какую теорию происхождения государства развивали л гумплович е дюринг к каутский

Теория государства и права. Шпаргалка

какую теорию происхождения государства развивали л гумплович е дюринг к каутский. Смотреть фото какую теорию происхождения государства развивали л гумплович е дюринг к каутский. Смотреть картинку какую теорию происхождения государства развивали л гумплович е дюринг к каутский. Картинка про какую теорию происхождения государства развивали л гумплович е дюринг к каутский. Фото какую теорию происхождения государства развивали л гумплович е дюринг к каутский

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теории происхождения государства:

1) теологическая теория — теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право — это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители — Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2) патриархальная теория — теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх — отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители — Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство — продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители — Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители — Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители — Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель — А. Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители — Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель — К. А. Виттфогель.

Источник

Теории происхождения государства

какую теорию происхождения государства развивали л гумплович е дюринг к каутский. Смотреть фото какую теорию происхождения государства развивали л гумплович е дюринг к каутский. Смотреть картинку какую теорию происхождения государства развивали л гумплович е дюринг к каутский. Картинка про какую теорию происхождения государства развивали л гумплович е дюринг к каутский. Фото какую теорию происхождения государства развивали л гумплович е дюринг к каутский

Теории:

Естественно-правовая теория

Естественно-правовая теория предполагает сосуществование двух систем права: естественного и позитивного. Позитивное – это такое право, которое официально признано и действует в том или ином государстве в виде законов, других правовых актов.

Основные положения естественно-правовой теории:

1) против идеи божественного происхождения государства и права;

2) рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора);

3) народ обладает естественным неотчуждаемым правом не только на создание государства на основе общественного договора, но и на сопротивление тиранам, на его защиту.

Некоторые положения этой теории были выдвинуты в Древней Греции в V–IV вв. до н. э. софистами. В частности, Гиппий так высказывался о законах, правах человека и государства: «Я считаю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному по природе, закон же, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе». В XVII–XVIII вв. эту теорию взяли на вооружение мыслители, активные борцы с крепостничеством и феодальной монархией. Данную концепцию поддерживали и развивали голландские просветители Г. Гроций и Б. Спиноза, английские – Т. Гоббс и Д. Локк, французские – Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах и др.

П. Гольбах резко критиковал идеи божественного происхождения власти, государства и права, считал, что они приводят к губительным социальным последствиям. Гольбах и другие сторонники теории признавали вместо божественной воли волю наций, народов, отдельного человека. Только воля народов, наций, по их мнению, могла предоставлять кому-либо высшую власть.

Ж-Ж. Руссо освещал вопросы о том, что такое общественный договор, каким должны быть его содержание и назначение и др. Очень знаменит его труд «Об общественном договоре». Главная задача, которую должен решать общественный договор, считал Руссо, – это найти такую форму ассоциации, которая защищает своей силой личность и имущество каждого члена ассоциации и с помощью которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется лишь самому себе, остается таким же свободным, как и прежде. Государство, по его мнению, является продуктом общественного договора, следствием разумной воли народа, человеческим учреждением или изобретением, при этом, создавая государство, каждый человек отдает, ставит под верховное руководство общей воли свою личность, свои силы. Государство, считал Руссо, – «условная личность», жизнь которой заключена в союзе ее членов. Одной их главных ее задач является забота об общем благе, о благе общества, народа.

И в дальнейшем сторонники естественно-правовой теории происхождения государства и права последовательно защищали тезис о том, что народ страны обладает естественным и неотчуждаемым правом не только на формирование государства на базе общественного договора, но и на отпор тиранам, несправедливым правителям.

Естественное право – может быть основой не только процесса формирования позитивного (положительного права), но и различных форм его реализации, включая правоприменение (Трубецкой Е.Н. естественное право связано с естественным началом, на нравственном праве держится всякая власть)

Договорная теория

Свое развитие получила в VII—VIII вв., хотя впервые была высказана в Индии и Древнем Китае. Наиболее известными представителями данной теории были: Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, А.Н. Радищев и др.

Согласно этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось последователями по-разному: свобода и равенство всех членов общества (Дж. Локк), война всех против всех (Т. Гоббс), всеобщее благоденствие — «золотой век» (Ж.-Ж. Руссо) и т.п.

В договорной теории различали первичный договор объединения (между гражданами, как полагал Дж. Локк) и вторичный договор подчинения (договор подданных с правителем, как считал Т. Гоббс).

При этом общественный договор мыслился как состояние общества, когда люди добровольно объединились в его государственно-организационную форму, как принцип, обосновывающий правомерность государственной власти.

Договорная теория использовалась в разных целях. Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев (связывал образование государства с возникновением частной собственности) обосновывали начала народовластия, народного суверенитета, поскольку первично власть принадлежала объединившемуся в государство народу и могла им быть отобрана от недобросовестного, некомпетентного правителя, у которого, таким образом, была лишь производная от народа власть. Т. Гоббс, наоборот, доказывал, что коль скоро власть добровольно передана правителю, например, князю, то он — князь — отныне обладает неограниченными полномочиями. Дж. Локк обосновывал конституционную монархию, так как общественный договор, по его мнению, представлял собой определенный компромисс между народом и правителем, определенное ограничение свободы и народа, и монарха.

Основное различие договорной и естественно-правовой теорий происхождения: договорная акцентирует свое внимание на государстве, а естественно-правовая на праве.

Договорная теория по своей сути и характеру антиисторична и механистична. Антиисторизм проявляется в том, что многие постулаты, касающиеся государства и права, она представляет вне времени и пространства (государство выражает интересы как богатых, так и бедных, например). Механистический характер выражается в том, что процесс возникновения государства и права она представляет не как эволюционный, постепенно складывающийся процесс, а как некий разовый, субъективный акт (заключение общественного договора), результатом которого является государство.

Теория насилия

Теория насилия — одна из распространённых теорий происхождения государства и права. Наиболее видные её сторонники — немецкий философ и экономист Евгений Дюринг (1833—1921), польский социолог и государствовед Людвиг Гумплович (1838—1909), Карл Каутский (1854—1938) и другие. Основной принцип теории насилия заключается в том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими (то есть связана с факторами военно-политического характера).

Первоначальный фактор возникновения государства следует искать в непосредственной политической силе. Общество, по мнению Е. Дюринга, состоит по меньшей мере из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких позитивных (в теории права — искусственных, насажденных) требований. При таком положении дела, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Для объяснения происхождения государства Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решение большинством голосов, а без подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государства. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.

Польский социолог и государствовед Л. Гумплович является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. В итоге завоевания возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Рабство в свою очередь ведет к появлению частной собственности и классов. С частной же собственностью связан и ею обусловлен переход от кочевого быта к земледельческому, оседлому быту. Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале только на физическом преобладании над другим племенем, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

Другие теории происхождения государства и права

Патриархальная теория (основатель Аристотель) – государство является продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. В основе образования государства лежит естественное стремление людей к взаимному общению. Такое общение приводит к тому, что из нескольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуется государство.

Психологическая теория (основатель Петражицкий Л.И.) – основные причины возникновения государства и права она усматривает не в окружающей их экономической, социальной и иной среде, а в особенностях психики человека, в импульсах и эмоциях, которые играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образовании государства и права.

Органическая теория (Платон, Г. Спенсер) приравнивает государство человеческому организму и приписывает ему самостоятельные волю и сознание, отличные от воли и сознания входящих в него отдельных людей. Государство является результатом действия сил природы, создающей его наряду с обществом и человеком.

Расовая теория (связана с фашизмом) рассматривает в качестве основных предпосылок возникновения и развития государства деление общества по расовому признаку. В мире существуют «высшие» расы, которые призваны господствовать, и «низшие», которым предназначено природой подчинение высшей расе. Изжила себя полностью, не используется как официальная идеология.

Источник

Теория насилия государства и права

Теория насилия государства и права – одна из главных концепций происхождения государства и права и являет собой мысль, что основной причиной возникновения государства является не развитие общества в каких-либо из его сторон, а завоевание одних народов другими. Иными словами, сторонники данной теории полагали, что единственной предпосылкой становления государственности является акт насилия, выражающийся в порабощении более слабого племени более сильным. Результат такого акта выражается в выделении привилегированного, правящего класса, который образуется из представителей племени-поработителя и класс рабочий, управляемый, который образуется из угнетенного народа. При подобном типа возникновения государства, инструментом управления являются законы, которые являют собой право.

Теория насилия – основные идеи

Основоположники теории насилия

Основоположниками данной теории являлись Евгений Дюринг (1833—1921 г.), Карл Каутский (1854—1938 г.) и Людвиг Гумплович (1838 – 1909 г.).

Карл Каутский придерживался теории внешнего насилия и видел положительные последствия в результате завоевания одних масс людей другими. Он утверждал, что государство является аппаратом управления племени-победителя, установленного над побежденным, угнетенным племенем. Автор отмечал, что подобный тип образования государства может привести к развитию рабства и что предпосылки к его возникновению необходимо игнорировать или отправлять на второй план. Каутский пытался оправдать данную теорию тезисами о том, что после подобного рода завоеваний, благо получают и завоеватели, и завоеванные, поскольку общество, образованное подобным путем далее трансформируется и становится более гармоничным. Завоевание одного народа другим ведет к трем путям развития событий: угнетенный народ либо изгоняется, либо истребляется с территории, на которой он обитал, или же находится на прежней территории, но уже в подчинении у народа-завоевателя. Последний тип развития событий возможно достичь только организовав коллективное принуждение народом-завоевателем. Данную теорию в нацистской Германии приняли в качестве государственной доктрины.

Сторонником теории внешнего насилия также принято считать Людвига Гумпловича. Он считал, что после того, как происходит завоевание одного народа другим, возникает рабство, которое уже в последствии ведет к тому, что образовываются классы и частная собственность. Помимо этого, автор сравнивает людей с животными, сравнивая процессы выживания и соперничества у животных с войнами для сохранения жизни и получения господства у людей.

История развития человеческого общества подтверждает, что данная теория не может быть отвергнута полностью. Сам путь становления включает в себя элементы насилия, внутреннего и внешнего. Данная теория рассматривает все эти понятия, помимо этого, используя значительное количество понятий политологии. Несмотря на это, концепция насилия государства и права имеет некоторые недочеты, не предусматривая способов и форм образования государств, не учитывается то, каким образом будет избрана верховная власть и насколько эффективным получится создание аппарата управления. К непроработанным вопросам также можно отнести то, что данная теория не может объяснить такие исторические факты, когда государство возникало не как результат насилия, но как результат социально-экономического развития, в результате чего, данная концепция часто подвергается критике, несмотря на согласование с данными истории.

Читать о других теориях происхождения государства и права:

Источник

Тесты к разделу VII

1. Какую теорию происхождения государства и права развивали Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский?

а) Теорию эволюции государства.

б) Психологическую теорию.

в) Патриархальную теорию.

г) Теорию насилия.

2. Назовите авторов, развивающих «классовую теорию» происхождения государства и права:

б) Михайловский, Бакунин.

в) Макиавелли, Гамильтон.

г) Маркс, Энгельс, Ленин.

3. Представители какой теории происхождения государства утверждали, что государство происходит из семьи, является результатом разрастания семьи?

а) Психологическая теория.

б) Патриархальная теория.

в) Договорная теория.

г) Теория происхождения семьи.

4. Какие черты отличают государство от догосударственной организации общества?

а) Наличие суверенитета.

б) Разделение населения по территориальным единицам.

в) Наличие аппарата власти и управления.

г) Все перечисленное.

5. Классовая (материалистическая) теория происхождения государства исходит из того, что государство возникло в силу:

а) психологических факторов;

б) экономических причин;

в) общественного договора;

г) божественного установления.

6. Назовите представителей «договорной теории» происхождения государства и права:

а) Гроций, Гоббс, Руссо, Радищев.

б) Гумплович, Дюринг.

в) Фома Аквинский, Маритэн.

г) Фома Аквинский, Аристотель.

7. Какую теорию происхождения государства и права разрабатывали Аристотель, Михайловский?

б) Теологическую теорию.

в) Патриархальную теорию.

г) Классовую теорию.

8. Что такое «неолитическая революция»?

а) Одно из общественных разделений труда.

б) Переход общества от присваивающей экономики к производящей.

в) Переход общества к государственной экономике.

г) Внутренний рубеж в развитии первобытного общества.

9. Представителями какой концепции происхождения государства являются Фома Аквинский и Маритэн?

а) Теологической теории.

б) Естественно-правовой теории.

в) Ирригационной теории.

г) Патриархальной теории.

10. Как вы полагаетегосударство:

а) возникает само по себе;

б) возникает объективно, как итог перехода человечества к производящей экономике;

в) возникает в силу иных причин;

г) навязывается обществу извне.

11. Какие объективные признаки государства отличают его от социальной организации первобытного общества?

а) Территория, народ, власть.

б) Оборона, транспорт, энергетика.

в) Территориальная организация населения, наличие особого аппарата политической публичной власти, налоги.

г) Все перечисленное.

12. Какое типичное государство пришло на смену социальной организации первобытнообщинного строя?

а) Рабовладельческое государство.

б) Раннеклассовое город-государство.

в) Феодально-крепостническое государство.

г) Государство азиатского способа производства.

13. Соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства; отсутствие института парламентской ответственности правительства; внепарламентский метод избрания президента; ответственность правительства перед президентом и др. Для какой формы правления характерны указанные признаки?

а) Для президентской республики.

б) Для парламентской республики.

в) Для парламентско-президентской (смешанной) республики.

г) Все перечисленное.

14. Какое определение государства представляется вам наиболее правильным:

а) политическая организация суверенной власти, обеспечивающая выполнение общественно-полезных функций и интеграцию общества;

б) союз людей, объединенных общими началами труда;

в) машина для поддержания власти одного класса над другим;

г) союз людей, объединенных общим интересом.

15. К какому понятию следует отнести данное определение: «Организация политической власти экономически господствующего класса»?

а) Политическая система общества.

г) Государство.

16. Что входит в состав понятия «политическая система общества»?

а) Собственно-политические объединения.

б) Несобственно-политические организации.

в) Организации с незначительным политическим акцентом.

г) Все перечисленное.

17. Основными признаками правового государства являются:

а) общеобязательные правила поведения, государственный суверенитет, территориальная целостность, гарантированность прав граждан;

б) верховенство закона, реальность прав личности, взаимная ответственность государства и личности, разделение властей;

в) равенство всех перед законом, возможность судебной защиты нарушенных прав, презумпция невиновности, гарантированность прав и свобод граждан.

г) гуманизм, демократизм, парламентаризм.

18. Чем определяется в большей степени характер политико-правового режима?

а) Его формой правления.

б) Формой государственного устройства.

в) Типом государства.

г) Сущностью государства.

19. Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей на:

а) федеральную, региональную, местную;

б) политическую, экономическую, идеологическую;

в) законодательную, исполнительную, судебную;

г) правотворческую, правоприменительную.

20. Какой фактор является определяющим для характеристики механизма государства?

а) Форма государственного устройства.

б) Форма политико-правового режима.

в) Форма государственного правления.

21. Какому понятию соответствует данное определение: «Территориальная или национально-территориальная форма государства, обуславливающая характер взаимоотношений между его составными частями и каждого из них с государством в целом»?

а) Форма политико-правового режима.

б) Форма государственного устройства.

в) Форма (устройство) государства.

г) Форма государственного правления.

22. Укажите признак, отличающий конфедерацию от федерации:

а) наличие двойного гражданства;

б) это союзное государство;

в) наличие координационных органов;

г) наличие двухканальной системы налогов.

23. Что является центральным компонентом политической системы?

а) Государство.

в) Система политических партий.

г) Другие общественные организации.

24. Что является критерием формационной типологии государства?

а) Производственные отношения.

б) Общественно-экономическая формация.

в) Системный подход.

г) Локальная цивилизация.

25. Какие виды нормативных актов вправе издавать Правительство РФ?

а) Указы и распоряжения.

б) Указы и постановления.

в) Указы, постановления и распоряжения.

г) Постановления и распоряжения.

26. Какое понятие соответствует данному определению: «Единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью»?

г) Унитарное государство.

27. Какова классификация органов государства, если исходить из принципа «разделения властей»?

а) Законодательные, исполнительные, судебные органы.

б) Единоначальные и коллегиальные.

в) Политические, экономические и социальные.

г) Правотворческие, исполнительные и правоохранительные.

28. Укажите правильное определение понятия «форма правления»:

а) система, порядок образования высших органов государственного управления;

б) способ объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом;

в) система, порядок образования и соотношение полномочий высших органов государственной власти;

г) способ осуществления государственной власти в обществе.

29. Укажите на один из признаков, элементов, отличающих унитарное государство от федеративного:

а) наличие собственной судебной системы;

б) правовая система построена на принципе централизации, единства;

в) единое гражданство;

г) двойное гражданство.

30. Как называется свойство государства, выражающееся в верховенстве государственной власти внутри страны и независимости ее вовне?

в) Государственный суверенитет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *