какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс

Дисбактериоз: как полезные микробы становятся врагами

» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/disbakterioz-narushenie-sostava-kishechnoj-flory.jpg» data-large-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/disbakterioz-narushenie-sostava-kishechnoj-flory.jpg» title=»Дисбактериоз: как полезные микробы становятся врагами»>

Евгения Савичева, проктолог, онколог. Редактор А. Герасимова

О том, что микробы могут быть злейшими врагами человека, причиной многих болезней, знают все. А вот о том, что среди микробов есть и друзья, подлинные стражи нашего здоровья, многие почему-то забывают. И порой расплачиваются за это длительным изнуряющим недугом — дисбактериозом.

Роль бактерий, живущих в кишечнике

Несметное множество микробов, в том числе и весьма полезных, обитает в организме человека. Особенно многочисленно и разнообразно микробное «население» (микрофлора) кишечника.

Важнейшие постоянные обитатели кишечника — молочнокислые бактерии и кишечная палочка — выполняют очень полезную и большую работу.

Откуда берутся Бактерии в организме?

Микробы заселяют кишечник человека уже через несколько часов после его рождения. У детей, вскармливаемых материнской грудью, микрофлору составляет преимущественно одна разновидность молочнокислых бактерий — бифидобактерии. Другие обязательные представители микробного заселения, в том числе кишечная палочка, пока присутствуют в незначительных количествах.

Именно бифидобактерии, вырабатывающие молочную и уксусную кислоты, создают кислую среду, которая губительно действует на болезнетворных микробов, например, на возбудителей дизентерии, сальмонеллеза. Поэтому дети, питающиеся грудным молоком, более устойчивы к кишечным инфекциям, чем малыши, находящиеся на искусственном вскармливании.

По мере введения прикорма и расширения рациона ребенка микробный пейзаж его кишечника становится более разнообразным и пестрым, в частности, увеличивается число ацидофильных (другая разновидность молочнокислых бактерий) и кишечных палочек, и они начинают несколько теснить бифидобактерии.

После того, как дети перестают получать грудное молоко и целиком переходят на обычные продукты питания, соотношение между различными представителями микробной флоры становится таким же, какое бывает у взрослых. Кишечная, ацидофильная палочки и бифидобактерии становятся равноправными партнерами.

А если ребенок с первых дней жизни находится на искусственном вскармливании. Такая микрофлора формируется сразу.

» data-medium-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/disbakterioz-kak-vygljadit.jpg» data-large-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/disbakterioz-kak-vygljadit.jpg» loading=»lazy» src=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/disbakterioz-kak-vygljadit.jpg» alt=»Дисбактериоз как выглядит» width=»900″ height=»600″ srcset=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/disbakterioz-kak-vygljadit.jpg 900w, https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/disbakterioz-kak-vygljadit-768×512.jpg 768w» sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» title=»Дисбактериоз: как полезные микробы становятся врагами»> Дисбактериоз как выглядит

Причины изменения микрофлоры

У здорового человека состав микробной флоры кишечника в основном постоянен. Соотношение между различными ее представителями может незначительно колебаться лишь в зависимости от режима питания, времени года, условий труда и быта.

Причем полезные микробы не только оказываются в меньшинстве, но и теряют свои ценные свойства, а порой даже приобретают вредные. В результате возникает болезненное состояние — дисбактериоз, для которого характерно расстройство деятельности кишечника, сопровождающееся чаще всего болью в животе, жидким стулом, скоплением газов.

Дисбактериоз может развиться вследствие острых инфекционных заболеваний и прежде всего кишечных — дизентерии, брюшного тифа, пищевых токсикоинфекций, например, сальмонеллеза.

Причем дисбактериоз вызывают не только сами возбудители болезни. Размножению и активизации вредных представителей микрофлоры способствует и возникающее в этих случаях воспаление слизистой оболочки кишечника. А развившийся дисбактериоз, в свою очередь, поддерживает воспалительный процесс.

Именно поэтому некоторые заболевания, в частности дизентерия, сальмонеллез, могут принять затяжной, хронический характер.

Чем опасны антибиотики

Когда появились антибиотики, можно было ожидать, что проблема дисбактериоза будет решена. Однако этого не произошло. Наоборот, он стал возникать чаще, причем даже у тех людей, которые не болели кишечными инфекциями и принимали антибиотики по другому поводу.

Дело в том, что эти препараты, как выяснилось, не только убивают болезнетворных микробов, но и губительно действуют на нормальную микрофлору кишечника. Кишечная палочка, например, лишается подвижности, утрачивает способность вырабатывать пищеварительные ферменты, а это как раз и влечет за собой расстройства функции кишечника. Кроме того, кишечная палочка приобретает свойство разрушать красные кровяные клетки (эритроциты) и вырабатывать токсические вещества, отравляющие организм.

Не менее чувствительны к воздействию лекарств и молочнокислые бактерии. Уменьшение их численности, а тем более полное отсутствие также неблагоприятно отражается на деятельности кишечника.

Когда антибиотики применяют рационально, побочное действие удается свести к минимуму. Но подлинным бедствием становится самолечение этими мощными препаратами.

Некоторые матери, например, однажды убедившись в эффективности антибиотиков, пытаются с их помощью побороть начавшийся у ребенка понос. Как только расстройство прекращается, лечение обрывают; стоит ребенку вновь почувствовать себя плохо, и мать немедленно ищет в своей аптечке очередную таблетку.

Измененная микрофлора перестает выполнять роль барьера, и слизистая оболочка кишечника становится беззащитной перед различными болезнетворными микробами. Поэтому люди, страдающие дисбактериозом, более подвержены острым кишечным инфекциям, которые нередко принимают затяжной, хронический характер.

У многих людей, перенесших, например, дизентерию, долгое время бывает нарушена работа кишечника, хотя возбудителей заболевания не обнаруживают.

Можно ли вылечить дисбактериоз кишечника?

Поддерживаемые дисбактериозом расстройства обычно очень упорны. Их часто не удается устранить ни медикаментами, ни диетой. Для этого есть лишь одно средство: восстановить нормальную микрофлору кишечника, снова заселить его «законными» обитателями.

Еще в конце 19 века великий отечественный ученый И. И. Мечников рекомендовал употреблять молоко, заквашенное молочнокислыми бактериями, которые подавляют рост гнилостных бактерий. Он надеялся, что таким образом удастся добиться оздоровления организма и даже продления жизни.

Идея Мечникова об использовании антагонизма между микробами натолкнула на мысль о создании специальных препаратов, способных восстанавливать нарушенное равновесие микрофлоры. История их создания представляет собой одну из увлекательных страниц микробиологии. Ведь не так просто «приручить» микробов, облечь их в удобную для хранения и применения форму.

В последние годы в нашей стране и за рубежом выпускаются эффективные биологические препараты из живых микробов, входящих в состав нормальной микробной флоры кишечника человека. Некоторые из этих препаратов содержат по два-три вида полезных микробов. С их помощью удается добиться нормализации микробной флоры кишечника.

Лечение проктолог назначает в зависимости от результатов бактериологического исследования. Длительность применения биологических препаратов определяется выраженностью дисбактериоза.

Функция кишечника улучшается обычно раньше, чем полностью восстанавливается кишечная флора. Однако это улучшение может быть нестойким — полное выздоровление наступает только после того, как восстановится нормальное соотношение между отдельными представителями микробов, обитающих в кишечнике.

Профилактика дисбактериоза — это и профилактика кишечных инфекций, и правильное вскармливание детей, и прежде всего категорический отказ от самолечения антибиотиками и другими медикаментами.

Источник

Роль молочнокислых бактерий в здоровье человека

Молочнокислые пробиотические бактерии можно широко использовать для профилактики и лечения больных с различными заболеваниями (острыми и хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, дыхательных путей, для восстановления кишечного микробиоценоза

Lactic acid probiotic bacteria can be widely used for prevention and treating the patients with different diseases (acute chronic diseases of gastrointestinal tract, respiratory tract, for restoring intestinal microbiocenosis and others).

какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Смотреть фото какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Смотреть картинку какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Картинка про какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Фото какую роль играют бактерии в организме человека 3 классМолочнокислые бактерии — общее название бактерий семейства Lactobacillaceae, основным свойством которых является способность образовывать молочную кислоту в качестве основного продукта брожения [1]. Молочная кислота положительно влияет на перистальтику кишечника человека, уменьшает метеоризм, а также способна оказывать стимулирующее действие на секреторную деятельность слюнных желез; в ее присутствии улучшается усвоение кальция, фосфора и железа [2, 3]. Молочнокислые бактерии не участвуют в возникновении каких-либо патологических процессов, напротив, они оказывают положительный эффект на жизнедеятельность человеческого организма [4]. Большинство молочнокислых бактерий — пробиотические штаммы, изолированные из кишечной флоры здорового человека (бифидо- и лактобактерии), сохраняющие жизнеспособность при прохождении через желудочно-кишечный тракт и благоприятно действующие на здоровье человека, что подтверждено клиническими испытаниями. Их вводят в состав лекарственных препаратов, пищевых добавок, а в последнее время — и кисломолочных продуктов. Современные тенденции таковы, что конечные формы обогащенных таким образом продуктов также должны иметь клинически доказанные положительные эффекты на организм человека.

Первым из исследователей, предположившим, что некоторые бактерии совсем не губительны для человека, а напротив, могут оказывать позитивное влияние на здоровье, был знаменитый русский ученый Илья Ильич Мечников. Еще в самом начале XX в. он провел исследования по возможности восстановления кишечной микрофлоры с помощью молочнокислой палочки. В результате серьезных и кропотливых исследований ученым были изучены свойства бактерии, которую он назвал «болгарской палочкой» (в современной классификации — Lactobacillus bulgaricus), а также разработан рецепт кисломолочного напитка — прообраза современного йогурта. Сам И. И. Мечников, его коллеги и знакомые на протяжении многих лет регулярно употребляли этот напиток, который также называют «мечниковской простоквашей», и на собственном опыте смогли убедиться в его полезных качествах.

В настоящее время известны разнообразные положительные эффекты молочнокислых пробиотических бактерий, подтвержденные многочисленными клиническими исследованиями. Прежде всего необходимо отметить, что эти бактерии играют важную роль в поддержании колонизационной резистентности, то есть оказывают выраженную антагонистическую активность в отношении патогенных микроорганизмов, продуцируя различные органические кислоты, перекись водорода, антибиотики и бактериоцины [5]. Некоторые представители молочнокислых пробиотических бактерий (например, L. acidophilus) вырабатывают высокоактивную перекись водорода, благодаря чему оказывают выраженное вирусоцидное действие в отношении вируса иммунодефицита человека [6].

Несмотря на то, что еще в начале прошлого века И. И. Мечников предположил, что молочнокислые бактерии способны повышать устойчивость организма человека к различным заболеваниям, лишь в последние десятилетия была доказана теория об иммуномодулирующем влиянии этих микроорганизмов. Было установлено, что некоторые штаммы молочнокислых бактерий способны оказывать иммуностимулирующее действие, способствуя выработке в кишечнике цитокинов (в том числе интерлейкинов-1, 6, 10, фактора некроза опухоли альфа), антител, стимулировать синтез интерферона гамма лимфоцитами, а также повышать активность фагоцитов и естественных клеток-киллеров (NK-клеток) [6–9]. Таким образом, была доказана способность пробиотиков усиливать устойчивость организма человека к определенным заболеваниям. Так, молочнокислые пробиотические бактерии эффективны для профилактики широко распространенных зимних инфекций, обусловленных различными респираторными вирусами. Существуют данные, что при употреблении L. bulgaricus OLL1073R-1 в составе йогуртов снижается риск заражения простудными заболеваниями у пожилых людей, так как этот штамм дополняет естественную активность NK-клеток [10]. В исследовании, включавшем более 1000 взрослых добровольцев, было показано снижение продолжительности острых респираторных заболеваний у лиц, в течение 3 месяцев употреблявших ежедневно по 200 мл кисломолочного пробиотического продукта (Actimel), который содержит штамм L. casei DN-114001 [11]. Положительный эффект сохранялся даже спустя месяц после окончания приема. Американскими исследователями была предпринята попытка определить, как влияет употребление молочнокислых пробиотических бактерий на инфекционные заболевания у детей. В группе, получавшей L. casei DN-114001 (Actimel), заболеваемость была достоверно ниже, чем при употреблении плацебо [12]. Похожие данные были получены и российскими учеными [13].

Человеческому организму постоянно приходится адаптироваться в ответ на изменения, связанные с влиянием факторов окружающей среды и образа жизни. Старение, стресс, интенсивные физические тренировки, проживание в мегаполисе и даже холодная погода — все это негативно влияет на организм человека. Последнее подтверждают эпидемиологические данные о том, что число респираторных заболеваний и диарей в зимние месяцы увеличивается. S. Nagata и соавт. провели исследование для оценки эффективности приема кисломолочных продуктов, содержащих L. casei Shirota, при норовирусных гастроэнтеритах в зимний период у пожилых людей (средний возраст пациентов — 84 года). Установлено, что непрерывный прием кисломолочного продукта с L. casei Shirota уменьшает выраженность и длительность проявления симптомов лихорадки, вызванной норовирусным гастроэнтеритом, а также корректирует дисбаланс кишечной микрофлоры, свойственный пожилым людям [14].

Прием молочнокислых пробиотических бактерий эффективен и при диареях. Так, в восьми рандомизированных плацебо-контролируемых исследованиях с общим числом участников 988 человек была изучена эффективность продуктов питания, содержащих L. rhamnosus GG, при острых кишечных инфекциях (ОКИ). Было получено достоверное сокращение сроков проявления клинических симптомов ОКИ в среднем с 3,5 до 2,5 дней, по сравнению с группой пациентов, получавших плацебо [15, 16]. В работах профессора А. В. Горелова и соавт. показана клиническая эффективность L. casei DN-114001 (Actimel) в комплексной терапии ОКИ у детей старше 3 лет — длительность лихорадки, диарейного синдрома и сроки госпитализации у детей, его употреблявших, были достоверно меньше по сравнению с детьми, получавшими плацебо [17].

Еще одним направлением, при котором доказана эффективность молочнокислых пробиотических бактерий, является антибиотик-ассоциированная диарея (ААД), которая возникает при нарушении состава и активности нормальной микрофлоры желудочно-кишечного тракта человека. У взрослых для профилактики ААД, вызванной Clostridium difficile, хорошую эффективность показал прием Actimel, содержащего пробиотический штамм L. сasei DN 114001 [18]. У детей молочнокислые бактерии, принимаемые внутрь, способны предотвращать возникновение диарей или уменьшать побочные эффекты, связанные с приемом антибиотиков (например, амоксициллина) [19]. Выявлено положительное влияние штамма L. сasei DN 114001 и при проведении эрадикационной терапии инфекции H. pylori у детей [20].

Иммуномодулирующие свойства молочнокислых бактерий способны уравновесить дисбаланс в иммунных реакциях, вызывающих аллергические реакции у детей. При употреблении детьми с аллергией кисломолочных продуктов, содержащих L. gasseri CECT5714 и L. coryniformis CECT5711, в течение 3 месяцев выявлено значительное снижение уровня IgE в плазме крови и существенное увеличение CD 4+ /CD 25+ T-регуляторных клеток, секреторного IgA и NK-клеток. Таким образом, употребление молочнокислых пробиотических бактерий способно благотворно влиять на иммунные параметры, участвующие в аллергической реакции [21].

Молочнокислые пробиотические бактерии положительно влияют на уровень холестерина в сыворотке крови — в некоторых исследованиях показано, что при их употреблении происходит снижение общего холестерина и липопротеинов низкой плотности, улучшение функции печени [22, 23].

Наконец, нормализация кишечной микрофлоры способствует нормализации кишечного пассажа. Было показано, что регулярный прием Bifidobacterium animalis DN-173 010 (Активиа) пациентами с синдромом раздраженного кишечника, сопровождающегося запорами, уменьшает время транзита по кишечнику, увеличивает частоту дефекаций и улучшает качество жизни таких пациентов [24–27].

Таким образом, молочнокислые пробиотические бактерии можно широко использовать для профилактики и лечения больных с различными заболеваниями (острыми и хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, дыхательных путей, для восстановления кишечного микробиоценоза и др.). Форма приема этих микроорганизмов разнообразна (кисломолочные продукты, лекарственные препараты, биологически активные добавки), причем при выборе необходимо руководствоваться прежде всего тем, что положительное действие на организм человека должно быть клинически доказано не только для самих молочнокислых пробиотических бактерий, но и для готовых продуктов, содержащих эти бактерии.

Литература

С. В. Николаева, кандидат медицинских наук

ФБУН Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, Москва

Источник

Значение бактерий в природе и жизни человека

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Значение бактерий в природе и жизни человека

Цель урока: сформировать представление о значении бактерий в природе и жизни человека.

1) познакомиться со значением бактерий в процессе почвообразования и минерального питания растений;

2) рассмотреть роль бактерий в жизни и хозяйственной деятельности человека;

3) продолжить развитие навыков сравнительно-аналитической мыслительной деятельности;

4) продолжить формирование информационной компетенции учащихся;

5) продолжить формирование экологического мировоззрения учащихся.

Умение формирование познавательных процессов, направленных на изучение царств живой природы.

Умение осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала.

Умение выявлять пробелы в своих знаниях и устранять их.

Структурировать материал, разделять процесс на этапы, звенья.

Работать с различными источниками информации, включая электронные, выделять характерные причинно-следственные связи.

Овладеть составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, выдвигать гипотезы., наблюдать, давать определения понятиям.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Поиск и устранение причин возникших трудностей.

Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния.

Восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного занятия.

Использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Сравнивать различные точки зрения и находить общие решения.

Умение перефразировать мысль.

Работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Умение понимать значение бактерий в природе и жизнедеятельности человека.

Выделять положительное и отрицательное значение бактерий.

Тип урока: комбинированный

Презентация к уроку, инструктивные карты, листы самооценки, карточки с заданиями,

Технология изучения темы

2. Актуализация знаний учащихся.

○ Вопросы и задания для обучающихся

1) С каким царством живых организмов мы познакомились на прошлом уроке?

2) Выполнить задание в карточке 1 (●●)

Задание: определите форму бактерий

— Эти бактерии имеют вид закрученных вытянутых палочек. Напоминают змей. (Спириллы)

— Клетки этих бактерий имеют изогнутую форму. Напоминают запятые. (Вибрионы)

— Такие бактерии имеют овальную удлиненную форму. (Бациллы)

— Такие бактерии имеют круглую форму. Они могут быть одиночными или образовывать группы. (Кокки)

Проверка выполнения задания на интерактивной доске.

3) Выполнить задание в карточке 2 (●)

Задание: распределите органоиды

Проверка выполнения задания на интерактивной доске.

Ученикам предлагается оценить свою работу используя лист самооценки. ( Приложение 1)

Демонстрация объектов: влажный препарат корня растения семейства Бобовые, почва, сметана, квашенная капуста.

Вопрос: Что объединяет все эти объекты? (Деятельность бактерий)

Вопросы для подводящего диалога:

— Как получаются молочно-кислые продукты?

— Как и из чего формируется почва?

— Как вы думаете каким образом все эти объекты связаны с темой прошлого урока?

Далее ученики самостоятельно формулируют тему урока.

Цели урока формулируют учащиеся:

— познакомиться с ролью бактерий в природе и жизнедеятельности человека;

— определить пользу и вред бактерий;

— выяснить какие бактерии вызывают болезни человека и животных…

5. Первичное усвоение нового материала.

Работа по инструктивным картам (●●)

Инструктивная карта урока

1.Выявление положительной роли бактерий в жизнедеятельности человека.

Задание: используя текст учебника на стр. 58-62 определите положительное значение бактерий в жизнедеятельности человека. Используйте опорные вопросы:

— Каких бактерий называют молочнокислыми? Для чего они применяются человеком?

— Какую роль выполняют бактерии в организме человека и животных?

— Используют ли бактерий для очистки сточных вод?

— Какова роль бактерий в изготовлении лекарственных препаратов?

2. Выявление отрицательной роли бактерий жизнедеятельности человека.

Задание: используя текст учебника на стр. 58-62 определите отрицательное значение бактерий в жизнедеятельности человека. Используйте опорные вопросы:

— Почему портятся продукты питания?

— Какие болезни человека и животных вызываемые бактериями тебе известны?

— Что вам известно о эпидемиях?

3. Выявление роли бактерий в природе.

Задание: используя текст учебника на стр. 58-62 определите значение бактерий в природе. Используйте опорные вопросы:

— Каким образом бактерии разрушают отмершие растения, различные отбросы, трупы животных?

— Можно ли назвать бактерий санитарами нашей планеты?

— Правильно ли будет назвать некоторых бактерий симбионтами?

6.Первичная проверка понимания.

Учащимся предлагается рассказать о значении бактерий в природе и жизни человека.

Заполнение листа самооценки.

7. Первичное закрепление знаний.

Задание: прочитайте текст найдите ошибки

Бактерии- древнейшие и чрезвычайно мелкие одноклеточные и многоклеточные организмы. Обитают почти во всех средах жизни на нашей планете.

Роль бактерий неоднозначна. В природе значение бактерий исключительно положительное: они образуют перегной из остатков погибших организмов, обогащают почву минеральными веществами, например- азотом.

В отношениях бактерий с человеком всё не так радужно. Бактерии вызывают порчу продуктов питания, являются возбудителями тяжёлых болезней, паразитируют на растениях,

поселяются в кишечнике животных и человека.

В настоящее время человек придумал множество средств борьбы с бактериями, которые помогут окончательно избавиться от них.

Заполнение листа самооценки.

9. Домашнее задание.

Учащимся предлагается выбрать вариант домашнего задания.

3) прочитать § 12, приготовить презентации о бактериях, вызывающих заболевания человека;

интересные факты о бактериях.

На столах учащихся лежат чистые листы и макеты бактерий разного цвета (самоклеящаяся бумага). Учащимся предлагается выбрать макет бактерий используя следующие критерии:

Учащимся предлагается сформулировать вывод урока.

какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Смотреть фото какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Смотреть картинку какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Картинка про какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Фото какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Смотреть фото какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Смотреть картинку какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Картинка про какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Фото какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Смотреть фото какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Смотреть картинку какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Картинка про какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Фото какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс

Курс повышения квалификации

Интерактивные технологии в обучении и воспитании

какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Смотреть фото какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Смотреть картинку какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Картинка про какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Фото какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс

Номер материала: ДБ-883566

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Смотреть фото какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Смотреть картинку какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Картинка про какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Фото какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс

Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу

Время чтения: 1 минута

какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Смотреть фото какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Смотреть картинку какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Картинка про какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Фото какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Смотреть фото какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Смотреть картинку какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Картинка про какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Фото какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс

Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах

Время чтения: 1 минута

какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Смотреть фото какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Смотреть картинку какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Картинка про какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Фото какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Смотреть фото какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Смотреть картинку какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Картинка про какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Фото какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Смотреть фото какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Смотреть картинку какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Картинка про какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс. Фото какую роль играют бактерии в организме человека 3 класс

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *