кантемир имя какой национальности
Тайна имени Кантемир – характер, значение и судьба
Тайна имени Кантемир, его судьба, личностные черты, значение и происхождение. Основные черты его личности – щедрость, дисциплина и чуткость. А окружающие отмечают также и целеустремленность и ответственность. Число его имени – Девять, материал имени – Опал, а именной цвет – Синий. Этому имени принадлежат такие тотемные растения, как Сирень и Кедр. Все подробности о личности Кантемира, особенностях характера и сильных качествах.
Мы составили полную статью, чтобы ответить на вопрос касаемо судьбы имени Кантемира. Здесь расписаны результаты анализа, как истории происхождения, так и особенности тайн и значений. Кроме этого, затрагивались и астрологические, нумерологические, а также – духовные аспекты этого вопроса. Ключевые пункты анализа мы структурировали по разным разделам, выделив отдельно друг от друга.
Происхождение и история, значение имени Кантемир
Многие не догадываются об истинном происхождении имени Кантемира и о глубоких корнях его истории. О распространенности этого имени красноречиво говорит наличие его представителей почти во всех странах мира. Отмечаются упоминания о нем в древних изданиях, мифологии различных народов, культур. Античные времена также содержат упоминания, которые имеют отношения к составным частям этого имени. Всё это наталкивает на вывод о множественном, многокоренном происхождении этого имени.
Формы и падежи, склонения имени Кантемир
Падежи и формы имени – раздел, содержащий множество исключений и подводных камней. Так, иностранные имена серьезно различаются правилами склонения с русскоязычными. Ниже составлена таблица правильных падежей имени Кантемира.
Падежи и формы имени | |
Именительный | Кантемир |
Родительный | Кантемира |
Дательный | Кантемиру |
Винительный | Кантемира |
Творительный | Кантемиром |
Предложный | о Кантемире |
Характер Кантемира
Общество и коллектив | |
Общительность | |
Чуткость | |
Отзывчивость | |
Уважение | |
Доброта | |
Доброжелательность |
Деятельность | |
Трудолюбие | |
Добросовестность | |
Исполнительность | |
Дисциплина | |
Ответственность | |
Целеустремленность |
Отношение к себе | |
Скромность | |
Гордость | |
Самокритичность | |
Честность |
Отношение к вещам | |
Бережливость | |
Аккуратность | |
Щедрость | |
Бескорыстие |
Кантемир обладает необычными чертами характера. Среди них выделяются как щедрость, дисциплина и чуткость, так и целеустремленность и ответственность. Такой набор качество может показаться довольно сложным и противоречивым. Но для многих окружающих Кантемира людей большая их часть – незаметна. Некоторые из них могут быть скрыты или не проявлены, находиться в тени долгое время.
Нумерология – число имени Кантемир
Применение нумерологии требует знания важных дат и чисел в жизни человека. Мы были вынуждены пользоваться исключительно числам имени для построения аналитической карты. И мы постарались извлечь необходимую информацию из имени Кантемира в этой области. На основе этих данных мы построили картину личности, наиболее сильных черт и особенностей характера.
Число “9” – число отрицания и завершения цикла. Находясь под влиянием этого числа, Кантемир старается навязать окружающей действительности свои правила игры и быть выше всех окружающих его обстоятельств.
Именные растения и животные Кантемира
Анализ тотемных символов Кантемира – ключ к получению тонкостей портрета личности и характера. Тотемные растения и деревья – прямое отражение человека, его взгляд на свое внутреннее “Я”. А символы тотемных животных – позволяют рассмотреть его взаимодействие с окружением. Эти знания помогают выявить наиболее сильные качества, и уместно их применять.
Ведущее растение – Кедр
Кедровое дерево – символ путешествия и странствий. Кантемир под знаком кедрового дерева располагает склонностью к мыслям о смене обстановки, а также – к странствиям по разным городам. Исследовательская жилка в его сущности влечет его к изучению достопримечательностей и необычных исторических сооружений.
Тотемное дерево – Акация
Акация является символом коммуникабельности. Это дерево распространяет на Кантемира тягу к общению. С ранних лет владельцы имени легко находят друзей и подруг. Также, этот навык впоследствии добавляет ему харизматичности.
Духовное дерево – Сирень
Сирень символизирует любознательность. Любознательность граничит с любопытством, и эти два качества помогают Кантемиру докапываться до корня и причин происходящего в окружающей жизни. Такое качество позволяет перенимать чужой жизненный опыт, который привносит не меньше пользы, чем собственный.
Ведущее животное – Омар
Омар – символ обаятельности. Кантемир наделен весьма высоким уровнем харизматичности. Обаяние позволяет выстраивать прочные связи с окружающим миром, благодаря чему Кантемир ощущает себя в обществе, словно рыба в воде.
Тотемное животное – Дельфин
Дельфин – символ бодрости. Люди, окружающие Кантемира, отмечают, будто его запас сил не истощается. Его энергии хватает на решение любых задач и проектов. Среди всего прочего, окружающие ценят его именно за это.
Духовное животное – Лев
Лев – символ коммуникабельности. Кантемир ощущает себя в коллективе, словно рыба в воде. Причем широта личностных качеств позволяет ему быть, как и просто важным участником группы, так и легко занимать роль лидера.
Цвет имени Кантемира – Синий
Синий цвет – символ хитрости. Умение достигать поставленных целей неординарными путями оказывает незаменимую помощь в жизни Кантемира. Это необычное качество, которое бывает непросто применить в жизни с пользой.
Камень имени Кантемира – Опал
Опал – камень изумительности. Кантемир отличается умением удивлять окружающих своими словами и поступками, жизненными решениями и обаянием. Изумительность – необычная черта характера и личности, но от этого не являющаяся бесполезной.
Характер и тайна имени Кантемир – краткий итог
У личности Кантемира есть сильная предрасположенность сочетать в себе сильные черты характера. Даже “отрицательные” особенности могут служить во благо жизни личности и ее благополучия. К слову, анализ имени исследует предрасположенности человека как носителя имени. Однако предрасположенности – не гарантия именно такого направления развития личности. И актуальный личностный портрет во многом зависит от его родного окружения, жизненного опыта и принятых решений.
Имя Кантемир: значение имени, происхождение, судьба, характер, национальность, именины, известные люди
Что означает имя Кантемир? Что обозначает имя Кантемир? Что значит имя Кантемир для человека? Какое значение имени Кантемир, происхождение, судьба и характер носителя? Какой национальности имя Кантемир? Как переводится имя Кантемир? Как правильно пишется имя Кантемир? Совместимость c именем Кантемир — подходящий цвет, камни обереги, планета покровитель и знак зодиака. Полная характеристика имени Кантемир и его подробный анализ вы можете прочитать онлайн в этой статье совершенно бесплатно.
Содержание толкования имени
Анализ имени Кантемир
Имя Кантемир состоит из 8 букв. Восемь букв в имени означают, что это кто угодно, только не прирожденный «человек семьи». Такие люди постоянно испытывают чувство неудовлетворенности существующим положением вещей, они всегда в процессе поиска чего-то нового, яркого, способного вызвать восхищение. Сами же они – воплощенное очарование, в самом прямом смысле слова: способны околдовать, увлечь, лишить разума. Проанализировав значение каждой буквы в имени Кантемир можно понять его тайный смысл и скрытое значение.
Значение имени Кантемир в нумерологии
Нумерология имени Кантемир может подсказать не только главные качества и характер человека. Но и определить его судьбу, показать успех в личной жизни, дать сведения о карьере, расшифровать судьбоносные знаки и даже предсказать будущее. Число имени Кантемир в нумерологии — 6. Девиз имени Кантемир и шестерок по жизни: «Я борец за справедливость!»
«Шестерка» среди чисел нумерологического ядра – это самоотречение, граничащее с жертвенностью, это готовность служить, как жрец – божеству, это преданность, верность и честность, свойственная рыцарям былых времен и последовательницам матери Терезы.
«Шестерка» в числах имени – Числе Выражения, Числе Души и Числе внешнего облика – это способность быть преданным до конца, невзирая ни на какие обстоятельства. Это – дар сочувствия и понимания, проявляющийся даже по отношению к малознакомым людям.
Люди по имени Кантемир и с числом имени 6 любят быть в центре внимания, часто высокомерны и эгоистичны. Проявляют заботу об окружающих обычно только если она принесет им моральное удовлетворение от своего поступка. Людей этого числа много в шоу-бизнесе, иных публичных профессиях.
Число Шесть всегда находится в поиске спокойствия, баланса и гармонии. Закрытое число, воспринимается как скрытный человек, его трудно понять окружающим. Шестерки могут быть духовно ориентированы, либо погружены в материальный мир. Число Шесть дает врожденную интеллигентность, всю жизнь занимается саморазвитием и самосовершенствованием. Это прирожденный судья с острым чувством справедливости. Часто Шестерки с именем Кантемир обладают эстетическим вкусом, хорошие кулинары. Из занятий ей очень подходит искусство, музыка. Чувство справедливости часто берет верх над практичностью. Лучшим лекарством от всех проблем для Шестерки является спорт и активный образ жизни. Умеет красиво писать и говорить.
Планета покровитель имени Кантемир
Число 6 для имени Кантемир означает планету Венера. Вполне естественно, что представители имени Кантемир с этом типом чувственны и любвеобильны, так как их планетой-покровителем является Венера. Они настолько очаровательны, что это помогает им в весьма трудных жизненных ситуациях, когда нужно проявить твердость характера и изворотливость ума, т.е. качества, которыми от природы эти люди не обладают. Владельцы имени Кантемир любят все прекрасное, возвышенное. Часто добиваются признания в той или иной области искусства. Им всегда хватает денег на любимые занятия, так как весьма часто состоят в браке с людьми состоятельными. Внешне обладатели имени Кантемир — люди очень привлекательные, у них изысканный вкус. Они любят вес красивое, но часто бывают высокомерными. Часто идут в ногу со временем, восприимчивы ко всему новому. Если перед ними стоит какая-то определенная задача, то способны проявить незаурядное трудолюбие. Но больше всего носители имени Кантемир любят предаваться душой и телом отдыху. Характер миролюбивый и уживчивый. Могут поладить с любым из девяти типов.
Знаки зодиака имени Кантемир
Для имени Кантемир подходят следующие знаки зодиака:
Цвет имени Кантемир
Синий цвет имени Кантемир. Люди с именем Кантемир, носящие синий цвет, — верные друзья, всегда придут на помощь, сочувствуя и выслушивая, но вот реальных действий и денег дождаться от них не получится. Дело в том, что значение синего цвета для имени Кантемир таково, что его владелец не может по-другому – это заложено природой, а с ней не поспоришь. Кстати, очень часто из-за своего бездействия владельцы имени Кантемир не могут найти терпимого работодателя, поэтому долго и не задерживаются на одном рабочем месте, хотя в коллективе их любят и уважают – у них много друзей среди бывших коллег. Положительные черты характера имени Кантемир – коммуникабельность и лояльность. Отрицательные черты характера для имени Кантемир – лень и безответственность.
Как правильно пишется имя Кантемир
В русском языке грамотным написанием этого имени является — Кантемир. В английском языке имя Кантемир может иметь следующий вариант написания — Kantemir.
Видео значение имени Кантемир
Вы согласны с описанием и значением имени Кантемир? Какую судьбу, характер и национальность имеют ваши знакомые с именем Кантемир? Каких известных и успешных людей с именем Кантемир вы еще знаете? Будем рады обсудить имя Кантемир более подробно с посетителями нашего сайта в комментариях ниже.
Если вы нашли ошибку в описании имени, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Именада
Значения имён и справочник имён
Кантемир
Значение имени Кантемир — тайна имени.
Происхождение имени Кантемир
Корни значения мужского имени Кантемир уходят далеко в прошлое. По некоторым данным имя Кантемир происходит от старинного славяно-татарского имени. Тайна имени заключается в его происхождении, количестве слогов, звуков… Все это определяет характер, привычки, даже будущую профессию и семейную жизнь человека с редким именем Кантемир.
Характер имени Кантемир
В спорах Кантемир предпочтет найти компромисс, используя мягкий подход для достижения согласия; если же будет замечено, что спор разгорается, то вовремя уйдет в сторону. Кантемир обычно имеет много друзей и знакомых, поэтому не страдает от одиночества.
Карьера человека с именем Кантемир
Если же Кантемир желает добиться успеха в карьере, то следует научиться максимально концентрировать внимание и набраться усидчивости. Как только Вы начнёте заниматься любимым творчеством, жизнь сама предоставит возможность на зарабатывать на творческом деле и от этого уровень комфорта повысится сам собой.
Уважаемые посетители сайта! Если вы знаете какие-либо сведения об этом замечательном имени, то огромная просьба написать их в комментариях ниже. Внесите свой вклад в формирование справочника имён, заранее благодарим!
Милли Фирка
Эпоха и новая трактовка родословия Кантемиров
Post navigation
23.04.2010
Эпоха и новая трактовка родословия Кантемиров
«Эпоха и новая трактовка родословия Кантемиров». Так называется монография Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Молдова в Турции (1998-2001) Федора Ангели.
Она написана с использованием турецких архивных материалов («Basbakanlik Cumhuriyet Arsivi«, «Osmanli Arsivi«) и известного австрийского востоковеда и дипломата Хаммера (1774-1856), 10-ти томная история «Geschihte der Osmanischen Reiches» которого получила всеобщее признание. Важными источниками для автора были «Ногайские книги», «Крымские дела», «Польские дела», «Турецкие дела» «Молдавские дела». Автором были подвергнуты анализу работы Д.Кантемира «Viata lui Constantin Cantemir « (Bucuresti,1960) и Г.З.Байера «История о жизни и делах князя Константина Кантемира» (М., 1783). О новизне трактовки родословия Кантемиров рассказывает автор.
О родословии Кантемиров впервые написал профессор Санкт-Петербургской Академии наук Г.З. Байер в своей «Истории о жизни и делах князя Константина Кантемира» (М., 1783). Интересна и судьба произведения Д.Кантемира об отце («Viata lui Constantin Cantemir«), оставшегося по неизвестным причинам незаконченным. Г.Байер подготовил свой сокращенный вариант книги на основе латинской копии рукописи молдавского господаря, переданной ему его студентом — Антиохом Кантемиром. Знакомство с этими произведениями вызывает у читателей веер разноречивых суждений. Если кто-то захочет узнать настоящую историю того периода, писал Н. Йорга, он должен будет постоянно проверять Дмитрия Кантемира.
Думается, автор прав. В работах Д.Кантемира и Г.Байера содержится много противоречивых суждений, а порою и преднамеренно неверных утверждений, продиктованных, видимо, политическими соображениями. Д.Кантемир написал свою работу в России, когда занимал видное положение в российском обществе. В угоду политическим и церковным кругам России о своем родословии он вынужден был писать того, чего не было. Вот некоторые из них.
Д.Кантемир, Г.Байер и некоторые другие исследователи ошибочно утверждают, что корни Кантемиров ведут к среднеазиатскому государственному деятелю и полководцу Тимуру (1336-1405; тимур-темир-демир-железо), разгромившему Золотую орду — тюркско-монгольское феодальное государство, основанное в 1241-1242 гг. в низовьях Волги ханом Батыем и простиравшееся от бассейна Иртыша до нижнего Дуная. Орда по-монгольски значит «ставка хана». Золотая орда означает большой украшенный шатер. Тимур — явление сугубо среднеазиатское, а древний род Кантемиров — явление волжское. Европейским народам Тимур известен как Тамерлан (Тимур+персидское слово «ленг» — хромой). Свою карьеру «железный хромец» начал как атаман разбойничьей шайки, воровавшей баранов. В одной из схваток Тимур получил тяжелое ранение в ногу. После этого он и получил прозвище «Тимурленг», ставшее позже его именем и фамилией. Разгром Тимуром османских войск султана Баязида 1 под Анкарой в 1402 г. на 50 лет отсрочил падение Константинополя и начало (1456) платы Молдовой дани Османской империи.
Корни Кантемиров ведут к эмиру Едигею (1352-1419) и племени Мансур
Эмир Едигей вначале возглавлял войско Тамерлана, а затем более двадцати лет правил Золотой ордой. Имел титул «erkli er», что значит «могущественный», «мужественный», герой, боец. Все переменилось в Золотой орде, когда пришел Едигей, славный умом и мужеством, пишет русский историк Н.М.Карамзин. К 1396 г. Едигей стал самостоятельным правителем междуречья Волги и Яика. В 1397 г. он возглавил золотоордынское войско численностью 10 тысяч человек, а в 1399 г. после смерти хана Тимура Кутлука фактически стал главой Золотой орды. Темник (командующий 10-ти тысячным войском) Едигей является основателем Ногайской орды, выделившейся окончательно из Золотой орды в конце Х1V- начале XV вв.
В середине 50-х годов ХV1 столетия в состав Ногайской орды входили 18 различных племен. После присоединения Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств к России Ногайская орда распалась на такие государственные образования, как Большая орда (ногаи Большие), Малая орда (ногаи Малые) и Алтыульская орда (с кочевьями в бассейне реки Эмба). Позже они еще больше раздробились. Среди них самым знаменитым был Кантемир мирза (мырза, мурза), отмечает турецкий историк Хаккы Узунчаршылы. В то время ногаи Большие, из которых вышли Кантемиры, обитали в Нижнем Поволжье. Под натиском калмыцких ханов часть ногайцев Большой орды откочевала на запад и юг. Среди них были и древние предки Кантемиров, которые переселились в Крым при хане Менгли Гирей (Гирай) 1,правившего в 1467-1474, 1475-1476, 1478-1514 гг. Гирай от тюркского слова кер, что значит «сильный, великан». В течение ХV1 в. из ногайцев отпочковалась группа их соплеменников и создала Буджакскую (Аккерманскую) орду, во главе которой многие десятилетия были древние родичи Дмитрия Кантемира. В русских источниках она известна еще как Белгородская орда.
Едигей был выходцем из монголо-тюркского объединенного племени Мангыт (Мангит) — одного из самых сильных в Золотой орде. Мангыт — это прозвище, имя собственное. В него входило и племя Мансур, из которого непосредственно вышли Кантемиры. В 1419-1427 гг. Мансур был ханом Золотой орды, а в 1428 г. в Крыму стал предводителем войск. В переводе с арабского языка Мансур означает: «тот, кто побеждает с помощью Аллаха кого-либо или чего-либо». Мансуры — ногайцы (татары) состояли из девяти родовых названий мурз. Одним из родов и были Кантемиры. Предки Кантемиров имели многочисленных родственников, были одним из самых богатых и влиятельных ногайских родов своего времени. Верующие ногайцы — мусульмане-сунниты. Ислам проник к ним во второй половине Х111 в.
В русских источниках вместо слова, мангыт, как народного названия, дается ногай. Мангыты — это ногайцы, ногайцы — это мангыты, отмечает академик В.В.Бартольд. Наименование Мангыт часто заменяется названием Мансур. Мангытские мурзы получили название Мансуровых, когда откочевали с берегов Волги к Крыму. Начиная с ХIII в., о ногайцах можно говорить как о политическом субъекте в Крыму и Астрахане. Ногайская орда окончательно выделилась из Золотой орды в конце ХIV — начале XV вв. при эмире Едигее, мать которого была китаянкой. В 1419 (1420) году на берегах реки Яик его настигла кровная месть. На политическую арену вышел внук Едигея по имени Вакас Бей (Бакас Бей), дальний родственник Дмитрия Кантемира.
Ногайцы носят имя золотоордынского темника Ногая (умер в 1299 или 1300 г.), правнука хана Джучи (старшего сына Чингисхана, настоящее имя которого Тимучин — «кузнец»). Не будучи из первого поколения Чингисхана, Ногай не мог быть ханом. Он, как и Тимур, называли себя «эмирами». В 1264 г. Ногай захватил Крым и хотел создать здесь свое государство, но часть беков, изменив ему, перешла на сторону его врага. В 1279 г. он занял южную часть Бессарабии с городом Аккерман. Его сын (Чеке) был женат на дочери болгарского царя Георгия Тертерия, кумана (кыпчака) по происхождению, избранного правителем Болгарии в 1280 г. Их родство, однако, не помещало Ногаю внести свой решающий вклад в свержение царя с трона.
По утверждению венгерского историка Ласло Расони, Чака, проиграв битву с зятем Ногая по имени Таз, в 1300 г. сбежал в Валахию, став царем Болграии, но в 1301 г. был убит. «Страна Ногая» (устье Дуная, Добруджа, Молдова и Бессарабия) перешла в руки к сыну хана Золотой орды Токты по имени Илбасар (ил- страна +Басар — глаз, видение, хорошее зрение, арабское слово). Позже «Страной Ногая» правил Басараба — сын хана Золотой орды Токтемира (крепкое железо). В1330 г. король Сербии Стефан Душан в своем фирмане называет Басараба «главнокомандующим «Черных татар» Бессарабии. Именем Басараба, являющегося представителем пятого или шестого колена рода Чингисхана, и названа южная часть нынешней территории Республики Молдова и Украины. В Молдове, Болгарии, Румынии, Венгрии имеются и другие фамилии и местности, связанные с тем далеким временем, когда в Буджаке хозяйничали сначала печенеги, узы и кыпчаки (половцы, куманы), а затем Золотая Орда. Например: Аслан, Балабан, Буздуган, Чакан (Чокан), Солтан, Кыпчак, Аккерман, Арджеш и др. В Венгрии есть имя Тонузаба (Тонуз+араб. аба — отец, отцы).
Семь колен Кантемиров. Этимология слова Кантемир
Историю своих родичей Д.Кантемир (1673-1723) в своей работе об отце рассматривает до седьмого колена. Это подтверждается архивными материалами. По его словам, этими коленами являются: Теодор I-Григоре-Иван-Василе-Нистор I-Теодор II-Кантемир. Но схема эта — выдуманная, не получившая никакого подтверждения архивными материалами. Автор утверждает, что Теодор I жил в 1435-1500 гг. Изучение демографических процессов той эпохи свидетельствует, что редко кто тогда достигал возраста 50 лет. Древние предки Кантемиров были кочевниками, обитавшими в весьма тяжелых социально-экономических условиях. Возникает и такой вопрос: почему у автора все родоначальники имели греческие, славянские или романские имена, а его отца называли тюркским словом Кантемир («железный хан»)?! Имя Константин он получил только после вступления на трон (15 июля 1685) молдавского господаря.
Не подтверждается архивными материалами и утверждения Г.Байера и других исследователей о том, что первым «пришельцем» рода Кантемиров в Молдову был Теодор I, «получивший от Штефана чел Маре в правление сначала Килийскую и Измаильскую области, а затем три поместья в Фалчинском уезде и правление над всей Кодрянской областью». Высказывания Д.Кантемира и Байера «о даре Теодору I трех сел» румынский историк П.Панаитеску называет невероятной теорией и фальшью. В период правления Штефана чел Маре на карте Молдовы этих сел и вовсе не было, отмечает ученый. И утверждения о принятии мифическим Теодором I христианства при правлении (1457-1514) Штефана граничат с областью фантазии. Абсолютно большая часть Больших ногаев, а также Мансуров, из которых вышли предки Кантемиров, тогда обитала на берегах Волги.
Древние родичи Дмитрия Кантемира могли оказаться в Буджаке после захвата в ноябре 1538 г. султаном Сулейманом I Тигину, названную османами Бендерами. Тогда падишах «уступил» крымскому хану территорию между Бендерами и Аккерманом, разрешив ему расселить здесь десятки тысяч крымских и ногайских татар, а также небольшую часть туркмен, живших в горных районах Анатолии (Турция) и славившихся овцеводством. С тех древних времен в Буджаке, названном также Ногайской степью, сохранились топонимические названия «тюркмен мерасы-туркменские угодья» (с.Бешгёз) и «тюркмен дереси-туркменский ручей» (с.Баурчи,оба в Чадыр-Лунгском районе). С ХVI в. Буджак был полностью заселен ногайцами под именем буджакских татар, находившихся под особым влиянием Кантемиров родов.
Утверждение Д.Кантемира о принятии Теодором I христианства носили сугубо политический характер. Он писал свою книгу об отце в России, и ему важно было показать христианской элите, что не только он, но и его родичи давно были православными. О принятии христианства родословием Кантемиров речь можно вести после того, как отец Дмитрия занял трон молдавского господаря и получил имя Константин. Все его предки были мусульманами-суннитами. Султанские власти в Стамбуле лояльно относились к другим религиям. Они понимали, что править христианской Молдовой мусульманину невозможно. Для Порты важно было, чтобы ей вовремя платили дань.
К господствующему классу в Ногайской орде принадлежали мурзы и султаны, владевшие аулами. Мирза (мырза, татарское — мурза) — персидское слово, сокращенно от мирзаде, что значит сын эмира, принц. Имеет два значения: первое титул членов царствующего дома, ставится после имени; второе — используется как «господин», «домнул», «чиновник», ставится перед именем. У татар, ногайцев и некоторых других тюркских народов России с ХIII в. до 1917 г. титул мирза показывал величие рода по отцовской линии. Такой титул имели крупные феодалы, главы отдельных родов и орд. В правовом отношении султаны и мурзы считались равными. Султаны вели свое происхождение от крымских ханов. Фамилии Мырзак, Мурзак, Мырзакёй (село, которое принадлежит такому-то мурзе) связаны с персидским словом мырза (мирза, мурза).
Дед Д. Кантемира Кантемир Арасланоглу — губернатор провинции Силистра
После похода (1621-1622) султана Османа II на Хотин Кантемир Арасланоглу за проявленный героизм в борьбе против поляков стал (1622) генерал — губернатором провинции Силистра — от этого болгарского города до устьев Днепра и Дуная, включая Добруджу, Аккерман, Измаил, Килию. Его летучий отряд всадников осуществлял успешные набеги вглубь Польши, захватывая пленных для последующей их продажи в Стамбуле. Во время похода Кантемир со своими ногайцами действовал самостоятельно от крымского хана, хотя формально ему подчинялся. Слава и авторитет Арасланоглу в Стамбуле серьезно укрепились. Этого больше всего и боялись крымские ханы. Первое нападение Кантемира мурзы на Польшу летописцы зафиксировали в 1606 г. Г.Хаммер называет деда Д. Кантемира «героическим деятелем и видным предводителем ногайцев, ярым антипольски настроенным военным».
А турецкий летописец Наима Мустафа Ефенди отмечал: »Известный эмир из племени Мансуров, знаменитый богатырь Кантемир мырза уничтожил много гяуров (немусульман-Ф.А.), немало их он захватил в плен». И современные турецкие историки высоко оценивают героические усилия Кантемира Арасланоглу в борьбу за идеалы султана и ислама. За подвиги Кантемир Бей — выходец из Больших ногаев получил провинцию Силистра, отмечает Узунчаршылы. Улус Кантемира Арасланоглу, способный выставить в военное время до 50 тысяч человек, стал орудием в руках султана как против крымских татар, так и поляков. И для усмирения правителей Молдовы и Валахии.
Для подобных утверждений у авторов имелись все основания. В течение почти сорока лет в Крыму и сопредельных с ним территориях, в том числе в Бессарабии, ничего не происходило без участия Кантемира Арасланоглу. Временами его боялись как в Стамбуле, так и в Крымском ханстве. Его деятельность подразделяется на два периода:1600-1620 и 1621-1637 гг. В первое десятилетие первого периода аккерманские (белгородские) ногайцы Кантемира Арасланоглу осуществляли свои набеги на Русь. У него было несколько жен. Мусульманам ислам разрешал иметь четыре жены, остальные были наложницами, которых выбирали из рабынь. Не исключено, что мать Константина Кантемира была христианкой. Видимо, поэтому он в зрелом возрасте так легко адаптироваться в польскую среду, когда на протяжении 17 лет служил в армии Польши.
После Хотинской войны, пишет Хаммер, поляки постоянно добивались его выдачи им или высылки за пределы устьев Дуная и Днепра, но он в качестве губернатора провинции Силистра проработал до 1637 г. При султане Османе II белгородские ногайцы перешли в непосредственное подчинение к падишаху. Русские посланники сообщали из Стамбула, что Кантемир Арасланоглу получил титул «блюстителя» польско-турецких границ и княжеств Молдова и Валахия, «администратора берегов Черного моря, начиная от устья Дуная». Против него и его семьи правители Крыма неоднократно организовывали военные походы. Жесточайшим образом они расправлялись над детьми и женами ногайских мурз. В живот беременной жены Кантемира Арасланоглу брат Крымского хана Шагин Гирей (Гирай) воткнул кол и на огне из ее тела сделал кебаб (шашлык), отмечает летописец Наима.
Тем временем Порта готовилась ко второму походу (май 1638-июнь 1639) на Иран-Багдад. Ей надо было уладить свои отношения с поляками. Без выдачи им Арасланоглу или его высылки за пределы устьев Дуная они и слышать не хотели о мире с султаном. И отношения правителей Крыма с Кантемиром для Порты приняли весьма опасный характер. Обе стороны, по сути дела, вышли из-под контроля падишаха. Хан Инайет Гирей и Кантемир Арасланоглу были вызваны в Стамбул. Султан Мурад IV решил пожертвовать ими, чтобы успокоить поляков. «Кеменд» (особая петля, сделанная из щелка) сначала была накинута на шею хана, а через месяц (5 июля 1637) она крепко затянулась и вокруг шеи Кантемира Арасланоглу.
Летописец Наима дает имена пяти сыновей Кантемира Арасланоглу, четверо их которых имеют тюркско-арабские имена — это Хюсейн мирза, Орак мирза, Тортмаз мирза, Джелал мирза. Пятый его сын — это отец Дмитрия Кантемира — Константин (греческое имя). Константин Кантемир (1627-1693) — родоначальник новой, христианской династии. В августе 1672 г. огромная турецкая армия обрушилась на Польшу. Когда колонна, в которой находился гарем султана, 15 августа переходила Днестр, на нее напали поляки. От неминуемой гибели членов семьи падишаха спас Константин Кантемир со своим молдавским подразделением. Великий визирь (премьер-министр) Фазыл Кёпрлюлю, высоко оценив его подвиг на берегах Днестра, обещал ему трон молдавского господаря. Он, пожалуй, единственный правитель (1685-1693) Молдавского княжества, который не платил за трон. После смерти Константина Кантемира (26 марта 1693) молдавскими господарями стали два его сына — старший Антиох (1695-1700; 1705-1707) и младший Дмитрий. Их деятельность на троне широко освещена в исторической литературе.
По воле молдавских бояр господарем Молдовы был провозглашен Дмитрий. Однако его правление длилось всего 19 дней: Порта не утвердила его избрание. Сказались интриги господаря Валахии Константина Брынковяну, который благодаря своему влиянию на окружение султана добивался молдавского престола для своего зятя — Константина Дуки. Он искусно натравливал братьев друг на друга. Правда, сам Дмитрий мечтал стать правителем Валахии. Поэтому он добровольно уступил трон старшему брату.
В качестве заложника молдавского господаря Д.Кантемир, которого в Стамбуле звали Кантемироглу, с перерывами находился на берегах Босфора 22 года, где ревностно продолжал свое образование, начатое в Молдове. Он хорошо изучил историю, культуру, турецкий, другие восточные и западные языки, османскую действительность. Дмитрий наладил тесные связи со многими влиятельными лицами султанского окружения, а также аккредитованными иностранными послами, особенно с русским послом П.А.Толстым.
Тем временем серьезно обострились отношения Османской империи с Россией. В этих условиях неустойчивое внутреннее положение Молдовы, которая неизбежно должна была стать полем боя двух империй, стало для Порты дополнительной головной болью. Султан хотел иметь в Молдове сильного и покладистого господаря, который мечтал занять трон и в Валахии и который мог быть противником правителя Валахии Брынковяну. Таким человеком для Порты и был Д.Кантемир, пишет П.Панаитеску. По рекомендации крымского хана Девлета Гирея на молдавский престол султан Ахмед III назначил (23 ноября 1710) Д.Кантемира. Симпатии правителя Крыма к нему носили и национальный характер. Один был из крымских, а другой — ногайских татар. Оба говорили на одном языке.
С первых дней своего правления Дмитрий думал, как на практике осуществить высокие идеалы своего народа — освобождение Молдовы от иностранного ига. Но он сознавал, что собственными силами добиться этого невозможно. В ту эпоху она могла освободиться от османского ига или при помощи Габсбургов, или России или Польши. Последняя переживала серьезный политический кризис, отягощенный взрывоопасными русско-польскими отношениями. Политическое поведение Габсбургов в Трансильвании, где они установили более деспотичное правление, чем османы в Молдове, отталкивало Д.Кантемира от идеи возможности опоры на Австрию. Он, как и Ион Некулче, возлагал надежды на растущую мощь России. 13 апреля 1711 г. в Луцке был подписан молдо-русский союзнический военно-политический договор, выработанный на основе предложений молдавского господаря.
Прутский поход Петра 1, однако, закончился неудачно. Его войска потерпели поражение и вынуждены были отступить. Вместе с ними 16 июля 1711 г. покинули Родину 4 тыс. бояр во главе с Д.Кантемиром. Русский царь выполнил все обещания, данные им молдавскому господарю. Петр 1 пожаловал ему титул князя и поместья. Он стал сенатором и ближайшим советником царя по восточным вопросам. Д.Кантемир умер 21 августа 1723 г. Был похоронен в Москве. Весной 1935 г. его останки были перевезены в Яссы, где в церкви «Trei Ierarhi» были преданы земле.