Гонзо журналистика что это

Гонзо-журналистика

Гонзо-журналистика (англ. Gonzo — рехнувшийся, чокнутый, поехавший ) — направление в журналистике, представляющее собой глубоко субъективный стиль повествования, ведущегося от первого лица, в котором репортёр выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий и использует свой личный опыт и эмоции для того, чтобы подчеркнуть основной смысл этих событий. Использование цитат, сарказма, юмора, преувеличения и даже ненормативной лексики также являются неотъемлемой чертой этого стиля.

Этот стиль можно считать ответвлением так называемой новой журналистики, движения 60-х, основоположником которого был Хантер С. Томпсон, чьи идеи были подхвачены Лестером Бэнгсом и Джорджем Плимптоном.

Гонзо-журналистикой занимались также писатели Джорбан Кобос, Уильям Гудвин, Мэтт Тайбби, Алан Кабал, Владимир Лебедев.

История термина

Впервые термин гонзо был использован редактором американского журнала The Boston Globe, Биллом Кардозо после того, как он прочитал опубликованную в журнале Scanlan’s Monthly в 1970 г. статью «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» (англ. The Kentucky Derby Is Decadent and Depraved ), написанную журналистом Хантером Томпсоном, позже популяризовавшим стиль гонзо, и проиллюстрированную английским художником Ральфом Стедманом. Томпсон был отправлен редактором в Кентукки для освещения известных лошадиных скачек (дерби). Присутствуя на скачках, Томпсон был впечатлён поведением зрителей, являвших собой жалкое сборище пьяниц и матершинников, о чём он подробно написал в дневнике. Когда срок сдачи статьи подошёл к концу, она ещё не была готова. И Томпсон отправил редактору страницы, вырванные из своей записной книжки, наброски в которых были крайне жёсткими и имели глубоко субъективную окраску. Опубликованная статья вызвала большой общественный резонанс.

Кардозо утверждал, что словом Gonzo в ирландских кругах Южного Бостона называют человека, который последним из всей компании сможет стоять на ногах после ночного алкогольного марафона. Согласно другой версии, этот термин может происходить от испанского gonzagas, что означает «я тебя одурачил», «нелепости».

Источник

Гонзо-журналистика

Гонзо журналистика что это. Смотреть фото Гонзо журналистика что это. Смотреть картинку Гонзо журналистика что это. Картинка про Гонзо журналистика что это. Фото Гонзо журналистика что это

Гонзо-журналистика — это направление журналистики, отражающее глубоко субъективный взгляд репортера на происходящие события. Отличается агрессивностью повествования, ведущегося от первого лица, нецензурной речью, сарказмом и преувеличением. Автор (часто находясь под воздействием психотропных веществ) является непосредственным участником событий, которые и происходят вокруг него.

Этот стиль зародился в Америке в 60-х годах. Его основоположником является Хантер Стоктон Томпсон.

Содержание

Происхождение термина [ править ]

Термин гонзо впервые был употреблен Биллом Кардосо в 1970 году в его рецензии на статью Хантера С. Томпсона, «Дерби в Кентукки упадочно и порочно». Там промелькнула фраза «это чистый Гонзо-журнализм». Позже Кардосо объяснил, что он взял слово из ирландского сленга и оно обозначает последнего стоящего на ногах человека после пьянки. Также редактор говорил, что корни слова гонзо — исходят из искаженного французского gonzeaux, что в дословном переводе означает «сияющий путь». Также, в устной биографии Томпсона говорится, что слово «гонзо» было взято из названия песни нью-орлеанского джазового музыканта Джеймса Букера.

Особенности статьи «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» о скачках в Луисвилле, родном городе Томпсона, состоят в том, что Хантер Томпсон, работавший тогда на скачках с художником Ральфом Стедманом, просто не видел саму гонку лошадей, поэтому они работали с тем, что происходило вокруг скачек — вечеринки, пьянки, орущая толпа, погрязшая в разврате, и тому подобное. В статье Томпсон писал, что им со Стедманом пришлось окунуться в эту атмосферу с головой, чтобы составить образ того слоя общества, на который они изначально планировали карикатуры.

Так же считается, что когда Томпсон не успевал дописать свою статью в срок, он просто отдал свой блокнот с записями этих событий редактору. Они были настолько субъективны, что статья получилась не похожей на журналистскую вообще. Существует мнение, что Хантер поступил так намеренно, ограничившись собственными заметками и набросками Стедмана, чтоб более точно передать атмосферу скачек.

Суть стиля [ править ]

Гонзо — чаще всего репортаж, зачастую даже там, где нет события для репортажа. В этом стиле нет ограничений и правил, он не поддается канонам и рамкам, автор находится в центре происходящего, он не просто рассказчик, он главный герой события.

Структура текста тоже не имеет никаких ограничений, в тексте присутствуют цитаты, сарказм, неприкрытые обвинения. Отсутствие какой-либо цензуры является неотъемлемой частью стиля, так же как и смазанные воспоминания, отрывистые впечатления и сумбурный пересказ событий. Для гонзо важнее всего свобода.

В отличие от стандартной, скудной на эмоции, журналистики, гонзо-журналистика не может быть полезной в научных целях, она настолько субъективна, что не дает трезво оценить описываемое событие. Но с культурной точки зрения, стиль гонзо незаменим в возможности вместе с автором погрузиться и прочувствовать атмосферу объекта репортажа. Целью данного стиля является не описание событий, а то, как они ощущаются, и какие эмоции испытывает сам автор.

Гонзо журналистика что это. Смотреть фото Гонзо журналистика что это. Смотреть картинку Гонзо журналистика что это. Картинка про Гонзо журналистика что это. Фото Гонзо журналистика что это

Символ Гонзо [ править ]

Символом Гонзо-журналистики и самого Хантера Томпсона является шестипалый кулак, в котором зажат цветок пейота — кактуса, из которого производят мескалин. Кулак переходит в меч, гардой которого является слово Gonzo. Знак был введён Хантером Томпсоном как нетленный символ свободной литературы и отвязного образа жизни в начале 70-х годов XX века.

Последователи [ править ]

Кроме Хантера, среди важнейших авторов Новой Журналистики выделяют Тома Вульфа, известнейшего в США писателя (в его беллетристских произведениях также можно встретить наркотики как почти самостоятельных героев повествования).

Упомянуть также необходимо Джорджа Плимптона, известного своими спортивными репортажами, Лестера Бэнгса, известного рок-критика 70-х, Терри Саутерна, который в своих литературных изысканиях попробовал почти все — от коротких эссе до написания сценариев. И Джона Бирмингема, представителя уже современной публицистики, выросшего во времена расцвета гонзо-культуры.

Произведения [ править ]

Наиболее известными произведениями в стиле гонзо являются произведения Хантера Томпсона, такие как:

Комикс Transmetropolitan тоже про гонзо-журналистику, собственно его и характеризуют как «Хантер Томпсон в 23 веке».

Источник

Гонзо-журналистика: определение, признаки, стиль, примеры, своеобразие

Гонзо-журналистика – это стиль публицистики 60-70-х годов, в рамках которого описываются события с точки зрения их эмоциональной составляющей. Он характеризуется глубоким субъективизмом, авторством от первого лица и непосредственным участием журналиста в описываемых событиях. На лексическом уровне характеризуется свободой, легкостью, сарказмом, юмором, активным использованием цитат, а иногда даже ненормативной лексики.

История создания

Впервые данное выражение было употреблено в 1970 году редактором «Boston Globe» Биллом Кардосо. Журналист мельком упомянул слово «гонзо» в рецензии на статью о скачках «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» Хантера С. Томпсона, это слово было взято из ирландского сленга и означало последнего стоящего на ногах человека после пьянки. Но еще Б. Кардосо добавлял в свою интерпретацию отсылку к искаженному французскому слову, означающему сияющий путь. Также это слово переводится с английского как «рехнувшийся», «чокнутый».

Родоначальником и основателем гонзо-журналистики как стиля можно считать Хантера С. Томпсона. При написании знаменитой статьи о скачках перед журналистом встало два обстоятельства. Во-первых, он и его соратник, который создал иллюстрации-карикатуры, не видели самих скачек, а наблюдали только пьяную толпу, вечеринки, крики. Во-вторых, времени было настолько мало, что Томпсон отдал редактору отрывочные записи из блокнота с набросками карикатур, а не законченное произведение (возможно, это было сделано специально). В итоге статья была мало похожа на журналистскую — субъективна и отрывочна.

Гонзо журналистика что это. Смотреть фото Гонзо журналистика что это. Смотреть картинку Гонзо журналистика что это. Картинка про Гонзо журналистика что это. Фото Гонзо журналистика что этоТакая эмоционально окрашенная манера написания достигла своего расцвета в 70-х годах ХХ века. Подход этот можно считать революционным, полностью противоположным прежней суховатой публицистике. У гонзо-журналистики есть символ – шестипалый кулак с зажатым в нем цветком кактуса. Кулак переходит в меч, на гарде которого и написано «Gonzo».

Примеры

За рубежом

Самым ярким примером можно считать творчество основателя, Хантера С. Томпсона, который отрицал объективность в журналистике в принципе. Все работы автора (в том числе, после того как он оставил журналистику) написаны в гонзо-стиле. Например, его книги «Страх и Ненависть в Лас Вегасе» и «Страх и Ненависть на Предвыборной кампании 72». В первом произведении рассказывается о гонке на мотоциклах Минт-400 в пустыне Невада и о наркологической конференции. Автор здесь не только описывает события гонки и конференции как участник, он переходит в ненормативную сферу и рассказывает, что все это было под воздействием наркотических средств. Вторая книга написана на политическую тему, о президентской гонке, здесь Хантер ярко критикует Никсона и прославляет Макговерна.

Также примечательны в рамках гонзо-стиля писатель Том Вульф, спортивный репортер Джордж Плимптон, рок-критик Лестера Бэнгса, писатель и журналист Терри Саутерн. Один из самых современных представителей – Джон Бирмингем.

В России

Гонзо-журналистика в России тоже существует. Сочетание свободы языка, вовлеченности в процесс и субъективности присутствует и в отечественной журналистике, особенно сетевой. Элементы данного стиля наблюдаются на порталах «Lenta.ru» (рубрика «Офтопик»), «Газетами» (рубрика «Портфель»), «YE! NOT», Gonzo National Press Club, Rock-Review.Ru. Один из примеров подробно разобрал наш эксперт в этой статье.

Однако многие исследователи журналистики негативно высказываются о данном явлении. Например, Д. Соколов-Митрич называет таких авторов «фарисействующими борзописцами», считая, что на отечественной почве гонзо-журналистика трансформировалась до неузнаваемости, потеряв самоиронию, но приобретя навязчивость и продажность.

Своеобразие и новаторство

Систематизировав названные выше особенности, получается, что своеобразие гонзо-журналистики в ее…

Новаторство гонзо-журналистики состояло в том, что она «впустила» автора в произведение, это противовес журналистике факта. Элементы этого стиля можно использовать до сих пор, ведь современные СМИ также делают упор на факты и данные, а не на анализ и эмоции.

Особенности стиля

Главные стилистические особенности гонзо-журналистики связаны с ее своеобразными признаками:

Язык и стиль подчеркивают главную идею гонзо-журналистики: рассказать, как произошло какое-либо событие и какую реакцию оно вызывает у его участников.

Основные проблемы

Гонзо-журналистика не привязывается к определенной проблематике. Лично и эмоционально можно осмыслить что угодно, и это сразу показано основателем стиля Хантером С. Томпсоном, который описывал и гонку на мотоциклах, и президентскую гонку.

Однако чаще всего элементы этого стиля присутствуют в музыкальных, спортивных, кинематографических рецензиях и обозрениях, так как в этих стилях естественно предполагается яркое выражение авторского «я».

Гонзо-журналистика – оригинальное и своеобразное явление, которое может быть использовано современными журналистами. Однако стоит помнить, что в выражении собственных мнений и впечатлений не надо переходить грань и от предложения разделить какой-либо опыт переходить к навязыванию этого опыта. Не нужно считать себя истиной в последней инстанции, но и писать без позиции не стоит.

Источник

Что такое гонзо-журналистика?

Автор: Guru · Опубликовано 26.07.2017 · Обновлено 26.07.2017

Как известно, в журналистике много самых разных направлений. Изучая их, можно наткнуться на такое слово, как «гонзо». Если вы впервые слышите это понятие и хотите знать, что это такое, то давайте разбираться вместе!

Определение гонзо-журналистики

Гонзо-журналистика (от англ. Gonzo «сумасшедший», «безумный», «экстравагантный») — это направление в журналистике, известное тем, что весь журналистский материал под этим стягом написан в жанре субъективного, эмоционально-окрашенного репортажа. Сам автор не только является непосредственным участником каких-либо событий, но и нередко полностью вживается в образ героя, например, становится байкером, если речь идет об «Ангелах ада» Томпсона. Примечательно то, что в таком тексте журналист-репортер часто выражает только своё личное мнение, опираясь на личный опыт. Также отличительной чертой гонзо является наличие всевозможных цитат, всех оттенков юмора и нецензурной лексики. По большей части, авторы касаются проблем неприятия каких-либо меньшинств, субкультур и сообществ, политики, контркультуры и девиантного поведения людей.

История создания

Несмотря на то, что термин стал активно использоваться только в наши дни, появился он ещё в 60-е года 20 века благодаря писателю, журналисту Хантеру С. Томпсону. Поговаривают, что именно этому человеку один из тогдашних редакторов Rolling Stone поручил написать статью про скачки. Но нерадивый репортер все же не посетил данное мероприятие. Вместо этого он придумал очень интересный способ, как выкрутиться из этой ситуации. Автор прислал редактору вымышленные заметки, которые были сделаны как бы во время скачек. В них журналист описывал не само событие, а зрителей, которые выпивали и мошенничали. Сотруднику очень понравился материал, ведь все было так детально и мастерски передано. Также он отметил и новый стиль, которым была написана статья. «По вкусу» материал пришелся и читателям, хотя некоторые были шокированы новаторским и чересчур смелой стилистикой текста. С тех самых пор Томпсона называют отцом-основателем стиля гонзо.

Важно сказать, что он использовал это направление журналистки в ряде литературных произведений. Например, «Ангелы Ада» (1966 год) и «Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Дикое путешествие в сердце Американской мечты» (1971 год).

Эскпертом, который впервые использовал термин «гонзо», стал Билл Кардозо, бывший редактор «The Boston Globe». Данное понятие встречается в ответе на статью Хантера С. Томпсона «Дерби в Кентукки: упадочно и порочно»(1970 год). Там акула пера раскритиковал смельчака, но, запросто перешагивая через недовольство и критику, автор продолжал писать материалы в стиле гонзо.

Одним из пражурналистских явлений для этого экстравагантного направления стало творчество Нелли Блай (1864 или 1867 год – 1922 год), известной американской журналистки и писательницы. В начале своей карьеры она заявила о себе благодаря статье о жизни в Мексике, где показала всю нищету народа и коррупцию властей. Также её критике подверглось и мексиканское правительство, после чего ей стали поступать угрозы изгнания из страны. Но в 1887 году Блай переезжает в Нью-Йорк и начинает работать в «New York World». Именно здесь выходит её главная статья о разоблачении психбольницы на острове Рузвельта. На протяжении 10 дней журналистка играла душевнобольную женщину, чтобы своими глазами увидеть, как врачи издеваются над пациентами. Этот материал принес Нелли Блай всемирную известность. Уже начиная в этого момента, стал формироваться новый стиль в журналистике, в котором автор не скрывает ничего от читателя и узнает информацию методом эксперимента, который организует сам, рискуя жизнью и здоровьем.

Примеры авторов

Примеру Томпсона последовали и другие журналисты, а также писатели, такие как

Интересно то, что в подобном стиле писали и до 60-ых годов ХХ века. Например, к гонзо можно отнести произведение Марка Твена «Журналистика в Теннеси» (1869 г.).

Произведения в стиле гонзо

Гонзо-журналистика в России

Что касается нашей страны, то здесь этот термин известен уже сорок лет. Да, его используют многие СМИ, но чаще всего в этом стиле написаны всего несколько рубрик. Примерами могут служить ресурсы «Lenta.ru» и «Газета.ru», журналы «Русский репортер», «Афиша», «Rolling Stone», «Сноб» (блог в стиле гонзо ведет журналист Валерий Панюшкин) и многие другие. Но всё же большую популярность гонзо занимает в блогах, так как именно там каждый желающий может без особого труда по-своему преподнести информацию, высказать свою точку зрения без стеснения и боязни бана от Роскомнадзора. Наиболее известным в этой сфере является Даниил Шеповалов или «Величайший Гуманист Всех Времен и Народов».

Своеобразие и новаторство

Прочитав хоть одну из книг, написанных в этом стиле, понять его новаторство не составит труда. Своеобразие гонзо-журналистики заключается в том, что автор является центром всего события в своем репортаже. Именно на его реакциях, чувствах, мыслях и эмоциях строится весь текст. В таком материале есть только один взгляд на ситуацию, и это взгляд самого журналиста. Также большую роль играет и эмоциональность, ведь любой текст в стиле гонзо просто кишит восклицательными знаками. Отсутствие определенного плана, нестабильность, смешение разных стилей – все это тоже можно отнести к своеобразию данного стиля.

Гонзо-журналистика — это, пожалуй, единственное направление, где журналисты и писатели старались прожить жизнь своих героев ради эксклюзивности и полноты материала. Например, уже много раз упоминавшийся Хантер С. Томпсон. Для написания своего произведения «Ангелы Ада» он два года жил вместе с байкерами – смотрел на их порядки и традиции, дружбу и ненависть. Автор изобразил их правдиво, но без лишнего ужаса, о котором говорила американская пресса. Такое поведение понравилось байкерам, поэтому они стали считать писателя своим другом, хоть и агрессивно отреагировали на его публикацию. Такому же примеру последовал и Джордж Плимптон. Для того, чтобы правдиво написать про футболистов из команды «Детройтские львы», автор сам стал их игроком.

Что касается новаторства гонзо, то здесь стоит отметить, что журналисты стали отходить от шаблона стандартного репортажа, где необходимо лишь осветить то или иное событие. Теперь они могут смело высказывать своё мнение, давать оценку и представлять ситуацию с той стороны, которая им выгодна. Не стоит забывать и о том, что благодаря появлению гонзо-журналистики изменился и сам язык написанного текста. Высказывания стали более смелыми и дерзкими. Правда, порой за это наказывают по закону, поэтому нужно быть все же очень осторожным, чтобы суметь балансировать между художественной необходимостью и нарушением законов.

Особенности и проблемы стиля

Как уже было отмечено выше, гонзо-журналистика имеет массовую популярность лишь в интернете. Виной тому своеобразная цензура, принятая большинством европейских стран в виде международных договоров, где оговаривается не только гарантия соблюдения прав, но и необходимость принятия на себя обязанностей. В частности, государства-участники обязаны заботиться о нравственности граждан, способствовать повышению уровня культуры и образования. Мат в СМИ в эти требования никак не вписывается.

Однако гонзо-тексты пестрят ненормативной лексикой (например, Хантер С. Томпсон «Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Дикое путешествие в сердце Американской мечты»), они затрагивают «острые» проблемы (Трумен Капоте «Хладнокровное убийство, Хантер С. Томпсон «Поколение свиней», Терри Сазерн «Чудо-христианин»). Может ли себе позволить такое государственное печатное издание или программа на ТВ? Конечно же нет, а вот «частники» иногда могут воспользоваться этим. Например, канал «2х2», который чаще всего пестрит гонзо-стилем.

Основная проблема такого направления в журналистике – игнорирование уже принятых стандартов. Материалы в этом стиле отличаются своей правдивостью, открытостью, провокационностью. Авторы не боятся высказывать свою точку зрения. Они открыто говорят о проблемах, причем иногда используя ненормативную лексику. Очень часто гонзо-журналисты ходят «по лезвию ножа», так как в любой момент могут быть наказаны по закону или изгнаны из страны. Поэтому представителей данного стиля в мире немного.

Как написать такую статью?

Так что же нужно для того, чтобы написать статью в направлении гонзо?

Надеемся, что эта статья помогла вам понять, что же такое гонзо-журналистика, и как написать материал в таком стиле!

Источник

Гонзо журналистика что это. Смотреть фото Гонзо журналистика что это. Смотреть картинку Гонзо журналистика что это. Картинка про Гонзо журналистика что это. Фото Гонзо журналистика что это

Гонзо журналистика что это. Смотреть фото Гонзо журналистика что это. Смотреть картинку Гонзо журналистика что это. Картинка про Гонзо журналистика что это. Фото Гонзо журналистика что это

Гонзо журналистика что это. Смотреть фото Гонзо журналистика что это. Смотреть картинку Гонзо журналистика что это. Картинка про Гонзо журналистика что это. Фото Гонзо журналистика что это

Гонзо журналистика что это. Смотреть фото Гонзо журналистика что это. Смотреть картинку Гонзо журналистика что это. Картинка про Гонзо журналистика что это. Фото Гонзо журналистика что это

Гонзо журналистика что это. Смотреть фото Гонзо журналистика что это. Смотреть картинку Гонзо журналистика что это. Картинка про Гонзо журналистика что это. Фото Гонзо журналистика что это

Гонзо журналистика что это. Смотреть фото Гонзо журналистика что это. Смотреть картинку Гонзо журналистика что это. Картинка про Гонзо журналистика что это. Фото Гонзо журналистика что это

Гонзо журналистика что это. Смотреть фото Гонзо журналистика что это. Смотреть картинку Гонзо журналистика что это. Картинка про Гонзо журналистика что это. Фото Гонзо журналистика что это

Гонзо журналистика что это. Смотреть фото Гонзо журналистика что это. Смотреть картинку Гонзо журналистика что это. Картинка про Гонзо журналистика что это. Фото Гонзо журналистика что это

СТИЛЬ «ГОНЗО» В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ

На этой волне появилось новое и достаточно специфическое направление в журналистике, как «новая журналистика» (само понятие «новый журнализм» появилось в 60-х годах и означало вид журналистики, более приближенный к прозе), внутри которой появился жанр гонзо-журналистики.

Термин «гонзо» может происходить от испанского gonzagas, что означает «я тебя одурачил», «нелепости». Также в устной биографии Хантера Стоктона Томпсона, создателем данного жанра, говорится, что слово «гонзо» было взято из названия песни Нью-Орлеанского джазового музыканта Джеймса Букера. А в американском сленге слово “Gonzo” означает – сумасшедший, спятивший, чокнутый, рехнувшийся. Следы «гонзо» можно, например, заметить в лучших проявлениях музыкальной и спортивной журналистике, а также в Интернет-блогах, дневниковых записях. Так, самая первая статья в стиле гонзо была опубликована в 1970 году в американском журнале и представляла собой бессвязные наброски, которые Хантер Томпсон делал в рамках репортерского задания.

В формальном плане для гонзо наиболее подходящими являются такие жанры, как репортаж, путевой очерк, статья, эссе, рецензия, интервью. Но в большинстве случаев мы сталкиваемся с синтетическими жанрами. В Интернете информационной единицей для материала является «пост».

Если в общепринятом понятии «репортаж» подразумевается как освещение фактической стороны события с позиции участника, то в гонзо само событие отходит на второй план и полностью раскрывается то, что происходит вокруг репортёра: обстановка, люди и их поведение. Этот стиль по существу самый правдивый, в нём нет регламентированных норм, и манера изъяснения полностью зависит от характера автора.

Позиция автора обнаруживается в тексте как на уровне лексики, так и на уровне грамматики. Большое количество в современной журналистском дискурсе «эго-позитивной лексики» говорит о том, что автор не созерцает бытие, не регистрирует факты, а ведет активный и заинтересованный диалог с читателем, обмениваясь с ним мыслями и чувствами, суждениями и оценками. Поэтому столь типичны в журналистском тексте словосочетания типа тревожная обстановка и поразительный факт. Нельзя не согласиться с утверждением, что в подобных текстах «эмоциональный заряд проходит многоступенчатую рациональную обработку и тщательно вуалируется с целью создания скрытого эмоционального напряжения».

Но, как правило, главной лингвистической и стилистической особенностью гонзо-текста является, как говорилось выше, крайняя эмоциональность. Это проявляется в использовании ярко окрашенных выражений, использовании цитат, сарказма, юмора, преувеличений и даже ненормативной лексики, острый и нестандартный взгляд на вещи, попытка докопаться до сути вещей, которая может показаться парадоксальной, ненормальной, даже шокирующей. Также в таком репортаже совсем необязательна структура, в нём, зачастую, отсутствуют чёткие сюжетные разграничения.

Для гонзо-журналистики также характерны субъективность, эклектичность, нелинейность содержания, использование цитат, сарказма, юмора, преувеличения и даже ненормативной лексики. Острый и нестандартный взгляд на вещи, попытка докопаться до сути вещей, которая может показаться парадоксальной, ненормальной, даже шокирующей – вот основные черты стиля гонзо.

Существует мнение, что гонзо текст – это текст, где нужно использовать как можно больше ненормативной лексики на квадратный сантиметр текста. Если следовать этой логике, то в абсолютно любой текст можно добавлять нецензурную лексику, и результат будет продуктом гонзо-журналистики. Такое мнение, конечно, не совсем соответствует действительности. В связи со всем вышесказанным можно выделить следующие признаки

— фокусировка на авторе;

Гонзо-журналистику ассоциируют с американской культурой, но это явление не прошло незамеченным и в других странах.

Россия не стала исключением, так как этому явлению больше сорока лет, в нашей стране

оно появилось только в начале XXI века, благодаря развитию сети Интернет. Вопрос принадлежности сетевых дневников к средствам массовой информации – не новый, но по-прежнему острый и актуальный. Новейшие технологии электронных коммуникаций за какие-нибудь несколько месяцев могут внести смятение в отлаженную систему работы древнейшей профессии. Массовый Интернет меняется слишком быстро, поэтому традиционные СМИ не всегда успевают адаптироваться и принять как данность новые формы и вариации журналистики, трансформированные потребностями электронной аудитории и уникальным каналом передачи информации – сетью Интернет. Сегодня многие нетрадиционные и новаторские течения в российской журналистике могут функционировать только в сети. Некоторые игнорируются, остаются незамеченными.

Современные публицистические течения в сети можно рассматривать только вместе, как единый электронный процесс. Поэтому консервативные теоретики, пытающиеся вписать блоги в контекст печатных СМИ и не учитывающие особенностей несколько иной природы этого информационного явления, не всегда оправданно описывают тенденции.

В основном статьи в жанре гонзо проявляются в блогсфере и других социальных сервисах, так как Интернет-ресурсы меньше всего подвергаются цензуре, и это позволяет каждому писать так, как он хочет и то, что он хочет. Собственно, такая свобода и дала развитие гонзо в России и других странах. Но такой интерес к этому жанру проявился не только в связи с отсутствием ограничений в плане цензуры. Первопричиной является та сухая, однотипная подача информации в современной прессе, в которой от выпуска к выпуску меняются лишь имена и цифры. Простота подачи информации в гонзо и её экспрессивная насыщенность воспринимаются лучше и позволяют, на наш взгляд, глубже

и подробнее ощутить и проанализировать событие. Также гонзо предоставляет аудитории

свободный и независимый взгляд на происходящее в виде авторского мнения. Такая форма предоставления информации проникла во все типы СМИ:

прессу, телевидение, кино, радио, Интернет. Благодаря своей оценочной насыщенности и простоте восприятия.

В этой журналистике нет правил, она не соблюдает каноны. Автор статьи в стиле гонзо должен быть непосредственным участником описываемых событий, которые, собственно, и крутятся вокруг него. Автор выступает не просто рассказчиком, а главным героем материала. Поэтому огромное значение имеет собственное мнение автора, особенности его языка. Для гонзо не существует понятия цензура: чем противоречивее статья, тем больше ее эффект. Задача гонзо-журналиста не заключена в том, чтобы дать объективную картину или понравиться всем без исключения, его цель – удивить читателя, бросить вызов обществу.

Тенденции гонзо-журналистики все чаще проявляются в современных негосударственных средствах массовой информации. Сегодня публицистика все отчетливее персонифицируется. Автор перестает быть обезличенным ретранслятором передаваемой информации – он все явственнее становится ее интерпретатором. Точка зрения конкретного лица интересна сегодня сама по себе. Интервью, беседы, колонки, комментарии, письма в редакцию свидетельствуют об активной роли субъекта высказывания на газетной полосе.

Персонификация текста вызвана к жизни не только общим процессом демократизации постсоветского общества, но и тем, что в условиях существующего ныне рынка информации товаром становится не просто новость, а новость, «упакованная» в публицистический текст. Публицистический текст это факт плюс отношение автора к факту. Спрос на личностную журналистику в условиях растущей конкуренции СМИ создал прецедент выбора. Публицист откликается на этот спрос предложением собственного имени. Имя (в широком смысле этого слова) становится знаком издания или канала, представляющих это имя: Леонид Парфенов на НТВ, Юрий Щекочихин в «Новой газете», Александр Васинский в «Известиях». Имя способствует возникновению диалога

Перечислим некоторые интернет-ресурсы, в той или иной степени связанные с явлением гонзо:

онлайн-газета «Lenta.ru» (рубрика «Офтопик»),онлайн-газета «Газета.Ru» (рубрика «Портфель»),Gonzo National Press-Club,Доктор Гонзо’s Journal (LiveJournal),Данила Блюз (Livejournal),Портал о рок-музыке и кино Rock-Review.Ru,онлайн-журнал YE!NOT.

В телевизионных СМИ наиболее показательными являются: программа «Мастер спорта» на телеканале «Россия-2», «Байки без кляпа» на телеканале «о2-тв», интернет-программа «Минаев LIVE», «Реутов-ТВ» на телеканале «2х2».Но некоторые частные газеты и журналы давно используют те или иные приемы, характерные гонзо-журналистике, причем не всегда это происходит осознанно. Больше всего это проявляется в журнальных материалах, так как они наиболее публицистичны. Здесь можно отметить такие журналы, как Rolling Stone, «Афиша», «Русский репортер», «Сноб», «Соль» и др.Такими особенностями в газете обладают, прежде всего, авторские колонки авторитетных журналистов и медиа-лиц: Юлии Латыниной, Артемия Троицкого, Ольги Романовой, Андрея Колесникова и др. Говоря о шокирующем факторе в гонзо, не стоит путать его со скандальной подачей информации в «желтой» прессе, нацеленной на привлечение внимания через обман и низменные ценности. В современной российской литературе к этому стилю прибегали Эдуард Лимонов, Владимир Успенский.

Гонзо-журналистику можно охарактеризовать как «художественную журналистику», «импрессионистскую», «альтернативную». Гонзо стоит на стыке литературы и журналистики в традиционном понимании, и как продукт этого слияния является совсем не традиционным направлением. Можно было бы назвать это публицистикой, но в таком случае гонзо – это публицистика в кубе.

Несмотря на свою специфичность, гонзо-журналистика в России продолжает набирать актуальность в силу необратимых процессов, запущенных в механизме современных средств массовой информации.

Литература.

Алтунян А.Г. «Руперт Мердок и Новая Журналистика» www.interun.ru/ss/interun/u/files/altunyan.pdf

Клушина Н.И. «Общие особенности публицистического стиля» www.philology.ru/linguistics2/klushina-11.htm

Г.Я. Солганик «О языке и стиле газеты», evartist.narod.ru/text12/01.htm

Тертычный А.А. «Жанры периодической печати» Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2000

Том Вулф «Новая журналистика и Антология новой журналистики» royallib.com/. tom/novaya_gurnalistika_i_antologiya_novoy_gurnalisti.

Ученова В.В. «У истоков публицистики» М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *