Что во что разрешается сольфеджио

Главные трезвучия лада и их обращение

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Обращение главных трезвучий — ключевая тема в теории музыки.

Главными трезвучиями называются трезвучия, построенные на I, IV, V ступениях гаммы.
Они называются Тоническое трезвучие (T 53 ), Субдоминантовое трезвучие (S 53 ), Доминантовое трезвучие (D 53 ).

Что такое обращение трезвучий

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Обращением в музыке ( будь то интервал, трезвучие, септаккорд) называется перенос нижнего звука (интервала, трезвучия или септаккорда) на октаву вверх. Или перенос верхнего звука — на октаву вниз.

Например, задано трезвучие До-Ми-Соль. Нижний звук — До — переносим на октаву вверх. Получается аккорд Ми-Соль-До.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Теперь в аккорде Ми-Соль-До переносим ноту Ми на октаву вверх. Получится аккорд Соль-До-Ми.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Если же в аккорде Соль-До-Ми перенести ноту Соль на октаву вверх, то получится исходное трезвучие До-Ми-Соль.

Таким образом, трезвучие имеет два обращения.

Как называются обращения трезвучий

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Итак, трезвучия имеют два обращения.

Это означает, что между крайними звуками секстаккорда образуется интервал секста. Как в секстаккорде Ми-Соль-До. Крайние звуки Ми-До образуют интервал сексту.

Свое название квартсекстаккорд получил по своей структуре — расстояние от нижнего до среднего звука равно кварте. А расстояние между крайними звуками равно интервалу сексте.

ИНТЕРЕСНО: Некоторые любознательные читатели заметили некоторую нелогичность в названии аккордов. Ведь и трезвучия, и его обращения состоят из двух интервалов.

Трезвучие состоит из двух терций. Секстаккорд состоит из терции и кварты. А квартсекстаккорд — из кварты и терции.

Почему же трезвучие называется просто трезвучием, а не терцквинтаккордом? Это сразу бы указывало на его строение.
Почему секстаккорд называется не терцсекстаккорд — по аналогии с квартсекстаккордом?

Никто не даст вам точного ответа, потому что названия эти формировались исторически, по мере появления самих аккордов. Да и не так-то их много, чтобы затрудняться запомнить их все!

Обращение главных трезвучий — построение

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Обращение главных трезвучий мажоре

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Приведем еще примеры обращения главных трезвучий в мажорных тональностях:

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Обращение главных трезвучий миноре

В минорных тональностях обращения главных трезвучий выполняются аналогичным способом.

Не забывайте, что в миноре главные трезвучия и их обращения пишутся с малой буквы, кроме доминантовых аккордов.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

И еще несколько примеров построения главных трезвучий с обращением в минорных тональностях:

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Обращение главных трезвучий и их разрешение

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Разрешением называется переход неустойчивой ступени в ближайшую устойчивую ступень.

Так, тоническое трезвучие (Т 53 ) и его обращения состоят только из устойчивых ступеней — I, III, V. Поэтому их разрешать не надо. А субдоминантовое (S 53 ) и доминантовое (D 53 ) трезвучия состоят из одного устойчивого и двух неустойчивых звуков.

Запомните, что трезвучия и их обращения надо разрешать в ближайшие устойчивые ступени тонического трезвучия.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Заключение

Итак, главные трезвучия лада и обращения главных трезвучий состоят из устойчивых и неустойчивых ступеней.

Вы помните, что тоническое трезвучие и его обращения состоят только из устойчивых ступеней. А субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения имеют по одному устойчивому звуку и два неустойчивых.

Источник

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджиоНе каждое трезвучие требует разрешения. Например, если мы имеем дело с аккордами тонического трезвучия, то куда ж ему разрешаться? Оно и так есть тоника. Если взять субдоминантовое трезвучие, то оно само по себе к разрешению не стремится, а скорее наоборот, охотно удаляется от тоники на возможно большее расстояние.

Доминантовое трезвучие – да, оно желает разрешения, но не всегда. Оно обладает такой выразительной и движущей силой, что нередко его, напротив, стараются обособить от тоники, выделить остановкой на нём музыкальной фразы, которые от этого звучат с вопросительной интонацией.

Так в каких же случаях требуется разрешение трезвучий? А требуется оно тогда, когда в составе аккорда (трезвучие – это ведь у нас аккорд?) появляются крайне неустойчивые диссонирующие созвучия – или какие-нибудь тритоны, или характерные интервалы. Такие созвучия есть в уменьшённых и увеличенных трезвучиях, следовательно, их мы и будем учиться разрешать.

Разрешение уменьшённых трезвучий

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджиоУменьшённые трезвучия строятся, как в натуральном, так и в гармоническом виде мажора и минора. Не будем сейчас разбирать подробности: как, и на каких ступенях построить. В помощь вам – небольшая табличка и статья на тему «Как построить трезвучие?», из которой вы получите ответы на эти вопросы – разбирайтесь! А мы попробуем на конкретных примерах посмотреть, как разрешаются уменьшённые трезвучия и почему именно так, а не иначе.

Давайте сначала построим уменьшённые трезвучия в натуральном до мажоре и до миноре: на седьмой и на второй ступеньке соответственно рисуем по «снеговику» без лишних знаков. Вот что получилось:

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

В этих «аккордах-снеговиках», то есть трезвучиях, между нижними и верхними звуками образуется тот самый интервал, который и делает звучание аккорда неустойчивым. В данном случае это уменьшённая квинта.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджиоПоэтому для того, чтобы разрешение трезвучий было логически и музыкально правильным, хорошо звучало, то в первую очередь нужно сделать верное разрешение этой уменьшённой квинты, которая, как вы помните, при разрешении должна ещё более уменьшаться и переходить в терцию.

А куда же девать оставшийся средний звук? Тут можно было бы много размышлять о различных вариантах его разрешения, но мы вместо этого предлагаем запомнить одно простое правило: средний звук трезвучия ведётся в нижний звук терции.

Теперь давайте посмотрим, как ведут себя уменьшённые трезвучия в гармоническом мажоре и миноре. Построим их в ре мажоре и ре миноре.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджиоГармонический вид лада сразу даёт о себе знать – появляются знак бемоля перед нотой си в ре мажоре (понижение шестой) и знак диеза перед нотой до в ре миноре (повышение седьмой). Но, самое главное, что снова между крайними звуками «снеговиков» образуются уменьшённые квинты, которые мы точно также должны разрешить в терцию. Со средним звуком всё аналогично.

Таким образом, можно сделать вывод такой: уменьшённое трезвучие разрешается в тоническую терцию с удвоением нижнего звука в ней (ведь в самом трезвучии три звука, значит, и в разрешении должно быть три).

Разрешение увеличенных трезвучий

Увеличенных трезвучий в натуральных ладах нет, они строятся только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре (вернитесь ещё раз к табличке и посмотрите, на каких ступенях). Давайте посмотрим на них в тональности ми мажор и ми минор:

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Мы видим, что здесь между крайними звуками (нижним и верхним) образуется интервал – увеличенная квинта, и поэтому, для того чтобы получить правильное разрешение трезвучий, нам нужно верно разрешить эту самую квинту. Увеличенная квинта относится к разряду характерных интервалов, возникающих только в гармонических ладах, и поэтому в ней всегда есть та ступень, которая в этих гармонических ладах изменяется (понижается или повышается).

Увеличенная квинта при разрешении увеличивается, в итоге переходя в большую сексту, и в данном случае, для того чтобы разрешение произошло, нам нужно изменить всего лишь одну ноту – именно ту самую «характерную» ступеньку, которая чаще всего отмечена каким-нибудь случайным знаком альтерации.

Если у нас мажор и «характерная» ступень понижена (шестая низкая), то нам нужно ей ещё понизить и перевести в пяту ступень. А если мы имеем дело с минором, где «характерная» ступень – это высокая седьмая, то тут, наоборот, мы её ещё больше повышаем и переводим непосредственно в тонику, то есть первую ступень.

Всё! После этого больше ничего делать уже не нужно, все остальные звуки просто переписываем, так как они входят в состав тонического трезвучия. Получается, чтобы разрешить увеличенное трезвучие, нужно изменить всего одну ноту – или понизить уже пониженную, или повысить повышенную.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Что получилось в результате? Увеличенное трезвучие в мажоре разрешилось в тонический квартсекстаккорд, а увеличенное трезвучие в миноре – в тонический секстаккорд. Тоника, хотя бы даже и несовершенная, достигнута, а, значит, задача решена!

Разрешение трезвучий – подведём итоги

Итак, подоспело время подвести итоги. Во-первых, мы выяснили, что в разрешении нуждаются в основном только увеличенные и уменьшённые трезвучия. Во-вторых, мы вывели закономерности разрешения, которые можно кратко сформулировать в следующих правилах:

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

На этом всё! Приходите к нам ещё. Успехов вас в ваших музыкальных занятиях!

Источник

Как строить характерные интервалы в любой тональности?

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Сегодня поговорим о том, как строить характерные интервалы в любой тональности: в мажоре или в миноре. Для начала нужно разобраться, что такое характерные интервалы вообще, как они появляются и на каких ступенях строятся.

Характерными эти интервалы называются потому, что они появляются только в гармоническом мажоре или миноре в связи с «характерными» для этих видов мажора и минора повышенными и пониженными ступенями. Что тут имеется в виду? Как известно, в гармоническом мажоре понижена шестая ступень, а в гармоническом миноре – повышена седьмая.

Так вот, в любом из четырёх характерных интервалов обязательно один из звуков (нижний или верхний) будет вот этой «характерной» ступенькой (VI низкой, если это мажор, или VII высокой, если мы находимся в миноре).

Как строить характерные интервалы?

Теперь перейдём непосредственно к вопросу о том, как строить характерные интервалы в миноре или в мажоре. Это делается очень просто. Сначала нужно представить нужную тональность, написать, если нужно, её ключевые знаки, и вычислить, какой звук здесь «характерный». А дальше можно двигаться двумя путями.

Первый путь исходит из следующей аксиомы: все четыре характерных интервала вертятся вокруг «характерной ступеньки». Посмотрите, как это работает.

Пример 1. Характерные интервалы в до мажоре и до минореЧто во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Пример 2. Характерные интервалы в фа мажоре и фа миноре

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Пример 3. Характерные интервалы в ля мажоре и ля минореЧто во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Во всех этих примерах мы наглядно видим, как всякие увеличенные секунды с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей волшебной ступеньки (напоминаю, что в мажоре «волшебная ступенька» – шестая, а в миноре – седьмая). В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером.

Второй путь – тоже вариант: просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен. В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка (рекомендуется зарисовать себе в тетрадочку):

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио Есть один секрет, с помощью которого эту табличку можно легко запомнить. Мотайте на ус: в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой!

Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых – кварта и септима, либо пара увеличенных – квинта и секунда).

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджиоВо-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) – достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили.

Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите? Сами смотрите!

Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре минореЧто во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Как разрешаются характерные интервалы в мажоре и в миноре?

Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интерв Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджиоалы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.

При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый. А в паре интервалов ув5– ум4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте. А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.

Вот и получается, что увеличенная секунда разрешается в чистую кварту, а уменьшённая септима – в чистую квинту; увеличенная квинта, увеличиваясь, переходит при разрешении в большую сексту, а уменьшённая кварта, уменьшаясь, переходит в малую терцию.

Пример 6. Характерные интервалы в ми мажоре и ми миноре

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Пример 7. Характерные интервалы в си мажоре и си миноре

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Разговор об этих прикольных интервалах можно, конечно, продолжать бесконечно, но мы сейчас на этом остановимся. Добавлю только ещё пару слов: не нужно путать характерные интервалы с тритонами. Да, действительно, в гармонических ладах появляется вторая пара тритонов (одна пара ув4 с ум5 есть и в диатонике), тем не менее, тритоны мы рассматриваем отдельно. О тритонах поподробнее можно почитать тут.

Желаю успехов в изучении музыки! Возьми за правило: понравился материал – поделись с другом, пользуясь социальными кнопочками!

Источник

Характерные интервалы гармонического мажора и гармонического минора

Характерные интервалы появляются только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Характерных интервалов всего четыре, это две пары взаимосвязанных увеличенных и уменьшенных интервалов:

В составе каждого из характерных интервалов обязательно есть характерная ступень, то есть ступень, которая изменяется в связи с тем, что лад становится гармоническим. Для мажора – это шестая пониженная ступень, а для минора такой ступенью является седьмая повышенная. Характерная ступень является или нижним звуком характерного интервала или верхним.

В целом, в образовании характерных интервалов принимают участие VI, VII и III ступени.

Когда ищете характерные интервалы в тональности, возьмите на заметку следующее:

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Ступени, на которых строятся все характерные интервалы нетрудно запомнить. Для удобства можно воспользоваться следующей таблицей:

ИНТЕРВАЛЫМАЖОРМИНОР
ув.2VI пониженнаяVI
ум.7VIIVII повышенная
ув.5VI пониженнаяIII
ум.4IIIVII повышенная

Характерные интервалы являются неустойчивыми, поэтому их необходимо разрешать. Разрешение осуществляется по тем же принципам, которые применялись по отношению к тритонам:

Результат разрешения характерных интервалов всегда стабильный:

Особенностью разрешения ув.5 и ум.4 является одностороннее разрешение: в состав этих интервалов включается III ступень, и она при разрешении просто остаётся на месте, так как является устойчивой (то есть не требует разрешения).

Пример разрешения характерных интервалов в тональности До мажор:

Источник

Интервалы в музыке сольфеджио: таблица видов с описанием

Вы узнаете, что такое музыкальный интервал и как его использовать в композициях. Кроме того, разберем все виды и характеристики звучания. Покажу, как использовать обращение. Также будут таблицы, примеры и обозначения.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Музыкальный интервал

Нижний звук является основанием интервала, а верхний, его вершиной.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Чтобы определить расстояние между двумя нотами, нужно посчитать количество ступеней между ними.

И не важно где. На нотном стане или клавиатуре фортепиано. Мы просто считаем линейки и промежутки между двумя нотами.

Минимальная единица измерения по высоте между нотами один полутон. Два полутона составляют один тон.

Поэтому полутон, это универсальная единица измерения в музыке по высоте. И именно он равняется одному ладу на гитаре или одной клавише фортепиано.

В теории музыки интервалы принято называть латинскими названиями цифр. Например, если есть расстояние в 5 нот, то такой интервал называется Quinta. С латинского переводится, как пятый.

Таким образом, название подскажет, сколько ступеней присутствует внутри интервала.

Таблица интервалов в музыке

Для наглядности ниже вы можете посмотреть подробные таблицы интервалов в музыке. При желании, можете сделать шпаргалку по сольфеджио. Это пригодиться для запоминания как для детей, так и для взрослых.

Простые интервалы
Название интервалаОбозначениеКол-во тоновКол-во ступенейТип
Чистая примач. 101Совершенный консонанс
Увеличенная примаув. 10,51Диссонанс
Уменьшенная секундаум. 202Совершенный консонанс
Малая секундам. 20,52Диссонанс
Большая секундаб. 212
Увеличенная секундаув. 21,52Несовершенный консонанс
Уменьшенная терцияум. 313Диссонанс
Малая терциям. 31,53Несовершенный консонанс
Большая терцияб. 323
Увеличенная терцияув. 32,53Весьма совершенный консонанс
Уменьшенная квартаум. 424Несовершенный консонанс
Чистая квартач. 42,54Весьма совершенный консонанс
Увеличенная квартаув. 434Диссонанс (другое название — тритон)
Уменьшенная квинтаум. 535
Чистая квинтач. 53,55Весьма совершенный консонанс
Увеличенная квинтаув. 545Несовершенный консонанс
Уменьшенная секстаум. 63,56Весьма совершенный консонанс
Малая секстам. 646Несовершенный консонанс
Большая секстаб. 64,56
Увеличенная секстаув. 656Диссонанс
Уменьшенная септимаум. 74,57Несовершенный консонанс
Малая септимам. 757Диссонанс
Большая септимаб. 75,57
Увеличенная септимаув. 767Совершенный консонанс
Уменьшенная октаваум. 85,58Диссонанс
Чистая октавач. 868Совершенный консонанс

Есть еще и составные типы. Их реже используют. Однако о них мы тоже будем вести речь.

Составные интервалы
НазваниеОбозначениеКол-во тоновКол-во ступенейТип
Чистая октавач. 868Консонанс
Увеличенная октаваув. 86,58
Уменьшенная нонаум. 969Диссонанс
Малая нонам. 96,59
Большая нонаб. 979
Увеличенная нонаув. 97,59
Уменьшенная децимаум. 10710Консонанс
Малая децимам. 107,510
Большая децимаб. 10810
Увеличенная децимаув. 108,510
Уменьшенная ундецимаум. 1124Консонанс
Чистая ундецимач. 112,54
Увеличенная ундецимаув. 1134
Уменьшенная дуодецимаум. 1235Консонанс
Чистая дуодецимач. 123,55
Увеличенная дуодецимаув. 1245
Уменьшенная терцдецимаум. 133,56Консонанс
Малая терцдецимам. 1346
Большая терцдецимаб. 134,56
Увеличенная терцдецимаув. 1356
Уменьшенная квартдецимаум. 144,57Диссонанс
Малая квартдецимам. 1457
Большая квартдецимаб. 145,57
Увеличенная квартдецимаув. 1467
Уменьшенная квинтдецимаум. 155,58Консонанс
Чистая квинтдецимач. 1568

Простые интервалы

Простые интервалы находятся в пределах одной октавы. Ступенчатая величина определяется количеством охватываемых ступеней. В пределах октавы есть 8 ступеней.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио Простые интервалы от ноты До и Ре

Тоновая величина определяется количеством заключенных тонов. Она тоже нужна поскольку ступенчатая величина интервала определяет приблизительное расстояние.

К примеру, секунда До — Ре составляет целый тон. А секунда Ми — Фа составляет полутона.

Между основными ступенями звукоряда есть следующие интервалы.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Давайте посмотрим на основные.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио Главные музыкальные интервалы

Сначала идут две ноты одной высоты. Такой интервал называется «Prima» (прима) или «Unison» (унисон). Нота, расположенная на ступень выше, дает интервал в секунду. Поэтому и называется «Secunda» (секунда).

Следующая ступень даст интервал в терцию «Tertia» (три ступени).

Далее идет кварта «Quarta», то есть четыре ступени. Затем квинта «Quinta», то есть пять ступеней. Потом секста «Sexta», то есть шесть ступеней. После нее идет септима «Septima» с семью ступенями.

Наконец, возвращаясь к первоначальной ноте октавой выше, получаем интервал в октаву. Отсюда и название «Octave».

Все это простые диатонические интервалы. Они принадлежат одной тональности. В данном случае, ноте «До».

Секунды, терции, сексты и септимы могут быть как малыми, так и большими.

А примы, кванты, квинты и октавы являются чистыми или совершенными интервалами. Они никогда не могут быть большими или малыми.

Секунда

Секунда (лат. Secunda — вторая) — это интервал в две ступени. Такой звук приземленный, прижимистый. Его используют в частях, которые должны подогревать и готовить слушателя к чему-то важному.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджиоИнтервал секунда от всех нот

Часто используют в хип-хоп культуре во время читки рэпа.

Интервал секунда в музыке может быть большим ( б ) и малым ( м ). Характеристика звучания тут разная. Большая очень приземленная и прижимистая. Она четкая, структурированная и конкретная.

Маленькая кажется грустной. Может создавать большой нагнетающий эффект при использовании фригийского лада.

Терция

Терция (лат. tertia — третья) — это музыкальный интервал в три ступени. Она гармоничная и легко воспринимается.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджиоТерция в 3 ступени

Часто используется в классической музыке. Это такой добрый и успокаивающий интервал. Он всегда создает уютное сочетание и состояние слушателя.

Очень гармоничный. Часто присутствует в музыке Моцарта.

Бывает большая ( б ) и малая ( м ) терция. Большая всегда звучит радостно, а малая грустно.

Этот музыкальный интервал в 3 ступени определяет, как будет звучать аккорд. Кстати, он тоже состоит из терции.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджиоБольшая и малая терция в аккордах

Самая первая терция стоит в низу аккорда. Она определяет, насколько аккорд будет звучать грустно или весело.

Кварта

Кварта (лат. quarta — четвертая) — интервал в четыре ступени. Он очень динамичный и яркий. Звучит кричаще.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджиоИнтервал кварта

Очень похожа на фанфары потому что они звучат торжественно.

Интервал Тритон

Интервал тритон находится между квартой и квинтой.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

В средние века он являлся дьявольским интервалом. За его использование в то время могли запросто сжечь на костре. В 19 веке его еще называли «Черт в музыке» (от лат. diabolus in musica).

Почему он является таким страшным?

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио Обращение интервалов

Вот почему его не любили в средние века.

Сейчас его используют, когда нужно передать что-то таинственное, секретное и ужасное. Считается, что у него очень плохая энергетика.

Часто используется в heavy metal.

Квинта

Квинта (лат. quinta — пятая) — это интервал в пять ступеней. Хорошо подойдет для неземного восприятия, которое не вяжется с чем-то бытовым и простым.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджиоМузыкальный интервал в 5 ступеней

Используют в тех композициях, где нужно создать больше драматизма. Можно использовать в эпичных моментах. Он звучит широко, таинственно и пространственно.

Секста

Секста (от лат. sexta — шестая) — это расстояние в шесть нот. Она очень масштабная и большая. За счет этого создается важность какого-то события.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджиоМузыкальный интервал в 6 ступеней

Есть большая ( б ) и малая секста ( м ). За счет них произведения получают более серьезное восприятие.

Септима

Септима (лат. septima — седьмая) — это музыкальный интервал в 7 ступеней. Очень плохой с точки зрения гармонии. Звучит не приятно. Бывает большим и малым.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджиоМузыкальный интервал septima

Используется в аккордах. Например, в септаккордах на крайнем расстоянии между нотами. Но если внутрь добавить несколько нот, то аккорд будет звучать симпатично.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджиоИнтервал септима в большом мажорном септаккорде (Cmaj7)

Септима звучит грязно. Можно использовать в тех случаях, когда хотите взбунтовать нервную систему слушателя.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Октава

Октава (лат. octava — восьмая) — это музыкальный интервал в восемь ступеней. Повторяется один и тот же звук через диапазон.

К примеру, у нас есть на первой ступени нота. Далее мы ее просто повторяем в следующем диапазоне (октаве).

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджиоМузыкальный интервал в 8 ступеней

Это чистый интервал. Поэтому его легко использовать во многих музыкальных композициях. За счет расстояния в 8 ступеней достигается масштабность и объемность звучания.

К примеру, у нас идет звук конкретного инструмента. Нам он кажется слишком плоским и простым. Как сделать так, чтобы обогатить его звучание и придать объем?

Можно добавить к нему еще одну ступеньку на октаву выше или ниже. Это зависит от того, чего именно нужно достичь.

Если нужна полнота звучания, то лучше добавлять снизу. Так получим хороший и насыщенный звук инструмента.

Если хотим увеличить тембровку и создать новые обертона, то можно добавить октаву сверху. В итоге, получим яркий, четкий и насыщенный звук.

Большинство музыкантов ограничиваются использованием интервалов в пределах одной октавы. Это то, что мы рассмотрели ранее.

Но возникает необходимость играть чуть выше октавы.

Составные интервалы

Стоит сказать, что составные интервалы состоят из простых с добавлением одной или нескольких октав.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио Составные интервалы в музыке

Такой вид может быть большим, малым, либо чистым, как соответствующий ему простой интервал.

Выходя за пределы октавы, первый встречный интервал будет охватывать девять ступеней. Он называется нона (Nona). Это секунда + октава.

Далее идет децима (Decima) или терция + октава. Затем ундецима (Undecima).

А вот двенадцати ступеневой интервал (Duodecimus) на практике не используется. Интервал в сексту + октава имеет название терцдецима (Tredecimus). Тут охват в 13 ступеней.

Однако, на практике расстояние шире 13 ступеней тоже не используют.

В принципе, его можно увеличивать до бесконечности. Но в этом нет большого смысла. Поскольку если мы пишем мелодию, то часто используем диапазон одной октавы.

Психологически так легче воспринимать ноты. Они идут последовательно и не имеют большой разброс.

Другие виды интервалов в музыке

Выше вы узнали, что основные виды интервалов в музыке делятся на простые и составные. Но есть дополнительные типы, о которых стоит упомянуть ниже.

Большие и малые интервалы

Интервалы могут быть большими «б» и малыми «м». Таким образом, расстояние между До и Ре ♭ — малая секунда (м2). А между До и Ре натуральной — большая секунда (б 2).

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Между До и Ми ♭ будет интервал в малую терцию (м 3). До и Ми натуральное образуют большую терцию (б 3). Интервал в кварту является чистым (ч 4).

Но если поднимем верхнюю ноту кварты на полутон, то получим увеличенную кварту (ув). Она называется тритоном. Потому что между нотами До и Соль бемоль три тона.

Далее добираемся до пятой ступени, образуя чистую квинту (ч 5). Затем идет малая секста (м 6). А До и Ля натуральные образуют большую сексту (б 6).

После идет малая (м 7) и большая септима (б 7). Затем чистая октава (ч 8).

Давайте вернемся к прошлой схеме (картинке) «Главные музыкальные интервалы». Посмотрим, какие у нас были интервалы в диатонической гамме.

В гамме До мажор мы имеем большую секунду. На рисунке обозначено, как Second. Затем идет большая терция, чистая кварта и чистая квинта. Далее большая секста, большая септима и чистая октава.

То есть все другие интервалы не участвуют в формировании диатонической гаммы. Но здесь их можно встретить если отчитывать не от ноты До, а от других ступеней.

Например, можно найти малую секунду (м 2) между седьмой ступенью и восьмой. Между ними полутон, но две ступени.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Малая терция (м 3) между третьей ступенью и пятой. То есть между Ми и Соль.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджиоМалая терция

Большую терцию (б 3) мы можем найти между первой и третьей ступенью.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджиоБольшая терция

А между третьей ступенью и восьмой у нас малая секста (м 6). То есть между Ми и До.

В итоге, гамма содержит в себе все возможные интервалы. Но если будем добавлять полутона по ступенькам последовательно, то получим то, как на картинке «Главные музыкальные интервалы»

Чистые интервалы

Чистые интервалы при исполнении звучат слитно (мягко). При обращении они тоже образуют чистые интервалы. Поэтому их еще называют консонирующими.

Слитность звучания обусловлена тем, что гармоники двух нот тесно связаны друг с другом.

В диатонической гамме все кварты, квинты, примы и октавы являются чистыми.

Увеличенные и уменьшенные интервалы

Слова уменьшенный или увеличенный могут прибавляться к названию интервала. Они означают его расширение или сужение на хроматический полутон.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Если интервал большой и малый, но не чистый, тогда уменьшается малый, а увеличивается большой. Например, увеличенная секунда составляет 1,5 тона, а уменьшенная ноль тонов.

Возможны также дважды увеличенные и уменьшенные интервалы.

Например, нужно построить дважды увеличенную кварту. В таком случае, от основания До отсчитываем 3 ступени и получаем вершину Фа.

Дважды увеличенная кварта составляет 3,5 тона. А интервал До — Фа 2,5 тона. Тогда вершиной дважды увеличенной кварты будет Фа дубль диез.

Ниже показаны видоизмененные интервалы.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Если возьмем чистую квинту и сузим ее на полутон, то получим уменьшенную квинту (ум.5). Увеличивая на полутон чистую кварту, получаем увеличенную кварту (ув.4).

Эти две ноты одинаковые. Поэтому их еще называют энгармоническими. Потому что Соль бимоль и Фа диез, это одна и та же высота.

Увеличивая квинту, получаем увеличенную квинту (ув.5). Понижая шестую ступень, получаем уменьшенную сексту (ув.6). Но чаще всего такой интервал мы называем увеличенной квинтой.

А дальше идет пример пониженной второй ступени. Теоретически, мы получаем уменьшенную секунду (ум.2). Но на практике, применяем название малая секунда (м.2).

Тоже самое и с терцией.

Понятие уменьшенная терция на практике не применяется. Такая комбинация тонов обычно называется малой терцией (м.3).

В общем, если в чистый интервал добавлен полутон, то он становится увеличенным. А если из чистого расстояния вычли полутон, то такой интервал становится уменьшенным.

Как построить музыкальные интервалы

Чтобы построить музыкальные интервалы от заданной ноты, нужно установить ступеневую величину. То есть отсчитать требуемое количество ступеней. А затем отрегулировать если это нужно, тоновую величину расстояния знаком альтерации.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

К примеру, нужно построить большую терцию от основания До диез.

В таком случае, отсчитываем две ступени и получаем вершину Ми. А поскольку большая терция составляет два тона, вершиной интервала должен быть звук Ми диез.

Можно построить малую терцию от основания До. Тогда отсчитываем две ступени и получаем вершину Ми. И поскольку малая терция имеет 1,5 тона, вершиной будет звук Ми бимоль.

Обращение интервалов

Если нужно сделать обращение интервалов, то достаточно передвинуть одну из нот в другую октаву. Причем сделать так чтобы верхняя нота стала нижней, а нижняя верхней.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио Обращение интервалов

В результате получается другой интервал, который в сумме с исходным составляет октаву.

Обращением является вычитание из октавы первоначального расстояния. Оба этих интервала являются взаимообратимыми.

Если мы вычтем название исходного интервала из девяти, то получим название обращенного. Например, между До и Ля расстояние в сексту (6 ступеней).

Для того чтобы узнать, какой интервал мы получим при обращении сексты, вычтем шесть из девяти. В итоге, получим три ступени или терцию между Ля и До.

Между До и Си интервал в септиму. 9 — 7 = 2. Поэтому между Си и До интервал в секунду.

Это правило работает во всем диапазоне.

Качество интервалов при обращении сменяется на противоположное. Исключение лишь составляют чистые. Последние всегда обращаются в чистые.

Большой интервал обращается в малый. А малый всегда обращается в большой. Например, обращение большой сексты в малую терцию.

И возьмем, к примеру, расстояние в малую терцию между Ми и Соль. Давайте я перенесу основание интервала Ми на октаву выше. В итоге, это будет большая секста.

Увеличенный интервал обращается в уменьшенный, а уменьшенный в увеличенный.

Итак, интервалы определяются охватом ступеней. То есть внутри малой секунды всегда две ступени, но при этом один полутон. А внутри большой секунды тоже две ступени, но уже два полутона.

Малая терция охватывает три ступени, но при этом три полутона. Четыре полутона дают большую терцию. Пять полутонов дают чистую кварту и так далее.

Ступеневой охват дает прима, секунда, терции и так далее. А тоновый охват определяет, будет ли интервал малым или большим, чистым, увеличенным или уменьшенным.

Пара взаимообратимых интервалов в ступеневых величинах выглядят так. Секунда и септима. Терция и секста. Кварта и квинта.

Равенством интервалов по их тоновой величине при различных названиях, называется энгармонизмом интервалов.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио Энгармонизм интервалов в музыке

Например, увеличенная кварта и уменьшенная квинта энгармонически равны.

Также интервалы делятся на консонансы (мягкие на слух) и диссонансы (резкие).

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Характерные интервалы

То есть характерны только для гармонического вида лада. А также содержат в себе ступени, характерные только для него.

Ниже представлена таблица характерных интервалов.

НазваниеСокращенное обозначениеСтупени
Гарм. мажорГарм. минор
Уменьшенная септимаум. 7
Увеличенная секундаув. 2
Уменьшенная квартаум. 4
Увеличенная квинтаув. 5

Гармонический мажор

Ниже можно увидеть гамму натурального мажора в тональности До мажор.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджиоДо мажор натуральный

А в гармоническом мажоре понижается 6 ступень, что вносит в мажор частичку минорной гаммы. Это придает ей особый минорный оттенок.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

В гармоническом мажоре в результате понижения шестой ступени появляются характерные для гармонического лада интервалы.

Первый из них, является ярким признаком лада. Это увеличенная секунда. Строится она на шестой пониженной ступени Ля бимоль — Си.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Разрешается в чистую кварту от пятой. Поскольку Ля бимоль обращается в Соль, а Си в До.

Далее обращение увеличенной секунды в уменьшенную септиму, которая строится на 7 ступени Си — Ля бимоль. Она разрешается в чистую квинту от первой.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Следующая пара, у которых тоже пониженная шестая ступень. Это уменьшенная кварта от третьей Ми — Ля бимоль, которая разрешается в малую терцию от третьей.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Ля бимоль разрешается в Соль. А Ми остается на месте, так как это устойчивый звук.

И четвертый интервал, это обращение уменьшенной кварты. Это увеличенная квинта, которая строится на шестой пониженной ступени Ля бимоль — Ми.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджио

Разрешается она в большую сексту от пятой.

Гармонический минор

А теперь давайте рассмотрим гармонический минор. Ниже гамма натурального минора в тональности Ля минор.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджиоЛя минор натуральный

А в гармоническом миноре повышается седьмая ступень. Это придает ему большую остроту тяготения в тонику.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджиоГармонический Ля минор

В результате повышения 7 ступени в гармоническом миноре тоже появляются четыре характерных интервала. Первый из них, это увеличенная секунда на 6 ступени Фа — Соль диез. Она разрешается в чистую кварту от пятой.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджиоОбращение увеличенной секунды

Далее обращение увеличенной секунды. Это уменьшенная септима, которая строится на повышенной 7 ступени Соль диез — Фа. Разрешается в чистую квинту от первой.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджиоОбращение уменьшенной септимы

Следующая пара характерных интервалов, это уменьшенная кварта от 7 ступени Соль диез — До. Разрешается в малую терцию от первой.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджиоОбращение интервала уменьшенной кварты

И обращение уменьшенной кварты в увеличенную квинту от третьей До — Соль диез. Разрешается в большую сексту от третьей.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджиоОбращение уменьшенной кварты

Таким образом, в гармоническом мажоре и миноре существует по четыре характерных интервала.

Во всех характерных интервалах содержится повышенная или пониженная ступень. И она характерная для гармонического мажора или минора.

Для мажора, это пониженная 6 ступень. А для минора — повышенная седьмая.

В заключение, подытожим правила построения характерных интервалов для гармонического мажора и минора.

Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть фото Что во что разрешается сольфеджио. Смотреть картинку Что во что разрешается сольфеджио. Картинка про Что во что разрешается сольфеджио. Фото Что во что разрешается сольфеджиоПостроение характерных интервалов

Снизу прямоугольниками выделено в каком ладу (мажоре или миноре) строятся интервалы. Левая часть к мажору. Правая к минору. А центральная часть к обеим одновременно.

То есть увеличенная секунда и уменьшенная септима строятся от 6 и 7 ступеней, как в гармоническом мажоре и миноре. А вот ступени с увеличенной квинтой и уменьшенной квартой, в мажоре и миноре различаются.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое интервалы в музыке. По сути, это главная составляющая всей музыкальной гармонии. Красота песни во многом заключается в их правильном подборе.

Ведь вся мелодия состоит из разных расстояний между звуками.

На самом деле интервалов не так много. И у каждого есть своя персональная характеристика звучания. Если вы ее знаете, то сможете грамотно внедрить подходящий вид в нужную часть композиции.

Например, у нас начало мелодии. Есть серединная часть и та, которая подготавливает слушателя. Также есть кульминационная часть, ради которой слушается вся композиция.

Получается, что для каждой части идет индивидуальная задача. Но те интервалы, которые используются в различных частях, будут восприниматься по-разному.

Есть и те, которые звучат приземленно. Их легко использовать в каких-то не нагружаемых эмоциональных композициях.

Конечно же, в разных мелодиях мы фактически можем использовать все интервалы. Но на эмоциональные части композиции лучше брать те, которые максимально точно передают эмоциональное содержание.

Есть интервалы, которые не будут звучать так роскошно и эпично. Потому что изначально они имеют другую характеристику звучания. И если такой тип вы засунете в кульминационную часть, то потом не сможете получить эффект масштабности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *