важные функции. Эта конструкция сложнее, чем кажется, но важнее, чем можно подумать, просто прогуливаясь по берегу.
Маяки не только красивы, но и функциональны.
Прежде всего, как обычно, стоит понять, что вообще такое маяк и каким определением можно дать ответ на этот вопрос.
Как правило, маяками являются именно стационарные конструкции, установленные на берегу, хотя иногда они бывают плавучими. В этом случае они устанавливаются на специальных понтонах или буях и крепятся якорем ко дну. Выполняемые функции в этом случае схожи с функциями стационарного сооружения.
Когда появился первый маяк
Строительство маяков ведется с древних времен. Когда появился первый из них, сказать сложно, но точно это было примерно в те времена, когда появились более-менее большие корабли и началось массовое движение по воде.
Несмотря на это, есть маяк, который можно назвать самым известным. Им является Александрийский маяк, построенный в III веке до нашей эры. Он даже признан одним из чудес света.
В основе первых маяков лежал огонь. Началось все с того, что греки и финикийцы размечали кострами опасные водные проходы. Постепенно это переросло в стационарные сооружения, в которых в качестве топлива использовались каменный уголь, рапсовое масло и даже керосин.
Важным этапом в истории развития маяков стало появление линзы Френеля, которая позволяла направить поток света в сторону кораблей, но не одним тонким лучом, а в виде рассеянного источника. Так дальность действия маяка становилась существенно выше. Сама линза появилась на свет в 1820 году.
Линза Френе́ля представляет собой оптическую деталь со сложной ступенчатой поверхностью. Она может заменить как сферическую, так и цилиндрическую линзы, а также другие оптические детали, например, призмы.
Если отдельно говорить о других типах маяков, можно отметить, что первый плавучий маяк на реке появился в 1820 году в устье Темзы, а на море только 60 лет спустя. Было это на Северном море.
В истории нашей страны первые маяки появились в восемнадцатом веке. При этом они почти сразу начали появляться не по одному. Наблюдался бурный рост их количества, а связано это было с указами Петра I и развитием флота в тот период. Многие маяки находились в частном владении, но 8 июля 1807 года вышел указ Александра I, согласно которому все они были переведены в подчинение морского ведомства. Только так можно было обеспечить надлежащий уход за столь сложным, но важным сооружением и его своевременно обслуживание.
Так выглядит линза Франеля в маяке.
Все это время за маяками следили специальные люди, которые назывались смотрителями маяков или маячниками, но только в конце тысячелетия у них появился профессиональный праздник — день маячника России. Впервые он был отпразднован 8 июля 1997 года в 190-ю годовщину перевода, про который я говорил выше.
По ту сторону океана, в США, маяки, как и в каждой стране, развивались своим путем. Первый из них был построен в 1716 году рядом с Бостоном. Вы спросите, почему только в это время в крупных странах началось строительство этих сооружений, если они были еще до нашей эры, и будете правы. Строительство действительно шло не очень быстро и в конце XIX века во всем мире насчитывалось всего около ста подобных объектов. Тем не менее, примерно в это время маяки начали строиться и во многих других странах. Например, в Японии.
Один из переломных моментов в конструкции маяков, и вообще в их истории, произошел в начале XX века (1907 год), когда Густавом Даленом был изобретен солнечный клапан. Это позволило сделать маяки автоматическими. Они выключались после восхода солнца и зажигались снова, когда оно садилось или скрывалось за плотными облаками в плохую погоду. Изобретение такого клапана даже было удостоено Нобелевской премии по физике в 1912 году с формулировкой “за изобретение автоматических регуляторов, использующихся в сочетании с газовыми аккумуляторами для источников света на маяках и буях”.
Примерная конструкция солнечного клапана.
Солнечный клапан — устройство для зажигания сигнального огня, обеспечивающее выделение газа только в ночное время или в плохую погоду.
В основе конструкции солнечного клапана лежит колба, в которую помещено четыре стержня. В середине находится зачерненный, а вокруг него установлены три отполированных, которые должны отражать солнечный свет на зачерненный стержень и нагревать его. За счет нагревания он расширяется, давит на клапан и перекрывает подачу газа. В этот момент свет выключается. Когда стержень остывает и сжимается, газ снова открывается и свет зажигается. Принцип работы этого клапана основан на свойствах расширения материалов при нагревании.
Во многом после появления солнечного клапана профессия смотрителя маяка начала исчезать. Сейчас она вообще почти не нужна. За маяками следят в основном техники, которые просто приходят ремонтировать их, если они ломаются. О поломке, опять же, сообщит специальная система самодиагностики.
Раз уж мы говорим об истории маяков, нельзя не отметить и некоторые интересные исторические факты. Например, самое известное происшествие в истории этих навигационных объектов, когда одновременно бесследно пропали три смотрителя маяка на Островах Фланнана в декабре 1990 года. Об их судьбе ничего не известно.
Береговая линия во Франции не обозначалась огнями вплоть до XVII века, чтобы избежать нападения пиратов. А в США с 1886 по 1902 год в качестве маяка использовалась Статуя Свободы. Собственно для этого она и строилась. По задумке она должна была приветствовать своим огнем уставших путников, пересекших Атлантику.
Мало кто знает, но главный открыточный символ Нью-Йорка строился как маяк.
На данный момент самым старым из известных маяков является маяк, находящийся в испанском городе Ла-Корунья. Он был построен во времена римского императора Траяна (II в.).
Классификация маяков
Маяки делятся на несколько типов, в том числе, по месту установки и по выполняемым функциям.
Как уже было сказано выше, маяки бывают береговыми и плавучими. Первые устанавливаются на берегу или в непосредственной близости от него (на островах, рифах, скалах), вторые плавают вдали от берега на специальных платформах или кораблях, как правило, обозначая вход в порт.
По выполняемой функции маяки различаются на опознавательные и створные. Первые являются одиночными, а вторые обязательно должны работать в паре.
Опознавательные маяки служат для обозначения препятствия в опасных местах, в качестве точки навигации, например, около которой надо совершить поворот, а также служат знаком захода в порт.
Створные маяки куда интереснее. Они не просто показывают, что “Вот тут скалы! Разобьетесь!”, а указывают маршрут до конкретного места. Например, безопасный фарватер при заходе в порт.
Фарва́тер (голл. vaarwater, от varen — плыть и water — вода) — судовой ход, безопасный в навигационном отношении и обозначенный на местности и/или карте проход по водному пространству (реке, озеру, морю, проливу, фьорду, океану и другим), характеризующийся достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства, например, затопленных судов, рифов и мин.
Створные маяки всегда выстраиваются так, чтобы было понятно, в какую сторону движется корабль и какой маневр ему надо совершить, чтобы пройти сложный участок. Впервые такая система обозначения была внедрена в Европе в 1837 году и получила название «ведущих огней» (англ. Leading Lights). Подобные маяки используются не только на море, но и в речной навигации.
Существует и дневная система опознавания маяков. Для этого они окрашиваются особым образом, чтобы при подходе к нему было понятно с какой стороны от опасной зоны он установлен. Белый цвет означает безопасный сектор, красный обозначает левую от безопасного сектора область, а зеленый — правую.
Принцип работы маяка
Про основы конструкции маяка можно сказать, что она представляет собой прожектор, сила света которого пропорциональна площади собирающего свет зеркала или линзы, а угол, в котором распространяется свет, обратно пропорциональная этой площади.
Сами оптические элементы не делаются из единого куска стекла, так как они очень большие и при условии монолитности будут очень дорогими, сложными в производстве и уязвимыми. А так как это не телескоп, где важна идеальная точность, применение сборной конструкции вполне оправдано.
Так выглядит линза маяка.
Одной из самых удачных конструкция стала та, в которой применялась линза Френеля. При этом конструкция из сборки таких линз и зеркал должна вращаться вокруг источника света. Так достигается возможность не только дальнего обнаружения, но и охват на 360 градусов. В современных маяках используется электропривод элементов, а раньше вместо него был часовой механизм или система грузов. “Заводились” они при помощи мускульной силы смотрителя маяка, которому время от времени приходилось потрудиться.
В качестве источника света в старых маяках использовался огонь, а в современных — электрические лампы, которые питаются от электричества, поданного с берега или дизельного генератора. В плавучих морских маяках используется солнечная энергия и дизельный генератор в качестве резервного источника.
Еще больше интересного контента в нашем Яндекс.Дзен!
Кроме традиционного источника света и вращающегося элемента, в современных маяках часто используется импульсная система. Она позволяет не только визуально узнать конкретный маяк за счет особо ритма срабатывания, но и дать в разных направлениях разное освещение, чтобы капитан мог понять, с какой стороны он подходит в маяку.
Кроме этого, современные маяки оснащаются дополнительными навигационными приборами. Например, радиостанциями или звуковыми излучателями. Это позволяет ориентироваться по ним в условиях плохой видимости. В качестве дополнительного сигнала маяк может выступать в роли отражателя радиосигнала с корабля, опять же давая капитану больше информации для принятия решений.
Даже современным кораблям нужны маяки.
Сколько в мире маяков?
Из-за применения современных навигационных технологий роль маяков, как навигационного средства, несколько снизилась и в настоящее время количество работающих маяков во всём мире не превышает полутора тысяч.
Можно спросить, для чего они вообще нужны, если есть спутниковые системы глобального позиционирования и другие современные навороты, включая эхолоты, сонары и прочее. Истинная важность маяков кроется в том, что любая система может дать сбой, а источник света на горизонте вечен. Это как с самолетами, которые могут садиться по приборам, но есть специальные сигнальные огни, которые позволяют визуально контролировать точность захода по глиссаде.
В конце концов, вы же не едете на машине по навигатору, смотря только на него. Он лишь помогает, как и другие элементы, включая дорожные указатели. Именно поэтому, несмотря на развитие техники, визуальное наблюдение остается важнейшим средством ориентации на море, и потому маяки продолжают использоваться.
При этом используются не только старые маяки. В некоторых местах строятся новые, которые должны обезопасить морские пути в условиях изменения навигации и ландшафта. В ближайшее время предсказать отказ от такого средства обнаружения, как маяк не получится, поэтому они еще долго будут существовать и освещать путь кораблям.