целью каждого урока является что
Онлайн-тест «Современный урок» с ответами
Онлайн-тест «Современный урок»
1. Урок как форму организации обучения обосновал:
Я. А. Коменский.
2. Какие задачи решает современный урок?
образовательную, воспитательную, развивающую.
проблемного обучения и личностного развития.
информационную и контрольно-оценочную.
3. Главная форма организации учебного процесса — это:
урок.
4. Признаки, характеризующие современный урок:
наличие технологической карты урока, формирование УУД.
развитие каждой личности, в процессе образования, реализация идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
использование ИКТ-технологий, реализация идеи дифференцированного обучения, наличие технологической карты урока.
5. Целью каждого урока является:
познание, воспитание и развитие.
формирование познавательных УУД (универсальные учебные действия*).
6. Критерии эффективности современного урока:
обучение через открытие, наличие дискуссии, самоопределение, развитие личности.
инновационные технологии, авторитарность, развитие интеллектуальных способностей.
самореализация, развитие коммуникации, моделирование проблемных ситуаций, дифференциация, рефлексия.
7. Как построить урок, чтобы реализовать требования ФГОС?
определить педагогическую технологию, с помощью которой будет реализован урок.
определить, какими должны быть критерии результативности урока.
четко спроектировать урок.
8. Системно-деятельностный подход предполагает:
внедрение ИКТ в реализацию урока.
мотивированность образовательного процесса.
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта.
9. Деятельностный подход — это такой метод, при котором:
одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему учащийся быстрее продвигается в своем развитии.
после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера.
ученики не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
10. Основные компоненты современного урока:
организационный, побудительный, проверочный, содержательный, оценочный, рефлексивный.
организационный, проверочно-оценочный, репродуктивно-обобщающий, рефлексивный.
организационный, целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, контрольно-оценочный, аналитический.
11. Использование информационных технологий на уроке ведет к:
формированию у обучающихся навыков работы с компьютером, возможности дистанционного обучения, получения большего объема информации.
повышению эффективности обучения, осуществлению индивидуального подхода в обучении, расширению объёма предъявляемой учебной информации, повышению качества контроля знаний обучающихся и разнообразию его формы.
уменьшению коммуникативной активности, снижению читательского интереса обучающихся, ухудшению здоровья школьников.
12. Какой принцип организации современного урока базируется на взаимопонимании и взаимодействии учителя и учащихся в процессе обучения?
Целью каждого урока является что
Главным, системообразующим элементом урока являются цели, а главным субъектом, для которого создается и функционирует урок – обучающиеся. При определении цели урока традиционно выделяются компоненты образовательная, развивающая и воспитательная. Также необходимо помнить, достижение общих (предметных, метапредметных, личностных) целей урока, определяет выбор вариантов его типа.
Цель обучения необходимо сформулировать так, чтобы о достижении ее можно было судить однозначно. Для этого она должна описывать результаты учебного процесса в точных терминах наблюдаемого и измеряемого поведения обучающихся. Система запланированных целей неразрывно связана с системой активных действий, которые ведут к их достижению. Поэтому при формулировке целей используются глаголы, указывающие на действие с определенным результатом, описывается то, что обучаемый сможет делать в результате обучения.
Таким образом, цели формулируются в деятельностной форме:
предметные: сформировать понятие, получить представление, научиться, дать определение, выбрать, проиллюстрировать, решить.
метапредметные: овладеть способами действий.
личностные: выработать отношение, позицию, дать оценку.
Схема целеполагания урока:
предметные (перечисляются формируемые умения, но могут быть упомянуты и знания, и отношения);
метапредметные (УУД, формируемые на уроке);
Тема урока: «Предельная полезность и индивидуальный спрос».
Тип урока: урок исследовательского проектирования.
предметные: объяснять понятия «общая полезность» и «предельная полезность»; строить график функции общей и предельной полезности; находить и объяснять связь между предельной полезностью и спросом; объяснять, как на основании закона убывания предельной полезности можно вывести закон спроса; строить кривую спроса на основании кривой предельной полезности.
метапредметные: формулировать с помощью учителя рабочую гипотезу и цель исследования; самостоятельно планировать ход исследования; организовать поиск в различных источниках и отбор необходимой информации; самостоятельно анализировать и корректировать свои исследовательские действия.
личностные: понимать необходимость освоенных способов исследовательской деятельности для дальнейшего обучения.
Выберите тему урока по тематическому планированию, определите его тип и планируемые результаты данного урока. Оформите по образцу, представленному выше, зафиксируйте в таблице, расположенной ниже.
Как правильно сформулировать цели и задачи урока?
Технология целеполагания. Как правильно сформулировать цели и задачи урока?
Цели призваны реализовать системность процесса обучения, поскольку составляют определенную иерархию. По каждому предмету выделяют общие, тематические и поурочные цели.
Общие цели являются долгосрочными, описывающими вклад данного предмета в формирования мировоззрения учащихся. Они остаются актуальными на протяжении всего курса обучения. Например, одна из целей базового курса информатики – «….» (ГОСО).
Тематические цели являются более конкретными и выражают требования к учебным достижениям учащихся по каждой теме курса. Такие цели рассчитаны на несколько уроков, составляют одну тему. Например, «сформировать умения работы с текстовыми документами».
Поурочные цели – это цели каждого конкретного урока. Они выражают определенные шаги в достижении в достижении тематических целей и определяют учебную деятельность на уроке. Например, «формирование умения выделения, перемещения копирования фрагмента текста».
Тематическая цель не раскрывает специфика каждого конкретного урока темы. Так, на первых занятиях темы обычно планируется ознакомление с учебным материалом, далее – работа над усвоением основных понятий темы и формированием умений, затем закрепление знаний и развитие умений, а заключение темы – обобщение изученного. Таким образом, различные уроки даже одной темы предполагают различную учебную деятельность, которая подчинена различным целям.
Не раз приходилось слышать вопрос: как правильно ставить и формулировать цели и задачи урока. Скажем сразу, однозначного ответа на этот вопрос нет.
Цель урока – должна быть одна и выражена отглагольным существительным (имя существительное, образованное непосредственно от глагола). Примеры: хождение (от ходить), формирование (от формировать).
В настоящее время в результате развития технологического подхода к обучению происходит пересмотр способов постановки целей. Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цель обучения (цель урока) формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся (что он будет знать, уметь и т.д.). К цели предъявляются следующие требования:
— цель должна быть конкретна;
— четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;
— цели конкретизируется в задачах, все задачи объясняются учащимся
При формулировании цели урока будем исходить из того, что обучение – очень сложный и индивидуализированный процесс. В исследованиях последних лет обучение определяется как комплексное сочетание склонностей, пережитого опыта, социальных отношений, ценностей, подходов и убеждений, которые в совокупности формируют характер использования человеком конкретных возможностей для получения знаний. /Руководство для учителя. Третье издание. стр.121/
Почему при построении целей урока чаще всего формулируют, так называемую, триединую цель? Это исходит из того, что в психологии обычно выделяют три разных сферы обучения: когнитивную, психомоторную (социальную) и аффективную.
На основании этого, в 1956 году американским учёным Б. Блумом была создана одна из первых схем педагогических целей, которая описывает цели когнитивной (познавательной) сферы. В последующие десятилетия Д. Кратволем и другими учёными была создана вторая часть «Таксономии» (в аффективной области).
Характеристика деятельности и цели обучения в соответствии со сферами обучения приведены в следующей таблице:
Характеристика сфер деятельности
Цели, которые сфера деятельности охватывает
навыки анализа и решения проблем
Цели обучения от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового.
взаимные отношения, такие как привязанность, любовь/ненависть или поклонение
цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели – формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.
навыки, требующие комплексного взаимодействия интеллектуальных и двигательных навыков
Цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.
Выделяются 2 группы педагогических целей: обучающие (когнитивные) и цели личностного развития обучаемых.
Если когнитивные цели могут быть достигнуты в течение одного урока и может быть осуществлена диагностика степени их достижения, то существуют объективные трудности в формулировке и достижении целей личностного развития учащихся, поскольку нельзя четко описать и диагностировать интеллектуальные и нравственные приращения обучаемых в рамках одного или нескольких уроков.
Таблица 1. Категории учебных целей в когнитивной области.
Основные категории учебных целей.
Примеры обобщенных типов учебных целей.
Ученик: Знает употребляемые термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.
Ученик: Понимает факты, правила и принципы, интерпретирует словесный материал, схемы, графики и диаграммы, преобразует словесный материал в математические выражения, предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.
Эта категория обозначает умение использовать конкретный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, принципов, законов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.
Ученик: Использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода и процедуры.
Эта категория обозначает умение правильно разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого, выделение взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и внутреннего его строения.
Ученик: Выделяет скрытые (неявные) предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают действие творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.
Ученик: Пишет небольшое творческое сочинение, прилагает план проведения эксперимента, использует знания из различных областей, чтобы сравнить план решения той или иной проблемы.
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими) так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся, или задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях.
Ученик: Оценивает логику построения материала в виде письменного текста, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев качества.
Рекомендации по написанию целей урока
Рекомендации по написанию целей урока
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, речь, память, внимание, воображение.
Как сформулировать цель урока
Цель деятельности педагога – это его стремление, осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости учащихся. В связи с этим учитель обеспечивает или создает условия для данных изменений. Цели урока должны быть максимально конкретными, чтобы при подведении итога урока мы могли обоснованно ответить на вопрос «Достиг ли урок поставленной цели?».
Довольно часто цель урока формулируется простым перефразированием темы урока. Учитель под целью урока иногда понимает цель для себя — что он хотел бы сделать на уроке. Однако он приходит на урок для того, чтобы научить чему-то учеников, поэтому цель урока должна фиксировать, чему ученики должны научиться на уроке.
Начинать формулировку целей урока полезно с определения конечного результата – что ученик должен уметь делать в конце программы обучения.
Требования к формулировке цели:
а) четко сформулированной;
Возможные формулировки:
Нередко учитель стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку.
Но развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.
Возможные формулировки:
Возможные формулировки:
Советы учителю.
Современный урок учителя в условиях реализации ФГОС.docx
Современный урок — это совершенно новый, но в то же время не теряющий связи с прошлым, имеющий непосредственное отношение к интересам живущего человека, насущный, то есть — актуальный урок. Каким именно должен быть современный урок — решать каждому учителю лично, но на сегодняшний день по ФГОС современный педагог обязан изучать и применять современные образовательные технологии на уроке.
Целесообразность классно-урочной системы обучения и пути ее внедрения обосновал в XVII в. Я.-А. Коменский. Эта система давала возможность учителю одновременно обучать многих учеников. Она предусматривала комплектования учебных групп (классов) детьми одного возраста и с одинаковым подготовкой и обучение их по одной программе. Ее эффективность была настолько очевидной, что вскоре урок стал ведущей организационной формой обучения в школах многих стран мира.
2. Какие задачи решает современный урок?
3. Главная форма организации учебного процесса — это:
4. Признаки, характеризующие современный урок использование ИКТ-технологий, реализация идеи дифференцированного обучения, наличие технологической карты урока.
5. Целью каждого урока является:
6. Критерии эффективности современного урока:
Основные критерии эффективности современного урока: самореализация развитие коммуникации моделирование проблемных ситуаций дифференциация рефлексия
7. Как построить урок, чтобы реализовать требования ФГОС?
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.
8. Системно-деятельностный подход предполагает:
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Данный подход, концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
9. Деятельностный подход — это такой метод, при котором:
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
10. Основные компоненты современного урока:
Основные компоненты современного урока: 1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. 2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. 3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. 4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом. 5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. 6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. 7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. 8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
11. Использование информационных технологий на уроке ведет к:
Использование информационных технологий на уроке ведет к. повышению эффективности обучения, осуществлению индивидуального подхода в обучении расширению объёма предъявляемой учебной информации повышению качества контроля знаний обучающихся и разнообразию его формы
12. Какой принцип организации современного урока базируется на взаимопонимании и взаимодействии учителя и учащихся в процессе обучения?