Генеральный секретариат что это
Все самое интересное об
Организации Объединенных Наций
Секретариат
В Секретариат, который возглавляет Генеральный секретарь, входят международные сотрудники, которые работают в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, а также в отделениях ООН в Женеве, Вене, Найроби, Бангкоке и других местах. В его структуру входят различные департаменты и подразделения, общий штат которых насчитывает около 16 000 сотрудников из примерно 175 стран мира. Он выполняет повседневную работу Организации. Персонал выполняет основную и административную работу Организации Объединенных Наций под руководством Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и других органов. Секретариат отвечает за обслуживание других органов Организации Объединенных Наций и управление процессом осуществления утвержденных ими программ и стратегий.
Кого обслуживает Секретариат?
Центральные учреждения Организации Объединенных Наций обслуживают четыре основные группы: делегации, представляющие нынешние 193 государства-члена, которые ежегодно направляют в Нью-Йорк на сессии Генеральной Ассамблеи более 5000 человек; международный персонал, или Секретариат, насчитывающий около 5500 человек; посетителей, которых в 2007 году было около 1 миллиона человек; и журналистов, из которых примерно 2000 имеют постоянную аккредитацию, а еще около 5000 собираются на важные мероприятия. Кроме того, при Организации Объединенных Наций аккредитованы более 3000 неправительственных организаций, многие из которых присутствуют на заседаниях, проводимых в Центральных учреждениях. Присутствие Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке дает бюджету города в общей сложности примерно 3,3 млрд. долл. США в год.
Функции
Генеральный секретарь
Главным должностным лицом Организации Объединенных Наций является Генеральный секретарь. Он или она имеет в своем распоряжении штат международных гражданских служащих. В отличие от дипломатов, представляющих конкретную страну, гражданские служащие работают на все 193 государства-члена и получают задания не от правительств, а от Генерального секретаря.
Будучи главным административным должностным лицом Организации, Генеральный секретарь руководит ее работой. Кроме того, он отвечает за осуществление решений, принимаемых различными органами Организации Объединенных Наций.
Генеральный секретарь имеет право выносить на обсуждение Совета Безопасности любые проблемы, которые, по его мнению, могут угрожать международному миру и безопасности. Для предупреждения конфликтов или содействия мирному урегулированию споров между странами он может использовать механизм «добрых услуг». Кроме того, Генеральный секретарь может действовать по собственной инициативе при решении гуманитарных или иных проблем особой значимости.
Какова процедура назначения Генерального секретаря ООН?
Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на пятилетний срок.
С момента основания ООН было девять Генеральных секретарей. Генеральные секретари назначаются поочередно из разных регионов.
Некоторые функции Генерального секретаря
В Уставе ООН Генеральный секретарь именуется «главным административным должностным лицом» Организации, которое действует в этом качестве и выполняет другие функции, возлагаемые на него или нее Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности, Экономическим и Социальным Советом и другими органами Организации Объединенных Наций. Устав также уполномочивает Генерального секретаря доводить до сведения Совета Безопасности любые проблемы, которые представляют угрозу международному миру и безопасности.
Действует ли Генеральный секретарь самостоятельно?
Нет. Генеральный секретарь не предпринимает никаких действий без поддержки и одобрения государств — членов Организации Объединенных Наций. Любые действия, будь то направление миротворцев в районы вооруженных столкновений или помощь в восстановлении той или иной страны после войны или стихийного бедствия, утверждаются государствами-членами.
За что Организации Объединенных Наций присуждена Нобелевская премия мира?
Норвежский Нобелевский комитет постановил присудить Нобелевскую премию мира 2001 года Организации Объединенных Наций и ее Генеральному секретарю Кофи Аннану «за их вклад в обеспечение более эффективной организации и более прочного мира во всем мире».
В 2007 году Нобелевская премия мира была присуждена Межправительственной группе экспертов ООН по изменению климата совместно с бывшим вице-президентом Соединенных Штатов Альбертом Арнольдом Гором-младшим. Эта премия стала 15-й премией мира, присужденной Нобелевским комитетом ООН. Ранее ее были удостоены:
Генеральный секретариат что это
2. Генеральный секретариат
— проводит в жизнь решения Генеральной ассамблеи и Исполнительного комитета;
— выступает в качестве международного центра борьбы с преступностью;
— действует как специализированный и информационный центр;
— осуществляет постоянные полномочия от имени организации;
— поддерживает связи с национальными и международными органами и учреждениями;
— способствует через национальные центральные бюро проведению полицейских расследований;
— готовит и издает все публикации Интерпола;
— принимает на себя обязанности рабочего аппарата в период сессий Генеральной ассамблеи, заседаний Исполнительного комитета, всех комиссий и комитетов;
— составляет план работы организации на следующий год;
— поддерживает прямую и постоянную связь с президентом организации.
Генеральный секретариат возглавляется генеральным секретарем, под началом которого работают полицейские специалисты и административно-технический персонал. Он назначается Генеральной ассамблеей сроком на пять лет по предложению Исполнительного комитета. На эту должность рекомендуется подбирать людей в возрасте не старше 65 лет, являющихся специалистами в области полицейского дела.
Генеральный секретарь с правом совещательного голоса присутствует на сессиях Генеральной ассамблеи, заседаниях Исполнительного комитета. Он руководит рабочими аппаратами сессий ассамблеи, заседаний Исполнительного комитета, для которых готовит доклады по вопросам повестки дня, направляет каждому члену организации тексты итоговых документов. Генеральный секретарь отвечает за расходование денежных средств организации, которое производится только по его распоряжению. Финансовую деятельность генерального секретаря ежегодно проверяет ревизионная комиссия, избираемая ассамблеей.
Долгое время по отношению к должности генерального секретаря незыблемо применялось требование ст. 44 общего регламента организации, согласно которому на этот пост должен избираться представитель страны, на территории которой располагается штаб-квартира Интерпола, то есть Франции. Фиксация этого требования в общем регламенте была свидетельством неполной независимости Интерпола от Франции, так как вначале Интерпол в финансовом отношении зависел от бюджета министерства внутренних дел Франции, откуда Генеральный секретариат черпал большую часть кадров и денежных средств для оплаты их труда. Поэтому и было признано желательным, чтобы эти служащие находились в подчинении человека, кандидатуру которого подбирало министерство внутренних дел Франции из состава квалифицированных служащих министерского аппарата.
По мере обретения финансовой самостоятельности Интерпол смог принять на свой бюджет денежное обеспечение служащих Генерального секретариата. В их подборе Интерпол стал полностью независимым от французских властей. И только кандидата на должность генерального секретаря продолжало подбирать министерство внутренних дел Франции. В 1985 году Интерпол решил освободиться от этого анахронизма, который ущемлял статус Интерпола как международной организации. В начале 1985 года француз Андре Боссар, занимавший пост генерального секретаря Интерпола, объявил о своем уходе с этой должности по состоянию здоровья. Отставка была принята. На его место Исполнительный комитет рекомендовал англичанина Р. Кенделла, когда-то служившего в Скотланд-Ярде, а с 1971 года возглавлявшего отделение по борьбе с незаконным распространением наркотических веществ. Итак, впервые должность генерального секретаря занял не представитель министерства внутренних дел Франции, а специалист, кандидатура которого была предложена и одобрена самой организацией. Только с этого времени можно говорить о полной самостоятельности Интерпола как международной организации.
Генеральный секретарь по своему усмотрению подбирает персонал Генерального секретариата и руководит всеми его службами. По официальным данным, на январь 1990 года в штате Генерального секретариата насчитывалось около 280 сотрудников, из которых 161 работает по контракту (это преимущественно технический и обслуживающий персонал), остальные направлены на работу в секретариат Интерпола полицейскими службами стран-членов.
Устав (ст. 30) запрещает сотрудникам Генерального секретариата при исполнении своих функций «запрашивать или придерживаться инструкций какого-либо правительства или других органов вне Организации» и призывает «воздерживаться от любых действий, которые могут препятствовать выполнению их международной миссии».
При решении международных проблем сотрудники Генерального секретариата «на всех участках должны отражать интернациональный характер деятельности организации». На 36-й сессии Генеральной ассамблеи (Киото, 1967 г.) была принята резолюция об интернационализации персонала Генерального секретариата. Со времени принятия этой резолюции всего 36 стран откомандировали в Генеральный секретариат своих представителей.
Замещение руководящих должностей в штате Генерального секретариата может производиться по конкурсу. В 1970 году впервые так занял вновь введенную должность руководитель научно-исследовательского отдела.
Согласно п. b ст. 26 устава, Генеральный секретариат является постоянно действующим «международным центром по борьбе с общей преступностью». Для выполнения этой функции он через национальные центральные бюро поддерживает связь с национальными органами полиции и международными организациями.
Структура Генерального секретариата была значительно изменена в 1986-1987 годах. Было увеличено количество подразделений, произведен перевод нескольких отделений из одного отдела в другой, создано несколько небольших по численности персонала служб, не вошедших в отделы:
а) служба генерального секретаря, в составе которой 16 марта 1987 г. был образован департамент общественных отношений для повышения престижа Интерпола, рекламы его специфической роли в борьбе с уголовной преступностью;
б) после взрыва бомбы, брошенной неизвестными преступниками ночью 16 мая 1986 г. в одно из помещений штаб-квартиры Интерпола в Сен-Клу, этому рабочему помещению были причинены значительные разрушения. Для их ликвидации и проведения восстановительных работ в тот же день в структуре Генерального секретариата было образовано специальное отделение. После завершения всех восстановительных работ ему было поручено проведение работ общего характера: различного рода реорганизации, поддержание и укрепление безопасности, организация специализированных конференций. Специальное отделение также подконтрольно самому генеральному секретарю Интерпола;
Европейский секретариат принял под свое руководство группу так называемых «специальных связных офицеров». Институт «специальных связных офицеров» был создан в Интерполе в 1971 году сначала для Европы с целью координации с их участием действий полицейских служб европейских стран в борьбе с незаконной торговлей наркотиками на континенте. После создания Европейского секретариата Интерпола сеть «специальных связных офицеров» была упрочнена. Это позволит в ближайшем будущем добиться большей эффективности не только в борьбе с незаконной торговлей наркотическими средствами, но и в полицейском сотрудничестве в Европе.
В настоящее время в секретариате действуют четыре отдела: административный, полицейский, научно-исследовательский и технического обеспечения.
Административный отдел ведет делопроизводство и документацию Интерпола, переводит на рабочие языки всю поступающую и тиражируемую информацию, ведает кадрами, финансами и административно-хозяйственной деятельностью, обеспечивает безопасность здания штаб-квартиры и сотрудников, планирует международные встречи и конференции.
В административном отделе трудятся 80 человек, из них половина в подотделе по производству документов.
Полицейский отдел занимает главное место в структуре Генерального секретариата.
На отдел возложена ответственность за координацию сотрудничества полицейских органов стран-членов в борьбе с «международными преступлениями». Отдел состоит из трех подотделов (отделений), известных под номерами «первый», «второй» и «третий», а также действующей обособленно группы по борьбе с организованной преступностью (ФОПАК). Кроме того, внутри отдела и подотделов принято деление на группы, обозначаемые буквами латинского алфавита.
1) служба руководителя подотдела, в которую включена и служба по связям и сотрудничеству, созданная в Бангкоке (Таиланд);
2) группа по проведению операций;
3) группа разведки, то есть сбора информации о действиях, предпринимаемых международно организованными гангами торговцев наркотическими средствами, и перемещениях курьеров и других участников по различным странам.
Общая численность подотдела на 15 мая 1987 г. составляла 31 человек (офицеры и административный вспомогательный персонал). В работе подотдела по региону Карибского бассейна в Центральной Америке оказывает помощь созданная здесь странами этого региона собственная служба связи и сотрудничества по борьбе с контрабандой и торговлей наркотическими средствами.
В работе этого подотдела отмечаются текучесть кадров и, как ее результат, периодическое появление вакансий и перегрузка остальных сотрудников, что снижает эффективность работы подотдела. Руководит подотделом высший чиновник из Управления по делам о наркотических средствах министерства юстиции США.
Особое подразделение полицейского отдела представляет группа по борьбе с организованной преступностью (ФОПАК). Формирование этой группы стало первым шагом реализации общего плана реорганизации Генерального секретариата Интерпола. Группа ФОПАК задумана как начальный этап формирования будущей службы по анализу преступности, частью которой она останется. Предполагается, что служба по анализу преступности будет снабжать руководителя второго полицейского отдела информацией о современном состоянии и прогнозируемом уровне преступности и ее структуре для того, чтобы он смог определять политику, цели и задачи отдела.
Группа состоит из двух человек. В ближайшее время предполагается количественное увеличение персонала группы. Но и в своем прежнем составе группа уже действует. На 56-й сессии Генеральной ассамблеи Интерпола в ноябре 1987 года (Ницца) была представлена информация о направлениях деятельности, которой занимается группа ФОПАК.
2. Проведение деловых встреч и совещаний. Группа ФОПАК работает в тесном контакте с другими службами Генерального секретариата. Ее сотрудники принимают участие во многих рабочих совещаниях, проводимых третьим подотделом и группой ТЕ.
3. Контакты с другими международными организациями, и в частности с Советом по кооперации таможенных служб, штаб-квартира которого располагается в Брюсселе (Бельгия).
Кроме разработки модели законодательства и энциклопедии финансовых вкладов группа участвовала в рабочей группе экспертов Совета по разработке учебных модулей (программ), тренировочных модулей.
4. Участие в разработке учебных курсов. Сотрудники группы в кооперации с подотделом по делам о незаконном распространении наркотических средств разработали учебный курс по технике проведения замаскированных, отвлекающих финансовых проверок. Материалы этого курса были представлены в Найроби (Кения), где проходили обучение сотрудники полиции из англоговорящих стран Африки, и в Абиджане (Кот-д’Ивуар), где обучались сотрудники полиции из франкоговорящих африканских стран. Эти курсы финансировались Фондом ООН по контролю за злоупотреблением наркотическими средствами.
На пятом заседании рабочей группы ФОПАК, состоявшемся в Панаме в апреле 1987 года, Генеральному секретариату было рекомендовано рассмотреть возможность проведения двухнедельных учебных курсов по технике проведения замаскированных, отвлекающих финансовых проверок для служащих полиции стран Американского континента.
— занимается вопросами подготовки проектов документов и докладов, сообщений о проблемах, представляющих интерес для полиции, а также о деятельности самого Интерпола;
— организует встречи, добивается согласия на участие представителей Интерпола в совещаниях, проводимых другими международными организациями;
— принимает участие в форме консультирования и совместной подготовки документов в работе других департаментов Генерального секретариата;
— ведет обработку и поддерживает в постоянном рабочем состоянии общие справочные фонды (библиотеку) и выполняет поступающие просьбы о документах;
Отдел периодически проводит встречи специалистов по вопросам борьбы с преступностью в штаб-квартире организации и представляет Интерпол на международных совещаниях и конференциях, проводимых другими международными организациями. Численность третьего отдела составляет 14 сотрудников, из которых 9 имеют высшее образование. Руководитель отдела является также консультантом (советником) организации по правовым вопросам.
Сотрудники Генерального секретариата стремятся к тому, чтобы в библиотеку из всех стран поступали монографии, книги и журналы о деятельности полиции, о международном сотрудничестве в борьбе с общеуголовной преступностью. В 1986 году были удовлетворены 282 письменные просьбы полицейских органов и ученых-специалистов из 60 стран о предоставлении им различных справочных и научных материалов, около 100 запросов поступило от сотрудников других отделов Генерального секретариата, а также от визитеров, посетивших штаб-квартиру Интерпола со специальными полномочиями.
2) подотдел уголовной регистрации, который состоит из четырех отделений:
а) отделение анализа поступающих сообщений и группу подготовки информации для ввода в ЭВМ. Сотрудники отделения ведут 388 тыс. наблюдательных досье, к которым только за 1986 год было прибавлено еще 27696 карточек. В феврале 1987 года в Интерполе была начата компьютеризация поступающих данных. С этого времени прекращена практика заведения персональных или специализированных карточек, вся принимаемая по автоматизированным средствам связи информация сразу же анализируется, а затем вводится в компьютер. Сохранились только индексные картотеки, которые будут находиться в Интерполе до тех пор, пока вся содержащаяся в них информация не будет перенесена на запоминающие устройства ЭВМ. Но до этого еще далеко. Поэтому в настоящее время сотрудники отделения работают и со старыми индексными картотеками, и с компьютеризованной системой информации;
б) отделения регистрации информации и подготовки международных оповещений. Его сотрудники осуществляют:
— прием и регистрацию, обработку и сокращение до требуемого объема полученных сообщений о преступниках и отдельных преступлениях;
— подготовку международных уведомлений об объявлении международного розыска лиц, на которых от правоохранительных органов конкретного государства поступила просьба о розыске и выдаче (экстрадиции), международных предостережений о путешествующих подозрительных лицах «с уголовной регистрацией», то есть зарегистрированных в картотеках уголовной регистрации полиции хотя бы двух стран, а также уведомлений ознакомительного характера о пропавших без вести или лицах, подлинность, идентичность которых необходимо установить или проверить;
— подготовку и рассылку всех других оповещений, таких как сообщения о розыске украденных произведений искусства, антиквариата и других ценных предметов;
в) отделения дактилоскопии и фотокартотеки, которое в 1986 году увеличило свои фонды на 13220 десяти пальцевых дактилоскопических карт и успешно идентифицировало 507 преступников по имеющимся в архивах отпечаткам пальцев. В своей практической работе отделение поддерживает активные контакты с НЦБ;
г) отделения ЭВМ по совершенствованию компьютерной системы Интерпола с целью обеспечения еще большей ее эффективности и достижения быстрого доступа полиции всех стран к собранной организацией информации. Умению работать с этой системой операторы службы ЭВМ обучили всех сотрудников полицейского отдела;
Генеральный секретарь
В сознании людей, живших в СССР, эта должность стойко ассоциируется с генеральным секретарём ЦК КПСС, который был фактическим руководителем государства; формальным главой государства в СССР считался председатель Президиума Верховного Совета СССР.
Тем не менее далеко не во всех случаях генсек является лидером организации. Зачастую генеральный секретарь лишь руководит секретариатом (в РКП(б), при введении этой должности, предусматривалось лишь техническое руководство секретариатом), то есть органом, обеспечивающим оперативную и административную работу организации. В таком случае главой организации может быть председатель (например, в Компартии Китая до 1982 года или в Балтийской ассамблее). В другом случае у организации нет чётко определённого лидера, таким образом отсутствует и её глава (например, Организация Объединённых Наций).
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Левый центри́зм — система политических взглядов и действий, ориентирующаяся на социалистические или социал-демократические идеалы и придерживающаяся концепции эгалитаризма. Также может толковаться как совмещение умеренно левых политических взглядов и методов социальных преобразований, по некоторым вопросам объединяясь с центристами. По своему происхождению левоцентризм связан с идеями социального реформизма и профсоюзными движениями, переросшими в политические партии.
В политике правыми (наиболее крайние формы называют ультраправыми или праворадикальными) традиционно называются многие направления и идеологии, противоположные левым: правые придерживаются принципов капитализма.
Национальный консерватизм — политический термин, используемый для описания разновидности консерватизма, концентрирующегося в большей степени на национальных интересах и, как правило, имеющего традиционные социальные и этические взгляды. В европейском контексте более склонен к евроскептицизму, чем стандартный консерватизм, не поддерживающий открыто националистический или ультраправый подход. Многие национал-консерваторы являются социал-консерваторами и выступают за ограничение иммиграции в Европу.
Пле́нум (лат. plenum «полное»), плена́рное заседа́ние, плена́рная се́ссия (англ. plenary session) — заседание, собрание с присутствием всех членов организации, органа — кворума; например.
Правый центри́зм (правый центр) — общественно-политическое течение, основывающееся на постепенных, эволюционных изменениях общества. В политике правоцентристами считают политиков, по своим взглядам относящимся к правому флангу политического спектра, но ближе к центру, чем другие правые. Также может толковаться как совмещение умеренно правых политических взглядов и методов социальных преобразований, по некоторым вопросам блокируясь с центристами.
Функции и история секретариата ООН
Секретариат ООН — это один из основных институтов Организации Объединенных Наций. Данный орган несет ответственность за функционирование этой организации. Секретариат составляют представители служащих из разных стран, которые занимаются обслуживанием иных основных органов ООН. Они также проводят практическую работу по реализации всевозможных решений, принятых в ООН. Служащие Секретариата в своей работе подотчетны исключительно ООН. Они не имеют права запрашивать или получать никаких указаний у правительства или властей. Членами ООН являются государства, которые должны безоговорочно уважать международный характер обязанностей Генерального секретаря и других представителей Секретариата, не оказывая никакого воздействия во время выполнении ими прямых указаний ООН.
Генеральный секретарь ООН, его функции и обязанности
Генеральный секретарь ООН назначается Генеральной Ассамблеей, согласно предложениям Совета Безопасности ООН. Генсек может занимать свой пост в течение 5 лет и может быть выбран повторно. Сегодня на этом посту находится Антониу Гутерреш из Португалии.
Генеральный секретарь — самое главное административное должностное лицо ООН.
Как глава администрации (равно как и его персонал) он никоим образом не должен совершать действия, которые могут отразиться на его статусе, как международного должностного лица. Генсек имеет право передавать Совету Безопасности любые мысли о том, что что-то несет угрозу международной безопасности.
Главной ключевой особенностью деятельности Секретариата ООН является то, что в Уставе ООН нет конкретных обязанностей.
Действующие полномочия были возложены на Секретариат иными органами ООН согласно статье 98, в которой говорится о том, что Генсек и его служащие выполняют «другие функции, которые возлагаются на них».
За счет подобного распределения обязанностей, роль Секретариата постоянно растёт. Что касается его деятельности в сфере защиты прав человека, то она носит более общий характер. Эти функции выполняют головные подразделения, находящиеся в Женеве и Нью-Йорке, а также другие представительства Организации Объединенных Наций на местах. Координирует действия Управление Верховного комиссара по правам человека. Данное Управление было создано в 1994-м году.
С 1946 по 1982 г. работа Секретариата в сфере прав человека проводилась специальным Отделом по правам человека, чья деятельность заключалась в обслуживании работы разных институтов ООН. К ним относятся Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС, КПЧ, Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств и др.
ООН и защита прав человека. История, проблемы и противоречия
В 1982-м году был создан Центр по правам человека. ЦПЧ стал заниматься не только обслуживанием Секретариата, но и координацией деятельности в сфере прав человека в системе Организации. Работа во многом заключалась в подготовке разнообразных исследований, направленных на защиту прав человека, создании докладов о реализации, разработке и осуществлению программ технического содействия странам в области защиты прав. Также ЦПЧ занимался пропагандистской и информационной работой.
Огромную роль в развитии работы Секретариата Организации Объединенных Наций сыграла Венская конференция ООН по правам человека, которая состоялась в 1993-м году. В ней отметили потребность расширения деятельности Центра по правам человека. В основном это касалось поощрения человеческих прав, важности технического содействия.
В 1947-м году, во время создания проекта Всеобщей декларации прав человека, французский представитель Рене Кассен предложил создать пост генерального атторнея, который будет нести ответственность за защиту прав человека. Лицо, которое будет занимать эту должность, также будет представлять интересы истцов в судебных разбирательствах. Однако, несмотря на такую инициативу и перспективу, предложение Кассена было отвергнуто.
В 1950-1951 гг. государство Уругвай также выдвигало подобные идеи во время создания Международного пакта по правам человека. Новый институт ООН, в лице генерального атторнея или Верховного комиссара, должен был получить много полномочий. Предложение также не было принято.
В 1965-м году схожее предложение поступило от представителей Коста-Рики. Генеральная Ассамблея поручила КПЧ и ЭКОСОС заняться вопросом рассмотрения того, необходим ли пост Верховного комиссара. Несмотря на то, что предложение КПЧ было одобрено ЭКОСОС, оно не была рассмотрено Ассамблеей. Аналогичная ситуация происходила и в последующие годы, когда подобные предложения выдвигали некоторые страны Латинской Америки и Европы.
Многие видели причину невозможности создания поста Верховного комиссара по правам человека в том, что в этот период была в разгаре так называемая «холодная война». Противостояние в политике было очень жестким. Многие страны толковали международные нормы по-своему. И даже в 1993-м году, во время проведения Венской конференции ООН, решение о создании вышеуказанного поста стало весьма спорным. Формулировки конечной декларации, согласно данной темы, были приняты в последний день конференции.
После конференции в Вене было принято решение о создании Рабочей группы, которая будет заниматься разработкой мандата Верховного комиссара. Переговоры проходили очень долго и напряженно. В результате представленный Рабочей группой проект все же был одобрен Третьим комитетом без голосования.
Так, 20 декабря 1993 года на пленарном заседании Ассамблеи наконец-то было принято решение об учреждении нового поста верховного комиссара ООН.
Верховный комиссар ООН
Верховный комиссар ООН — это должностное лицо, которое занимается делами в области защиты прав человека.
Также данная должность подразумевает то, что занимающее ее лицо (в случае необходимости) становится заместителем Генерального секретаря ООН. Под руководством Генсека комиссар также отвечает за деятельность Организации Объединенных Наций в сфере прав человека. Верховный комиссар имеет право поощрять и защищать эффективное осуществление гражданских, культурных, социальных, политических и экономических прав всеми людьми. Кроме того, комиссар обязан выполнять задачи, поставленные компетентными органами ООН в сфере прав человека и может представлять рекомендации на предмет содействия, поощрения и защиты всех прав людей. Лицо, занимающее эту должность, должно принимать активное участие в ликвидации имеющихся проблем, решать вопросы с целью воплощения человеческих прав, не допуская продолжения их нарушений на всей планете. Поэтому он должен вести диалог с представителями всех государств, координировать работу в сфере защиты прав всех людей.
В последнее время в правозащитной деятельности ООН появилось много новых направлений, тем самым УВКПЧ стал сильной, самостоятельной и разветвленной структурой, область работы которой непрестанно расширяется и умножается.
Штаб-квартира УВКПЧ находится в Женеве. Также есть филиал в Нью-Йорке и представительства более чем в 50-ти других странах.
К обязанностям УВКПЧ относятся:
УВКПЧ активно занимается развитием специальных программ по техническому содействию и разработке потенциала. Такие программы предполагают применение материальных и интеллектуальных ресурсов для поддержки национальных механизмов защиты прав людей. Под техническим содействием стоит понимать оценку и анализ конкретных ситуаций при строгом соблюдении прав человека. Также здесь подразумевается вынесение конкретных рекомендаций, совместная работа с государствами.
Следует отметить, что такое содействие УВКПЧ начинает осуществлять только после согласования со страной, которая в этом заинтересована.
Суть такой деятельности заключается в том, что УВКПЧ помогает другому государству осуществить те или иные права с точки зрения международных контрольных механизмов в сфере прав человека.
Роль Секретариата ООН и его органов
Секретариат ООН играет очень важную, но далеко не всегда однозначную, роль в привлечении внимания всех стран мира к нарушениям прав человека в отдельных государствах. Генсек и Верховный комиссар ООН то и дело представляют доказательства нарушений прав людей в тех или иных странах. Такие обвинения часто вызывают много критики, ведь заявления могут касаться национальных интересов других стран.
УВКПЧ продолжает свою работу, которая в основном направлена на укрепление и соблюдение международных стандартов в области защиты прав людей во всём мире. Орган содействует принятию решений в разных международных соглашениях, которые напрямую касаются человеческих прав и их соблюдения. Также ведется активная работа по пропаганде знаний о нормах «мягкого права», некоторым странам оказывается помощь в приведении внутреннего законодательства к нормам международного права.
Новым пунктом в обязанностях Верховного комиссара ООН стала координация деятельности структурных подразделений ООН по правам человека.
Эта разноплановая и разнообразная работа, которая включает:
Есть примеры, когда на Секретариат ООН был возложены контрольные полномочия в сфере прав людей. Например, на сессии УВКПЧ было принято решение срочно отправиться с миссией в Сирию с целью расследования обвинений, касающихся нарушений международного права в отношении прав человека. В ходе операции также стоило установить конкретные факты и обстоятельства подобных правонарушений или совершенных преступлений, чтобы в дальнейшем предупредить повторение таких ситуаций, а также обеспечить наказание виновных в злодеяниях.
В заключение можно сказать, что вся ответственность за устранение или предупреждение нарушений человеческих прав возложена на Генсека и Верховного комиссара ООН. Отметим, что в некоторых случаях они могут поднимать вопрос о смертной казни и, напротив, помиловании осужденных. Такие решение принимаются конфиденциально, а решения о них обязательно передаются в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций.