Государственный инспектор чем занимается
Структура и содержание административно-правового статуса государственного инспектора
См.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.
В соответствии с вышеназванным Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 такими органами являются федеральные службы (из них действительно контрольно-надзорными органами могут быть признаны 31), однако к ним следует отнести государственные инспекции в МВД России и в МЧС России, отдельные федеральные агентства (например, Ростехрегулирование), некоторые государственные учреждения, а также органы исполнительной власти и учреждения субъектов Российской Федерации.
Но не только принадлежность к тому или иному органу (учреждению) определяет особенности статуса госинспектора. Многое зависит и от принадлежности к той или иной форме деятельности. В настоящее время должности госинспекторов относятся к должностям:
а) федеральной государственной гражданской службы ;
См.: Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» // СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118.
б) государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации ;
См., например: Указ Президента Республики Башкортостан от 26 марта 2007 г. N УП-122 «О перечне специализаций должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан» // СПС «КонсультантПлюс: РегиональноеЗаконодательство»; Закон Краснодарского края от 12 марта 2007 г. N 1203-КЗ «О Реестре должностей государственной гражданской службы Краснодарского края» // СПС «КонсультантПлюс: РегиональноеЗаконодательство».
в) государственной правоохранительной службы ;
См., например: Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 2897 и др.
См., например: Приказ МЧС России от 24 июля 2008 г. N 411 «Об утверждении Перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных учреждений» // БНА. 2008. N 33; Приказ Росприроднадзора от 1 сентября 2008 г. N 336 «Об утверждении Перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для расчета средней заработной платы руководителей федеральных государственных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» // РГ. 2008. 17 сент. и др.
Различия в содержании статусов государственного гражданского служащего, сотрудника милиции и работника учреждения очевидны.
В зависимости от того, в штатах каких органов или учреждений состоят госинспекторы, находится их правовое положение во внеслужебных отношениях. Речь идет о личностной составляющей статуса граждан, замещающих должности госинспекторов (денежное содержание, пенсионирование, государственное страхование, обязанности, запреты и ограничения). Личностная составляющая статуса находится в тесной взаимосвязи со статусом должности.
СЗ РФ. 2005. N 46. Ст. 4720.
См.: Хабриева Т.Я., Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю.А. Административная реформа: решения и проблемы // Журнал российского права. 2006. N 2. С. 14.
Назрела необходимость привести статус госинспектора в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к субъектам государственного контроля и надзора, обеспечить единство и стабильность фундаментальных компонентов статуса, обусловленные функциональным единством должности госинспектора в различных органах исполнительной власти и государственных учреждениях. Решение этих задач невозможно без исследования структуры и содержания статуса госинспектора.
См.: Ноздрачев А.Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы // Законодательство и экономика. 2005. N 12. С. 22.
См., например: Манохин В.М. Советская государственная служба. М., 1966. С. 35; Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы // Государство и право. 1966. N 12. С. 10; Якимов А.Ю. Указ. соч. С. 29 и др.
Д.Н. Бахрах в компетенционном блоке элементов статуса органа предложил выделять функциональную, предметную, территориальную и процессуальную компетенцию. См.: Бахрах Д.Н. Административное право: Учеб. М., 1993. С. 25.
Д.Д. Цабрия утверждал, что «предписанная правовыми нормами цель указывает желаемый результат деятельности органа управления, определяет тем самым ее направленность. Нормы, устанавливающие задачи органа управления, определяют конкретные направления его деятельности, ее параметры, ориентируют орган на достижение поставленных перед ним целей» (Цабрия Д.Д. Статус органа управления // Советское государство и право. 1978. N 2. С. 127).
СЗ РФ. 2004. N 52. Ч. II. Ст. 5491.
См.: Ковачев Д.А. Функция, задачи, компетенция и правоспособность государственного органа // Правоведение. 1985. N 4. С. 44.
См.: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» // Ведомости РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.
Основываясь на приведенных нормативных установлениях, можно сформулировать общие для госинспекторов задачи:
предупреждение и пресечение правонарушений в сфере деятельности госинспектора;
защита прав и свобод граждан и организаций, имущества;
охрана окружающей природной среды;
защита государственных интересов.
Функции госинспекторов вытекают из функций по контролю и надзору, определенных в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314:
С.С. Сергеев называет три функции Госавтоинспекции (контроль, надзор и разрешение). См.: Сергеев С.С. Административно-правовой статус ГИБДД как субъекта контрольно-надзорных правоотношений. М., 2007. С. 68.
См.: Административная реформа в России: Науч.-практ. пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2006. С. 19.
Организационно-структурный блок статуса госинспектора включает ряд элементов, определяющих его положение в иерархии государственных должностей :
принадлежность к виду государственной службы либо к категории работников;
порядок назначения на должность, перемещения и снятия с должности, присвоения квалификационных разрядов, специальных званий;
положение в штате органа: подчиненность и наличие подчиненных; право решать вопросы за подчиненных, отменять решения подчиненных;
источник финансирования: федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, муниципальный бюджет;
форменная одежда со знаками различия ;
См., например: Приказ Роспотребнадзора от 31 января 2007 г. N 23 «Об утверждении Правил ношения форменной одежды для руководства, иных должностных лиц центрального аппарата и территориальных органов Роспотребнадзора» // БНА. 2007. N 11; Приказ Россельхознадзора от 13 сентября 2007 г. N 206 «Об утверждении Правил ношения форменной одежды для государственных инспекторов центрального аппарата и территориальных органов Россельхознадзора» // БНА. 2007. N 46 и др.
специальный порядок назначения на должность (включая проведение испытаний, стажировку и заключение контракта), продвижения в должности, повышения квалификации, присвоения специальных званий, квалификационных разрядов;
право подписи, наличие личной печати, штампа и др.
Третьим блоком элементов статуса госинспектора является компетенция, в которой можно выделить:
функциональную (по надзору, по регистрации, по разрешению, по учету, по рассмотрению дел об административных правонарушениях и т.д.);
процессуальную (полномочия на совершение конкретных действий: проведение осмотров, проверок, прием документов, направление запросов, дачу предписаний, составление протоколов и т.д.);
предметную (определяется областью деятельности);
территориальную (федеральную, региональную, территориальную или зональную, районную, объектовую).
См.: Ковачев Д.А. Указ. соч. С. 42.
См.: Административная реформа в России: Науч.-практ. пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. С. 89.
См., например: Лавренюк А.В. Указ. соч. С. 15 и др.
См., например: Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 «О мерах по противодействию коррупции» // СЗ РФ. 2008. N 21. Ст. 2429; Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ 31 июля 2008 г. N Пр-1568 // РГ. 2008. 5 авг. и др.
В части 3 ст. 28.1 сказано: «Дело об административном правонарушении может быть возбуждено. «.
Рассмотренные блоки элементов в традиционном их представлении не позволяют всесторонне описать статус госинспектора, поскольку они охватывают лишь одну составляющую статуса, связанную с должностью. Однако уже на этом этапе можно сделать вывод о том, что целевой и компетенционный блоки элементов для всех госинспекторов в значительной мере едины, это, собственно, и позволяет выделять их в отдельную группу должностных лиц. Существенные различия обнаруживаются в организационно-структурном блоке, в котором выделяются следующие виды:
В некоторых органах предусматриваются старшие госинспекторы, однако их выделение связывается, как правило, с положением в иерархии должностей органа (с должностями руководителей подразделений), но не с объемом полномочий.
Различное отношение к государственной службе, в свою очередь, обусловливает различия в личном статусе гражданина, замещающего должность госинспектора, в структуре которого можно выделить:
льготы и привилегии;
В числе общих гарантий, установленных для госинспекторов, можно назвать:
государственную защиту, правовые основы которой предусмотрены Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» ;
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.
См.: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1474.
СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
При установлении запретов, ограничений и обязываний необходимо соблюдать баланс с соответствующими гарантиями. В связи с этим не представляется возможным поддержать проект Федерального закона N 105377-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» в части распространения на сотрудников милиции и таможенных органов запретов, ограничений и обязываний, предусмотренных ст. 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» без изменения гарантий в сторону приближения их к гарантиям, установленным для государственных гражданских служащих.
См.: Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3806.
См., например: Положение о надзорной и контрольной деятельности в системе Госгортехнадзора России.
Изложенное позволяет сделать следующие выводы.
Кто такой инспектор и чем он занимается?
Среди государственных служащих есть много разных специальностей, включая, к примеру, инспекторов. Это люди, которые специально уполномочены проводить различные проверки. При этом чаще всего подразумевают инспекторов ГИБДД, которые охраняют порядок на дорогах. Именно с ними чаще всего сталкиваются простые люди. Хотя, разумеется, инспекторы служат во многих ведомствах.
Суть работы государственных инспекторов
Designed by Liventsev d/commons.wikimedia.org
Инспекция в переводе с латыни означает банальную проверку. Иными словами, инспектор – это профессиональный проверяющий, который от лица государства занимается надзором или контролем в своей отрасли. Причем у должности инспектора много синонимов:
Свои инспекторы есть во многих ведомствах. Наиболее часто выделяют:
Инспекторов пожарной охраны МЧС;
Инспекторов государственной инспекции по маломерным судам;
Инспекторов по кадрам;
Инспекторов полиции по делам несовершеннолетних (ПДН);
Понятно, что специфика работы в каждом ведомстве своя и от специалистов требуются совершенно разные навыки, однако, суть остается неизменной – осуществлять контроль и проводить проверки.
Характерно, что инспекторы требуются не только в органах государственной власти. Своих проверяющих нанимают и крупные корпорации. К примеру, в логистических компаниях есть инспекторы, которые следят за ходом погрузочно-разгрузочных работ, проверяют состояние транспорта и т.д. Чаще всего в частном секторе под инспекторами подразумеваются супервайзеры.
Обязанности инспекторов
В целом же, профессия инспектора позволяет сделать вывод, что такой человек занимается надзором. Обязанности инспектора любого государственного органа:
проверка того, как работники соблюдают требования законодательства и нормативно-правовые акты;
проверка состояния материальных, либо финансовых ресурсов. К примеру, пожарный инспектор проверяет состояние входов и выходов, наличие средств пожаротушения и т.д.;
участие в комиссиях по расследованию инцидентов на производстве;
участие в аттестации рабочих мест;
возбуждение административных дел по итогам проверки, либо передача материалов в правоохранительные органы;
составление отчетов по результатам проверки;
выдача предписаний об устранении нарушений;
Разумеется, конкретные обязанности инспектора зависят от того, в какой службе он работает и каким образом организуются проверки.
Чем занимаются инспекторы ГИБДД
Designed by Фотобанк Moscow-Live/flickr
Характерными представителями профессии являются работники Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ. Они проводят инспекции на трассах общего пользования и осуществляют проверки на дорогах.
От инспектора ГИБДД требуются:
отличное знание ПДД, уголовного и административного законодательства;
навыки оформления протоколов и иной документации;
умение оказать первую помощь при ДТП;
знание сигналов при ручной регулировке движения;
знание нормативных документов и правил постановки на учет транспорта.
В целом, сотрудники ГИБДД действуют в довольно жестких условиях, нередко работают на улице в любую погоду. Им требуется хорошее здоровье и выносливость.
Где выучиться на инспектора
Работа государственного инспектора практически на две третьих состоит из бумажной волокиты, проверок на соответствие нормам законодательства. Логично, что при таких требованиях инспектор должен досконально разбираться в юриспруденции и тех отраслях права, которые соприкасаются с его деятельностью.
Поэтому лучшим образованием для государственного инспектора будет высшее юридическое. Однако опять-таки на каждом месте работы ценятся определенные навыки. К примеру, в налоговой службе крайне востребованы бухгалтеры и аудиторы, в пожарной инспекции – техники и инженеры, ну а в Россельхознадзоре – люди, имеющие представления об аграрной сфере.
Вакансии для государственных инспекторов на рынке труда, средняя зарплата
Специальность госинспектора относится к государственной службе, поэтому состоит из оклада, премиальных и определенных льгот (за выслугу, занимаемую должность и т.д.).
При этом, разумеется, разброс зарплат инспекторов высокий и в среднем будет колебаться в пределах 20 – 50 тысяч рублей.
Плюсы и минусы профессии инспектора
интересная аналитическая работа;
льготы и ранний выход на пенсию (для силовых структур).
Государственные инспекторы труда
Государственный инспектор труда – это должностное лицо Федеральной инспекции труда, наделенное полномочиями по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Основные полномочия государственных инспекторов труда и порядок осуществления их надзорно-контрольной деятельности закреплены в Трудовом кодексе РФ и Положении о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденном постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875.
Права государственных инспекторов труда
Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора имеют право:
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Обязанности государственных инспекторов труда
Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора обязаны:
Порядок организации и проведения проверок работодателей
Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей: организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц.
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
Внеплановая выездная проверка в случае обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.
Не допускается предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки в случае обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав или запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.
Обжалование решений государственных инспекторов труда
Порядок обжалования решений государственных инспекторов труда установлен ст. 361 Трудового кодекса РФ, которая предусматривает административный и (или) судебный порядок обжалования решений государственных инспекторов труда, предоставляя возможность выбора одного из них.
Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы как в судебном порядке, так и в порядке подчиненности, за исключением решений Главного государственного инспектора труда РФ, которые обжалуются исключительно в судебном порядке.
Государственный инспектор чем занимается
Статья 13. Государственные инспекторы, их права и ответственность
1. Государственные инспектора, осуществляющие государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, являются представителями государственных органов управления и находятся под защитой государства.
Государственный инспектор имеет право:
свободного доступа в служебные и производственные помещения субъекта хозяйственной деятельности;
получать от субъекта хозяйственной деятельности документы и сведения, необходимые для проведения государственного контроля и надзора;
использовать технические средства и специалистов субъекта хозяйственной деятельности при проведении государственного контроля и надзора;
проводить в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов продукции и услуг для контроля их соответствия обязательным требованиям государственных стандартов с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки производства проверяемых субъектов хозяйственной деятельности;
выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;
выдавать предписания о запрете или приостановке реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции, а также выполнения работ и оказания услуг в случаях несоответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям государственных стандартов;
запрещать реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг в случае уклонения субъекта хозяйственной деятельности от предъявления продукции, работ и услуг для проверки.
Главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами, главные государственные инспектора республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов по надзору за государственными стандартами имеют право выдавать субъекту хозяйственной деятельности предписания, указанные в абзацах седьмом и восьмом настоящего пункта, а также имеют право:
принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушения обязательных требований государственных стандартов;
запрещать реализацию импортной продукции и оказание импортных услуг, не соответствующих обязательным требованиям государственных стандартов и не прошедших государственную регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Государственные инспектора в случае невыполнения выданных ими предписаний и постановлений субъектами хозяйственной деятельности направляют необходимые материалы в арбитражный суд, органы прокуратуры или суд для принятия мер, установленных законодательством Российской Федерации.
3. Государственные инспектора при осуществлении возложенных на них обязанностей должны защищать интересы потребителей, субъектов хозяйственной деятельности и государства, руководствуясь законодательством.
4. Государственные инспектора несут установленную законодательством ответственность за невыполнение и ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, разглашение государственной или коммерческой тайны.
Государственный инспектор чем занимается
Согласно ст. 26 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (далее – Закон № 248-ФЗ), контрольные (надзорные) органы – это наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответственно:
При этом отдельные виды контроля (надзора) или отдельные полномочия по их осуществлению могут быть возложены на государственные или муниципальные учреждения (ГУПы и МУПы) – в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов РФ.
Порядок определения органов контроля (надзора) и их полномочий
ВОПРОСЫ
КАКОЙ ОРГАН РЕШАЕТ
ДОКУМЕНТ-ОСНОВАНИЕ
Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности
Определение перечня должностных лиц указанных органов и их полномочий
Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности
Определение перечня должностных лиц указанных органов и их полномочий
Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности
Определение перечня должностных лиц этих органов местного самоуправления и их полномочий
Если осуществление отдельного вида федерального госконтроля (надзора) возложено на публично-правовую компанию, федеральный закон о виде контроля устанавливает, что такая компания или федеральный орган исполнительной власти принимает нормативные правовые акты как контрольный (надзорный) орган.
Федеральные законы о видах контроля, законы регионов, предусматривающие возложение контрольно-надзорных полномочий на ГУП или МУП, определяют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, которые могут принимать нормативные правовые акты как контрольные (надзорные) органы.
Кто проводит проверки
На основании ст. 27 Закона № 248-ФЗ от имени контрольного (надзорного) органа госконтроль (надзор), муниципальный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица:
Кстати, с 1 июля 2021 года слово «инспектор» в наименовании должности лица обязательно.
Инспекторов, которые вправе проводить конкретные профилактические или контрольные (надзорные) мероприятия, определяет решение контрольного (надзорного) органа о проведении соответствующего мероприятия.
По общему правилу инспекторы государственных и муниципальных учреждений, полномочные осуществлять вид контроля, не вправе:
Но иное может быть установлено федеральным законом о виде контроля, законом региона.
Президент РФ по представлению Правительства России, высший исполнительный орган госвласти региона, представительный орган муниципального образования вправе устанавливать особый порядок оплаты труда должностных лиц контрольного (надзорного) органа – в зависимости от показателей служебной деятельности, определяемых служебным контрактом (трудовым договором).
На должностных лиц госкорпораций, публично-правовых компаний, ГУПов и МУПов, которые наделены всеми или отдельными полномочиями по организации и осуществлению вида контроля, в полном объеме распространяются права, обязанности и ответственность, установленные Законом № 248-ФЗ в отношении должностных лиц контрольных (надзорных) органов.
Чем занимаются органы контроля (надзора)
Их деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством:
Контрольные (надзорные) органы вправе заключать соглашения между собой, а также с иными органами госвласти и органами местного самоуправления. В том числе для совместного проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.
Сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях обязательно должны быть в Едином реестре видов контроля.
В свою очередь, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отражают все проводимые мероприятия и принятые меры, решения и действия инспекторов.
Все документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом, составляют в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.