Гибельный фолиант что это

💕 В гибельном фолианте

Гибельный фолиант что это. Смотреть фото Гибельный фолиант что это. Смотреть картинку Гибельный фолиант что это. Картинка про Гибельный фолиант что это. Фото Гибельный фолиант что это

В 1915 году 23-летняя Марина Цветаева пишет стихотворение «В гибельном фолианте», которое считается посвящением женщине. Строки превозносят женскую страсть в поэтической форме и подталкивают к борьбе со стереотипами начала XX века.

Любовь выше закона

Для поэтессы любовь всегда была выше закона, она сама и есть человеческое законодательство, написанное не Богом, а земными грешными людьми. Без чувств Цветаева не видит жизни, на первом месте у Марины всегда стоит любовь, все остальное вторично.

По мнению поэтессы, жизнь всегда равняется любви, остальное прирастает к ней, как хлопья снега к снежному кому. Не будет его не к чему будет и прилипать. Небо находится где-то высоко и далеко, на него мы только смотрим, но не можем дотронуться рукой, а истинным чувства идут рядом, двигаясь с ними в обнимку можно лучше разглядеть и цвета радуги.

Мы видим, что Цветаева ставит знак равенства между женщиной и искусством любви (Ars Amandi), ведь она всегда ныряет с головой в любовный омут, видя всё на глубине и не теряя лучиков солнца.

Женщина всегда является чьим-то смертельным грехом, она рождается во грехе и развивает его, рожая других от волны страсти. Не отрицая неба, но видя его недостижимую даль, дама предпочитает на земле целовать губы, а не смотреть на проплывающие облака.

Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

В ответ на стереотипы церкви поэтесса в последней строфе обращается к Богу с просьбой не судить за грех, ведь он не был женщиной на земле и не знает, что такое страстная любовь. Грех любви – это особый, отдельно стоящий грех, его надо прощать на верху, чтобы внизу, на земле, продолжалась жизнь. Любить без страсти, по мнению Цветаевой нельзя, это не будет любовь, это будет самообман и банальное конвейерное производство себе подобных.

Только на фоне настоящей страстной любви должен продолжаться род земной, а отмолить эти грехи ещё останется время, когда на смену страсти придёт старость и успокоение.

Прекрасное посвящение настоящей любви, пусть автора строк и осудят истинные христиане, но это выбор поэта, его взгляд, который красиво преподнесён читателям и заслуживает уважения.

Текст

Сердце — любовных зелий
Зелье — вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Ах, далеко до неба!
Губы — близки во мгле.
— Бог, не суди! — Ты не был
Женщиной на земле!

Романс на стихи

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Марина Ивановна Цветаева. «В гибельном фолианте…»

Гибельный фолиант что это. Смотреть фото Гибельный фолиант что это. Смотреть картинку Гибельный фолиант что это. Картинка про Гибельный фолиант что это. Фото Гибельный фолиант что это

Марина Ивановна Цветаева

В гибельном фолианте
Нету соблазна для
Женщины. — Ars Amandi
Женщине — вся земля.

Сердце — любовных зелий
Зелье — вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Ах, далеко до неба!
Губы — близки во мгле…
— Бог, не суди! — Ты не был
Женщиной на земле!

Гибельный фолиант что это. Смотреть фото Гибельный фолиант что это. Смотреть картинку Гибельный фолиант что это. Картинка про Гибельный фолиант что это. Фото Гибельный фолиант что это

Известное произведение, написанное осенью 1915 г., начинается с образа «гибельного» тома, загадочного художественного текста, несущего в себе опасное искушение для смертных. Латинское название, упомянутое в первой строфе, уточняет авторскую аллюзию. Героиня имеет в виду знаменитый цикл Овидия, посвященный, по пушкинскому выражению, «науке страсти нежной». Позиция лирического «я» категорична: не вымышленные переживания, а живая природа — истинный источник чувственных ощущений, передающих мощь земной любви.

Обобщенный образ женщины, верной наследницы прародительницы Евы, является центральным в стихотворении. Интересно, что в концепцию главного образа включены христианские представления об изначальной греховности женской природы — «с колыбели». Отталкиваясь от них, поэтесса приходит к выводам, противоположным тезисам церковной доктрины. Цветаевский персонаж следует естественным желаниям, а не обуздывает их.

Эмоциональность, откровенность, отвага — эти черты характера сближают лирического субъекта с главным персонажем. Для обеих героинь мерилом, точно идентифицирующим искренность чувств, становятся движения сердца. Последнее имеет метафорическую характеристику «зелий зелье». Образ с подобной структурой — не единственный в цветаевской лирике. Родной дом, с которым связывают радостные воспоминания ушедшего детства, субъект речи называет «душой души». При помощи тавтологических конструкций, создающих «образ в квадрате», поэтесса усиливает экспрессивность слога.

В финальной строфе лирическое «я» отчасти объясняет причины, побудившие женщину предпочесть земное небесному. Компоненты классической антитезы получают оригинальную расстановку: все греховное близко и соблазнительно, все возвышенное, холодное и невозмутимое — далеко. Кульминационный момент, бунт лирического субъекта, помещен автором в концовку текста. Он начинается с просьбы к Господу, после которой следует дерзкий выпад: бесстрашная героиня отказывает бесстрастному Богу, чуждому земных забот, в понимании сути женской натуры. Отсутствие опыта — причина, по которой не следует жестоко судить дочерей Евы, поддавшихся греховным соблазнам.

Разные женские судьбы, объединенные одним итогом, представлены в сложном собирательном образе сестриц, «девиц любезных» в произведении «Быть в аду нам, сестры пылкие…». Здесь мнение лирического «я» неумолимо: «прогулявших небеса» ждет расплата.

Источник

«Бог, не суди! Ты не был женщиной на земле!»: прекрасные строки Марины Цветаевой в потрясающем исполнении Тамары Гвердцители

Гибельный фолиант что это. Смотреть фото Гибельный фолиант что это. Смотреть картинку Гибельный фолиант что это. Картинка про Гибельный фолиант что это. Фото Гибельный фолиант что это

Тамара Гвердцители – живой идол эстрады на просторах постсоветского пространства. Ее глубокое контральто пленяет душу с первой же ноты, а простота образа и характера завораживает и восхищает.

Ее путь к сценическому Олимпу начался еще в детстве со знаменитого ансамбля «Мзиури», далее были учеба в консеватории, участие в вокальных конкурсах и блистательная победа на престижном конкурсе «Золотой орфей». После этого об одаренной певице узнали в Европе. Сам Мишель Легран, восхищенный талантом Тамары, пригласил ее в Париж для выступления в «Олимпии».

Гибельный фолиант что это. Смотреть фото Гибельный фолиант что это. Смотреть картинку Гибельный фолиант что это. Картинка про Гибельный фолиант что это. Фото Гибельный фолиант что это

Тамара Гвердцители и Мишель Легран

В 90-х годах певица больше выступала за рубежом, чем на родине. Она пела во Франции, Канаде, выступала на сцене «Ассембли-холл» в Нью-Йорке, провела в США тур по городам и жила там несколько лет, забрав с собой сына и позже маму.

Гибельный фолиант что это. Смотреть фото Гибельный фолиант что это. Смотреть картинку Гибельный фолиант что это. Картинка про Гибельный фолиант что это. Фото Гибельный фолиант что это

В конце 90-х годов певица вернулась в Москву, продолжает выступать, выпускает альбомы, которые становятся настоящими хитами. Каждый ее концерт собирает тысячи поклонников.

В 22 года певица вышла замуж за режиссера тбилисского театра Георгия Кахабришвили, который был старше своей жены на 14 лет. Семья невесты была против брака, но постепенно приняла это. В 1986 году у пары родился сын Сандро, а в 1995 году супруги развелись.

На этой свадьбе присутствовала сама Маргарет Тэтчер, которая на тот момент была для певицы кумиром.

Вторым мужем Тамары стал адвокат-миллионер из Бостона. Пара прожила в браке три года, все это время они жили в США.

Певица до сих пор не может без слез вспоминать о возлюбленном — он неожиданно скончался от остановки сердца.

Гибельный фолиант что это. Смотреть фото Гибельный фолиант что это. Смотреть картинку Гибельный фолиант что это. Картинка про Гибельный фолиант что это. Фото Гибельный фолиант что это

Тамара Гвердцители сегодня

Гибельный фолиант что это. Смотреть фото Гибельный фолиант что это. Смотреть картинку Гибельный фолиант что это. Картинка про Гибельный фолиант что это. Фото Гибельный фолиант что это

Тамара Михайловна — счастливая мама, хотя причине занятости редко видит и единственного сына. «Саша учится в Лондоне, он выбрал профессию историка, рассказала Гвердцители. – Ему уже 32 года, но о свадьбе пока не думает, да и как жениться, когда у него наука на первом месте. Я думаю, что буду хорошей свекровью, бабушкой. Хотя невестки с розовом ирокезом мне бы, наверное, не хотелось (смеется)».

Читать также: Замечательный рассказ замечательного человека «ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ»

18 января Тамаре Гвердцители исполнилось 57. У певицы много планов. Она по-прежнему готова чаще появляться на сцене, а поклонники ждут все новых композиций в ее исполнении, которые вновь будут завораживать сердца миллионов.

Мы же решили вспомнить в ее потрясающем исполнении песню на стихи Марины Цветаевой «Посвящение женщине»

Гибельный фолиант что это. Смотреть фото Гибельный фолиант что это. Смотреть картинку Гибельный фолиант что это. Картинка про Гибельный фолиант что это. Фото Гибельный фолиант что это

Многие исполнители пели эти строчки, но у Тамары получилось душевнее, искреннее, глубже, чем у всех остальных. Ощущается, что она прочувствовала каждое слово.

Это действительно гениальное исполнение, свидетельство редкого исполнительского таланта, глубины ее личности.

В гибельном фолианте
Нету соблазна для
Женщины. — Ars Amandi*
Женщине — вся земля.

Сердце — любовных зелий
Зелье — вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Ах, далеко до неба!
Губы — близки во мгле…
— Бог, не суди! — Ты не был
Женщиной на земле!

Источник

Изумляясь мужской тупости

Гибельный фолиант что это. Смотреть фото Гибельный фолиант что это. Смотреть картинку Гибельный фолиант что это. Картинка про Гибельный фолиант что это. Фото Гибельный фолиант что это
Эльга Злотник. Солнце
всходит там, где надо.
Роман в рассказах.
– М.: Художественная
литература,
2018. – 384 с.

«В гибельном фолианте/ Нету соблазна для/ Женщины. – Ars Amandi/ Женщине – вся земля» («ars armandi» – «искусство любви» (лат.)). Многие это цветаевское стихотворение связывают с бездонными любовными муками и вообще сильнейшими женскими страстями. А если поговорить не о всепоглощающих чувствах, после которых остается только выжженная земля, а про то, что происходит вокруг и оценивается именно с женской точки зрения, терпеливо и вдумчиво? В общем, изумляет, поражает воображение, притягивает?

Предыдущие прототипы книг прозаика Эльги Злотник были узнаваемы. Главная героиня у нее – женщина с уже сложившейся судьбой, добившаяся многого в профессии, у нее интересные, умные друзья, она всегда в ладу с собой и жизненными обстоятельствами. И всегда Эльга, благодарная всем и каждому и воспринимающая, наверное, это как служение, устраивает их судьбы. Ну любит она своих героинь и желает им счастья!

И вот новая книга – и словно новый автор перед нами. Новая Эльга также не отказывает в любви своим подругам. Но только взгляд у автора стереоскопический. И выходит не одна жизненная повесть, а рассказы, чем-то так потрясшие одну из женщин, из разноцветных осколков складывается калейдоскоп, и становится понятно, что не следует размениваться на описание обыденности и ежедневных событий. Роман как средство бытописания, устарел.

Вопрос лишь в том, что, когда и кто женщину потрясет. Неожиданно прекрасная зимняя природа («Вологда») или невероятные моменты истины, которой просто не бывает («Рябина на снегу», «Выпьем за любовь!»)? Или – открытие («Волшебный бочонок»)? Или изумление мужской тупостью («Тайна»), или мужской же внутренней красотой и силой («Привет с юга» и «А это вам на память»)?

Но Эльга Злотник все-таки остается верной себе и дарит своим женщинам счастье. Только оно здесь несколько иное, нежели обретенная с великим трудом любовь всей жизни в больших романах. Здесь это может быть мгновение или более долговременное ощущение красоты мира или открытие. Или осознание своей победы, в которую вообще-то и не верилось («Сопромат», «Тот, кто бежит сзади», «Ястреб», «Жених»). И это тоже вариации на тему «счастье».

И вот из этих жизненных лоскутков получается единое целое. Разные возрастные категории, места и имена, словно пазлы, складываются в портрет Женщины нашего времени. Не простой и одномерный, потому что все вокруг непонятно и с трудом объяснимо. Но, покуда автор верит в Женщину и дарит ей и Землю, и Солнце, и весь мир вокруг, будет все в порядке, все хорошо. Солнце всходит там, где надо. В новой книге Эльги Злотник!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник

Гибельный фолиант что это

Марина Цветаева
В гибельном фолианте…

В гибельном фолианте
Нету соблазна для
Женщины. — Ars Amandi
Женщине — вся земля.

Сердце — любовных зелий
Зелье — вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

«Ах, далеко до неба!
Губы — близки во мгле…
— Бог, не суди! — Ты не был
Женщиной на земле!»

1915 г.
*«Ars Amandi» (II век) — («искусство любви») — термин латинского происхождения; синоним эротического искусства. Дидактическая поэма древнеримского поэта Овидия о свободной любви. «Ars Amandi» (1900) — немецкая антология эротической литературы.

Марина Цветаева. «Лицом повёрнутая к Богу»
Марина Цветаева
— Но лица моего не забудь!
— Я его никогда не знал.
М. Цветаева

Не жить, не чувствовать — удел завидный…
Отрадно спать, отрадней камнем быть.
Микеланджело БуонарротиЛейт

Она всё время обращена лицом к любви: ищет её, жаждет её, находит или теряет и снова судорожно ищет. Сколько было искомых, поначалу обнадёживающих, многообещающих встреч, которые в итоге оказывались невстречами — романами с «неплодной смоковницей» по определению АлиМальвина. Зато сколько найдено прекрасных и точных слов о любви — их ведь надо было добыть из огня, выхватить из обжигающего пламени жизни. «Любить — видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители» — никто другой этого не понял, не нашёл, а ведь крайне важное открытие. Всякий, кто «зрит в корень», согласится: по-настоящему важно лишь то, что задумал Бог. Так она и относилась к окружающим — всматривалась вглубь человека, старалась высмотреть в нём замысел Творца, не очень-то обращая внимание на то, что имелось в наличности. Нравилось ли это людям? — вопрос почти риторический. Пожалуй, за таких людей хорошо скажет не цветаевская, а блоковская подруга, которая гневно писала своему поэту: «Вы смотрите на меня, как на какую-то отвлечённую идею; Вы навоображали про меня всяких хороших вещей и за этой фантастической фикцией, которая жила только в вашем воображении, Вы меня, живого человека с живой душой, и не заметили, проглядели. Вы, кажется, даже любили — свою фантазию, свой философский идеал, а я всё ждала, когда же Вы увидите меня, когда поймёте, чего мне нужно, чем я готова отвечать Вам от всей души. Но Вы продолжали фантазировать и философствовать… …Я живой человек и хочу им быть, хотя бы со всеми недостатками; когда же на меня смотрят как на какую-то отвлечённость, хотя бы и идеальнейшую, мне это невыносимо, оскорбительно, чуждо… Вы от жизни тянули меня на какие-то высоты, где мне холодно, страшно и… скучно» (Из неотправленного письма юной Л. Менделеевой А. Блоку).

В этом смысле все поэты схожи: их дар — это крест, который тяжёл настолько, что достаётся и ближним, и дальним, причём дальние порой не на шутку раздражаются. Помнится кто-то из таких говорил, что огрел бы Цветаеву сковородкой по голове, такой невыносимой она ему казалась. Из подобного опыта, видимо, она и говорит: «Я не люблю встреч в жизни — сшибаются лбами. Две глухие стены. Так не проникнешь. Встреча должна быть аркой, ещё лучше — радугой, где под каждым концом — клад… Любовь в нас — как клад, мы о ней ничего не знаем, все дело в случае». И она боится пропустить хотя бы один случай — а вдруг он самый главный? Так она выхватила из потока жизни для себя Рильке и Пастернака — поймала момент, схватила, как любовь, как хайдеггеровское вот-бытие.

Только там хорошо, где ты нов:
Не заведом, не дознан, не вызнан.

(Цветаева, 1925. Крысолов)

Но при этом — понят, узнан и принят, как откровение о себе самом, а не приклеенный кем-то ярлык.

Касаемся друг друга. Чем? Крылами.
Издалека своё ведём родство.
Поэт один. И тот, кто нёс его,
Встречается с несущим временами.

Этими стихами, посвящёнными Цветаевой, Рильке подписал для неё свою книжку «Дуинезские элегии», высланную из Швейцарии. Да, встреча случилась — крылами, что ей только и надо было от всех встреч.

Поэт один! — Рильке точен, как мало кому дано. Сквозь эти его строки только и можно правильно понять саму Марину, когда она говорит: «Вся моя жизнь — роман с собственной душой…»; «Что я делаю на этом свете? Слушаю свою Душу…». И при этом: «Всё в мире меня затрагивает больше, чем моя личная жизнь».

Личная жизнь, которая для нас — всё, для неё — ничто, а всё для неё то, что никому не нужно, то, что делает её поэтом.

Лицом повёрнутая к Богу,
Ты тянешься к нему с земли,
Как в дни, когда тебе итога
Ещё на ней не подвели.

(Пастернак. Памяти Марины Цветаевой)

Пастернак тоже правильно всё понял, услышал — крылом, не ухом.

«Крылья — свобода(!), только когда раскрыты в полете, за спиной они — тяжесть», и она изнемогала под их тяжестью, если не летала. «Люблю всё, от чего у меня высоко бьётся сердце. В этом — всё», потому что иначе — невыносимо тяжело таскать на спине свои огромные крылья — дар.

«Слушайте внимательно, я говорю, как перед смертью: Мне мало писать стихи! Мне надо что-нибудь, кого-нибудь — любить — в каждый час дня и ночи». Она была голодна на любовь — не ту, физиологическую, земную, которая нужна всем, и даже не ту, которая именуется семейным очагом — на цветаевском огне «каши не сваришь». Она, как и любимый ею Блок, искала неземной любви — воображая её, конечно, по-своему, но интуитивно чувствуя в чём её суть. Любовь — дар, а не приобретение. «Чтобы говорить о Боге, о солнце, о любви — нужно быть(!)». «„Будь“ — единственное слово любви, человеческой и Божеской».

Подлинное бытие и предстояние перед Богом — вот что ей было нужно: только не в одиночку, не сам на сам, как предначертано стоять лишь поэту и святому. Цветаева не могла сказать себе, как Пушкин: «Ты царь: живи один» («Поэту»), ей нужен был Другой, способный стоять рядом, не боящийся высоты и ветров. Она была слишком женщиной и не могла, не хотела предстоять в одиночку, а равного ей по силе духа партнёра не было.

Сергей Эфрон — милый, добрый, всепрощающий. Он был, конечно, измучен, изранен донельзя необузданностью и безмерностью Психеи-Цветаевой. Но кто кого больше губил, и кто кого больше любил — вопрос непростой. Охранителем, безусловно, был больше Сергей. Он по-своему понял и полюбил Марину, но не крылами, а по-житейски, по-земному: «М. — человек страстей, — пишет Сергей Максу Волошину после очередного романа своей Психеи. — Отдаваться с головой своему урагану для неё стало необходимостью, воздухом её жизни. Кто является возбудителем этого урагана сейчас — неважно. Почти всегда (теперь так же как и раньше), вернее всегда всё строится на самообмане. Человек выдумывается и ураган начался. Если ничтожество и ограниченность возбудителя урагана обнаруживаются скоро, М. предаётся ураганному же отчаянию. Состояние, при к ом появление нового возбудителя облегчается. Что — не важно, важно как. Не сущность, не источник, а ритм, бешеный ритм. Сегодня отчаяние, завтра восторг, любовь, отдавание себя с головой, и через день снова отчаяние. И это все при зорком, холодном (пожалуй вольтеровски-циничном) уме. Вчерашние возбудители сегодня остроумно и зло высмеиваются (почти всегда справедливо). Все заносится в книгу. Все спокойно, математически отливается в формулу. Громадная печь, для разогревания которой необходимы дрова, дрова и дрова. Ненужная зола выбрасывается, а качество дров не столь важно. Тяга пока хорошая — все обращается в пламя. Дрова похуже — скорее сгорают, получше дольше. Нечего и говорить, что я на растопку не гожусь уже давно М. сделалась такой неотъемлемой частью меня, что сейчас стараясь над разъединением наших путей, я испытываю чувство такой опустошённости, такой внутренней изодранности, что пытаюсь жить с зажмуренными глазами. Не чувствовать себя — м б единственное моё желание. Сложность положения усугубляется ещё моей основной чертой. У меня всегда, с детства — чувство «не могу иначе», было сильнее чувства — «хочу так». Преобладание «статики» над динамикой. Сейчас вся статика моя полетела к чёрту. А в ней была вся моя сила. Отсюда полная беспомощность».

А она искала силу — динамику, а не статику. Она страдала от невозможности разделить себя, свою безмерность, с другим человеком. Отчасти спасала от одиночества всепонимающая АляМальвина, отчасти стихи, отчасти неплодные романы.

«Я к каждому подхожу вся», — объяснялась Марина, и этот «каждый» реагировал предсказуемо: пугался.

Делись со мною тем, что знаешь,
И благодарен буду я.
Но ты мне душу предлагаешь —
На кой мне чёрт душа твоя.

(Лермонтов. Из Шиллера)

«. Чужие, то есть ненужные. ».

Но умела ли она любить? Скорее, нет. Ей не хватало «рук» — слишком многое и многих хотелось обнять и обогреть. Мир вокруг был страшен и чужд ей настолько, что она жила, словно во сне или зажмурившись. Кратких взглядов, мигов, которые она время от времени бросала в рутинный ад, хватало для того, чтобы кровь закипала, а душа холодела. Мир, какой он есть, был не мыслим, он не вмещался в ней, как и она — в нём. Душа оставалась где-то вовне, не втискивалась в узкий картонный домик новой реальности, а тело было приговорено жить на грешной земле и бороться за выживание. И она старалась, боролась…

Дай мне руку — на весь тот свет!
Здесь — мои обе заняты.
1925

Она хотела любить, как никто другой, и это желание, стремление зачастую перекрывало её неумение. Она была готова жертвовать собой — ради любви, но жертвовала и другими (всеми, может, кроме сына, которому в итоге принесла себя в жертву).

«Встречаться нужно для любви, для остального есть книги» — разумеется! Как глупо тратить быстротечное время на чепуху, надо спешить любить. Однако Марина проговаривается: «Женщина, не забывающая о Генрихе Гейне в тот момент, когда в комнату входит её возлюбленный, любит только Генриха Гейне».

У неё был острый, цепкий ум — мужской по определению многих, и она прощупывала им саму суть бытия, своего и чужого, как другие руками ощупывают материальные предметы. Она наблюдала, оценивала, переживала и записывала.

Да, она была поэтом, жрицей стихий: она им повелевала, но и они в свою очередь вертели ею, как хотели, ибо она им позволяла.

Другие — с очами и с личиком светлым,
А я-то ночами беседую с ветром.
Не с тем — италийским
Зефиром младым, —
С хорошим, с широким,
Российским, сквозным!

Море, обычное, мокрое, земное, не любила — как чисто земную стихию («вода, а не море»), требующую участия тела. Она любила только небо. И при этом:

Небо, ты страшнее моря,
Оттого что в море тонут:
Дно есть.

И ещё про море — Пастернаку: «Я не люблю моря. Столько места, а ходить нельзя. Раз. Оно двигается, а я гляжу. Два. Борис, да ведь это та же сцена, то есть моя вынужденная, заведомая неподвижность. Моя косность … Так, Иегову, например, бы ненавидела. Как всякую власть. Море — диктатура(!), Борис» (Из письма к Б. Пастернаку от 23 мая 1926 г.).

Где-то здесь кроется и разгадка её трагедии, только не надо спешить с оценочными суждениями. Цветаева была дитя своего времени, у неё были непростые отношения не только с людьми, но и с Богом. Однако эти отношения были, она спрашивала у Бога, и Он отвечал ей — как поэту, отвечал её крыльям, её творческому вопрошанию.

Кажется у Цвейга я нашла приписываемую Лютеру мысль: у души два глаза — внешний и внутренний, но глядеть сразу двумя она не умеет. Так и Цветаева глядела только внутрь и изнутри, внешнее оставалось как бы вне зоны её внимания. «Моя беда в том, что для меня нет ни одной внешней вещи, все — сердце и судьба». «Судьба — то, что с нами сделал Бог. Жизнь — то, что с нами сделали люди» (М. Цветаева).

Она жила, как недовоплощённый дух, как будто не вполне материализовалась в здешнем, посюстороннем мире вещей, а потому присутствовала лишь отчасти. Кажется, ей не хватало не только рук, но и мышц, кожи — тела, материальности. Особенно тяжело стало жить, когда накренился и рухнул привычный строй жизни, когда новые тяготы, впридачу к старым, в том числе бытовым, полным весом навалились на женские плечи Марины, и те, хоть и были по-мужски скроены, не выдерживали бремени: кожи-то на них не было.

Не хочу ни любви, ни почестей:
— Опьянительны. — Не падка!
Даже яблочка мне не хочется
— Соблазнительного — с лотка…

Что-то цепью за мной волочится,
Скоро громом начнёт греметь.

— Как мне хочется,
Как мне хочется —
Потихонечку умереть!

Она долго терпела, очень долго — пока была нужна. Она мужественно сносила всё, что преподносила ей судьба и люди, что она сама преподносила себе, людям и судьбе. Оглушительным, разрывающим сердце всякого, кто слышит, был её почти предсмертный вопль «А я могу?», вырвавшийся в ответ на сообщение знакомой, что «Ахматова уже ничего не может». Это было мучительное для Цветаевой состязание, противостояние и, в то же время, любовь — со стороны Марины. Последнюю (решающую) точку в этом споре поставил Бродский, назвав величайшим поэтом ХХ столетия недолюбленную и недопонятую при жизни Цветаеву, а не царственную, всеми превозносимую Ахматову, которая как-то заметит, что причиной самоубийства Марины мог стать творческий кризис.

«Могу писать, могу не» — кризис был, конечно, потому что раньше не писать она не могла. Однако Цветаева в конце своей многотрудной жизни не исписалась, а, наоборот, обрела недосягаемую высоту поэтического мастерства, о чём красноречиво свидетельствует последнее, предсмертное стихотворение «Я стол накрыл на шестерых» (1941 г.), посвящённое Арсению Тарковскому — непревзойдённый шедевр. Правда в другом, и об этом тоже скажет Ахматова — её убило время. Время и одиночество.

Когда я говорю «Цветаева», я плачу,
Как будто это я воскрес на третий день
Поведать о её блаженной неудаче,
О первенстве её и о её беде…

О нищенстве хочу поведать я особо:
Не многим привелось быть нищими в глуши.
Переступить порог некрашеного гроба,
А после раздавать сокровища души.

Не знаю почему, но мнится мне Марина
То в образе босой бродяжки на заре,
То спутницей Христа у стен Иерусалима,
А то хромающей собакой во дворе.

Она ушла, оставив на устах у знакомых привкус вины. Не у всех, конечно, у лучших из них. Не помогли, как должно, не поддержали, не обогрели — не понесли, не справились. Знали же всё, ибо её узнали, а вовремя не осуетились, позволили ей ТАК уйти, как она ушла, а ведь она УЖЕ НЕ МОГЛА. «Дальше было бы только хуже», — напишет она в своё оправдание МуруАлиса, и он поймёт и одобрит. Она боялась, что совсем потеряет лицо, превратится в ничтожество. И, главное, она ничем не могла быть полезной сыну, а помехой на его пути себя ощущала. Она не смалодушничала — нет, она сознательно принесла себя в жертву. Она тоже не справилась, как и все другие, кто не смог ей помочь, а должны бы…

Не приголубили, не отогрели,
Гибель твою отвратить не сумели.
Неискупаемый смертный грех
Так и остался на всех, на всех.
Господи, как ты была одинока!
Приноровлялась к жизни жестокой…
Даже твой сын в свой недолгий срок —
Как беспощадно он был жесток!
Сил не хватает помнить про это.
Вечно в работе, всегда в нищете,
Вечно в полете… О, путь поэта!
Время не то, и люди не те.

Ну, а когда для поэта то время и те люди? Никогда! «Благоприятные условия? Их для художника нет. Жизнь сама неблагоприятное условие». Для личной жизни, разумеется, неблагоприятное, зато стихам открываются пути в мир, к людям.

Её стихи — как спелые сочные фрукты или, как кровоточащие куски мяса; с них каплет жизнь. Когда их читаешь, они доходят до самых глубин — туда, где человек рискует встретиться с Богом.

Смерть — это нет,
Смерть — это нет,
Смерть — это нет.
………………………
Я — это Да,
Да — навсегда,
Да — вопреки,
Да — через всё!
Даже тебе
Да кричу, Нет!

В письме к Рильке от 31-го декабря 1926, она написала: «Ты меня читаешь раньше, чем я пишу» — идеальный читатель. Но секрет прост, в вечности нет времени. Вчера, сегодня и завтра — одно, и то, что было, то есть и будет; и кто был, кто жил, тот — есть.

Лейт Ф. И. Тютчеву принадлежит наиболее выразительный и наиболее точный перевод знаменитого четверостишия Микеланджело: «Отрадно спать — отрадней камнем быть. О, в этот век — преступный и постыдный — Не жить, не чувствовать — удел завидный. Прошу: молчи — не смей меня будить».

Мальвина Ариадна Эфрон — дочь М. Цветаевой и С. Эфрона.

Алиса Сын Цветаевой Георгий Эфрон. Отец С. Эфрон называл его Марин Цветаев.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *