код льготы 082 какая группа инвалидности
Памятка для граждан, делающих выбор: лекарства или денежная компенсация
— бесплатное получение лекарственных препаратов;
— бесплатное санаторно-курортное лечение;
— бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Обращаем Ваше внимание, что право на получение в натуральной форме именно лекарственной составляющей НСУ является наиболее жизненно важным выбором!
Поэтому чрезвычайно важно вовремя определить для себя именно такую форму помощи!
В тот момент, когда самочувствие человека не доставляет ему особого беспокойства, хронические заболевания не обостряются и не прогрессируют, ему легко поддаться соблазну заменить натуральные льготы денежным пособием.
Как только состояние ухудшается, болезнь приобретает затяжной характер, требующий длительного лечения и множество лекарств, становится очевидным, что денежной компенсации недостаточно. В особенности это касается таких заболеваний как: онкология, диабет, бронхиальная астма и пр.
Граждане, отказавшиеся от получения полного НСУ, либо его лекарственной составляющей не смогут получать бесплатно необходимые препараты и как следствие возникнет необходимость приобретения их самостоятельно. Такая ноша для семейного бюджета может оказаться просто непосильной.
Если Вы сохраняете за собой права на НСУ, государство, в рамках действующего законодательства, обеспечит эффективную защиту реализации Ваших прав при получении набора социальных услуг.
Если ранее Вами был сделан выбор в пользу денежной компенсации и Вы, как это нередко случается, убедились, что он был неправильным, Вам необходимо знать: Восстановить право на получение набора социальных услуг возможно только после подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд.
Рекомендуем Вам не позднее 1 октября текущего года, подать заявление в Пенсионный фонд о возобновлении предоставления НСУ для получения бесплатной лекарственной помощи и других социальных гарантий.
Для тех граждан, которые в настоящее время уже получают льготы в натуральном выражении (в том числе льготные лекарственные препараты), в рамках НСУ, необходимости подачи заявления в Пенсионный фонд нет.
Помните:от Вашего выбора зависит не только Ваше здоровье, но и здоровье, спокойствие и благополучие ваших родных и близких.
Льготное лекарственное обеспечение. Захарова Ю. П.
Финансирование оснований для получения льготных препаратов
1. Льготное лекарственное обеспечение
а) обеспечение льготных категорий граждан за счет федерального бюджета (ОНЛС, ФЗ № 178 “О государственной социальной помощи”) – по инвалидности
б) обеспечение льготных категорий граждан за счет регионального бюджета (Постановление Правительства РФ № 890) – отдельных групп населения или при отдельных заболеваниях
2. В рамках обязательного медицинского страхования (ОМС)
а) дневной стационар КСГ “Комплексное лечение с применением препаратов иммуноглобулина” (ds36.001)
б) круглосуточный стационар КСГ “Нарушения с вовлечением иммунного механизма” (ds03.001)
Федеральная программа льготного лекарственного обеспечения (ОНЛС)
Региональные льготники
Согласно 890 Постановлению отдельные группы населения, а также при отдельных заболеваниях обеспечение лекарствами возлагается на региональную власть. Это, в частности:
Медицинские основания для получения льготных препаратов
Стандарты медицинской помощи для больных первичными иммунодефицитами и наследственным ангионевротическим отеком не разработаны, поэтому выписка рецепта будет происходить по медицинским показаниям согласно Федеральным клиническим рекомендациям Российской ассоциации аллергологов и клинических иммунологов.
Процедура получения льготных препаратов
1. Заключение специалиста
Необходимо получить заключение иммунолога с указанием диагноза и рекомендациями по заместительной терапии. В случае, если у вас была нежелательная реакция на иммуноглобулин конкретного торгового наименования, это должно быть отражено в документации., а также список препаратов по ТН, которые вам подходят.
2. Включение пациента в региональный сегмент федерального регистра льготников
Полномочиями по включению в перечень льготных категорий граждан обладают региональные Минздравы. В Санкт-Петербурге данным вопросом занимается Фармуправление. График приема граждан и адрес можно посмотреть здесь. Подготовьте следующий пакет документов:
паспорт/свидетельство о рождении;
Спустя примерно 2-3 недели вас включат в регистр льготников, и будет присвоен код льготы. Это признание уполномоченным органом власти вашего права на получение льготного обеспечения. Когда такое решение будет принято, орган власти автоматически добавит в специальную программу по выписке рецептов соответствующую информацию о пациенте. Только после этого поликлиника сможет выдать рецепт.
3. Получение рецепта в поликлинике
Рецепт можно получить в поликлинике по месту жительства, обратившись к специалисту или заведующему. Подготовьте для медицинской карты копии заключения иммунолога с рекомендациями, а также последней больничной выписки (при наличии).
Если для посещения специалиста, оформляющего рецепт, вас просят сначала получить направление от участкового терапевта/педиатра, – это нарушение, если только вы не идете к специалисту впервые. Никаких дополнительных барьеров быть не должно! Имеется соответствующее письмо Минздрава.
Процедура выписывания рецепта детально раскрыта в Приказе Минздрава № 4н от 14.01.2019.
323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в ст. 76 закрепляет право профессиональных медицинских некоммерческих сообществ разрабатывать порядки, стандарты и федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению заболеваний.
По первичному иммунодефициту с нарушением гуморального звена Российской ассоциацией аллергологов и клинических иммунологов разработаны и утверждены Федеральные клинические рекомендации. В них не содержится конкретных рекомендаций для планового амбулаторного обследования. К вторичной профилактике относится плановая заместительная терапия и профилактика инфекционных заболеваний. Диспансеризация не предусмотрена.
Требование сдачи регулярных анализов не соответствует Федеральным клиническим рекомендациям, Приказу Минздрава № 1175н, 323-ФЗ в части приоритета интересов пациентов при оказании медицинской помощи. Данная практика также ведет к избыточной трате средств ТФОМС.
Как было указано выше, препараты иммуноглобулина пациенты могут получить по решению врачебной комиссии. Формально это особый орган, который может иметь свой график работы. Поэтому иногда пациента просят забрать заверенный рецепт через несколько дней.
Врачебная комиссия обязана работать не реже одного раза в неделю! Расписание работы ВК регулируется внутренним приказом поликлиники, с которым вас должны ознакомить по требованию.
Несмотря на наличие рекомендаций специалиста, вам могут отказать по самым разным основаниям. В таком случае, обратитесь с главврачу или начмеду поликлиники, сообщив, что вы в курсе норм, по которым вам должны выдать рецепт. Как правило, на этом конфликт бывает исчерпан. Если это не помогло, напишите письменное обращение на имя руководителя поликлиники с просьбой выдать на руки копию протокола решения врачебной комиссии со ссылками на нормативные правовые акты, которыми они руководствуются. Сообщите, что этот ответ будет отправлен в Росздравнадзор.
Кто может получить рецепт? Долгое время существовала неопределенность официальной позиции Минздрава РФ по о такой возможности для представителя по доверенности. Приказом 4н от 14.01.2019 закреплено право получения рецепта по доверенности, оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
Если вы предоставили заключение с рекомендациями, то у поликлиники отсутствуют основания для отказа в выдаче рецепта. В регионах повсеместное нарушение – не выдают рецепт в случае отсутствия препарата в аптеке. Письмо Минздрава РФ от 17.12.2015 № 17-9/10/2-7699 в п. 6.1 прямо указывает, что временное отсутствие препарата в аптеке не может являться основанием для отказа в выдаче рецепта.
Совет! Научитесь документировать все действия должностных лиц в случае, если ситуация развивается не так, как должна. Фиксируйте в обращениях фактические обстоятельства, поскольку в случае проверки это будет доказательством того, что вы со своей стороны все требования и документы предъявляли. Возьмите за правило делать с оригинала копию (или писать в двух экземплярах) и ставить на ней в канцелярии отметку о приеме документов.
Если рецепт вам выдали, то его второй экземпляр будет вложен в медицинскую карту и сделана запись о решении ВК. В случае, если вы потеряли свой экземпляр рецепта, попросите сделать дубликат с экземпляра в поликлинике.
Оформление рецепта
Давайте рассмотрим важнейшие поля рецепта.
1. Код категории граждан
В чем практический смысл этого кода? Дело в том, что существует несколько различных оснований для получения гражданами льготных препаратов. Об этом мы писали в начале статьи. Код – это и есть основание.
Например,могут быть присвоены такие коды:
081 инвалиды (3 гр.)
082 инвалиды (2 гр.)
083 инвалиды (1 гр.)
084 дети-инвалиды
607 состояние после ТКМ
710 региональные льготники
733 гематологические заболевания
740 пересадка органов и тканей
890 по группам заболеваний из Постановления № 890 от 30.07.1994
Исчерпывающий перечень категорий льготников (бесплатные лекарства):
Должностные лица органа здравоохранения присваивают вам все коды льгот, на которые вы по закону имеете право. Уточните в региональном Минздраве, какие именно коды вам присвоены. Если кодов несколько, у пациента больше шансов добиться льготного препарата, поскольку временное отсутствие закупок по одному из них не мешает обеспечить вас по другому.
2. Источник финансирования
Это поле непосредственно связано с кодом льготы. В зависимости от вида льготы возможно финансирование – федеральное или региональное.
Если, например, вы региональный льготник, то оплачивать закупку препаратов для всей группы льготников, к которым вы принадлежите, будет соответствующий бюджет субъекта федерации. А мы знаем, что далеко не все регионы хорошо справляются со своими финансовыми обязательствами. Или другой пример, вы федеральный льготник, и на уровне Минздрава РФ проходят некие бюрократические процедуры, не позволяющие провести конкурс по закупке препаратов, либо стоимость необходимого вам препарата превышает финансовые нормативы затрат для закупки в рамках набора социальных услуг (около 800 рублей в месяц на инвалида). И в первом и во втором примерах, обеспечение будет, скорее всего, задержано.
3. Процент оплаты из источника финансирования
Препараты иммуноглобулинов входят в перечень ЖНВЛП и имеют 100% федеральное или региональное финансирование, т.е. бесплатны для пациентов.
4. Срок действительности рецепта
Рецепты граждан пенсионного возраста, инвалидов первой группы, детей-инвалидов, а также граждан, страдающих хроническими заболеваниями, требующими длительного курсового лечения, действительны в течение 90 дней со дня выписывания.
Это срок после выдачи рецепта, когда вы можете предъявить его в уполномоченную льготную аптеку, и вам будут обязаны выдать препараты. Ложная трактовка – это срок, в течение которого вам должны отгрузить препарат, и если 90 дней прошло, то рецепт недействителен! Запомните, что как только вы предъявили рецепт для отсроченного обслуживания, никакими сроками нельзя ограничивать исполнение по нему.
В то же время не забывайте через 3 месяца после выдачи рецепта получить следующий, уже на следующий курс лечения. Обязательство органа здравоохранения из первого рецепта при этом никуда не исчезнут вплоть до момента исполнения.
5. Наименование препарата
Как правило, в рецепте препарат будет указан по МНН латиницей (международное непатентованное наименование), а не по торговому наименованию: immunoglobulini humani normalis.
Что делать, если вам подходит препарат только определенного торгового наименования, а в аптеке предлагают другой? В этом случае необходимо получить заключение профильного специалиста с указанием медицинских показаний (например, проблемы с переносимостью, установленная неэффективность терапии выдаваемым препаратом) для применения препарата конкретной торговой марки и представить его на утверждение врачебной комиссией. Стоит обратить внимание, что с 2018 года дополнительно потребуется извещение Росздравнадзора о нежелательном явлении или неэффективности, ставших причиной замены препарата по определенному торговому наименованию. Об этом подробнее можно узнать в статье “Введение в фармаконадзор”.
6. Количество единиц
Для лечения хронических заболеваний гражданам, достигшим пенсионного возраста, инвалидам первой группы, детям-инвалидам, а также гражданам, страдающим хроническими заболеваниями, требующими длительного курсового лечения рецепты на лекарственные препараты могут выписываться на курс лечения до 90 дней. Это означает, что в рецепте врач рассчитает требуемый вам объем лекарств на 3 месяца вперед.
7. Графический код
Служит для автоматизированного учета рецепта в очереди на отсроченное обслуживание.
В случае, если вам рецепт будет выписан не в программе, а от руки, бланк рецепта не будет содержать этот элемент.
8. Отметка о приеме на отсроченное обслуживание
Сотрудник аптеки не только проставит штамп с подписью и датой, но и учтет рецепт в компьютерной программе.
9. Отметка врачебной комиссии
Перед тем, как отправиться в аптеку, убедитесь, что на рецепте имеется отметка врачебной комиссии, в противном случае вам правомерно будет отказано в постановке на учет рецепта.
Как оформляется передача препарата гражданину
Вы должны передать сотруднику аптеки оригинал рецепта. Сотрудник оторвет нижнюю часть рецепта (корешок) и выдаст вам вместе с препаратом. Пересчитайте количество упаковок. В корешке должно быть указанно именно это количество и дата.
Если вам выдали меньше. Будьте внимательны, корешок рецепта в таком случае будет содержать дату, время выдачи и количество ФАКТИЧЕСКИ отпущенных упаковок. Этот корешок является доказательством нарушения прав пациента, поэтому вы его сможете предъявить в надзорный орган.
По какому документу дальше получать остаток? Поскольку оригинал рецепта аптека изымает, отпуск оставшейся части будет возможен только после получения в поликлинике нового рецепта на это количество упаковок. В некоторых регионах делают отметку на рецепте о фактически отгруженном количестве и отдают рецепт пациенту для получения в дальнейшем остатков. Рассмотренная ситуация прямо не урегулирована в приказе о порядке отгрузки льготных препаратов.
Если на 16 день или позднее препарата все еще нет, рекомендуем проделать следующее. Попросите вызвать заведующую и потребуйте выдать справку, что при вашей явке такого-то числа за таким-то препаратом его не было в наличии. Законом это не предусмотрено, поэтому вам, вероятнее всего, откажут. Действуйте дальше – напишите в двух экземплярах жалобу на имя руководителя аптеки в связи с отсутствием препаратов. Не принять обращение гражданина в таком случае в аптеке не смогут. Один экземпляр оставляете себе с отметкой аптеки о приеме. У вас есть надлежащее доказательство явки в этот день в аптеку и факт обращения за препаратом!
Просрочка по рецептурному обеспечению
Начиная с 16 дня у органа здравоохранения возникает просрочка по отпуску льготного препарата. Имейте в виду, что обязанным органом по лекарственному обеспечению является региональный Минздрав (комитет по здравоохранению), а не аптека. На последнюю всего лишь возложено исполнение по отпуску населению. Теперь есть основания для обращения в Росздравнадзор, к руководителю комитета по здравоохранению, иные органы.
После проверки органу здравоохранения будет выписано предостережение о недопущении нарушения закона в отношении вас.
Во время просрочки вы вправе купить препарат на собственные средства, сохранив чеки, и обратиться в суд с требованием о возмещении из бюджета субъекта федерации ущерба, компенсации морального вреда, оплаты услуг представителя, компенсации издержек.
Возможности для граждан с инвалидностью
Кто может обратиться за услугой:
Поставщики услуги: Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
Как получить услугу:
По направлению из поликлиники
Самостоятельное обращение в бюро медико-социальной экспертизы по месту жительства (пребывания).
Необходимые документы для предоставления в бюро:
Срок оформления:
Кто может обратиться за услугой:
Поставщик услуги: Пенсионный фонд России.
Как получить услугу:
Вариант 1. Лично обратиться в территориальные органы ПФР или в МФЦ.
Вариант 2. Обратиться к работодателю.
Вариант 3. Отправить документы по почте.
Вариант 4. В сети интернет в личном кабинете на сайтах Пенсионного фонда (www.pfr.gov.ru) или Единого портала государственных услуг (www.gosuslugi.ru).
С 1 января 2022г. назначение пенсии по инвалидности будет осуществляться территориальными органами ПФР в беззаявительном порядке на основании сведений из «Федерального реестра инвалидов».
Необходимые документы:
Срок оформления: 10 рабочих дней (с 1 января 2022 г. – 5 рабочих дней).
Кто имеет право на выплаты:
Поставщик услуги: Пенсионный Фонд России
Как получить услугу:
Ежемесячная выплата назначается территориальным органом Пенсионного Фонда без обращения инвалида на основании сведений из «Федерального реестра инвалидов».
Срок оформления:
10 дней со дня поступления сведений в территориальный орган Пенсионного Фонда сведений об инвалидности.
Кто может получить:
Поставщик услуг:
Как получить услугу:
Вариант 1. В натуральной форме – после установления ежемесячных выплат по инвалидности, «набор социальных услуг» автоматически становится доступным.
Вариант 2. В денежном эквиваленте – до 1 октября подать заявление об отказе на получение в следующем году «набора» в натуральной форме:
Необходимые документы:
Состав набора:
Срок оформления:
Кто может получить:
Поставщик услуги: Фонд социального страхования
Как получить путевку и бесплатный проезд:
Вариант 1. Лично обратиться в территориальный орган Фонда Социального Страхования или в МФЦ (при условии наличия соглашения о взаимодействии с Фондом).
Вариант 2. Лично обратиться в Орган, уполномоченный высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг (г. Москва, Московская область).
Вариант 3. Отправить пакет документов по почте.
Вариант 4. В сети интернет в личном кабинете на Едином портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru).
Необходимые документы:
Срок оформления:
Кто имеет право на бесплатную парковку:
Как получить услугу:
Подать заявление лично (официальным представителем) в Пенсионный фонд России:
Необходимые документы:
Срок получения: 15 минут.
Кто может воспользоваться:
Поставщики услуги: Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) и территориальные органы ФСС.
Виды технических средств:
Как получить:
Вариант 1. Лично подойти в территориальный орган ФСС либо МФЦ, территориальный центр социального обслуживания.
Вариант 2. Через Интернет в личном кабинете:
Вариант 3. Отправить пакет документов по почте на адрес территориального органа (адреса региональных представительств можно найти тут fss.ru/ru/address/index.shtml.)
Необходимые документы для получения технических средств реабилитации (ТСР), в том числе протезов, протезно-ортопедических изделий (для ветеранов), и их замены:
Сроки оформления:
Необходимые документы для получения собак-проводников:
Сроки оформления:
В течение 15 дней с даты подачи заявления и комплекта документов – уведомление о постановке на учет по обеспечению собакой-проводником. Одновременно с уведомлением высылается направление в организацию для получения собаки-проводника.
Виды услуг:
Необходимые документы для получения услуг по сурдопереводу, тифлосурдопереводу:
Сроки оформления:
Не позднее 3 рабочих дней с даты поступления заявления и комплекта документов осуществляется постановка инвалида на учет по предоставлению услуг по сурдопереводу, тифлосурдопереводу и выдается направление в организацию, предоставляющую такие услуги.
Необходимые документы для получения услуг по ремонту ТСР:
Сроки оформления:
Необходимые документы для получения ежегодной денежной компенсация расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников собаки-проводника:
Сроки оформления:
В 15-дневный срок с даты подачи заявления и комплекта документов – уведомление о назначении компенсации и ее размера.
Выплата компенсации осуществляется в месяце, следующем за месяцем, в котором было подано заявление. Следующая выплата компенсации инвалиду производится по истечении одного года после получения компенсации за предыдущий год.
Необходимые документы для выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР (ПОИ) или оказанные за счет собственных средств услуги, а также при оплате проезда к месту нахождения организации для получения ТСР и услуг:
Сроки оформления:
Электронный сертификат – это новый сервис обеспечения ТСР и является дополнением к уже действующим способам обеспечения средствами реабилитации.
Как работает электронный сертификат?
Сервис организован так, что деньги, выделенные на покупку, не перечисляются на карту, а резервируются под каждое ТСР (в соответствии с ИПРА) в бюджете Федеральным казначейством, и напрямую отправляются продавцу при покупке изделия с использованием карты МИР.
Если вам понравилось изделие по цене превышающее номинал сертификата, вы все равно сможете с его помощью оплатить покупку, при этом доплатив из собственных средств только разницу в цене. Единственное условие – изделие должно соответствовать ИПРА.
Если вам положено несколько видов ТСР, их можно указать в одном заявлении.
На каждый вид ТСР выдадут отдельный сертификат, но все сертификаты будут привязаны к одной карте МИР.
Сертификат содержит следующую информацию:
Вид и количество ТСР, которые можно приобрести по сертификату
Максимальная цена за единицу ТСР, которую можно оплатить сертификатом
Срок действия, в течение которого можно использовать сертификат для оплаты ТСР
Как оформить сертификат?
Найдите в «Каталоге технических средств реабилитации» на сайте ФСС ( https://ktsr.fss.ru/ ) необходимый товар.
Сравнить цены на необходимый товар вашего поставщика и других магазинов в таблице «Ценовые предложения» (по вашему региону). Также под фото товара появится средняя цена на товар.
Примите решение о необходимости оформления сертификата.
Если вы по какой-либо причине решили приобрести ТСР другим, традиционным способом, вы можете отказаться от сертификата, подав заявление об отзыве сертификата таким же способом, как подавали на оформление.
Через МФЦ или в территориальном отделении ФСС:
Документ, удостоверяющий личность
Номер карты Мир, выпущенной любым банком
Для оформления через портал Госуслуги : заявление и номер карты МИР
Пособие по инвалидности в 2021 году
Инвалиды относятся к социально незащищенной категории граждан. Их здоровье не позволяет трудиться в полную силу, многие попросту не могут работать, и государственная материальная поддержка им нужна. Назначаются социальные выплаты и пособия по инвалидности на федеральном уровне и отдельно – по регионам. Пособие по инвалидности в 2021 году в России не заменяет пенсию, можно просто получать дополнительную поддержку в виде выплат.
Виды пособий по инвалидности
Людям, не имеющим возможности работать по причине инвалидности, назначаются следующие виды материальной поддержки:
Кому положено пособие по инвалидности в 2021 году?
Рассчитывать на получение выплаты по инвалидности могут все инвалиды, которые официально подтвердили свой статус. В медицинском учреждении выдается заключение о стойком снижении здоровья, регулярно придется снова проходить комиссию, чтобы врач смог убедиться: улучшения не наблюдается.