какую систему налогообложения выбрать для торговли на маркетплейсе
Как платить налоги с продаж на маркетплейсе?
Расчет налога зависит от вида УСН и схемы работы маркетплейса. В статье — формулы и примеры для каждой ситуации.
Виктория Губина
Алексей спрашивает: «Открыл ИП на УСН для продаж на маркетплейсе. Как у меня будут рассчитываться налоги?»
Все зависит от вида УСН и схемы, по которой вы платите агентское вознаграждение
Маркетплейсы продают товары предпринимателей на своей площадке и за это берут с предпринимателей агентское вознаграждение. Есть два вида расчета вознаграждения:
В обоих случаях доход ИП — вся сумма с продажи товара. Неважно, сколько денег ИП получил на счет.
Если ИП получает выручку с продажи и выплачивает агентское вознаграждение отдельно
Каждый месяц маркетплейс перечисляет предпринимателю всю выручку за продажу товаров. С этой суммы ИП платит отдельно агентское вознаграждение — один или два раза в месяц, зависит от договора с площадкой.
На УСН «Доходы». Для расчета налога учитывается только доход. Со всей суммы, которая пришла на счет, нужно заплатить налог:
ИП работает по ставке 6%.
За первый квартал 2021 года он получил от маркетплейса 500 000 ₽.
Налог: 500 000 ₽ × 6% = 30 000 ₽.
Если продаете еще через собственный интернет-магазин и торговую точку, нужно включить и эти доходы.
На УСН «Доходы минус расходы». Доходы здесь — все, что пришло от маркетплейса на счет. Расходы — агентское вознаграждение, которое вы платите площадке.
Ставка — 15%.
За первый квартал 2021 года доход с маркетплейса — 500 000 ₽.
Агентское вознаграждение — 100 000 ₽.
Налог: (500 000 ₽ − 100 000 ₽) × 15% = 60 000 ₽.
Режим УСН «Доходы минус расходы» выгодно выбирать, если расходы составляют свыше 60% доходов.
Если маркетплейс сразу удерживает агентское вознаграждение с выручки продавца
На счет придет сумма с продаж товара за вычетом агентского вознаграждения.
На УСН «Доходы». Доходы — вся сумма за проданные товары плюс агентское вознаграждение. Обычно эта сумма отражается в личном кабинете продавца на маркетплейсе, там же вы найдете сумму вознаграждения площадки.
Ставка — 6%.
За первый квартал 2021 ИП продал товаров на 500 000 ₽.
Агентское вознаграждение площадки — 100 000 ₽.
Маркетплейс перевел продавцу 400 000 ₽.
Налог — 500 000 ₽ × 6% = 30 000 ₽.
На УСН «Доходы минус расходы». Агентское вознаграждение учитывается как расход. Налог считаем с суммы, которая поступила на счет.
Ставка — 15%.
За первый квартал 2021 ИП продал товаров на 500 000 ₽.
Агентское вознаграждение площадки — 100 000 ₽.
Маркетплейс перевел продавцу 400 000 ₽.
Налог — 400 000 ₽ × 15% = 60 000 ₽.
Эксперты ответят на ваш вопрос
Эксперты Тинькофф отвечают на вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Чтобы мы разобрали вашу ситуацию, пишите на secrets@tinkoff.ru.
Как узнать налоговую ставку
Если вы только планируете открыть ИП для продаж на маркетплейсе, уточните на сайте налоговой ставку в вашем регионе.
В разных регионах ставки налога могут различаться. Например, на УСН «Доходы» — от 1 до 6%, на УСН «Доходы минус расходы» — от 5 до 15%.
Проверить размер ставки можно на сайте налоговой. Там же — информация о льготах.
Внизу страницы найдите блок «Информация ниже зависит от вашего региона». Здесь собраны тексты законов по УСН.
Ниже расположена краткая информация по льготным ставкам.
Если ваш бизнес не попадает ни в одну из льготных категорий, то вы платите налог по федеральной ставке — 6% на УСН «Доходы» и 15% на УСН «Доходы минус расходы».
Бухгалтерское обслуживание Тинькофф
Если вы не хотите разбираться с налогами и отчетностью самостоятельно, можете подключить бухгалтерское обслуживание
Как и какие налоги нужно платить с продаж на маркетплейсах
Всякая предпринимательская деятельность сопряжена с выплатой налогов. Перед началом работы с любым маркетплейсом предприниматель обязательно подписывает договор и, соответственно, впоследствии должен заплатить налоги.
О том, какие налоги нужно платить при работе с маркетплейсами, вы узнаете в этой статье!
Основная система налогообложения включает в себя три налога:
Налог на прибыль равен 20%. Налог на имущество устанавливается в каждом конкретном регионе.
При регистрации статуса индивидуального предпринимателя или организации, по умолчанию применяется именно основная система налогообложения.
В отличии от ОСН, по упрощенной системе вы платите только один налог. Но он бывает двух видов: без учета затрат и с учетом затрат.
В первом случае работает схема “доходы”, а ставка налога составляет в 6% (в некоторых регионах ее размер может быть иным).
Во втором случае действует схема “доходы минус расходы”: расходы вычитаются из доходов, а налоговая ставка составляет 15% (в регионах ее размер варьируется в диапазоне от 5 до 15%).
Условия для работы по упрощенной схеме налогообложения следующие:
Из всего вышесказанного можно сделать закономерный вывод: предпринимателям лучше работать через УСН.
Здесь есть важный нюанс. Маркетплейс может или перечислять предпринимателю всю сумму дохода (и тогда нужно самостоятельно платить с нее налоги), или осуществлять переводы уже за вычетом налоговых отчислений. Второе удобнее, но нужно помнить, что налогом облагается весь полученный доход, включая вознаграждение площадке.
Проверьте, по какой системе налогообложения вы работаете с маркетплейсом. По умолчанию действует основная система, но гораздо удобнее и выгоднее будет работать по упрощенной.
Как вести учет продаж товаров через маркетплейсы
Договорные особенности при работе с маркетплейсами
Что такое маркетплейс, и почему такой способ продаж получил большое распространение?
В переводе с английского «маркетплейс» означает рынок, место торговли.
По факту маркетплейс и является большим рынком — местом, где продают различные товары. Только этот рынок находится в сети, продажи ведутся онлайн — через интернет. Именно поэтому популярность маркетплейсов возрастает: на фоне пандемии торговля переместилась в сеть, люди осознали удобство покупок через интернет. Здесь можно купить всё что угодно.
Существует несколько самых крупных маркетплейсов: OZON, «Вайлдберриз», «Яндекс.Маркет», «СберМаркет», «Ламода».
У каждого есть свой договор по взаимодействию с поставщиками товаров, поэтому при работе с маркетплейсом следует учитывать индивидуальные договорные особенности. Но у них есть основная общая черта, на которую мы и будем опираться при рассмотрении вопроса о бухгалтерском и налоговом учете маркетплейсов. Они заключают с поставщиком товаров агентский договор.
В каждом договоре могут быть прописаны следующие особенности:
Какую систему налогообложения можно применять при работе с маркетплейсами
Маркетплейсы предлагают работать с организациями, индивидуальными предпринимателями и самозанятыми гражданами. Но не каждая система налогообложения позволяет осуществлять такое взаимодействие.
Самозанятые не имеют права заниматься перепродажей, поэтому на маркетплейсах они могут продавать только собственную продукцию. Аналогичное правило действует для индивидуальных предпринимателей, которые применяют НПД.
Кроме того, ИП на патентной системе налогообложения не могут торговать через маркетплейсы, так как торговля через компьютерные сети не подпадает под понятие розничной торговли в целях применения ПСН.
Обобщим, кто же может торговать через маркетплейсы:
Далее рассмотрим, как вести учет на маркетплейсах: уделим внимание бухгалтерскому учету продаж через маркетплейс и налоговому учету торговли на маркетплейсах.
Бухгалтерский учет при работе с маркетплейсами
Итак, допустим, вы работаете с маркетплейсом. Организация при этом обязана вести бухучет. Для индивидуального предпринимателя бухгалтерский учет не является обязательным мероприятием, но многие ИП предпочитают его вести. Управленческий учет маркетплейсов представляется более информативным, чем бухучет в маркетплейсах для ИП, но что выбрать — решение каждого отдельно взятого предпринимателя.
В любом случае бухгалтерский учет маркетплейсов и для организаций, и для ИП одинаковый.
Основываемся на том факте, что между продавцом и маркетплейсом заключен агентский договор. При этом необязательно, что он будет именоваться именно так, а стороны будут называться «принципал» и «агент», но суть договора всё равно останется. Поэтому показываем проводки бухгалтерского учета реализации через маркетплейс как проводки реализации через агента.
Агент может оказывать дополнительные услуги (например, по доставке товара, рекламные услуги, размещение отзывов о товаре и пр.) и выставлять на эти услуги отдельные документы. В этом случае в учете продаж на маркетплейсе мы делаем такую же проводку, что и на агентское вознаграждение (Дт 26 (44) Кт 76.2; Дт 19 Кт 76.2), но на основании не отчета агента, а иного документа. Окончательный взаимозачет производится с учетом этих сумм.
Бухучет от маркетплейсов у покупателя не имеет особенностей. Операции покупки товаров на маркетплейсах отражаются так же, как и покупки у прочих поставщиков.
Кассовый чек при продажах через маркетплейс
Покупателями маркетплейса могут быть как юридические лица, так и физические. Поэтому актуальным становится вопрос о применении онлайн-кассы.
Как вести учет продаж товаров через маркетплейсы в части формирования чеков онлайн-кассы?
При взаимодействии продавца с маркетплейсом происходит несколько расчетов:
Расчеты между маркетплейсом и продавцом товаров происходят в безналичной форме, поэтому говорить о применении онлайн-кассы в последних трех случаях не приходится, так как безналичные расчеты между ИП и организациями не требуют применения онлайн-кассы.
А вот при продаже товара конечному покупателю чек необходим:
Конечный покупатель переводит деньги, как правило, на счет маркетплейса, а не на счет продавца, поэтому и онлайн-кассу применяет маркетплейс. При этом они не являются платежными агентами.
Ранее Минфин выпускал разъяснения, что если агент действует от имени принципала, то и кассу должен применять принципал или же он должен передать свою кассу агенту. Обычно в агентском договоре с маркетплейсом указано, что последний действует от имени принципала. Но учет при работе с маркетплейсами таков, что получение агентом касс от множества принципалов или же отслеживание принципалом продаж в режиме реального времени представляется практически невозможным.
И формирование чеков маркетплейсом с указанием своего наименования на чеке, признака агента и реквизитов продавца стало обычной практикой.
ВАЖНО! В письме Минфина от 27.05.2020 № 03-01-15/44636 говорится, что когда агент пробил чек, то обязанности пробивать повторный чек у принципала не возникает.
Как выглядит отчет по агентскому договору, мы писали в статье «Образец отчета агента по агентскому договору».
Учет работы через маркетплейс в целях ОСНО
Рассмотрим, как вести учет на маркетплейсах при ОСНО.
При применении общей системы налогообложения необходимо в ее рамках уплачивать налог на прибыль (для ИП — НДФЛ) и НДС.
Никаких особенностей в налоговом учете торговли через маркетплейс нет. В данном случае важно вовремя получать отчеты агентов, чтобы своевременно отражать выручку в целях исчисления налога. Самая распространенная и удобная периодичность — один раз в месяц по его итогам. Дата дохода для целей налога на прибыль и дата начисления НДС — это дата реализации товара покупателю, отраженная в отчете агента. Если покупатель перечислил аванс, то на эту дату также надо отразить НДС.
При продаже товаров необходимо начислить НДС. К вычету можно принять НДС, оплаченный поставщику при закупке проданного товара, а также НДС с агентского вознаграждения.
Рассмотрим на примере:
Налог на прибыль (НДФЛ)
Налог на прибыль (НДФЛ для ИП) исчисляется при продажах через маркетплейс также без особенностей.
Исчислим налог на прибыль по предыдущему примеру:
Учет работы через маркетплейс для исчисления УСН
Особенности учета продаж через маркетплейс у организации на упрощенке заключаются в том, что считать налог требуется кассовым методом, то есть по факту поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия.
Таким образом, датой получения дохода по агентскому договору с маркетплейсом является дата поступления денежных средств на расчетный счет продавца.
ВАЖНО! Есть и противоположная позиция ФНС, которая говорит, что датой получения дохода принципала является дата поступления денежных средств агенту. Однако сложившаяся судебная практика опровергает такой подход.
Доходом является полная сумма, полученная агентом от покупателя. Эту сумму принципал может узнать из отчета агента.
Упрощенцы на 6% «доходы» исчисляют налог именно с этой общей суммы. Упрощенцы на 15% «доходы минус расходы» могут уменьшить налоговую базу на расход в виде агентского вознаграждения.
Рассмотрим на примере:
Как агент учитывает свои операции в налоговом учете? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте, какие суммы и какими датами включает в доходы и расходы агент при разных системах налогообложения.
Как вести учет товаров на маркетплейсах
Учет товаров при торговле на маркетплейсах имеет особенности. Во-первых, каждый товар в обязательном порядке должен сопровождаться красивой картинкой и толковым описанием. То есть одного артикула и наименования мало.
Для начала учет товара для маркетплейса удобно вести в личном кабинете торговой площадки. Любой маркетплейс предоставляет доступ к личному кабинету на своем ресурсе. Каждый из них содержит свои плюсы и минусы, удобства и недостатки. Поставщик самостоятельно загружает данные о товаре в виде описаний и фото.
При большой номенклатуре товаров складской учет для маркетплейсов удобнее сделать интегрированным: совместить личный кабинет и программу, в которой ведется бухгалтерский учет торговли на маркетплейсе или складской учет.
Можно разработать собственную интеграцию, но это разумно для больших объемов продаж через интернет-площадку, так как требует индивидуального подхода программиста.
Многие игроки рынка бухгалтерских программ разработали свои системы учета для маркетплейса (например, «МойСклад», «Мое дело», облачная «1С»).
Учет маркетплейсов в 1С 8 реализован в виде учета в бухгалтерии маркетплейса через функционал комиссионной торговли.
Итоги
Работа через маркетплейсы — удобный и современный способ реализации товаров. Все они работают по агентским договорам, поэтому вести учет доходов и расходов, а также бухучет следует так же, как и по прочим агентским договорам. В настоящее время существует много сервисов, которые позволяют вести складской учет торговли в маркетплейсах. При небольших объемах можно ограничиться личным кабинетом на сайте интернет-площадки.
Как вести учёт продаж товаров через маркетплейсы
Для продавцов маркетплейсы — электронные торговые площадки — это возможность кратно увеличить объем продаж. Но бухгалтерский и налоговый учёт при такой схеме реализации товаров имеют особенности. Рассказываем о специфике бухгалтерской работы с маркетплейсами на примере Ozon и Wildberries.
Что такое маркетплейс
Маркетплейс — электронная торговая площадка, на которой бизнесмены могут выставлять для продажи свою продукцию и товары. Это всем известные Aliexpress, Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет и подобные им сервисы. С точки зрения покупателя маркетплейс выглядит как большая витрина со множеством товаров от разных продавцов и производителей. Маркетплейс чаще всего самостоятельно организует весь процесс от заказа и приёма денег до доставки покупателю. При этом продавец, который работает через маркетплейс, может вообще не иметь своего сайта и склада.
Плюсы и минусы работы через маркетплейсы
Какие системы налогообложения подходят для торговли через маркетплейс
Торговать на патенте через маркетплейсы нельзя, потому что интернет-торговля не относится к рознице в целях применения ПСН (пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ). ОСНО и УСН применять можно.
Некоторые площадки, например Wildberries, также сотрудничают и с самозанятыми. Но самозанятые не могут торговать чужими товарами и нанимать работников. Торговля через маркетплейсы доступна для самозанятых, которые продают изделия собственного производства и не зарабатывают больше 2,4 млн руб. в год.
Документооборот при торговле через маркетплейс
Крупнейшие игроки на этом рынке — Ozon и Wildberries — взаимодействуют с продавцами только через ЭДО. Разница между ними в том, что Ozon работает через сторонних операторов ЭДО, а на Wildberries в 2020 году начал действовать специальный портал поставщиков. Через этот портал продавцы размещают информацию о товарах и обмениваются документами с маркетплейсом. Документооборот организован следующим образом.
Для работы с маркетплейсами удобно использовать интернет-бухгалтерию «Моё Дело». Сервис позволяет вести учёт товаров, оформлять отгрузочные документы, контролировать оплату, формировать различные аналитические отчёты. Важное преимущество интернет-бухгалтерии «Моё Дело» — открытое API. Это значит, что сервис умеет автоматически обмениваться данными с информационными системами маркетплейсов. Уже п оддерживается интеграция с Ozon, Wildberries, Lamoda и Yandex Market.
Кто выдаёт чеки покупателям
Этот момент в законодательстве прямо не урегулирован. Раньше Минфин разъяснял, что если агент действует от имени и за счёт принципала, то чеки должен выдавать сам принципал (письмо от 26.06.2017 № 03-01-15/39999). Однако в 2020 году финансовое ведомство изменило свою позицию. В последнем разъяснении Минфина указано, что если агент выдал чек, то поставщик товаров не должен применять контрольно-кассовую технику (письмо от 27.05.2020 № 03-01-15/44636). Никаких условий, связанных с тем, от чьего имени действует агент, это письмо не содержит. Поэтому на сегодня при продаже товаров по агентскому договору чеки покупателям в любом случае должен выдавать маркетплейс.
По какому договору работают маркетплейсы
Большинство маркетплейсов работают с поставщиками по агентским договорам (глава 52 ГК РФ). В рамках агентского договора агент за вознаграждение производит юридически значимые действия за счёт принципала.
Маркетплейс — это агент. Он рекламирует товары продавца — принципала, и затем организует их продажу: хранение на складе, доставку, приём денег, а в случае необходимости — возврат. За эти действия продавец уплачивает маркетплейсу комиссию.
В зависимости от условий договора агент может совершать сделки от своего имени — так работает Ozon, либо от имени продавца — такие условия предусмотрены в оферте Wildberries.
Как отражать в бухучёте расчёты по агентскому договору
При любом варианте агентского договора товар фактически реализует сам продавец за свой счёт, а маркетплейс лишь занимается посредничеством. Поэтому, у продавца будут стандартные проводки по реализации. Разница с продажей напрямую будет только в том, что после передачи товара продавцом на склад маркетплейса и до момента реализации его себестоимость будет отражаться на счете 45 «Товары отгруженные».
Продавец и маркетплейс используют общую систему налогообложения (ОСНО). Цена товара —120 рублей с НДС, себестоимость — 50 рублей, комиссия маркетплейса — 10 %.
Дт 45 Кт 41 50 руб. — товар передан маркетплейсу для последующей реализации по себестоимости без НДС;
Дт 62 Кт 90 120 руб. — начислена выручка от реализации товара на основании отчёта маркетплейса;
Дт 90 Кт 45 50 руб. — списана себестоимость проданного товара;
Дт 90 Кт 68 20 руб. — начислен НДС, так как продавец использует ОСНО.
Расчёты с маркетплейсом по перечислению денег за товары и вознаграждению за посредничество ведется через счёт 76. Чтобы разделить разные виды платежей, лучше открыть отдельные субсчета, например:
Тогда проводки в нашем примере будут такими:
Дт 76.1 Кт 62 120 руб. — начислена задолженность агента по перечислению выручки, поступившей от покупателей;
Дт 51 Кт 76.1 120 руб. — агент перевёл деньги продавцу;
Дт 44 Кт 76.2 10 руб. — начислено вознаграждение маркетплейса;
Дт 19 Кт 76.2 2 руб. — входной НДС у продавца с вознаграждения агента;
Дт 76.2 Кт 51 12 руб. — перечислено вознаграждение агенту.
Если маркетплейс сразу удерживает свое вознаграждение при переводе средств продавцу, то проводки по расчётам с агентом изменятся:
Дт 51 Кт 76.1 108 руб. — агент перевёл деньги продавцу за вычетом вознаграждения.
Дт 76.2 Кт 76.1 12 руб. — проведён взаимозачёт.
Налоговый учёт расчётов с маркетплейсами при ОСНО
При общей системе налогообложения доходы юридических лиц облагаются налогом на прибыль. Если же ОСНО использует предприниматель, то он должен платить НДФЛ. Также бизнесмены на ОСНО, вне зависимости от организационно-правовой формы, платят НДС.
Воспользуемся условиями примера 1. Торговая компания на ОСНО купила товар за 60 рублей с НДС и продала его через маркетплейс за 120 рублей с НДС. Маркетплейс удержал комиссию 10%.
Начисленный НДС с реализации:
НДСн = 120 / 120 % х 20 % = 20 руб.
НДС к возмещению со стоимости закупа товара:
НДСз = 60 / 120 % х 20 % = 10 руб.
НДС к возмещению с комиссии маркетплейса:
НДСк = 12 / 120 % х 20 % = 2 руб.
НДС к уплате по сделке:
Выручка без НДС для налога на прибыль:
Стоимость закупа товара без НДС:
Комиссия маркетплейса без НДС:
База для налога на прибыль:
Налог на прибыль по сделке:
НП = 40 х 20 % = 8 руб.
Общая налоговая нагрузка по сделке для компании на ОСНО составит:
ННк = НДС + НП = 8 + 8 = 16 руб.
Для ИП принцип расчёта будет в целом таким же. Разница только в том, что предприниматель платит вместо налога на прибыль НДФЛ по ставке 13 %. Поэтому его налоговая нагрузка будет меньше:
ННип = НДС + НДФЛ = 8 + 40 х 13 % = 13,2 руб.
Налоговый учёт расчётов с маркетплейсами при УСН
При УСН доходы и расходы нужно учитывать кассовым методом — в момент поступления денег на счёт или их списания. Если маркетплейс сразу удерживает своё вознаграждение при перечислении выручки, распространённая бухгалтерская ошибка — признавать в качестве дохода только сумму, поступившую от маркетплейса за вычетом комиссии. Это неверно: продавец получает доход не от маркетплейса, а от покупателей, а электронная площадка — лишь посредник. Поэтому доход при упрощёнке — это вся стоимость товара, перечисленная покупателем.
Воспользуемся условиями примеров 1 и 2. При использовании объекта налогообложения «Доходы» налог считают с выручки:
УСНд = 120 х 6 % = 7,2 руб.
При объекте «Доходы минус расходы» из выручки нужно сначала вычесть доходы: закупочную цену товара и комиссию маркетплейса:
В нашем примере сумма налога при двух вариантах УСН совпала. Но это частный случай, так бывает не всегда. Если доля расходов получится выше — будет выгоднее использовать объект «Доходы минус расходы», а при снижении доли расходов лучше применять объект «Доходы».
Программа для учёта торговли через маркетплейсы
Не каждая учётная система подходит для работы с маркетплейсами. При торговле через маркетплейсы появляются дополнительные операции и документы, ведь нужно оформлять перемещение товаров со своего склада на склад маркетплейса, отражать в бухгалтерии отчёты посредника и учитывать полученные средства от комиссионера с выделением удержанной комиссии.
В интернет-бухгалтерии «Моё дело» разработан удобный функционал для торговли на маркетплейсах, который включает:
Система поддерживает работу с Ozon, Wildberries, Lamoda и Yandex Market и не требует от пользователя обновлений и доработок — всё делается на нашей стороне. Для других маркетплейсов есть унифицированная форма для обмена данными через Excel.
Вот как это работает.
Все данные о продажах через маркетплейс автоматически попадают в КУДиР и бухгалтерскую отчётность, учитываются при расчёте налога.
Наглядно о работе с маркетплейсами в интернет-бухгалтерии «Моё дело» в этом видео: