хиджра в индии что это
Хиджры. Чему могут научить общество люди «третьего пола»
Автор фото, Shahria Sharmin
О них говорят как об одной из каст неприкасаемых в Бангладеш, как о представителях «третьего пола» в Индии, а сами они называют себя русалками. Победительница конкурса Magnum Awards-2017 в номинации «выбор жюри» Шариа Шармин рассказала корреспонденту BBC Culture о своей работе над фотосерией о жизни в общинах хиджр.
Автор фото, Shahria Sharmin
Хина: «Я как цветок, но цветок, сделанный из бумаги. Меня всегда будут любить на расстоянии, никто не прикоснется ко мне»
Шармин победила в номинации «выбор жюри» на конкурсе Magnum Awards этого года с серией снимков, сделанных в общинах хиджр в Бангладеш и Индии.
По ее словам, хиджры хотя и подпадают под очень широкий и общий термин «трансгендеры», многие предпочитают термин «третий пол».
Она описывает хиджр как людей, родившихся мужчинами, но с женской идентичностью. В конце концов эти люди окончательно принимают на себя роль женщины в обществе.
Автор фото, Shahria Sharmin
Она рассказывает, что процесс съемки занимал много времени: «Я никогда не спешу. Обычно я провожу достаточно много времени с героями моих фотографий, и большую часть этого времени я вообще не снимаю. Я провожу с ними целый день».
Автор фото, Shahria Sharmin
Тина (21 год): «У меня как будто экзамен. И какой будет результат, я не знаю…»
«Когда мы исследуем чьи-то проблемы и пытаемся понять ценности этих людей, важно, чтобы между вами родилось доверие. Потом я постепенно начинаю выяснять, чем именно они хотели поделиться с другими людьми и в какой форме».
После того как она обсуждала с хиджрами, как именно планирует их снимать, после того как они со своей стороны о чем-то ее просили, Шармин, как сама она говорит, уже не замечала какой-то особой нервозности или беспокойства с их стороны во время съемок.
«Мне они показались людьми, которые знают, чего хотят, и я старалась не отступать от тех договоренностей, которых мы достигли. В их общинах я зарекомендовала себя как человек, которому можно доверять».
Автор фото, Shahria Sharmin
Поппи (47 лет, слева) и Кешри (45 лет, справа) много лет назад покинули свои семьи, но нашли в своей дружбе то, что заменило им любовь родных
Автор фото, Shahria Sharmin
Мойне (54 года) пришлось столкнуться с проблемами реальной жизни после того, как ее гуру скончался. Она ушла из дома 40 лет назад, но мечтает умереть у себя на родине, в Бангладеш
«Гуру играют важную роль в жизни хиджр. Для них они почти как опекуны, как новые родители. Если кто-то не оправдывает ожиданий гуру, его вынуждают покинуть клан».
Автор фото, Shahria Sharmin
Она подчеркивает, что «традиционно хиджры обладали полусвященным статусом, их приглашали петь, танцевать и благословлять только что поженившихся или новорожденных на домашних торжествах».
«Когда-то они зарабатывали себе на жизнь, пользуясь всеобщей верой в то, что благословение хиджр способно принести в дом и семью процветание и многочисленное потомство».
Однако со временем все изменилось. «Хиджры утратили свой обожаемый статус в глазах общества… они подвергаются дискриминации и почти всюду презираемы. Теперь они просто побираются у магазинов, на автобусных остановках и на вокзалах или подрабатывают проституцией».
Хиджра: проклятый третий пол из Индии
По этой причине власти пытаются как-то приспособить хиджра к нормальной жизни, создавая для них рабочие места. Кое-что даже получается. Да и сами они проявляют все большую активность. Например, около 2-х десятилетий назад они потребовали признать себя третьим полом и даже собрали Конгресс хиджр. В конце концов власти признали правомочность их требований, и теперь в Индии, кроме мужчин и женщин, есть и третий пол. Такое решение не является результатом чрезмерной толерантности, как на Западе.
Основная причина не столько в хиджрах, а в кастовой системе, которой нет де-юре, но которая необычайно сильна де-факто. И хиджра относится к касте неприкасаемых, будучи одним из ее подвидов. Прав у неприкасаемых – самый минимум, и любая попытка хоть немного их расширить может закончиться печально. Так каждый год только на одну из подкаст неприкасаемых совершается несколько тысяч нападений с различным исходом.
Вместе с тем, сами хиджра считают себя потомками Шивы, объясняя это тем, что он символизирует единство мужского и женского начала. Прочие индийцы тоже смотрят на хиджра двояко: с одной стороны они неприкасаемы, а с другой – обладают своего рода священным статусом.
Так индийцы считают, что на свадьбу или религиозный праздник обязательно нужно пригласить представителей этой подкасты. Считается, что их присутствие очень полезно и при родах. Если хиджра ведет себя согласно кастовым правилам, его лучше не обижать, поскольку может проклясть. За ними признается наличие магических способностей – умение проклинать и снимать проклятия.
Кстати, чтобы навести такую порчу, хиджре обычно достаточно задрать подол и показать то, что под ним. Хотя обычно там нет НИ-ЧА-ВО, ибо в большинстве случаев хиджры являются кастратами. Устранение этой части тела для них является своего рода инициацией, причем важно, чтобы рана долго кровоточила. Процесс устранения «этого» выполняется примитивными методами, и зажившее место смотрится пугающе. Вот хиджры и стращают, чем умеют. Правда, примерно каждый пятый из них имеет семью и детей. Но у этих все на месте, и они образуют подкасту уже среди самих хиджра.
Остальные же поддерживают свою численность за счет притока кадров со стороны: к хиджра прибиваются все девочки и мальчики, которые не хотят быть ни теми, ни другими, а также беспризорники.
Кстати, нечто подобное было на Самоа. Только там таких «третьеполых» воспитывали сознательно. Обычно материалом был самый младший мальчик в семье, где нет девочек. Его одевали как девочку, воспитывали как девочку, и роль ему отводилась чисто девичья – помогать матери по хозяйству. Их считали особами третьего пола, и потом они могли строить отношения как с женщинами, так и с мужчинами. А вот друг с другом им было низя, ибо такая любовь считалась однополой. Мне только непонятно, как они определяли, что именно этот сын является самым младшим: а вдруг будет еще?
У индейцев Северной Америки и эскимосов тоже были такие, как их называли, «люди с двумя душами». Только в отличие от индийцев, индейцы оных не гоняли, додумавшись до толерантности гораздо раньше, чем некоренные американцы.
В индейском обществе им отводилась священная роль: обычно они становились шаманами. Причем только в этом случае гомосексуализм считался нормальным. Если же какой-то шалун – просто голубой и никакой шаманской пользы не приносит, то его участь была незавидной. Но и голубым со сверхспособностями, разрешалось вступать в связь с кем угодно, но только не друг с другом.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
22. Хиджры Индии. Часть 1
Этим постом начинается серия, посвящённая трансгендерам – людям, чей гендер не соответствует полу собственного тела. Чтобы не было повтора, но в тоже время было понимание о чём идёт речь, желательно прочесть мой пост 3 «Трансгендеры – общие сведения и роль традиций».
В своё время для меня было большим откровением узнать о подобных традициях. Несколько постов будет посвящено этому. Но отмечу, что это взгляд обычного человека, хотя и с научным бэкграундом, а не специалиста по этнографии или культурологии.
Хидж ра – «третий пол» Индии
В Индии с древних времён известна особая каста людей, чаще всего называемых хиджра (hijra). Есть и региональные названия, к примеру, киннар на Севере Индии или аравани в южном штате Тамил Наду. Хиджры рождены с обычным мужским телом, лишь очень незначительная часть из них имеет неопределяемые гениталии (интерсексуалы). Хиджры носят традиционную женскую одежду сари, на них женские ювелирные украшения (ожерелья, бусы, серьги и т.п.); у них яркий макияж, а длинные волосы уложены в женскую причёску, декорированную цветами или красивой бижутерией. Их поведение сродни женскому. Тем не менее, хиджры не считают себя ни мужчинами, ни женщинами; они – третий пол (правильнее сказать гендер). На западе их назвали бы трансгендерами, но между хиджрами и трансгендерными женщинами Запада есть существенные отличия. Вот какой ответ получила индийский фотограф Даянита Синх (Dayanita Singh), предложившая одной из хиджр изменить свой пол путём операции. «Вы действительно не понимаете. Я – третий пол, а не мужчина, пытающийся быть женщиной. Это проблема вашего общества, что вы признаете только два пола».
Следующий пост расскажет о хиджрах в индийской мифологии.
Что такое Хиджра (каста)? Хиджры в Индии
Индийское общество имеет одну из самых сложных социальных структур в мире. Его члены существуют в строгой иерархии каст, но одна из них сильно выделяется в общей группе, поскольку не является наследственной. Ее представители добровольно вступают в данную касту, ориентируясь на собственное самоощущение. Это каста – хиджры.
Девочка в мальчике
На Западе таких людей называют трансгендерами, а в Индии, Пакистане и Бангладеш – хиджра. В основном это мужчины, которые ощущают себя как женщины и, соответственно, носят женскую одежду. Многие из них делают и операции по удалению полового органа. Причем процедура эта официально запрещена, и сделать ее не решится ни одна клиника. Отчасти поэтому происходит все обычно подпольным способом, когда старший член касты большим ножом просто отрубает новичку «опознавательные органы». При этом кровь долго не останавливают, чтобы с ней из тела «вышло все мужское». На месте «операции» обычно остается безобразный шрам.
Хиджры в Индии
Однако, так делают не все, среди представителей касты есть те, кто физически остается мужчиной, а некоторые даже имеют жен и детей.
Внутри касты существует своя иерархия и разделение ролей, все участники должны им подчиняться. Взамен они получают поддержку и своеобразную защиту со стороны «своих».
Как и многое в индийской культуре, отношение к хиджрам неоднозначное. С одной стороны, они относятся к низшей касте, которую не уважают. Существует целая система правил и запретов, которые должны соблюдать хиджра. Например, они не могут питаться в общественных местах вместе со всеми, да и любые отношения с ними считаются нечистыми.
Хиджры в Индии
С другой стороны, хиджра боятся и почитают. Так, если представитель этой касты пришел на праздник, его должны накормить. Оскорбить такого человека для индийца значит навлечь на себя проклятие, за исключением ситуаций, когда хиджра сам нарушил неписанные правила. Нередко их специально приглашают на свадьбы и дни рождения в качестве танцоров и музыкантов, считается, что они принесут благополучие и обильное потомство брачующимся. А женщины, которые не могут родить, часто обращаются к ним за благословением.
Живут хиджры за счет этих выступлений, а также попрошайничества. Они могут, например, просить милостыню в поездах или на площадях. Люди обычно охотно дают им деньги, опасаясь навлечь на себя их гнев. Некоторые занимаются проституцией, но это опасное дело, за которое местные жители могут побить «третий пол». Власти пытаются найти для них социальные формы работы, чтобы хиджры могли содержать себя и свои семьи, к примеру их устраивают сборщиками налогов, заработок которых составляет процент от собранной суммы.
Истоки закона
Как у любой касты, у хиджра есть свой покровитель – Бог Шива, точнее, он считается праотцом представителей хиджры. Согласно индуистской традиции Шива кастрат, поскольку его орган является отдельным элементом культа, а одно из воплощений этого божества – Ардханаришвара, совмещает в себе черты и мужчины, и женщины, тот есть является гермафродитом.
Бог Шива
Такая история говорит о древности традиции и постоянном присутствии хиджр в индийском обществе, которое научилось быть терпимым ко многим явлениям. Вот и законодательное закрепление «третьего пола» произошло в Индии раньше, чем во многих демократических странах. Власти вынуждены были пойти на такой шаг, понимая, что такая большая часть общества должна иметь свои права и статус. А также признание трансгендеров стало одной из попыток защитить этих людей и вывести касту «неприкасаемых» из тени, сделав их официально членами общества с равными правами.
Подобный шаг привлек представителей «третьего пола» из других стран, которые отправляются жить в Индию. Однако, внутри и межкастовые отношения в государстве настолько сложны, что приспособиться к ним удается мало кому.
Статус хиджры является одновременно проклятием и благословением для человека, который не просил об этом, но судьба распорядилась таким образом, что человек воспринимает себя одновременно и мужчиной, и женщиной. Все что ему остается – это принять свою роль и максимально приспособиться к ней, выполняя до конца.
Хиджры: не такие, как все
Хиджры, каста гермафродитов от рождения, — одна из наиболее противоречивых тем современной Индии. Каково это, быть не таким, как все, в обществе, где правила и традиции не меняются уже около 2000 лет?
Их считают проклятыми, но при этом принимают их благословения, они находятся на самом дне индийского общества, однако представители самых высших каст обращаются к ним за услугами. Их часто можно видеть в поездах, около дорог, просящими милостыню. Они подходят только к мужчинам и сопровождают свои просьбы характерным похлопыванием ладони о кулак, а в случае отказа обнажаются, чего очень боятся индусы, так как это считается большим позором.
Симран родилась одновременно мальчиком и девочкой. Ее семья, в которой она была третьим ребенком, принадлежала к высокой касте воинов-кшатриев, и, конечно же, родители скрывали ее особенность от всех. Семья не приняла ее такой, как есть; особенно жестоким был отец, для которого произошедшее было бесчестьем и трагедией. До 12 лет Симран носила одежду мальчиков и пыталась им быть, ходила в школу, пытаясь притворяться, что все в норме.
Индийское общество очень регламентировано, и, несмотря на кажущуюся свободу, индусы связаны общественными рамками, обязательствами, традициями, которые фактически контролируют всю их жизнь. Быть исключенным из общества — значит, быть обреченным жить в нищете и, что самое невыносимое, одному и без семьи. Само общество разделено на касты, и те, кто оказывается исключен из этого общества, образовывают свою касту. Каста хиджр, то есть гермафродитов, известна с древнейших времен: считается, что на них лежит проклятие, но одновременно с этим иногда это проклятие — благословение. Например, хиджры приглашаются на все крупные праздники, такие как рождение ребенка, чтобы благословить его.
Как-то ночью, когда Симран было 12 лет, родители вышвырнули все ее вещи и выгнали из дома. Осознав, что она никогда не сможет быть такой, как все, они таким образом решили проблему. Два года она жила в трущобах Дели, попрошайничала и собирала монеты, спала на автобусной остановке. Как-то раз она встретила такую же, как она. На остановку пришла Маниша, которая была главой одного из сообществ хиджр в Дели. Случайно встретив маленького ребенка, Маниша позвала ее к себе в дом, где жила со своим мужем. С тех пор жизнь Симран изменилась — она стала частью общества, где ее принимали.
Как становятся хиджрой? Всегда ли это от рождения? Говорят, что хиджры узнают, когда в семье рождается такой ребенок, и приходят за ним, а родители обычно не против его отдать. Бывает и так, как произошло с нашей героиней, когда случайная встреча определяет, выживет ли хиджра благодаря поддержке таких же, как она. А бывают и другие истории, которые обычные индусы рассказывают о хиджрах. Например, привлекательный мужчина попадает в дом хиджры, где ему подсыпают снотворное, после чего происходит небольшая операция, и он — один из них. Это, конечно, больше похоже на страшную историю, но это по крайней мере отлично объясняет, почему мужчины боятся хиджр как огня.
Совершенное существо, не мужчина и не женщина, в глазах таится неземной свет, что-то сильное, что позволило ему выжить среди всего этого хаоса, убивающего любую альтернативу личности.
Хиджры живут в общинах таких же, как они, в особых домах. Все имущество и деньги хиджр — общее, а то, каким образом каждый хиджра зарабатывает деньги, определяется согласно его статусу, начиная от исполнения религиозных обрядов, что является самым престижным, и заканчивая попрошайничеством и проституцией.
Любое действие равно противодействию — этот закон, видимо, работает везде. Подавляя свою сексуальность в обычной жизни, соглашаясь на брак по договору с нелюбимым и порой даже незнакомым человеком, индусы высвобождают ее за закрытой дверью, в темных уголках, где никто никогда не увидит то, что они хотят на самом деле, где никто не осудит. Поэтому хиджры — объект сексуальных желаний многих мужчин и не только. Не только мужчины не получают в обычной жизни того, что им нужно. Женщины также обращаются к хиджрам.
Любое проявление сексуальности в Индии табуировано, даже муж и жена на людях не держатся за руку, не говоря уже о том, что не целуются. Что же говорить про гомосексуализм, который традиционными индусами не только не принимается, но и не обсуждается. Эти темы находятся традиционно за закрытыми дверьми.
У Симран есть возлюбленный. Он — зажиточный индус лет 40, у него есть семья и дети. Когда-то давно родители женили его по договору, но жену он так и не полюбил. Он начал обращаться к хиджрам, чтобы получить то, чего он не получал в семейной жизни, когда он встретил Симран. Это было шесть лет назад, с тех пор они вместе. К слову, отец Симран тоже пользовался услугами хиджр.
Удивительно, на какую любовь способен этот человек. Пройдя через все сложности, через нищету, сексуальные домогательства отца, отречение семьи, продажу себя за деньги, СПИД, ее/его душа не почернела и не очерствела. Ей всего 25 лет, а кажется, что уже за 50.
Когда смотришь на свет, исходящий из ее глаз, и видишь, насколько она влюблена в своего индуса, а он влюблен в нее, становится совсем непонятно, что в этом мире уродливо — брак без любви, совершенно селекторный, отвечающий каким-то марксистским догмам о капитале и размножении, произведении новой рабочей силы в виде потомства, или что-то якобы противоестественное, когда два человека любят друг друга. Серьезно, без пропаганды или осуждения, не для публикации. Может быть, мы мало видели в этой жизни, чтобы судить об этом? Почему большинство соглашается на заурядную жизнь, где все «каха-каха», так себе — ни смысла, ни действий, ни любви. Так страшно выйти за грань, как будто выплыть за линию горизонта и провалиться в пропасть, но давно пора понять: мир — круглый, а за гранью только свет, яркий ослепляющий свет настоящего, свободного тебя, без страха, переступившего через страдания и эго.
Может быть, это имеют в виду мудрые индусы, когда говорят, что хиджры прокляты, но одновременно принимают их благословения?