колонки для винила какие выбрать
Винил для чайников или как собрать хорошую систему и не сойти с ума
Всё больше людей интересуется винилом, в том числе и в нашей команде. За последние полгода-год сразу несколько сотрудников Big Geek обзавелись «вертушками» и начали коллекционировать пластинки.
Поиск новых впечатлений от звука как никогда обострился за время самоизоляции и вынужденной работы на удалёнке. Если все плейлисты и альбомы уже заслушаны до дыр, то волей не волей захочется чего-нибудь нового. Почему бы не попробовать винил?
Как это сделать с минимальными знаниями, без лишних сложностей и без огромных денежных трат — я расскажу вам в этой статье, написанной на основе личного опыта, а также опыта моих коллег и друзей.
Если вы уже решили или только задумались собрать систему для прослушивания пластинок, то почитав форумы или посмотрев ролики с советами бывалых пользователей, вы, скорее всего, подумаете, что сборка такой системы — штука страшная.
Помимо приличной вертушки (обязательно со сменной головкой звукоснимателя, регулируемым тонармом, увесистым корпусом, стеклянным или стальным опорным диском и так далее) эксперты-аудиофилы посоветуют вам купить хорошие фонокорректор, усилитель, пассивные колонки и дополнить всё это дорогущими проводами. Цена на такой набор может доходить просто до бесконечности.
Но что если я скажу вам, что чтобы приобщиться к винилу не нужно делать так много лишних движений, и можно собрать систему, которая будет работать сама по себе, занимать минимум места и выглядеть красиво?
Изначально, я решил, что хочу собрать себе простую и красивую систему, с минимальными заморочками по «железу», чтобы всё просто работало. Считайте, что меня к этому приучила техника Apple. Но в процессе выбора «вертушки» и колонок я столкнулся с некоторым количеством подводных камней, подаривших мне головную боль. Хочу чтобы эта боль обошла вас стороной. Поэтому давайте сразу определимся с некоторыми вещами.
Зачем и для чего
В первую очередь, ответьте на такой вопрос: вы хотите просто слушать любимую музыку на более-менее хорошем проигрывателе или хотите постоянно улучшать свой «вертак» и относиться к нему как к дорогому музыкальному инструменту? Как вы понимаете, это совершенно разные сценарии, и под них нужны совершенно разные устройства.
В первом случае, будет достаточно базовых моделей проигрывателей с минимальными требованиями по вмешательству в их работу. Ничего лишний раз заменять или регулировать позволено не будет. Во втором случае, придётся потратить гораздо больше времени и денег, чтобы найти устройство, с которым будет приятно возиться, апгрейдить его и улучшать по мере роста музыкальной коллекции и стремительно возрастающих требований к звучанию «инструмента».
Раз вы читаете эту статью, то, скорее всего, хотите просто слушать музыку в хорошем качестве на хорошем проигрывателе, и чтобы он не стоил как крыло от самолёта. Теперь вам предстоит определиться — а что именно вы собираетесь слушать на виниле? Старые записи 60-80-х годов, что-то из 90-х или нулевых? Или вы слушаете только современную музыку?
Старые записи гораздо требовательнее к качеству системы. Современные же записи почти все изначально цифровые, а на винил записываются по большей части для красоты, на радость коллекционерам и фанатам. Конечно, звучание таких записей будет сильно лучше чем в любом стриминговом сервисе (включая Hi-Res стриминг), но до старой аналоговой классики ему будет ой как далеко.
Из этого сразу же вытекает вопрос: сколько вы готовы потратить на свою систему? Не больше 20 тысяч? Не больше 50? Не меньше 100? Раз вы читаете эту статью, то наверное хотите взять что-нибудь попроще и подешевле, поэтому переходим дальше.
Почему не стоит брать «чемоданчики»
Самый первый и самый главный совет: избегайте всех этих красивых пластиковых коробочек, похожих на проигрыватели, и идущих, зачастую, сразу со встроенными колонками. С ними вы не услышите никакого качества, а только испортите свои диски со временем и потратите деньги впустую. Если не хотите получить исцарапанные пластинки после пары-тройки прослушиваний, то ни в коем случае не покупайте «чемоданчики».
Минимально адекватная альтернатива этим коробочкам — базовые модели «вертушек» от более серьёзных аудиобрендов за 13-15 тысяч рублей. Их, конечно, тоже есть за что поругать, но даже в сочетании с недорогими колонками за 5-7 тысяч рублей они подарят вам в миллиард раз больше приятных эмоций от прослушивания пластинок, чем любая красивая коробочка.
Автоматика или ручное управление
Если вы не хотите лишний раз возиться с проигрывателем, то вам нужен «вертак» с автоматическим управлением. У таких проигрывателей есть кнопки «старт» и «стоп», которые автоматически раскручивают пластинку и опускают или поднимают тонарм в её начале или конце.
Существуют даже проигрыватели с электронным переключением скоростей — это вам пригодится, если вы собираетесь слушать не только стандартные 12-дюймовые пластинки, но и 7-дюймовки.
Автоматическое управление будет особенно актуально для всех, у кого есть маленькие дети, и кто не хочет чтобы они лезли в проигрыватель без спроса — ведь достаточно просто нажать на кнопку и увидеть как тонарм сам по себе встаёт на пластинку и музыка начинает играть. Чистая магия!
В полностью ручном управлении, конечно, есть своя прелесть, но все автоматические варианты, как правило, позволяют делать всё то же самое и руками, так что автоматика — это просто дополнительная возможность и неплохая защита от неумелых рук или постороннего вмешательства.
Нужен ли проигрывателю Bluetooth?
Многие пользователи так устали от проводов, что начали требовать от брендов виниловые проигрыватели с поддержкой Bluetooth. На первый взгляд, это максимально странная затея, потому что никакой прелести и качества аналогового звука вы в таком случае не получите.
Однако, если у вас полно пластинок, а вы хотите слушать их, например, лёжа в ванной через портативную колонку, то поддержка «синего зуба» — маст хэв. А уж если ваш проигрыватель и колонки поддерживают aptX или LDAC, то наслаждаться беспроводным звуком получится даже в хорошем качестве.
Главное, чтобы было кому переворачивать пластинки, пока вы играетесь с уточками.
Встроенные или внешние компоненты
Если вы не хотите ломать себе голову подбором фонокорректоров, усилителей или ресиверов для пассивных колонок (которые тоже надо ещё суметь подобрать, ведь любые колонки лучше сперва послушать), то на помощь вам придут активные колонки со встроенными усилителями и проигрыватели со встроенными фонокорректорами.
Тут можно возразить, что встроенные решения всегда хуже выделенных, но всё зависит от цены — если вы готовы потратить 20-25 тысяч на колонки и 20-25 тысяч на проигрыватель, то вариантов с хорошими встроенными компонентами вы найдёте массу, и ещё больше — за большие деньги.
Куда и к чему подключать
Обязательно обратите внимание на наличие всех необходимых портов в ваших будущих колонках и подумайте к чему кроме винила вы ещё захотите их подключить.
Некоторые колонки имеют только оптические выходы, другие — RCA или AUX, третьи — только XLR, TRS и прочие порты для работы на студиях. Чаще всего виниловые проигрыватели идут с выходом RCA, он же «тюльпан», а значит вам нужны колонки с таким же входом или, в крайнем случае, с входом AUX — для него потребуется переходник или другой провод, но проблем с подключением не возникнет. Колонок с поддержкой AUX великое множество.
При желании вы даже можете подключить «вертушку» к саундбару от телевизора — если у него помимо «оптики» и HDMI есть RCA или AUX порты. Ценители винила, конечно, не рекомендуют так делать, потому что мало какой саундбар даст вам такую же хорошую сцену и панораму как полноценные раздельные колонки, но это абсолютно ваше дело — что и как слушать.
Вы можете собрать себе систему 2.1, 5.1 или 7.1 и подключить к ней «вертушку» — почему нет? Потому что в интернете вам кто-то сказал что это «не круто»? К тому же, иметь одно устройство для всех подключений порой бывает удобнее, чем хранить в одной комнате несколько разных устройств для прослушивания музыки, особенно если вы ограничены в пространстве.
На какие устройства стоит обратить внимание
Я перечитал кучу статей, посмотрел множество обзоров, пообщался с друзьями и коллегами, и остановился на нескольких моделях проигрывателей и колонок с более-менее адекватными ценами (от 13-15 тысяч до 30 тысяч рублей за проигрыватели и от 7 до 27 тысяч за колонки) и приличными характеристиками.
Проигрыватели
Audio-Technica AT-LP60 — наверное, самый популярный «вертак» на рынке среди начальных, есть модели с Bluetooth, USB (для оцифровки винила) или без всего;
Teac TN-180 BT — популярный проигрыватель начального уровня, который выглядит и звучит дороже, чем стоит;
Sony PS-LX310BT — минимализм и простота с оптимальной функциональностью для чайников;
Pro-Ject T1 — наверное, лучший стартовый проигрыватель для тех, кому хочется чего-то более аудиофильского по виду и по звуку;
Rega Planar 1 — начальный проигрыватель топового бренда без фонокорректора и с полностью ручным управлением.
Колонки
Взвесив все за и против, и ответив себе на вопросы, поднятые в начале статьи, я остановил выбор на проигрывателе Sony PS-LX310BT и активных колонках Audioengine A2+ BT — во многом из-за дизайна проигрывателя и размера колонок, которые идеально вписываются в домашний интерьер и не занимают много места.
Не то чтобы мне был нужен Bluetooth 4.2 в проигрывателе, пусть даже и с поддержкой aptX, но возможность оставить «вертушку» в комнате и пойти полежать в ванную с портативной колонкой оказалась очень даже полезной. Кроме того, меня подкупил его минималистичный дизайн, равно как и дизайн колонок, удивительно компактных для своих возможностей.
Также этот проигрыватель подкупил меня автоматическим управлением, наличием встроенного фонокорректора и возможностью выбора одного из трёх вариантов усиления звука. Это безумно полезная штука, если вы будете слушать не только новые пластинки, но и старые, гораздо более тихие, зачастую.
Про колонки могу сказать только то, что эти «малыши» не просто так признаны всеми зарубежными обозревателями настоящим инженерным чудом. Благодаря встроенному AB-усилителю и грамотной конструкции они выдают мощный, чистый и детальный звук. К тому же, они предлагают все возможные виды подключений: BT 5.0 c aptX, RCA, AUX, USB и Sub. Их можно использовать буквально с любым устройством в доме, так что если мне взбредёт в голову заменить их на что-нибудь покрупнее, то им всё равно найдётся место.
Размер и внешний вид колонок, на самом деле, может стать куда более определяющим фактором, чем сам проигрыватель, потому что далеко не всегда то, что хорошо звучит в шоу-румах или рекомендовано к покупке экспертами-аудиофилами, будет хорошо смотреться у вас дома и не будет занимать кучу места. Особенно если помимо полочной акустики вы захотите взять себе ещё и сабвуфер.
Таким получился мой личный опыт. Почитать подробнее про другие замечательные колонки и проигрыватели вы можете по ссылкам ниже.
И вот ещё одна хорошая подборка, которая не хочет красиво встраиваться.
Также советую вам обратить внимание на канал, где можно оценить примерный характер звучания совершенно разных колонок и понять что вам больше подходит без походов по магазинам аудиотехники.
Надеюсь, что мой опыт оказался для вас полезным, ну а если вы в корне не согласны с написанным или считаете, что винил нужно слушать только на серьёзных дорогих системах, где нужно всё регулировать руками и тщательно подбирать компоненты, то я могу только позавидовать вашему количеству свободного времени и вашему усердию.
Наверняка, оно и правда того стоит, но даже если вы соберёте недорогую систему и уложитесь в 20 тысяч рублей, то останетесь довольны и отроете дивный новый мир совершенно другого звука. Неприятный побочный эффект здесь только один — следом вы начнёте тратить баснословные суммы на пластинки.
Но это, как говорится, уже совсем другая история.
Как получить наилучший звук от проигрывателя винила, статья. Журнал «WHAT HI-FI?»
Сохранить и прочитать потом —
Винил – формат-долгожитель, который и не собирается умирать. В конце девяностых казалось, что его дни сочтены, однако с тех пор – медленно, но верно – продажи виниловых дисков растут.
И это замечательно. Этот формат нам очень нравится, он способен создавать фантастический звук, если только не пожалеть усилий на настройку; в этом отношении винил выделяется среди всех прочих форматов. В отличие от цифровых носителей и устройств, небрежность при установке может совершенно исказить звучание.
Сейчас на рынке немало моделей класса «включи и играй», а о настройке более капризного проигрывателя можно попросить продавца. Но если вы не боитесь «запачкать руки», вы можете многое сделать самостоятельно и максимально полно реализовать возможности вашего проигрывателя.
Итак, если хотите узнать все секреты лучшего звука – от установки тонарма до настройки картриджа – здесь вы найдете все, что нужно.
Как работают виниловые пластинки?
Внимательно посмотрите на диск. Спиральная канавка заполнена множеством мельчайших бугорков, которые приводят в движение перо картриджа (его часто называют иглой). При помощи электромагнитного механизма в корпусе картриджа это движение преобразуется в электрический сигнал.
Представьте себе, что тонкий алмазный наконечник картриджа должен реагировать на бугорки величиной в микрон (одна тысячная миллиметра) – это очень сложная задача! Любая вибрация извне ухудшает способность картриджа к передаче информации с диска.
Возмущения могут вызываться разными причинами: это может быть звук из колонок, шаги, передающиеся по полу, и даже уличный транспорт, если стены дома воспринимают вибрацию от его движения. Это не шутка.
Проведите эксперимент: установите иглу картриджа на диск, но не включайте воспроизведение. Поднимите громкость усилителя и легонько постучите по подставке проигрывателя и по нему самому, а потом прогуляйтесь рядом с местом его установки. Гулкий звук, который вы услышите из колонок – это механическая энергия, которую воспринимает проигрыватель. Ужасно громко, правда?
При воспроизведении винилового диска эта «лишняя» энергия по-прежнему передается на проигрыватель, не только усложняя его работу, но и внося свой вклад в звучание записи. В результате в лучшем случае качество звучания слегка ухудшится; в худшем – зловещая обратная связь совершенно испортит все дело.
Именно поэтому прежде всего позаботьтесь о надежности установки проигрывателя, если рассчитываете на качественный звук.
Выбор места для установки
Идеальная стойка под проигрыватель – совершенно горизонтальная, низкорезонансная и установленная максимально далеко от всех источников вибрации, включая колонки.
Для жесткого бетонного пола оптимальной будет напольная стойка; однако на подвесном деревянном полу она усилит воздействие шагов. Обладателям такого пола мы рекомендуем специальную настенную полку; она позволит полностью устранить проблему с шагами. Только не забудьте о крепких болтах и креплениях, иначе последствия могут оказаться слишком печальными.
Большинство проигрывателей снабжены какой-либо разновидностью изоляции – от простейших резиновых ножек вплоть до продуманной системы полной подвески. Чем лучше изоляция, тем менее капризен будет проигрыватель к месту установки; но даже самая «навороченная» конструкция выигрывает от грамотного расположения и надежной опоры.
После того как идеальное место для винилового проигрывателя найдено, необходимо его выровнять. Нужно убедиться в том, что все составляющие строго горизонтальны, чтобы иглу можно было точно установить в канавку. Лучше всего воспользоваться для проверки небольшим спиртовым уровнем.
Начните с цоколя проигрывателя. Если стойка сама по себе горизонтальна, как это и должно быть, остальное не составит проблемы.
Но если по какой-либо причине вам требуется подстройка, на этот случай многие проигрыватели оснащаются настраиваемыми ножками. После этого необходимо проверить уровень опорного диска. У большинства моделей положение опорного диска фиксировано относительно цоколя – они параллельны друг другу, если только не случилось чего-то непредвиденного. Однако проигрыватели с подвеской позволяют слегка менять их взаимное расположение.
Обычно выравнивание выполняется на месте, но некоторым моделям требуется специальное приспособление, за которым придется ехать к продавцу.
Настройка прижимной силы
Во времена расцвета винила было общепринятой практикой менять и сравнивать проигрыватели, тонармы и картриджи. Сегодня такой подход тоже не возбраняется, хотя большинство моделей поставляются уже с тонармами, и покупателю остается только подобрать картридж. А в самых бюджетных ценовых категориях нередко и картридж входит в комплект, что еще больше упрощает дело. Однако без некоторой доводки и в этом случае не обойтись.
Настройка тонарма и картриджа обычно производится одновременно. Если картридж уже установлен в тонарм, это не составит труда. Вам нужно будет только настроить прижимную силу (при помощи перемещения противовеса на заднем конце тонарма) и задать смещение для компенсации скатывающей силы, действующей на внутреннюю сторону канавки.
Производитель картриджа указывает рекомендованный диапазон значений прижимной силы – как правило, он составляет от 1,5 до 2,5 граммов – и одно основное значение. С него следует начать, но, учитывая различные технологические допуски разных производителей и использование разных тонармов, стоит поэкспериментировать для получения наилучшего звучания. Однако постарайтесь не выходить за рамки рекомендованного диапазона.
Если звук кажется вам слишком пресным и безжизненным, значит, прижимная сила слишком велика; неплотное и агрессивное звучание говорит о слишком низком значении. Если переборщить с легкостью в стремлении уменьшить износ пластинок, картридж будет перескакивать с канавки на канавку, повреждая их при этом. Если сомневаетесь, установите чуть более высокий вес; положение иглы в канавке будет более стабильным, привнося меньше искажений в звук и причиняя меньший ущерб диску.
Большинство противовесов снабжены маркировкой; если же хотите добиться максимальной точности, купите специальную шкалу для картриджа. Они бывают разными: дорогие цифровые обеспечивают высокую точность измерений, но и пластиковые вполне справляются с делом, а стоят при этом всего несколько фунтов.
Настройка высоты тонарма и ориентации картриджа
Большинство проигрывателей среднего и верхнего сегментов рынка позволяют настраивать высоту тонарма. Обычно он располагается параллельно плоскости пластинки, хотя иногда картридж может требовать другой конфигурации. Но в общем случае при слишком высокой установке тонарма звук при увеличении громкости становится чересчур ярким и напористым, при слишком низкой – наоборот.
Если картридж не установлен в тонарм, придется немного поработать. Большинство моделей крепятся при помощи двух болтов Будьте внимательны: они очень маленькие и легко теряются. У некоторых моделей в корпус встроены закладные гайки, которые упрощают соединение.
После установки картриджа в тонарм к нему необходимо прикрепить тонкие и хрупкие провода. Для удобства они окрашены в разные цвета. В корпусе картриджа очень мало места, так что для монтажа вам понадобятся маленькие длинноносые плоскогубцы. Будьте осторожны: повредить контакты и даже сами провода не так уж сложно.
Далее необходимо выровнять картридж, для чего вам потребуется специальная мерная линейка. Можно купить дорогую металлическую; большинство производителей вкладывают в комплект простую, но эффективную картонную линейку. На ней обычно имеются две точки, окруженные параллельными линиями.
Поместив иглу картриджа в каждую из двух точек, необходимо убедиться, что его корпус выровнен по этим линиям. Процесс требует терпения, но после того, как картридж будет установлен должным образом, игла станет располагаться под правильным углом к канавке диска, что снизит уровень искажений и износ пластинок.
Не пожалейте времени на настройку; ошибка в один градус может значительно усилить искажения.
Выбор правильного фонокорректора
Правильно выполнив все вышеперечисленное, вы обеспечите качественную работу проигрывателя; однако это еще не все. Одним из побочных эффектов перехода к цифровым технологиям стало отсутствие фонокорректора во многих новых моделях усилителей.
И даже когда он имеется (в проигрывателях типа «включи и играй»), при разработке о нем думают в последнюю очередь, и рассчитывать на максимальное качество звучания не стоит.
Для чего нужен фонокорректор? Он обеспечивает дополнительное усиление (сигнал с картриджа может быть в тысячу раз слабее, чем от среднего CD-проигрывателя) и выравнивает тональный баланс.
Виниловый диск физически не способен передать весь объем НЧ, который производят музыканты при записи, так что его тональный баланс сильно скошен в сторону более высоких частот. При воспроизведении фонокорректор пытается компенсировать этот изъян. Правильный выбор фонокорректора позволит вашему проигрывателю развернуться в полную силу; неправильный – породит подозрения в том, что в виниле нет ничего особенного.
Большинство фонокорректоров способны работать с картриджами как с подвижным магнитом (MМ), так и с подвижной катушкой (MC). Картриджи с подвижным магнитом обычно более доступны и выдают более сильный сигнал.
С ними фонокорректору приходится тратить меньше сил на звукоусиление, в результате чего недостатки системы оказываются подчеркнуты в меньшей степени.
В чем разница между MC- и MM-картриджами?
Любой электрический интерфейс (в данном случае – между картриджем и фонокорректором) для обеспечения максимальной степени передачи информации требует, чтобы оба компонента обладали определенными электрическими параметрами – такими как коэффициент усиления и импеданс.
Картриджи с подвижным магнитом, как правило, обладают более ровными электрическими характеристиками, что позволяет производителям проигрывателей разработать одну схему, которая подходит практически всем. У картриджей с подвижной катушкой все не так просто.
MC-картриджи с высоким уровнем выходного сигнала почти не отличаются от своих MM-собратьев, тогда как у картриджей с низким уровнем он уступает им в разы. Это означает, что для оптимизации соотношения сигнал/шум фонокорректор должен обеспечивать переменный коэффициент усиления. Для большинства MM-картриджей будет достаточно 40 дБ, MC-моделям необходимо от 50 до 70 дБ.
Магнитные катушки также различаются по сопротивлению, емкости и индуктивности – все эти три показателя вносят вклад в общий импеданс. Если параметры подобраны верно, они обеспечивают оптимальный интерфейс между картриджем и фонокорректором и, как следствие, более качественный звук.
Большинство производителей MC-картриджей задают приемлемые значения этих параметров; но, как всегда, стоит поэкспериментировать.
Вполне может оказаться, что в вашей конкретной системе незначительное изменение одного показателя сделает ее звук заметно лучше. В общем случае с понижением сопротивления растет плотность звучания и уменьшается выразительность тонального баланса. Как правило, его значение составляет от 100 до 500 Ом.
Показатели емкости варьируются от 200 пикофарад до 1 нанофарада – чем выше значение, тем сильнее оказываются отфильтрованы самые высокие частоты. Если ваша система достаточно прозрачна, изменения будут отчетливо слышны.
Все это кажется слишком сложным? Отчасти так и есть. После многих лет использования линейных источников – например, CD-плееров, которые фактически требовалось только подключить – описанное священнодействие с виниловыми проигрывателями воспринимается как своего рода черная магия.
Однако все не так страшно; и хотя более-менее приличный звук можно получить сразу же, приложите немного усилий и терпения – и вы будете стократно вознаграждены.