какую форму налогообложения выбрать для ип грузоперевозки
Налогообложение для грузоперевозок в 2021 году
Анфимычева Ирина, руководитель проекта Корчагина Ксения, юрист
На ЕНВД могли работать практически все грузоперевозчики малого и среднего бизнеса. А вот в связи с отменой вмененки выбор остался у всех разный. Для юрлиц доступна только дорогая платная трасса «УСН-2021». А вот предпринимателям дали зеленый свет на Патент — теперь он доступен независимо от маршрутов доставки в пределах РФ. Как сэкономить при переходе на упрощенку и не потерять Патент, расскажем в статье.
Что вы узнаете
Как рассчитать налоги по УСН
На упрощенке два варианта расчета налога:
Выбрать можно только один вариант, а изменить — не чаще 1 раза в год.
Упрощенка с объектом Доходы-Расходы
С точки зрения элементарной математики вариант «Доходы-Расходы» выгоднее, когда расходы больше 60% от выручки. Но не все подряд затраты могут уменьшать налог. «Солярка подешевле по чужой заправочной карте» или «запчасти по себестоимости от приятеля» реальными расходами не станут, хоть деньги на них потрачены настоящие. По факту такой налог выбирают компании, где строгий бухгалтер следит за тем, чтоб по каждому истраченному литру топлива были:
Выбор этого варианта означает ведение полноценного учета, т.к. иначе налог правильно не посчитать.
Но если требования НК учет усложняют, то современные учетные системы помогают упросить: распознавание первички по сканам, авторасчет налога, заполнение книги и декларации и многое другое.
Упрощенка с объектом Доходы
По-настоящему упрощенный режим с элементарным расчетом. Расходы подтверждать и проверять не нужно. Можно уменьшить сумму налога на фиксированные взносы ИП и взносы в зарплаты. Из обязательного в налоговом учете — только книга и декларация. Но и в этом случае рекомендуем учитывать в программе — это быстрее, проще и следить за изменениями закона не потребуется.
Понятная онлайн-бухгалтерия для упрощенки
На чем сэкономить при переходе на УСН
При переходе на УСН можно не учитывать в доходах:
Позволить это могут лишь те, кто подтвердит факты. Например, актами сверки с покупателями, чеками ККТ с признаком аванс/кредит.
И, наоборот, в расходах можно увеличить на стоимость:
Экономия на расходах актуальна для объекта УСН Доходы-Расходы. Наличие документов, подтверждающих оплату и получение обязательно. Если в период вмененки нигде учет не вели, то будет достаточно только зафиксировать долги, стоимость складских остатков и машины на начало года, а учетная система сама сэкономит налоги на таких операциях.
Кому доступен Патент
Достаточно одного патента, если договор на перевозку заключен в субъекте РФ, где этот патент получен. Так разрешают поступать последние разъяснения ФНС в письме от 29 декабря 2020 г. № КВ-4-3/21782@.
Например, ИП, получивший в Москве патент на оказание автотранспортных услуг по месту постановки на учет в налоговом органе по месту жительства, заключил в Москве с разными лицами договоры на перевозку грузов: по первому договору перевозка груза из Москвы в Санкт-Петербург, по второму договору перевозка груза из Московской области в Калугу, по третьему договору перевозка груза из Владимира в Ярославль. В указанном случае ИП не нужно получать дополнительные патенты.
Но в любой момент нужно быть готовым обосновать свое право на единственный патент. Как мы знаем, не всегда заказчик или диспетчер готовы оформить договор с нужным вам регионом.
Тут можно «подстраховаться»:
Как доказать право на патент
Если налоговая однажды затребует пояснения, письменно объясните, почему используете один патент: «Оказываю услуги на территории субъекта, в котором получен патент. Договоры на грузоперевозки заключаю на территории этого региона, что соответствует правовой позиции, изложенной в Письмах Минфина от 11.10.19 № 03-11-11/78446, от 28.06.19 № 03-11-11/47410, от 14.06.19 № 03-11-11/43299, от 07.12.20 № 03-11-11/106476, от 26.11.20 № 03-11-11/103163, Письме ИФНС от 29 декабря 2020 г. № КВ-4-3/21782@ и судебной практике». Приложите письма, решение суда, несколько договоров на грузоперевозки с правильным местом оказания услуг.
К сожалению, Патент до сего дня был не самой популярной системой и прецедентов, судов и разъяснений крайне мало в юридической практике.
Отмена ЕНВД. Какой налоговый режим выбрать перевозчику? 16:30, 11 ноября 2020 Версия для печати
С 1 января самый популярный среди перевозчиков режим налогообложения будет отменён. Тем, кто еще не определился, пора поторопиться с выбором альтернативы.
Автор блога Дальнобой PRO рассказал об альтернативах ЕНВД с точки зрения автоперевозчика. Приводим cамые важные тезисы его рассказа.
С 1 января 2021 года в России нельзя будет применять ЕНВД – систему налогообложения, которую используют многие перевозчики, индивидуальные предприниматели и небольшие транспортные компании. На данный момент нет даже слухов о возможной пролонгации этой системы: надеяться на неё не стоит.
Перевозчикам, использующим ЕНВД, необходимо до 31 декабря текущего года определиться с выбором другой системы налогообложения. Если они не подадут в налоговую уведомление о переходе на какой-либо из режимов в указанный срок, то с 1 января автоматически перейдут на общий режим налогообложения – ОСНО.
Почему ЕНВД так популярен среди перевозчиков?
Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц. Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей. Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.
Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.
Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.
Налог на профессиональный доход (НПД)
Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.
НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.
Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.
Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:
перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки.
Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.
Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.
Патентная система налогообложения (ПСН)
ПСН подходит только индивидуальным предпринимателям и позволяет нанимать до 15 сотрудников. Эта система похожа на ЕНВД: в ней сумма налога также не зависит от реальных доходов. Есть у неё сходство и с НПД: предпринимателю не нужно сдавать отчетность, если у него нет наёмных работников.
Для перехода на эту систему нужно получить патент: он выдаётся на срок от 1 до 12 месяцев. Стоимость патента зависит от региона: узнать её можно в режиме онлайн на сайте ФНС. Для этого пройдите по ссылке, выберите свой регион и укажите вид деятельности «Грузоперевозки».
У этого режима есть одна особенность: патент действует лишь в том регионе, где был выдан. Минфин разъясняет: если договор о перевозке заключен в регионе, где выдан патент, то везти груз можно в любые другие регионы. Но если договор заключен не в родном регионе, перевозчику придётся покупать еще один патент.
Иными словами, патент должен покупаться там, где выдаётся накладная.
Если рейсы по одному и тому же маршруту постоянны, проблем не возникнет: покупка патента всё равно окажется выгоднее оплаты 6% на НПД. Но для случайных «обраток» это большая проблема. Предприниматели, конечно, могут найти способ обойти этот острый угол, но не все диспетчеры и логисты согласятся пойти им навстречу.
Индивидуальный предприниматель на ПСН также обязан платить страховые взносы. В 2020 году их сумма составила 40 874 рубля (взносы на себя). Учитывать их для уменьшения налога нельзя, хотя государство планирует такую возможность реализовать. Тогда ПСН станет отличной заменой ЕНВД.
Упрощённая система налогообложения (УСН)
УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.
Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.
Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.
УСН – доходы минус расходы
Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:
У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.
Основная система налогообложения (ОСНО)
Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).
Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.
При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).
Для этого нужно документировать все покупки и траты.
Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).
Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.
Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.
Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:
Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.
ИП или ООО: что выбрать перевозчику
Отличия у этих организационно-правовых форм серьёзные, и одно из них может начать проявляться уже в 2021 году, когда начнёт действовать очередная редакция режима труда и отдыха. В ней, по всей видимости, будет указано, что РТО действует не только для наёмных водителей, но и для ИП, которые водят грузовик сами. И любое нарушение (переработки, отсутствие бумаги в тахографе и т.д.) может обернуться для предпринимателей штрафами в десятки тысяч рублей. Поэтому
многие водители задумываются: а не стать ли им наёмниками, объединившись с другими ИП в ООО?
Но и у ООО есть минусы для небольших компаний. Это сложный бухучет и трудности с выводом денег для личного пользования. ИП может тратить заработанное без ограничений, а учредитель ООО, выводя деньги для собственных нужд, должен заплатить НДФЛ.
На что переходить с ЕНВД?
Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога «Дальнобой PRO» приходит к таким выводам:
Какое налогообложение выбрать для грузоперевозок
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Патент для грузоперевозок
Патент доступен при перевозках автотранспортом. Его удобство в том, что он во многом стал аналогом ЕНВД, и если прежде перевозчик работал на вмененке, в его работе мало что изменится с переходом на патент. Минус — он подходит только предпринимателям, организациям применять патент нельзя. Также на патенте есть лимиты:
Многие ИП задают вопрос: придется ли покупать несколько патентов, если перевозка пассажиров и грузов происходит между регионами. Ответ такой: достаточно одного патента в том регионе, где вы проживаете и главным образом ведете работу. Налоговой важно, в каком регионе заключается договор на перевозку. Если вы работаете в Свердловской области и иногда возите грузы в Челябинскую, достаточно указать место заключения договора Екатеринбург, и вам не придется покупать патент в Челябинской области.
Реклама на транспорте и налоговые режимы
Часто перевозчики оказывают услуги по размещению рекламы снаружи и внутри автомобиля. В этом случае организациям подойдет только УСН — и для грузоперевозок, и для рекламы.
У предпринимателей есть выбор. Для перевозок подходит патент — важно лишь соблюдать лимиты, о которых мы писали выше. Какая налоговая система подойдет для размещения рекламы — зависит от законодательства в вашем регионе.
С 2021 года регионы могут включать в список видов деятельности по патенту новые направления (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Если в вашем регионе разрешат применять ПСН при размещении рекламы на внешних и внутренних поверхностях транспортных средств, то вы сможете работать на патенте по этому виду деятельности. Если же нет, придется с рекламой работать на УСН, а с перевозками на патенте и совмещать режимы.
Самозанятость для перевозок
Перевозчик может стать самозанятым: это доступно для ИП и физлиц. По налогу на профессиональный доход есть ограничения:
Для работы на НПД достаточно скачать приложение “Мой налог”: оно формирует чеки для клиентов и рассчитывает налог. Сдавать отчетность на этом режиме не придется.
Совмещение налоговых режимов
С 2021 года совмещение доступно только для ИП: УСН + патент и ОСНО + патент. Это вполне рабочие варианты для перевозок, если ИП занимается еще одним или несколькими видами деятельности. При такой работе нужно вести раздельный учет по деятельности на каждом режиме и следить за соблюдением ограничений.
При работе на УСН + патент придется следить за лимитами, чтобы не “слететь” с патента полностью на упрощенку:
При совмещении ОСНО + патент следить придется только за лимитами по патенту:
Если предприниматель нарушает указанные лимиты, он должен перевести всю деятельность на свой базовый налоговый режим (УСН или ОСНО) с начала того периода, на который куплен патент. Если ИП покупает в течение года несколько патентов, например, каждый месяц, то при нарушении лимитов, перейти полностью на упрощенку или ОСНО нужно с начала действия того патента, при котором лимиты были нарушены.
Выбор самой выгодной системы налогообложения
Рассчитайте налоговую нагрузку на разных режимах налогообложения с помощью нашего бесплатного калькулятора, сравните и выберите самый выгодный режим. Учитывайте ограничения каждого из них — калькулятор и пояснительная статья помогут разобраться, что вам больше подходит.
Учет и отчетность на разных налоговых режимах
Проще всего организована работа самозанятых: они не ведут учет, не сдают никаких отчетов, а весь контроль за деятельностью ведется через приложение “Мой налог”.
При работе на патенте тоже нет отчетности по налогам: предприниматель просто регулярно подает заявления на получение патента — важно лишь вовремя вносить патентные платежи. Отчетность придется сдавать за сотрудников, если они у вас есть. На патенте есть подобие учета: налогоплательщики заполняют Книгу учета доходов. Узнайте больше о работе на патенте в нашей статье.
Ну, и на ОСНО — самом сложном и “дорогом” режиме — есть несколько ежеквартальных и годовых отчетов: по НДС, налогу на прибыль для организаций или по НДФЛ для ИП, также декларация по налогу на имущество и отчеты за сотрудников. Учет на ОСНО сложен и требует хотя бы начальных знаний в бухгалтерии. Узнайте больше об этом режиме.
Чтобы справляться с учетом и отчетностью самостоятельно, протестируйте веб-сервис Контур.Бухгалтерия: он автоматически рассчитывает налоги и формирует отчеты для отправки через интернет. Здесь вы сможете работать на УСН или ОСНО, совмещать базовый режим с патентом. В сервисе большинство функций автоматизированы и есть много инструментов для работы бухгалтера и руководителя компании. Всем новичкам мы даем бесплатный тестовый период — 2 недели.
Транспортный бизнес, логистика и перевозки. УСН, ЕНВД, патент: что выбрать?
Поговорим о том, какую систему налогообложения выбрать предпринимателю, чей основной доход — это перевозка груза и транспортные услуги.
После того, как закончилась регистрация ИП, стоит выбрать налоговый режим, среди которых ОСНО, УСН, ЕНВД и патент.
Если вы не транспортная компания, то смысла вести налоговый учет с НДС вам нет, т.к. это отнимает достаточно большое количество времени и там много нюансов.
ЕНВД будет обходиться дешевле за счет сокращения страховых взносов и по документообороту проще, т.к. подразумевает только ежеквартальную декларацию.
Если автомобильный перевозчик выбрал патентную систему налогообложения, то ничего страшного, тк это практически то же ЕНВД, но без декларации.
Следует помнить что в ближайшие два года наше правительство планирует упразднить налоговый режим ЕНВД и остается два варианта: патент или упрощенка.
Про первый я уже сказал выше, поэтому давайте разберемся с УСН. УСН бывает 2-х типов: 6% со всей выручки и 15% от доходы минус расходы.
Первый вариант оптимален, если нет бухгалтера и не хочется сильно погружаться в налогообложение. Во втором варианте процентная ставка определяется региональной властью.
Другие видео эксперта в области налогообложения Марата Самитова смотрите тут.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Какую систему налогообложения выбрать индивидуальному предпринимателю в 2021 году
Индивидуальный предприниматель в 2021 году может работать на общей системе или на спецрежимах: УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН или перейти на самозанятость. Важным критерием выбора системы налогообложения является доход и вид деятельности. Если вы не уверены в стабильности выручки, выбирайте УСН — будете платить процент от фактически полученного дохода. Если ваш доход стабилен, и вы готовы платить фиксированную сумму в виде налогов, переходите на ЕНВД или патент. Если вы работаете один без наемных сотрудников, оформляйте самозанятость — сэкономите на обязательных взносах ИП. Являетесь производителем сельхозпродукции — применяйте ЕСХН. ОСНО выбирайте, если у вас большие обороты, много входящего НДС и большинство партнеров, являются плательщиками НДС.
1. Универсальный налог с процентом от дохода — УСН
На упрощенной системе налогообложения (УСН) или, как её ещё называют «упрощёнке», вы освобождаетесь от налогов, уплачиваемых на общей системе (НДС, налог на прибыль, на имущество и т.п.), но за работников (если они у вас есть) продолжаете уплачивать все налоги и взносы в общем порядке
Для применения УСН есть ограничения. Вы можете работать на упрощенном режиме если:
УСН — налог, сумма которого напрямую зависит от вашей выручки. Если у вас есть доход, вы платите налог, если дохода нет, налог не платите. При этом вы можете выбрать один из 2-х вариантов УСН, который вас больше устраивает:
УСН — доходы. Ставка 6 % от валовой выручки. Расходы в расчет не берутся. Работать по данной системе выгодно, если у вас мало расходов или есть проблемы с их документальным подтверждением. Вести надо только налоговый учет. А с начала 2020 года, если вы применяете онлайн-кассу, ваши доходы автоматически видит налоговая и сама начисляет сумму к уплате.
К тому же сумму налога по УСН 6% можете уменьшить:
Перейти на УСН вы можете с момента регистрации ИП, для этого уведомление на УСН следует подать сразу с регистрационными документами или в течение 30 дней после регистрации.
Если вы давно работаете и решили перейти на УСН, то сделать это можно только с начала года. Для этого заявление подается до 31 декабря текущего года, чтобы с нового года работать по упрощенной системе. Перейти на УСН вы можете и после ЕНВД, с начала месяца, в котором был отменен единый налог.
2. Фиксированные налоги — ЕНВД и ПСН
Если вы уверены в том, что у вас будет постоянный ежемесячный доход, можете работать на ЕНВД или патенте. Эти налоги не связаны с вашим реальным доходом. Вы платите налог, даже имея нулевую выручку и вообще не ведя деятельность.
ЕНВД (единый налог на вмененный доход) или «вмененка»
ЕНВД — режим налогообложения, при котором базой для расчета налога является не ваш реальный доход, а базовая ставка, которую рассчитывает государство. Работать по ЕНВД вы сможете, если ваша деятельность связана с ветеринарией, розничной продажей, бытовыми услугами, перевозкой грузов или пассажиров, общественным питанием, наружной рекламой, арендой жилья, мойкой или ремонтом автотранспорта.
Деятельность, которая разрешена в одном округе для ЕНВД, может быть запрещена в другом. Это нужно уточнять в вашей ФНС.
Вы не можете применять ЕНВД, если:
После ЕНВД вы можете перейти на УСН, патент или общую систему налогообложения.
ПСН (патентная система налогообложения)
ПСН — единственная налоговая система, которая предназначена только для индивидуальных предпринимателей. Можете применять патент, если оказываете услуги или занимаетесь мелким производством. Это относится к парикмахерским, бытовым услугам по ремонту обуви, сумок, химчисткам, производству валенок, ковров, очков, т.д.
Вы утратите право на патент, если:
Цена на патент зависит от вида деятельности, региона ведения бизнеса и срока, на который он покупается. В основу расчета положена базовая доходность бизнеса, которую утверждает правительство и региональные власти.
Заявление для перехода на патент можно подать в любое время, но не позднее, чем за 10 дней до начала деятельности на патенте. Если вы утратили право на патент или прекратили деятельность по ПСН, снова перейти на патент сможете только со следующего года.
В процессе работы у вас могут измениться какие-либо физические показатели, например, увеличится число работников или вы откроете дополнительный офис. На деятельности на патенте это никак не отразится, так как ПСН будет применяться только по тем данным, которые указаны в патенте. В отношении новых показателей, вы можете купить новый патент, или применить иной налоговый режим (например, УСН).
Стоимость патента рассчитывается по формуле:
СП – стоимость патента,
БД – базовая доходность,
12 – количество месяцев в году,
К1 – количество месяцев, на которые вы приобретаете патент,
Не забывайте платить взносы за себя и платить налоги за работников, если они у вас есть. При наличии персонала, следует отчитываться в ФСС и ПФР за работников.
3. Налог для ИП-сельхозпроизводителей — ЕСХН
Единый сельхозналог — узконаправленный режим, предусмотренный только для производителей сельхозпродукции.
Для работы на ЕСХН, надо соблюдать следующие условия:
При этом вы не имеете права производить подакцизные товары или заниматься проведением азартных игр.
ЕСХН рассчитывается от разницы доходов и расходов, умноженной на ставку налога 6%.
Чтобы перейти на ЕСХН, надо подать заявление по форме 26.1-1 одновременно с документами на регистрацию ИП или не позднее 30 дней после открытия ИП.
4. Налог для ИП без работников — НПД или самозанятость
Вы можете оформить самозанятость, если самостоятельно оказываете услуги, ведете торговлю, без привлечения наемных сотрудников. Если у вас действующее ИП, то по отдельным видам деятельности (например, обучение иностранному языку) вы можете оформить самозанятость, а по другим (например, развивающий центр по подготовке детей к школе) работать, как ИП.
В качестве самозанятого вы тоже должны зарегистрироваться в ФНС и платить налог на доход:
Стать самозанятым вы сможете, если проживаете в одно из регионов РФ участвующим в программе оформления замозанятых. Списка разрешенных видов деятельности нет, но есть ряд ограничений для самозанятости.
Вы не можете оформиться, как самозанятый, если:
Также запрещено быть самозанятыми государственным служащим, адвокатам, нотариусам, арбитражным управляющим, медиаторам, оценщикам.
Чтобы самозанятым достаточно заполнить уведомление в одном из сервисов:
ФНС поставит вас на учет сразу, после получения документов. Если вы захотите прекратить деятельность в качестве самозанятого, надо также через указанные сервисы подать уведомление. Весь учет налогов ведется в приложении «Мой налог», откуда вы можете распечатать или отправить онлайн кассовые чеки.
5. Общая система налогообложения (ОСНО) для ИП
ОСНО – система с высокой нагрузкой по налогам и отчетности. Эта система разрешает вести вам любую деятельность из разрешенных для ИП и не имеет ограничений по персоналу и уровню дохода. Вы должны лишь обладать знаниями в бухгалтерии или нанять бухгалтера, чтобы осилить всю отчетность и сроки уплаты налогов.
На общей системе вы должны платить:
Налог на прибыль 13% — НДФЛ. За основу расчета берется ваш доход. Обязательно надо платить квартальные авансовые платежи. До 2020 года их рассчитывала ФНС после сдачи 4-НДФЛ. По новым правилам авансовые платежи следует уплачивать не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом. Представление какой-либо отчетности, где отражается расчет авансовых платежей, не предусматривается. Получается, с начала 2020 г. отчетность по форме 4-НДФЛ отменяется и порядок расчета авансовых платежей по НДФЛ для таких налогоплательщиков устанавливается по аналогии с УСН.
Налог на прибыль исчисляется по формуле:
Объем отчетности на ОСНО самый большой. Как ИП, вы освобождаетесь от ведения бухгалтерского учета, но книгу учета доходов и расходов — КУДиР— вести должны обязательно. Также должны подавать декларацию по НДС ежеквартально до 25 числа и форму 3-НДФЛ по налогу на прибыль ежегодно до 30 апреля. При наличии сотрудников не забывайте отчитываться за них в налоговую, пенсионный фонд и ФСС.
Перейти на ОСНО вы можете следующими способами: