мусульманам нельзя мыть полы
Правда ли, что в пятницу нельзя заниматься уборкой?
Правда ли, что в пятницу нельзя заниматься уборкой?
Чистоплотность – от веры. По этой причине люди, обладающие крепкой верой, не ждут определенного дня для уборки и наведения порядка, стараясь всегда поддерживать чистоту в доме, во дворе и на улице.
В религии нет ничего, что указывало бы на запрет заниматься уборкой в пятницу. Наоборот, это ложное и чуждое нам верование, так как ислам повелевает нам очищаться в пятницу и приходить на пятничный намаз, совершив полное омовение и одев чистую одежду. Поэтому в пятницу следует подстричь ногти и побрить волосы подмышками, совершить полное омовение, одеть чистую одежду, умастить себя благовониями и прийти в мечеть в опрятном виде и с улыбающимся лицом.
Ислам, повелевающий чистоплотность, рекомендует хотя бы раз в неделю стричь ногти и сбривать волосы подмышками и в паху. Если же это не возможно, то делать это следует хотя бы один раз в сорок дней. Сорок дней – это крайний срок, установленный сунной.
Однажды Харун ар-Рашид спросил у Абу Юсуфа: «Можно ли стричь ногти ночью?».
Абу Юсуф ответил: «Да, ночью можно стричь ногти».
– Доказательством этого является хадис, в котором говорится: «Не откладывайте совершение благодеяний». Чистоплотность – это благое дело, которое нельзя откладывать, и которое можно совершать в любое время».
Да, чистоплотность – это благодеяние, не терпящее откладывания на потом. Поэтому заниматься уборкой и наведением порядка можно заниматься в любой день, в том числе и в пятницу.
Ислам о гигиене и чистоте
В Исламе уделяется огромное внимание чистоте и гигиене. Каждая книга по мусульманскому праву начинается с раздела «Тахара» (очищение). Ведь именно очищение является ключом к молитве, поклонению. В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) говорится: «Чистота – это половина веры».
Человеку следует всегда быть чистым и опрятным, Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) велел чистить зубы, стричь ногти, хранить в чистоте одежду, убирать волосы из подмышек половых органов, держать в чистоте тело, ухаживать за бородой итак далее. Мусульманин все, что его окружает, должен держать в чистоте.
Всевышний в Коране говорит:
إِنَّ الله يُحِبُّ التوابين وَيُحِبُّ المتطهرين
(Смысл): «Поистине Аллах любит обращающихся, кающихся (о прощении грехов) и очищающихся» (сура «аль-Бакара», аят 222).
Для чистки зубов Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) повелевает нам использовать сивак. В хадисе говорится: «Он очищает рот (от неприятных запахов), угождает Господу и вызывает гнев шайтана» (ан-Насаи).
В другом хадисе передается: «Молитва, совершенная с использованием сивака, превыше семидесяти намазов, исполненных без сивака» (Ибн Занджавих).
Передают, что Абу Хурайра, (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если бы я не боялся обременить моих последователей, то велел бы использовать сивак перед каждой молитвой» (Бухари, Муслим). От него же передан хадис: «Мне было приказано выполнять сивак, и я даже боялся, что Аллах возложит это на меня как долг (фарз)» (имам Ахмад).
Шариатом одобряется применение сивака во всех случаях перед подготовкой к омовению, намазу, чтению Корана, поминанием Аллаха, рассказом хадиса, перед вхождением в дом, перед сном и пробудившись ото сна. При появлении неприятного запаха изо рта, желтоватого цвета зубов, при долгом молчании, после еды и так далее. Постящемуся же нежелательно использовать сивак после полудня, поскольку в хадисе говорится: «Запах постящегося для Аллаха, лучше чем запах мускуса».
Передано от Айши (да будет доволен ею Аллах) что «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) при возвращении домой в первую очередь чистил зубы».
Желательно проводить сивак по зубам в ширину правой рукой с правой стороны до середины, затем с левой стороны до середины. В длину протирать является не желательным, так как может повредиться десна.
Полезные свойства сивака:
— Прекращяет выделение слизи.
-Улучшает зрения, так как нервы, тянущиеся от корней зубов, так или иначе связаны с соседствующими частями лица человека.
— Удаляет зубной камень.
— Способствует процессу пищеварения в желудке.
— Поднимает общий тонус человека.
— Настраивает человека на чтение Корана, поминание Всевышнего, совершение намаза.
— Увеличивает вознаграждение человека на чаше его благих дел в Судный день.
— Превосходное средство профилактики и лечения заболевания кариеса детских зубов, благодаря содержанию в нем флюидных веществ.
— устраняет пятнистость и крапчатость зубной эмали, благодаря содержанию обесцвечивающих компонентов.
-отбеливает зубы, благодаря содержанию кремниевых веществ.
— благодаря содержанию серных и гальванических веществ не дает развиваться бактериям в кромках зубов.
— способствует избавлению от курения.
Также, следуя Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), необходимо стричь ногти, дабы предотвратить грязь на пальцах. Сунной является стрижка ногтей утром пятничного дня, ученые говорят, что в это время тот, кто стрижет ногти, избавляется от болезней.
Увидев как-то мусульманина в грязной одежде, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) выразил недовольство: «Неужели он не может постирать одежду?» (Абу Дауд).
В другом хадисе Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Вы очищайте пороги своего дома и дворы перед ними» (Абу Дауд), а также «Каждую пятницу, когда вы идете в мечеть и на собрания, купайтесь, одевайтесь в красивые одежды и пользуйтесь благовониями».
Уход за бородой и волосами тоже имеет важное значение. Порицается частичное бритье головы. Как-то раз, увидев мальчика, голова которого была частично побрита, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил людям так поступать, сказав: «Либо сбривайте ему все на голове, либо оставляйте все!» (Тирмизи).
Однажды некий человек с всклокоченными волосами и бородой подошел к Пророку (мир ему и благословение). Тогда Пророк (мир ему и благословение) дал ему понять, что тому следует привести себя в порядок. Когда человек причесался и вернулся обратно, Посланник (мир ему и благословение) сказал: «Разве это не лучше, чем быть со всклокоченными волосами, походя на шайтана?» (Малик).
Второй праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах), увидев человека с длинной и неухоженной бородой, приказал подарить ему новую одежду и подстричь бороду на длину сжатого кулака (большинство авторитетных ученых считает, что сунной в длине отпускаемой бороды является длина сжатого кулака). Затем сказал: «Иди и поступай, как тебе заблагорассудится» И, обращаясь ко всем, воскликнул: «Некоторые из вас совсем не смотрят за собой и ходят как дикари». Бороду нужно регулярно мыть, расчесывать и содержать в чистоте. Ее надо подправлять, не оставляя в потрепанном виде. Желательно наносить масло на волосы и бороду, чтоб они выглядели красиво, а то же самое полезно делать и с телом.
Красить волосы и бороду желательно тогда, когда на них начнет появляться седина. Лучше всего красить волосы хной, либо басмой. Желательно красить в красный или желтый цвет, но в черный запрещено. Хна оказывает благотворное омолаживающее и смягчающее действие на кожу лица и тела. Хна улучшает структуру волос и предотвращает их выпадение, устраняет перхоть, укрепляет корни волос, питая луковицы, придает естественный блеск, отлично кондиционирует волосы, придавая им густоту и облегчая последующую укладку. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Поистине, лучшее, чем вы можете окрасить седину – это хна и басма». Что касается Посланника Аллаха (мир ему и благословение), то имеются достоверные сообщения о том, что его волосы были окрашены хной и басмой (Ахмад, Ибн Маджда, Хаким) а также в желтый цвет и шафраном (Ахмад). Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я видел как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) красил бороду и волосы на голове в желтый цвет и я люблю краситься этим цветом» (Бухари, Муслим).
Выдергивать седые волосы является нежелательным. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не выдергивайте седые волосы, поистине они будут светом мусульманина в Судный день» (Абу Дауд, Тирмизи). «И в данном случае нет разницы между удалением седых волос на голове и удалением их на бороде» – поясняет ан-Навави (да будет доволен им Аллах).
Борода должна быть привлекательной, а не уродливой, особенно у тех, кто призывает людей на путь Ислама. Необходимо стричь усы, чтоб была видна краснота верхней губы. А также Пророк (мир ему и благословение) велел нам не реже, чем каждые сорок дней, убирать волосы из подмышек. Сунной считается убирать сначала с правой, затем с левой стороны, а также в области половых органов.
Чистота, согласно Шариату, не ограничивается только вышеупомянутым. Имам Газали (да будет доволен им Аллах) пишет: «Чистота по требованию Шариата имеет четыре ступени».
Ученые говорят, что внешний вид верующего не должен расходиться с его внутренним состоянием. Подобно тому, как мы познаем, когда и как нам необходимо соблюдать чистоту внешнюю, точно так же мы обязаны искать знания и пути, способствующие внутреннему очищению.
ЧИСТОТА В ДОМЕ
Одной из важнейших задач домоводства является уборка жилья. Чистота и порядок – залог здоровья всех членов семьи. Жить в чистом доме приятно, и поэтому чистое и уютное жилье притягивает мужчину, и он спешит с работы вернуться туда, чтобы отдохнуть и душой, и телом. К тому же наличие порядка и чистоты – повод для гордости всех членов семьи за свой дом и образ жизни.
Пророк Ислама (С) сказал: «Религия основана на чистоте»[173]; «Ислам – чистая религия, и вы старайтесь соблюдать чистоту, ибо только чистые люди войдут в рай»[174].
Итак, храните свой дом в чистоте! Ежедневно занимайтесь его уборкой: если заметили, как что-то запачкалось, не откладывайте на потом, а постарайтесь сразу же почистить, не дожидаясь особого времени для уборки. Обязательно регулярно протирайте пыль. Следите за чистотой всего жилья и даже потолка в нем, чтобы там не появлялась паутина. Мойте окна. Храните мусор в ведрах с закрытой крышкой и чаще его выносите, чтобы ваш дом не наполняло зловоние, и не создавалась благоприятная атмосфера для разведения микробов. Не выставляйте мусор за дверь у входа в дом (квартиру), поскольку это не только не гигиенично, но и доставляет неудобства вашим соседям или просто прохожим. Старайтесь не копить грязную посуду, а сразу мойте ее, поскольку посуда в грязном состоянии – основной источник болезнетворных микробов. Мойте посуду проточной водой, а если моете ее в каком-то сосуде, то непременно хотя бы споласкивайте ее проточной водой. Вымытую посуду храните в специальном закрытом месте или же накидывайте на нее чистую ткань. Пищевые продукты храните в недоступных для насекомых местах. Грязную посуду, особенно детское запачканное белье, храните подальше от жилых комнат и кухни в специальном закрытом ящике во избежание появления мух, которые являются главными переносчиками инфекций и различных заболеваний. Прежде чем приступить к приготовлению пищи, мясо и другие пищевые продукты тщательно промывайте, так как на них обычно бывает много микробов и различных бактерий. Особенно это относится к зелени, овощам и фруктам, которые в настоящее время, помимо этого, обрабатываются еще и химикатами, а, как всем известно, их попадание в организм человека может вызвать отравление. Имам Садик (А) говорил: «Хорошо промывайте фрукты перед едой, потому что они имеют ядовитые вещества»[175]. Мойте руки перед едой и приучайте к этому своих детей. После еды также мойте руки и чистите зубы от остатков пищи, поскольку если не делать этого, то уже через некоторое время из вашего рта будет чувствоваться неприятный запах, что вызовет отвращение окружающих. Помните: относясь к себе невнимательно (особенно это касается состояния вашего рта), вы не только причиняете беспокойство другим людям, да и сами наказываете себя: у вас во рту начинают размножаться микробы, которые, проникнув в организм, вызывают появление самых разных заболеваний. Пророк Ислама (С) говорил: «Если бы это не затрудняло мою умму, я бы велел чистить зубы при каждом омовении»[176]. Но если вы не можете чистить зубы после каждого приема пищи, то делайте это обязательно перед сном. Не реже чем один раз в неделю остригайте ногти, поскольку под ними скапливается грязь и создается благоприятная атмосфера для микробов. Тело же мыть лучше всего через день, но если по каким-то причинам это затруднительно, то мойтесь полностью как минимум раз в неделю. Удаляйте волосы на подмышках и на других частях тела, кроме головы, поскольку они также создают благоприятный микроклимат для микробов. Уделяйте особое внимание состоянию вашей и детской одежды: особенно это относится к нижнему белью.
В Священной религии Ислам уделяется особое внимание соблюдению порядка и чистоты.
Пророк Ислама (С) сказал: «Грязный человек – плохой слуга Бога»[177].
И подчеркивал: «Одежда должна быть чистой и опрятной»[178].
А также он говорил: «Не оставляйте мусор на ночь в доме, так как он – прибежище дьявола»[179]; «Не ставьте мусор за дверь дома, иначе дом станет прибежищем дьявола»[180].
Имам Али (А) сказал: «Мытье рук перед едой и после еды уберегает одежду от загрязнения, улучшает зрение и способствует продолжению жизни»[182].
Имам Садик (А) сказал: «Аллах любит прекрасное. Ему не нравится, когда его раб выставляет себя в виде нищего. Всевышнему по душе, если его рабы демонстрируют дары, которыми Он их наделил: одевают аккуратную, чистую одежду, используют благовония, следят за чистотой своего жилья, используют освещение в доме до захода солнца – все это оберегает их от нищеты и приумножает их добро»[183].
Имам Садик (А) советовал: «Мойте посуду и занимайтесь уборкой, поскольку это приумножает добро»[184].
И объяснял: «Остригание ногтей по пятницам уберегает человека от проказы, помешательства, экземы и слепоты»[186].
[173] «Мохаджат ал-бейза», том 1, стр. 166.
[174] «Маджма‘у ал-Заваид», том 5, стр. 132.
[175] «Шафи», том 2, стр. 124.
[176] «Шафи», том 1, стр. 210.
[177] «Бихар ал-анвар», том 76, стр. 175.
[178] «Шафи», том 1, стр. 208.
[179] «Бихар ал-анвар», том 76, стр. 175.
[180] «Бихар ал-анвар», том 76, стр. 177.
[181] «Шафи», том 1, стр. 215.
[182] «Шафи», том 1, стр. 123.
[183] «Бихар ал-анвар», том 79, стр. 300.
[184] «Бихар ал-анвар», том 76, стр. 176.
[185] «Бихар ал-анвар», том 76, стр. 176.
[186] «Шафи», том 1, стр. 211.
Следуем Сунне: как часто нужно принимать душ и убираться в доме?
Чистота – это половина веры
Пророк (мир ему и благословение) повторяет эту мысль: «Аллах чист и любит чистоту» (ат-Тирмизи)
Для того, чтобы совершить ежедневную молитву – намаз, необходимо совершить ритуальное омовение (даже если физически человек чист).
И разумеется, в исламе – как и в других религиозных учениях – уделяется огромное значение чистоте внутренней, нравственной – очищению от дурных мыслей, желаний, слов и действий. Далее мы, с позволения Аллаха, поговорим об этих видах чистоты более подробно.
Как уже мы отметили, многие религиозные учения учат человека быть нравственно, морально чистым – не лгать, не завидовать, не гневаться. Но ислам, говоря о чистоте, включает в это понятие чистоту человека во всех смыслах – и моральную, и физическую.
Для современного человека кажутся естественными такие вещи, как чистка зубов утром, вечером и после еды, мытье рук перед едой, регулярное купание и стирка одежды. Но для людей древности – к которым было обращено послание нашего Пророка (мир ему и благословение) – это было, наверное, не меньшим откровением, чем учение о необходимости отказаться от поклонения идолам и верить в Единого Бога.
Нетрудно помыть руки, постирать вещи и принять душ, когда вода – и горячая, и холодая – течет у тебя дома из крана. Но для жителя пустынной местности, где вода – большая драгоценность, регулярное купание и очищение себя от грязи представляло собой немалые трудности. Однако, Всевышний через Своего Пророка (мир ему и благословение) подчеркнул важность личной гигиены.
«Баракат (благо) еды заключается в мытье рук перед едой и после неё» (ат-Тирмизи)
«Пять вещей относятся к фитре (естественному состоянию): сбривание волос с лобка, обрезание, подстригание усов, удаление волос из подмышек и подстригание ногтей».
«Используйте мисвак, так как это очищает рот и дает довольство вами Господа».
«Мыть голову и тело раз в неделю – долг каждого мусульманина перед Аллахом» (Бухари, Муслим).
«Вы очищайте свою одежду и обувь и будьте опрятны и аккуратны так, чтобы вас можно было различить среди людей» (Абу Дауд).
Возможно, в свое время такие указания кому-то казались излишним обременением, когда люди еще не знали о том, что грязь (и живущие там вредные микроорганизмы) являются причиной многих болезней, однако, научные открытия – которые были сделаны многие века спустя – подтвердили важность соблюдения чистоты в быту человека.
Как мы знаем, жители европейских городов в течение многих веков считали, что мыться человеку следует три раза в жизни – при рождении, перед свадьбой и после смерти. Подобная нечистоплотность вызывала многие болезни и была причиной опустошительных эпидемий.
Но если наш Пророк (мир ему и благословение), видел человека с пожелтевшими зубами, взъерошенными волосами и в запылённой одежде, то сразу же говорил ему: «Соблюдай чистоту!» (Байхаки)
Более того, в исламе подчеркивается необходимость чистоты не только тела и одежды, но регулярной уборки в жилище. В хадисе, переданном Абу Даудом, говорится: «Вы очищайте пороги своего дома и дворики перед домами».
Также есть хадисы, где говорится о важности убрать с дороги, где проходят люди, любую вещь, которая будет мешать другим, то есть, речь идет уже об чистоте улиц города или другого населенного пункта.
2. Ритуальная чистота
Помимо чисто физического устранения с тела и одежды человека всякой грязи и особенно веществ, которые являются ритуально нечистыми (как экскременты человека или животных, допустим), Всевышний повелевает человеку совершать ритуальное омовение перед намазом – в случае, если человек совершил некие действия, которые это омовение нарушают. Такое омовение необходимо также перед тем, как читать Коран или совершать таваф (семикратный обход вокруг Каабы):
«О те, которые уверовали! Когда вы собираетесь совершить намаз, мойте ваши лица и руки, включая локти, проведите мокрыми руками по голове и мойте ноги до лодыжек» (Коран, 5: 6).
В случае ритуального осквернения – допустим, после супружеской близости, люди обязаны искупаться, полностью омыть свое тело:
«Когда вы осквернены (т. е. когда обязаны совершить обязательное ритуальное купание), мойте свои тела» (Коран, 5: 6).
Ритуальное омовение весьма желательно совершить перед тем, как отправиться на пятничную молитву:
«Кто искупается в пятницу, наденет самую красивую одежду, надушится, находясь в мечети, не будет перешагивать через людей и будет соблюдать предписанные молитвы (молитва приветствия мечети), будет молчалив во время проповеди имама и до конца молитв, то смоются ему грехи, случившиеся между обеими пятницами».
Наверное, многие люди задаются вопросом – к чему какая-то особенная чистота, если человек и так чистый в обычном понимании этого слова, он регулярно принимает душ, моет лицо и руки, у него чистая одежда?
Представьте, что вы приглашены на какую-то важную встречу – с человеком, от которого зависит ваше трудоустройство или продвижение по службе, с высокопоставленным государственным чиновником или большим начальником.
Разумеется, перед началом этой встречи вы постараетесь привести себя в порядок наилучшим образом – даже если вы особо не испачкались, вы примете душ, переоденетесь в лучшую одежду, причешитесь, проверите чистоту волос, ногтей, зубов – чтобы у вас ничем плохим не пахло изо рта. То есть, вы постараетесь подготовиться к этой встрече как можно лучше. Так разве Сам Творец мира – перед Которым мы предстаем каждый раз во время молитвы – не достоин того, чтобы мы тщательно готовились ко встрече с Ним?
Молитва – это акт особой преданности Аллаху, выражение нашего служения Ему, готовности исполнять Его волю. Чтобы войти в определенное состояние, настроиться на молитву, сосредоточиться, необходимы определенные действия – в частности, такие как совершение омовения, которые помогают человеку приобрести этот настрой.
«Когда мусульманин совершает омовение, то, омывая лицо, он смывает все грехи, которые совершают глаза, водой омовения или последними каплями этой воды. Омывая руки, смывает все грехи, которые он ими совершал, водой омовения или последними каплями воды. Омывая ноги, смывает все грехи, которые он ими совершал, водой омовения или последними каплями воды. И так человек станет чистым от всех грехов» (Муслим).
Омовение защищает человека от влияния темных сил. Недаром во многих хадисах говорится о том, что человеку следует ложиться спать в состоянии омовения и вообще, стараться постоянно находиться в этом состоянии – особенно если он боится влияния сглаза или колдовства.
Ритуальное омовение придает телу человека духовных свет (нур), который станет явным в Судный день:
«Поистине, моя община в Судный день будет созвана с излучающими свет (нур) лицами, руками и ногами от следов омовения. Кто хочет умножить свет, пусть делает это» (Бухари).
3. Нравственная чистота
И под конец нельзя обойти вниманием такой важный аспект очищения, как чистота внутренняя, нравственная чистота человека.
В исламе подчеркивается необходимость хранить чистоту каждого органа, посредством которого мы получаем информацию от внешнего мира, общаемся с окружающими или совершаем то или иное действие.
Чистота рук подразумевает воздержание от всякого дурного, запретного поступка – кражи, насилия, убийства, зарабатывание на жизнь только дозволенным образом. Также с помощью рук человек раздает милостыню или отдает закят нуждающимся, то есть, очищает свое имущество.
Чистота глаз подразумевает необходимость избегать взгляда на запретные вещи – такие как разглядывание внешности посторонних женщин, чистота ушей – отказ слушать порочащие других людей слухи и сплетни, клевету, ложь, грубость, сквернословие.
Чистота языка – удержание от всякого пустого, праздного разговора, от сплетен и злословия, от лжи и грубости, от пересказа непристойных историй. Недаром Пророк (мир ему и благословение) обещал Рай каждому человеку, который сможет удержать свой язык от всего этого.
Чистота мыслей – это воздержание от всяких недобрых подозрений в адрес других людей, от дурных мыслей, от того, чтобы замышлять обман или хитрость.
«Воистину, есть в теле человека кусочек плоти. Если он здоров, то здорово все тело. Если он болен, то болеет все тело. И поистине этим кусочком является сердце».
Таким образом, можно сделать вывод, что, если физическое очищение помогает человеку избавиться от грязи в физическом смысле, то ритуальное омовение защищает тело человека от воздействия злых сил и смывает с него грехи, а нравственное очищение помогает человеку избавляться грязи в духовном смысле – от дурных мыслей, чувств, слов и поступков.
Таким образом, если человек будет полноценно соблюдать все эти три аспекта очищения, которые предписывает исламская религия, он станет чистым и душой, и телом.
Этика соблюдения чистоты и личной гигиены
Ни для кого не секрет, что Ислам заложил основы сохранения чистоты и обосновал правила соблюдения её повсюду. Священный Коран и хадисы Пророка (мир ему и благословение) еще 1400 лет тому назад так сильно повлияли на невежественных и нечистоплотных жителей Аравийского полуострова, что их нравственность и порядочность достигли совершенства в истории человечества.
В Коране говорится:
وَيُحِبُّ الْمُتَطَهِّرِينَ (البقرة، 222)
Смысл: «Аллах любит тех, кто соблюдает чистоту» (Коран, 2: 222).
Другой аят Корана гласит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ فاغْسِلُواْ وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُواْ بِرُؤُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَينِ (المائدة، 6 )
Смысл: «О те, которые уверовали! Когда вы собираетесь совершить намаз, мойте ваши лица и руки, включая локти, проведите мокрыми руками по голове и мойте ноги до лодыжек (включительно)» (Коран, 5: 6).
وَإِن كُنتُمْ جُنُباً فَاطَّهَّرُواْ (المائدة، 6 )
Смысл: «Когда вы осквернены (т. е. когда обязаны совершить обязательное ритуальное купание), мойте свои тела» (Коран, 5: 6).
В хадисе, рассказанном имамом аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Мыть голову и тело раз в неделю – долг каждого мусульманина перед Аллахом». Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) повелел стричь ногти, чистить зубы, хранить одежду в чистоте, а также не более чем через сорок дней выщипываать или сбривать волосы в области подмышек и на лобке.
В хадисе, рассказанном имамом Муслимом, говорится: «Чистота – половина веры (имана)». Ещё наш любимый Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Вы очищайте свою одежду и обувь и будьте опрятны и аккуратны так, чтобы вас можно было различить среди людей» (имам Абу Давуд).
В хадисе, переданном Абу Давудом, говорится: «Вы очищайте пороги своего дома, дворики перед домами». Также Пророк (мир ему и благословение) повелел: «В каждую пятницу и когда вы идёте на собрания (маджлисы), одевайтесь в красивые одежды, купайтесь и умащивайтесь благовониями». Если Пророк (мир ему и благословение) видел человека с пожелтевшими зубами, взъерошенными волосами и в запылённой одежде, то сразу же говорил: «Соблюдайте чистоту!» ( хафиз Байхаки, Баззар). В другом хадисе говорится: «Ключ к намазу – это чистота» (имам Ат-Тирмизи).
В чём же суть такого большого внимания Ислама к чистоте?
1. Соблюдение чистоты – это полезное во всех отношениях деяние, которое соответствует разумной сути человека, его природе. Ислам отвечает жизненным потребностям, природе человека и его добрым деяниям, поэтому он обращает на чистоту соответствующее внимание.
2. Соблюдая чистоту, мусульмане сохраняют свои достоинства и величие. Людей привлекает чистый, опрятный человек, им захочется встретиться с ним ещё раз. От неряшливого, нечистоплотного человека люди отворачиваются, не будут с ним общаться, и посему Ислам требует от людей чистоплотности, опрятности и аккуратности.
3. Соблюдение чистоты – это и залог здоровья. Большинство болезней людей из-за несоблюдения чистоты, из-за попадания микробов внутрь, поэтому Ислам требует того, чтобы части тела, через которые эти микробы могут попасть в организм человека, – руки, ноги, рот и др., – были вымыты и содержались в чистоте, особенно при приёме пищи и совершении намазов. Также Ислам требует, чтобы мусульмане мыли руки как перед едой, так и после употребления пищи.
4. Человеку, прежде чем предстать перед вышестоящим начальством, свойственно привести свой внешний вид в порядок. А в каком же чистом и опрятном виде необходимо стать перед Царем царей, перед Господом всех миров, Всевышним Аллахом! Нельзя забывать, что Создатель любит чистых и опрятных людей. Поэтому мусульманину следует изучить этикет соблюдения чистоты и руководствоваться им в повседневной жизни.
Нечистоты бывают двух видов: нечистоты, поступающие в организм извне, и нечистоты, выделяемые самим организмом.
Нечистот, накапливающихся в организме, семь:
1. Нечистоты, накапливающиеся в волосах: пыль, грязь, вши и т. п., для избавления от которых следует использовать мыло, промывая и расчёсывая их. Пророк (мир ему и благословение) расчёсывал свои волосы через день и другим велел делать так же. Также он говорил: «Тот, у кого есть волосы, пусть к ним относится уважительно!» (имам Абу Давуд). Уважительное отношение к волосам означает заботу о них: своевременное мытье и расчёсывание. Когда к Пророку (мир ему и благословение) зашёл человек с растрёпанными волосами, он сказал: «Неужели у него нет хотя бы масла, чтобы придать волосам приличный вид; приходят же некоторые как бесы» (имамы Абу Давуд, ат-Тирмизи).
2. Нечистоты, которые накапливаются в ушах и в складках ушной раковины, во время омовения удаляются с видимых частей уха, а для того, чтобы удалить грязь изнутри, т. е. из отверствий ушной раковины, необходимо использовать ватные палочки, особенно после купания. Если в ушной раковине накопится много грязи, это может повредить здоровью и вызвать болезни уха.
3. Нечистоты, которые накапливаются в носу, следует высмаркивать, набрав в нос воды и прополоскав его, если есть необходимость очистить носовую полость с помощью пальцев, то следует пользоваться пальцами левой руки. При чистке носа, при сморкании, следует наклониться, отвернуться от людей и повернуться налево. Нежелательно сморкаться или очищать горло, в положении стоя или повернувшись в сторону Киблы.
4. Нечистоты, которые накапливаются на зубах и дёснах и имеют желтый цвет, следует чистить щёткой и пастой, а также одобряется использование сивака. Пророк (мир ему и благословение) очень не любил видеть пожелтевшие зубы, поэтому мусульманам не следует допускать пожелтения зубов. Чистить зубы сиваком следует перед сном и проснувшись, при омовении, перед совершением намаза, при плохом запахе изо рта. Если вы будете использовать в качестве сивака палочку дерева арак, она не только очистит и сохранит зубы, но и укрепит десна. К аналогичному выводу пришли и современные учёные.
5. Нечистоты, накапливающиеся в бороде. Следует мыть, расчёсывать и всегда держать бороду в чистоте. Её нельзя оставлять в потрёпанном виде, особенно тем, кто призывает людей на путь Ислама.
6. Нечистоты, накапливающиеся под ногтями и в складках пальцев рук. Раньше арабы не мыли руки после еды, поэтому грязь накапливалась в складках пальцев рук. Пророк (мир ему и благословение) повелел им чистить и мыть руки после еды. Также он повелел стричь ногти и удалять грязь из-под ногтей. В хадисе, рассказанном имамом Ахмадом, говорится: «Однажды Пророку (мир ему и благословение) долго не было откровения, тогда к нему пришёл архангел Джабраил и сказал: «Как же нам спускаться к вам, если вы не очищаете руки, если под ногтями у вас накапливается грязь, если зубы у вас пожелтели. Ты повелевай своей общине соблюдать чистоту».
7. Грязь и пыль, оседающая и накапливающаяся на теле человека в результате работы и выделения пота. Считается сунной очищать тело от пыли и пота. Нельзя пойти к людям с запахом пота или другими неприятными запахами. В таком виде возбраняется совершить намаз, стоять перед Всевышним Аллахом. Как мы упомянули выше, в Коране есть аят, в котором говорится, что Создатель любит чистоплотных людей. Отсюда следует, что Он не любит грязных, нечистоплотных людей. Поэтому нам велено хоть раз в неделю купаться, особенно следует совершать полное омовение всего тела в пятницу.
Волосы, в свою очередь, следует удалять или подстригать.
На теле человека выделяют восемь участков, которые покрываются волосяным покровом: 1. Волосы на голове разрешается брить, а если отращивать, то аккуратно ухаживать за ними, держать в чистоте и подстригать. Нельзя, как это делают некоторые люди, частично сбривать волосы.
2. Усы не одобряется отращивать настолько, чтобы во время приёма пищи еда касалась усов. Поэтому полагается подстригать усы так, чтобы была видна линия верхней губы. Также одобряется стричь усы насколько это возможно.
3. Волосы из-под подмышек следует выщипывать не менее одного раза в течение 40 дней. Пророк (мир ему и благословение) установил для удаления волос из подмышек и вокруг половых органов период в сорок дней. Оставлять их более этого срока возбраняется и не одобряется. Кому трудно выщипывать волосы из-под подмышек, то можно сбривать, главное – соблюдать чистоту. Считается сунной выщипывать волосы сначала с правой стороны, а потом – с левой. Если говорить о предпочтительности выщипывания или бритья, то надо сказать, что после выщипывания рост волос сокращается, а после бритья – увеличивается.
4. Волосы на ‘аврате следует сбривать не позже чем 40 дней. Имам ан-Навави разъяснил, что под ‘авратом подразумеваются волосы, растущие вокруг половых органов и заднего прохода. Поэтому удалить волосы с обоих мест следует бритьем или с помощью других средств эпиляции. Манави говорит, что целью бритья волос на ‘аврате является соблюдение чистоты и укрепление хороших отношений между супругами.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) установил срок для выщипывания или сбривания волос из-под подмышек и на ‘аврате в 40 дней, поэтому не следует откладывать эту процедуру более, чем на 40 дней (имам Муслим).
5. Ногти подрезать каждую пятницу считается сунной. Длинные ногти не только уродливы, но под ними накапливается грязь, ими можно поцарапать, кроме того, длинные ногти – признак, присущий больше животным, нежели человеку. Порицается отращивать длинные ногти. Даже если Ислам и не велел бы стричь ногти, в любом случае, каждый здравомыслящий человек видит безобразность длинных ногтей и осознает неудобства, связанные с ними.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) велел часто подрезать ногти, не одобрял поступок тех, кто не очищал под ногтями грязь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «О Абу Хурайра, ты подрезай свои ногти, ибо на длинных ногтях сидит сатана» (Хатиб). В шариатских книгах указывается, что если у человека под ногтями накопилась грязь, препятствующая доступу воды к коже под ногтями, то его намаз считается недействительным.
Последовательность подрезания ногтей. Следует начать с указательного пальца правой руки и стричь ногти до мизинца. Затем следует продолжить с мизинца левой руки до большого пальца и в самом конце состригается ноготь большого пальца правой руки. Что касается ногтей пальцев ног, то следует подрезать их, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой ноги. После подрезания ногтей пальцы следует промыть и совершить омовение.
6. Пуповину следует отрезать сразу же после рождения ребёнка, оставив длину, равную толщине четырех пальцев. Если пуповину не отрезать, то она может начать гнить, что приведёт к болезни ребёнка. Если же отрезать короче, оставив длину меньше толщины четырех пальцев, то ребёнку будет очень больно. Пуповину ребёнка следует перевязать шерстяной ниткой и наложить марлю, промоченную в оливковом масле. Врачи могут применять соответствующие лекарства.
7. Крайняя плоть полового органа, обрезать которую обязаны как мужчины, так и женщины. (см. «Фатх аль-му‘ин»). В этой книге также приводятся высказывания учёных-богословов, что для мужчин совершение обрезания является обязанностью, а для женщин – сунной. В благородном хадисе говорится: «Обрезание – это правило для мужчин и достойное для женщин действие» (имам Ахмад, Байхаки).
Во времена Пророка (мир ему и благословение) была женщина, которая совершала обряд обрезания женщин по имени Умму Атиййа. Пророк (мир ему и благословение) сказал ей: «О Умму Атиййа, при совершении обрезания не обрезай слишком большую часть плоти, лучше придерживаться середины, это увеличивает красоту лица женщины и доставляет больше удовольствия мужу».
В трудах учёных пишется, что если отрезать большую часть плоти, это может привести к фригидности женщины. Поэтому важно придерживаться середины. Обрезание следует совершать на седьмой день после рождения ребёнка, если в этот срок не получилось, то – на сорок первый день, если и тогда не уложились, то обрезание следует совершить по истечении семи лет, если и тогда не сделано, то после совершеннолетия ему самому следует позаботиться о своем обрезании.
8. Бороду сбривать начисто запретно, так считают большинство богословов. Имам ан-Навави и Рафии (да смилуется над ними Аллах!) пишут, что это – неодобряемое действие. Запрещается красить седую бороду в чёрный цвет (С разрешения мужа жена может покрасить свои волосы на голове в чёрный цвет.). Также нельзя выщипывать седые волосы из бороды.
Теперь давайте поразмыслим: если мы будем, как того требует Коран и хадисы, купаться каждую пятницу, содержать свою одежду в чистоте, употреблять благовония, купаться после полового акта, т. е. осквернения тела, и перед отправлением на собрания или другие мероприятия, где мы встречаемся с людьми; будем тщательно совершать каждое омовение, как того требует Шариат; будем мыть руки перед едой и после, заботиться, как того требует Шариат, о чистоте в доме, во дворе и во всём имуществе; будем следовать вышеперечисленным санитарно-гигиеническим правилам, разве у нас не будет отменного здоровья и уважения в обществе?!
Нас тогда полюбят Аллах и Пророк (мир ему и благословение). Но чистота, согласно Шариату, не ограничивается только вышеупомянутыми правилами. Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах!) пишет: «Чистота, по требованию Шариата, имеет четыре ступени, а самая низкая ступень есть вышеупомянутая.
Вторая ступень – очищение частей тела от грехов и приучение их служению Аллаху. Например, язык следует очищать от злословия, клеветы и лжи. Приучать его к постоянному поминанию Всевышнего Аллаха, чтению Священного Корана, наставлению людей на праведный путь. Не следует приучать глаза смотреть на чужих женщин, недозволенные телепередачи и недостатки других. Необходимо приучать их смотреть на чудесные создания Аллаха на земле и на небесах, на Коран и хадисы, на книги исламских учёных-алимов.
Руки необходимо беречь от воровства, рукоприкладства, от запретного.
Уши необходимо беречь от злословия, клеветы и т. п. Необходимо дать ушам возможность слушать Коран и хадисы, наставления, полезные научные истины и разговоры.
Желудок необходимо беречь от сомнительной и запретной пищи и от неумеренности в еде; лёгкие – от курения, тело – от наркотиков.
Ноги нужно беречь от хождения по чужим или запретным местам. Их нужно использовать для походов на научные собрания, в мечети и для совершения полезных для мусульман деяний.
Третья ступень – заполнение сердца благим нравом и очищение его от скверных, плохих качеств. Например: сердце следует очистить от таких пороков, как заносчивость, высокомерие, самовлюбленность, зависть, жадность, предательство, чрезмерная любовь к этому бренному миру, стремление к плохим деяниям, забвение Создателя, раболепие перед властьимущими, забвение потустороннего мира, жестокость, упрямство и другие. Сердце следует заполнить такими добродетелями, как милосердие, милость, любовь к Аллаху, Пророку (мир ему и благословение), праведникам, шейхам, братьям по вере, скромность, постоянное поминание Всевышнего, любовь к потустороннему миру, поминание смерти, богобоязненность, понимание ничтожности бренного мира, раскаяние, храбрость, доброта, щедрость, терпеливость, благодарность и другие.
Четвертая ступень – очищение таинства, скрытого в сердце. Это отказ от всех мыслей, которые не вызывают довольство Аллаха и не приближают к Нему, нахождение ежесекундно в состоянии любви к Аллаху, благоговейные думы о Создателе, направление всех помыслов к тому, что приближает раба к Господу нашему».
Да одарит Всевышний Аллах этими ступенями и достоинствами всех мусульман. Аминь!