когда сжигали ведьм на костре в каком году

Охота на ведьм оказалась страшнее чумы

Вот уже 235 лет европейские колдуны и колдуньи спят спокойно, не опасаясь костра инквизиции. Ведь в 1775 году в Германии прошла последняя казнь, в основном завершившая мрачный период, известный как охота на ведьм. А ведь долгое время наказания за магию не существовало, пока 700 лет назад Церковный собор не наложил строжайший запрет на любую ворожбу.

когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть фото когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть картинку когда сжигали ведьм на костре в каком году. Картинка про когда сжигали ведьм на костре в каком году. Фото когда сжигали ведьм на костре в каком году

Стоит отметить, что долго время наказания за то или иное проявление магии не существовало. Вплоть до конца XIII столетия колдовство связывалось в сознании людей с народным фольклором и языческими предрассудками, но потом, в первом десятилетии XIV века, в «колдовской вопрос» вмешалась церковь, и в Европе начала разворачиваться кампания, направленная на преследование ведьм.

Церковный собор, собравшийся в 1310 году в германском Трире, наложил строжайший запрет на любые заклинания, гадание, ворожбу и другие подобные действа. Нарушение запрета стало караться отлучением от церкви. С усилением папской власти росло и ее влияние на общественные институты, и со временем появились законы, вменявшие в обязанность уже светским властям карать ведьм.
В 1257 году Папа Александр IV разрешил преследование за колдовство, но только в тех случаях, когда оно проистекало из ереси, аналогичное разрешение в 1333 году дал и Папа Иоанн XXII. Однако в 1484 году печально известная папская булла Иннокентия VIII «Summis desiderantes» позволила церкви карать колдунов и ведьм смертной казнью.

когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть фото когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть картинку когда сжигали ведьм на костре в каком году. Картинка про когда сжигали ведьм на костре в каком году. Фото когда сжигали ведьм на костре в каком году

Одной из стран, где охота на ведьм началась уже в первой половине XIV века, была Франция. С начала же XVI века суды над обвиняемыми в колдовстве стали здесь массовыми, а на период 1580-1620 годов пришлась настоящая «эпидемия» колдовской истерии. Лишь в середине XVII века парламент Парижа начал отклонять дела о колдовстве, но последний ведовской костер во французской столице горел незадолго до гильотин буржуазной революции конца XVIII века!

В саксонском городе Кведлинбурге с населением в 12 тысяч человек за один только день осенью 1589 года сгорели на кострах 133 «ведьмы». А городской совет германского Роттенбурга, по сведениям из хроник, «чувствовал усталость» от бесконечных процессов и сетовал на то, что «скоро в городе не останется ни одной живой женщины».

В целом масштабы развернувшейся охоты на ведьм были настолько велики, что всего лишь за 150 лет в Испании, Италии и Германии было сожжено более 30 тысяч женщин! Последнее исполнение смертного приговора в отношении «ведьмы» на немецкой территории датировано 1775 годом. Массовая же отмена процессов против ведьм произошла лишь в XVIII веке.

Самые интересные новости читайте на главной странице

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

«Охота на ведьм». Как это было

Масштабная «охота на ведьм» длилась более двух столетий. Более 100 судебных процессов в Европе и Америке и не менее 60 тысяч жертв.

когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть фото когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть картинку когда сжигали ведьм на костре в каком году. Картинка про когда сжигали ведьм на костре в каком году. Фото когда сжигали ведьм на костре в каком году

когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть фото когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть картинку когда сжигали ведьм на костре в каком году. Картинка про когда сжигали ведьм на костре в каком году. Фото когда сжигали ведьм на костре в каком году

Портрет настоящей ведьмы

Обычные же крестьяне не делали различий по гендерному признаку. Мужчины и женщины с физическими недостатками, сторонившиеся людей и не отличавшиеся чрезмерной приветливостью – типичный портрет ведьмы или колдуна. К странным односельчанам относились терпимо, стараясь не попадаться лишний раз на глаза.

Многие исследователи убеждены, что причиной «войн» стал массовый психоз. Не кажутся абсолютно убедительными перечисляемые причины – голод, эпидемии и отправление различными ядовитыми веществами, которые попадали в пищу или воду, и вот почему.

когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть фото когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть картинку когда сжигали ведьм на костре в каком году. Картинка про когда сжигали ведьм на костре в каком году. Фото когда сжигали ведьм на костре в каком году

В числе ярых гонителей ведьм выступали не голодающие простолюдины, а вполне состоятельные люди, многие из которых были способны мыслить прогрессивно. Да и вряд ли отравление той же спорыньей могло происходить с такой регулярностью на протяжении нескольких эпох. Хотя не стоит забывать, что любые кризисные явления – чума, войны, неурожаи – могли усиливать панические настроения и желание людей отыскать причину бед в сверхъестественном.

Самым громким стало «Салемское дело» 1692 г. в Новой Англии. За пару лет в небольшом пуританском городке приговор был вынесен 185 мужчинам и женщинам. Исследователи считают, что на такой маленькой территории сработал принцип «снежного кома», когда арестованные под пытками начинали рассказывать о шабашах, на которых они якобы видели других горожан.

когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть фото когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть картинку когда сжигали ведьм на костре в каком году. Картинка про когда сжигали ведьм на костре в каком году. Фото когда сжигали ведьм на костре в каком году

А началось всё с попытки объяснить странную болезнь некоторых детей, которые странно себя вели. Любое нервное заболевание в те времена чаще объяснилось как одержимость бесами, и девочки из Салема не стали исключением. Под давлением взрослых одна из них оговорила сначала темнокожую служанку, которая часто рассказывала детям «страшилки» о вуду и языческих проклятиях, а затем нищенку и сварливую соседку, которая «давно не посещала церковь». «Снежный ком покатился», и вскоре многие жители начали припоминать о собственных несчастьях, объясняя их дьявольскими проклятиями. Список обвиняемых разросся настолько, что для рассмотрения дел пришлось создать специальный судебный орган. В итоге 19 человек были казнены, одного забили камнями, четверо не вынесли пыток и умерли в тюрьме. Убиты были даже две собаки по обвинению в пособничестве ведьмам. Большинство исследователей склоняется к мнению, что трагедия была вызвана психическими расстройствами у девочек в результате особенностей пуританского воспитания.

Стоит сказать, что Россию «охота на ведьм» почти не затронула. Православные иначе воспринимали женскую сущность и их меньше пугала мысль о греховности дочерей Евы. К тому же Петр I в 1715 году велел наказывать кликуш, запрещая им огульно обвинять людей в колдовстве. Некоторые ученые уверены, что в России не охотились на ведьм еще и потому, что в стране не было таких, как Мэтью Хопкинс. Этот англичанин собрал команду единомышленников и направил все силы на истребление «врагов», полагая, что обладает уникальным даром «видеть сподвижниц дьявола». Он не только выполнял частные заказы, но и выслеживал ведьм в деревнях по всей Британии, объясняя любую болезнь или происшествие их проклятием и колдовством. «Стараниями» одного человека было уничтожено двести человек. И если сначала Хопкинс действовал по «велению сердца», то затем, вполне вероятно, им руководила корысть, ведь каждый заказ хорошо оплачивался. В современном мире словосочетание «охота на ведьм» стало фразеологизмом, обозначающим преследования тех, кто мыслит или действует «неправильно». Об этом забывают те исследователи, которые уверяют, что это явление осталось в прошлом.

Источник

Места массовых казней ведьм

Костры, на которых сжигали людей, обвиненных в связях с Дьяволом, вспыхивали по всей Европе. Больше всего их было на территории Германии.

Охота на ведьм достигла особого размаха в Западной Европе в конце XV — середине XVII веков.

Кведлинбург

когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть фото когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть картинку когда сжигали ведьм на костре в каком году. Картинка про когда сжигали ведьм на костре в каком году. Фото когда сжигали ведьм на костре в каком году

Самое массовое сожжение «ведьм» в Европе произошло в 1589 году в саксонском городе Кведлинбурге, находящемся на северной окраине горного массива Гарц, примерно в 60 км к юго-западу от Магдебурга. По постановлению епархиального суда Кведлинбурга в ходе одной казни были сожжены заживо 133 человека. Всех их обвиняли в колдовстве. Причем, жертв могло быть больше: в последний момент 4 девушки были помилованы.

Фульда

когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть фото когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть картинку когда сжигали ведьм на костре в каком году. Картинка про когда сжигали ведьм на костре в каком году. Фото когда сжигали ведьм на костре в каком году

В Германии был особо известен своими жестокими расправами над ведьмами Бальтазар фон Дернбах, аббат города Фульды. Одной из первых жертв аббата стала Мерга Бин. Несмотря на то, что Мерга была довольно состоятельной женщиной, печальной участи ей избежать не удалось. Под пытками из нее было выбито признание в убийстве ее второго мужа и его детей, к тому же Мерга призналась в участии в ведьминских шабашах и в том, что отцом ребенка, которым она была беременна на тот момент, был сам Дьявол. Мергу Бин сожгли.

После этого Дернбах вошел во вкус и следующие три года гонялся за ведьмами по всему Гессену, в результате чего казнили еще более 250 человек. Суды над ведьмами закончились лишь со смертью самого аббата в 1605 году.

Бамберг

когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть фото когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть картинку когда сжигали ведьм на костре в каком году. Картинка про когда сжигали ведьм на костре в каком году. Фото когда сжигали ведьм на костре в каком году

Преследование ведьм в Германии было особенно жестоким на тех территориях, правителями которых, как светскими, так и духовными, были епископы, — Трир, Страсбург, Бреслау, а также Вюрцбург и Бамберг. Двумя последними княжествами правили два двоюродных брата, особенно прославившихся своими зверствами: епископ Филипп Адольф фон Эренберг (1623−1631), который сжег 900 ведьм, и «ведьмин епископ» Готфрид Иоганн Георг II Фукс фон Дорнхайм (1623−1633), который сжег 600 человек по самым скромным подсчетам.

Охота на ведьм началась в Бамберге позже, чем в других немецких государствах. Начало положил епископ Иоганн Готфрид фон Ашхаузен (1609−1622), который сжег 300 человек по обвинению в ведовстве. 1617 год был особенно тяжел — 102 казненных. Но «ведьминский епископ» Иоганн Георг II с помощью своего главного викария, викарного епископа Фридриха Фернера, а также при поддержке светского совета докторов права добился лучших результатов. Они возобновили преследования в 1624 и 1627 гг. и даже соорудили специальный дом для ночных духов (Drudenhaus), рассчитанный на 30−40 пленников одновременно, а также аналогичные тюрьмы в малых городах епархии: Цайле, Халльштаде и Кронахе. С 1626 по 1630 годы процессы отличались особенной жестокостью и полным пренебрежением ко всяческим законам.

Вице-канцлер Бамберга, доктор Георг Хаан, добился относительного успеха во временном обуздании ведовских процессов. Но его вмешательство в итоге привело к тому, что его самого обвинили в сочувствии ведьмам. Доктора вместе с женой и дочерью сожгли в 1628 году — и это несмотря на приказ императора вернуть им свободу, поскольку «их арест стал попранием законов империи, терпеть которое невозможно».

Террор прекратился к лету 1631 года, частично из-за смерти викарного епископа Фернера, частично из-за угроз шведского короля Густава, который занял Лейпциг еще в сентябре и теперь грозил войной, и лишь частично из-за протестов императора. В 1630 году успели казнить еще 24 человека, но в 1631 году ни одной казни уже не было. Епископ Бамбергский скончался в 1632 году.

Вюрцбург

когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть фото когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть картинку когда сжигали ведьм на костре в каком году. Картинка про когда сжигали ведьм на костре в каком году. Фото когда сжигали ведьм на костре в каком году

Епархия Вюрцбурга соперничала в жестокости преследования ведовства с епархией Бамберга. Особенной страстью в охоте на ведьм отличился Вюрцбургский епископ Филипп-Адольф фон Эренберг. В одном только Вюрцбурге он организовал 42 костра, на которых были сожжены 209 человек, в том числе 25 детей в возрасте от четырех до четырнадцати лет.

Сохранился датированный 16 февраля 1629 года список 29 массовых казней в Вюрцбурге, общим числом 157 жертв. В списке мужчин было почти столько же, сколько и женщин, многие из них были богатыми и высокопоставленными людьми, присутствовали и дети.

Примерно в это же время юного родственника епископа Вюрцбургского обезглавили по обвинению в ведовстве. Юноша был единственным наследником своего могущественного родича, если бы он остался в живых, то унаследовал бы значительное состояние. Эрнест фон Эренберг был образцовым студентом с блестящими перспективами, но, как о нем говорили, забросил вдруг свои занятия и связался с женщиной старше себя. Иезуиты расспросили его и пришли к выводу, что он знаком со всеми пороками, включая и посещения шабашей. Эрнесту вынесли обвинение, а потом судили и нашли виновным. Вскоре юношу казнили.

После этой казни с епископом произошли какие-то изменения, потому что он учредил поминальную службу по всем жертвам ведовских процессов, и истерия пошла на убыль.

Бери-Сент-Эдмундс

В Англии одним из самых известных охотников за ведьмами был Мэтью Хопкинс. В 1645 году Хопкинс и его товарищ, суровый пуританин Джон Стерн, рыскали по сельским округам, выискивая «ведьм» и щедро оплачивая помощь доносчиков. Согласно сохранившимся записям, они обвинили в колдовстве около 124 жителей Саффолка, суд над которыми состоялся в Бери-Сент-Эдмувдсе в августе 1645 года. Большая часть осужденных призналась в том, что одержимы бесами, заключали сделки с дьяволом, а также в плотской связи с дьяволом, что вызвало у пуританских судей особое негодование. Помимо этого, некоторым ведьмам были предъявлены обвинения в убийстве людей и домашних животных.

Жертв тщательно осмотрели в поисках дьявольской отметины, что для женщин было особенно унизительно, так как эти отметины обыкновенно искали на гениталиях. Стерн имел особое пристрастие к поиску дьявольских отметин.

В Швеции самый известный процесс по обвинению в ведовстве состоялся в 1669 году. Вспышка преследований ведьм в Море (Далекарлия) — один из наиболее поразительных случаев в истории колдовства, закончившийся сожжением 85 человек. Они обвинялись в том, что уговорили три сотни детей полететь в Блокулу.

Началось все 5 июля 1668 года, когда пастор из Эльфсдейла, в Далекарлии, сообщил, что Эрик Эриксен, 15 лет, обвинил Гертруду Свенсен, 18 лет, в том, что она украла несколько ребятишек и перенесла их к дьяволу. Похожие обвинения посыпались одно за другим.

К маю 1669 года король Карл XI назначил комиссию, которая должна была привести обвиняемых к покаянию посредством молитв, без тюремного заключения и пыток. Но молитвы только способствовали разрастанию массовой истерии, и когда королевская комиссия собралась впервые 13 августа 1669 года, 3000 человек пришли послушать проповедь и помочь следователям. На следующий день, выслушав рассказы детей, члены комиссии выявили 70 ведьм. Двадцать три сознались без принуждения. Кроме того, на костер попали и 15 детей. Вину еще 36 детей в возрасте от 9 до 15 лет определили как не столь серьезную, и в качестве наказания они должны были всего лишь пройти сквозь строй.

25 августа состоялась массовая казнь осужденных. Прежде чем взойти на костер, все ведьмы должны были признать истинность обвинений, выдвинутых против них детьми.

Источник

История тёмных веков: зачем и как ведьм сжигали на костре

Практика ведовства известна издавна. Посвящённые люди разделяют знахарок, травниц и собственно ведьм. Последние прибегают к помощи сверхъестественных сил, тогда как остальные используют вековые знания и дары природы. Отдельно стоит упомянуть прорицательниц: они также наделены особыми силами, однако дар этот идёт изнутри и не зависит от внешних сил.

Если исследовать вопрос глубже, выясняется, что разновидностей использующих тайные знания людей куда больше: колдуньи, ведуньи, чёрные и белые ведьмы, медиумы… Вряд ли стоит удивляться, что в средние века церковники и непросвещённые плебеи свалили всё в одну кучу.

когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть фото когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть картинку когда сжигали ведьм на костре в каком году. Картинка про когда сжигали ведьм на костре в каком году. Фото когда сжигали ведьм на костре в каком году

Ведьмы Салема

Если спросить, в каком веке сжигали ведьм на костре, большинство опрошенных уверенно отвечают, что в XV — XVI, то есть в эпоху так называемого «Тёмного Средневековья». Как аргумент приводится знаменитый Салемский процесс, пришедшийся на 1692-1693 годы. Однако вопреки ошибочному мнению, все девятнадцать приговорённых женщин были повешены. Кроме них, в процессе расследования тем или иным способом казнили и нескольких мужчин, обвинённых в колдовстве, но и их огонь не коснулся.

когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть фото когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть картинку когда сжигали ведьм на костре в каком году. Картинка про когда сжигали ведьм на костре в каком году. Фото когда сжигали ведьм на костре в каком году

Как это было в древние века

Если углубиться в историю, стоит вспомнить законы Хаммурапи, согласно которым процессы над обвинёнными в колдовстве проходили путём испытания священной для египтян реки Нил. По закону, обвинитель и обвиняемый должны быть доставлены к берегу Нила, после чего предполагаемый нечестивец в его воды.

Если река отнимала жизнь, дом обвиняемого отдавали обвинившему. В противном случае казни подлежал бросивший обвинение, а оправданный рекой получал его дом. Надо ли говорить, что процессы над ведьмами тогда были редкостью?
когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть фото когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть картинку когда сжигали ведьм на костре в каком году. Картинка про когда сжигали ведьм на костре в каком году. Фото когда сжигали ведьм на костре в каком году

Ведьмы на Руси

Впрочем, не все дела попадали в архивы. Сколько самосудов проводилось по деревням и сёлам – истории не известно.

В сравнении с более чем 50 000 казнённых по тем же причинам в Западной Европе – цифра, ничтожно малая, особенно учитывая территорию и количество населения.

когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть фото когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть картинку когда сжигали ведьм на костре в каком году. Картинка про когда сжигали ведьм на костре в каком году. Фото когда сжигали ведьм на костре в каком году

Костры Средневековья

Казнь методом аутодафе, то есть сожжения, практиковалась во Франции, Германии, Швейцарии. В меньшей мере охота на ведьм затронула Шотландию и Англию. Вопреки распространённому мнению, руки католиков зажгли меньше костров, чем лютеране и кальвинисты, а приговоры выносил светский суд.

Каждое второе дело заканчивалось обвинительным приговором по собственному признанию обвиняемых

когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть фото когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть картинку когда сжигали ведьм на костре в каком году. Картинка про когда сжигали ведьм на костре в каком году. Фото когда сжигали ведьм на костре в каком году

Очищение огнём

Но почему ведьм сжигали на костре? Костёр, как средство казни, выбирался по нескольким причинам. Первая – библейская. В Евангелии «не пребывающие с богом» сравниваются с засохшими виноградными побегами, которые следует иссекать и сжигать. Этой цитатой оправдывались и огненные казни еретиков, с которых и началась массовая истерия.

Вторая причина – практика использовать для тёмных обрядов части тел мертвецов была распространена в Средневековье. Вспомните «руку славы», то есть отрезанную кисть повешенного, которой приписывалась огромная магическая мощь. Огонь такой возможности не оставлял. И последний немаловажный аргумент – зрелищность. Жестокие времена и люди требовали соответствующих развлечений.

Источник

За что сжигали ведьм?

когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть фото когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть картинку когда сжигали ведьм на костре в каком году. Картинка про когда сжигали ведьм на костре в каком году. Фото когда сжигали ведьм на костре в каком году

Одной из самых больших загадок в истории остается странное умопомрачение, охватившее Европу в XV-XVII веках, в результате которого на костры отправились тысячи женщин, заподозренных в колдовстве. Что это было? Злой умысел или хитроумный расчет?

В отношении борьбы с ведьмами в средневековой Европе существует множество теорий. Одна из наиболее оригинальных состоит в том, что никакого умопомрачения не было. Люди действительно боролись с темными силами, и в том числе с ведьмами, расплодившимися по всему белу свету. При желании эту теорию можно развить.

Языческая толерантность

Языческие религии в целом терпимо относились к колдунам и ведьмам. Все было просто: если колдовство шло во благо людям, это приветствовалось, если во вред — наказывалось. В Древнем Риме избирали наказание колдунам в зависимости от вредоносности содеянного ими. Например, если нанесший вред колдовством не мог выплатить пострадавшему компенсацию, ему должно было быть нанесено увечье.

когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть фото когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть картинку когда сжигали ведьм на костре в каком году. Картинка про когда сжигали ведьм на костре в каком году. Фото когда сжигали ведьм на костре в каком году

Все изменилось с приходом христианства. Пить, гулять на стороне и обманывать ближнего стало считаться грехом. А грехи объявили происками дьявола. В Средние века видение мира у простых людей стали формировать самые образованные люди той эпохи — священнослужители. И они навязали им свое мировоззрение: дескать, все беды на земле происходят от дьявола и его подручных — демонов и ведьм.

На происки ведьм списывали все природные катаклизмы и неудачи в делах. И кажется, что возникла идея — чем больше ведьм истребить, тем больше счастья привалит всем оставшимся людям. Сначала колдуний сжигали поодиночке, потом парами, а затем десятками и сотнями.

Одним из первых известных случаев стала казнь ведьмы в 1128 году во Фландрии. Некая женщина плеснула водой на одного вельможу, а тот вскоре слег от болей в сердце и почках и через некоторое время умер. Во Франции первое известное сожжение ведьмы состоялось в Тулузе в 1285 году, когда одну женщину обвинили в сожительстве с дьяволом, отчего она якобы родила помесь волка, змеи и человека. А спустя некоторое время казни ведьм во Франции стали массовыми. В 1320-1350 годах на костры в Каркасоне взошли 200 женщин, в Тулузе — более 400. А вскоре мода на массовые расправы над ведьмами распространилась по всей Европе.

Мир сошел с ума

В Италии, после опубликования в 1523 году буллы о ведьмах папы Адриана VI, только в районе Комо стали ежегодно сжигать более 100 ведьм. Но больше всего ведьм оказалось в Германии. Немецкий историк Иоганн Шерр писал: «Казни, совершаемые разом над целыми массами, начинаются в Германии около 1580 года и продолжаются почти целое столетие. В то время как вся Лотарингия дымилась от костров… в Падеборне, в Браденбургии, в Лейпциге и его окрестностях совершалось тоже множество казней.

когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть фото когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть картинку когда сжигали ведьм на костре в каком году. Картинка про когда сжигали ведьм на костре в каком году. Фото когда сжигали ведьм на костре в каком году

В графстве Верденфельде в Баварии в 1582 году один процесс привел на костер 48 ведьм… В Брауншвейге между 1590-1600 годами сожгли столько ведьм (ежедневно по 10-12 человек), что позорные столбы их стояли «густым лесом» перед воротами. В маленьком графстве Геннеберг в одном 1612 году сожжены 22 ведьмы, в 1597-1876 годах — 197… В Линдгейме, насчитывавшем 540 жителей, с 1661 по 1664 год сожжено 30 человек».

Появились даже свои рекордсмены по казням. Фульдский судья Бальтазар Фосс хвастался, что он один сжег 700 колдунов обоего пола и надеется довести число своих жертв до тысячи. Особенной страстью в гонениях ведьм отличился вюрцбургский епископ Филипп-Адольф фон Эренберг. В одном только Вюрцбурге он организовал 42 костра, на которых сожгли 209 человек, в том числе 25 детей в возрасте от четырех до четырнадцати лет. Среди казненных были самая красивая девушка, самая полная женщина и самый толстый мужчина, слепая девушка и студент, говоривший на многих языках. Любое отличие человека от других казалось епископу прямым свидетельством связей с дьяволом.

А еще сильнее зверствовал его двоюродный брат — князь-епископ Готфрид Иоганн Георг Второй Фукс фон Дорнхейм, казнивший в Бамберге в период 1623-1633 годов более 600 человек. Последнее массовое сожжение в Германии было устроено архиепископом Зальцбургским в 1678 году, когда на костер отправилось сразу 97 человек.

Увы, не осталась в стороне от охоты на ведьм и Россия. Так, когда в 1411 году в Пскове началась эпидемия чумы, по обвинению в напущении болезни сожгли сразу 12 женщин. Впрочем, в сравнении с Западной Европой, можно сказать, что в России к ведьмам относились терпимо. И обычно жестоко наказывали, только если они злоумышляли против государя. В общем, жгли редко, все больше пороли.

В Европе же не только жгли, но и старались казнить с особой изощренностью. Судьи порой настаивали, чтобы при казни колдуньи непременно присутствовали ее малолетние дети. А иногда вместе с ведьмой отправляли на костер и ее родственников. В 1688 году целая семья, включая детей и прислугу, была сожжена за колдовство.

В 1746 году сожгли не только обвиняемую, но и ее сестру, мать и бабушку. И наконец, сама казнь на костре была словно специально сделана, чтобы еще более опозорить женщину. В первую очередь сгорала ее одежда, и она на какое-то время оставалась нагой на виду у многочисленной толпы, собравшейся посмотреть на ее умерщвление. В России же обычно сжигали в срубах, возможно, чтобы избежать этого самого позора.

Не только инквизиция

Принято считать, что охоту на ведьм устроила инквизиция. Это трудно отрицать, но следует отметить, что не только она. Например, в Вюрцбургском и Бамбергском епископствах неистовствовала не инквизиция, а епископальные суды. В городке Линдгейм в великом герцогстве Гессенском судили ведьм обычные жители. Возглавлял трибунал солдат Гейсс, ветеран Тридцатилетней войны. В состав присяжных входили три крестьянина и ткач. Жители Линдгейма прозвали этих выходцев из народа «присяжными-кровопийцами», поскольку они отправляли людей на костер по малейшему поводу.

когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть фото когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть картинку когда сжигали ведьм на костре в каком году. Картинка про когда сжигали ведьм на костре в каком году. Фото когда сжигали ведьм на костре в каком году

Но, возможно, самыми злыми оказались протестантские вожди Реформации Кальвин и Лютер, которых у нас раньше представляли светлыми героями, бросившими вызов темным католикам. Кальвин ввел в обиход новый способ сожжения еретиков и ведьм. Чтобы сделать казнь более продолжительной и мучительной, приговоренных сжигали на сырых дровах. Мартин Лютер ненавидел ведьм всей душой и вызывался казнить их самолично.

В 1522 году он писал: «Колдуны и ведьмы — суть злое дьявольское отродье, они крадут молоко, навлекают непогоду, насылают на людей порчу, силу в ногах отнимают, истязают детей в колыбели, понуждают людей к любви и соитию, и несть числа проискам дьявола». И под влиянием его проповедей протестанты в Германии отправляли женщин на костер по малейшему подозрению.

Надо сказать, что инквизиция, хотя и вела основную массу ведьмовских процессов, в своей работе строго следовала процессуальным правилам* Например, требовалось, чтобы ведьма созналась. Правда, для этого инквизиторы придумали кучу разных приспособлений для пыток. Например, «ведьмино кресло», оснащенное острыми деревянными шипами, на котором подозреваемую заставляли сидеть сутками.

когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть фото когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть картинку когда сжигали ведьм на костре в каком году. Картинка про когда сжигали ведьм на костре в каком году. Фото когда сжигали ведьм на костре в каком году

Некоторым колдуньям надевали на ноги кожаные сапоги большого размера и заливали в них кипяток. Ноги в такой обуви буквально сваривались. А Бригитту фон Эбикон в 1652 году пытали вареными яйцами, которые доставали из кипятка и вкладывали ей под мышки.

Кроме признания, другим доказательством связи женщин с дьяволом могло стать испытание водой. Любопытно, что христиане переняли его у язычников. Еще законы Хаммурапи в начале II тысячелетия до нашей эры рекомендовали обвиненному в колдовстве пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека, то он может забрать дом у обвинителя.

Еще более существенным доказательством вины ведьмы, чем ее признание, считалось наличие на ее теле «отметины дьявола». Различали две их разновидности — «ведьмин знак» и «клеймо дьявола». «Ведьмин знак» должен был напоминать третий сосок на теле женщины, считалось что через него она кормила демонов собственной кровью.

А «клеймом дьявола» называли необычный нарост на коже человека, нечувствительный к боли. Ныне появилась теория, что «ведьмин знак» и «клеймо дьявола» характерны только для одной болезни. Это лепра, или проказа.

При развитии лепры кожа начинает уплотняться и образует язвы и узлы, которые действительно могут напоминать сосок и нечувствительны к боли. А если учитывать, что апогей распространения проказы в Европе пришелся на Средние века, то получается, что инквизиторы под видом охоты на ведьм боролись с эпидемией проказы.

Костры против феминизма

Существует и еще одна любопытная теория. Будто бы инквизиция — инструмент мужских монашеских орденов — охотой на ведьм пыталась поставить женщин на место. Крестовые походы и междоусобицы основательно выкосили ряды мужчин в Европе, а потому, особенно в сельских общинах, женское большинство диктовало свою волю мужскому меньшинству.

А когда мужчины пытались приструнить женщин силой, те грозились наслать на них всевозможные напасти. Доминирование женщин представляло опасность для церковных устоев, поскольку считалось, что дочери Евы, виновницы грехопадения, могли принести большой вред, дай им волю и власть.

Не случайно с помощью обвинений в ведьмовстве нередко расправлялись с женщинами, достигшими большого влияния и высокого положения. В этой связи можно вспомнить казнь жены Генриха VIII — Анны Болейн. Одним из предъявленных ей в 1536 году обвинений стало колдовство. А доказательством связи с нечистой силой стал шестой палец на одной руке у Анны.

когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть фото когда сжигали ведьм на костре в каком году. Смотреть картинку когда сжигали ведьм на костре в каком году. Картинка про когда сжигали ведьм на костре в каком году. Фото когда сжигали ведьм на костре в каком году

А самой знаменитой казнью ведьмы в веках осталось сожжение Жанны д’Арк 30 мая 1431 года в городе Ру-ане. Инквизиция возбудила процесс по обвинению Орлеанской девы в колдовстве, непокорности церкви и ношении мужской одежды. Во время ее казни посреди эшафота стоял столб с доской, где было написано: «Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка».

В Книге рекордов Гиннесса сказано, что последний раз по приговору суда за колдовство казнили служанку Анну Гельди в швейцарском городе Гларус в июне 1782 года. Следствие в отношении нее длилось 17 недель и 4 дня. И большую часть этого времени она провела закованной в цепи и кандалы. Правда, Гельди избавили от сожжения заживо. Ей отрубили голову.

А последняя ведьма в истории человечества была сожжена в мексиканском городе Камарго в 1860 году. Специалистами подсчитано, что в период охоты на ведьм в XVI и XVII веках было казнено, по крайней мере, 200 тысяч женщин.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *