Что возникло раньше мифология или философия
Становление философии. Философия и мифология
Принято считать, что философия возникла примерно в VI в. до н.э. Это тот период, в который и на Западе, и на Востоке появляется совершенно новый вид теоретических знаний, который идёт в разрез представлениям традиционной мифологии. Этот период немецкий мыслитель Карл Ясперс обозначает как время формирования особого типа сознания, которое требовало новых форм и вариантов решения проблем, связанных с воззрениями людей.
Карл Ясперс называет это время «осевым».
Новое восприятие сформировалось в силу того, что человек стал иначе воспринимать действительность и бытие, а также по-другому понимать себя и свои границы. Тем самым оголив его беспомощность и ужас мира. Последствием стало то, что человек ставил перед собой серьёзные вопросы, касающиеся самого себя. Более того, занялся поиском трансцендентных и абсолютных идеалов. Новый характерный для того времени тип сознания появился практически одномоментно в нескольких странах: Китае, Греции и Индии.
Решение мировоззренческих проблем посредством философии
Совершенно понятно, что мировоззренческие проблемы существовали ещё в дофилософском периоде. Более того, науке известны примеры, когда некоторые цивилизации вовсе не создали ничего подобного на философию.
Египетская, вавилонская, цивилизация майя, ацтеков и инков являются ярким примером народов, которые не занимались разработкой философского знания.
Но стоит отметить, что даже представители этих цивилизаций задумывались о вопросах мира и человека, жизни и смерти. Однако их ответы и пояснения носили нефилософский характер.
Исторически так сложилось, что самая первая форма мировоззрения – это мифология. Согласно суждениям Г. Гадамера, миф – это первомысли человечества. Мифологическая форма присуща первоначальным ответам на вопросы, касающиеся мироздания, появления культуры и человека. Мифология – это комплекс мифов, в которых повествуется о происхождении и устройстве мира, о появлении социума и человека. Также в ней проигрываются ситуации, в которых ежедневно участвует человек.
Миф – это начало человеческой культуры, начальная форма реальной культурной деятельности человека.
Вместе с тем, миф – это специфический тип представления о действительности и повествования о ней. Для древних людей миф был реальность, в которой они жили. Благодаря мифам формировалась устойчивая система ценностей, которые служили законами и примерами для поведения людей. Иначе говоря, мифы стали тем, что стабилизировало социальную жизнь и гарантировало единство социума.
Современная наука находится в постоянном споре о том, насколько соотносятся обряд и ритуал с мифологическим повествованием. Этот вопрос по сей день остаётся открытым и до конца не исследованным. Одно можно точно утверждать, что огромная часть различных ритуалов, которые сформировались ещё в древние времена, окрашены мифологическим повествованием. Однако не всем обрядам и ритуалам есть точные соответствия в мифах и развитой мифологии, например, древнегреческой. Указать на точную связь мифа и ритуала пока остаётся невозможным.
Мифологическое сознание, его особенности и свойства
Синкретичность является основным свойством мифологического сознания. В нём не разделяется объект и субъект, познание и переживание, человек и природа. Особенность мифологического сознания в том, что в нём всё может быть всем. Понятие «синкретичность» имеет ещё одно определение в контексте мифа в неразделённой форме, где могли сосуществовать начала объективного знания о мире, зачаточные мысли религиозных верований, а также истоки искусства. После всего этого в ходе развития культуры эти формы переродились из мифа, тем самым приобретая чёткие границы собственного вида.
Ещё одной характерной особенностью мифологического сознания является отсутствие восприимчивости к противоречиям. Мифологическое сознание равнодушно к объективным связям действительности. Здесь имеется в виду, что согласно мифологической интерпретации всякий предмет или явление может быть чем угодно. В качестве источника мифологических ассоциаций выступает человеческая фантазия и мышление, а не как считалось ранее опыт или интеллект.
Среди характерных особенностей мифологического сознания выступает и установление особого типа связей между явлениями, которые не вмещаются в модель причинно-следственных отношений. Тем временем миф может предложить типы связей на выбор:
Метаморфоза значит превращение. Предметы, люди и явления могут превращаться друг в друга посредством фантазийных представлений древнего человека. Связи по ассоциации представляют собой соотношение дыхания и души, сна и смерти, к примеру. Теологические связи – это связи между явлениями в мифе, которые поясняются не с помощью целей, а с помощью причин. Миф построен таким образом, что все события и явления всеми силами стараются достичь изначально поставленной цели. Она является своеобразным двигателем всего действия.
Символичность также является характерной особенностью мифологического сознания. Древний человек использует символы и образы, пренебрегая понятиями и категориями. Стоит заметить, что в отличие от абстрактных понятий символы всегда имеют конкретное значение и чёткую характеристику. Одним из важнейших свойств символичности является принцип олицетворения или иными словами персонификации. Здесь происходит интересное одушевление и наделение природных явлений, культурных достижений и даже человеческих чувств душой. В таком контексте они выступают в качестве живых персонажей и личностей.
Греческой мифологии характерно явление богов, гдк бог солнца – Гелиос, богиня земли – Гея, бог времени – Хронос, Эмоций и страха – Фобос.
Также одной из характеристик мифологического сознания является коллективность. Миф создаётся коллективно, это вовсе не индивидуальное творчество. Насыщенность и суггестивность присущи таким текстам.
Заключительной особенностью мифологического сознания является авторитарность. Это значит, что миф не оставляет возможности проявиться личности или свободной мысли индивида, при этом не допускает изречения критических воззрений, оставляя за человеком лишь возможность трансляции формул и воспроизведения точных норм.
Миф и философская наука
Миф полностью не искореняется с развитием культуры. Современное массовое коллективное сознание, а также индивидуальное обыденное наполнены чертами первобытного мифа. В силу этого, можно говорить, что миф только укрепляет своё положение, принимая более модифицированную форму и приспосабливаясь к современным условиям. Первобытный миф серьёзно отличается от современного, но эти отличия не упраздняют его специфических особенностей, которые дают возможность выделить его из других типов произведений.
Бытует мнение, что миф вернулся в XX в., но скорее он продолжает своё существование и на протяжении всей истории человечества он существует в религии, искусстве и политической сфере.
Вновь обращаясь к древней мифологии и к проблематике генезиса философского знания, можно говорить, что поэтапно в синкретическом комплексе развивается религия, искусство, философия и мифологическое сознание. Чуть позднее из этого теоретического знания происходит вычленение конкретно-научных дисциплин.
Становление философской науки
Философия перенимает у мифологии мировоззренческий характер, при этом способы решения проблем меняются. Философские воззрения на мир и человека – это объективное и достоверное мнение, разумная точка зрения. Философия формируется в условиях поиска истинной мудрости, которая означает гармонию знаний о мире в купе с жизненным опытом. Образ и символ, которые присущи мифу, заменяются в философском знании рациональными понятиями и категориями. Ранняя философия характеризуется причудливыми образами, и обозначаются началом нового теоретического, объективного знания и мифологическими представлениями. Ярко выражено это в древнегреческой натурфилософии.
Классическая философия Платона наполнена отпечатками мифологического сознания.
Отличия мифологического от философского сознания заключаются в том, что ключевые понятийные особенности разнятся во взглядах на мировоззренческие вопросы. Для того, чтобы уяснить эти отличия на живом примере, достаточно всего лишь сравнить философию и мифологию по свойствам, которые перечислены выше.
Сравнение философского и мифологического
Философское сознание не синкретично. В философии существует чёткое противопоставление субъекта и объекта, знания и переживания, человека и природы, индивида и коллектива.
Философия не принимает понятие противоречия, она стремиться к исключению их. Однако, стоит отметить, что философские взгляды нескольких мыслителей могут разниться, но в пределах одной философской системы противоречия непозволительны.
Философская наука не допускает пояснения связей между явления в ходе преобразования или по принципу ассоциации. Некоторым философским системам характерен телеологический способ объяснения, но признать его ведущим невозможно. Философия образует причинно-следственные связи для того, чтобы объяснить культурные и природные явления.
Философскому мышлению не характерна символичность. Скорее это строгое мышление, которое строится на чётких понятиях и категориях, где образное мышление допускается только как вспомогательное средство изображения или в качестве формы подачи материала, при этом никогда не является основой философского содержания.
Ещё одним отличием философии от мифологии является авторитарность последней. При этом философское знание носит критический характер.
В заключении стоит сказать, что в философском учении всегда можно проследить авторство определённой идеи. Философии характерен личностный контекст, это касается и появления идей, и направленности. Таким образом, можно говорить о том, что философия формируется посредством индивидуального творчества и направлена на изучение личности.
Мифология и философия — Мифология как форма мировоззрения
С древнейших времен человеку необходимо было осмыслить окружающий его мир.
На протяжении всего своего существования человек пытался найти себя в окружающем мире, найти смысл жизни, понять, что представляет для него ценность, изучить окружающий мир, определить причины своего появления и многое другое.
Система обобщенных взглядов на мир в целом, на место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции человека, его убеждения, идеалы, принципы познания и действия, ценностные ориентации (научные, философские, социально-политические, правовые, нравственные, религиозные, эстетические) образуют мировоззрение.
Необходимо различать мировоззрение отдельного человека и мировоззрение социальной группы, социального класса и общества в целом.
Мировоззрение человека зависит не только от объективных факторов, влияющих на формирование личности (условия жизни, этническая принадлежность и т.д.), но и от его субъективных характеристик, включая эмоционально-психологический лагерь.
Исторически первыми формами мировоззрения были миф и религия, которые предшествовали философии и науке.
Мифологическое мировоззрение формируется на ранних этапах развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление людей и животных на земле, причины природных явлений, определить свое место в окружающей среде. Философия дает не столько знания о мире, сколько систему ориентиров, целей, вырабатывает определенное отношение к миру, человеку, жизни.
Автор попытается показать значение мифологии и философии для человека как исторически сложившихся форм мировоззрения, моменты их соприкосновения.
Без знания мифов, без исследования источников философской мысли невозможно понять пути развития человечества, оценить культурное наследие мира, радость жизни, осознать необходимость прогресса.
Чтобы чего-то добиться в жизни, человек должен постоянно самосовершенствоваться, развиваться культурно. Человек, изучающий труды философов, формирует более четкое представление о том, к чему стремиться в жизни, как найти свое место в окружающем мире. Без знания мифов невозможно понять сюжеты многих картин и опер, образный строй поэтических шедевров.
Это та сфера интеллектуальной деятельности человека, которая основана на осмыслении самой деятельности, а значит, ее смысла, цели и форм, и, наконец, на выяснении сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностного отношения человека к миру.
Предпосылкой формирования философии является введение абстрактных сущностей, и она становится окончательной, когда эти сущности рассматриваются как понятия, сформированные в человеческом мозгу и функционирующие в качестве объекта мышления. Из вечных и неизменных понятий исходит философия, и она является гарантом бессмертия человеческого разума.
С появлением философии развитие интеллектуальной культуры происходит в явном виде, что облегчает ее изучение. Можно наблюдать, как в процессе критического обсуждения одна идея сменяется другой. «Философия — это попытка заменить утраченную магическую веру рациональной верой. Философия имеет дело с теми же вечными проблемами, что и мифология, но трактует их по-своему.
Мифология как форма мировоззрения
Миф произошел от греческого слова mythos, что означает рассказ, легенда.
Миф — это упорядоченное, систематизированное мировоззрение, отражающее представления разных народов о происхождении мира, природных явлениях, фантастических существах, деяниях богов и героев.
Миф также можно определить как специфический язык, с помощью которого люди с древнейших времен описывали мир, обобщая, интерпретируя, классифицируя и приводя в определенную систему свои разрозненные, растущие знания.
Зачатки знаний, религиозных верований, различные элементы духовной культуры, искусства, общественной жизни изначально были объединены в мифе, и таким образом мировоззрению первобытного человека был придан определенный порядок, а его представления о мире сложились в определенную систему.
Главными формами такой систематизации являются эпосы, сказки, саги и легенды, через которые передаются мифы. Таким образом, происходит консолидация накопленных знаний и опыта в последующих поколениях. Однако мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях: Ритуалы, танцы и т.д.
Главную роль в мифе играет традиция, авторитетное слово из уст отца, вождя, старца….. Отношение к такому повествованию основано на вере, на непосредственном, эмоциональном восприятии действительности.
Миф, особенно на ранних этапах человеческой истории, выполняет важнейшую функцию регулятора человеческого поведения и межличностных отношений, поскольку устанавливает обычаи, выражает моральные установки и эстетическое восприятие действительности.
Сравнительно-историческое изучение разнообразных мифов показало, что ряд основных тем и мотивов повторяется в мифах разных народов — несмотря на их чрезвычайное разнообразие. К самым древним и примитивным мифам, вероятно, относятся мифы о животных. Самые элементарные из них представляют собой лишь наивное объяснение индивидуальных особенностей животных. Глубоко архаичные мифы — мифы о возникновении животных из людей или мифологические представления о том, что люди когда-то были животными, мифы о превращении людей в животных и растения известны почти всем народам земли. Широко известны греческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве (девушка — нимфа Дафна), паучихе Арахне и другие.
Мифы о происхождении солнца, месяца (луны), звезд (солнечные мифы, лунные мифы, астральные мифы) очень древние. В одних мифах они часто изображаются людьми, которые когда-то жили на Земле и по какой-то причине вознеслись на небо, а в других создание (неперсонифицированного) солнца приписывается сверхъестественному существу.
Среди широко распространенных мифологических мотивов — мифы о чудесном рождении, о происхождении смерти; мифологические представления о загробной жизни и судьбе возникли сравнительно поздно. Эсхатологические мифы — рассказы/пророчества о «конце света» (развитые эсхатологические мифы известны у древних майя и ацтеков, в иранской мифологии, в христианстве, в германо-скандинавской мифологии, в талмудическом иудаизме, в исламе), которые возникают только на относительно высокой стадии развития.
Особое и очень важное место занимают мифы о возникновении и внедрении определенных благ: огня, изобретении ремесел, земледелия, а также об установлении брачных правил, обычаев и ритуалов среди людей. Их появление обычно приписывают культурным героям.
Философия как форма мифологии
Первые попытки рационального переосмысления мифологического материала, решения проблемы соотношения рационального познания и мифологического повествования были предприняты уже в античности (с этого, собственно, и началось развитие античной философии). Есть люди, которые поражают окружающих своей способностью думать о вещах, о которых никто не задумывался и не осмеливался задавать вопросы. Они называют себя философами, то есть любителями мудрости.
Философия происходит от греческого слова «phileo», означающего «любовь», и «sofia», означающего «мудрость», поэтому первоначальное значение термина можно интерпретировать как любовь к мудрости, мудрость. Впервые это слово было использовано знаменитым греческим мыслителем Пифагором в VI веке до нашей эры. Он хотел провести фундаментальное различие между знанием, которое передается из поколения в поколение в готовом виде (посредством мифов, легенд, традиций), и знанием, которое можно получить лично, полагаясь на собственный интеллект, путем рассуждений и критической оценки действительности.
Согласно преданию, правитель города Флиунта спросил его, кто он такой. Пифагор ответил: «Философ». Это слово было непонятно правителю, и Пифагор объяснил его так. «Жизнь, — говорил он, — подобна Олимпийским играм: одни приходят, чтобы участвовать в них, другие — чтобы действовать, а самые удачливые — чтобы смотреть; так и в жизни: одни рождаются жадными до славы и наживы, а философы — только для истины.
Первоначально и Пифагор, и другие философы древности придавали термину «философия» смысл, отличный от того, который закрепился за ним в более поздние времена, и сводился, по сути, к тому, что философия — «царица всех наук». Они не считали себя мудрыми и не претендовали на обладание мудростью, ибо истинная мудрость, как считалось тогда, заключалась в мифах, религии, легендах, которые шли от предков, из глубины веков. А прорицатели, жрецы, старейшины — признанные и непререкаемые авторитеты, «истинные мудрецы», чьи слова не вызывали сомнений и принимались беспрекословно, считались носителями мудрости, знания, проверенного веками.
Философ же должен был быть искателем, любителем мудрости, чтобы стремиться к ней, полагаясь не на авторитет, а на собственный разум, используя знания и опыт, в том числе и творчески приобретенный другими.
Философия возникает как путь к рациональному познанию мира.
Самые общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.
Философия разрушает традиционный взгляд на мир и создает новую концепцию мира как упорядоченного, рационально упорядоченного космоса, в котором все происходит по закону, а не по прихоти всемогущих богов или судьбы. Этот взгляд на мир как на упорядоченное целое, который современные образованные люди считают само собой разумеющимся, берет свое начало в древней философии.
Древнегреческий мыслитель Платон впервые выделил философию в особую науку. Из-за неразвитости наук актуальные философские проблемы были вплетены во всю совокупность знаний, и лишь позднее из нерасчлененного знания или протознания (от латинского слова Ðrotus — первый) выделились математика, астрономия, медицина, затем механика, химия, биология, юриспруденция и другие специальные науки. Философия все больше превращается в систему общих знаний о мире, имеющую задачу дать ответы на самые общие и глубокие вопросы о природе, обществе и человеке.
Что такое наш мир в целом
У человека есть духовная потребность смотреть на мир целостно. Для человека как разумного существа важнее любой конкретной научной теории решить вопросы о том, что представляет собой наш мир в целом, какова его субстанция, есть ли у него смысл и рациональная цель, имеют ли ценность наши жизни и поступки, какова природа добра и зла и т.д. Человек спрашивает и не может не спрашивать, как, что, почему и где. Наука не задает себе таких вопросов и не может их решить.
В процессе развития философской мысли происходит постепенная дифференциация внутри самой философии, формируются ее относительно самостоятельные отделы: Онтология — учение о бытии и его сущности, Гносеология — учение о познании, Логика — учение о мышлении, его законах и формах, Этика — учение о морали, Эстетика — учение о красоте в жизни и искусстве, Социальная философия — учение о человеческом обществе, История философии, которая изучает происхождение, становление и развитие философской мысли.
Появление философии в VI веке до н.э. означает постепенный переход от мифов к самостоятельному размышлению о мире, о судьбе человека, независимому от внешних авторитетов.
Что такое философия? Этим вопросом задаются все философы в истории философской мысли.
Философия — это рефлексивное самоанализ принципов справедливой и счастливой жизни, говорит Сократ. Философия — это изучение Вселенной, ее происхождения, элементов и законов, говорят древние космологи и их современные последователи. Философия — это поиск разумных принципов, объединяющих вселенную и человеческую жизнь в единое целое, говорили стоики и многие другие. Философия — это критика и анализ такой способности мышления, как знание, говорили эпистемологи XVII и XVIII веков. Философия — это концептуальная болезнь, от которой мы должны излечиться, говорил Витгенштейн. Может показаться невозможным представить себе пять столь разных концепций философии. Однако при ближайшем рассмотрении мы видим, что у всех них есть нечто общее. Все они говорят, что философия — это то, о чем вы думаете, а не то, что вы с чем-то делаете. Философы всегда мечтатели, даже если они не верят, что вся жизнь — это сон.
Так о чем же думают философы? Какие проблемы они пытаются решить? На какие вопросы они находят ответы? Что является началом философии?
Марк Туллий Цицерон в своей работе «О природе богов» пишет: «В философии многое еще недостаточно объяснено, в частности, трудный и неясный вопрос о природе богов, вопрос, в высшей степени важный для познания разума и необходимый для порядка религии. По этому вопросу самыми учеными людьми были высказаны столь различные и противоречивые мнения, что это уже должно служить аргументом в философии в пользу того, что основанием и началом философии должно быть невежество.
Незнание порождает вопросы, на которые человек пытается найти ответы. Можно сказать, что началом философской работы является определенная жизненная проблема, насущные вопросы человека.
Наиболее важной в философии является проблема всеобщего, сущности, стабильного и неизменного, которое стоит за множеством отдельных изменчивых вещей. Это проблема первоосновы, фундаментальной причины, которая порождает и управляет всем, включая человеческую жизнь. В поисках существенного в мире, самого важного для жизни человека, философ ищет высшую истину, которая указывает правильный путь в жизни.
Роль мифологии в возникновении философии
Миф — это коллективное творение народа, а не изобретение отдельного человека, каким бы гениальным он ни был. Поэтому она не является чем-то стабильным и постоянным: она растет и эволюционирует по мере развития общественного сознания.
В то же время мифы отражали и явления общественной жизни — различные этапы развития семьи и брака, особенности быта первобытных охотников и скотоводов, материнское право (матриархат) и отцовское право (патриархат), владение огнем и т.д.
Мифологические черты, возникшие в эпоху доклассового общества, остались в памяти людей в виде пережитков даже в более поздние эпохи. Так память о первобытном каннибализме сохранилась в мифе о чудовище Полифеме Циклопе, о человеческих жертвоприношениях — в истории о жертвоприношении Ифигении и т.д. Мифы об амазонках отражают память о матриархате.
Последние исследования шведского ученого М. Нильссона из Швеции показали, что культ большинства греческих богов восходит к крито-микенскому периоду. Позже мифологические истории усложнялись за счет введения новых черт, стимулируемых условиями самой жизни, и включались в целые повествования, такие как истории о приключениях людей.
Мифология как система, уходящая корнями во времена первой цивилизации и являющаяся ее духовной основой, состоит из двух уровней: образного, который она унаследовала от искусства, и более глубокого — семантического, который приобретал все большее значение с развитием логического мышления и развитием рационализирующих тенденций. В определенное время, в определенном месте этот глубинный уровень, развившийся в мифологии, прорвал оболочку образов и вышел на поверхность, утверждая свою собственную внутреннюю ценность. Философия начинается с сознательной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии.
В процессе философской рационализации мифа образы мифических повествований превращаются из личных существ в безличные категории
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института