цэнки что это такое
Цэнки что это такое
Первый гражданский космодром России.
Обеспечит доступ в космос с территории страны по всему спектру космических задач.
Пусковые услуги
Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры является головным исполнителем по разработке, внедрению и обеспечению эксплуатации систем и средств связи и информатизации.
Районы падения расположены на территории 9-ти субъектов Российской Федерации: в Алтайском и Пермском краях, Свердловской, Новосибирской, Омской, Томской областях, Республиках Алтай, Тыва, Хакасия.
Всего на территории России находятся 18 районов падения ОЧ РН, а на территории Республики Казахстан 42 района падения ОЧ РН. Два района падения находятся на территории Туркменистана в пустыне Каракум.
Федеральному государственному унитарному предприятию «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» поручена эксплуатация районов падения отделяющихся частей ракет-носителей при проведении запусков космических аппаратов с космодрома Байконур.
Цэнки что это такое
Первый гражданский космодром России.
Обеспечит доступ в космос с территории страны по всему спектру космических задач.
Пусковые услуги
Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры является головным исполнителем по разработке, внедрению и обеспечению эксплуатации систем и средств связи и информатизации.
Районы падения расположены на территории 9-ти субъектов Российской Федерации: в Алтайском и Пермском краях, Свердловской, Новосибирской, Омской, Томской областях, Республиках Алтай, Тыва, Хакасия.
Всего на территории России находятся 18 районов падения ОЧ РН, а на территории Республики Казахстан 42 района падения ОЧ РН. Два района падения находятся на территории Туркменистана в пустыне Каракум.
Федеральному государственному унитарному предприятию «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» поручена эксплуатация районов падения отделяющихся частей ракет-носителей при проведении запусков космических аппаратов с космодрома Байконур.
Алексей Соловьёв. Об инженерах-разработчиках и приборах, которые они создают
– Что такое ФГУП «ЦЭНКИ»? Чем занимается это предприятие?
– Полностью аббревиатура ФГУП «ЦЭНКИ» расшифровывается как Федеральное государственное унитарное предприятие «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры». В его ведение входит вся наземная космическая инфраструктура. Ведь прежде чем отправить ракету в космос, нужно провести массу мероприятий: осуществить доставку составных частей ракеты и полезной нагрузки на космодром, провести их испытания, осуществить сборочные операции, установить на стартовый стол, осуществить заправочные операции и прочие процедуры, которые записаны в конструкторской и эксплуатационной документации. И этим всем занимается ФГУП «ЦЭНКИ». Кроме того, предприятие отвечает за функционирование космодромов — Байконур, Плесецк, Восточный.
– На чем специализируется филиал, в котором вы работаете?
– В филиале ФГУП «ЦЭНКИ» — НИИ ПМ им. академика В.И. Кузнецова занимаются разработкой командных приборов для ракетной техники. У нас разрабатывают инерциальные приборы на базе гироскопических и акселерометрических чувствительных элементов, то есть датчиков, которые позволяют установить параметры движения объекта и решать задачи его ориентации, стабилизации и навигации.
– Где используют такие датчики?
– Такие датчики весьма широко распространены. Большинство людей, сами того не зная, взаимодействуют с ними в повседневной жизни. Например, один из типов таких датчиков — акселерометр — используется в смартфонах. Он измеряет ускорение, и, когда человек переворачивает телефон, благодаря этому устройству изображение тоже поворачивается.
В более «продвинутых» телефонах стоят еще и гироскопы. Они определяют угловую скорость вращения объекта, что используется в играх, в различных режимах стабилизации и т. д.
В аэрокосмической сфере гироскопы и акселерометры используются в составе бортовых инерциальных приборов летательных аппаратов для определения их пространственного положения и управления движением.
– Чем занимаетесь именно вы?
– Я инженер-разработчик, начальник отдела по разработке микромеханических приборов и устройств. В отделе ведётся разработка миниатюрных гироскопов и акселерометров, масса которых измеряется единицами грамм. Например, сейчас в разработке высокоточные датчики для космического и военного применения, и у нас уже имеются опытные образцы, которые демонстрируют конкурентоспособные характеристики.
– Как проходит ваш рабочий день?
– Весьма увлекательно, ведь я работаю в отделе разработчиков, в инженерной среде, а инженер, как это ни странно, — одна из самых творческих специальностей. Ведь инженер создаёт то, чего раньше не было, а учёный исследует то, что уже существует. Эту фразу я запомнил и осознал с самого начала своей работы. Поэтому основную часть дня у меня занимает процесс разработки изделия: от изучения последних тенденций в отрасли и формирования идеи, математического описания и компьютерного моделирования до макетирования и проведения испытаний устройства. Новый день — новые знания.
– Как вы стали инженером?
– Вся моя семья связана с инженерной специальностью, но в авиационной отрасли. И я еще в школе понял, что мне интересна техника, поэтому, закончив физико-математический профиль в гимназии, пошел учиться в МГТУ имени Н.Э. Баумана по специальности «Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации».
– Вы инженер-разработчик. Какие еще бывают инженеры?
– Существуют инженеры-разработчики, инженеры-конструкторы, инженеры-технологи и т. д., каждый из которых занимается своим делом. Такая структура очень удобна, когда прибор ставится в серию: каждый специалист отвечает за свой фронт работ. Но необходимо понимать, что настоящий инженер обладает знаниями в каждой из этих областей.
– Инженеры различных профилей имеют разное образование?
– Безусловно, но базовая подготовка у всех одинакова. Нередко к нам приходят устраиваться на работу молодые специалисты с одинаковой строчкой в дипломе, но в процессе работы они выбирают направления, которые им ближе, идут в соответствующие подразделения, и впоследствии становятся разными специалистами.
– Какое высшее образование нужно получить, чтобы стать инженером-разработчиком?
– Я бы рекомендовал поступить в технический вуз и получить те общие знания, которые необходимы для любой специальности в этой сфере. А по мере обучения, когда человек осознает, что ему действительно интересно, он сможет выбрать соответствующее направление и углубленно изучать требуемые предметы.
– На какие предметы нужно делать упор старшекласснику, который хочет стать инженером-разработчиком?
– Нужны крепкие знания в математике, физике, а также химии, поскольку сегодня инженер — это междисциплинарная специальность.
– Какие компетенции нужны инженеру-разработчику?
– Техническая грамотность, адаптивность и обучаемость. Ещё важно не бояться спрашивать, если не понимаешь чего-либо. Например, когда я учился в школе, я стеснялся задавать вопросы учителю, думал, что меня посчитают глупым, недалёким. Предпочитал прийти домой и самостоятельно во всём разобраться. Однако сейчас я уверен, что это не совсем правильно. Если есть человек, у которого можно чему-то научиться, нужно делать это максимально эффективно.
– Какой карьерный рост может быть у инженера?
– Любой. Всё зависит от человека, его амбиций, талантов и упорства. Студента, пришедшего на предприятие, принимают, к примеру, на должность техника. Позже этого работника повышают до инженера. Причем, если к тому времени студент еще не получил диплом, должность инженера может достаться ему авансом.
Инженеры, в зависимости от своих навыков и опыта работы, бывают разных категорий: первая, вторая, третья. Впоследствии можно претендовать на должность главного специалиста. Если человек имеет склонность к административной работе, после он способен стать начальником сектора, начальником отдела, начальником отделения и т. д.
Человек, который не хочет подниматься по руководящей лестнице, может сосредоточиться на научной деятельности: стать научным сотрудником, затем — ведущим научным сотрудником и, наконец, главным научным сотрудником.
– От чего может устать инженер-разработчик?
– От рутинной работы, например. Но, как мне кажется, рутинная составляющая есть в любой профессии. Однако сам я, как руководитель, стараюсь минимизировать её для своих подчиненных. Если человек устал, пускай он лучше отдохнет, выпьет кофе, подышит свежим воздухом, а потом вернется к задаче и успешно её решит.
– Сколько получает инженер-разработчик?
– Будучи студентом и работая не каждый день, я получал 9 тысяч рублей. Но, полагаю, нынешние студенты зарабатывают больше. К тому же лучшие из них могут получить премию академика В.И. Кузнецова в размере 7,5 тысяч.
Сейчас же моя зарплата находится на уровне 70 тысяч в месяц.
– Кем может стать инженер-разработчик, решивший попробовать себя в чем-то новом?
– Мне кажется, главное в инженерном образовании то, что оно дает разносторонние знания и учит человека находить требуемую ему информацию. Существует большое количество примеров, когда инженеры становились успешными предпринимателями, управляющими банковских структур и т. п. Поэтому инженер-разработчик при желании может работать во многих сферах. Некоторые мои однокурсники в итоге стали программистами, кто-то пошел работать в консалтинг.
– Существуют ли кружки, где старшеклассники могут приобрести инженерные навыки?
– Я бы рекомендовал школьникам, которые хотят стать инженерами, посещать кружки робототехники. Робототехника включает в себя программирование, в том числе и инерциальных датчиков, решение задач ориентации, навигации, а также дифференцирование, интегрирование, стабилизацию, управление техническими системами и другие дисциплины, необходимые инженерам.
– Что вы могли бы посоветовать почитать или посмотреть старшекласснику, который хочет стать инженером-разработчиком?
– Я советую почитать «Мои воспоминания» Алексея Николаевича Крылова, русского академика, инженера. Его книга — это просто кладезь знаний, написанная в весьма интересной манере. Там есть множество рассказов о том, как он учился, чем отличается русское образование от французского, на что нужно обратить внимание инженеру при работе.
Цэнки что это такое
Первый гражданский космодром России.
Обеспечит доступ в космос с территории страны по всему спектру космических задач.
Пусковые услуги
Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры является головным исполнителем по разработке, внедрению и обеспечению эксплуатации систем и средств связи и информатизации.
Районы падения расположены на территории 9-ти субъектов Российской Федерации: в Алтайском и Пермском краях, Свердловской, Новосибирской, Омской, Томской областях, Республиках Алтай, Тыва, Хакасия.
Всего на территории России находятся 18 районов падения ОЧ РН, а на территории Республики Казахстан 42 района падения ОЧ РН. Два района падения находятся на территории Туркменистана в пустыне Каракум.
Федеральному государственному унитарному предприятию «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» поручена эксплуатация районов падения отделяющихся частей ракет-носителей при проведении запусков космических аппаратов с космодрома Байконур.
История предприятия
Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) был создан при Российском космическом агентстве в 1994 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 1994 г. № 996 «О мерах по обеспечению выполнения Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан «Об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» от 28 марта 1994 года».
В соответствии с данным постановлением Министерство обороны РФ приступило к передаче Российскому космическому агентству объектов космодрома «Байконур» в целях реализации Федеральной космической программы России.
Распоряжением Правительства РФ от 5 июня 2000 года № 770-р ЦЭНКИ был преобразован в федеральное государственное унитарное предприятие «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры».
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. № 1442 и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. № 823 осуществлена реорганизация ФГУП «ЦЭНКИ» и ФГУП «НИИ ПМ им. академика В.И. Кузнецова» в форме присоединения института к центру. Данное присоединение обеспечило оздоровление экономического состояния института, позволило начать модернизацию его испытательной базы и производства и обеспечить ежегодный выпуск более двух десятков наименований гироскопических приборов и бесплатформенных систем для ракетно-космической промышленности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 1141 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. № 2324-р продолжился поэтапный прием Роскосмосом от Минобороны России объектов комплекса «Байконур», а в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 30 апреля 2008 г. № 658 «О расформировании 5 Государственного испытательного космодрома Министерства обороны Российской Федерации» прием объектов и задач был полностью завершен в 2008 году.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 2008 г. № 1784 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 54-р ФГУП «ЦЭНКИ» реорганизовано в форме присоединения к нему следующих ФГУП: «Конструкторское бюро общего машиностроения им. В.П. Бармина», «Конструкторское бюро «Мотор», «Конструкторское бюро транспортного машиностроения», «Конструкторское бюро транспортно-химического машиностроения», «ОКБ «Вымпел» и «Федеральный космический центр «Байконур».
Данная реорганизация проведена в целях сохранения и развития научно-производственного и технологического потенциала российской ракетно-космической промышленности, концентрации и эффективного использования интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов для реализации программ создания космических и наземных систем, повышения качества эксплуатации объектов космодрома «Байконур»и работ по проведению запусков космических аппаратов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 1994 г. № 996 Российскому космическому агентству было предписано образовать соответствующий орган численностью 75 человек с целью организации работ по эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры. В соответствии с данным постановлением, на основании приказа Генерального директора Российского космического агентства от 10 ноября 1994 г. № 74, при Агентстве образован Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ при РКА).
На начальном этапе деятельности ЦЭНКИ при РКА его основные задачи были связаны с решением на космодроме вопросов по определению формы и содержания взаимодействия, а также распределения ответственности между организациями ракетно-космической промышленности и воинскими частями Минобороны России при обеспечении жизнедеятельности космодрома Байконур и соблюдении норм по содержанию и использованию объектов космодрома определенных для российской стороны договором аренды комплекса «Байконур».
Основным связующим звеном в решении вышеуказанных задач стали структурные подразделения ЦЭНКИ при РКА, размещенные непосредственно на космодроме.
Однако с учетом расширения объема задач, связанных с подготовкой к приему объектов комплекса «Байконур» от Минобороны России, организации их эксплуатации и работ по подготовке, а также проведению запусков космических аппаратов расчетами организаций ракетно-космической промышленности, в ЦЭНКИ при РКА образованы соответствующие структурные подразделения, расположенные непосредственно в г. Москве.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1312 и соответствующему исполнительному постановлению Правительства Российской Федерации от 28 мая 1998 г. № 514, в ведение Российского космического агентства передана большая часть объектов космодрома вместе с решаемыми ими задачами, включая задачи, выполняемые в интересах Минобороны России, что фактически изменяло схему распределения ответственности за эксплуатацию и использование практически всего космодрома.
Это стало точкой отсчета нового периода в деятельности ЦЭНКИ при РКА, связанного с созданием новой системы эксплуатации, включая непосредственно ее разработку, всестороннее обеспечение и внедрение, создание нормативно-правовой и организационно-технической основы организации подготовки и проведения запусков космических аппаратов с космодрома «Байконур».
Реализация вышеуказанных задач, которые стали основным содержанием деятельности ЦЭНКИ при РКА, потребовала создания нового органа, способного координировать непосредственно на космодроме деятельность существенно расширяемого числа предприятий промышленности, привлекаемых к приему и эксплуатации его объектов.
С этой целью на базе подразделений ЦЭНКИ, дислоцированных на космодроме, было создано ФГУП «Федеральный космический центр «Байконур» и проведено разграничение функций между ним и сохраняемым Агентством ЦЭНКИ.
Главным направлением деятельности ЦЭНКИ и объектом сосредоточения основных усилий его коллектива по-прежнему осталось обеспечение функционирования и эффективной эксплуатации объектов космодрома «Байконур»в рамках единой технической политики, установленной Агентством в отрасли.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 г. № 770-р на основании приказа Генерального директора Российского авиационно-космического агентства от 20 августа 2001 г. № 91 и его распоряжения от 26 июля 2001 г. № 104, ЦЭНКИ при РКА преобразован в федеральное государственное унитарное предприятие «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ФГУП «ЦЭНКИ»).
30 января 2020 года ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ) во исполнение Указа Президента Российской Федерации № 221 от 12.05.2016 года преобразовано в акционерное общество — АО «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры».