холодная реставрация керамики что это

Технология реставрации изразцов: возвращая шедевры к жизни

Реставрация изразцов представляет собой сложный процесс. Его цель – максимально точно восстановить форму и цвет старинного изделия, сохранив его самобытный облик.

Более просто – менее эффективно

Качественные фасадные изразцы – прочный облицовочный материал, устойчивый к различным испытаниям временем и климатом. Однако существенное механическое воздействие, влияние климатических факторов неминуемо ведут к образованию трещин и сколов, отслоению глазурованного слоя вместе с керамической основой, разрыхлению керамической основы и др.

Современная практика архитектурной реставрации располагает несколькими способами восстановления керамических изразцов:

Способ первый – устранение дефектов поверхности гипсовым или цементным раствором и роспись масляными красками или цветными эмалями на основе синтетических смол.

Методика позволяет достигнуть отличного, но непродолжительного визуального эффекта. Под действием климатических факторов верхний слой довольно быстро меняет свой оттенок, цемент при затвердевании увеличивается в объеме и способен привести к разрушению кладки, а гипс и вовсе не устойчив к длительному воздействию атмосферных факторов.

Способ второй – восстановление отслоившейся эмали с помощью сухих глазурей путем их расплавления газовой горелкой. Благодаря этому расширяется лишь поверхностный слой керамической основы, а все последующие избегают воздействия высоких температур. Однако при остывании керамическая основа дает неравномерную усадку, что нередко приводит к ее растрескиванию. Как итог – расслаивание изразца под влиянием низких температур.

Способ третий – вырубание из фасада сохранившихся изразцов и использование их в качестве образцов для изготовления аналогов в условиях современного производства. Одним словом, путь наименьшего сопротивления. Кроме того, реставрация древних памятников русской архитектуры, украшенных десятками видов изразцов, с применением подобной методики превращается в их уничтожение.

Технология «глиняных слепков»

Сохранить архитектурный памятник и точно воспроизвести разрушенный изразцовый декор – задача-максимум. И все же она решаема – путем снятия слепков с уцелевших изразцов без извлечения их из кладки и последующего изготовления гипсовых моделей, которым предстоит послужить эталонами для создания новых изразцов, идентичных оригинальным.

Эта технология реставрации включает нескольких этапов. Первым из них является фотофиксация керамического декора и «сортировка», то есть выделение типов изразцов и прочих керамических элементов на основании их конструкции, рельефа и цветовой гаммы. Зафиксированные типы помогают составить развертку изразцового декора, которая также служит дефектной картой и позволяет определить объем реставрационных работ.

Далее производится снятие гипсовых слепков. Если восстановлению подлежат неглазурованные терракотовые элементы, в качестве материала для слепка используют пластилин, так как гипсовый раствор может проникнуть вглубь пористых терракотовых черепков. Слепок из пластилина переводится в гипс. С помощью снятого с подлинника слепка профессиональный скульптор изготавливает гипсовую модель, воспроизводящую рельеф оригинала.

Утвержденная соответствующими инстанциями, данная модель служит основой для изготовления увеличенной гипсовой модели нового изразца. Последняя позволяет достичь необходимых размеров изразцов, ведь при обжиге они уменьшают свой объем на 8-12%.

Затем производится конструкция румп новых изразцов, которые являются более низкими в сравнении с оригинальными и имеют отверстия для заливки строительного раствора или крепления с помощью арматуры либо штырей. Именно так новые изразцы фиксируются на стене, ведь кладка стен в процессе монтажа должна оставаться нетронутой.

На этапе изготовления новых изразцов принципиальную роль играет выбор материалов: глин, эмалей и глазурей. Их состав должен не просто максимально воспроизводить оригинал – их качество также должно соответствовать и характеризоваться достаточной прочностью, свето- и морозостойкостью, оптимальной степенью водопоглощения и т. д.

Изготовленные изразцы выборочно подвергаются испытаниям на механическую прочность, водопоглощение и морозостойкость. Данные испытаний представляются заказчику при сдаче готовой продукции.

Реставрация печных изразцов

В случае если реставрации подлежат изразцы для печи, технологический процесс имеет свою специфику. В сравнении с фасадным декором, печные изразцы представляют собой менее объемный, но не менее увлекательный фронт работ.

Прежде всего реставрируемые изразцы подвергаются очистке от грязе-пылевых наслоений. Это можно сделать с помощью дистиллированной воды и поверхностно-очистных активных веществ (ПАВ). Если же изразцы были покрыты побелкой, для снятия наслоений понадобятся и деревянные стеки.

Затем производится визуальный осмотр и фотофиксация, классификация изразцов по группам, описание семантики орнаментов и сюжетов. Детальному анализу подвергается стилистика изображений и композиция орнаментов, предельно точно определяется состав глинистого теста и цветового слоя, описывается форма и толщина сколов. Важным этапом является прорисовка изразца с учетом предполагаемого изображения.

Далее следует склейка фрагментов и тонировка восполненных фрагментов – кропотливая работа, требующая четкого соблюдения рецептуры материалов. Завершающим этапом становится консервация изразцов акриловой пропиткой, которая делает их более устойчивыми к агрессивным влияниям извне.

Современные технологии реставрации изразцов постоянно совершенствуются, арсенал материалов и средств пополняется новыми открытиями. Это позволяет мастерам «Веста Керамики» неустанно совершенствоваться в благородном деле воскрешения произведений керамического искусства.

холодная реставрация керамики что это. Смотреть фото холодная реставрация керамики что это. Смотреть картинку холодная реставрация керамики что это. Картинка про холодная реставрация керамики что это. Фото холодная реставрация керамики что это

Крутицкое Патриаршее подворье, Москва

холодная реставрация керамики что это. Смотреть фото холодная реставрация керамики что это. Смотреть картинку холодная реставрация керамики что это. Картинка про холодная реставрация керамики что это. Фото холодная реставрация керамики что это

Изразцовое декоративное убранство фасада церкви Богоявления ХVII века

холодная реставрация керамики что это. Смотреть фото холодная реставрация керамики что это. Смотреть картинку холодная реставрация керамики что это. Картинка про холодная реставрация керамики что это. Фото холодная реставрация керамики что это

Церковь Успения Пресвятой Богородицы при подворье Козельской Введенской Оптиной пустыни

холодная реставрация керамики что это. Смотреть фото холодная реставрация керамики что это. Смотреть картинку холодная реставрация керамики что это. Картинка про холодная реставрация керамики что это. Фото холодная реставрация керамики что это

Храм Спаса-на-Крови, Санкт-Петербург

холодная реставрация керамики что это. Смотреть фото холодная реставрация керамики что это. Смотреть картинку холодная реставрация керамики что это. Картинка про холодная реставрация керамики что это. Фото холодная реставрация керамики что это

Особняк архитектора Каминского на Большой Никитской, Москва

холодная реставрация керамики что это. Смотреть фото холодная реставрация керамики что это. Смотреть картинку холодная реставрация керамики что это. Картинка про холодная реставрация керамики что это. Фото холодная реставрация керамики что это

Майоликовое панно на фасаде гостиницы «Метрополь» в Театральном проезде, Москва

холодная реставрация керамики что это. Смотреть фото холодная реставрация керамики что это. Смотреть картинку холодная реставрация керамики что это. Картинка про холодная реставрация керамики что это. Фото холодная реставрация керамики что это

Керамическое панно на фасаде доходного дома М.Н. Миансаровой на Большой Сухаревской площади, Москва

холодная реставрация керамики что это. Смотреть фото холодная реставрация керамики что это. Смотреть картинку холодная реставрация керамики что это. Картинка про холодная реставрация керамики что это. Фото холодная реставрация керамики что это

Монохромная глазурованная печь в особняке Набоковых, Санкт-Петербург

холодная реставрация керамики что это. Смотреть фото холодная реставрация керамики что это. Смотреть картинку холодная реставрация керамики что это. Картинка про холодная реставрация керамики что это. Фото холодная реставрация керамики что это

Монохромная изразцовая печь доме Плотниковой, Архангельск

холодная реставрация керамики что это. Смотреть фото холодная реставрация керамики что это. Смотреть картинку холодная реставрация керамики что это. Картинка про холодная реставрация керамики что это. Фото холодная реставрация керамики что это

Антикварная печь угольная начала XX века

Москва,
ул. Прянишникова, 19А, стр. 4
показать на карте

Источник

Ремонт керамики своими руками. Мастиковка швов после склейки.

холодная реставрация керамики что это. Смотреть фото холодная реставрация керамики что это. Смотреть картинку холодная реставрация керамики что это. Картинка про холодная реставрация керамики что это. Фото холодная реставрация керамики что это

холодная реставрация керамики что это. Смотреть фото холодная реставрация керамики что это. Смотреть картинку холодная реставрация керамики что это. Картинка про холодная реставрация керамики что это. Фото холодная реставрация керамики что этохолодная реставрация керамики что это. Смотреть фото холодная реставрация керамики что это. Смотреть картинку холодная реставрация керамики что это. Картинка про холодная реставрация керамики что это. Фото холодная реставрация керамики что этохолодная реставрация керамики что это. Смотреть фото холодная реставрация керамики что это. Смотреть картинку холодная реставрация керамики что это. Картинка про холодная реставрация керамики что это. Фото холодная реставрация керамики что это

В предыдущих статьях мы рассказывали о том, как и чем можно склеить разбитую керамику в домашних условиях и как выполнить музейную реставрацию фарфора и керамических изделий. Сейчас же мы расскажем, как спрятать неаккуратные швы на вазе, статуэтке или глиняной посуде, которые часто образуются после склейки фрагментов.

Ремонт керамической посуды. Техника мастиковка грубых клеевых швов.

Склейка не всегда является последним этапом ремонта керамики: по краям разлома часто остаются видны сколы и надломы из-за утраты мелких частиц керамики и глазури. Это не позволяет получить тонкий и незаметный клеевой шов. В таких случаях не обойтись без мастиковки.

Глиняная посуда, которая используется в быту, может быть восстановлена таким же образом, но принимать пищу из неё больше не стоит. Во всяком случае на ней можно потренироваться.

Мастиковка швов на керамике и фарфоре помогает замаскировать неточности склейки и неаккуратные клеевые швы. Конечно, мастиковка это не художественное восстановление фарфора, но тем не менее техника позволяет скрыть «рваные» швы и дефекты.

Согласитесь, неприятно наблюдать грубые шрамы на своей любимой фарфоровой вазе, статуэтке или другой драгоценной семейной реликвии. Все следы нужно тщательно скрыть. Хотя иногда можно пойти и другим путём, когда шрамы превращаются в украшение.

холодная реставрация керамики что это. Смотреть фото холодная реставрация керамики что это. Смотреть картинку холодная реставрация керамики что это. Картинка про холодная реставрация керамики что это. Фото холодная реставрация керамики что это

В Японии ремонт фарфора и мастиковка эволюционировали в целую философию искусства кинцуги «золотой заплатки» – это реставрации керамики с помощью древесного лака, смешанного с золотым или серебряным порошком. Поэтому кинцуги можно рассматривать как альтернативный вариант реставрации керамических изделий.

Что понадобиться для мастиковки швов после склеивания керамического изделия:

Мастиковка швов на керамике и фарфоре после склейки: состав мастиковочной массы.

Из чего приготовить мастиковочную массу для затирки грубых клеевых швов?

Составы для мастиковки швов на керамике могут быть разные в зависимости от того:

Для мастиковки поверхностных повреждений применяют состав на основе клея, который применялся для склеивания керамического изделия и добавлением большого количества порошкового (до 35-50% в зависимости от консистенции) наполнителя для повышения вязкости раствора, и примесью красителя, подобранного под цвет изделия.

Главное требование – чтобы мастиковочная масса сохраняла пластичность и клеящие свойства.

Для заполнения глубоких сколов использовать нужно мастику, которая не даёт усадку при высыхании: 20% раствор гипса + ПВА для пористой керамики; на основе Циакрина-ЭО для плотной керамики и фарфора – он обладает высокой прочностью. В качестве наполнителя можно использовать мраморную пыль или тальк.

Для финального выравнивания шва можно использовать мастиковочную массу на основе отвердителя эпоксидных и кремнийорганических соединений полиорганосилазановой смолы МСН-7-80 смешанной с пастельным мелком. Сама по себе смола образует глянцевое покрытие, которое отличается хорошей термостойкостью и морозостойкостью.

Как выполнять мастиковку швов на керамике и фарфоре после склейки: техника и последовательность действий.

Процесс мастиковки выглядит достаточно просто:

Чтобы мастиковочная масса лучше взялась, предварительно на место покрытия можно нанести клеевой состав, с которым вы работали ранее.

Большинство клеев даёт усадку при высыхании, поэтому наносить его нужно тонким слоем там, где толщина мастики будет минимальной.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Если нужно наносить толстый слой – используют мастиковочную массу, которая не даёт усадку (безусадочную) – на основе Циакрина-ЭО.

Для мастиковки тонким слоем используют мастику на основе смолы МСН-7. Её можно тонировать и подбирать цветовую гамму подмешивая красители.

Источник

Музейная реставрация керамики и фарфора своими руками. Как склеить?

холодная реставрация керамики что это. Смотреть фото холодная реставрация керамики что это. Смотреть картинку холодная реставрация керамики что это. Картинка про холодная реставрация керамики что это. Фото холодная реставрация керамики что это

Из этой статьи вы узнаете, как провести ремонт керамики в домашних условиях? Чем можно склеить керамику? И как склеивают черепки музейные реставраторы?

Керамические изделия и глиняная посуда имеют много хороших качеств. Пожалуй, главный их минус – это хрупкость: одно неловкое движение и перед нами вместо вазы, кувшина, глиняной тарелки или фарфоровой чешки – кучка черепков. Это бывает очень обидно, особенно когда вещь «дорога как память».

Ремонт керамики. Чем можно склеить керамику и фарфор?

Чтобы восстановить винтажные и старинные керамические изделия можно применять методы музейной реставрации керамики и фарфора. Особенно подходит для случаев, когда приходится собирать керамику по мелким кусочкам.

Весь процесс ремонта керамики можно разбить на несколько последовательных этапов.

Подборка разбитых частей (фрагментов) и их монтаж – первое с чего нужно начать работу. Формально это значит собрать все куски и разложить их перед собой на столе в правильном порядке.

Предварительная сборка. Перед склеиванием необходимо провести предварительную сборку фрагментов. Это нужно, чтобы убедиться, что все части на месте, а также выбрать оптимальную последовательность склейки керамических осколков для наиболее плотной подгонки их друг к другу. Чем точнее будут подогнаны части, тем менее заметны будут линии склеивания.

Только затем следует, непосредственно, склеивание керамики.

ПОМНИТЕ: чем больше частей – тем сложнее склеивать керамику. Клеевой шов тоже имеет свою толщину.Наращивание неточностей, может привести к тому, что точно подогнать последние фрагменты будет невозможно.

Кроме того, могут возникнуть большие трудности с точным совмещением осколков из-за внутренней деформации в керамике разбитого изделия. Остаточная деформация может проявляться в разной степени в зависимости от различных факторов (формы изделия, размера и толщины осколков, плотность черепков, состава керамики и т.д.) и сыграть злую шутку даже при восстановлении целостности изделия, расколотого всего на несколько крупных фрагментов.

холодная реставрация керамики что это. Смотреть фото холодная реставрация керамики что это. Смотреть картинку холодная реставрация керамики что это. Картинка про холодная реставрация керамики что это. Фото холодная реставрация керамики что это

Склеивание керамики и фарфора в домашних условиях.

Нам понадобится эпоксидный клей. Его применяют, когда важна прежде всего высокая прочность склейки. Он обладает хорошей проникающей способностью и подходят для склеивания крупногабаритной и плотной керамики, а также частей, на которые приходится значительная нагрузка.

Пористую керамику предварительно перед склеиванием обрабатывают бесцветным пропиточным составом на основе сополимера БМК-5 и растворителя в концентрации 3-5% (можно варьировать до 5-7% в зависимости от плотности материала). БМК-5 можно использовать как клеевой состав – вязкость, которого регулируется концентрацией порошка – но этот клей уступает по прочности эпоксидному.

Чтобы снизить заметность швов на цветной керамике в клеевой состав БМК-5 можно добавлять порошковый краситель.

Также пригодятся малярная лента, резинка, воск или светлый пластилин нужен для формирования каркаса и фиксации элементов.

Ремонт керамики и глиняной посуды. Как это происходит шаг за шагом:

После просушки можно протереть или вымыть изделие, если есть такая необходимость.

холодная реставрация керамики что это. Смотреть фото холодная реставрация керамики что это. Смотреть картинку холодная реставрация керамики что это. Картинка про холодная реставрация керамики что это. Фото холодная реставрация керамики что это

Фиксация керамики резинкой при склеивании

Чем еще можно склеить керамику? Какой клей использовать?

Как склеить керамику обычным супер-клеем:

Преимущества метода: хорошая проникающая способность клея, высокая надежность швов, термоустойчивость, подходит для плотной тяжёлой керамики и фарфора, части не нуждаются в длительной фиксации.

Недостатки метода: быстрое затвердевание, невозможность коррекции осколков (если приклеили, то уже намертво), заметность клеевых швов.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ! Не рекомендуется реставрированную посуду использовать по назначению. Вредные вещества в составе клея могут выделяется в продукты при приготовлении и хранении.

Не существует универсального клея для керамики и фарфора, поскольку глиняная посуда и керамические изделия могут очень сильно различаться по своим свойствам и характеристикам.

Поэтому существует множество различных способов и техник склеивания керамики и фарфора. Определить какой из них лучше и какой выбрать клей, можно отталкиваясь от конкретной задачи и свойств конкретного керамического изделия. Часто приходится идти опытным путём.

Ремонт керамики – это достаточно большой пласт знаний, который требует глубокого погружения, если вы решили освоить этот навык на высоком уровне.

Музейная реставрация керамики и фарфора. Что почитать?

Для тех, кто хочет углубиться и досконально изучить ремонт керамики и фарфора, полезно будет почитать серьёзную литературу по теме. Очень подробно и основательно процесс и методы музейной реставрации керамики и глиняной посуды описаны в книге «Реставрация музейной керамики: Методические рекомендации», 1999 года, издательства ВХРНЦ им. ак. Грабаря.

холодная реставрация керамики что это. Смотреть фото холодная реставрация керамики что это. Смотреть картинку холодная реставрация керамики что это. Картинка про холодная реставрация керамики что это. Фото холодная реставрация керамики что это

В этой книге собрано всё пригодиться практикующему реставратору. Она достаточно хорошо иллюстрирована и охватывает все аспекты и этапы реставрационных работ.

Это, пожалуй, одно из лучших пособий на сегодняшний день, предназначенное для специалистов, музейных реставраторов керамики, как начинающих, так и с многолетним опытом работы. При составлении учебного пособия авторы опирались на многолетний практический опыт реставрации керамических изделий.

Источник

Реставрация изразцов

холодная реставрация керамики что это. Смотреть фото холодная реставрация керамики что это. Смотреть картинку холодная реставрация керамики что это. Картинка про холодная реставрация керамики что это. Фото холодная реставрация керамики что этоЛицевая поверхность изразца может быть пористой, неглазурованной (архитектурная терракота), а также покрытой цветными глазурями и эмалями (майолика). Поверхность неглазурованных и майоликовых изразцов выполняется как гладкой, так и с рельефным декором. Глазурованные (майоликовые) изразцы отличаются наибольшим разнообразием. В русском зодчестве встречаются следующие виды архитектурных майоликовых изделий:

• гладкие плитки без румпы с покрытием цветными глазурями и эмалями. В процессе обжига (900-950°С) поверхность плитки поливают расплавленными глазурями и эмалями. Для получения того или иного декоративного эффекта издревле применялись различные технические приемы. Например, в горизонтальном направлении наносили несколько полос эмалей или глазурей различного цвета, после чего их «прочесывали» металлическим гребнем в вертикальном направлении. Вязкие глазури и эмали входили друг в друга, создавая причудливые узоры (флиндровка). В другом случае на поверхность плитки каплями наносили глазурь нескольких цветов и встряхивали. При этом разноокрашенные глазури затекали «цвет в цвет», имитируя рисунок натурального камня: мрамора, яшмы и др. Такими плитками, в частности, были облицованы пол и стены в Десятинной церкви в Киеве (X в.);

• изразцы, покрытые зеленой глазурью или «муравленые», получали из красножгущихся и светлоокрашенных глин. После формовки, сушки, обжига (800

• многоцветные глазурованные изразцовые рельефы представляют собой большемерные декоративные орнаментальные или тематические композиции, собранные из крупных элементов. Для их изготовления применялась светло-серая глина и глазури пяти тонов: синего, желтого золотистого, зеленого, фиолетово-коричневого. Размеры таких изразцовых панно зачастую поражают воображение. Например, Успенский собор в Дмитрове (XVI в.) украшен двумя рельефными распятиями (282х162 см) и круглым медальоном с изображением св. Георгия Победоносца, диаметром 293 см (!);

• полихромные (ценинные) изразцы. Их массовое производство началось на Руси в середине XVII в. мастерских при Иверском и Новоиерусалимском монастырях и связывается с именем патриарха Никона.

Ценинные изразцы формовали из красножгущихся глин с добавлением песка, извести и др. сырьевых материалов. Затем их сушили и обжигали при температуре 900°С для придания им необходимой прочности и неразмокаемости в воде перед росписью цветными глазурями и эмалями. Рельеф расписывали вручную кистями, после чего изразец снова обжигали (950-980°С). На сегодняшний день в России наиболее грандиозным памятником, где полихромная керамика нашла массовое применение, считается комплекс сооружений Новоиерусалимского монастыря (XVII в.). Здесь было использовано более 50 тыс. ценинных изразцов;

Способы восстановления фасадного керамического декора

холодная реставрация керамики что это. Смотреть фото холодная реставрация керамики что это. Смотреть картинку холодная реставрация керамики что это. Картинка про холодная реставрация керамики что это. Фото холодная реставрация керамики что этоВ процессе эксплуатации здания фасадные изразцы подвергаются интенсивному воздействию внешнеклиматических явлений; влаги, мигрирующей из помещений сквозь стены постройки наружу, и факторов техногенного происхождения. Вследствие столь мощной комплексной агрессии с течением времени на фасадных изразцах возникают следующие изменения:

— отслоение глазурного и эмалевого покрытий вместе с керамической основой изразцов;

— разрыхление керамической основы изразцов.

В практике производства реставрационных работ применяют несколько способов восстановления элементов керамического декора.

В последнее время значительное распространение получили ремонтные, подготовительные и окрасочные составы на основе акриловых композиций, некоторые из которых рекомендуются производителями для выполнения реставрационных работ. Эти материалы действительно обладают хорошими свойствами паропроницаемости, высокой адгезией к различным основам и способны сопротивляться воздействию внешних агрессивных факторов в течение 10-20 лет. И все же, когда речь идет о восстановлении памятника, которому 300-400 лет, этого срока явно недостаточно. Учитывая, что процесс реставрации такого объекта связан с привлечением огромных финансовых и материальных средств, нужны материалы, обеспечивающие сохранность объекта как минимум в течение 100 лет.

• Второй способ заключается в восстановлении изразцов с участками отслоившегося эмалевого покрытия путем применения сухих глазурей с дальнейшим их расплавлением в пламени газовой горелки. В данном случае наружный перегрев приводит к местному расширению поверхностного слоя керамической основы, в то время как ее более глубокие участки не подвергаются термическому воздействию. В процессе остывания усадка керамической основы идет неравномерно, что вызывает развитие значительных внутренних напряжений и способствует растрескиванию основы изразца. При сильных морозах поверхностный слой эмали будет отслаиваться вместе с керамической основой. Этот способ, как и предыдущий, не решая проблемы сохранения исторического объекта, только усугубляет его состояние.

• Существует третий способ реставрации архитектурной керамики, когда из фасада вырубаются хорошо сохранившиеся образцы тех типов изразцового декора, которые разрушились и подлежат замене. Извлеченные из стены подлинники служат эталоном для изготовления копий в условиях современного керамического производства. Поскольку в большинстве памятников русской архитектуры изразцовый декор представлен несколькими десятками типов изделий, различающихся по конструкции и скульптурно-композиционному решению рельефа, этот способ реставрации также нанесет историческому объекту непоправимый ущерб.

Автор статьи предлагает методику реставрации и восстановления изразцов, которая обеспечивает сохранность архитектурного памятника в ходе проведения работ, гарантирует точность воспроизведения разрушенного керамического декора и позволяет получать новые фасадные изразцы с показателем морозостойкости не менее 25 циклов. Методика предусматривает снятие гипсовых слепков с сохранившихся эталонных изразцов непосредственно на объекте, не извлекая их из кирпичной кладки. Используя полученные формы, в мастерской выполняют гипсовые модели, служащие образцами для изготовления новых элементов керамического декора. Предлагаемая технология реставрации изразцов включает в себя следующие этапы:

• Протокольно-документальная фотофиксация керамического декора памятника и определение объема работ. Перед началом реставрационных работ на объекте необходимо произвести фотофиксацию его фасадов с нескольких точек, мест расположения изразцов, участков сильного разрушения керамического декора, а также рельефного раппорта, составленного из нескольких изразцов. Затем выявляют типы изразцов или других керамических деталей, составляющих декор здания. Тип изразца определяется его конструкцией, рисунком рельефа и колористическими особенностями росписи, поскольку изразцы одного типа могут быть по-разному расписаны. Каждый тип нумеруют, фиксируют на фотопленку и определяют габаритные размеры изразцов внутри каждого типа. Однотипные изразцы могут встречаться на объекте в разных местах и иметь существенные отклонения в размерах, вызванные, например, подгонкой изразцов подтесыванием при их установке или различной температурой обжига изразцов одного типа, что привело к неодинаковой их усадке.

холодная реставрация керамики что это. Смотреть фото холодная реставрация керамики что это. Смотреть картинку холодная реставрация керамики что это. Картинка про холодная реставрация керамики что это. Фото холодная реставрация керамики что этоНа основании выявленных типов составляется развертка изразцового декора. Если подлежащие замене изразцы применены при декорировании различных частей сооружения, то следует выполнить развертку декора для каждой из них, где все поврежденные изразцы нумеруются в зависимости от их типа. Кроме того, им присваиваются цифровые обозначения, определяющие их положение по вертикали и горизонтали в композиции керамического декора. Развертка также является дефектной картой, отражающей степень сохранности изразцов, что фиксируется специальными условными обозначениями. На этом этапе выявляют объем предстоящих работ по изготовлению новых изразцов.

• Снятие гипсовых слепков с изразцов. Тщательно промытый от грязи теплой мыльной водой изразец протирают насухо и покрывают тонким слоем смазки, в качестве которой используют водный раствор натрового мыла с добавлением минерального масла. По периметру изразца накладывают жгут из пластичной глиняной массы, превым раствором соседних изразцов. Участок стены под изразцом защищают холстом. Раствор гипса приплескивают на покрытую смазкой поверхность изразца слоем до одного сантиметра. Когда первичный слой гипса слегка застынет, для придания гипсовому слепку большей прочности на него накладывают каркас из алюминиевой или мягкой стальной проволоки и паклю, смоченную гипсовым раствором. Затем снова приплескивают гипс до образования слоя толщиной 2,5-3,0 см. После затвердения слепок снимают, а поверхность изразца отмывают от остатков гипса, смазки и глины теплой мыльной водой и вытирают насухо. Важное примечание: при необходимости проведения реставрации неглазурованных, терракотовых деталей архитектурного декора, для снятия слепка с оригинала нельзя применять гипс. Терракота имеет пористый черепок, в который гипсовый раствор проникает на значительную глубину. С терракотовых изделий слепок снимается в пластилине, для чего их поверхность предварительно присыпается тальком. Впоследствии пластилиновый слепок переводится в гипс.

• Восстановление рельефа на гипсовых моделях подлинных изразцов. По слепку, снятому с подлинника, выполняют гипсовую модель. Поскольку в процессе изготовления исторического оригинала глазурь частично сглаживает рельеф, его восстанавливают на этой гипсовой модели. Такую работу должен выполнять высококвалифицированный скульптор. Модель с восстановленным рельефом утверждается у руководителя работ, автора проекта реставрации данного объекта и представителя Инспекции по охране памятников истории и архитектуры или другой курирующей организации.

• Изготовление гипсовой модели нового изразца. Необходимость данной технологической операции вызвана тем, что во время сушки и обжига керамических изделий, получаемых пластическим формованием, происходит уменьшение их размеров или усадка. Для разных составов керамической массы величина усадки может находиться в пределах 8-12%. Следовательно, при выполнении копии исторического образца нужна увеличенная гипсовая модель. Ее размеры рассчитывают по формуле исходя из состава керамической массы, которую предстоит использовать для изготовления копии. Керамические массы для копирования изразцов должны или соответствовать по составу массам подлинников или их состав разрабатывают опытным путем в соответствии с требованиями, предъявляемыми к готовой продукции: низкая степень водопоглощения, морозостойкость, механическая прочность и т. д.

Изготовление гипсовой модели с припуском на технологическую усадку, осуществляют, используя модель с восстановленным рельефом, выполненную с оригинала. На гипсовую плиту, габариты которой заданы с учетом усадки, при помощи пропорционального циркуля или методом проецирования диапозитива переносится контур рельефа. После проверки стыковки рисунка в раппорт и внесения всех поправок выполняют лепку рельефа в пластилине. Высота рельефа выбирается в соответствии со значением усадки будущего изделия. К лепке рельефа привлекают профессионального скульптора. Рельеф должен быть выполнен так, чтобы впоследствии, при изготовлении изразца, не образовывались «замки», приводящие к растрескиванию изделия в процессе сушки в форме или препятствующие его извлечению из формы. Для проверки правильности выполнения рельефа, с него раз за разом снимают пробные гипсовые формы, используемые для отливки черновых моделей. Эта трудоемкая процедура направлена на поэтапное исправление моделей и получение в итоге той с которой будет снята рабочая форма.

• Глины. Главным сырьем для производства фасадной керамики являются легкоплавкие глины и суглинки. Их химический состав может колебаться в широких пределах, при этом глины не должны содержать крупнозернистый песок и оксид кальция в виде отдельных конкреций размером более 1,5 мм, а также посторонних включений:

гальки, гипса, серного колчедана и крупных частиц органического происхождения. Помимо того, большое значение имеет гранулометрический состав глинистого сырья. Он определяет не только технологические параметры производства, но и качество изделий, в том числе: их прочность, степень водопоглощения и, соответственно, морозостойкость, подверженность изделия растрескиванию и деформациям в процессе обжига. Добавки песка, шамота и дегидратированной глины способствуют уменьшению усадки керамических масс в сушке и обжиге.

холодная реставрация керамики что это. Смотреть фото холодная реставрация керамики что это. Смотреть картинку холодная реставрация керамики что это. Картинка про холодная реставрация керамики что это. Фото холодная реставрация керамики что это• Эмали и глазури. К эмалям и глазурям, применяемым для покрытия фасадной керамики, предъявляются определенные требования в отношении:

— прочности связи глазурного и эмалевого покрова с керамической основой;

— вязкости эмали, обеспечивающей необходимую четкость рисунка. Это значит, что при обжиге, находясь в расплавленном состоянии, эмали не должны перетекать за границу своего цвета.

Для получения нужного цветового тона эмали недостаточно ввести в ее состав пигменты, представляющие собой смеси химически чистых оксидов цветных и не цветных металлов. Дело в том, что в средневековой Руси эмали окрашивали рудами цветных металлов, а также используя отходы металлургического производства, имевшими всевозможные примеси. Например, в качестве зеленого пигмента употреблялись побочные продукты от получения «колокольной меди», где помимо оксида меди содержались соединения серебра. Несмотря на то, что различные примеси (оксиды мышьяка, молибдена, ванадия, висмута и др.) присутствуют в старинных пигментах в незначительном количестве, они, тем не менее, оказывают существенное влияние на цветовой тон эмали. Это обстоятельство необходимо учитывать при составлении рецептур эмалей и глазурей, используемых для росписи копий подлинных изразцов.

• Испытания. Изготовленные изразцы проходят испытания. Их проверяют на водопоглощение и морозостойкость. Водопоглощение в воде при внешней температуре 20 ± 5°С должно составлять 6-14%. Чем выше пористость и крупнее поры, тем ниже морозостойкость. При испытании на морозостойкость образцы должны выдержать без повреждений не менее 25 циклов замораживания и оттаивания. Кроме того, производится тестирование на механическую прочность. Предел прочности при сжатии должен быть не менее 1,5 МПа, а при изгибе не менее 0,7 МПа. Копии изразцов подвергаются испытаниям выборочно. Их отбирают из каждой партии (одна дата обжига) из расчета 10 штук из 100 изделий. Заказчик принимает готовую продукцию в соответствии с утвержденными эталонами изразцов и результатами испытаний на морозостойкость, пористость и механическую прочность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *