Гелевая мозаика что это
Чем полезна алмазная мозаика и какие навыки она развивает
Что такое алмазная мозаика знают многие, но еще мало кто решился приобрести такой творческий набор и зря. Занятие алмазной живописью способствует не только приятному времяпровождению, а и развитию некоторых когнитивных способностей у детей и взрослых.
Популярность алмазной мозаики растет с каждым днем. Ее покупают чаще всего на подарок, считая такой предмет чем-то нейтральным и уместным на любом празднике. Мы согласны с этими утверждениями и всего лишь хотим добавить, что творческий набор алмазной мозаики приносит не меньше пользы интеллектуальной, чем визуальной.
Подробнее о пользе алмазной мозаики
С помощью занятий алмазной мозаикой успешно повышается эффективность не одного навыка. Научно доказано, что занятия рукоделием приносят много пользы и детям, и взрослым, и пожилым. Алмазную мозаику как раз частично можно отнести к одному из видов рукоделия. Принцип создания картины в том, что на подготовленное размеченное по цветам поле нужно шаг за шагом клеить разноцветные стразы. И, если эта задача сначала звучит просто, то вы убедитесь, что ошибаетесь с первой минуты сборки мозаики. Ведь вам придется напрячь всю свою аккуратность, точность и усидчивость.
Давайте рассмотрим подробнее, какие именно навыки развивает сборка алмазной мозаики:
И, конечно, мелкая моторика рук. Этот навык, возможно, самый важный, который развивается во время сборки алмазной мозаики. И мы рекомендуем такой вид творчества именно взрослым людям, которые хотят немного больше развить суставы своих пальцев. На набор алмазной мозаики также стоит обратить внимание тем, кому необходимо восстанавливать руку, например, после перелома или болезни. Мозаика поможет разработать суставы максимально естественно без лишней нагрузки на них.
Рекомендовать картины по номерам алмазная мозайка подробнее можно и пожилым людям, которым необходимо поддерживать свои суставы кистей в здоровом состоянии. К тому же сюжеты мозаики на нашем сайте смогут удовлетворить любого покупателя.
Ребенок, который собирает алмазную мозаику приобретает усидчивость, внимательность и аккуратность. Конечно, при условии, что вы смогли заинтересовать его таким занятием. Но не переживайте – подберите красивую картинку и, для начала, несложную схему и дайте ребенку попробовать. Большой плюс современных наборов алмазной мозаики в том, что на них уже нанесён клеевой слой, поэтому в комплектах нет клея, есть только специальный стилус и пинцет. С помощью стилуса нужно брать по одной стразе и аккуратно приклеивать на соответствующую ячейку. Это очень облегчает процесс, но алмазную картину необязательно собирать за один день не отрываясь. Можно растянуть это удовольствие на несколько вечеров или заниматься только на выходных.
Что такое мозаика: виды материалов и шикарные примеры в интерьере
Что такое мозаика? Происхождение и виды этого искусства украшения интерьеров – тема данного исследования от редакции HouseChief.Современный рынок предоставляет широчайший выбор материалов для облицовки и декоративной отделки любых поверхностей. И мозаика среди них выделяется самым выгодным образом.
Что собой представляет мозаика
Мозаикой называют искусство создания орнамента или целостной картины из малоформатных кусочков твёрдых материалов. В переводе с латинского «musium» – произведение, музам посвящённое, а с итальянского – сложенный из частей.
Нынешнее искусство мозаики за долгие столетия претерпело ряд существенных трансформаций и стало, по сути, строительным ремеслом. В современной отделке используется в основном керамическая плитка разных цветов или с уже нанесённым рисунком. Из плиток небольших размеров – тессеров, складывается запланированный орнамент или фантазийная композиция.
Что такое мозаика: происхождение и виды в истории
Мозаичная живопись зародилась более 5 тысячелетий назад. Самую древнюю мозаику обнаружили при раскопках храмов шумеров в культурном слое 4 тысячелетия до нашей эры.
История античности характеризуется широким распространением мозаики в украшении культовых сооружений и домов знатных вельмож. В это время появляются технологии производства цветных стёкол и тесселирования (подколки) камня.
Древнейший памятник с применением подколки – мозаики в городе Моргантина, Сицилия (III век до н. э.)
Расцвет искусства происходит в Византийскую эпоху. Использование более мелких деталей и утончённой кладки с золотым фоном придаёт произведениям внутреннюю утонченность.
Мозаичная фреска в храме Святой Софии, Константинополь (Стамбул)
В Россию мозаичные изображения пришли гораздо позднее, в Х веке, и сразу не получили особого развития в связи с недостаточностью необходимого материала. Начало производства в Киеве цветной смальты ознаменовалось расцветом этого направления.
Киевская София представляет самые известные в мире монументальные мозаичные панно и фрески начала XI века
Материалы для различных видов мозаики
Технологии сегодняшнего дня сильно отличаются от примитивизма античности и позволяют создавать широкий спектр материалов для мозаичных покрытий. Разновидности таких облицовок определяются типом материала и его качественными характеристиками.
Стекло и смальта
Стекло является древнейшим отделочным материалом. В наше время находится на первых позициях по спросу.
Благородная игра цвета стеклянной мозаики
Предпочтение отдаётся венецианскому стеклу с превосходными физическими характеристиками:
Смальта – это то же стекло, но с добавкой калиевых солей и некоторых органических соединений. Яркий и совершенно непрозрачный материал получается путём вторичного запекания стекла с добавлением красителей. Получившиеся кусочки имеют яркие цвета с глянцевой и матовой поверхностью.
Современные технологии позволяют получить до 10 тысяч оттенков, что создаёт простор для творчества
Керамика и металл
Керамика так же весьма востребованный материал для декоративной мозаичной облицовки. Работы по её укладке отличаются от обычного плиточного покрытия лишь размером тессер – составляющих мозаичного рисунка.
Бесспорное достоинство керамической мозаики – широчайший ассортимент и разнообразие цветовой палитры, структуры и текстуры материала
Однако при выборе нужно знать, что более плотная структура керамики меньше подвергается загрязнению и абразивным воздействиям. Пористый материал, несмотря на высокую декоративность, менее прочен и более подвержен износу.
Металл – чисто современный материал для мозаичных произведений. Его использование в дизайне обычно оправдывается общим стилистическим направлением.
Для подобного покрытия применяют нержавеющую сталь в виде тонких листов в 0,5 мм, что обеспечивает лёгкость и прочность облицовки
Отдельные модули крепятся на специальную резиновую подложку, придающую гибкость покрытию и позволяющую украсить мозаикой любую неровную поверхность. Однако металл чаще применяют в качестве выразительного акцента и крайне редко – для цельных покрытий.
Натуральный и искусственный камень
Натуральный камень – исключительно дорогостоящее сырьё. Даже дешёвый туф, не говоря уж о мраморе, малахите, ониксе или яшме, требует неоднократного дробления, шлифовки и придания тессерам необходимой формы.
Такая мозаика отличается исключительной цветовой насыщенностью, прочностью, но требует бережного и тщательного ухода
Такое покрытие не терпит действия кислотосодержащих жидкостей – вина, соков, уксуса, а в интенсивно эксплуатируемых местах рекомендуется натирание специальными восковыми составами. Обычно применяется в создании композиционных узоров для полового покрытия.
Керамогранит – новый синтетический строительный материал, обладающий массой достоинств: ударной прочностью и простотой укладки, высокой стойкостью к повреждениям.
Широкая цветовая палитра позволяет решать любые задумки дизайнера
Керамогранитная плитка отличается разнообразием фактурного покрытия. Это может быть глазурь, рельеф, имитация древности, различные инкрустации. Применяется для отделки ванных комнат, хозяйственных и рабочих зон, внешних фасадов.
Прочие материалы
Среди прочих видов нестандартных материалов для мозаики можно выделить пластик. Тессеры из этого сырья представляют тонкие (4 мм) пластины ПВХ с имитацией керамической плитки.
При следовании определённым стандартам такое покрытие отличается качеством и прочностью
С его помощью легко видоизменить и обновить интерьер, не привлекая большие средства. А человеку даже с минимальными навыками не сложно произвести самостоятельный монтаж.
Золото и платина – самые дорогие материалы, используемые в мозаичных панно.
Драгоценные металлы в виде тончайшей фольги прокладываются между стеклами и применяются как штучные вставки
Такая мозаика органично смотрится на стенах и в прозрачной голубизне бассейнов.
Основные способы мозаичной кладки
Выбрав материал для мозаики, важно применить правильный способ укладки. Существует четыре основных варианта монтажа.
Маркетри
Один из самых простых вариантов укладки с использованием подготовленного трафарета. Подобранные тессеры, как правило, прямоугольной формы и маленьких размеров, склеивают по боковым поверхностям и заполняют пространство рисунка, учитывая цветовые сочетания.
Применяется как в создании картинных произведений, так и несложных орнаментов
Чаще всего техника маркетри используется для мозаики из смальты, но и древесные композиции с бронзовыми или медными вставками выглядят весьма интересно.
Интарсия
Более сложный способ монтажа с укладкой модулей в углубление заранее вырезанного контура. В этой технике тессеры подбираются с максимальной точностью, склеиваются, а затем шлифуются либо полируются.
Интарсия позволяет воплотить более замысловатые и изящные дизайнерские решения
Основным материалом для мозаики служит дерево со вставками из камня, слоновой кости, перламутра, бронзы и латуни.
Инкрустация
Очень сложный и трудоёмкий способ укладки, редко применяемый в наше время. Осуществляется путём врезки в подготовленную поверхность модулей из различных материалов.
Основная особенность – тессеры монтируются заподлицо с поверхностью
Максимум внимания уделяется выбору материалов. При металлической инкрустации к тёмному фону подбирают светлые вставки из серебра, мельхиора, нержавеющей стали, различных сплавов. Светлый фон требует тёмных вставок из меди, чёрного металла.
Блочная мозаика
Процесс изготовления мозаики этого вида достаточно длительный, но не очень сложный. Сначала из различных модулей основного материала склеивают блоки, которые затем разрезают на небольшие пластины с однотипным рисунком. Полученные детали вставляют в подготовленные углубления или просто монтируют на поверхность.
Настенные панно из клееных пластин представляют блочный рисунок
Для блоков в основном используется дерево, но возможны и другие варианты – кость, рог. Современный способ механической прессовки позволяет снизить трудоёмкость процесса.
Пример декорирования мозаикой в этом небольшом видео:
Апплика Гелевая мозаика Енот С260311
Рыжий кот Мозаика гелевая Динозавры М7953
от 152 ₽ в 2 магазинах Подробнее
Гелий Мозаика Лесная полянка 01053Г
Гелий Мозаика Для Зайки 01016Г
Мозаика гелевыми стразами Милашка 1230795
Апплика Гелевая мозаика Котенок С260313
от 229 ₽ в 9 магазинах Подробнее
Апплика Гелевая мозаика Жираф С260312
Мозаика гелевая 19х26 см друзья динозавры
Мозаика гелевая Веселые ламы 19х26см М7954
Апплика Гелевая мозаика Щенок С260315
Мозаика гелевыми стразами Малышка
Рыжий кот Мозаика гелевая Друзья динозавры М8343
от 286 ₽ в 5 магазинах Подробнее
Рыжий кот Мозаика гелевая Школьные друзья М8344
от 217 ₽ в 5 магазинах Подробнее
Мозаика гелевая 19х26 см школьные друзья
Аквапиксели Панда 200 деталей
от 793 ₽ в 3 магазинах Подробнее
Аппликация Мозаика гелевая 19х26 см друзья динозавры Рыжий кот М8343
Набор для творчества Гелевая мозаика Котенок основа формата А6 цветные прозрачные пластиковые элементы С260313
DJECO Магнитная мозаика ГеоБейсик 06210
от 2 669 ₽ Подробнее
Гелевая мозаика Милые ленивцы 19×26 см
Аппликация Мозаика гелевая 19х26 см школьные друзья Рыжий кот М8344
Гелевая мозаика Дружелюбные тигры 19×26 см
от 173 ₽ в 2 магазинах Подробнее
Гелий Мозаика Зверята 01014Г
Рыжий кот Мозайка гелевая Красивые пони М8347
от 152 ₽ в 2 магазинах Подробнее
Мозаика Бабочки и цветочки 15х10 см 3740010
Мозаика гелевая 19х26 см пони В саду
Аппликация Мозаика гелевая 19х26 см принцессы В саду Рыжий кот М8816
Мозаика гелевыми стразами Волшебного Нового года Холодное сердце 5084285
Рыжий кот Мозаика гелевая Принцессы в саду М8816
от 217 ₽ в 4 магазинах Подробнее
Мозаика гелевыми стразами Счастья в Новом году Коровушка
Мозаика гелевыми стразами Крутого Нового года Человек паук 5084286
Мозаика гелевыми стразами Счастья в Новом году Коровушка
Мозаика гелевыми стразами С Новым годом Микки Маус
Мозаика гелевыми стразами Школа талантов С Новым годом Дедушка Мороз 1997067
Мозаика гелевыми стразами С Новым годом Микки Маус 5084283
DJECO Набор для творчества Мозаика Русалки 09423
от 2 539 ₽ в 9 магазинах Подробнее
Мозаика гелевая А6 Жираф
Гелевый калейдоскоп Moulin Roty Осьминог 711134
от 1 322 ₽ Подробнее
Мозаика гелевыми стразами С Новым годом Бычок
Goula Мозаика Baby Color 20 фишек 53140
от 1 953 ₽ Подробнее
Шарики для аквамозаики набор 500 шт цвет темнозеленый
Мы не интернет магазин!
Gipper НЕ ПРОДАЕТ товары, а является информационной площадкой на которой публикуются цены на товары от разных интернет магазинов. Если Вы хотите купить какой либо товар или получить информацию о сроках и способах доставки — обратитесь напрямую в магазин.
Мозаика своими руками: изготовление и самостоятельная выкладка, техника, идеи, решения
Прежде чем определиться, можно или нет самостоятельно изготовить и уложить мозаику, следует разобраться: что это вообще такое — мозаичная отделка поверхностей, откуда родом технология и в чем она заключается?
Что известно о мозаике?
Мозаика, как вид отделочного искусства, известна человеку с древности. Со времен Древнего Шумера и по наши дни мозаисты — мастера и любители — создают высокохудожественные композиции, причем из самых разных материалов.
Вообще, создание мозаики и ее укладка — вещи разные. Первое подразумевает сразу несколько операций:
Что же касается укладки, то речь идет лишь о создании композиции из приобретенного магазинного набора полной комплектации. Этим занимаются любители и профессиональные отделочники, даже не наделенные художественным талантом. Готовый сюжет дешевле, чем выполненная на заказ работа мастера. Но если хочется в интерьере чего-то действительно оригинального, можно создать мозаичное произведение своими руками. Если все делать строго по инструкции и аккуратно, а также проявить фантазию, получится действительно красиво и оригинально.
Что такое мозаика?
Мозаикой называют долговечный наборный рисунок, складывающийся из твердых мелких элементов и закрепляемый на поверхности с помощью затвердевающего связующего. По причине отсутствия твердости, мозаиками не могут считаться работы в техниках пэчворк, квиллинг и канзаши, выполненные из бумаги, ниток, пленки, лент и пр. Все это только аппликации, но которые также можно использовать при оформлении интерьера.
Мозаика, в отличие от витражей, инкрустаций и интарсий, не несет смысловой нагрузки в каждом из своих элементов. Это, выражаясь современным языком, «пиксельная графика». Каждый ее фрагмент — всего лишь кусочек определенной формы и цвета. Глядя на него в отдельности нельзя сказать, составляющей частью какого рисунка или узора он является.
Отличается мозаика и от металлических «сборных» технологий — филиграни, зерни и скани. Ее детали выполняются исключительно из неметаллических материалов.
Немного истории
Первыми явили миру свои мозаичные узоры действительно древние шумеры. Они выкладывали орнаменты из обожженных глиняных пирамидок по необожженной глиняной же основе.
Их инициативу перехватили древние греки: они изобрели смальту — плотное и вязкое стекло, которое можно было обкалывать в застывшем виде без растрескивания. Из его осколков греки выкладывали свои мозаики, спекая разноцветные фрагменты по периметру и в слои по толщине.
Что касается названия, его мозаике подарили римляне, переняв у соседей-греков искусство складывания осколков. Именно они дали стеклянным шедеврам имя «opus musivum», что в переводе означает «произведение, посвященное сразу всем музам».
Далее эстафету развития мозаичного искусства переняла Византия. Ее мастера внесли существенное дополнение в технику выкладки: фон и большие изображения стали оформлять пересекающимися дугами. При этом рисунок терял «пиксельность», если смотреть на него с некоторого расстояния, и становился похож на обычную, только более объемную и «живую» картинку.
В эпоху Возрождения мозаикой вновь активно стали заниматься в Италии. И мастера этой страны добились высочайших результатов при ее изготовлении. Во Флоренции была изобретена новая техника укладки, благодаря которой мозаичные изображения обрели перспективу. И здесь же было разработано уникальное связующее, удерживающее детали мозаики невероятно крепко.
В период рококо мозаика «офранцузилась». И именно французы стали выкладывать панно из ракушек, бусинок (фарфоровых, фаянсовых), бисера, используя технику «обратной укладки», при которой элементы сначала размещались на вощеной бумаге и только потом переносились на подготовленную основу. Работы «а-ля франсе» получались мягкими, точными, с переливами полутонов. В такой технике можно было отделывать мозаикой криволинейные и/или мелкие поверхности.
В исламских странах мастера, кладущие мозаику, не могли изображать в своих работах что-то живое (как и художники, работающие в других техниках), зато они до совершенства довели мозаичный орнамент и стали использовать новые материалы для его создания: керамику (кафель), яичную скорлупу и пр.
Что касается «русской мозаики», то она неразрывно связана с именем великого ученого М.В. Ломоносова (хотя многие специалисты уверены в существовании древней русской мозаики, уничтоженной во времена монголо-татарского ига). Михаил Васильевич был не только гениальным ученым, но и незаурядным художником. Он всерьез увлекался мозаикой: разработал новые технологии выплавки смальты, основал мозаичную мануфактуру.
Современность
В настоящее время мозаисты активно используют наработки древности. Однако и привносят много нового в технику создания «пиксельных» полотен. Это касается новых материалов (керамогранита, например), их обработки, создания клеящих составов (силикон и ПВА, а также оригинальные клеи все больше вытесняют традиционную основу на курином яйце) и закрепляющих. Мозаики сегодня становятся ремонтопригодными. Более того их можно разобрать и собрать заново уже на новом месте.
Что до художественной стороны вопроса, самыми популярными являются:
Укладка мозаики
Класть мозаику все равно придется — будь она магазинной или созданной самостоятельно. И есть несколько технологий (одни более трудоемкие, другие — менее), позволяющих перенести рисунок или узор из мелких деталей на подготовленную поверхность:
Самостоятельное изготовление мозаики
Процесс изготовления мозаики начинается с подбора элементов для нее. Чаще всего берут квадратики от 1 х 1 см до 5 х 5 см. Заготавливают кусочки впрок, набором, раскладывая по цветам или фрагментам рисунка, узора, чтобы потом во время работы над изображением не отвлекаться.
«Пиксели» для будущей мозаики колют (наподобие смальты), а не «кусают» бокорезами, клещами и пр. А можно и вовсе купить бой разноцветной кафельной плитки в строительной фирме или магазине — отдадут его там очень дешево, а то и просто так. И на закольнике из этих кусочков можно быстро и просто наделать необходимых деталек.
Тем, кто выбрал в качестве исходного материала керамогранит, проще. Этот колется просто великолепно! Поэтому начинающим мастерам лучше выбирать именно его для своих работ. Тем же, кто работает с закольником, можно дать несколько дельных советов:
Связующее для мозаики
Старинные мозаичные панно выкладывались на очень крепкое связующее. Многие мастера используют его и по сей день, благо дошел до современности оригинальный рецепт:
1 часть известкового теста + 1/3 части жирной глины + 3 части карьерного или чистого горного (белого) песка, промытого и прокаленного + 6 шт (на ведро раствора) битых со скорлупой яиц.
Песок сеют сквозь сито, а после добавления яиц, раствор вымешивается до однородности (фрагментов скорлупы совсем не должно быть видно — именно она служит индикатором гомогенности состава).
Яйца в такой смеси не гнили в древности, не гниют и сейчас. Они, взаимодействуя с силикатами глины, лишь образуют прочную водонепроницаемую пропитку, а гнилостным бактериям не позволяет развиваться известь.
Известково-глиняный раствор, замешанный на яйце, набирает полную крепость спустя несколько лет после своего использования в мозаиках. И надежность его проверена веками. Однако, чтобы не переводить яйца, можно использовать плиточный клей на базе цемента. Он, конечно, столетиями пока не проверен, но собранные на нем мозаики на открытом воздухе держатся десятилетиями.
Стеклянную мозаику нужно выкладывать по клею, не содержащему цемента. Если панно собирается внутри здания, отлично подойдет ПВА для стекла и камня. Для наружных работ успешно используется этиленвинилацетатный клей (ЭВА). А когда требуется положить мозаику в условиях повышенной влажности (кухня, ванная, санузел и пр.), нет ничего лучше строительного силиконового клея (подойдет и клей для аквариумов, но он очень дорогой).
Мозаичные панно из бисера или мелких пластиковых фрагментов выкладываются на ПВА или нитроклеи – «Момент», монтажный, 88-ой.
Мозаика из ракушек
Если есть желание почувствовать себя настоящим мозаистом, не стоит браться сразу за сложные материалы. Лучше проявить фантазию на чем-то простом, доступном. Например, использовать ракушки, и, если результат вдохновит, двигаться дальше.
Панно из ракушек сегодня переживают настоящий модный бум. Тем более, что рисунок или узор из них легко собирается практически на любую клеевую основу, будь то ПВА или силикон.
В качестве материала отлично подойдут раковины венеруписов и венусов, а также шаровки, гребешков, горошинки, дрейссены пресноводной. Что касается техники, то в случае с раковинами моллюсков активно используются насыпной и наборный методы. И там, и там возможно включение фрагментов, выполненных из морского или речного очищенного песка, а также битой в мелкую крошку ракушки.
Инструмент для выкладки мозаики
Потребуется специальный инструмент, большинство наименований которого, к сожалению, в магазине не купишь — придется делать самостоятельно, благо в интернете полно инструкций, как его можно смастерить. Итак, нужны будут:
Материал
Что касается подготовки материала, то ракушки для наборной мозаики следует отсортировать по размеру и по цвету. Где-то что-то подкрасить, если требуется.
Песок нужно несколько раз прокипятить (по стакану-два за раз, не больше), пока вода под ним не станет почти прозрачной. Затем его надо будет прокалить в духовке и несколько раз просеять сквозь сита с различной ячеей, чтобы разделить на фракции.
Раковины же очищают по-разному. Крупные и темные — периостракумом с соляной кислотой, с использованием мягкой кисти им скребка для перламутра. Как только процесс чистки закончен, обработанные раковины помещают в раствор пищевой соды (2 ч л на 1 л). А потом вымачивают их несколько часов, периодически меняя воду.
Мелкие ракушки чистят, замачивая в растворе уксуса (кислота, разбавленная водой вдвое), а потом, если тонирования никакого не требуется, нейтрализуют кислоту щелочью и промывают материал проточной водой в большом количестве.
Тонирование осуществляется с использованием анилиновых красителей.
Гораздо проще готовится материал для насыпных ракушечных мозаик. Здесь ничего не придется сортировать, достаточно будет разложить ракушки по оттенкам (да и то примерно). И растолочь более-менее мелко. А далее просто сыпать крошку слоем по свежему клею, равномерно распределяя и поправляя получающийся рисунок пальцами. Окончательный вариант отдельных фрагментов панно придавливается специальными дощечками.
Что касается клеящего состава, лучше использовать под крошку силиконовый, быстросохнущий.
Мозаика из яичной скорлупы
Мозаика из яичной скорлупы называется очень красиво – «кракле». Она и выглядит достойно, придавая любому интерьеру тонкости, изысканности. А материал для нее готовят следующим образом:
Техника «яичной» мозаики не слишком сложна, но потребует кропотливости исполнения.
Для начала надо подготовить основу — лист бумаги или пластиковую кальку густо и равномерно смазать ПВА, а затем выдержать от 3-х до 15-ти минут до желатинизации (тягучего отлипа).
Готовые скорлупки раскладываются по базе выпуклостями вверх, с промежутками – надо добиться появления определенного рисунка, узора. После готовая картинка придавливается специальной дощечкой, чтобы скорлупа расплющилась, раздробилась на более мелкие фрагменты. Затем дощечка убирается, а изображение разглаживается специальной деревянной палочкой. Потом на панно накладывается папиросная бумага, смоченная в мучном клейстере, и оставляется до полного высыхания.
После просушки бумагу нужно размочить и снять влажной губкой вместе с остатками клейстера. Далее картинку необходимо как следует просушить — в течение нескольких суток (3-4, не меньше). И можно приступать к конечной обработке панно — созданию кракелюров, то есть красивых «старинных» мелких трещинок. Для этого надо использовать тушь, состоящую из шеллака и желчи.
Тушь предстоит капать на просохшее изображение из пипетки, потом выждать несколько минут и снять остатки красящего состава влажной губкой. Желчь позволяет туши разбегаться по трещинам в скорлупе, а шеллак полимеризует ее там, придавая прочность панно. Получается очень красиво.
В конце остается готовую картину только отполировать мелованной бумагой, без нажима.
Нечто особенное
Многие хотели бы создать своими руками нечто особенное. И мозаику — тоже. В качестве необычных материалов для панно можно использовать, в принципе, все, что угодно, в том числе: