цахес что это означает
ЦАХЕС
Полезное
Смотреть что такое «ЦАХЕС» в других словарях:
Цахес — Крошка Цахес, по прозванию Циннобер (нем. Klein Zaches, genannt Zinnober) Обложка русского издания Жанр: Сказочная повесть Автор: Гофман, Эрнст Теодор Амадей Язык ори … Википедия
Крихітка Цахес — Жанры пост панк, трип хоп Годы с 1997 года Страна … Википедия
Крошка Цахес, по прозванию Циннобер — У этого термина существуют и другие значения, см. Крошка Цахес. Крошка Цахес, по прозванию Циннобер (нем. Klein Zaches, genannt Zinnober) … Википедия
Крошка Цахес — Крошка Цахес: Крошка Цахес, по прозванию Циннобер сказочная повесть Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Крихітка Цахес киевская рок группа. Крошка Цахес по прозванию Пелевин произведение Сергея Белякова. Крошка Цахес (спектакль)… … Википедия
Крошка Цахес — С немецкого: Klein Zaches. Герой фантастической повести «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» («Klein Zaches, genannt Zinnober», 1818, опубл. 1819) немецкого писателя романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776 1822) злобный и уродливый карлик … Словарь крылатых слов и выражений
Крошка Цахес — Студ. (филол.). Шутл. Преподавательница зарубежной литературы. (Запись 2003 г.). /em> По имени героя сказки Э. Т. А. Гофмана … Большой словарь русских поговорок
На першому місці (альбом) — На першому місці Альбом Крихітка Цахес Дата выпуска 2005 Жанры пост панк … Википедия
ЛИТЕРАТУРА И МИФЫ — Постоянное взаимодействие Л. и м. протекает непосредственно, в форме «переливания» мифа в литературу, и опосредованно: через изобразительные искусства, ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии, а в последние века через научные… … Энциклопедия мифологии
Рецепт (Альбом) — Рецепт студийный альбом Крихітка Дата выпуска в интернете 27 декабря 2009 на CD 30 декабря 2009 Записан Sugar Studio Жанры Alternative … Википедия
Крихітка — Жанры альтернативный рок, поп рок, инди рок Годы 2007 год настоящее время Страна … Википедия
Крошка Цахес
Смотреть что такое «Крошка Цахес» в других словарях:
Крошка Цахес — Крошка Цахес: Крошка Цахес, по прозванию Циннобер сказочная повесть Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Крихітка Цахес киевская рок группа. Крошка Цахес по прозванию Пелевин произведение Сергея Белякова. Крошка Цахес (спектакль)… … Википедия
Крошка Цахес — Студ. (филол.). Шутл. Преподавательница зарубежной литературы. (Запись 2003 г.). /em> По имени героя сказки Э. Т. А. Гофмана … Большой словарь русских поговорок
Крошка Цахес, по прозванию Циннобер — У этого термина существуют и другие значения, см. Крошка Цахес. Крошка Цахес, по прозванию Циннобер (нем. Klein Zaches, genannt Zinnober) … Википедия
Цахес — Крошка Цахес, по прозванию Циннобер (нем. Klein Zaches, genannt Zinnober) Обложка русского издания Жанр: Сказочная повесть Автор: Гофман, Эрнст Теодор Амадей Язык ори … Википедия
ЦАХЕС — (нем. Zaches) герой сказки Э.Т.А.Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819). Сын бедной крестьянки фрау Лизы, нелепый уродец, до двух с половиной лет так и не научившийся говорить и хорошо ходить, Ц. пугал окружающих своей внешностью.… … Литературные герои
КРОШКА — Боря. Прост. Шутл. ирон. Б. Моисеев, популярный эстрадный певец и шоумен. Крошка Кири. Жарг. полит., журн. Шутл. ирон. С. В. Кириенко, полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе. МННС, 176. Крошка Цахес. Студ. (филол … Большой словарь русских поговорок
Крихітка Цахес — Жанры пост панк, трип хоп Годы с 1997 года Страна … Википедия
ЛИТЕРАТУРА И МИФЫ — Постоянное взаимодействие Л. и м. протекает непосредственно, в форме «переливания» мифа в литературу, и опосредованно: через изобразительные искусства, ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии, а в последние века через научные… … Энциклопедия мифологии
Куклы (программа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Куклы. Куклы Жанр сатирическое кукольное шоу Начальная тема Заставка телепередачи (1995 1998),Заставка телепередачи (1998 2002) … Википедия
Каретников, Николай Николаевич — род. 28 июня 1930 в Москве. Композитор. В 1953 окончил Моск. конс. по кл. композиции В. Я. Шебалина. Соч.: балеты Ванина Ванини (по Стендалю, Москва, 1961), Геологи (Москва, 1963), Крошка Цахес по прозванию Циннобер (по Гофману, Ганновер, 1970);… … Большая биографическая энциклопедия
Психоанализ личности крошки Цахеса
После прочтения «Анатомии человеческой деструктивности» Эриха Фромма, создавшего блестящую психоаналитическую характеристику личности Гитлера, меня привлекла к себе проблема структуры личности гофмановского крошки Цахеса, волей случая занесенного на вершины власти. Как автор 10-томника о тоталитаризме, я внес посильный вклад в демифологизацию величайших злодеев в человеческой истории, признанных собственными народами «великими вождями», а на самом деле — жалких, бездарных невротиков и некрофилов, совершивших все мыслимые и немыслимые преступления и ошибки.
В 10-томнике «Йехуизм» («Тоталитаризм») я выяснил, что психика диктатора или тирана является специфической формой психических нарушений и во многом соответствует установленным в психиатрии чертам психопата:
— бессердечность, нетерпимость, патологическая подлость и супернарциссизм;
— патологическая эгоцентричность и органическая неспособность любить других людей или проявлять к ним сочувствие, полное безразличие к боли других людей;
— абсолютная неспособность к сожалению или ощущению вины за совершаемые злодейства;
— неадекватное восприятие действительности;
— безответственность, непредсказуемость и непонимание последствий своих импульсивных действий;
— патологические коварство, ложь, отсутствие каких либо-либо моральных устоев;
— исключительная подозрительность, доходящая до паранойи, и садистская жестокость, сопровождаемая полным отсутствием чувства вины и раскаяния;
— неспособность адекватной самооценки, отсутствие способности видеть себя глазами другого человека. Вместо того, чтобы осознать свою вину за содеянные непотребства, психопат ищет причину неудач в конспирологических мифах и обвиняет в своих неудачах исключительно «вражеское окружение»;
— органическая неспособность признавать собственные просчеты и ошибки.
Эти черты в той или иной мере присущи многим диктаторам-психопатам. Я бы добавил к этому патологическое самозошоривание: диктатор видит мир через узкую щель-амбразуру, считая все находящееся за ее пределами несуществующим или незначительным.
Когда вожди с психическими отклонениями или маниями приходят к власти, страна не просто в опасности — стране грозит брейкдаун, коллапс. Страна меняется и прямо на ваших глазах начинает катиться в пропасть. Это как камнепад. Невозможно предсказать, какой именно камушек его вызовет. Так изголяться над страной, как такие упыри при власти, не могут даже самые лютые ее враги.
Психическое здоровье — это когда человек принимает себя со всеми своими плюсами и минусами, добром и злом. Именно поэтому психически здоровый человек способен принимать других такими, каковы они есть, а также быть терпимым к чужим мнениям.
Крошка Цахес органически не способен вместить в себя всю полноту мира из-за абсолютной психической зашоренности: он не может не только принять весь мир, но — собственную глубинную неполноценность, потому что это разрушительно для него самого. В психологии существует понятие «защитные механизмы эго», действующие на неосознаваемом уровне, — это механизмы фальсифицируют восприятие полноты реальности, дабы сделать внутреннюю разрушительность менее угрожающей для индивида. Одним из таких механизмов является вытеснение (или «мотивированное забывание»), удаляющее из сознания крошки Цахеса мысли и чувства, касающиеся его некрофилии или дьявольщины.
Другой механизм называют «проекцией» — он проявляется в том, что крошка Цахес приписывает собственную деструктивность другим людям или окружению. В результате проекции человек возлагает вину за свои недостатки или промахи на кого-нибудь или что-нибудь. Еще один — рационализация — проявляется в том, что крошка Цахес обеспечивает внутренний психологический комфорт за счет сокрытия от осознания истинных мотивов своих действий, мыслей и чувств.
«Защитным механизмом эго» является также отрицание, которое проявляется в том, что психотравмирующая крошку Цахеса информация не допускается в сознание. Эти и иные защитные механизмы эго используются психикой Цахеса для защиты от внутренних и внешних угроз.
Вообще-то все люди так или иначе используют защитные механизмы эго, несмотря на то, что последние в различной степени искажают отражение реальности, уводят нас от удовлетворения реальных потребностей. Но травмированная психика крошки Цахеса только из них и состоит…
Здесь мне хотелось бы уточнить общие черты психологического портрета крошки Цахеса на примере одного из ярких представителей этого типа.
Как правило, наш крошка Цахес перенес серьезную психотравму в детстве (варианты — родовая травма, серьезные проблемы вынашивания плода матерью, жестокость родителей и окружения, проблемное детство и т.п.)
Этому типу присущи недоверчивость, подозрительность и мнительность, свидетельствующие о страхе, растерянности и боязни подвоха. Все эти качества таятся в плебейском подсознании среды, из которой он вышел. Еще он высокомерен, поскольку уверен, что «сделал себя сам» и постоянно видит холуйское поведение «свиты». В имидже крошки Цахеса таится явный «перебор»: в стремлении «подать себя» он неизменно перебарщивает и скатывается к карикатуре — отсюда театральность, напыщенность, клоунада… Это — извне, но еще хуже изнутри: ведь от себя не уйдешь, от собственного бессознательного не убежишь, а там, как гвоздь в голове, — явная неполноценность и никчемность даже по сравнению с ничтожной и продажной челядью.
«Увы, от себя самого не уйдешь! Самого себя не обманешь! В этом — вся трагедия. То, что другим давалось легко и без труда, он с его непривлекательной, лишенной обаяния внешностью и угловатыми манерами, должен был брать осадой как крепость.
Ему повезло: внутри него полыхал такой костер ядерных амбиций, крылась такая нерастраченная энергия недоверия и презрения к ничтожным «счастливчикам», которым все дается и все можно с рождения, что собрав их в мощный лазерный луч воли, он смог пробиться».
Но бессознательное крошки Цахеса всегда начеку, ибо такова болезненная реакция подсознания на реальность: ведь в глубине души ему ясно, что он не сам пробился, а подняли именно те, кого больше всех презирал и ненавидел — пустопорожние демократы-либералы-импотенты-геи. И еще острее и болезненнее: они возвысили, но они же и могут снести, сбросить вниз, в пропасть, в родную подворотню, а то и просто — в расстрельный ров… Как это не трагично, но он тоже заложник — не только власти, но и тех, кого сам «вывел в люди».
На то он и крошка Цахес, что за внешней решительностью и волей таятся бессилие, слабость, несамодостаточность и склонность к отступлению перед вызовами и угрозами со стороны. Еще — падкость на лесть и особенно страсть к золотому тельцу. Еще хуже — в глубине невзрачного существа таится животный страх слабака перед реальными, а не вымышленными угрозами. Он-то лучше других сознает свой полковничьий «потолок», а тут — держава, империя, неблагодарное отечество, нежданно-негаданно свалившиеся несостоявшемуся таксисту на голову… Отсюда — ярая ненависть к более умным и самодостаточным, особенно тем, кого не смог одурачить мишурой и «цацками».
Психотерапевт Швейцарской Федерации Психологов (FSP) и эксперт в области психобиографии и судебной психологии Филип Жаффе (Philip Jaffе), характеризуя этот психотип, говорит, что ему присущи проблемы с развитием отношений, поиском друзей и социальной адаптацией как таковой. Волей случая заброшенный на вершину власти такой тип компенсирует свои психотравмы и комплексы — нарциссизмом, желанием всё держать под контролем, а комплекс неполноценности вытесняется быстро развивающейся манией величия: внешняя серость и низкорослость выдаются за признаки мачизма, а психологическая убогость — за альфа-самцовость.
«Они живут в таком пузыре. Все остальные смотрят на них, прислуживают им, всегда повинуются им, то есть, как правило, они потом начинают верить в то, что они лучше других, что они особенные, понимаете? Все эти факторы в значительной степени связывают людей, которые находятся у власти, особенно, если их власть не контролируется, не балансируется другими структурами».
Личности такого психотипа отвечают английскому выражению «as cool as a cucumber» (спокойный, как огурец), камуфлирующему глубинное бездушие и полное отсутствие харизмы. Нарциссам вообще несвойственны человечность и терпимость, они очень скрытны, но неплохо владеют актерским мастерством и умением «подать себя» быдлу.
Крошка Цахес, бессознательный характер которого деформирован в перинатальном, родовом или инфантильном периоде развития, крайне чувствителен к психологическим травмам и унижениям. Он вообще не склонен прощать, особенно — личные обиды. Он может быть слаб в нападении, но неизменно мастер защиты и упреждения, поэтому опирается исключительно на силу — всегда старается «бить первым» и в этом проявляется его архаичность и первобытность (комплекс вожака стаи). «Он постоянно символизирует (почти на грани карикатуры) альфа-самца. Он должен быть замечен в качестве доминирующего самца».
«Крошка Цахес» — пленник неолитического имиджа, который он создает и отчаянно проецирует на быдломассу, тем самым возвращая и ее в первобытно-племенное состояние страха-поклонения шаману-вождю. Для самого же шамана-вождя это является мощным стимулом преодоления глубинного чувства неполноценности. «Он должен постоянно демонстрировать, что силен и что нет никаких признаков ослабления обороны, так он чувствует себя комфортно. Потому что он чувствует себя в некотором смысле некомфортно, и это снова возвращает нас к его детству, в котором имели место обида и травмы».
Важным элементом преодоления комплекса неполноценности является создание преданной свиты, мощной и солидной группы поддержки — не только среди «силовиков», но, особенно, среди «лучших людей города», то есть интеллигенции в понимании Евгения Шварца или «образованщины» в понимании А.И.Солженицына. Игра эта обоюдовыгодная: крошка Цахес ощущает собственное величие, «лучшие люди города» получают льготы и ренту…
Платой же самих диктаторов за такого рода манипуляции является утрата чувства реальности, иррациональная реакция на происходящее, непредсказуемость и усиливающаяся социальная деструктивность. У них часто возникает «hubris syndrome» («синдром превышения дозволенного») — гипертрофированное самолюбие, связанное с тем, что в течение длительного времени у человека в руках была слишком большая власть.
Этот и иные синдромы бесконтрольного властвования, увы, не только неизлечимы, но имеют тенденцию к бесконтрольному росту и усилению вышеперечисленных проявлений психопатии. Само стремление таких личностей к абсолютной власти ведет их к саморазрушению в психическом и физическом отношении — как Гитлера, Сталина и всех нынешних…
Увы, психопатия крошек Цахесов весьма заразна: за поклонение некрофилам народонаселение рассчитывается серьезным помутнением разума. Если оно на протяжении всей истории не знало свободы и демократии, подчиняясь сильной централизованной власти, то это не может не сказаться на племенном менталитете. Это ведет к симбиозу быдла с тиранией, к соучастию и, что самое страшное, — к притягательности зла, к движению истории по кругу, от одного крошки Цахеса к другому… Между крошкой Цахесом, свитой и народонаселением рано или поздно складывается патологическая связь: чем полнее отказ холопов от личной свободы, от независимости и участия в политическом процессе, тем больше их поклонение диктатору.
«В патологическом садизме нередко случается, когда складывается садистическая пара. Доминант подчиняет себе человека слабого и, как правило, нарушенного и соблазняет его на преступление, как бы давая разрешение. Примерно тот же механизм включается, когда диктатор, опираясь на определенные слои подвластного ему общества, заливает страну кровью. Там тоже есть разрешение, морально-неустойчивые, или психически-особые люди и удовольствие от абсолютной власти… Диктатор и его народ — это садистическая пара, сложившаяся по принципу симбиоза и дополняющая друг друга. Их связывает принцип удовольствия. Удовольствие лидера в том, что он обладает властью высвободить зло в своем подчиненном, а удовольствие зависимого подчиненного в том, что он освобождается от ощущения собственной никчемности».
В книге «Анатомия человеческой деструктивности» Эрих Фромм так описывает цели садистического самоутверждения: «Я считаю, что сердцевину садизма, которая присуща всем его проявлениям, составляет страсть, или жажда власти, абсолютной и неограниченной власти над живым существом, будь то животное, ребенок, мужчина или женщина. Заставить кого-либо испытать боль или унижение, когда этот кто-то не имеет возможности защищаться, — это проявление абсолютного господства (одно из проявлений, хотя и не единственное)… По своей сущности садизм не имеет практической цели: он является не «тривиальным», а «смиренным». Он есть превращение немощи в иллюзию всемогущества. То есть это — религия духовных уродов».
Еще одна черта крошки Цахеса, вскрытая Эрихом Фроммом, — дремучесть, архаика, неизменное движение вспять: «Авторитарная личность преклоняется перед прошлым: что было — будет вечно; хотеть чего-то такого, чего не было раньше, работать во имя нового — это или безумие, или преступление. Чудо творчества — а творчество всегда чудо — не вмещается в его понятия».
Для крошек Цахесов единственной реальностью является фикции, сложившиеся в их болезненно-травмированном сознании и не имеющие точек соприкосновения с действительностью. Их коварство и сила часто вытекают из конспирологии, психических комплексов или «поехавшей крыши» — абсолютного разрыва со всей полнотой жизни. Они доверяют «тайным» источником больше, чем общедоступной информации. Пребывая в состоянии почти религиозного воодушевления, они неизменно становятся непоколебимыми фанатиками на службе у дьявола. Это дает им ощущение того, что они стоят выше других и являются исключительными.
Еще одним следствием архаичности или дремучести психотипа диктатора является бессознательная проекция собственных неудач на внешних врагов. Не зная и не испытывая чувства вины, диктатор буквально деформирует реальность, списывая личные поражения и страхи на происки «фашистского» Запада во главе с США. Это ведет к мощной стимуляции национализма и патриотизма у «пушечного мяса». Я бы сказал, что степень их накала является прямым результатом активной фазы цахизма. Это, кстати, очень давно подметил русский сатирик М.Е.Салтыков-Щедрин…
Ни крошке Цахесу, ни быдлу никто не смеет напоминать об их слабости или отсталости. Напротив, незначительный успех выставляется напоказ, а если нет и такового, на помощь приходят мифология и фальсификации. Таким образом, «ночная часть» их психики спроецирована на врагов, а «дневная» — на самоутверждение и самоидентификацию вопреки горькой реальности.
почему крошка цахес был циннобер? что значит слово циннобер?
Ки́новарь (от др.-греч. κιννάβαρι, лат. cinnabari неясной этимологии) — оттенок красного цвета и краска этого оттенка; соответствующий неорганический пигмент изначально получали из ртутного минерала киновари.
Русское название цвета в ходу по крайней мере с XII века, со временем киноварь стало обозначать не только цвет, но и минерал. Другое название этого цвета — китайский красный — в русском языке в ходу с начала XX века. Толкование греческого названия киновари κιννάβαρι как «драконова кровь», принятое в Европе XIV—XVIII веков и до сих пор встречающееся как этимологическая версия, возможно, было основано на рецепте китайской красной краски, изготовляемой из ядовитого сока китайского лакового дерева. Во многих европейских языках тот же пигмент из киновари и соответствующий цвет с XII века именовались фр. vermillon— «вермильо́н» в русском языке. До XVII века это название использовалось в Европе наряду с названием киноварь («цинобер» — kinnabari, cinnabar и др.), затем вермильон стал доминирующим названием. Яркий жёлто-красный оттенок краски из того же минерала в русской традиции может именоваться цино́бровый (от нем. zinober). В некоторых источниках можно найти указание на использование названий киноварь, вермильон, китайский красный для различающихся рецептурой красных красок и различающихся между собой оттенков красного, и указания на различия между несколькими видами оттенков цвета вермильон. Так, отмечается, что вермильон, этимологически происходящий от лат. vermis (червь), должен по цвету быть близок к кошенили, а цвет краски из киновари может варьировать от оранжево-красного до синевато-красного, в том числе и из-за примесей. В разное время в Европе киноварью могли называться оттенки, получаемые с применением более дешёвых красок: лат. minium — свинцового красного, и красок на основе охры, аурипигмента, иодида ртути. Киноварь может описываться как ярко-красный малиновый оттенок, красный и суриково-красный, яркий красно-жёлтый, насыщенный и броский красный,
красный цвет как таковой, среднее состояние красного цвета.
Он просто себе такое имя придумал, потому что крошка Цахес звучит стремно
СКАЗКИ ГЕРМАНИИ
Волшебный мир старой немецкой сказки
ТАКАЯ ПРАВДИВАЯ СКАЗКА. ГОФМАН. «КРОШКА ЦАХЕС ПО ПРОЗВАНИЮ ЦИННОБЕР»
«..Окруженная горными хребтами, эта маленькая страна, с ее зелеными, благоухающими рощами, цветущими лугами, шумливыми потоками и весело журчащими родниками, уподоблялась.. дивному, прекрасному саду..» |
«. Злой уродец барахтался и упирался, ворчал и норовил укусить фрейлейн за палец, но она сказала:
— Успокойся, успокойся, майский жучок! — и стала тихо и нежно гладить его по голове, проводя ладонью ото лба к затылку. И мало-помалу всклокоченные волосы малыша разгладились, разделились пробором, плотными прядями легли вокруг лба, мягкими локонами упали на торчащие торчком плечи и тыквообразную спину. Малыш становился все спокойнее и наконец крепко уснул. «
Как только все узнали правду, мерзкого уродца выгнали из дома, и он в ужасе бежал.
Несчастный карлик умер, застряв «в красивом серебряном сосуде с ручкой», где пытался спрятаться, и в виде последнего благодеяния волшебник Альпанус вернул ему после смерти облик красавчика.
«Собственно, эта повесть могла бы закончиться трагической смертью маленького Циннобера. Но разве не приятнее будет, когда вместо печального погребения ее завершит радостная свадьба.
Свадьбу Бальтазара справляли в загородном доме. Он, его друзья — Фабиан, Пульхер, все дивились несравненно й красоте Кандиды, волшебной прелести ее одеяния, всего существа.
Но у «Крошки Цахеса» оберток много, эта сказка похожа на луковицу, где под одним слоем скрывается другой, а под тем — еще один. Чем старше и умудренней жизнью становится человек, тем больше и больше слоев находит он в гофмановском «Цахесе».
Итак, действие разворачивается в некоей сказочной стране, «прелестнее которой вряд ли можно сыскать».
Но действительность, и зображенная Гофманом, опровергает эти слова. Она сильно напоминает реальность какого-нибудь небольшого немецкого княжества, с которой так хорошо знаком сам автор. Оба владетельных князя — Пафнутий и его преемник Барсануф — похожи друг на друга. Оба они менее всего заняты делами государства. При их дворе можно войти в доверие к властителю и получить высокую должность, одолжив князю несколько дукатов или вовремя посодействовав снятию пятна с княжеского камзола.
Не отстает и официальная наука. Ученые мужи, вроде профессора Моша Терпина, обслуживают двор, не забывая о собственных интересах. Профессор получает из княжеских лесов лучшую дичь, а свои «научные» штудии предпочитает проводить в княжеском погребе, дабы установить, «по какой причине вино не схоже по вкусу с водой».
«..Фабиан, совершенно переменившись, ибо его окончательно покинул дух сомнения, превозносил высокое благородство Проспера и предложил свою помощь при расколдовывании Циннобера. «
» Кандида прочла гетевского «Вильгельма Мейстера», стихотворения Шиллера и «Волшебное кольцо» Фуке и успела позабыть почти все, о чем там говорилось; весьма сносно играла на фортепьянах и даже иногда подпевала; танцевала новейшие гавоты и французские кадрили и почерком весьма разборчивым и тонким записывала белье, назначенное в стирку. А если уж непременно надо выискать у этой милой девушки недостатки, то, пожалуй, можно было не одобрить ее грубоватый голос, то, что она слишком туго затягивалась, слишком долго радовалась новой шляпке и съедала за чаем слишком много пирожного. Непомерно восторженным поэтам еще многое в прелестной Кандиде пришлось бы не по сердцу, но чего они только не требуют. «
«— ну, так ежели их маленькое превосходительство и впрямь мое дитятко, то, значит, мне в наследство достанутся все красивые вещи, что тут стоят вокруг, весь дом, со всем, что в нем есть?
— Ну, ну! — воскликнула фрейлейн почти с досадой. — Ну, это совсем вздорная мысль! Это никак невозможно!
Тут старушка принялась всхлипывать, жаловаться и сетовать:
— Что мне от того, что мой крошка Цахес достиг высоких почестей и большого богатства! Когда б остался он у меня, я бы взрастила его в бедности, и ему б никогда не привелось упасть в эту проклятую серебряную посудину, он бы и сейчас был жив и доставлял бы мне благополучие и радость. Я носила бы его в своей корзине по округе, люди жалели бы меня и бросали бы мне монеты, а теперь. «
Цахес одновременно смешон и страшен. Смешон своими нелепыми попытками являться кем-то — хорошим наездником, поэтом или скрипачом-виртуозом. Но он одновременно и страшен, потому что обладает явной и несомненной силой не быть, а казаться.
Цахесы сплошь и рядом совершают дурные поступки, но наказания не несут, — расплачиваются за их зло другие люди (и иногда своими жизнями).
Полно вокруг и феечек с волшебниками, которые непонятно почему одаривают своих протеже всевозможными благами, не принимая во внимание то, что если у человека испорчено сердце, то как ему не помогай, его не изменишь.
Образ этого маленького мерзкого карлика настолько емок, что он может явиться (анти)героем десятка совсем не сказочных историй.
Впрочем, разве крошка Цахес не живет в каждом из нас? Вопрос лишь в том, насколько сильно мы позволяем ему овладевать нашей душой..
Как известно, в конце XVII века зарождается научное востоковедение. В 1704-1714 годах во Франции в переводе А. Галлана вышли арабские сказки «1001 ночь», которые вызвали множество подражаний, наполненных экзотическими именами, названиями, картинами природы, быта и нравов.
Поэтому, конечно же, у сказки Гофмана было множество литературных предшественников. Это, конечно же, «сказки о феях и волшебниках», попавшие в Германию из Франции и ставшие необычайно популярными на немецкой земле после выхода в свет сборника сказок Кристофа Мартина Виланда «Джиннистан, или Избранные сказки о феях и духах».
Противостояние волшебника Проспера Альпануса и феи Розабельверде напоминает нам о магическом поединке Зарастро и Царицы ночи из «Волшебной флейты» К.М.Вилланда (сказки из сборника «Джиннистан»), как, впрочем, и Оберона и Титании из «Сна в летнюю ночь» Шекспира, хотя имя Проспер заставляет нас вспомнить и волшебника Просперо из шекспировской «Бури». Это те же образы противостоящих друг другу колдовского женского и мужского начала в феерическом сказочном обрамлении.
В связи с этим интересен диалог князя Пафнутия и его министра Андреса о «пользе просвещения», данный в самом начале сказки:
«.. — Видите ли, — начал Андрес, усевшись на маленьком табурете насупротив своего князя, — видите ли, всемилостивый господин, действие вашего княжеского эдикта о просвещении наисквернейшим образом может расстроиться, когда мы не соединим его с некими мерами, кои, хотя и кажутся суровыми, однако ж направляемы благоразумием. Прежде чем мы приступим к просвещению, то есть прикажем вырубить леса, сделать реку судоходной, развести картофель, улучшить сельские школы, насадить акации и тополя, научить юношество распевать на два голоса утренние и вечерние молитвы, проложить шоссейные дороги и привить оспу, — прежде надлежит изгнать из государства всех людей опасного образа мыслей, кои глухи к голосу разума и совращают народ на различные дурачества. Преславный князь, вы читали «Тысяча и одну ночь», ибо, я знаю, ваш светлейший, блаженной памяти господин папаша — да ниспошлет ему небо нерушимый сон в могиле! — любил подобные гибельные книги и давал их вам в руки, когда вы еще скакали верхом на палочке и поедали золоченые пряники. Ну вот, из этой совершенно конфузной книги вы, всемилостивейший господин, должно быть, знаете про так называемых фей, однако вы, верно, и не догадываетесь, что некоторые из числа сих опасных особ поселились в вашей собственной любезной стране, здесь, близехонько от вашего дворца, и творят всяческие бесчинства. «
«Сатана кладет на место похищенных им детей зубастых уродцев, а настоящих может мучить. Он часто уносит с собой в воду молодых девственниц и удерживает ее, у пока у них не рождается ребенок; затем он подбрасывает своих детей в колыбели людям, забирая их собственных детей. Но такие подмененные дети, как говорят, живут не больше восемнадцати — двадцати лет».
В литературу альрауна незадолго до Гофмана вводит Ахим фон Арним.
5. Здесь и далее перевод с немецкого советского литературоведа и переводчика Александра Антоновича Морозова (1906-1992).
6. Циннобер (нем. Zinnober) означает «киноварь».
7. Фи ли́ст ер (нем. Philister «филистимлянин») — презрительное название человека с узкими взглядами, преданного рутине; самодовольного мещанина, невежественного обывателя, отличающегося лицемерным, ханжеским поведением.