Композиционный план сон обломова

План урока литературы 10 класс Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Урок литеоаьуры в 10 классе по теме

Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова»

— проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия).

выявить роль сна в романе «Обломов»

развивать у учащихся умение работать с текстом, анализировать художественные тексты, группировать, выделять главное и обобщать;

воспитание активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое будущее.

Формы работы учащихся фронтальная беседа, анализ текста, групповая работа, самостоятельная работа, применение имеющихся знаний в новой ситуации

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

1. Владеть смысловым чтением.

2. Выявлять причинно-следственные связи.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Представлять информацию в разных формах (текст).

6. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.

7. Классифицировать по заданным основаниям.

8. Определять понятия.

1. Оценивать свои и чужие поступки.

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Тип урока Изучение нового материала

Знание текста романа; художественных приемов как средства создания образа Обломовки, мира и уклада жизни обломовцев; функции сна в художественном произведении и в романе «Обломов»»; жанровое своеобразие данной главы;

Продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умение давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развивать навык выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса.

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Применение полученных знаний на практике. Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения. Познавательный интерес к литературе, процессу научного познания. Понимание роли автора в произведении.

II. Организация начала урока :

В этом предложении отсутствуют два слова. Нам нужно их восстановить.

Работая с текстом этой главы, к акие бы для его исследования вы бы перед собой поставили? Что хотели бы понять?

(-проанализировать сон, описанный в этой части текста)

-после каких событий заснул Обломов?

-какова функция сна Обломова в романе?

-каково жанровое своеобразие главы?

-почему И.А. Гончаров опубликовал «Сон Обломова» раньше, чем первую часть романа?

А какие ассоциации вызывает у вас слово СОН?

Запишите несколько из них в рабочие листы. Назовите.

Сновидения издавна использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, мотивировки поступков персонажей, передачи их эмоционального состояния. Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли, испытывали, ставили перед выбором. Сновидения выполняют ретроспективную (взгляд в прошлое) и прогностическую функции. Они вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего. Сны могут выполнять функцию памяти. Таким образом, сновидения в произведениях художественной литературы многозначны.

— Давайте вспомним, в каких ранее изученных произведениях вы встречались с эпизодами сна?

Смысл сна в художественных произведениях

ВЫВОД о смысле сна Обломова

— Какую же функцию выполняет сон в романе «Обломов» И.А. Гончарова? Ответить на этот вопрос поможет работа в группах.

Групповая работа Тезисы и ключевые слова для анализа текста

Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей. Природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование ЧЕГО. – ( Характера главного героя .)

Вопросы к анализу главы «Сон Обломова»

1. После каких событий заснул Обломов?

2. Какова функция сна Обломова в романе?

3. Каково жанровое своеобразие главы?

4. Почему И.А. Гончаров опубликовал «Сон Обломова» раньше, чем первую часть романа?

5. Из скольких частей глава состоит (условно)? Как вы это определили?

Вспомните события главы и подготовьте сообщение «Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира. Сказки няни»

Вспомните события главы и подготовьте сообщение «Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь».

Каждая группа анализируют свою часть сна, выделяя ключевые слова. Вопросы и тезисы вам в этом помогут. Затем делаем обзор каждой части.

«+» и «-» жизни в Обломовке Обсуждение, запись в тетради

Положительные моменты обломовской жизни

Отрицательные моменты обломовской жизни

1. Единение людей с природой, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, страх перед письмом).

2. В Обломовке нет места злу.

1. Из распорядка дня видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна, пустых вечеров и бесплодных разговоров.

2. Неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось» (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея).

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

Какие черты характера сформировались у Обломова? Запишите в сравнительную таблицу

Умение чувствовать красоту

Способность к самообвинению

Нежелание унижаться суетой (карьера, деньги слава)

Стремление к гармонии в душе

Неумение преодолевать трудности

Итак, в таблице отражены противоположные стороны жизни Обломова. И чаще всего, самого героя оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Перед вами два высказывания критиков. Прочитайте их. Какую сторону они приняли в Обломове?

Н. Добролюбов : «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»

А.В. Дружинин : «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

Кто их них, по-вашему, прав?

(ученики приходят к выводу, что обе эти стороны есть в личности Обломова, и ни ту, ни другую нельзя исключать или абсолютизировать.)

Итог урока: С какими мыслями вы уйдете с урока?

Сегодня мы совершили с Обломовым путешествие в его детство, под лингвистическим и литературоведческим микроскопом рассмотрели героя, чтобы понять, «отчего он такой». В нем много привлекательного: он обаятельный, добрый, мягкий, умеющий мыслить. Но он оказался не готов к жизни: его не научили трудиться, действовать самостоятельно, живую фантазию и любознательность не поощряли. В итоге порядочный, неглупый человек превратился в апатичного, и имя его стало нарицательным.

Сегодняшняя беседа полезна для вас и как для будущих родителей. «Обломов» – пример того, как не надо воспитывать. И.А.Гончаров писал: «А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом»

Источник

Конспект урока по литературе на тему «Сон Обломова и его место в произведении»

Тема урока: Сон Обломова и его место в произведении.

Цели урока: вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон; выявить композиционные особенности главы «Сон Обломова», значение «Сна Обломова»;

Тип урока: урок углубленной работы над текстом;

Методы: метод выразительного чтения, эвристический, исследовательский, репродуктивный;

Приемы: выразительное чтение, постановка проблемных вопросов, беседа с учениками, лексическая работа, постановка нравственной проблемы, обучение анализу эпизода, фрагментарная лекция учителя, просмотр видеоматериалов;

Виды деятельности учащихся: выразительное чтение отрывков, анализ образов, проблемы текста, ответы на вопросы учителя, записи в тетради, сообщение учащегося, размышления о прочитанном;

Оборудование: текст романа И. А. Гончарова «Обломов», отрывки из кинофильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова » ; слайдовая презентация;

Организационный момент (1 минута);

Целеполагание (1 минута);

Вступительный этап (8 минут):

-постановка проблемных вопросов;

— беседа с учениками;

Основная работа с текстом (25 минут);

Заключительный этап (8 минут);

Домашнее задание (2 минуты)

В 1849 году в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при « Современнике » была опубликована глава «Сон Обломова» как самостоятельное произведение, которую сам автор назвал «увертюрой всего романа».

Каково значение слова «увертюра»? Что автор хотел сказать таким сравнением?

Увертюра – ( франц. ouverture, букв. открытие) является музыкальным термином.

Музыкальное вступление к опере, оперетте, балету.

Небольшое музыкальное произведение для оркестра. Концертная увертюра.

Само произведение «Обломов» Гончаров задумал еще в 1847 году. А в 1849 опубликовал отдельным произведением «Сон Обломова», таким образом, получается, что «Сон» являлся преддверием к полноценному роману. Как в музыкальном произведении увертюра являлась вступлением, так и «Сон» можно считать своеобразным предисловием к роману «Обломов».

В каких, ранее изученных произведениях, мы сталкивались с изображением сна? Каковы были его функции?

1. Сон — как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.

2. Сон — как идиллия, мечта.

3. Сон — как предвидение будущего.

Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?

1. Сон — выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон — символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.

2. Сон — показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.

Сообщение ученика (Карина Панова)

Изображение сна, — описание сновидения, вещего сна — весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.
Сон одного из действующих лиц литературно-художественного произведения может служить как бы рамкой, или обрамлением, основного сюжета, своеобразно подчеркивая его и выделяя на фоне второстепенных подробностей.

Иногда сновиденье героя служит формой сюжета не основного, но эпизодического, выделяя его, как частичный, но значительный эпизод в развитии главного действия.
Обычно, в подобном сне автор отражает, как в вогнутом зеркале, в увеличенном виде то, что для него особенно важно, особенно дорого, а для читателя, по его мнению, значительно.
Таков сон Обломова, форма эпизодического сюжета романа, — соединивший в себе, в конденсированном виде, все, что Гончаров считал существенным и характерным для понимания всего произведения.

В чем особенность композиционного использования сна в романе «Обломов»?

Сон представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.

Условно, главу «Сон Обломова» можно поделить на части. Сколько частей вы бы выделили? Какие это будут части?

I часть сна. Экспозиция

— Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудесный край?

— Что же снится Илье Ильичу?

(Краткий пересказ 9 гл.).

— Зачитайте описание утра, приснившегося Обломову. Каков полдень, вечер? Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки?

— С какой целью автор использует пейзаж?

II часть сна. Чудесная страна.

— Каков переход от первой части сна ко второй?

(Он очень простой, на первый взгляд: «Потом Обломову приснилась другая пора…».)

— Каким предстает перед нами мальчик Илюша?

III часть сна. Обломову 13-14 лет.

— Каков здесь механизм связки частей?

(И снова мастерство Гончарова (внешняя простота перехода к следующей части): «Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет 13- 14».)

— Что происходит далее?

(Знакомство с новыми героями, событиями из жизни героя (Захарка, Штольц, учение, бесенок).

— Обломовка — родовое имение героя. Какими предстают пред нами Обломовка и ее жители?

— В чем корни «обломовщины»?

Глава начинается с изображения «благословенного уголка земли». Выразительное чтение со слов: « Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!» до слов: «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг». Что изображает этот отрывок? Можно ли сказать, что для Ильи Ильича Обломовка является идеальным местом? Почему?

Этот отрывок рисует некую утопию, идеалистический мир вечного тепла и солнца. Сама местность располагает к тихой, размеренной жизни, без каких бы то ни было внешних раздражителей, проблем и забот.

Это уже наталкивает на мысль, что Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала. В Обломовке человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта, незащищённости перед огромным миром. Природа и человек слиты, едины, и, кажется, небо, которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений, “там ближе к земле”, и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля. Такая атмосфера мира Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире.

В чем особенности времени в Обломовке? А пространства?

Особое отношение к времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет жизнью людей. Можно говорить о цикличности жизни обитателей Обломовки.

Что особенного было в распорядке дня в Обломовке? Приведите примеры из текста.

Утро в доме Обломовых не пропадало даром: «Нельзя сказать, чтоб утро пропадало даром в доме Обломовых. Стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни.
Из людской слышалось шипенье веретена да тихий, тоненький голос бабы: трудно было распознать, плачет ли она или импровизирует заунывную песню без слов..
На дворе, как только Антип воротился с бочкой, из разных углов поползли к ней с ведрами, корытами и кувшинами бабы, кучера.
А там старуха пронесет из амбара в кухню чашку с мукой да кучу яиц; там повар вдруг выплеснет воду из окошка и обольет Арапку, которая целое утро, не сводя глаз, смотрит в окно, ласково виляя хвостом и облизываясь.

Сам Обломов- старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.

Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась! Сколько тонких соображений, сколько занятий и забот в ухаживанье за нею! Индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами; гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтоб они заплыли жиром. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»

Обломовка напоминает заколдованное царство, где всё погрузилось в сон. Напряжённая, полная исканий жизнь человечества не касается её. Еда и сон — только этим и ограничивается тамошняя жизнь. Вся жизнь Обломовки была подчинена традициям. Если происходило что-то выбивавшееся из заведенного порядка, то это происшествие возмущало всю округу. Все традиционное, фантастическое в Обломовке переставало быть обыденным, а становилось священным.

С вашей точки зрения, какие последствия несет в себе такой ритм жизни?

Живя в постоянном состоянии расслабленности, лености, человек теряет саму человеческую сущность. Он становится безынициативным, отреченным. Можно говорить о духовной смерти личности, нравственном застое и отсутствии какого-либо развития.

Каким изображает автор маленького Ильюшу?

В детстве Илья Обломов был живым, веселым ребенком, цитата: «А иногда он проснется такой бодрый, свежий, веселый; он чувствует: в нем играет что-то, кипит, точно поселился бесенок какой-нибудь, который так и поддразнивает его то влезть на крышу, то сесть на савраску да поскакать в луга, где сено косят, или посидеть на заборе верхом, или подразнить деревенских собак; или вдруг захочется пуститься бегом по деревне, потом в поле, по буеракам, в березняк, да в три скачка броситься на дно оврага, или увязаться за мальчишками играть в снежки, попробовать свои силы.

Бесенок так и подмывает его: он крепится, крепится, наконец не вытерпит и вдруг, без картуза, зимой, прыг с крыльца на двор, оттуда за ворота, захватил в обе руки по кому снега и мчится к куче мальчишек.»

Для полного представления жизни в «обломовке», обратимся к фрагменту из кинофильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова » режиссера Н. Михалкова. На ваш взгляд, удалось режиссеру передать обстановку и особенности жизни в «благословенном уголке земли»?

Подводя итоги урока, что можно сказать про данный эпизод? С какой целью Гончаров включает сон Обломова в роман?

Сон Обломова помогает более полно и глубоко раскрыть образ главного героя, рассмотреть его мечты и представления о жизни на подсознательном уровне. В выразительной картине сна представлен собирательный образ Обломовки, сонного царства, губящего в человеке живое, активное и мыслящее начало. Это образный и смысловой ключ к пониманию всего романа, и, несомненно, самостоятельное творение. Первоначально задуманный автором как отдельное произведение, он стал выдающимся шедевром литературы.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Обломовщина – за или против?».

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940

Дынник М. Сон, как литературный приём // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина и др. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. — Т. 2. (Фундаментальная электронная библиотека)

Источник

Сон Обломова. Роман И.А. Гончаров «Обломов»

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Содержимое разработки

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Сон Обломова Анализ 9 главы романа И.А.Гончарова «Обломов»

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

1) вспомнить функцию сна в художественном произведении;

2) познакомиться с композиционной особенностью использования «Сна Обломова»;

3) выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Беседа по пройденному материалу:

Какова роль визитеров в начале романа?

Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?

Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?

Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Вспомните содержание 5 главы романа:

Какова его жизнь в Петербурге?

Каково его отношение к начальнику?

Почему оказался на диване?

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Для автора очень важна жизненная позиция главного героя романа «Обломов».

В какой композиционной части романа наиболее полно показан процесс формирования героя?

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

В главе «Сон Обломова»

Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовала тема сна?

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

В чем, по-вашему, функция сна в произведениях?

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Функция сна в произведениях:

Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Функция сна в романе «Обломов»:

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Какова композиция этой главы?

Из скольких частей состоит (условно)?

Как вы это определили?

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

«Сон Обломова» состоит из 4-х частей:

1. «Благословенный уголок земли» (экспозиция).

2. Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира.

3. Чудесная страна. Сказки няни.

4. Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь.

Как такое расположение частей главы романа помогает понять характер героя?

(Сформулировать ответ письменно в тетради)

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Анализ 1 части сна: «Благословенный уголок земли» (экспозиция)

«Где мы? В какой благословенный край перенес нас сон Обломова? Что за чудесный край!»

Вспомните описание утра;

Каков полдень? Каков вечер?

Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки?

С какой целью автор использует пейзаж?

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Анализ 2 части сна:

Семилетний Обломов в родительском доме.

Восприятие окружающего мира.

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Анализ 3 части сна:

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Анализ 4 части сна:

Взгляды обломовцев на жизнь.

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей, задачей писателя.

Автор показывает читателям истоки характера героя:

как природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование характера главного героя.

Какими средствами создаётся идиллия жизни в Обломовке?

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Использование средств устного народного творчества в создании образа Обломовки:

а) особая пространственно-временная организация, характерная для русской волшебной сказки; отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического;

б) наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие);

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Отражение древнего представления о «золотом веке» в жизни обломовцев:

а) спокойствие, отсутствие дурных наклонностей у обломовцев;

б) духовная щедрость;

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Черты христианского образа рая в главе «Сон Обломова»:

б) мир вечного тепла, солнца (зима, благодаря запасам, тёплой печке, воспринимается как продлённое лето);

Какой образ является в главе «Сон Обломова» центральным, объединяющим все его фрагменты?

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Какое дополнительное (историческое) прочтение получает образ Обломовки в контексте той борьбы идей середины XIX века в России, о которой говорилось на уроках?

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Обломовка в этом контексте воспринимается в качестве идиллической модели патриархальной России.

Итак, нравственный идеал Обломова – цельная гармоничная личность.

Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни, его эстетизация.

Однако совпадает ли идеал героя с идеалом автора?

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Автор же, любуясь естественностью, добросердечностью патриархальных отношений, видит их ущербность.

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Реализация домашнего задания: (работа в тетради)

Запишите положительные и отрицательные стороны жизни обломовцев:

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Положительные стороны жизни обломовцев:

1. Единение людей с природой, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

4. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».

6. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Отрицательные стороны жизни обломовцев:

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

2 Распорядок дня обломовца: из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.

3. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».

4. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

5. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

6.Воспитание Обломова «по-обломовски».

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Итак, мы с вами отразили противоположные стороны жизни Обломовки.

И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь.

Вот два высказывания критиков, подумайте, какую сторону они приняли в Обломове?

Композиционный план сон обломова. Смотреть фото Композиционный план сон обломова. Смотреть картинку Композиционный план сон обломова. Картинка про Композиционный план сон обломова. Фото Композиционный план сон обломова

Н. Добролюбов : «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»

А. Дружинин : «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *