хъисын фандыр что это
Хъисын фæндыр
Смотреть что такое «Хъисын фæндыр» в других словарях:
Хъырнын фæндыр — – хъисын фæндыры хицæн хуыз. Хуымæтæг ирон хъисын фæндырæй хъаудждæр хъырнын фæндыр уыдис иу нæ, фæлæ дыууæ стыр резонаторы – фæдфæдыл иугонд дыууæ хъæдын къусы, сæ уæлæ сæгъдзарм баст, сæгъдзармы – цалдæр резонаторон хуынчъы. … – оригинальный… … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Дыууадæстæнон фæндыр — см. Дыууадæстæнон фæндыр – перевод Дыууадæстæнон фæндыр æппæты рагондæр музыкалон инструменттæй иу, къæдз арфæйы хицæн хуыз, йæ тæнтæ – бæхы хъисæй. Дыууадæстæнон фæндыр нарты эпосы хъайтартæй иуы – Сырдоны æрхъуыдыгонд æмæ арæзт у. Хетæгкаты Къ … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Фæндыр — (ир.), фæндур (диг.) – афтæ хуыйнынц ирон музыкалон инструменттæ: дыууæтæнон хъисын фæндыр, дыууадæстæнон фæндыр, фæстæдæр та – ныры хъандзал фæндыр; æмбæлы дзырдбасты хуызы – ирон фæндыр. … (ир.), фандур (диг.) – название осетинских музыкальных… … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Осетинская музыка — народная музыка осетин. Развивалась как искусство устной традиции, представленное песнями, эпическими сказаниями, а также инструментальными наигрышами. Древнейшие виды музыкального фольклора сложились в пору общинно родового строя, многие из них… … Википедия
Ирон адæмы этнографи æмæ мифологи — Этнография и мифология осетин АЛФАВИТОН АМОНÆГ Абырджыты æвзаг Авд дзуары Авдæнмæ фидыд Авункулат Агдар Аза бæлас … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Хъисын фандыр что это
Кавказ сейчас запись закреплена
Хъисын фандыр (осет. хъисын фæндыр) — осетинский народный музыкальный инструмент, представляет из себя двух или трёхструнную скрипку
Хъисын фандыр это один из самых распространенных в прошлом музыкальных инструментов у осетин. Хъисын фандыр был основным музыкальным инструментом, игрой на котором сопровождали свои сказания кадагганаги (певцы-сказители).
Этот инструмент имел и прикладное назначение. Во время ночных бдений около гроба покойного обычно находился музыкант с фандыром, который наигрывал определенную мелодию. Как говорили старики, этим успокаивается душа покойного, которая мечется в страхе перед дорогой в потусторонний мир. С помощью хъисын фандыра предсказывали также и погоду. Говорят, что перед ненастьем его звучание приобретало определенную тональность.
В горах Осетии зимой под лавинами и снежными обвалами оказывались погребенными люди. При поиске погребенных под снегом использовали этот инструмент. Музыкант продвигался над завалом, тихо играл на фандыре и прислушивался. На том месте, где находился человек, тональность звучания заметно менялась. И тогда за дело брались люди с лопатами. Зачастую удавалось спасать погребенных заживо.
Хъисын фандыр что это
Живые традиции народов России запись закреплена
ХЪИСЫН ФАНДЫР ИЛИ ОСЕТИНСКАЯ СКРИПКА
Хъисын фæндыр применяли во время поисков тел погибших под снежными обвалами. Инструмент менял звучание, если под толщей снега находился человек. Считалось, что этот музыкальный инструмент мог предсказывать погоду —при грядущей перемене его звук становился тусклым и безжизненным. Наконец, игра на хъисын фæндыре сопровождала традиционные танцевальные гуляния.
В традиционной культуре осетин хъисын фæндыр выполнял и бытовые функции. Даже если из самих хозяев никто не владел игрой на инструменте, его держали на случай, если кто-либо из гостей захочет помузицировать. Наигрыши на хъисын фæндыр звучали у гроба покойного во время обряда æхсæвбадæн (ʻночного сидения около покойника ̓) или у постели больного, наряду с исполнением религиозных песен.
Процесс изготовление музыкальных инструментов в традиционной культуре осетин имел сакральное значение. Прежде чем срубить дерево для его изготовления, было принято помолиться. При этом человек с нечистой совестью не мог быть изготовителем инструмента.
По мнению народных музыкантов, инструменты, сделанные из деревьев, растущих на южных солнечных склонах, звучат ярче, сильнее и обладают наилучшими акустическими свойствами. Кроме того, их изготавливают преимущественно из средней части ствола.
«Народная культура чувствительна к материалу. Место и роль инструмента в культуре помимо функции и характера звукоизвлечения определяется его происхождением: из чего, как, когда и при каких условиях сделано Тем самым, он вписывается в космогонические циклы. Это не проявление своеволия, но правильное понимание замысла творца, соответствуя которому единственно возможно изготовить правильный инструмент, который впоследствии будет соответствовать тому предназначению, которое в него заложено» [Личный архив Д. Дзлиевой, ф. 021–001].
«Хамыц отобрал чудесную бусину (у дракона. –Д.Д.), обтер ее об умершую (возлюбленную. –Д.Д.), и она ожила. Тогда он на свою пастушью палку насадил один из черепов, из волос девушки сделал струны и начал на нем играть прямо внутри склепа. Вечером женщины пришли к склепу на поминки, но услышав доносящиеся из склепа звуки музыки, убежали обратно. Люди пришли подивиться и оттуда дочери Ауари второй раз алай (свадебная песня и танец. –Д.Д.) сделали» [Гарданти 2007. С. 69].
Гордостью были сказители, которые под звуки инструмента рассказывали нартский эпос, исполняли шуточные или героические песни.
«На героях этих песен молодежь училась тем качествам, которые составляют идеал свободолюбивого горца: любви к вольности и независимости, осознанию своего человеческого достоинства, протесту против всяких несправедливости, угнетения и насилия, мужеству, смелости и отваге…» – писал российский учёный-филолог Васо Абаев.
В прошлом году в театре юного зрителя «САБИ» с большим успехом прошла премьера спектакля с планшетными куклами «Легенда гор» молодого режиссера-постановщика Амзора Баракова. В нем была отражена традиционная культура осетин, а особую атмосферу создавали мелодии «хъисын фæндыр».
Арт-объект «Хъисын фандыр»
Описание места
Лента обновлений
Карта
Чтобы добавить место в путеводитель необходимо авторизоваться
Общая информация
Фотографии
Описание места
Ещё один арт-объект из той же серии, это «Хъисын фæндыр», древний осетинский струнный смычковый музыкальный инструмент. Он установлен около Галиатского водопада. Интересно, что сейчас нет никого, кто бы умел играть на этом инструменте, напоминающем скрипку.
Туристы
Похожие места
Ваша оценка успешно добавлена и будет опубликована на проекте в течении 10 мин.
Ваша отметка успешно добавлена
История твоих путешествий
Подписаться на нас
Все права защищены. Перепечатка, включение информации, содержащейся в рекламных и иных материалах сайта, во всевозможные базы данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение таких материалов в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения редакции сайта. Предоставляемый сервис является информационным. Администрация сайта не несет ответственности за достоверность и качество информации, предоставляемой посетителями сайта, в том числе турфирмами и отельерами.
Музыка для духов предков
На столе несколько чертежей, на полках — минимальный набор столярных инструментов вперемежку с керамикой, повсюду — заготовки из разнообразных пород дерева. Хозяин мастерской Тимур Илаев перехватывает взгляд, зацепившийся за снимок на стене.
Фото: Анна Кабисова
— Это Гаха Сланов, — поясняет он, — видите, в руках держит дуадастанон фандыр, старинную осетинскую арфу. На ней он исполнял нартский эпос. Он последний из сказителей. Вот с этой фотографии все и началось.
Началось все на самом деле еще раньше, когда, в то время солист североосетинского государственного театра оперы и балета, он стал захаживать в расположившуюся неподалеку от театра мастерскую мастера по дереву Сослана Моураова. Тимур часами следил за точными движениями рук умельца, а потом сам захотел сделать ритуальную чашу для пива. Получилось неплохо. Тогда Илаев замахнулся и на музыкальные инструменты — опять получилось с первого раза. Но «руки в кровь» стало его историей.
Фото: Анна Кабисова
Фото: Анна Кабисова
Тимур родился в Северной Осетии, окончил вокальное отделение владикавказского Училища искусств имени Валерия Гергиева, а потом поступил в краснодарскую консерваторию. Вдали от родной республики сильно скучал и когда вернулся, решил окунуться в национальный колорит, даже приобрел традиционную осетинскую рубашку.
— Помню, когда я шел по улице в этом наряде, мне вслед оборачивались, — вспоминает Тимур, — это сегодня модно, а тогда было как минимум странно.
Затем началось увлечение воссозданием старинных музыкальных инструментов. А когда Тимур увидел фотографию со старинной арфой — он в прямом смысле потерял покой.
Лабиринт нартов
Фото: Анна Кабисова
Сказитель Гаха Сланов с народной осетинской арфой — дуадастанон фандыр
Арфе, которую держит на фотографии последний из сказителей, — 300 лет.
— Я решил попробовать воссоздать музыкальный инструмент. Тогда у меня уже был опыт: получилось сделать точную копию хъисын фандыра (струнно-смычковой инструмент. — Ред.) и дала фандыра (щипковый инструмент. — Ред.).
А дальше Тимур узнал, какую роль довелось сыграть изображенной на снимке арфе, и желание превратилось в цель.
— В далеком XVII веке этот инструмент примирил кровников. Род Томаевых принял ее в дар от представителей фамилии, с которой враждовал больше ста лет. Так что этот инструмент имел сакральное значение.
В течение десятков лет арфа, считавшаяся священной, передавалась Томаевыми из поколения в поколение, пока один из представителей рода не подарил ее местному музею. Оттуда ее украли. Пришлось воссоздавать инструмент лишь по фотографиям.
Для Тимура было важно использовать именно такую, как у оригинала, породу дерева — клен спилили в североосетинском селении Чикола. Мастер сам, дома, просушил дерево. Добиться максимальной схожести стало делом принципа, поэтому арфа создавалась из цельного куска дерева, хотя куда проще работать с заготовками. Но сложнее всего пришлось с узорами на деке.
Фото: Анна Кабисова
— Я ломал голову над этими лабиринтами, — рассказывает Тимур, — тогда я еще ничего не знал про них, думал: обыкновенные узоры. Не мог понять, почему такая асимметрия, ромбики? Потом осознал, что это одна нить, которая образует непрерывный рисунок. Она нигде не прерывается, не касается другой, не смыкается — и получается лабиринт. Я разговаривал с историками, они выдают разные версии: одна из них, что это лабиринт нарта Сырдона, другая — что изображена нить нарта Сослана, с помощью которой он находил дорогу из царства мертвых. По такому же принципу непрерывной линии вырисовывались солярные знаки. Было сложно из-за затемненных фотографий: найти правильный «вход» и идти точно как в оригинале.
Фото: Анна Кабисова
Космическая мелодия и музыка для душ умерших
На изготовление первой арфы ушел год кропотливой ручной работы. Сейчас для этого же Тимуру нужно полтора — три месяца. Всего таких «томаевских» арф он сделал уже семь — та, что на фотографиях, самая первая и самая любимая. Ее Тимур не продаст ни за какие деньги, как талисман она должна быть рядом с мастером. Остальные шесть — в частных коллекциях, у музыкантов, в музеях, в том числе в национальном музее венгерского города Ясберень. Считается, что он был основан ясами, иранской народностью, родственной предкам осетин, так что в городском музее представлено множество аланских артефактов, и арфа стала одним из главных экспонатов. Про арфу Илаева сняли и документальный фильм, и, по словам мастера, во время съемок произошел любопытный случай.
— Достаю арфу из машины, это проходило в горах, и ветер стал перебирать струны. Когда она зазвучала, все вокруг затихли в изумлении. Казалось, что арфа играет сама — невероятно красивую мелодию. Конечно, это физическое явление, ничего мистического, но было удивительно. Бывает, что меня прямо неудержимо тянет поиграть на арфе, особенно в горах, где вокруг звенящая тишина, и ее звуки — это что-то космическое.
Полумистические истории связаны и с другими народными осетинскими инструментами. В республике рассказывают, что в древности некоторые из них использовали не только на торжествах, но и на траурных мероприятиях. Старики говорят, что, к примеру, звуки хъисын фандыр успокаивали души умерших, поэтому у гроба покойника всегда находился человек, который мог играть на этом инструменте.