хлеб всему голова это что
Почему говорят «хлеб всему голова»
Баталова Румия
Почему говорят «хлеб всему голова»
Почему говорят «хлеб всему голова«
Значение хлеба в жизни человека, особенно русского человека, сложно переоценить. Он помогал выжить и в средние века и во время войн прошлого века. Поэтому о хлебе, как, впрочем, и о пшенице, сложено много песен, он фигурирует в пословицах и поговорках. А самая известная народная мудрость «хлеб – всему голова» может быть истолкована по-разному, но в любом случае подчеркивает важность этого продукта.
Хлеб, приготовленный из качественного зерна, содержит большое количество полезных веществ и витаминов, необходимых человеку. Интересно, что даже в черством виде он сохраняет их практически в том же количестве. Именно поэтому в условиях продолжительного голода при наличии одного только хлеба или сухарей человек может прожить до следующего урожая.
На эту тему есть еще одна пословица: «Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой». В такие годы деньги теряли свое значение, своеобразной мерой, определяющей ценность всего остального, было зерно. Кроме того, создав благоприятные условия, его легко можно сохранить в течение довольно продолжительного времени.
В Средневековье подавляющее количество войн, особенно междоусобных, происходило не из-за природных ископаемых, а именно из-за плодородных земель, на которых можно вырастить сельскохозяйственные культуры, включая рожь и пшеницу. Поэтому, чтобы взять измором селение, часто засеянные поля поджигались, и голодающие люди вынуждены были сдать укрепления. Так что можно сказать, что хлеб был если не причиной, то способом достижения победы во время войны или набега
Презентация «Хлеб — всему голова» Презентация: Хлеб всему голова Подготовила : воспитатель первой квалификационной категории Храмова М. В. Цель Через интеграцию образовательных.
Фотоотчет «Хлеб — всему голова» Из чего печётся хлеб, Что едим мы на обед? Хлеб печётся из муки, Что дают нам колоски. Рожь, пшеница в век из века Щедро кормят человека.
Исследовательский проект «Хлеб-всему голова» Исследовательский проект «Хлеб- всему голова» Авторы: дети средней группы № 9 МАДОУ «Детский сад «Гусельки», Руководитель: Новикова Любовь.
Педагогический проект «Хлеб — всему голова» Педагогический проект «Хлеб – всему голова» Хлеб – это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено.
Презентация «Хлеб — всему голова» Презентация «Хлеб – всему голова» Чтобы из зерен получить муку, нужно затратить очень много труда и сил. А как же раньше на Руси выращивали.
Проект «Хлеб — всему голова» ПРОЕКТ: «Хлеб – всему голова!» Выполнила: воспитатель МБДОУ Д/с № 4 с. Овсянка высшей квалификационной категории Кириченко Светлана Викторовна.
Проект «Хлеб — всему голова» В апреле 2018 г. в старше- подготовительной группе детского сада 7 города Меленки прошел проект «Хлеб-всему голова». Цель проекта: познакомить.
Сочинение «Хлеб всему голова» Вот он – Теплый, золотистый. В каждый дом, На каждый стол – Он пожаловал – пришел. В нем – Здоровье, наша сила, В нем – Чудесное тепло.
Хлеб всему голова. Пословицы
Зачастую возникает вопрос о том, как правильно трактовать ту или иную пословицу. В этой статье мы попытаемся раскрыть смысл наиболее известных пословиц о хлебе. В статьях «Дело и хлеб», «Пословицы о хлебе, деньгах и богатстве», «Добро, дом и гостеприимство» указаны некоторые краткие толкования.
«Будет хлеб — будет и песня!» Известно, что хлеб был раньше и, пожалуй, остается по сей день важнейшим продуктом. На Руси по урожаю ржи и пшеницы судили о том, насколько благоприятным будет год, не придется ли жить впроголодь. Потому что из ржи и пшеницы будет мука, а из муки хлеб. Можно жить без многих продуктов, но хлеб в доме должен быть в первую очередь. Потому и поговорка такая, будет хлеб, остальное приложится.
«Чужие хлебы приедчивы.» В каждой семье хлеб пекли по-своему. Даже при очень похожих рецептах результат на вкус мог довольно сильно отличаться. И каждая семья, естественно, привыкала ко вкусу собственного домашнего хлеба и считала свой рецепт самым вкусным. Отсюда и выражение пошло. Оно не означает, что соседский хлеб плохой, просто хлеб, которым угощают может надоесть, а свой домашний — уже привычный и самый вкусный.
«Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.» Того, что сделано, уже не изменишь.
«Хлеб везде хорош — и у нас и за морем.» Культуры везде разные, правители разные, но суть человеческая и основные ценности едины.
«Хлеб — всему голова.» Пожалуй, это самая популярная пословица о хлебе, однако, толкование ее знакомо не всем. Значение хлеба в жизни людей сложно оценить. Без него не обходился ни один прием пищи, ни одно застолье, потому что хлеб — это сытно и полезно. Какие бы блюда сложные или простые ни подавались на стол, а хлеб должен был быть обязательно. Даже если случался голод, пока есть из чего испечь хлеб, можно прожить до следующего урожая. Кроме того, стоит не забывать, что многие сражения и войны начинались из-за плодородных земель, на которых выращивали пшеницу и рожь. Если враг поджигал поле, в котором росла рожь, он обрекал поселение на голод. И потому, во многих политических и военных конфликтах причиной было желание улучшить благосостояние, а значит хлеб как символ этого благосостояния.
«Говорят — хлебы варят, а щи пекут.» Многие из народных слухов могут быть вымышленными, а вовсе не правдой.
«Не для Иисуса, а для хлеба куса.» Так говорят о поступках людей, в основе которых лежит меркантильный интерес, личная выгода или нажива. Но, при этом, сам человек преподносит целью поступка какие-либо высшие идеалы или благородные идеи. Так могут говорить и о людях, которые пытаются заработать на вере или надежде человеческой.
«Круто замешено, да не пропечено.» Дело могло сначала выглядеть очень интересно и перспективно, возможно, в него вкладывался большой труд, но в результате усилия не были оправданы, и итог оказался разочаровывающим.
«Без закваски хлеба не месят.» Без подготовки к делу не приступают.
В разных ситуациях поговорки могут трактоваться по-разному, но общий смысл един.
«Хлеб всему голова»: как ход истории искажал наше восприятие хлеба и почему в этом частично виноват СССР
Максим Зиневич, шеф-пекарь исторического музея «Калачная» в Коломне, разработчик уникальных рецептур для выпечки, эксперт по хлебобулочным изделиям
Хлеб всегда имел сакральное значение для человека. Еще в Древнем Египте несколько тысяч лет назад люди впервые обнаружили колосья пшеницы или ржи, а затем попробовали их в пищу. Зерна злаков оказались очень питательным продуктом, который насыщал человека пользой и силой на продолжительное время. Позже методом проб и волей случая хлеб все больше приобретал тот вид, который имеет в современности, а поселения все чаще образовывались в тех местах, где росли злаки и земля была достаточно плодородной.
Ни для кого не секрет, что на Руси хлеб являлся главным продуктом питания. Настолько, что в неурожайные годы страна страдала от голода, несмотря на изобилие скота. Труд пекаря также считался очень почетным. Каждый свой секрет пекарь передавал по наследству — от отца к сыну. Поскольку властям было важно контролировать качество выпускаемых продуктов, уже в XVII веке для надзора за качеством хлеба были назначены специальные приставы — «хлебного веса целовальники».
В XIX веке с развитием технологий создание хлеба приняло производственный масштаб — тогда появились конвейерные печи и тестомесильные машины, поэтому объемы выпечки увеличились в разы. Кроме того, начали открываться первые частные пекарни, а самой знаменитой из них стала пекарня Ивана Максимовича Филиппова, который первым организовал хлебный магазин при производстве. В то время Российская империя процветала и была крупнейшим экспортером продовольствия, однако уже в XX веке в нашей стране произошел ряд неприятных потрясений.
В годы Первой мировой войны для обеспечения фронта зерно выгребали из закромов обычных крестьян, а множество рабочих, которые были задействованы на полях, подверглись мобилизации. Хлеб в первый год войны подорожал на 20 процентов, через год — вдвое, а еще через год — втрое от довоенной цены.
Затянувшийся кризис привел к пропаже хлеба на прилавках в 1917 году. Многие связывают это с Февральской революцией, однако корни проблемы уходят гораздо глубже. В 1916 году Российская империя начала политику обеспечения заготовок продовольствия за счет обложения крестьян налогом в виде хлеба — «продразверстку».
Продразверстка предполагала передачу всего хлеба, произведенного в стране, государству, за исключением установленных норм потребления на личные и хозяйственные нужды. Ленин писал: «Хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность являются в руках пролетарского государства, в руках полновластных советов самым могучим средством учета и контроля. Это средство контроля и принуждения к труду посильнее законов конвента и его гильотины».
В условиях Гражданской войны, а также засухи 1920 года в Поволжье страна оказалась в ситуации, которая привела к повсеместному голоду. По официальным данным, в то время пропитания не могли найти 40 миллионов человек, а погибло более пяти миллионов. Страна, целиком зависящая от урожая пшеницы и ржи, находилась в критической ситуации.
В итоге политика советской власти привела к вооруженным восстаниям крестьян, которые жестоко подавлялись. 21 марта 1921 года на замену продразверстке пришел продналог, который предполагал значительные послабления — для его уплаты требовалось примерно вдвое меньше хлеба, чем прежде.
А позже был провозглашен НЭП — новая экономическая политика, которая временно вернула свободную куплю-продажу и отменила государственные монополии. Переход страны от НЭПа к пятилеткам привел государство к развитию производств хлебопекарного оборудования. С годами производственные мощности начали закономерный рост. В течение многих десятилетий властям удавалось обеспечивать население хлебом хорошего качества по доступной цене. За качеством выпечки следили очень пристально, поэтому многие до сих пор вспоминают тот самый советский хлеб с особой теплотой. Однако у монополизации была и другая сторона: отсутствие разнообразия в ассортименте.
К несчастью, в стремлении накормить огромное население страны советское государство забыло об аутентичности русского хлеба. В XVII-XIX веках практически в каждом городе было по калачной, булочной. Все рецепты передавались от отца к сыну, из поколения в поколение. Более того, булочник, бараношник, калачник — все эти профессии были абсолютно разными, каждый занимался своим делом! Тогда наши специалисты ездили в Европу, чтобы делиться своими фирменными рецептами, и, кто знает, но быть может, чудесный вкус чиабатты не получился бы без отечественных мастеров своего дела.
Фото: Борис Клипиницер / ТАСС
В СССР же разнообразить ассортимент хлеба было невозможно. Зато благодаря производительной мощности и установленному ГОСТу на хлебобулочные изделия выпечка была вкусной и доступной каждому. Любой прием пищи нельзя было представить без хлеба. «Хлеб всему голова», — говорила мне моя бабушка и журила за то, что я обедаю без него.
Конечно же, в памяти людей сохранились прекрасные воспоминания о хлебе в СССР, и даже сегодня в среднестатистических российских семьях люди не представляют свой обед без хлеба. Однако большинство рецептов было утеряно безвозвратно именно в советские время. Раньше и царский стол невозможно было представить без калача, о чем свидетельствуют многочисленные картины того времени. Сейчас же мы редко видим калач на прилавках магазинов — все чаще его заменяет багеты и круассаны.
Тем не менее Россия не стоит на месте, и, к счастью, в регионах сегодня появляется все больше энтузиастов, которые берутся за восстановление старинных ремесел, а местным краеведам удается отыскать те самые рецептуры, по которым пекли наши прабабушки и прадедушки столетия назад.
Историю можно читать, можно учить. Ею можно увлекаться. А еще благодаря этим энтузиастам сегодня историю можно попробовать на вкус. И это совсем другие, непревзойденные впечатления. Ведь через что еще, как не через вкус хлеба, мы можем прикоснуться к истории нашей родины?
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Хлеб всему голова
Есть слово тёплое, доброе, которое ласкает нашу душу и сопровождает нас всю жизнь за исключением короткого периода. Это слово – ХЛЕБ, одно из самых главных в жизни. Об этом же говорит мудрая русская пословица: «Хлеб всему голова», а также многочисленные другие отзываются о нём крайне уважительно.
Слово «хлеб» часто служит синонимом слова «еда», а питание является одной из базовых потребностей человека. Библия много раз упоминает хлеб. Здесь «хлеб наш насущный», «не хлебом единым» и другие. Христос на тайной вечере разломил хлеб со словами: «Сие есть Тело Мое».
Хлеб я выбрасываю крайне редко, и это делать мне неприятно, также смотреть, если это делает кто-то другой. Если хлеб зачерствел по недосмотру, то пускаю его на сухари. Когда в доме нет хлеба, для меня равносильно тому, что есть нечего, даже при изобилии другой еды. Такие привычки появились у меня в голодные военные и послевоенные годы.
Самые яркие чувства моего раннего детства помимо тревог военного времени являются не столько голод, как желание что-либо съесть. Особенно ярко проявилось такое ощущение при оккупации, когда моя еврейская семья по доносу попала в барак за колючей проволокой. Впоследствии я узнал, что это был концлагерь для мирного населения в станице Славянской Краснодарского края. Кормили нас там раз в день так называемой баландой. Она была жидкой, рыжего цвета, в которой плавали редкие тюлька и крупа. Эта еда была отвратительной на вкус и запах, но её ели все, так как другого ничего не было. Тогда я мечтал о хлебушке.
Каким образом мы освободились из заключения, я узнал позднее. В пути к станице Стеблиевской мы вынуждены были побираться. При этом всегда находились добрые люди, которые давали нам временный приют и подкармливали нас.
Зимними месяцами моя мама вырывала из промёрзшей земли оледеневшие корнеплоды, чтобы сварить из них тощий супчик. Назвать его вкусным невозможно, но на другое нам не приходилось рассчитывать. Я бесконечно благодарен нашей доброй хозяйке бабе Дусе, которая делилась с нами своими скудными припасами.
Когда наши бойцы освободили станицу, с продовольствием стало легче, хотя жизнь впроголодь продолжилась. Запомнилась православная Пасха 1943 года. Перед ней мама помогала попадье убирать в доме, за что получила множество куличей и крашеных яиц. Тогда я первый раз за долгое время наелся досыта.
По возвращении в родной город мама поступила на работу в горячий цех металлургического комбината. Это дало ей возможность получать по карточкам 700 грамм хлеба. К этому добавлялось по 200 грамм иждивенцам, то есть на сестру и меня. В общем, получалось 1,1 килограмма в день, что вроде неплохо. Беда была в том, что других продуктов было мало.
Хлеб стоил недорого, но отпускался только по карточкам. Можно было купить его у спекулянтов, но у них за буханку хлеба надо было выложить четверть маминой зарплаты. В магазине хлеб продавался по весу, к буханке шли ещё довески. Рядом с прилавком стояли нищие и просили довески. Порой я им давал, сознавая, что отнимаю у своей семьи, но помнил, что и нам подавали.
На базаре можно было купить жмыхи из подсолнечной шелухи, которые называли макухой. Продавалась также патока из отходов сахарного производства, именуемая малясом. Макуха перебивала голод, а с малясом можно было сделать бутерброд.
Уходя на работу, мама отрезала для сестры и меня по кусочку хлеба. Один раз она забыла это сделать. Я отрезал себе кусок и съел его. Однако мне показалось, что отрезал мало, и потому отрезал ещё кусочек. И так незаметно отрезал, пока от хлеба осталась его малая часть. Спохватился поздно, и на душе стало гадко не столько из-за боязни наказания, сколько от стыда. Мама меня не наказывала и даже не отругала, как следует. Но такого стыда я ещё не испытывал. Дал себе зарок не опускаться так низко, и сдержал его.
Чтобы прокормиться, мама брала два, а то и три, огорода. Они располагались вдалеке от города. Пока дойдёшь до них, уже устаёшь, а там ещё надо работать: сажать, окучивать, убирать. Мы выращивали картошку, а по краям кукурузу. К счастью, колорадских жуков ещё не знали. Таким образом наша семья обеспечивала себя картошкой. Кукурузу мололи на ручной мельнице в крупу. Труд был тяжёлый, но он оправдывал себя. Картофельное пюре и мамалыга были бесподобные.
Однажды я увидел такой сон:
Сижу за столом в комнате и ем хлеб. Вдруг из всех углов туда явилось множество крыс. Схватил палку и начал их бить. Крысы бросились врассыпную. Ужас охватил меня, когда обнаружил, что они утащили мой хлеб. Проснулся счастливым от того, что это был всего лишь сон.
Один раз мама сказала мне и сестре:
— Дети! Поверьте мне, что настанет день, когда я дам каждому по буханке хлеба и ножу, и будете есть, сколько хотите.
Мы слушали, но мало верилось, что такой день наступит.
Как-то в начале месяца у мамы в трамвае украли карточки. До конца месяца мы почувствовали настоящий голод.
В 1947 году отменили карточки, и настала новая беда – хлебные очереди. Чтобы купить буханку хлеба, надо было занять очередь с вечера. Так как одного покупателя отоваривали одной буханкой, то потом к нему присоединялись другие члены семьи.
Постепенно очереди укоротились, но оставались значительными. Какой-то умник додумался устраивать две очереди: мужскую и женскую, которые обслуживались попеременно. В дневное время в мужской очереди стояли одни мальчишки. Женщины пытались перекрыть нашу очередь. Пришлось бороться за свои гендерные права.
За три года после грандиозной и разрушительной войны промышленное производство достигло довоенного уровня. Это нашло отражение в регулярном снижении цен, которое производилось с 1947 по 1954 годы. Оно касалось широкого ряда товаров. Сюда относились: хлеб и хлебобулочные изделия, мука, крупа, макаронные изделия, мясо, рыба, молочные продукты, жиры и много других. Как правило, это происходило 1 апреля, но было отнюдь не шуткой. Скажем, что большого выбора продуктов не наблюдалось, но все были натуральные и без всякой химии.
Обещанные мамой, буханки с ножами не понадобились, так как хлеба было достаточно, и он был доступен. А это тогда для нас стало самым главным.
Как счастливы те, кто никогда не ощущал нехватку хлеба!
Хлеб всему голова
Хлеб всему голова, это самая древняя еда человека из тех, что состоят из нескольких ингредиентов и требуют больших трудозатрат при приготовлении. Возможно, именно необходимость выращивать хлеб заставила человека перейти к осёдлой жизни от охоты и собирательства. Задолго до того, как случайно (или неслучайно) удалось обнаружить, что из зёрен и воды можно создать интересное блюдо, жители древней Месопотамии и Египта выращивали пшеницу просто для еды. Позже придумали делать тесто из раздавленных зёрен с водой. Научившись молоть зёрна в муку, люди вскоре открыли для себя технологию выпечки простых лепешек. Первые лепешки были из ячменя, кукурузы и пшеницы. Интересно, что в древнем и современном Китае хлеб не играет такой важной роли, как в западном обществе. Его место занимают рис и лапша.
Дрожжевое тесто для выпечки хлеба появилось в Египте около 17 в. до н.э. Хотя тогда ещё не были известны дрожжи, существовал особый сорт пшеницы, которую не сушили, а сразу мололи, сохраняя в ней необходимые для поднятия теста бактерии. Долгое время этот сорт пшеницы был известен только в Египте. Древние греки для насыщения теста дрожжевыми бактериями просто оставляли его на открытом воздухе на несколько часов, а позже стали добавлять в тесто забродивший виноградный сок. Галлы добавляли в тесто пивную пену. Получив дрожжевое тесто, хозяйки оставляли небольшое количество для следующего приготовления хлеба. Таким образом, дрожжевые бактерии могли жить в хозяйстве много лет.
В 10 в. до н.э. египтяне научились получать дрожжи в чистом виде и вывели новый сорт пшеницы, дающий белую муку. Это был почти такой же хлеб, каким мы его знаем сегодня. В то же время египтяне научились варить хлебное пиво. Кроме белого хлеба, в Египте выпекали около 30 разных сортов хлеба. Именно у египтян греки подсмотрели технологию приготовления дрожжевого хлеба и распространили её по всей Европе. В древнем Риме хлеб считался ценнее и питательнее мяса. Существовала даже государственная монополия на выпечку хлеба.
В средневековой Европе хлеб был основной пищей бедняков. Правящим классам приходилось держать цены на хлеб на минимальном уровне, чтобы предотвратить голодные бунты. На столах знати черствый хлеб использовался как тарелки для мясных блюд. После обеда «тарелки» отдавали слугам или собакам. Только в 15 в. хлебные тарелки заменили деревянными.
На протяжении многих веков социальный статус человека выражался в выборе сорта хлеба. Чем темнее хлеб – тем ниже положение. Это объяснялось тем, что мука высшего сорта производилась только из твердых сортов пшеницы, которую было сложно молоть, следовательно, мельники просили за нее более высокую цену. Сегодня хлебные предпочтения сменили полярность. Тёмные и зерновые сорта хлеба часто ценятся выше белых, как более полезные.
Состав хлеба
Мука – главная составляющая часть хлеба. Пшеничная мука с высоким содержанием глютена используется для приготовления пышного и эластичного теста. Канадская пшеница имеет на сегодняшний день самое высокое содержание глютена. Кроме глютена, пшеничная мука содержит водорастворимые белки (альбумин, глобулин). Кроме пшеницы, для выпечки хлеба используются рожь, ячмень, кукуруза, овес, гречка.
В качестве жидкости для приготовления теста обычно выступает вода, но может использоваться и молоко. В некоторых сортах хлеба в качестве добавок используются фруктовые соки и пиво. Количество жидкости для дрожжевого теста обычно в 3 раза меньше объема муки.
Дрожжи – традиционная закваска для теста. Для приготовления теста и брожения алкогольных напитков используется один и тот же штамм дрожжей. Без дрожжей хлеб не будет легким и пористым, так как именно дрожжи превращают сахар и другие углеводы в двуокись углерода. После добавления дрожжей тесто оставляют на несколько часов подняться. Для улучшения вкуса тесто несколько раз сминают и оставляют подниматься снова. В сладкой выпечке роль разрыхлителя играет сода. В промышленности вместо дрожжей используется пекарский порошок. В конце 19 века появилась технология аэрации теста углекислым газом под давлением. Сейчас аэрированный хлеб не выпускается.
Для улучшения вкуса и структуры хлеба используются добавки: животные или растительные жиры, яйца. Для сокращения времени созревания теста используются аскорбиновая кислота и другие вещества.
Виды хлеба
Хлеб всему голова, сколько людей, столько и мнений, а сколько народов – столько и хлебов. В каждой стране или даже области существуют уникальные рецепты и традиции, связанные с хлебом и выпечкой.
В Мексике делают кукурузные тортильи и рулеты. В Перу популярны картофельные хлеба и сладкие бискочос с тыквой, которые едят со сладким фруктовым соусом и шоколадом. Французский багет имеет плотную корку и большие полости внутри. В Испании хлеб называется «пан» и встречается в 315 разновидностях. Традиционный финский хлеб выпекается из ржаной муки; он круглый, с отверстием посередине. В некоторых финских семьях дрожжевое тесто для закваски передается из поколения в поколение. Самый богатый выбор хлеба на сегодняшний день в Германии – около 500 сортов хлеба и более 1000 видов сладких булочек. Неудивительно, что немцы едят больше хлеба на душу населения, чем жители других стран. В Индии и Пакистане делают роти и чапати из разных видов муки, включая горчичную. Пури – вид круглых жареных хлебов. Наан выпекается в тандыре. В еврейской кухне есть интересный рецепт яично-медового пышного хлеба шалла.
На чёрном хлебе и воде можно прожить достаточно долго без ущерба для здоровья. Чувство насыщения после небольшого количества хлеба объясняется глютаминовой кислотой, которой особенно богат пшеничный хлеб. Неудивительно, что несколько веков назад люди ели намного больше хлеба, чем мы сейчас. По статистике, в начале 20 века в России потреблялось около килограмма хлеба в сутки на человека, а современный человек обходится 100-200 граммами хлеба. Конечно, нам стали доступны многие продукты, неизвестные людям прошлого века, но с другой стороны, люди намеренно ограничивают потребление хлеба из-за боязни лишних углеводов. Действительно, при неактивном образе жизни можно легко поправиться с помощью хлеба и булок. При физических нагрузках хлеб необходим. Людям, заботящимся о фигуре, рекомендуется обратить внимание на хлеб с добавлением соевой муки, которая содержит больше белков и меньше углеводов.
Хлеб своими руками
К сожалению, хлеб из магазина не всегда радует нас вкусом. Люди старшего поколения, вспоминая вкус домашнего хлеба, делают сравнения не в пользу современного. Выпечка хлеба в духовке по силам не каждой хозяйке, ведь это требует сноровки и времени, да и современные духовки больше приспособлены для пирогов и кексов, чем для хлеба. Однако, Вильям Похлебкин (историк-исследователь продуктов и кухонь народов мира) считал, что испечь хлеб – самое простое по кулинарной логике действо, доступное каждому. За 10-15 минут можно испечь простейшую лепешку или булку.
Несколько лет назад на российском рынке появился интересный прибор – бытовая хлебопечь. По цене хлебопечь ненамного превосходит микроволновку, а домашнего уюта и пользы для здоровья от такого прибора несоизмеримо больше. Хлебопечи легки в использовании, не требуют постоянного нахождения хозяйки на кухне, и очень сильно облегчают жизнь, ведь в них можно не только печь разнообразные хлеба, пироги или запеканки, но и смешивать тесто для пирожков, пельменей и пиццы и даже готовить варенье и селёдочное масло. С хлебопечкой вы можете воплотить в жизнь свои кулинарные фантазии и попробовать хлеб с ликёром, томатами, ягодами, оливками или создать свой авторский рецепт.
Хлебопечи обычно имеют несколько режимов, различающихся по длительности и температуре: для белого хлеба (около 3 часов), для легкого пористого хлеба (до 6 часов), для выпечки (1,5-2 часа), для быстрой выпечки (около часа), для теста, и другие в зависимости от производителя и класса печи. С хлебопечкой можно даже регулировать цвет корочки: светлая, средняя или темная. Некоторые хлебопечки имеют отложенный старт и могут самостоятельно печь хлеб утром прямо к завтраку и будить семью ароматом свежей выпечки. Что касается стоимости домашнего хлеба, он вряд ли будет дешевле магазинного, но ведь хлеб пекут не ради экономии. Главные причины покупки хлебопечи – вкус домашнего хлеба и уверенность в ингредиентах (ведь вы не будете класть в свой хлеб улучшители цвета, вкуса и консерванты, присутствующие во многих современных продуктах, особенно в тех, где указан срок хранения более 2 суток).
Рецепты хлеба (для хлебопечи)
Особенностью приготовления хлеба в хлебопечи является то, что ингредиенты следует закладывать согласно технологии печи, в рекомендованной производителем последовательности. Режимы выпекания хлеба отличаются в зависимости от производителя, поэтому читайте инструкцию именно к вашей печи. Вот несколько базовых вариантов ингредиентов для выпечки хлеба:
2 ст. хлебной муки,
1 ст. ржаной муки,
2 ст.л. патоки,
2 ст.л. растительного масла,
2 ч.л. сухих дрожжей,
1 ст.л. воды,
яблочный уксус, какао – по вкусу.
450 г. ржаной муки,
180 мл. воды,
1 ч.л. сухих дрожжей,
1,5 ст.л. оливкового масла,
1,5 ст.л. сухого молока,
1 яйцо и 1 желток,
100 г. тёртого сыра,
1 ст.л. сахара,
соль но вкусу.
300 г. хлебной муки,
1 ч.л. дрожжей,
2 ст.л. сливочного масла,
1 ст.л. воды,
1 яйцо,
30 мл. молока,
30 мл. толчёных бананов,
30 мл. клубничного варенья.
Хлеб с сыром и сельдереем
560 мл. муки,
150 мл. молока,
20 мл. воды,
50 г. сливочного масла,
50 г. брынзы или сыра «сиртаки»
50 г. черешкового желтого сельдерея
10 г. прессованных дрожжей
1 ч.л. соли
1/2 ч.л. сахара.
свежевыжатый сок из 3 апельсинов,
тертая цедра 3 апельсинов,
1 ст.л. сливочного масла,
2 ст.л. меда,
1 ч.л. соли,
300 мл. белой муки,
2 ст.л. семечек подсолнуха,
1,5 ч.л. сухих дрожжей.
230 мл сахара,
180 мл муки,
3 яйца,
1/2 ч.л. соды,
2-3 яблока.
Запеканка с изюмом
250 г. творога (если творог сухой, добавьте 1-2 ст.л. молока),
1 яйцо,
10 г сливочного масла,
2 ст.л. сахара,
0,5 ч.л. соли,
0,5 ч.л. соды,
2 ст.л. изюма,
2 ст.л. манной крупы.