цельный человек что это значит
Что значит быть целостным
А вы знаете, что такое быть целостным, и какие в этом есть плюсы?
Люди часто не задумываются над смыслом своей жизни и не обращают никакого внимания на себя, на свою истинную суть.
Живут по инерции, удовлетворяя свои материальные потребности, и не заморачиваются над тем, зачем живут, и о своём внутреннем состоянии. А ведь, что внутри, то и снаружи. Что излучаем, то и получаем обратно!
Хорошее внутреннее состояние — это основа жизни. Как воспринимаешь происходящие события и людей вокруг, так и живёшь. Если воспринимаешь все в штыки и «огрызаешься» с жизнью, то и видишь её только в таком ракурсе, а если живёшь на позитиве и с принятием того, что с тобой и вокруг тебя происходит, то и мироощущение совершенно другое.
Сегодня очень важно быть целостным и дружить с самим собой, тогда легко идти по жизни, получая от неё удовольствие и радость. Мне видится, что только так можно выжить и спасти себя в нынешнем мире! Не растратиться понапрасну, а вкусить всю прелесть от «Я есмь присутствия».
Что значит быть целостным
Есть различные техники по работе над собой. Но далеко не все их знают, да и не все знающие пользуются ими. Жизнь подбрасывает нам много таких моментов, когда нужно уметь взаимодействовать с людьми и при этом сохранить себя, не потратив свою энергию понапрасну, а часто и во вред себе.
Если человек целостный, то даже никакой энергетический вампир не может его поразить, нарушить его состояние внутреннего равновесия и спокойствия. Ты не включаешься в его интригу, в его провокацию, а «трезво» выслушиваешь его, с принятием того, что он такой, кокой есть, такой энергетический потенциал, такой характер и прочее.
Целостный человек не строит иллюзий, не витает в облаках, где-то там, а реально оценивает происходящую ситуацию и живёт здесь и сейчас!
О состоянии целостности можно много говорить, а достичь этого состояния совсем не просто. Нужна большая работа над собой. Проработка таких своих качеств, как обида, злость, зависть, страх и др., что входит в «букет» разболтанного и растрёпанного в чувствах и эмоциях человека. А зачастую и запутавшегося в жизни.
Чтобы стать целостным, нужно перво-наперво, иметь желание меняться самому, чтобы, как следствие, изменить свою жизнь в лучшую сторону.
А что значит изменить жизнь в лучшую сторону?
В лучшую сторону — это изменить качество своей жизни, убрав все преграды и причины, которые мешают жить хорошо и радостно.
Многие думают, что жить они будут хорошо, только тогда, когда у них будет много денег, квартира, ещё одна машина и другое, то есть «жить хорошо» связывают с материальным аспектом бытия. Это, на самом деле, их ограничивающее убеждение, они отгородились им от мира и не видят из-за него радости в жизни.
Что значит жить по душе
Люди, дорогие мои, опомнитесь! Вспомните, что у вас, прежде всего, есть Душа! Вы есть Душа. А для души, существующей по законам мироздания, эта вся мишура не нужна! Ей нужно удовлетворение от того, что она видит, чувствует, делает, проживает. Это и только это обогащает её энергетический потенциал и, как следствие, продлевает жизнь!
Человек в этом физическом мире, существо временное, поэтому весь накопленный материальный скарб останется, и хорошо, если вас вспомнят добрым словом. А эмоции и чувства душа унесёт с собой и вновь придёт в воплощение уже с этим опытом.
Когда думают: «За что мне это, я ведь такая «пушистая»?» — ну это вы думаете, что вы такая есть, а на самом деле, это следствие ваших прошлых жизней, где вы так же были непримиримыми, обидчивыми, злились понапрасну, завидовали и прочее. А теперь, в теперешней жизни, надо жить с этим наследством. И если вы опомнитесь и захотите остановить это, то нужно, как говорят, «взяться за ум» и начать жить для себя, избавиться, наконец, от всего этого груза прошлого и начать радоваться жизни.
Что значит радоваться жизни
Буквально каждая душа, проходя любой свой урок, должна научиться радоваться жизни. Радость — это высокая вибрация, высокочастотная энергия, а следовательно, высокая ступень в системе мироздания.
Радуйтесь. Радуйтесь. Радуйтесь!
Увидьте, наконец, красивый листочек под ногами, необычный камушек, живописное облачко, солнышко, которое сегодня светит «только для меня и как-то по-особенному»!
Не распыляйтесь по сторонам на разные мелочи!
Путь к себе
Всё богатство сидит у нас внутри и с нами будет всегда, — это наше внутреннее состояние, наш душевный потенциал. Если в вас есть много «мусора», то нужно от него освободиться, наконец, и проявиться, как личность осознанная, наполненная желанием жить, радоваться и творить добро.
Начните Путь к Себе! Время пришло!
Начинайте! Это вам воздастся сторицей. Вот посмОтрите.
Сейчас быстро всё сбывается. Нужно только ваше намерение и большое желание, а потом всё начнёт складываться вокруг вас самым наилучшим образом. Волшебство жизни вас удивит! Подсказки будут идти одна за одной, вы только их не пропускайте!
Нужные книги, новые знакомства, новые возможности, обязательно к вам придут и перевернут жизнь с ног на голову. Не отказывайтесь от тех возможностей, которые открываются! Это окна в новый мир! В новую, доселе неведомую вам жизнь!
А в каком душевном состоянии пребываете вы.
12 вещей, которые делают тебя цельной, сформировавшейся личностью
Не существует какого-то определенного возраста, когда можно с уверенностью сказать, что человек сформировался как личность. Цельность и зрелость — это не про состояние тела, а про состояние ума. Часто человек считает себя взрослым, хотя на самом деле он далек от этого состояния. Прежде чем делать выводы, попробуй проанализировать, сколько из перечисленных ниже вещей есть у тебя.
1. Умение контролировать эмоциональное состояние
Умение контролировать свои эмоции — это, наверное, один из самых важных навыков, который не раз поможет тебе в жизни. От твоего самоконтроля могут зависеть отношения с близкими людьми, личная жизнь, карьера, физическое и психическое здоровье и так далее. Умение контролировать свое эмоциональное состояние включает в себя сдержанность, конструктивное вымещение негативных эмоций, умение не позволять своим чувствам брать верх над здравым смыслом при принятии важных решений.
2. Умение брать на себя ответственность
Важно понимать, что только ты несешь ответственность за свои действия или бездействие. Любое решение, принятое тобой, имеет определенные последствия, за которые в ответе лишь ты один.
Умение брать на себя эту ответственность, не пытаясь переложить ее на окружающих, — показатель того, что ты взрослый не только на основании цифры, указанной в паспорте. Не вини в своих ошибках и проступках кого-то другого — контроль над ситуацией всегда в твоих руках.
3. Сформированные принципы
Некоторые люди зависят от чужого мнения. С одной стороны, это неплохо: ты всегда можешь найти компромисс и сохранить хорошие отношения. Но если копнуть глубже — такая зависимость приносит больше негатива: ты пытаешься вписаться в какие-то рамки, быть похожим на окружающих, следовать за мнением большинства. Всё это лишает тебя твоего собственного мнения, принципов и ценностей.
Сформировавшаяся личность понимает, что она уникальна. Такой человек будет честен в первую очередь с самим собой — он будет действовать в соответствии со своими взглядами на жизнь.
4. Умение откладывать удовольствие
Все мы время от времени предстаем перед непростым выбором. Мы можем вложить честно заработанные 100 тысяч в свой отпуск, полетев в Турцию на неделю, или же в собственный бизнес. Это простой пример, но он может многое рассказать о человеке.
Умение откладывать удовлетворение открывает для тебя новые возможности. Потратив вечер не на просмотр сериала, а на саморазвитие, ты инвестируешь в себя. И твои инвестиции обязательно вернутся в многократном объеме.
5. Отсутствие предубеждений
Твое видение окружающего мира могут сильно ограничивать предрассудки. Сформировавшаяся личность не будет слепо верить в собственную правоту. Такой человек будет прислушиваться к словам других людей, смотреть на ситуацию с разных точек зрения и задаваться вопросом: «Передо мной полная картина или я что-то упускаю?» Зрелый человек способен даже принять непривычное для себя убеждение, если собеседник приведет сильные аргументы.
6. Надежда только на собственные силы
Приятно знать, что в случае беды тебя сможет поддержать твоя родня, друзья или любимый человек. Но куда приятнее и безопаснее в любых ситуациях надеяться исключительно на собственные силы. Взрослая жизнь подразумевает именно такой подход — справляться с проблемами самостоятельно, обращаясь к близким людям только в исключительных случаях.
7. Умение правильно расставлять приоритеты
Семья, друзья, работа, отдых, удовольствия, саморазвитие — зрелому человеку важно научиться правильно расставлять приоритеты. Без этого будет крайне сложно успевать уделять внимание всем сферам жизни. Сформировавшаяся личность понимает, что зацикливаться на чём-то одном неправильно, так как полноценная жизнь должна охватывать и общение, и карьеру, и хобби в равной степени.
8. Умение разрешать конфликты
Умение разрешать конфликты на самом деле достаточно сложно постичь. Ты должен искать компромиссы в спорах, понимать, о чём говорит твой собеседник, уметь смотреть на ситуацию с чужой точки зрения, находить выход из конфликтной ситуации, не давать волю личной неприязни к человеку и так далее.
То, как ты подходишь к решению конфликтов, может многое рассказать о твоей личности. Зрелый человек разговаривает спокойно, понимает, что любой может ошибиться, не опускается до оскорблений и не обвиняет своего оппонента.
9. Стремление к самосовершенствованию
Зрелый человек понимает, насколько важно самосовершенствование. В твоей жизни никогда не настанет тот момент, когда ты сможешь с уверенностью сказать, что достиг идеала во всём, чем занимаешься. Время идет, знания устаревают — ты сталкиваешься с ситуациями, в которых тебе будет не хватать опыта. Это совершенно нормально. Просто стремись становиться лучше и узнавать больше.
10. Понимание причинно-следственных связей
Одна из самых важных вещей, которую понимает сформировавшаяся личность: любое действие имеет определенные последствия. То, что ты делал или не делал сегодня, обязательно отразится на тебе завтра. И исключений в этом правиле нет. Так что зрелый человек всегда думает о возможных последствиях.
11. Готовность упорно трудиться
С опытом приходит осознание, что ничего не дается просто так. Чтобы достичь успеха, ты должен быть готов к долгому и тяжелому труду. Исполнение твоих мечтаний и достижение поставленных целей целиком и полностью зависят от количества усилий, которые ты готов вложить. Вот это по-настоящему взрослый подход к жизни.
12. Эмпатия
Эмпатия — это умение осознанно сопереживать окружающим людям, понимая, что они чувствуют. Другими словами, ты можешь поставить себя на место собеседника и прийти к выводу, как вести себя в ним или что ему говорить в конкретной ситуации.
Эмпатия повышает эффективность коммуникации с окружающими людьми, ведь ты всегда будешь знать, какой подход использовать в общении с человеком.
Как достичь целостности личности. Подлинная Индивидуальность
Цельная личность
Цельная личность – одно из достаточно фетишизированных понятий в житейской, научной и прикладной психологии, педагогике, а также некоторых других гуманитарных областях знания и некоторых формах общественного сознания.
Нельзя считать это понятие четко определенным и устоявшимся, поскольку разные люди (в том числе, и авторитетные специалисты от науки и различных областей деятельности) вкладывают в это понятие разное содержание.
В сниженном житейском понимании цельный человек – это тот, у кого слова не расходятся с делом. То есть, это такой человек, у которого «есть хребет», или «основной стержень» («ядро») личности. Таких людей, безусловно, уважают, однако как-то уж слишком плосковат и недостаточен такой принцип объяснения в качестве основного.
В более многостороннем понимании цельную личность можно определить так: человек, у которого тело, ум, и душа развиты и взаимодействуют гармонично, как некое единое целое.
Нравственность и гармония
Цельная личность – это человек зрелый и сформировавшийся, в достаточной степени самостоятельный духовно, осуществляющий свою деятельность на основе ценностно-нравственных ориентаций. То есть, цельная личность – это, прежде всего, гармонично развитая личность.
Следует заметить, что понимание гармонии серьезно отличается у разных народов и в разных культурах. Однако, в любом случае, любые системы воспитания и образования у разных народов и племен в различных культурах предполагают стремление к достижению личностью цельности.
Развитие и воспитание цельности
Разные образовательно-воспитательные подходы по-разному отвечают на вопрос: «Как стать цельной личностью?», каждая из них предлагает свои методы и подходы. На первый взгляд, они сильно отличаются, на самом деле, большинство прописных жизненных истин, предлагаемых к усвоению в процессе воспитания, подобны в разных системах (например, буддистские, христианские и даже мусульманские нравственные поведенческие принципы во многом совпадают друг с другом, а также с принципами светских систем воспитания и образования).
Предполагается, что личность в процессе развития и воспитания, а также последующего саморазвития усваивает принципы, предлагаемые семьей, системой воспитания и социумом. Предполагается также, что жизненные цели и мотивы цельной личности настроены и реализуется в соответствии с общественными, иначе индивида могут считать социопатом. На самом деле, все значительно сложнее и таинственнее.
Именно личности с уникальным развитием, зачастую, противоречащим понятиям цельности, серьезным образом влияют на развитие духовных, нравственно-ценностных и научно-культурных сфер жизни социума. Влияют как позитивно, так и негативно.
Психика человека – вообще, весьма тонкая материя. Такие понятия как дух и душа, вообще трудно подаются анализу. И уж точно, менее всего квалифицированный анализ личности, ее духовной, психической и нравственной стороны нуждается в наклеивании ярлыков. Увы, подавляющая масса педагогов-практиков не отличается в этом вопросе достаточной душевной деликатностью.
Исходя из этих размышлений и осмыслений, напрашивается мнение, что цельная личность – это человек с собственными мыслями, жизненными смыслами и принципами, которые могут изменяться только в процессе собственной, личной переоценки, а не под давлением других. Такие люди вне толпы, они по-настоящему самостоятельны. Зачастую цельный человек внутренне глубоко одинок, поскольку осмеливается быть самим собой. Приходится быть особо гибким и многогранным – чтобы выжить, не сломавшись психологически.
Ну, и подводя черту, хочется напомнить о том, что человек обычно субъективно наделяет смыслом те или иные значения. Поэтому в психологии каждого из мыслящих людей есть свое понимание цельной личности. В любом случае, наверное, каждому следует стремиться к гармоничному развитию, хотя некоторым легче жить без этого.
Целостность личности как философская проблема
В статье рассматривается феномен целостной личности с точки зрения метафизики человека. Основное внимание уделяется феномену собирания человека как личности в целостность. Такое собирание подразумевает точки сбора, такие как дух, бытие, проект, идеал, логос. Собирая себя в целостность, личность не совпадает сама с собой. Несовпадение внутри человека себя эмпирического и себя идеального ведет к образованию онтологической пустоты, которая является стимулом для личностного усилия, устремляющего человека к собственной целостности. Обретение такого рода целостности происходит через ощущение личностью онтологического одиночества.
Ключевые слова: личность, целостность, собирание себя, дух, бытие, пустота, полнота, метафизический акт, онтологическое одиночество, усилие.
Целостность человеческой личности осуществляется через поиск метафизической основы. Целостностью человек может обладать лишь устремившись к ней. Таким образом, целостность всегда будет ускользать, постоянно требуя нового собирания. П. С. Гуревич пишет: «Человек по определению не может быть целостным» [1. с. 170]. Он постоянно находится в поиске своей сущности. Можно сказать, что целостность является некоторым идеалом для человека. Этот идеал по определению не может быть достижим, но к которому необходимо стремиться. Целостность воплощена в идеале, приобщившись к которому личность обретает полноту бытия. Идеал может выступать как точка собирания человека. Он всегда находится впереди человека, в будущем, тем самым представляет собой структуру проекта. Такое проектирование имеет онтологические основания. Только благодаря онтологическому основанию проектирование не может быть произвольным.
Таким образом, единичное «я» становится причастно к сфере духа. Через дух человек может собирать себя в некотором осознанном пути, следуя от себя как сущего к себе как бытию. В сфере духа человек слышит шепот всех людей, живших до него, которые стремились к воплощению в себе идеала человечности. Этих людей зовут творцами культуры. Попадая в сферу духа, мы попадаем в некоторый порядок, но не можем надолго удержаться в нем. И поэтому приходиться постигать этот порядок заново. Только дух, воплощенный в человеческой личности, является органом постижения порядка бытия. Следовательно, только человек, существующий в сфере духа, воплощается во всей своей целостности как личность.
Интуиция о духе была известна еще с древних времен. В древности вселение духа в человека происходило в обряде инициации. В ходе инициации в неофита вселялся дух предка. Мирча Элиаде пишет: «К концу испытаний неофит обретает совершенно другое существование, чем до посвящения: он становится другим» [7. с. 13]. После вселения духа предка, человек перестает принадлежать себе. Теперь он принадлежал духу, который всегда больше эмпирического человека. Принадлежа духу, мы все время не совпадаем с собой эмпирическим. В этом несовпадении и заключается залог роста. Вселение духа предполагает преображение, в котором мы можем приобрести немыслимое богатство бытия. Только через собственное преображение мы становимся представителями человеческого рода, в результате чего обретаем целостность. В сфере духа человек всегда приобщается к чему-то большему, чем есть он сам. Дух, понятый на современный лад, является духом культуры. Приобщаясь к культуре, человек начинает существовать как родовое существо, благодаря чему приобщается к идеалу человечности. Воплощая в себе идеал человечности, человек проживает в себе человека, бытийствуя во всей своей целостности.
Пребывая в бытии, человек больше не хочет быть бездомным. Хайдеггер определяет человеческое существование как «присутствие в его не-по-себе, исходное брошенное бытие-в-мире как не-у-себя-дома» [6. с. 276]. Само понятие дом для человека является важным, по причине того, что только дома человек может обрести целостность. «Тяга быть повсюду, как дома» может быть понята как тяга к целостности. Только ощущая себя в бытии как дома, может появиться опыт осмысленной свободы, которая подразумевает служение бытию. Такое служение не допускает произвол, но и не означает рабства, что, в конечном итоге, определяет свободу как осознанную необходимость. Тем самым бытие возвышает человека до его онтологического статуса, в котором открывается царство свободы, где человек перестает быть только эмпирическим существом. В этом царстве свободы человек начинает собирать себя в целостность.
Человек занимается постоянным собиранием различных фрагментов мира в целостность. Такое собирание подобно логосу. Как пишет А. Ф. Лосев: «Логос не цельность, но принцип цельности; не индивидуальность, но метод ее организации; не созерцательная картинность и воззрительная изваянность, но чистая возможность их; не общность, но закон получения ее и т. д». [2. с. 44]. Логос рассеянное достраивает до единства, создавая цельную и непротиворечивую картину нашего восприятия. Логос открывает человеку мир во всей своей целостности. Даже если человек имеет дело с фрагментом реальности, он способен достроить этот фрагмент до целого. Он способен держать идею мира в своем сознании. В логосе человек становится целостным, ощущая себя онтологической единицей мира. Такая способность доступна человеку как родовому существу. Только в своем родовом пространстве он становится универсальным, безмерным в своем становлении. Человек должен становится единым с человечеством, через свою родовую сущность. Такое собирание в целостность всегда начинается изнутри человека, где посредством собственной воли человек совершает усилие, подводя к общему знаменателю разноосновные составляющие собственной жизни. Этим знаменателем может служить собственное «я», вокруг которого выстраивается целостная картина мира. «Я» имеет способность все центрировать на себе, внутри себя оно уже должно быть целостным, собранным в кулак. «Я» не может быть в разобранном состоянии в момент бытийствования или совершения метафизических актов: актов любви, веры, совести, сочувствия. Только в собранности «я» может возникнуть ощущение полноты жизни, когда мы начинаем видеть и слышать всем существом в неразрывном единстве души и тела.
Собирание себя в целостность происходит через уединение, где личность пребывает наедине с собой в состоянии одиночества. О. Ю. Порошенко пишет: «Человек устанавливает связь с бытием в одиночестве» [3. с. 142]. В этот момент личность буквально оторвана от всего остального мира, для того чтобы встретится с бытием. Происходит остановка, пауза во внешнем мире, для того чтобы погрузится в свой внутренний мир и остаться наедине со своими ожиданиями, представлениями и желаниями. Испытывая на себе онтологическое одиночество, человек проявляет заботу к самому себе как личности. Трансцендируя к бытию в осознании собственного одиночества, мы становимся свободны для собственного собирания. Самосознание сделало человека чужим в мире. Через осознание чужести мира, в человеке возникло ощущение собственного одиночества, которое в себе несет позитивный момент для осмысления мира и собирания его по-новому в своем внутреннем мире. Но такое собирание возможно только тогда, когда сам человек представляет собой мир. О. Ю. Порошенко пишет, что одиночество выступает как «экзистенциал, концентрирующий смысложизненную проблематику, в едином месте, в точке «я», окруженной личными границами» [3. с. 142]. Через одиночество и причастность к бытию, человек становится сам миром в самом себе, где появляется его осознанное «я». Только после обретения собственной целостности человек прекращает паузу и приходит в мир уже в собранном виде. Эта собранность постоянно норовит распасться, и поэтому, посредством уединения, необходимо приобщиться к бытию, где происходит постоянное воссоздание целостности человека. Только в этом состоянии человек может приобщиться к своей родовой сущности, «поднимаясь над самим собой», над узкой формой своей индивидуальности, становясь одним целым с судьбой человечества, где он больше не психика, он уже дух.
Наше «я» ни на чем не держится, если его не поддерживать своим собственным усилием, оно норовит распасться. Поэтому она требует постоянного собирания. Рефлексия помогает нашему «я» искать самообоснование своей внутренней сущности. Так же она помогает обнаружить наше «я» путем интроспекции через собственную память. Память фиксирует наши изменения, выступая как орган собирания. Г. К. Сайкина пишет: «Иметь «я» значит помнить» [5. с.50]. Через рефлексию и память мы постепенно начинаем иметь представление о себе, как о некотором целостном существе. Человек изначально не целостен по причине принадлежности к тому или другому полу. Он проявляет недостаточность, принадлежа к полу. Существо человека не в противоположном поле, а в единстве полов. Человек должен реализовать в себе единство полов. Обрести целостность, воплощая в себе гармонию обоих полов, можно лишь через открытие в себе родовой сущности. Личностная форма имеет возможность собирать в единое целое всю человеческую жизнь, а также жизни других людей, когда-либо живущих на земле, которые представляют собой человеческий род. Через собирание в своей личности человеческих жизней, мы постоянно пересобираем родовое тело человека, которое так же нуждается в собирании, как и отдельный индивид. Еще в первобытные времена, когда родовая сущность позволяла человеку быть целостным и неделимым индивидом, сохраняя его индивидность, люди предпринимали коллективные усилия в ритуале. Ритуал сохранял целостность рода, не позволял ему распасться.
Собранность человека никогда не может быть окончательной. Она постоянно требует рефлексивного опыта самого себя во всех временах. Только в рефлексии себя настоящего, в воспоминаниях о себе прошлом и представлении себя будущего, человек пребывает целостно в каждом моменте времени как личность. Пребывая в состоянии целостной личности, человек живет в гармонии со временем и со своими желаниями, людьми миром и собственной совестью. Собранность предполагает восхождение к новому собиранию. Она в своей полноте недостижима при жизни, так как жизнь предполагает постоянное движение и протекание ее в действительности. Но при этом целостность личности возможна, лишь, когда человек включен в полноту бытия.