музыкальный инструмент электромагнитное поле

Лекция за 5 минут: история электронной музыки — от телеграфа до синтезатора

Макс Прошкин

О том, как шло развитие электронных музыкальных инструментов, начиная от телеграфа и заканчивая синтезатором, рассказал на лекции в «Циферблате» правнук изобретателя терменвокса Петр Термен, а T&P публикуют основные тезисы.

Прообразом первого электронного музыкального инструмента послужил музыкальный телеграф. Его концепцию первым сформулировал князь Владимир Одоевский, обогнавший парижских коллег, занимавшихся аналогичными разработками. Система заключалась в том, что каждая нота обозначала сочетание букв, а сочетание нот заменяло азбуку. Телеграф cоздавался прежде всего для военных целей — чтобы шифровать сообщения.

Первым же настоящим электрическим музыкальным инструментом стал телармониум американского инженера Тадеуса Кахилла. Он представлял собой аппарат высотой в два этажа и массой 200 тонн, состоявший из множества генераторов электрического тока, вращающихся с разной скоростью. Звук проходил по телефонным линиям, а играть на инструменте можно было только вдвоем.

Настоящим чудом в сравнении с этой махиной выглядел изобретенный в 1919 году Львом Терменом терменвокс. Играть на нем мог один музыкант: правая рука регулировала высоту звука, а левая — громкость. В 1921 году изобретатель участвует во всесоюзном съезде политехников в Москве, а после Лев Сергеевич демонстрирует терменвокс Ленину. Помимо терменвокса Лев Термен создал терменгармонию, терменвиолончель и терменклавиатуру, а так же терпситон — инструмент, в котором музыка создается за счет перемещения тела.

Затем Морис Мартено в 1920-х годах конструирует электрофон, получивший название «Волны Мартено» — одноголосый музыкальный аппарат с клавишами и нитью с кольцом, надеваемым на указательный палец.

В 1958 году Андрей Володин удостаивается Большой золотой медали на всемирной выставке в Брюсселе за музыкальный инструмент под названием «Экводин». Он состоял из клавиатуры, переключателя тембров, ножной педали и коленных рычагов.

Еще один пионер электронной музыки — Фридрих Траутвайн. В 1930-х годах он конструирует траутониум — ящик, набитый лампами и проводами. Звук в нем появлялся за счет «лампового генератора»: возникающие в лампе электрические колебания, преобразовывались в звук.

Широкое применение музыкальные аппараты получают в киноиндустрии. Пугающие эффекты, звуки космоса, приближение чего-то неопознанного — для всего применяется терменвокс. Хичкок использует его для записи саундтрека к фильмам «Птицы» и «Завороженный». Хотя сам Термен видел в инструменте идеальную систему для замены живого оркестра.

Роберт Моуг — еще одно имя, без которого невозможно сложить целостную картину об эпохе электронной музыки. Он изобрел синтезатор Моуга, основал свою фирму по выпуску синтезаторов. А начинал дело с продажи терменвоксов в виде конструкторов «Сделай сам».

А в конце 1950-х советский инженер Евгений Мурзин сконструировал первый в мире многоголосый синтезатор, получивший название «АНС» — в честь композитора Александра Николаевича Скрябина. Принцип действия основан на оптической записи звука, используемого в кинематографе.

Источник

Самый фантастический музыкальный инструмент — Терменвокс

Когда речь заходит о музыкальных инструментах, большинство людей представят себе пианино, гитару или скрипку. Есть и редкие музыкальные инструменты, о которых знают немногие. Из этой статьи ты узнаешь про один из самых необычных и загадочных инструментов — терменвокс. Он настолько удивительный, что при виде него возникают мысли о магии, а не о музыке.

Мы расскажем, как работает терменвокс, что в нем особенного, кто и когда его изобрел. Самое интересное, что музыкант не касается его руками, а извлекает звук бесконтактно. Это возможно благодаря законам физики. И даже если увидеть, что терменвокс включен в розетку, все равно будет сложно избавиться от ощущения, что видел настоящее волшебство в реальном мире. Играть на нем могут лишь единицы людей, для этого необходим идеальный музыкальный слух.

Сегодня поговорим об удивительном бесконтактном инструменте-Терменвокс, чудо-изобретении прошлого века. Первый электромузыкальный инструмент в мире, предназначенный для исполнения любых произведений музыки (джазовых, эстрадных и классической), на котором играл сам Владимир Ильич Ленин. В этом материале ты узнаешь почему слушатели называли игру на музыкальном инструменте “звуком из воздуха” и откуда появилось название Терменвокс. Кому принадлежит честь называться творцом электронной музыки. Давай узнаем как же работает этот фантастический инструмент и где его используют. Несмотря на грубое название,сможешь ли ты представить себе насколько чувствителен инструмент? Музыкант играющий на данном аккомпанементе похож на волшебника, который размахивает руками.

История появления

музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть фото музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть картинку музыкальный инструмент электромагнитное поле. Картинка про музыкальный инструмент электромагнитное поле. Фото музыкальный инструмент электромагнитное поле

Все началась сто лет назад, а именно в Петрограде двадцатого века, с 20-е годы. Создателем стал наш соотечественник Лев Сергеевичем Терменов. Он был известным инженером, но помимо науки увлекался музыкой. Это удивительное название Терменвокс, инструмент получил от своего творца, иными словами “отца-создателя”. Деятель был родом из дворян, корни шли от немецкой и французской знати. После первой мировой он был приглашен для работы в центр Абрама Иоффе, был нужен специалист для исследования электрических свойств газа. С помощью таких экспериментов в дальнейшем был создан первый в мире электромузыкальный инструмент. Изучая свойства газа, исследователь обнаружил, что оборудование чутко реагирует на движения его рук, чувствует тепло находящихся рядом объектов, их движения. В ходе своей деятельности у Термена зародилась мысль, что у него получится соединить два разных генератора. Таким образом у создателя появилось свое “детище”, первый электромузыкальный инструмент,который прославил его на весь мир.

Принцип работы Терменвокса

музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть фото музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть картинку музыкальный инструмент электромагнитное поле. Картинка про музыкальный инструмент электромагнитное поле. Фото музыкальный инструмент электромагнитное поле

Ты удивишься узнав, как он работает, ведь этот инструмент не имеет ни клавиш, ни струн, присутствуют только две антенны. Его не зря частенько характеризуют, как самое фантастическое устройство для извлечения звука. Еще называют волшебным, и это оправданно. Владеющий им музыкант выглядит так, будто он владеет не музыкой, а магией. Только представь, что музыкант словно волшебник, благодаря взмаху рук дает начало музыке. Водя руками около антенн, не прикасаясь к ним, меняет частоту и громкость инструмента, именно благодаря этим движениям появляется музыка. С помощью электрических импульсов звучание и интонации музыки, ноты получаются тонкими и чувственными. Свое создание разработчик впервые представил на VIII Всероссийском электротехническом съезде в 1921 г.

Технические особенности

музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть фото музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть картинку музыкальный инструмент электромагнитное поле. Картинка про музыкальный инструмент электромагнитное поле. Фото музыкальный инструмент электромагнитное поле

Это был первый случай, когда звук извлекали именно таким образом, поэтому инструмент не получилось отнести к существующим классам: ударным, духовным или струнным.Принцип работы терменвокса базируется на том, что звук представляет собой колебания воздушных потоков, создаваемые электромагнитными полями. Берем два генератора и к каждому присоединяем антеннку. К одному вертикальную, она отвечает за тон звука, к другому горизонтальную (подковообразную), которая ответственна за громкость. Генераторы вырабатывают электрические колебания высокой частоты, которые повышаются или понижаются движением рук возле антенн. Сигналы с обоих генераторов сливаются в единое целое и вырабатывается звук. Исполнение на инструменте заключается в перемещении рук, одной или обеих, вблизи антенн. Для получения плавной частоты звука, ладонь можно держать неподвижной, а пальцами рук проводить все манипуляции.

Но есть один минус изобретения, из-за отсутствия клавиш исполнителю требуется обладать практически абсолютным слухом и хорошей тренировкой. Только полагаясь на свой слух, музыкант может фиксировать положение рук относительно инструмента. Из-за тонкой грани между нот, на терменвоксе можно исполнять не только музыкальные произведения, но и создавать различные звуковые эффекты, такие как свист, пение птиц и другие.

Какие бывают?

музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть фото музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть картинку музыкальный инструмент электромагнитное поле. Картинка про музыкальный инструмент электромагнитное поле. Фото музыкальный инструмент электромагнитное поле

На сегодняшний день создано множество видов данного инструмента, которые различаются конструктивно, выпускаются серийно и эксклюзивно. Но так же продолжают делать и классические терменвоксы, стараясь не отходить от конструкций созданных Львом Терменом. Современные терменвоксы берут за основу транзисторные осцилляторы. Но кое-что осталось неизменным: генератор звуков так же чувствителен к колебаниям в пространстве между антеннами, которые создают магнитное поле. Несмотря на то, что до сих пор терменвокс включается в розетку, кажется что он производит что-то потустороннее, магическое, пришедшее к нам из другого мира. Термен создал несколько моделей инструмента, но классическая получила широкое распространение во всем мире. Изобретение открывала огромные перспективы своему создателю. Л.С.Термен благодаря фантастическому изобретению, стал очень популярным человеком, давал концерты во многих странах, студию Термена посещали многие известные люди. Внук Льва Сергеевича, Петр, в настоящие время активно занимается популяризацией инструмента. Так же Петр проводит обучения игры на терменвоксе и выступает с концертами по всему миру.

Где послушать

музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть фото музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть картинку музыкальный инструмент электромагнитное поле. Картинка про музыкальный инструмент электромагнитное поле. Фото музыкальный инструмент электромагнитное поле

Звучание инструмента используется во многих направлениях, на концертах, в фильмах и даже в некоторых современных рабочих станциях. Услышать, как работает терменвокс, можно в поп-музыке и рок-музыке. Он часто используется в музыкальных театрах и студиях звука. В 1931 году инструмент уже повсеместно использовали в кинематографе. Начало работы было в СССР, а затем и в Голливуде для озвучивания “сверхъестественных” явлений. Слушатели Терменвокса, называли инструмент “музыкой сфер”, “музыкой воздуха”, “небесным инструментом”. Терменвокс в качестве как мелодического, так и шумового инструмента использовали представители неоклассицизма и академического авангарда. Среди них Богуслав Мартину, Джозеф Шиллингер, Мориц Эггерт, Перси Грейнджер, Анис Фулейхан, Фазыл Сай, Эндрю Норман, Кристофер Ахо и Режис Кампо. Эдгар Варез также писал музыку для терменвокса. Терменвокс,обладая такой впечатляющей биографией, своим звучанием привнес в нашу жизнь долю тайны и загадки, хотя многие люди даже и не подозревают об этом.

Источник

10 инструментов, на которых будет создаваться музыка будущего

От желатиновых синтезаторов и 78-пальцового гитариста до звуков мышечных сокращений — «Волна» выбрала десять самых удивительных музыкальных инструментов, устройств и технологий нового времени и рассказывает, как все это звучит и работает.

Swarmatron

музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть фото музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть картинку музыкальный инструмент электромагнитное поле. Картинка про музыкальный инструмент электромагнитное поле. Фото музыкальный инструмент электромагнитное поле

Фотография: SOS Publications Group

Что это

Уникальный в своем роде синтезатор, а точнее, восемь разных, настроенных на одну ноту синтезаторов в общем корпусе — не путайте с полифонией и многоголосием. Вместо привычной клавиатуры здесь — две натянутые полоски кожи, что-то вроде ленточного контроллера.

Как работает и звучит

На синтезаторе играет Мэрикуин Маандиг — жена Трента Резнора и участница его новой группы How to Destroy Angels

музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть фото музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть картинку музыкальный инструмент электромагнитное поле. Картинка про музыкальный инструмент электромагнитное поле. Фото музыкальный инструмент электромагнитное поле

Что это

Как работает и звучит

Сиборд дает практически неограниченные возможности живой работы со звуком — легкими движениями пальцев здесь можно изменять высоту тона, громкость и тембр звучания непосредственно во время исполнения. Это и есть ключевое достоинство клавиатуры как, пожалуй, одного из первых инженерных решений, способных в полной мере вдохнуть жизнь в «бездушные» компьютерные плагины — от простеньких виртуальных синтезаторов до библиотек кропотливо записанных звуков какого-нибудь винтажного органа. Расположение условных клавиш здесь идентично октавной структуре обычного фортепиано, но переучиваться все равно придется — покрытие сиборда не только чутко реагирует на силу прикосновения, звук будет зависеть и от расположения пальцев на каждой отдельно взятой клавише. Проще говоря, контроллер считывает передвижения пальца вверх-вниз и влево-вправо; подобный принцип, к слову, разработан еще в начале прошлого века и сегодня используется во многих устройствах вплоть до планшетов. Кроме прочего, под клавишным рядом находится горизонтальный сенсор, также реагирующий на прикосновения — так можно реализовывать эффект скольжения от ноты к ноте (в музыкальной терминологии — глиссандо).

Короткий ролик демонстрирует широкий спектр возможностей новой клавиатуры

музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть фото музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть картинку музыкальный инструмент электромагнитное поле. Картинка про музыкальный инструмент электромагнитное поле. Фото музыкальный инструмент электромагнитное поле

Что это

Контроллер за авторством профессора электроники и вычислительной техники Университета штата Иллинойс; нечто среднее между предыдущими двумя экземплярами — управляющими лентами сварматрона и «умной» клавиатурой сиборда.

Как работает и звучит

Бразильский музыкант Амон Тобин активно использовал континуум при записи своего последнего альбома

музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть фото музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть картинку музыкальный инструмент электромагнитное поле. Картинка про музыкальный инструмент электромагнитное поле. Фото музыкальный инструмент электромагнитное поле

Что это

Одна из последних (впрочем, инструменту скоро исполнится десять лет) инновационных разработок японской компании Yamaha — футуристического вида экран с сеткой из светодиодов, отвечающих за различные изменения музыкальных партий.

Как работает и звучит

Среди наиболее известных пользователей японского девайса — электронщик Киран Хебден, он же Four Tet

музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть фото музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть картинку музыкальный инструмент электромагнитное поле. Картинка про музыкальный инструмент электромагнитное поле. Фото музыкальный инструмент электромагнитное поле

Что это

Поражающее воображение детище инженеров-конструкторов из Барселоны. Опять-таки не самая новая разработка, но способная впечатлить даже самых продвинутых техногиков. Широкой публике был представлен в 2007 году на фестивале Coachella самой Бьорк.

Как работает и звучит

Пример живого сета с использованием реактейбла

музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть фото музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть картинку музыкальный инструмент электромагнитное поле. Картинка про музыкальный инструмент электромагнитное поле. Фото музыкальный инструмент электромагнитное поле

Фотография: Marco Donnarumma

Что это

Биофизический музыкальный инструмент, созданный проживающем в Эдинбурге итальянцем Марко Доннаруммой. Xth Sense регистрирует мельчайшие сокращения человеческих мышц — сегодня это квинтэссенция всех реагирующих на движение артиста устройств.

Как работает и звучит

Доннарумма использует собственную технологию в арт-перфомансе

музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть фото музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть картинку музыкальный инструмент электромагнитное поле. Картинка про музыкальный инструмент электромагнитное поле. Фото музыкальный инструмент электромагнитное поле

Фотография: SOS Publications Group

Что это

Как работает и звучит

Демонстрация всей линейки самими разработчиками в рамках музыкальной конференции Musikmesse

музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть фото музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть картинку музыкальный инструмент электромагнитное поле. Картинка про музыкальный инструмент электромагнитное поле. Фото музыкальный инструмент электромагнитное поле

Что это

Скорее идея, чем полноценное устройство, однако идея крайне интересная — превращение любого рода поверхности в звучащий модуль. Визуальные эффекты здесь исключительно для красоты.

Как работает и звучит

Z-Machines и прочие ансамбли роботов

музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть фото музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть картинку музыкальный инструмент электромагнитное поле. Картинка про музыкальный инструмент электромагнитное поле. Фото музыкальный инструмент электромагнитное поле

Фотография: Daniel Maurer

Что это

Позабыты хлопоты, остановлен бег — вкалывают роботы, а не человек.

Как работает и звучит

На сцене Z-Machines

музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть фото музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть картинку музыкальный инструмент электромагнитное поле. Картинка про музыкальный инструмент электромагнитное поле. Фото музыкальный инструмент электромагнитное поле

Что это

Двое парижских студентов-дизайнеров придумали наиболее музыкальный способ реализации принципа «просто добавь воды» — вода добавляется к порошкам, они превращаются в желе, а желе звучит.

Как работает и звучит

Разноцветные порошки в любых долях и пропорциях засыпаются в опять же любого рода емкости, затем все это заливается обычной водой, и по истечении десяти минут устанавливается на специальную подставку, подключенную к компьютеру. Каждый порошок отвечает за что-то определенное, например бас или мелодию, а «играть» на получившихся желейных «инструментах» можно любыми частями тела — хоть пальцами, хоть носом; технический принцип работы шумного желе создатели достаточно подробно объясняют в небольшой презентации. Конечно, вряд ли посредством шумного желе будут действительно записывать музыку будущего, но сама концепция проекта открывает целый ряд заманчивых перспектив. Прежде всего, это новейший звуковой интерфейс, как очень гибкий (как в прямом, так и в переносном смысле), так и многофункциональный. И потом практичность шумного желе налицо: в будущем, вместо того чтобы таскать многокилограммовые синтезаторные кейсы, музыкант может взять с собой в тур ноутбук и пару пакетиков с порошком.

Источник

Электронная музыка

музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть фото музыкальный инструмент электромагнитное поле. Смотреть картинку музыкальный инструмент электромагнитное поле. Картинка про музыкальный инструмент электромагнитное поле. Фото музыкальный инструмент электромагнитное полеЭлектронная музыка (от нем. Elektronische Musik, англ. Electronic music) – это музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий, а также при помощи специальных компьютерных программ. Электронная музыка оперирует звуками, которые образуются при использовании электронных технологий и электромеханических музыкальных инструментов. Примерами электромеханических музыкальных инструментов могут служить телармониум, орган Хаммонда и электрогитара. Чистый электронный звук получают, применяя такие инструменты, как терменвокс, синтезатор и компьютер. Электронная музыка прежде ассоциировалась только с западной академической музыкой, но это изменилось с появлением доступных по цене электронных синтезаторов в конце 60-х. Синтезаторы благодаря своей умеренной стоимости стали доступны не только крупным студиям звукозаписи, но и также широкой публике. Это изменило образ популярной музыки — синтезаторы стали использовать многие рок- и поп-артисты. С этого момента электронная музыка стала привычной частью популярной культуры. Сегодня электронная музыка включает в себя большое количество различных стилей от экспериментальной академической музыки до популярной электронной танцевальной музыки.

В 1857 году французский издатель и книготорговец Эдуар Леон Скотт де Мартенвиль запатентовал изобретённое им устройство – фоноавтограф. Фоноавтограф был первым устройством, которое позволяло записывать звуки, однако не могло воспроизводить их. В 1878 году американский изобретатель Томас А. Эдисон запатентовал фонограф. Фонограф Эдисона, как и фоноафтограф Скотта, использовал для записи звуков цилиндры, но, в отличие от фоноавтографа, звук можно было как записывать, так и воспроизводить. В 1906 году появилось крупное изобретение, которое оказало глубокое влияние на развитие электронной музыки. Это был триодный ламповый усилитель (аудион), разработанный американским изобретателем Ли де Форестом. Это была первая электронная лампа, состоявшая из стеклянного сосуда с термокатодом внутри, которая позволила вырабатывать и усиливать электрические сигналы. Изобретение электронной лампы положило начало существованию радиовещания и сделало возможным появление электронных вычислительных процессов.

Задолго до того как появилась электронная музыка, у композиторов существовало желание использовать вновь появляющиеся технологии в музыкальных целях. Было создано несколько инструментов, в конструкции которых были использованы как механические, так и электронные составляющие. Именно эти инструменты и проложили путь для появления более совершенных электронных инструментов. В период с 1898 по 1912 гг. американский изобретатель Тадеуш Кахилл работал над созданием электромеханического инструмента под названием телармониум (англ. Telharmonium). Но этот инструмент не приняли из-за его габаритов: его версия 1906 года весила порядка 200 тонн, его механизм занимал площадь, приблизительно равную 18 кв. метрам. Первым электронным инструментом принято считать терменвокс. Терменвокс был создан русским изобретателем Львом Терменом приблизительно в 1919–1920 году. Это инструмент, в котором звук извлекается путём движения рук исполнителя в электромагнитном поле двух металлических антенн. К ранним электронным инструментам также относят: звуковой крест (Croix Sonore), изобретённый в 1926-м году русским композитором Николаем Обуховым, и Волны Мартено, изобретённый французским музыкантом Морисом Мартено в период с 1919-го по 1928-й годы. Самый известный пример использования Волн Мартено — Турангалила-симфония Оливье Мессиана. Инструмент Волны Мартено также использовался для написания музыки другими композиторами, преимущественно французскими, например, Андре Жоливе.

Новая эстетика музыкального искусства

В 1907-м году, всего годом позже после изобретения аудиона, Ферручио Бузони публикует трактат «Эскиз новой эстетики музыкального искусства» (нем. «Entwurf einer neuen Ästhetik der Tonkunst»), в котором он рассматривает возможность применения электрических и других источников звука в музыке будущего. Он предполагал, что в будущем октава будет разделена на большее количество полутонов, чем предлагает классический строй, в котором октава состоит из 12-ти полутонов, и это станет возможно благодаря динамофону Кахилла. Идеи Бузони, высказанные в этом трактате, оказали глубокое влияние на умы многих музыкантов и композиторов. Но больше всего он повлиял на своего ученика Эдгара Вареза.

В период 1920-1930 гг. за появилось много электронных инструментов и первых композиций для них.Первым электронным инструментом был этерофон, изобретённый Львом Терменом в 1919-20 гг. в Ленинграде, позже переименованный в терменвокс. С появлением терменвокса появились и первые сочинения для электронных инструментов. В 1927-м американский изобретатель О’Нилл разработал прибор, в котором использовалась магнитная лента, что вывело процесс звукозаписи на новый уровень. Но коммерческого успеха этот прибор не принес. В 1928-м году Морис Мартено, французский виолончелист, изобрел инструмент «волны Мартено» и дебютировал с ним в Париже. В 1929-м году композитор Джозеф Шилингер написал сюиту для терменвокса с оркестром – «First Airphonic Suite» (первое исполнение с Кливлендским оркестром, где Лев Термен выступил в качестве солиста). В том же 1929-м году американский композитор Джордж Антейл впервые в своем творчестве пишет партии для механических инструментов, электрических шумовых машин, моторов и усилителей. Эти партии он писал для оперы «Господин Блум», которую он так и не закончил. В 1930-м году Лоренс Хаммонд основал свою компанию по производству электронных инструментов. Он начал широкое производство «органа Хаммонда», в котором реализовывался тот же принцип звукоизвлечения, что и в теллармониуме Кахилла. Хаммонд запускал в производство и другие изобретения, например, ранний ревербератор. Так же Хаммонд в сотрудничестве с Джоном Ханертом и Си Эн Вилльямсом изобрел ещё один электронный инструмент – «новакорд». «Новакорд» был первым коммерческим полифоническим синтезатором. Впервые «новакорд» был представлен публике в 1939-м году на Всемирной выставке в Нью-Йорке, но уже в 1942-м году его сняли с производства.

Метод фотооптической записи звука, применявшийся в кинематографии, позволял увидеть графическое изображение звуковой волны. Этот метод позволил также реализовать процесс синтеза звука путём графического отображения будущего звука на поверхности пленки. Музыкант должен был буквально рисовать музыку. Магнитная плёнка открыла массу новых возможностей для манипулирования звуком. Магнитная плёнка была относительно дешёвым и очень надёжным звуконосителем. Так же, как и киноплёнку, её можно было изменять в соответствии с задумкой автора: нежелательные части плёнки можно было удалить или перенести в другое место; можно было соединять плёнки с разных носителей. Плёнку можно было склеить таким образом, чтобы создать эффект зацикливания одного или нескольких звуков. Скорость движения плёнки можно было замедлить или ускорить, проигрывать задом-наперед и перематывать. Усилители сигнала и монтажное оборудование ещё более расширили возможности плёнки как носителя информации, позволяя размножать записи (живые звуки, речь, музыку), чтобы их смешать вместе и записать на другую пленку с относительно низкой потерей качества звучания. Ещё одним неожиданным сюрпризом было то, что магнитофоны можно было переделать в эхо-машины, которые воспроизводили бы сложные поддающиеся контролю высококачественные эффекты эхо и реверберации. Большую часть таких эффектов просто невозможно было смоделировать механическими устройствами.

Производство аппаратов магнитной записи, поставленное на поток, незамедлительно привело к возникновению новой формы электронной музыки – электроакустической музыки. К наиболее известным композиторам, работавшим в области электроакустической музыки, относятся: Эдгар Варез, Лучано Берио, Джон Кейдж, Карлхайнц Штокхаузен, Янис Ксенакис, Бруно Мадерна, Луиджи Ноно, Дьёрдь Лигети, Макс Мэтьюс, Милтон Бэббитт, Анри Пуссёр, Дитер Кауфман, Пьер Булез, Эдисон Денисов, Эдуард Артемьев и другие.

Конкретная музыка

Вскоре после выхода на рынок новых средств звукозаписи – магнитофона и пленки, композиторы начали использовать эти средства, чтобы создать новую технику сочинения музыки, в которой основную роль играл бы записанный звук. Эту технику композиции назвали «конкретной музыкой». Данная техника предполагает создание фонограммы из записанных фрагментов природных и индустриальных звуков. Первые произведения, выполненные в этой технике, были смонтированы французским звукорежиссёром и инженером Пьером Шеффером (первая пьеса «Этюд на железной дороге») Это событие ознаменовало начало нового музыкального направления – «музыка для пленки». Способ исполнения данной музыки – публичное проигрывание созданной фонограммы. В 1949-м году к Шефферу присоединились Пьер Анри и Эгар Варез (Варезу принадлежит сочинение «Пустыня» для камерного оркестра и пленки).

Elektronische Musik

В 1949-м году немецкий физик Вернер Мейер-Эпплер опубликовал книгу «Излучение звука: электронная музыка и синтетическая речь», в которой выдвинул идею о том, чтобы синтезировать музыку исключительно из сигналов, производимых электричеством. В этом концепция немецкой электронной музыки отличалась от концепции конкретной музыки, в которой основной идеей была запись звука, а не синтезирование его электрически. Наиболее известный и видный деятель немецкой электронной музыки – Карлхайнц Штокхаузен.

Вторая половина 1950-х: компьютерная музыка

Австралийские учёные Тревор Пирси и Мастон Бирд изобрели и построили CSIRAC – одну из первых цифровых ЭВМ. Математик Джеф Хилл запрограммировал компьютер проигрывать популярные музыкальные мелодии начала 50-х. В 1956 году были сделаны миру ряд значительных открытий и изобретений в области электронной музыки:

1960-1970-е

Начало электронной музыке как самостоятельному направлению было положено на рубеже 1960 – 1970-х годов стараниями исполнителей краут-рока Can, Popol Vuh, Клауса Шульце и групп Tangerine Dream, Organisation, Kraftwerk, Cluster, Neu!. Черпая основные идеи как из спейс-рока и психоделического рока, так и из академического авангарда Карлхайнца Штокхаузена и Яниса Ксенакиса, эти музыканты создавали экспериментальные звуковые коллажи. Основная идея заключалась в использовании электроники как нового выразительного средства, способного вызывать в воображении сюрреалистические образы. На протяжении 1970-х синтезаторы стали модным и популярным новшеством в музыке, постепенно вытесняя электроорганы. Электронная музыка 1970-х – это в основном клавишно-синтезаторная музыка.

1970-1980-е

Конец 1970-х и начало 1980-х ознаменовались появлением ряда новых технологий и связанных с ними новых жанров. С появлением программируемых драм-машин, таких, как Roland TR-808, живые ударные практически исчезли из электроники. Большое влияние на музыку оказало появление брейкбита (ломаного бита). В композициях начали использоваться записи других исполнителей, зацикленные или обработанные. В электронную музыку с дискотек и радио перешла профессия диджея (DJ, Disk Jockey), который оперирует с пластинками на специальной установке (turntable). Свою лепту в развитие популярного синтезаторного стиля внесли Марек Билински и группа Pond, югослав Miha Kralj; а в нашей стране – Михаил Чекалин, Янис Лусенс и группа Зодиак, Гедрюс Купрявичюс и группа Арго, Эдуард Артемьев, Свен Грюнберг, Лепо Сумера, Vadim Ganzha и дуэт электронной музыки «Новая коллекция» (Игорь Кезля и Андрей Моргунов). В XX веке уже практически невозможно найти чистых стилей. Электронная музыка стремится к единству через бесконечное многообразие форм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *