Грм автомобиля что это такое для начинающих

Классификация, устройство и принцип работы ГРМ двигателя

Газораспределительный механизм (ГРМ) представляет собой совокупность деталей и узлов, обеспечивающих открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов двигателя в определенный момент времени. Основная задача ГРМ заключается в своевременной подаче топливовоздушной смеси или топлива (это зависит от типа мотора) в камеру сгорания и выпуск отработавших газов. Для реализации этой задачи слажено работает целый комплекс механизмов, часть из которых управляется при помощи электроники.

Устройство газораспределительного механизма

В современных моторах газораспределительный механизм располагается в головке блока цилиндров двигателя. В его состав входят следующие основные элементы:

На тарелках клапанов сделаны специальные фаски, которые обеспечивают более плотное прилегание к отверстиям в головке блока цилиндров. Это место называется седлом. Кроме самих клапанов, в механизме предусмотрены дополнительные элементы, обеспечивающие его правильную работу:

Принцип работы

Работу газораспределительного механизма сложно рассматривать отдельно, в отрыве от рабочего цикла двигателя. Ведь его основная задача – это вовремя открыть и закрыть клапана на определенный промежуток времени. Соответственно на такте впуска открываются впускные, а на такте выпуска – выпускные. То есть фактически механизм должен реализовывать рассчитанные фазы газораспределения.

Технически это происходит следующим образом:

Стоит также отметить, что за полный рабочий цикл распредвал совершает 2 оборота, попеременно открывая клапана в каждом цилиндре, в зависимости от порядка их работы. То есть, например, при схеме работы 1-3-4-2 в один и тот же момент времени в первом цилиндре будут открыты впускные клапаны, а в четвертом выпускные. Во втором и третьем клапаны будут закрыты.

Классификация или типы ГРМ

Двигатели могут иметь различную компоновку газораспределительного механизма. Рассмотрим следующую классификацию.

По расположению распределительного вала

Существуют два типа положения распредвала:

При нижнем расположении распредвал находится в блоке цилиндров рядом с коленчатым валом. Усилие от кулачков передается через толкатели на коромысла, при этом применяются специальные штанги. Они представляют собой длинные стержни и связывают толкатели внизу с коромыслами наверху. Нижнее расположение считается не самым удачным, но имеет и свои плюсы. В частности, более надежное соединение распредвала с коленвалом. Данный тип расположения на современных моторах не применяется.

При верхнем положении распредвал находится в головке блока цилиндров (ГБЦ) непосредственно над клапанами. При таком положении могут быть реализованы различные варианты воздействия на клапаны: через толкатели, коромысла или рычаги. Такая конструкция более простая, надежная и компактная. Верхнее положение распредвала получило более широкое распространение.

По количеству распределительных валов

На рядных двигателях могут быть установлены один или два распределительных вала. Моторы с одним распредвалом имеют аббревиатуру SOHC (Single Overhead Camshaft), а с двумя – DOHC (Double Overhead Camshaft). Один вал отвечает за открытие впускных, а другой за открытие выпускных клапанов. В двигателях c V-образной компоновкой используются четыре распредвала, по два на каждый ряд цилиндров.

По количеству клапанов

От количества клапанов на один цилиндр будет зависеть форма распредвала и количество кулачков на нем. Клапанов может быть два, три, четыре или пять.

Самый простой вариант с двумя клапанами: один работает на впуск, другой на выпуск. В трехклапаном двигателе два работают на впуск и один на выпуск. При четырех клапанах: два на впуск и два на выпуск. Пять клапанов: три на впуск и два на выпуск. Чем больше клапанов на впуске, тем больше объем поступающей топливовоздушной смеси в камеру сгорания. Повышается мощность и динамика двигателя. Сделать больше пяти не позволят размер камеры сгорания и форма распредвала. Наиболее часто встречается схема с четырьмя клапанами на цилиндр.

По типу привода

Различают три типа привода распределительного вала:

Ресурса цепи хватает в среднем на 150-200 тысяч километров пробега.

Главной проблемой цепного привода считается поломка натяжителей, успокоителей или разрыв самой цепи. При плохом натяжении цепь может перескакивать между зубьев в ходе работы, что приводит к нарушению фаз газораспределения.

Автоматически регулировать натяжение цепи помогают гидронатяжители. Они представляют собой поршни, которые давят на так называемый башмак. Башмак прилегает непосредственно к цепи. Он представляет собой изогнутую дугой деталь со специальным покрытием. Внутри гидронатяжителя находится плунжер, пружина и рабочая полость для масла. Масло поступает в натяжитель и выталкивает цилиндр до нужного уровня. Клапан закрывает масляный канал, и поршень постоянно поддерживает нужное натяжение цепи. По похожему принципу работают гидрокомпенсаторы в ГРМ. Успокоитель цепи гасит остаточные колебания, которые не погасил башмак. Так достигается оптимальная и точная работа цепного привода.

Самые большие неприятности может принести разрыв цепи.

Ресурс ремня также ограничен и в среднем он равен 60-80 тысячам километров пробега.

Для лучшего сцепления и надежности используются зубчатые ремни. Такой привод более прост. Разрыв ремня при работающем двигателе приведет к тем же последствиям, что и при разрыве цепи. Главными преимуществами ременного привода является простота эксплуатации и замены, дешевизна и бесшумная работа.

От правильной работы всего газораспределительного механизма зависит работа двигателя, его динамика и мощность. Чем больше количество и объем цилиндров, тем сложнее будет устройство ГРМ. Каждому водителю важно понимать устройство механизма, чтобы вовремя заметить неисправность.

Источник

Что такое ГРМ в машине и для чего он предназначен

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Для начинающих водителей всегда непонятно, что такое ГРМ в автомобиле и как расшифровывается аббревиатура. Все просто – это механизм газораспределения, который «заталкивает» горючее и выводит отработанный газ из блока цилиндров. А о том, зачем это нужно и как работает – вы узнаете сегодня!

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Что такое газораспределительный механизм

Итак, ГРМ, что это такое в автомобиле?

Это — своеобразный проводник, который впускает внутрь топливо и выпускает газы.

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Видов газораспределительного механизма двигателя 2:

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Из чего состоит газораспределительный механизм

В состав ГРМ входят следующие детали.

Распредвал

Отвечает за очередность впуска и выпуска. Представляет собой длинный вал с шейками и кулачками на поверхности. Кулачки прижимаются к клапану, то перекрывая его, то наоборот – открывая.

Распредвал отливается из чугуна или стали с высокой прецизионностью.

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Привод ГРМ

Связующее звено между коленвалом и распредвалом. Конструкция его может быть разной, но состав один. Это набор шестерней, которые крутятся зубчатым ремешком с натяжителями и «башмаками».

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Если вас интересует, каким образом согласуется работа валов, то ответ – благодаря приводу.

Клапаны

Располагаются на ГБЦ (головка блока цилиндров). На вид напоминают гвозди: тонкий стержень со шляпкой, который называется «тарелка».

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Клапаны делятся на впускные и выпускные:

Для улучшения контакта клапана с ГБЦ, на тарелку нанесено седло – это фаска с обратной стороны.

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Также клапанный механизм состоит из:

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Толкатели

Промежуточная деталь между клапаном и кулачком распредвала.

Изготавливаются из марок сталей повышенной прочности. Бывают механическими и гидрокомпенсаторными.

Первым необходимо вручную выставлять тепловой зазор. Вторые делают это автоматически.

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Коромысло

Двухплечевой рычаг, создающий колебательные движения. Фактически в разных ГРМ они могут выполнять разные функции.

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Система смены фазы газораспределения

Есть не во всех автомобилях. Ее задача – контролировать работу открытия/закрытия клапанов по ситуации, т.е. фазы ГРМ.

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Классификация или типы ГРМ

Виды ГРМ зависят от типа двигателя. Основное их отличие – это компоновка, поэтому их тоже нужно знать. Всего классификация ГРМ включает 4 класса.

По расположению распределительного вала

Бывает нижним и верхним. Первый тип сейчас практически не встречается, так как удаление газов происходит менее интенсивно, но и свои плюсы у него есть. Например, так лучше согласуется работа ГРМ и коленвала, так как газораспределитель располагается прямо возле него.

При верхнем расположении ГРМ находится прямо у блока ГБЦ. Так работа может осуществляться через толкатели и коромысла. Хоть согласование и надежность соединения ниже, зато конструкция получается более простой, лёгкой и компактной.

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

По количеству распределительных валов

Устройство газораспределительного механизма может быть с:

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

В V-образных движках 4 вала, где каждый отвечает за свой ряд цилиндров.

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

По количеству клапанов

Всего их может быть от 2 до 16 (чаще всего встречаются двигатели с 4 клапанами). Чем их больше, тем выше мощность и динамические способности мотора.

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

По типу привода

Схема газораспределительного механизма может включать один из 2,5 типов привода:

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Принцип работы

Теперь можно рассмотреть и принцип работы устройства ГРМ двигателя. Коленвал приводит в движение распредвал. Его кулачки через толкатели воздействуют на коромысла или рычаги. Они в свою очередь давят на тарелки клапанов с определенным интервалом. Этим и обеспечивается впуск топлива и выход отработанного газа.

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Основные неисправности ГРМ

С ремонтом ГРМ можно справиться и самостоятельно, так как основная часть – замена изношенных деталей.

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Вот основные неисправности ГРМ:

Рекомендуется перед ремонтом найти схему вашего ГРМ.

Источник

Грм автомобиля что это такое для начинающих

Что такое ремень ГРМ, зачем нужен и что случается при обрыве

Для автолюбителей страшной поломкой является обрыв ремня в системе газораспределения. Разберемся, чем опасна эта неисправность.

Роль ремня ГРМ в работе двигателя

Газораспределительный механизм, регулирует своевременный выпуск отработанных газов и впрыск топливо-воздушной смеси. Как правило, приводом ГРМ называют ремень или цепь. Сейчас распространены двигатели с ременным приводом, рассмотрим подробнее.

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Ремень ГРМ на автомобиле

На самом деле ремень газораспределительной системы, только отвечает за передачу усилия от коленчатого вала к распределительному. Также, благодаря зубчатым шкивам, поддерживает правильные настройки системы.

Дополнительная функция привода газораспределительного механизма — передача усилия на водяной насос, а иногда и на водяную помпу.

Как устроен ремень ГРМ

Приводной ремень представляет собой замкнутое кольцо, которое выполнено из технической резины. Некоторые модели имеют в составе полимерные нити. Использование резины позволяет добиться минимального уровня шумности.

На большей части двигателей внутреннего сгорания, используются зубчатые ремни.

Они эффективнее настраивают фазы газораспределительного механизма. Такой ремень имеет насечки-зубцы на внутренней поверхности кольца, которые обеспечивают надежное зацепление со шкивами распределительных валов и коленвала.

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Применяются следующие разновидности ремней:

Два последних типа применяются крайне редко. По сравнению с зубчатыми ремнями, они не дают достаточную надежность передачи усилия.

Каждый ремень имеет точные размеры по внутреннему диаметру. Ширина ленты также различается. Учитывать эти параметры важно, если нужно будет приобрести неоригинальное изделие.

Когда менять ремень ГРМ?

На срок замены ремня могут влиять множество факторов:

На практике наиболее частой причиной замены, становится плановое ТО, согласно регламенту производителя.

Заявленный производителем срок службы ремня ГРМ.

Производители рассчитывают срок службы ремня ГРМ. В техническом руководстве к каждой модели можно найти данные по пробегу, на котором производится замена. Работа входит в плановое ТО. В таблице ниже можно найти информацию по популярным маркам легковых автомобилей.

Марка автомобиляСрок службы в км пробега
Audi120 000
Renault120 000
Ford160 000
Hyundai75 000
BMW95 000
Honda120 000
Toyota95 000
Volkswagen95 000
Nissan95 000
Mazda95 000
KIA90 000
Daewoo115 000

Стоит учитывать, что данная таблица носит справочный характер. Максимальный допустимый пробег зависит от модели двигателя, некоторые особенности мотора могут влиять на срок службы ремня

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Пример износа ремня

7 признаков, что пора менять ремень ГРМ

Ориентироваться, только на рекомендации неосмотрительно. Обрывы ремня встречаются и с меньшим пробегом. Когда ремень обрывается избежать серьезных повреждений двигателя не получится.

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Трещины на ремне ГРМ

В целом менять деталь стоит при видимом износе, трещинах и других повреждениях. Но ремень обычно скрыт кожухом, разбирать его регулярно для визуальной диагностики не самая лучшая идея. Поэтому, стоит знать основные признаки, что пора поменять ремень.

Последствия обрыва ремня

В некоторых случаях можно обойтись «малой кровью» и никаких последствий кроме замены ремня и сопутствующих деталей не потребуется. Правда, такое случается редко. Некоторые модели имели выемки в поршнях, позволяющие избегать встречи с клапанами. Сейчас такие двигатели практически не производятся, так как имеют сниженное КПД.

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Обрыв ремня на двигателе

Вероятнее всего проблемы все же возникнут. Распространенная ситуация — загиб клапанов. Происходит это по причине разнобойной работы валов. Распредвал застыл в одном положении, клапана естественно тоже. Коленвал еще работает по инерции, и поршни в верхней мертвой точке бьют по клапанам, повреждая их. В итоге, водителю приходится менять комплект клапанов.

В некоторых случаях клапан пробивает и поршень. Тогда придется провести полную переборку мотора, в очень редких ситуациях разбивается блок цилиндров. Еще реже повреждается пастель распредвала, тогда потребуется замена ГБЦ (головки блока цилиндров).

Особенности выбора детали и замены

Рекомендуется покупать только оригинальные запчасти, это гарантирует длительный срок службы и отсутствие сюрпризов. Даже если машина приобреталась с рук, и вы не знаете, каталожный номер оригинала, выяснить это можно по номеру VIN. Ставить неоригинальные ремни можно только в самом крайнем случае.

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Комплект ГРМ для замены

Если подбираете ремень не по номеру в каталоге, следует учитывать следующие моменты:

Помимо всего перечисленного, имеет смысл покупать детали только в проверенных магазинах или у официальных представителей.

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Пример маркировки ремня ГРМ

Переходим к замене. Оптимально отдать машину в авторизованный сервисный центр. Это гарантированно избавит вас от целого ряда проблем.

Если планируете выполнять ремонт самостоятельно, будут полезны следующие советы:

Задача по замене ремня ГРМ не слишком сложная. Но, при этом желательно иметь навыки работы с двигателем.

Заключение

Ремень ГРМ отвечает за одновременную работу коленвала и распредвала. Проблемы с этой деталью способны привести к серьезному ремонту. Важно следить за состоянием ремня постоянно, не дожидаясь обрыва.

Источник

Газораспределительный механизм двигателя

Одним из наиважнейших узлов в двигателе внутреннего сгорания является газораспределительный механизм или, как его коротко называют, ГРМ, функция которого заключается в переключении фаз газораспределения.

Что такое газораспределительный механизм.

ГРМ есть во всех поршневых ДВС, в которых рабочий процесс проистекает во всех цилиндрах при каждом вращении в 2 оборота коленчатого вала, то есть за 4 хода поршня. Посмотрите внимательно на схему работы цилиндро-поршневой группы и газораспределительного механизма, за четыре хода поршня, коленвал ДВС вращается 2 раза. Поэтому такие двигатели называются 4-х тактными.

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Работа ГРМ в том, чтобы открывать впускные и выпускные клапаны. Открытие клапанов осуществляется за счет вращения колевала ДВС, которые через ременную или цепную передачу передает вращение распределительному вал (распредвал). Установленные на вале распредвала кулачки физически толкают клапана. А закрытие клапанов осуществляется за счет пружинных клапанов. Через впускные клапаны происходит впрыск топлива, а через выпускные — выпуск отработанных газов.

Типы газораспределительных механизмов

По типу ГРМ делятся на:

Золотниковые ГРМ используются в двухтактных моторах. Используются в японских мотоциклах (Ява, Сузуки, Ямаха) и других транспортных средства.

Самые распространенные — это, конечно же, клапанные ГРМ, в конструкции всех четырехтактных ДВС.

Из чего состоит ГРМ

Устройство газораспределительного механизма состоит из:

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Распределительный вал 4-х тактного двигателя внутреннего сгорания

Распредвал ДВС делается из стали высокой прочности с дополнительной закалкой или отливается из чугуна. На распределительном вале присутствуют опорные шейки и кулачки. Кулачки занимаются тем, что создают, именно, физическое давление на клапаны, от чего зависит порядок работы ДВС.

С торца распредвал оснащается цепной звездочкой для цепи (в случае, если двигатель с цепной передачей).

Распредвал ДВС вставляется в подшипник качения, который, в свою очередь, устанавливается на головке блока цилиндров. С торца корпуса подшипника устанавливается упорный фланец, который предупреждает осевой люфт (смещение по длине вала).

Толкатели

Толкатель относится к промежуточной детали, который передает усилие штангам клапана от кулачков распредвала. Толкатели, как и вал, изготавливаются из стали высокой прочности или отливкой чугуном.

Виды толкателей клапанов:

Толкатели осуществляют движение в специальных направляющих блока цилиндров или в корпусах прикрепленных к блоку.

Штанги

Штанги клапанов — это, также, промежуточные звенья, которые передают физическое усилие коромыслам от толкателей. Штанги — это пустотелые цилиндрические стержни с наконечниками из стали.

Материал для изготовления штанг клапанов — алюминиевый сплав. Штанги соединяются с толкателями и с коромыслами.

Коромысло или рокер ГРМ

Коромысло, он же рокер — это тот элемент в составе ГРМ, который толкает клапан, то есть является рычагом привода клапана. По виду, коромысло — это рычаг с разными длинами плеч, устанавливается на ось.

Материал для изготовления коромысел / роликовых рокеров — сталь высокой прочности. Монтируется коромысло в спецвтулку на оси, которая крепится на ГБЦ. Для уменьшения трения в паре коромысло-ось, между ними устанавливается защитная втулка.

Впускные и выпускные клапаны

Функция впускного клапана — подавать топливно-воздушную смесь (ТВС) в рабочую камеру сгорания цилиндра, а выпускного — выводить выхлопные газы.

Конструкция клапана проста, состоит из стержня и плоской головки, скошенной под углом 45 градусов. Диаметр головки в несколько раз больше диаметра стержня клапана.

Диаметр головки впускного клапана несколько больше диаметра головки выпускного клапана, потому что объем выхлопных газов больше объема подаваемой ТВС.

Место установки клапанов ГРМ — головка блока цилиндров. Клапан монтируется в седло, установленное в ГБЦ. Материал из которых делается седло клапана — жаропрочный чугун.

Материал впускного клапана — сталь с покрытием хрома (Cr).

Материал выпускного клапана — жаропрочная сталь.

В верхней части цилиндрического стержня клапана создан паз по периметру для установки сухарей, которые фиксируют пружину. Потому как клапан сам подняться не может, после того, как его опустил вниз кулачок распредвала. Для возврата клапана в исходное положение, на стержень клапана надеваются внутренняя и наружная пружины, которые фиксируются шайбами, сухарями в специальный паз. Подробнее об этом смотрите на видео этой статьи.

Клапаны движутся по направляющим втулкам, которые изготавливаются из стали или чугуна. Направляющие втулки соединены с ГБЦ.

Одним из элементов устройства ГРМ, который обеспечивает непопадание масла в цилиндр является колпак. Колпаки изготавливаются из резины, которая выдерживает агрессивную среду и быстро не изнашивается. Колпаки устанавливаются между стержнем клапана и направляющей втулкой.

В новых автомобилях, в основном, монтируют 16-ти клапанные двигатели внутреннего сгорания. Для каждого цилиндра устанавливаются по 2 клапана впуска и по 2 клапана выпуска.

Привод распредвала

Скорость вращения коленчатого вала ДВС в два раза больше вращательной скорости распределительного вала. Передача вращения от коленвала распредвалу ДВС осуществляется ремнем ГРМ или металлической цепью.

Один рабочий цикл равен одному впуску и одному выпуску клапанами, это происходит за один оборот распредвала, то есть за два оборота коленвала.

Схема газораспределительного механизма

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть фото Грм автомобиля что это такое для начинающих. Смотреть картинку Грм автомобиля что это такое для начинающих. Картинка про Грм автомобиля что это такое для начинающих. Фото Грм автомобиля что это такое для начинающих

Цепной или ременный привод ГРМ

Плюсы и минусы ремня и цепи противоположные. Цепная передача вращения надежнее, но со временем растягивается и перескакивает на зуб или два шестеренки привода, также, дороже и шумнее. Ременная передача мягче, намного дешевле, бесшумная, но часто приходится менять, а, если вовремя не поменять, то, возможно приведет к замене клапанов. Новые линейки автомобилей сейчас идут, в основном, с ременной передачей.

Через сколько км нужно менять ремень ГРМ

Причиной остановки работоспособности двигателя может стать обрыв ремня. Поэтому, желательно заблаговременно узнать, на каких двигателях гнет клапана. Положено менять ремень через каждые 60-70 тысяч км. Но, к сожалению, многие водители не успевают заменить ремень газораспределительного механизма. На машинах с 16-ти клапанными двигателями обрыв ремня не нанесет вреда клапанам, а на 8-ми клапанных происходит деформация клапана, который называется «погнуло клапана». Но на 8-ми клапанных двигателях тоже может не сгибать клапана, если двигатель расточен, на поршнях выточены специальные углубления, рассчитанные специально под размер не поднятого клапана.

Ремонт газораспределительного механизма

Произвести диагностику и найти причины неисправностей ГРМ можно своими руками. Если произошел обрыв ремня из армированной резины, то последовательность была описана в материале: как заменить ремень грм на ваз.

Если ремень целый, но есть подозрительные стуки и признаки неполадок в работе газораспределительной системы, то необходимо изучить видео по ремонту ГРМ.

Тепловой зазор газораспределительного механизма

Как уже нам всем известно из жизненного опыта, что при нагревании габаритные размеры деталей увеличиваются. А в ДВС детали испытываются большие температурные нагрузки, что ведет к расширении их в размере.

В связи с этим, конструкторами был предусмотрен тепловой зазор газораспределительного механизма, который рассчитан на то, чтобы увеличивающийся клапан по длине увеличивался в сторону кулачка распредвала, а не опускался в цилиндр, что создаст разгерметизацию. Тепловой зазор равен:

Автомобили с цепным приводом ГРМ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *