ход игловодителя что такое
Механизм игловодителя
Владельцы патента RU 2245949:
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к швейному машиностроению.
Широко известны механизмы игловодителей (см., например, швейную машину 97 класса ПМЗ, книга Ф.И.Червякова, Н.В.Сумарокова «Швейные машины», М., 1962 г., стр.41-42, рис.22), в которых имеется шатун, кривошип с закрепленный в нем пальцем, игловодитель с поводком, втулки.
Существенным недостатком данного механизма является внецентровое действие сил, т.к. шатун воздействует на поводок в плоскости за игловодителем. Сила этого воздействия с силой инерции игловодителя составляют пару сил, прижимающую игловодитель к втулкам, что является причиной их износа. А в связи с тем, что действующие силы знакопеременны, возникают повышенные шум и вибрация машины.
Известна швейная машина 8332 кл. объединения «Текстима», в которой механизм игловодителя выполнен центрального действия (см. книгу В.Я.Франца, В.В.Исаева «Швейные машины», иллюстрированное пособие, М.: Легпромбытиздат, 1966 г., стр.27, рис.26), который взят за прототип. В этой машине игловодитель с иглодержателем выполнен двухступенчатым, шатун помещен в паз головки игловодителя и соединен с ним цилиндрической осью. Двухступенчатый игловодитель помещен в двухступенчатую направляющую. В этом механизме плоскость действия сил проходит через ось игловодителя, пара сил отсутствует, поэтому условия работы механизма улучшены.
Недостатком известного механизма является и большая его масса, т.к. стальная головка верхнего цилиндра имеет значительный объем.
Кроме того, двухступенчатое исполнение игловодителя и его направляющей требует сверхточного изготовления в части соосности, т.к. любая несоосность вызывает изгиб игловодителя и в результате тугой ход, нагрев, износ.
Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является создание механизма игловодителя с более высокими эксплуатационными характеристиками.
Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении надежности работы механизма, упрощении конструкции, повышении ее технологичности, снижении весогабаритных характеристик.
Указанный технический результат достигается тем, что в механизме игловодителя, содержащем кривошип, шатун, расположенный в одной плоскости с игловодителем и иглодержателем, направляющую, новым является то, что игловодитель выполнен в виде плоской пластины, а нижняя головка шатуна выполнена в виде вилки, шарнирно охватывающей плоский игловодитель, кроме того, ось, соединяющая шатун с игловодителем, расположена ниже верхней части игловодителя, а иглодержатель выполнен с возможностью регулировки в продольном пазу игловодителя.
Технические решения с признаками, отличающими заявляемое решение от прототипа, не известны и явным образом из уровня техники не следуют. Это позволяет считать, что заявляемое решение является «новым» и обладает «изобретательским уровнем».
Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежом, где изображен общий вид механизма игловодителя.
Предлагаемый механизм выполнен следующим образом.
Игловодитель 1 выполнен в виде плоской пластины, его рабочие грани расположены в направляющей 2, которая может быть неподвижной для прямострочных машин или колеблющейся для машин, выполняющих зигзагообразную строчку. В верхней части игловодителя 1 по оси симметрии расположено отверстие для оси 3, на которой установлен подшипник 4, устраняющий необходимость подвода масла для смазки. Нижняя часть шатуна 5, в которой закреплена ось 3, выполнена в виде вилки, охватывающей верхнюю часть игловодителя 1. Игла 6 может быть закреплена или непосредственно в игловодителе 1, или в иглодержателе 7, закрепленном винтами 8 в пазу иглозодителя 1 с возможностью регулировки.
Устройство работает следующим образом.
Через приводной вал 11, кривошип 10 и шатун 5 игловодитель 2 вместе с иглой 6 получает основное возвратно-поступательное движение.
В предлагаемом механизме плоский игловодитель может быть изготовлен из алюминия с износостойким покрытием и облегчен конструктивно (отверстия, выборки).
1. Механизм игловодителя, содержащий кривошип, шатун, расположенный в одной плоскости с игловодителем и иглодержателем, направляющую, отличающийся тем, что игловодитель выполнен в виде плоской пластины, а нижняя часть шатуна выполнена в виде вилки, шарнирно охватывающей плоский игловодитель.
2. Механизм игловодителя по п.1, отличающийся тем, что ось, соединяющая вилку шатуна с игловодителем, расположена ниже верхней части игловодителя.
3. Механизм игловодителя по п.1, отличающийся тем, что иглодержатель выполнен с возможностью регулировки в продольном пазу игловодителя.
Подробнее об игле.
Игла в швейной машине — самая главная деталь. Регулировка почти всех параметров в челночном устройстве ведется применительно к ее работе.
Несмотря на свою хрупкость, игла испытывает наибольшие динамические нагрузки. Тип иглы, ее состояние и положение сказываются на качестве строчки. Поэтому о ней каждой швее надо знать больше, чем о машине в целом.
Игла обязательно должна соответствовать типу и толщине ткани, точно так же толщина ниток должна соответствовать как игле, так и ткани, их примерное соответствие указывается в таблице подбора иглы и ниток по ткани, помещенной в инструкции завода-изготовителя для каждой машины. Таблицы примерно все одинаковые, и, если вы не имеете инструкции к своей машине, можно взять ее к любой другой (см. гл. 4). Однако в таблице приведены лишь ориентировочные данные, уточнить их вы должны сами путем проб. Кроме того, имейте в виду, что нитки и иглы одного номера могут быть разного качества.
Прежде чем поставить иглу в машину, определите ее тип и проверьте, не искривлена ли она, не затуплена ли, нет ли на ней какого-либо другого брака.
Тип иглы.
На какую иглу настроена машина, такой и надо работать!
Для того чтобы перейти на иглу другого типа, необходимо переналадить машину. Например, машину отрегулировали на иглу отечественного производства. Толщина ее колбы 1,75+0,03=: 1,78 мм. Зазор между челноком и иглой в вертикальной плоскости установлен в 0,05 мм. Игла сломалась, и тогда поставили иглу индийского производства. У нее толщина колбы 1,7 мм. При этом зазор между челноком и иглой стал равным минус 0,03 мм, так как игла приблизилась к челноку на 0,08 мм. Носик челнока стал ударяться об иглу. При этом поломка иглы и носика челнока неминуема.
Игла должна быть с лыской на колбе. Ни в коем случае нельзя ставить иглу с круглой колбой на ту машину, которая отрегулирована на иглу с плоской колбой. Утолщенная часть колбы имеет срезанную сторону, этот срез называется лыской. При постановке в игловодитель иглу ставить лыской влево, а длинным желобком вправо со стороны игольного нитенаправителя (это правило для прямострочной машины 2М кл. ПМЗ). Если машина отрегулирована на индийские иглы, при постановке отечественной иглы возможны пропуски стежков в строчке.
Однако необходимо признать, что индийские иглы дают более качественную строчку.
Запомните! Во всех швейных машинах иглу устанавливать так, чтобы длинный желобок на игле был обращен в сторону игольного нитенаправителя (рис. 20).
Рис. 20. Устройство иглы:
1 — короткий желобок; 2 — выемки над ушком; 3 — лыска на колбе; 4 — колба; 5 — длинный желобок; 6 — бугорок; 7 — ушко; 8 — острие
Иногда берут круглую иглу и сами затачивают на колбе лыску. Такая игла шить не будет! Почему? Да потому, что самодельная лыска не может отвечать следующим требованиям: должна быть строго определенная толщина срезанной части колбы; плоскость лыски должна быть строго параллельна продольной оси иглы и находиться на противоположной стороне от продольной длинной канавки.
Взять иглу за колбу и на темном фоне быстро прокрутить, если острие иглы остается в одной точке, значит, она не кривая. Кривую иглу выправить трудно, лучше взять другую.
Рис. 21. Положение иглы в круглом отверстии игольной пластины:
А — передняя сторона, обращенная к швее; Б — задняя сторона; 1— игла прижата к передней стороне; 2— игла прижата к задней стороне; 3— игла прижата к правой стороне; 4— игла прижата к левой стороне; 5— нормальное положение
Тупая игла.
Игла с другими видами брака.
Возможно, что ушко иглы пробито наискось относительно лыски или длинной канавки. Ушко исправной иглы, поставленной в машину 2М кл., будет расположено строго вдоль оси платформы. При проверке иглу расположить так, чтобы плоскость лыски заняла горизонтальное положение, тогда ушко должно быть пробито строго по вертикали, т. е. под углом в 90°. Всякое отклонение — брак. При установке в игловодитель любая игла в любой машине имеет свободный ход, качание в плоскости, перпендикулярной к продольной оси платформы. Это дает возможность поставить ее по центру отверстия игольной пластины. Но бывает, что в отверстии игла прижимается к передней 1 (рис. 21.), задней 2, правой 3 или левой 4 стороне.
В первом случае вынуть игловодитель и при помощи простого плоского надфиля и куска ножовочного полотна профрезеровать и пропилить заднюю сторону внутреннего паза игловодителя, куда вставляется игла. Точить понемногу, всякий раз примеряя иглу.
Во втором случае выполнить те же операции, что в первом случае, только точить следует переднюю сторону игольного паза в игловодителе.
В третьем случае точить вглубь левую сторону паза.
В четвертом случае подогнуть нижний конец игловодителя вправо.
Швея не должна думать, как ей выставить иглу, она должна вставить ее до упора вверх и затянуть крепежный винт. Категорически против вышеуказанных действий. Механик должен так выставить игловодитель, чтобы игла № 100 своим острием входила точно по центру игольного отверстия. Достигается подгиганием стержня игловодителя, когда он находится в крайнем верхнем положении.
Надо хорошо усвоить, что игла в отверстии игольной пластины не должна касаться ее сторон. Бывает игловодитель каленый и не поддается обработке. В таком случае его конец надо отпустить на пламени, т. е. нагреть до малинового цвета и медленно охладить, а потом обработать. Можно пропилить отверстие игольной пластины круглым алмазным надфилем, но это трудоемкий вариант.
В машине кл. 2М пропиливать отверстие практически некуда.
Часто края отверстия игольной пластины изрезаны многочисленными ударами иглы. В таком случае углом ножовочного полотна сделать фаску, срезав все острые выступы. Затем отверстие отшлифовать круглым надфилем. При этом диаметр отверстия хотя и увеличится, но будет иметь гладкие края, и нитка во время шитья не оборвется.
Бывает так, что стенка отверстия игольной пластины разрывается с правой стороны. Исправить дефект можно тремя способами:
заменить игольную пластину новой;
заварить место разрыва газовой сваркой с обеих сторон, затем обточить и покрыть оловом верхнюю сторону. Поставить пластину на место и привернуть винтами. В игловодитель поставить ровную и острую иглу. Осторожно провернуть маховик так, чтобы игла сделала видимый след на пластине. Снять пластину, накренить место укола иглы и просверлить отверстие сверлом диаметром 2 мм. С обеих сторон сделать фаски; спилить остатки разорванного кольца (временная мера). Сделать края гладкими.
Ржавые иглы применять нельзя!
Они портят ткань, особенно тонкую и плотную, строчка получается некрасивой.
Иглы бывают длинные и короткие. Разница в длине составляет 1 —1,5 мм. Такие иглы не влияют на качество строчки, так как во всех случаях расстояние от верха иглы до ушка одинаковое. Однако длинные иглы чаще ударяются о челнок, поэтому работать ими труднее и опаснее.
Рис. 22. Регулировка ускорения подъема иглы из крайнего нижнего положения (машины «Чепель»-30 кл., «Панония»):
1 — вертикаль игловодителя; 2 — углы поворота большого кулачка;
А0 — исходная точка крепления поводка игловодителя до регулировки;
А0 — А2 дуга поворота кулачка до регулировки;
А’0—А’2 — проекция дуги на вертикаль (равна 5 мм);
А3 — исходная точка шатуна игловодителя после регулировки;
А1—А3 — дуга поворота кулачка после регулировки;
А’1—А’3 — проекция дуги на вертикаль (равна 7 мм)
Поверхность игольной пластины всегда должна быть гладко отполирована. Пластину, подернутую ржавчиной, но вычищенную наждачной шкуркой, применять нельзя, так как рытвины от ржавчины будут задерживать продвижение ткани. Бывает, что от систематических ударов иглой игольная пластина прогибается посередине.
Деформированную пластину необходимо выправить, иначе будет коробление тонких тканей при шитье.
У некоторых швейных машин («Чепель» 30 кл., «Паннония», «Тула» и др.) бывает, что движение иглы вверх из крайнего нижнего положения замедлено относительно вращения челнока (из крайнего положения). К моменту встречи челнока с иглой петля-напуск недостаточного размера и челнок ее не захватывает, образуя пропуск стежков в строчке.
В данной ситуации единственно правильное решение— ускорить подъем иглы путем поворота кулачка, помещенного на левом конце коленчатого вала, на 3—6° по часовой стрелке.
На кулачке закреплен привод игловодителя и нитепритягивателя.
Рассмотрим два положения кулачка (рис. 22).
Первое положение (до регулировки):
А0 — исходная точка крепления поводка игловодителя на кривошипе при крайнем нижнем положении иглы. Повернем маховик на 20° центрального угла. Тогда на кривошипе получим дугу А0—А2 траектории точки А0, но А’0—А’2 — ее проекция на вертикаль игловодителя. Это расстояние, на которое поднимается игла. В данном примере оно равно 5 мм.
Второе положение (после регулировки):
Ослабим оба винта крепления кривошипа на коленчатом валу. При заторможенном маховике повернем кривошип на 10° по часовой стрелке. Закрепим винты. Теперь точка А0 переместилась в точку А1. А1 — исходная точка крепления поводка игловодителя на кривошипе. Опустим игловодитель в крайнее нижнее положение относительно иглы, тогда игла займет прежнее положение.
Повернем маховик на 20° центрального угла, точка А1 переместилась в точку А3, т. е. А1—А3 — дуга перемещения этой точки, но А’1—А’3 — ее проекция на вертикаль игловодителя — расстояние, на которое поднялась игла из крайнего нижнего положения. Фактически в данном примере оно равно 7 мм (больше на 2 мм).
Практически же поводок игловодителя находится в точке Б, когда игла находится в крайнем нижнем положении. И если принять радиус ОБ =14 мм (что близко к реальному в машинах) и все данные переложить на вышеизложенный теоретический расчет, результаты будут разительными: скорость подъема иглы увеличивается в два раза!
В этой операции надо обратить внимание (для понимания и исполнения) на два фактора:
1) после поворота кулачка по часовой стрелке на требуемый угол при неподвижном маховике обязательно надо вернуть игловодитель в крайнее нижнее положение (не трогая маховика);
2) при повороте кулачка и опускании игловодителя, челнок остается неподвижным, т. е. он не меняет положения.
На практике поворачивать кулачок приходится на 3—6°. При повороте на больший угол происходит рассогласование движений челнока с нитепритягивателем, что вызывает обрыв верхней нитки.
Такой метод регулировки ускорения подъема иглы из крайнего нижнего положения особенно подходит для тех машин, у которых винты крепления кулачка не входят в углубления на коленчатом валу.
Механизм иглы.
К этому механизму относятся игловодитель, нитепритягиватель, кулачок коленчатого вала, иглодержатель, нитенаправители, игла и игольная пластина, поводок игловодителя.
Игла и нитепритягиватель.
1. При регулировке уровня иглы игловодитель не смещается по вертикали—лыска игловодителя для крепления его в поводке недостаточной длины (укорочена сверху или снизу)
Если игла не опускается ниже, удлинить сверху лыску на 2 мм. Спиливать можно алмазным надфилем, наждачным бруском или твердым напильником. Если игла не поднимается вверх, лыску на игловодителе удлинить вниз на 2 мм
2. Поломан нитенаправитель возле иглодержателя
Поставить новый нитенаправитель. Если это невозможно, поставить новый иглодержатель другой машины, например «Чайка» 2 кл. В этом иглодержателе есть два отверстия для ниток. Можно поставить нитенаправитель петлевого типа (см. рис. 27). Для этого выпрессовать опорный штифт (для иглы), нарезать резьбу М2,5 или МЗ и вставить винт достаточной длины для упора иглы Если сорвана резьба в иглодержателе, нарезать резьбу МЗ или М3,5. Если это невозможно, поставить новый иглодержатель (можно и от машины другой марки). Иглодержатель нетрудно сделать самому.
Нитенаправитель можно сделать из скрепки, навив ее на прут диаметром 2,5 – 3 мм.
3. Игла не зажимается в иглодержателе—сорвана резьба в иглодержателе или на винте
Если сорвана резьба на винте, поставить новый винт.
4. Погнут нитепритягиватель — частый случай
Снять нитепритягиватель и выпрямить на деревянной оправе. Не выпрямлять на машине!
При работе проявить осторожность.
5. Сломан нитепритягиватель
Снять основу нитепритягивателя. Соединить сломанные части и сварить их газовой сваркой. При сварке строго следить за сохранением размеров и формы
6. Сломана верхняя проушина поводка игловодителя. Это происходит тогда, когда игловодитель в своих втулках недвижим, так как его смазали растительным маслом или клеем, а маховик все-таки стараются провернуть
Весь узел или все соединения машины раскислить смесью: растворитель № 647 и масло И8А в соотношении 1:1. Через 10 мин приступить к расшатыванию соединений. Работу выполнять очень осторожно!
Сломанную проушину можно сварить электросваркой. Главное перед сваркой поместить в проушину металлический цилиндр соответствующего диаметра. Свариваемые детали должны быть сжаты струбциной
7. Люфт игловодителя по вертикали. Люфт образовался из-за ослабления крепления рычага, на котором посажена проушина поводка. У машин типа 2М кл. ослабляется винт крепления игловодителя, у машин типа «Чайка» ослабляется крепление коленчатого рычага, его правого конца в большом кулачке, левый же конец является приводом нитепритягивателя
Закрепить винт крепления игловодителя
Нет комментариев. Определяется визуально.
8. Игла расположена в игловодителе ушком не вдоль платформы, а под углом (скошена). Причина в игловодителе. Его лыска под неверным углом к плоскости крепления иглы
Разобрать узел, снять игловодитель и алмазным надфилем или другим инструментом изменить угол плоскости лыски на игловодителе. Делать эту операцию надо осторожно, дабы не переусердствовать
Узел иглы
К этому узлу относятся игловодитель, нитепритягиватель, кривошип коленчатого вала, иглодержатель, нитенаправители, игла и игольная пластина, поводок игловодителя, коленчатый и опорный рычаги нитепритягивателя.
Неисправности, их причины
1. При регулировке уровня иглы игловодитель не смещается по вертикали — лыска игловодителя для крепления его в поводке недостаточной длины (укорочена сверху или снизу)
1. Здесь может быть два решения:
а) если игла не опускается ниже, удлинить сверху лыску на 2 мм. Спиливать можно алмазным надфилем, наждачным бруском или твердым напильником;
б) если игла не поднимается вверх, лыску на игловодителе удлинить вниз на 2 мм (плоскость лыски сохранить)
2. Поломан нитенаправитель возле иглодержателя
2. Поставить новый нитенаправитель, если это невозможно поставить новый иглодержатель другого типа, например, от «Чайки»-2. В этом иглодержателе есть два отверстия для ниток. Можно поставить нитенаправитель петлевого типа (см. рис. 60; аналогия). Для этого выпрессовать опорный штифт (для иглы), нарезать резьбу М2,5 или МЗ и вставить винт достаточной длины для упора иглы
3. Игла не зажимается в иглодержателе по причине:
а) сорвана резьба в иглодержателе
б) сорвана резьба на винте
3. Необходимо сделать следующее:
а) если сорвана резьба в иглодержателе, нарезать резьбу МЗ или М3,5. Если это невозможно, поставить новый иглодержатель (можно и от машины другой марки). Его нетрудно сделать самому;
б) если сорвана резьба на винте, поставить винт с годной резьбой
4. Погнут нитепритягиватель (частый случай)
4. Снять нитепритягиватель и выпрямить на деревянной оправе. НЕЛЬЗЯ ВЫПРЯМЛЯТЬ НА МАШИНЕ!
5. Сломан нитепритягиватель
5. Снять основу нитепритягивателя. Соединить сломанные части и сварить газовой сваркой. При сварке строго следить за сохранением размеров и формы. Это имеет принципиальное значение.
6. Сломана верхняя проушина шатуна игловодителя. Она ломается в том случае, когда игловодитель в своих втулках недвижим, так как его смазали растительным маслом или клеем. Если с большим усилием стараются вращать маховик (или коленчатый вал) в направлении разрыва проушины шатуна, поломка неизбежна
6. Весь узел или все соединения машины раскислить смесью: растворитель № 647 и масло И8А в соотношении 1:1. Через 10 минут после заливки смесью можно приступить к расшатыванию соединений. РАБОТУ ВЫПОЛНЯТЬ ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНО И ПОСТЕПЕННО! Сломанную проушину можно сварить электросваркой. Главное перед сваркой — поместить в проушину металлический цилиндр соответствующего диаметра. Свариваемые детали должны быть сжаты струбциной
7. Люфт игловодителя по вертикали. Он образовался из-за ослабления крепления рычага, на котором посажена проушина шатуна. У машин типа 2М кл. ослабляется крепление коленчатого рычага, его правого конца в большом кривошипе, левый же конец является приводом нитепритягивателя
7. Закрепить винт крепления игловодителя; закрепить винт крепления коленчатого рычага в большом кривошипе
8. Игла не бракованная, но расположена в игловодителе ушком не вдоль платформы, а под углом (скошена). Причина в игловодителе. Его лыска сделана под неверным углом к плоскости крепления
8. Разобрать узел, снять игловодитель и алмазным надфилем или другим инструментом изменить угол плоскости лыски на игловодителе. Делать эту операцию надо осторожно. В случае снятия втулки игловодителя, при ее установке надо учитывать, что она занимает определенное положение относительно своего отверстия. Это заметно по легкости хода игловодителя. В случае заторможенного хода втулку повернуть
9. В иглодержателе при сильном зажиме сломается винт
9. Решение неоднозначное:
а) если нижний конец игловодителя имеет форму цилиндра и один диаметр по всей длине, сбить иглодержатель и спасти игловодитель можно;
б) если в зоне иглодержателя есть кольцевая проточка на высоту диаметра винта, сбить иглодержатель невозможно. В таком случае зажать иглодержатель в тисках и распилить его ножовкой (не повредить игловодитель!)
10. Игольный нитенаправитель ссучивает (рассучивает) нить и она теряет свое качество. В результате ухудшается строчка и происходит обрыв верхней нитки. Причина в неудачной форме игольного нитенаправителя (машина «Чайка»-142М кл. ПМЗ)
10. Игольный нитенаправитель сделать в виде узкой (1 мм) короткой (4 мм) щели или отверстия диаметром 2 мм (не более). В любом случае нитенаправитель должен иметь форму цилиндра
Особенности эксплуатации швейной иглы
Игла в швейной машине — самая главная деталь, поскольку регулировка почти всех параметров в челночном устройстве ведется применительно к ее работе. Несмотря на свою хрупкость, игла испытывает при шитье наибольшие динамические нагрузки. Тип иглы, ее состояние и положение сказываются на качестве строчки. Об игле каждой швее надо знать больше, чем о машине в целом.
Игла обязательно Должна соответствовать типу и толщине ткани; точно так же толщина ниток должна соответствовать как игле, так и ткани. Их примерное соответствие указывается в таблице подбора иглы и ниток по ткани, включенную в инструкцию завода-изготовителя для каждой машины. Таблицы примерно все одинаковые, поэтому если у вас нет инструкции к своей машине, можно воспользоваться любой другой (см. гл. 4).
Необходимо научиться подбирать нитки и иголку по данной ткани в пределах своего пункта таблицы. При этом надо учитывать, что нитки и иголки одного номера могут быть разного качества. Например, из имеющихся в данный момент пяти катушек ниток № 40 три из них будут давать качественную строчку, а две — нет. В таблице приведены лишь ориентировочные данные, а на практике вы должны сами вести подбор с учетом качества, путем проб и сравнений, согласуясь с опытом, интуицией и эстетическими понятиями.
Прежде чем поставить иглу в машину, определите ее тип и проверьте, не искривлена ли она, не затуплена ли, нет ли на ней какого-либо другого брака, т. е. надо исследовать 4 параметра — тип иглы, ее кривизна, затупление, брак.
1. Тип иглы.
Иглы с круглой колбой (рис. 37, поз. 4) применяются на промышленных машинах. В этих машинах паз для иглы в игловодителе имеет форму полуокружности (окружности) и соответствует форме колбы на игле. В бытовой машине паз для иглы в игловодителе имеет форму буквы П, что соответствует форме колбы с лыской. Лыска иглы приставляется к дну П-образной плоскости и прижимается винтом.
Рис. 37. Устройство иглы швейной машины:
1 — короткий желобок; | 5 — длинный желобок; |
2 — выемка над ушком; | 6 — ушко; |
3 — лыска на колбе; | 7 — острие |
4 — колба; |
На колбе иглы есть надписи (обозначения), по которым можно различить тип иглы. Отечественные иглы бывают трех типов:
б) с буквой П (производится в Подольске), обозначение на колбе П-65, П-90 и т. д.;
в) с буквой К, обозначение на колбе К-65, К-90 и т. д.;
г) со словом «ОРГАН» (производство Индия);
д) с обозначением номера иглы 90/14, где 90 — новое обозначение иглы, цифра 14 — старое обозначение номера иглы (производство Индия);
е) с обозначением номера 9014 (производство Бразилия) и т. д.
Каждый тип иглы, указанный выше, имеет полный набор номеров (65, 70, 75, 80, 90, 100, 110, 120, 130). Помните: на какую иглу по типу настроена машина, такой и надо шить! Для того, чтобы перейти на иглу другого типа, необходимо переналадить машину. Например, машину отрегулировали на иглу отечественного производства (№ 90, тип — «К»). Толщина ее колбы практически равна 1,67+0,01 мм. Вы поставили (как частный случай) иглу, толщина колбы которой равна 1,68 мм. Зазор между челноком и иглой в вертикальной плоскости установлен 0,1 мм (как обычно). Игла сломалась, поставили иглу индийского производства № 90. У нее толщина колбы равна 1,53 мм. При этом зазор между челноком и иглой стал равным минус 0,05 мм, так как игла приблизилась к челноку на 0,15 мм. Носик челнока стал ударяться об иглу. При этом поломка иглы и носика челнока неминуема.
Игла должна быть с лыской на колбе. Ни в коем случае нельзя ставить иглу с круглой колбой на ту машину, которая отрегулирована на иглу с плоской колбой. Толщина круглой колбы № 90 равна 1,96 мм. Утолщенная часть колбы имеет срезанную сторону, этот срез называется лыской. При постановке в игловодитель иглу ставить лыской влево, а длинным желобком вправо со стороны игольного нитенаправителя (это правило для подольской прямострочной машины 2М кл.).
Если машина отрегулирована на индийские иглы, при постановке отечественной иглы возможны пропуски стежков в строчке. Однако необходимо признать, что индийские иглы дают более качественную строчку, если, конечно, машина отрегулирована на такую иглу.
Запомните! Во всех швейных машинах иглу надо устанавливать так, чтобы длинный желобок на игле был обращен в сторону игольного нитенаправителя (см. рис. 37).
Иногда берут круглую иглу и сами затачивают на колбе лыску. Такая игла шить не будет! Почему? Да потому, что самодельная лыска не может отвечать трем требованиям:
а) толщина срезанной части колбы должна быть строго определенная;
б) плоскость лыски должна быть строго параллельна продольной оси иглы;
в) плоскость лыски должна находиться на противоположной стороне от продольной длинной канавки (180°).
Затачивая лыску вручную, все эти требования выполнить невозможно! Иглы изготавливают на прецизионных особо точных станках, где точность измеряется в микронах (тысячных долях миллиметра).
Как отличить иглу с фабричной лыской от самодельной иглы? Очень просто! Фабричная лыска имеет гладкую поверхность, а самодельная — грубую, шершавую с явно выраженными полосами от наждачного камня и все три упомянутые выше требования нарушены, их видно невооруженным глазом.
2. Кривая игла.
Взять иглу за колбу и на темном фоне быстро прокрутить. Если острие иглы остается в одной точке — значит, она не кривая. Кривую иглу выправить трудно, лучше заменить ее новой.
3. Тупая игла.
Взять иглу за колбу левой рукой и вращать. Ногтем большого пальца правой руки провести вдоль иглы от колбы до конца. Если на конце загнуто острие иглы, ноготь этот дефект обнаружит. Наиболее точно установить степень остроты конца иглы позволяет увеличительное стекло (лупа). Посмотреть в торец острия иглы через лупу. Если видна белая точка — игла тупая. У острой иглы пятна на конце не видно.
4. Игла с другими видами брака.
Игла кривая, тупая или то и другое вместе — это брак. Но прямые и острые иглы тоже могут быть с браком. Чаще всего ушко иглы пробито наискось относительно лыски или длинной канавки. Ушко качественной иглы, поставленной в машину 2М кл., будет расположено строго вдоль оси платформы. При проверке иглу расположить так, чтобы плоскость лыски заняла горизонтальное положение, тогда ушко должно быть пробито строго по вертикали, т. е. под углом 90°. Всякое отклонение от заданного угла — брак. При установке в игловодитель любая игла в любой машине имеет свободный ход, качание в плоскости, перпендикулярной к продольной оси платформы. Покачивание иглы дает возможность поставить ее по центру отверстия игольной пластины. Но бывает, что в отверстии игла прижимается к передней 1, задней 2, правой 3 или левой 4 стороне ( рис. 38 ). В первом случае надо вынуть игловодитель и при помощи простого плоского надфиля и куска ножовочного полотна профрезеровать и пропилить заднюю сторону внутреннего паза игловодителя, куда вставляется игла. Точить понемногу, всякий раз примеряя, пока игла не выйдет на центр отверстия.
Рис. 38. Положение иглы в круглом отверстии игольной пластины (прямострочные машины):
А — передняя сторона, обращенная к швее; | Б — задняя сторона; |
1 — игла прижата к передней стороне; | |
2 — игла прижата к задней стороне; | |
3 — игла прижата к правой стороне; | |
4 — игла прижата к левой стороне; | |
5 — нормальное положение иглы |
Во втором случае выполнить те же операции, что в первом случае, только точить следует переднюю сторону игольного паза в игловодителе.
В третьем случае следует точить вглубь левую сторону паза.
В четвертом случае необходимо подогнуть нижний конец игловодителя вправо.
Надо хорошо усвоить, что игла в отверстии игольной пластины не должна касаться ее сторон. Иногда встречается каленый игловодитель, который не поддается обработке. В таком случае его конец надо опустить на открытое пламя (нагреть до малинового цвета), затем медленно охладить, а потом обработать. Можно пропилить отверстие игольной пластины круглым алмазным надфилем, но это трудоемкий процесс.
Часто края отверстия игольной пластины изрезаны многочисленными ударами иглы. В таком случае углом ножовочного полотна сделать фаску, срезав все острые выступы. Затем отверстие отшлифовать круглым надфилем. При этом диаметр отверстия хотя и увеличится, но будет иметь гладкие края, и нитка во время шитья не оборвется.
Бывает так, что стенка отверстия игольной пластины разрывается с правой стороны. В таком случае исправить дефект можно тремя способами:
а) заменить игольную пластину новой;
б) заварить место разрыва газовой сваркой с обеих сторон, затем обточить и покрыть оловом верхнюю сторону. Поставить пластину на место и привернуть винтами. В игловодитель поставить ровную и острую иглу. Осторожно провернуть маховик так, чтобы игла сделала видимый след на пластине. Снять пластину, наметить место укола иглы и просверлить сверлом отверстие диаметром 2 мм. Сделать фаски с обеих сторон;
в) спилить остатки разорванного кольца (временная мера). Сделать края гладкими. Такой способ устранения неисправности приемлем, хотя имеет некоторые условности.
Иглы в разной степени ржавления применять нельзя! Они портят ткань, особенно тонкую и нежную, строчка получается некачественной и некрасивой.
Движение иглы должно быть строго вертикальным. Это правило для всех швейных машин и особенно с зигзагообразной строчкой. При регулировке иглы по центру игольного отверстия относительно переднего и заднего краев (см. рис. 67), когда В = Г, следует иметь в виду, что у многих машин, особенно у «Чайки» ПМЗ, игла при движении в отверстии игольной пластины смещается вперед или назад (имеет наклон вперед или назад) в плоскости перпендикулярной продольной оси платформы. Это технологический дефект машиностроителей. Поэтому при регулировке иглы в щели игольной пластины формулу В = Г надо соблюдать для начала входа иглы в отверстие.
Иглы бывают длинные и короткие. Разница в длине составляет 1-1,5 мм. Такие иглы не влияют на качество строчки, так как во всех случаях расстояние от верха иглы до ушка одинаковое. Однако длинные иглы скорее могут удариться о челнок, поэтому работать ими труднее и опаснее. Такие иглы не надежны в работе. Лучше работать короткими иглами.
Поверхность игольной пластины всегда должна быть гладко отполирована. Пластину, подернутую ржавчиной, но вычищенную наждачной бумагой, применять нельзя, так как раковины от ржавчины будут задерживать продвижение ткани при шитье.
Нередко от систематических ударов иглой игольная пластина прогибается посередине. Деформированную пластину необходимо выправить, иначе будет происходить коробление тонких тканей при шитье.
У некоторых швейных машин («Чепель»-30, «Панония» и др.) иногда движение иглы вверх из крайнего нижнего положения крайне замедленно относительно вращения челнока (из крайнего положения). В сущности, это частный случай рассогласованности движений челнока и иглы. К моменту встречи челнока с иглой петля-напуск имеет недостаточный размер, и челнок ее не захватывает, образуя пропуск стежков в строчке. В данной ситуации единственно правильное решение — ускорить подъем иглы путем поворота кривошипа, расположенного на левом конце коленчатого вала, на 3—5° по часовой стрелке.
На кривошипе закреплен привод игловодителя и нитепритягивателя. Для наглядного уяснения метода регулировки рассмотрим на рисунке 39 два положения кривошипа (цифрой 1 обозначена вертикаль движения игловодителя, цифрой 2 — траектория вращения точки крепления поводка игловодителя на кривошипе).
Рис. 39. Регулировка ускорения подъема иглы из крайнего нижнего положения (машины «Чепель»-30 кл., «Панония»):
1 — вертикаль игловодителя; | 2 — углы поворота большого кулачка; |
А0 — исходная точка крепления поводка игловодителя до регулировки; | |
А0 — А2 дуга поворота кулачка до регулировки; | |
А’0—А’2 — проекция дуги на вертикаль (равна 5 мм); | |
А3 — исходная точка шатуна игловодителя после регулировки; | |
А1—А3 — дуга поворота кулачка после регулировки; | |
А’1—А’3 — проекция дуги на вертикаль (равна 7 мм) |
Первое положение (до регулировки):
А0 — исходная точка крепления поводка игловодителя на кривошипе при крайнем нижнем положении иглы. Повернем маховик на 20° центрального угла. Тогда на кривошипе получим дугу А0—А2 траектории точки А0, но А’0—А’2 — ее проекция на вертикаль игловодителя. Это расстояние, на которое поднимается игла. В данном примере оно равно 5 мм.
Второе положение (после регулировки):
Ослабим оба винта крепления кривошипа на коленчатом валу. При заторможенном маховике повернем кривошип на 10° по часовой стрелке. Закрепим винты. Теперь точка А0 переместилась в точку А1. А1 — исходная точка крепления поводка игловодителя на кривошипе. Опустим игловодитель в крайнее нижнее положение относительно иглы, тогда игла займет прежнее положение.
Повернем маховик на 20° центрального угла, точка А1 переместилась в точку А3, т. е. А1—А3 — дуга перемещения этой точки, но А’1—А’3 — ее проекция на вертикаль игловодителя — расстояние, на которое поднялась игла из крайнего нижнего положения. Фактически в данном примере оно равно 7 мм (больше на 2 мм).
Практически же поводок игловодителя находится в точке Б, когда игла находится в крайнем нижнем положении. И если принять радиус ОБ =14 мм (что близко к реальному в машинах) и все данные переложить на вышеизложенный теоретический расчет, результаты будут разительными: скорость подъема иглы увеличивается в два раза!
В этой операции надо обратить внимание на два фактора:
1) после поворота кривошипа по часовой стрелке на требуемый угол при неподвижном маховике обязательно надо вернуть игловодитель в крайнее нижнее положение (не трогая маховика);
2) при повороте кривошипа и опускании игловодителя чел^ нок остается неподвижным, т. е. он не меняет положения.
На практике поворачивать кронштейн приходится на 3-5°. При повороте на больший угол происходит рассогласование движений челнока с нитепритягивателем, что вызывает обрыв верхней нитки.
Такой метод регулировки ускорения подъема иглы из крайнего нижнего положения особенно подходит для тех машин, у которых винты крепления кривошипа не входят в углублена на коленчатом валу. Но в принципе он возможен для всех машин. Нельзя исключать и следующее: завод установил кривошип не на оптимальную отметку, а приведенный выше метод (прием) позволяет найти эту единственно приемлемую точку.
Всего хорошего, пишите to Elremont © 2010