Что вместо рд 606
СТО 9701105632-003-2021 (замена РД 03-606-03)
Публикуем на нашем сайте СТО 9701105632-003-2021 “Инструкция по визуальному и измерительному контролю”.
Настоящий документ был принят 25 марта 2021г. и является действующей переработкой РД 03-606-03 (СТО разработан на основании и в развитие действующих НД, терминология приведена в соответствии с действующими государственными стандартами РФ).
Стандарт устанавливает порядок проведения визуального и измерительного контроля основного материала и сварных соединений и предназначен для организаций, осуществляющих работы при изготовлении, строительстве, монтаже, ремонте, реконструкции, эксплуатации, техническом диагностировании (освидетельствовании) технических устройств и сооружений.
Внимание! Документ доступный по ссылке не является официальным изданием.
Стоимость бессрочного права на применение СТО 9701105632-003-2021 составляет 39 990 руб. с учетом НДС. Также в эту стоимость входит не менее 1 (одного), но не более 5 (пяти) экземпляров печатного издания (по запросу). Срок изготовления печатных изданий – 10 (десять) рабочих дней с момента оплаты, без учета времени доставки.
Право на применение СТО 9701105632-003-2021 подтверждается сертификатом от ООО “Сварка и контроль”.
По вопросам приобретения стандарта обращайтесь по телефону +7(495)222-40-58 или по электронной почте info@svarikon.ru.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Что вместо рд 606
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 1 февраля 2021 г. “О требованиях к ВИК”
Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора, рассмотрев обращение по вопросу проведения визуально-измерительного контроля и требований к форме актов по результатам его выполнения, сообщает следующее.
Во исполнение положений статьи 15 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 N 1192 в числе прочих нормативных правовых актов признано утратившими силу с 01.01.2021 года постановление Госгортехнадзора России от 11.06.2003 N 92 «Об утверждении «Инструкции по визуальному и измерительному контролю» (РД 03-606-03).
Кроме этого, в отношении вышеуказанного оборудования (в части, не противоречащей обязательным требованиям ФНП ОРПД) и в иных случаях проведения визуально-измерительного контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах по решению организации при необходимости может применятся РД 03-606-03 в качестве рекомендательного документа. В настоящее время, учитывая положительный опыт применения рассматривается вопрос по актуализации положений указанного документа с принятием его в качестве руководства по безопасности согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Начальник Управления государственного строительного надзора | А.Н. Горлов |
Обзор документа
С 1 января 2021 г. обязательные требования к визуально-измерительному контролю, иным видам и методам контроля технического состояния и качества сварки в отношении оборудования, работающего под избыточным давлением, установлены в т. ч. Правилами промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением. Инструкция по визуальному и измерительному контролю (РД 03-606-03) утратила силу.
В отношении вышеуказанного оборудования (в части, не противоречащей обязательным требованиям правил) и в иных случаях проведения визуально-измерительного контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах по решению организации при необходимости может применяться РД 03-606-03 в качестве рекомендательного документа.
Что вместо рд 606
от 11 июня 2003 года N 92
____________________________________________________________________
Отменено с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 6 августа 2020 года N 1192
____________________________________________________________________
2. Направить «Инструкцию по визуальному и измерительному контролю» в Министерство юстиции Российской Федерации на государственную регистрацию.
в Министерстве юстиции
регистрационный N 4782
Электронный текст постановления
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Госгортехнадзора России
от 11 июня 2003 года N 92
ИНСТРУКЦИЯ
по визуальному и измерительному контролю
— Примечание изготовителя базы данных.
I. Область применения
Визуальный и измерительный контроль специальных материалов (например, композитных и полимерных) и специальных сварных соединений (например, муфтовой сварки) технических устройств и сооружений проводят в соответствии с требованиями специально разработанной документации.
II. Термины и определения
III. Общие положения
3.1. Визуальный и измерительный контроль материала (полуфабрикатов, заготовок, деталей) и сварных соединений проводят на следующих стадиях:
изготовления деталей, сборочных единиц и изделий;
подготовки деталей и сборочных единиц к сборке;
подготовки деталей и сборочных единиц к сварке;
сборки деталей и сборочных единиц под сварку;
контроля готовых сварных соединений и наплавок;
исправления дефектных участков в материале и сварных соединениях (наплавках);
оценки состояния материала и сварных соединений в процессе эксплуатации технических устройств и сооружений, в том числе по истечении установленного срока их эксплуатации.
3.3. Визуальный и измерительный контроль материалов (заготовок, полуфабрикатов, деталей) на стадии входного контроля, изготовления деталей и сборочных единиц и при подготовке их к сборке проводят с целью выявления деформаций, поверхностных трещин, расслоений, закатов, забоин, рисок, раковин и других несплошностей; проверки геометрических размеров заготовок, полуфабрикатов и деталей; проверки допустимости выявленных деформаций и поверхностных несплошностей.
3.4. Визуальный и измерительный контроль на стадии входного контроля материалов (полуфабрикатов, заготовок, деталей) выполняют в соответствии с Программой (планом, инструкцией) входного контроля (приложение Б), которая разрабатывается организацией, выполняющей входной контроль. Программа (план, инструкция) входного контроля разрабатывается в соответствии с требованиями стандартов и отраслевых документов. В Программе (плане, инструкции) входного контроля должны быть указаны объекты контроля (заготовки, полуфабрикаты, детали), виды и объемы контроля, способы контроля, включая схемы выполнения замеров контролируемых параметров, нормативные показатели допустимых отклонений.
3.6. Визуальный и измерительный контроль при сборке свариваемых элементов (заготовок, полуфабрикатов, деталей) проводят с целью выявления и проверки обеспечения допустимых размеров зазоров, смещений кромок, формы и размеров кромок и геометрического положения (излома или перпендикулярности) осей и поверхностей собранных элементов.
3.7. Визуальный и измерительный контроль качества сварных соединений (наплавок) в процессе сварки (наплавки) и готового сварного соединения (наплавки) выполняют с целью подтверждения их соответствия требованиям конструкторской документации, ПТД и (или) НД и Правил.
3.8. Визуальный и измерительный контроль выполненных сварных соединений (конструкций, узлов) проводят с целью выявления деформаций, поверхностных трещин, подрезов, прожогов, наплывов, кратеров, свищей, пор, раковин и других несплошностей и дефектов формы швов; проверки геометрических размеров сварных швов и допустимости выявленных деформаций, поверхностных несплошностей и дефектов формы сварных швов.
3.9. Визуальный и измерительный контроль качества исправления дефектных участков в материале, сварных соединениях и наплавках выполняют с целью подтверждения полноты удаления дефекта, проверки соответствия формы и размеров выборки дефектного участка и качества заварки выборок (в случаях, когда выборка подлежит заварке) требованиям ПТД, НД и Правил.
3.10. Визуальный и измерительный контроль технических устройств и сооружений в процессе эксплуатации проводят с целью выявления изменений их формы, поверхностных дефектов в материале и сварных соединениях (наплавках), образовавшихся в процессе эксплуатации (трещин, коррозионных и эрозионных повреждений, деформаций и пр.).
3.11. Визуальный и измерительный контроль при изготовлении (строительстве, монтаже, ремонте и реконструкции) технических устройств и сооружений выполняют в соответствии с требованиями Технологической карты контроля и (или) Карт (схем) операционного контроля (приложения В, Г).
В указанных картах приводятся контролируемые параметры, последовательность контроля, объемы контроля, средства контроля, схемы выполнения замеров контролируемых параметров и нормы оценки результатов контроля. Технологические карты и карты операционного контроля разрабатываются организацией, выполняющей контроль, либо специализированной организацией, выполняющей проектно-технологическую подготовку производства работ по контролю.
Примечание: Допускается разработку настоящих документов производить в составе ПТД.
3.12. Визуальный и измерительный контроль при оценке состояния материала и сварных соединений в процессе эксплуатации технических устройств и сооружений выполняют в соответствии с требованиями руководящих документов (методических указаний) по оценке (экспертизе) конкретных технических устройств и сооружений. При этом визуальный и измерительный контроль может выполняться в соответствии с Картами (схемами) визуального и измерительного контроля, которые разрабатываются в составе Программы технического диагностирования (освидетельствования). В картах (схемах) указываются места проведения контроля на конкретном техническом устройстве, сооружении, схемы контроля, средства измерения контролируемого параметра, нормы оценки качества, приводятся бланки регистрации результатов контроля.
3.13. Визуальный и измерительный контроль следует проводить всех доступных для этого поверхностей полуфабрикатов, заготовок, деталей, сборочных единиц, изделий.
3.15. Визуальный и измерительный контроль выполняют до проведения контроля материалов и сварных соединений (наплавок) другими методами неразрушающего контроля, а также после устранения дефектов.
3.16. Поверхности материалов и сварных соединений (наплавок) перед контролем очищаются от влаги, шлака, брызг металла, ржавчины и других загрязнений, препятствующих проведению контроля.
3.17. Измерения проводят после визуального контроля или одновременно с ним. Измерения деталей, подготовленных под сварку, проводятся до их сборки.
3.18. Визуальный и измерительный контроль материалов, сварных соединений (наплавок), подлежащих термической обработке, производят до и после указанной операции. Если контролируемая деталь, конструкция или узел подлежит полной термической обработке (нормализации или закалке с последующим отпуском), контроль проводят после ее выполнения.
3.19. Визуальный и измерительный контроль материалов и сварных соединений, подлежащих механической обработке, в том числе с удалением валика усиления шва, или деформированию, проводят до и после указанных операций.
3.20. При визуальном и измерительном контроле сварных соединений контролируемая зона должна включать в себя поверхность металла шва, а также примыкающие к нему участки материала в обе стороны от шва шириной:
3.21. Дефекты, выявленные при визуальном и измерительном контроле, должны быть устранены до выполнения последующей технологической операции или до приемки объекта контроля. Устранение выявленных дефектов должно выполняться в соответствии с требованиями ПТД. Если дефекты, выявленные при визуальном и измерительном контроле, не препятствуют дальнейшему применению других видов (методов) неразрушающего контроля, эти дефекты могут быть устранены после завершения контроля другими видами (методами) контроля.
IV. Квалификация персонала
Специалисты, осуществляющие визуальный и измерительный контроль, должны быть аттестованы в соответствии с Правилами аттестации персонала в области неразрушающего контроля (ПБ 03-440-02), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 23.01.2002 N 3, зарегистрированным Минюстом России 17.04.2002, регистрационный N 3378.
V. Требования к средствам визуального и измерительного контроля*
* Толщиномеры (ультразвуковые, вихретоковые и пр.) относятся к средствам соответствующего вида контроля (ультразвукового, вихретокового и пр.), и использующие их специалисты должны быть аттестованы в соответствии с ПБ 03-440-02 на право выполнения соответствующего вида контроля.
5.1. При визуальном и измерительном контроле применяют:
лупы, в том числе измерительные;
линейки измерительные металлические;
угольники поверочные 90° лекальные;
штангенциркули, штангенрейсмусы и штангенглубиномеры;
ФНП по НК. Хроника событий
30.03.2021. Инфографика, демонстрирующая «жизненный» путь системы неразрушающего контроля, сформированной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.03.2001 N 241, и единой системы оценки соответствия (сначала Ростехнадзора, затем АО «НТЦ «Промышленная безопасность»)
Не могли не поделиться!
Вот теперь-то понятны ответы на следующие вопросы:
1. Что на данный момент представляет из себя система НК Ростехдадзора, сформированная в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 N 241?
Система НК не функционирует, так как:
— с 2006 г. в системе отсутствует координирующий орган, полномочия которого были бы утверждены органом исполнительной власти;
— с 2014 в правовом поле отсутствует «система экспертизы промышленной безопасности», составной частью которой является система НК.
3. Имеет ли ЕС ОС АО «НТЦ «Промышленная безопасность» отношение к системе НК, сформированной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 N 241?
Нет. ЕС ОС АО «НТЦ «Промышленная безопасность» была сформирована в 2009 г. в рамках акционерного общества. Документы, разработанные в рамках этой системы (СДА, СДАНК) являются документами ЕС ОС АО «НТЦ «Промышленная безопасность» и не имеют отношения к обязательным требованиям законодательства РФ.
26.03.2021. Позиция РОНКТД по отношению к ЕС ОС
В ответ на письмо АО «НТЦ «Промышленная безопасность» N 01-2/156 от 23.03.2021 опубликована позиция РОНКТД, содержащая доводы на предмет того, что единая система оценки соответствия не является системой НК, созданной в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 N 241. Текст письма РОНКТД досупен по ссылке и приведен ниже:
23.03.2021г генеральный директор АО «НТЦ «Промышленная безопасность» В.С. Котельников направил в органы по аттестации письмо за N 01-2/156 (прилагается), из которого следует, что единая система оценки соответствия АО «НТЦ «Промышленная безопасность» является системой неразрушающего контроля (далее – НК), созданной в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 N 241 (далее – Постановление).
Настоящим ответственно заявляем, что данное утверждение, как и многие другие утверждения, изложенные в письме, не соответствуют действительности и вводят в заблуждение органы исполнительной власти, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, органы по аттестации, лаборатории и специалистов НК.
1. Напоминаем, что на основании приказа Госгортехнадзора от 24.05.2001 г. № 68 формирование сети Независимых органов по аттестации в рамках Системы НК было поручено ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность». В 2006 г. ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность» было преобразовано в ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность». В соответствии с действующим законодательством РФ, полномочия, переданные органом исполнительной власти ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность», не могут быть автоматически распространены на коммерческую организацию ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность».
Документов Ростехнадзора, подтверждающих полномочия ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» (в настоящее время АО) в рамках системы НК, сформированной в соответствии с Постановлением, не существует.
4. Важно отметить, что согласно СНК ОПО РОНКТД-01-2021 «Общие требования» (п. 4.2) деятельность СНК ОПО РОНКТД осуществляется с соблюдением принципа «независимости от организаций, осуществляющих обучение в области НК и заявителей на аттестацию в СНК ОПО РОНКТД СНК ОПО РОНКТД». Данное положение является основополагающим при построении систем аттестации (сертификации) в соответствии с международными нормами и правилами.
Считаем необходимым обратить внимание организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, органов по аттестации, лабораторий и специалистов НК на приведенные в данном письме факты и учитывать их при принятии соответствующих решений.
18.03.2021. А что же с РД 03-606-03?
В 2020 году «регуляторная гильотина» затронула и «безобидный» документ, регламентирующий процедуру проведения визуального и измерительного контроля. По-другому быть и не могло в соответствии со статьей 15 ФЗ «Об обязательных требованиях». Но как же в этом случае поступать специалистам НК? Можно ли применять РД 03-606-03 дальше в качестве рекомендательного, так же как и большую часть методических документов по НК и документов, устанавливающих требования по результатам НК? Читаем позицию Ростехнадзора:
Действительно, утратившим силу признан приказ Госгортехнадзора, вводивший в действие РД 03-606-03. Сам руководящий документ не отменен, только с 01.01.2021 он не устанавливает обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного надзора, привлечения к административной ответственности. То есть, применяйте, если желаете или, если это указано в проектной документации!
В этом письме также указано, что в настоящее время обязательные требования к «визуально-измерительному контролю» в отношении оборудования, работающего под избыточнм давлением, в числе прочего установлены положениями ФНП ОРПД, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536, зарегистрированным Минюстом России 31.12.2020 № 61998. Но не спешите искать в этом документе требований к условиям проведения ВИК, отчетным документам по результатам контроля, последователности и технологии выполнения измрений. Их там нет! Но Ростехнадзор предлагает нам подождать выхода в свет руководства по безопасности, которое будет разработано путем актуализации положений РД 03-606-03. Очень надеемся, что специалисты по ВИК увидят проект этого руководства по безопасности прежде, чем оно будет введено в действие!
17.03.2021. А был ли мальчик?
Всем известно, что в п. 9. ФНП по НК регламентировано, что лаборатории и работники, выполняющие НК технических устройств, зданий и сооружений на ОПО, должны подтвердить компетентность по установленной области НК в независимых органах по аттестации системы НК, сформированной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. N 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации».
А есть ли такая система сейчас? В нашей хрологолии можно проследить весь жизненный путь этой системы, но все это только констатация фактов. Очень важно понимать, какую позицию в отношении системы НК занимает Ростехнадзор. Давайте посмотрим на текст письма №11-00-05/2578 от 15.03.2021 за подписью начальника правового управления Ростехнадзора Д.А.Яковлева:
Очевидно, что нет требований, нет и системы, соответствующей этим (отсутсвующим) требованиям. Но что же тогда? Дмитрий Алексеевич в своем письме задает направление, в котором нужно искать такую систему:
Разъяснения Ростехнадзора по вопросу легитимности документов, выданных в соответствии с ПБ 03-440-02 и ПБ 03-372-00
Вопрос далеко не праздный, ведь специалистам и организациям, осуществляющим НК на ОПО, нужно понимать, будут ли документы, полученные в соответствии с ПБ 03-440-02 и ПБ 03-372-00 до 31.12.2020, подтверждать компетентность специалистов и лабораторий в период их дейсвтвия или нужно будет проходить заново процедуру аттестации?
Вот позиция Ростехнадзора:
Разъяснения Ростехнадзора по вопросу применения СДАНК-01-2020 и СДАНК-02-2020
Многие организации, осуществляющие НК на ОПО, направили в начале 2021 года запросы в центральный аппарат Ростехнадзора с просьбой дать разъяснение по воспросу применения документов, выпущенных АО «НТЦ «Промышленная безопасность» (СДАНК-01-2020, СДАНК 02-2020). С середины февраля и по настоящее время в эти организации приходит один и тот же ответ, в сутевой части которого сказано:
Так что же это может означать для обывателя? Давайте разберемся:
1. Ростехнадзор допускает возможность применения СДАНК-01-2020 и СДАНК-02-2020 независимыми органами по аттестации, действующими в рамках существующей системы НК. Очевидно, что в соответствии с позицией Ростехнадзора, указанные документы могут представлять интерес только для независимых органы по аттестации. Что же касается возможности применения СДАНК-01-2020 и СДАНК-02-2020 для организаций непосредственно осуществляющих НК на ОПО, то в цитируемом письме ответа на данный вопрос нет.
05.03.2021. Документы СНК ОПО РОНКТД
На сайте центрального органа размещены стандарты и правила СНК ОПО РОНКТД:
В настоящее время в системе функционируют 7 аттестационных центров, имеющих значительный опыт работы по направлению аттестации персоанала (в т.ч. и спеиалистов НК) и признанных на основании решения кооринирующего органа с целью обеспечения бесперебойного функционирования СНК ОПО РОНКТД:
03.03.2021. Система НК на опасных производственных объектах РОНКТД
Для стабилизации ситуации, связанной с нормативно-правовым «вакуумом» в регулировании деятельности по проведению НК на ОПО, до завершения формирования системы нормативных и рекомендательных требований по вопросам НК, Российским обществом по неразрушающему контролю и технической диагностике (РОНКТД) было принято решение о создании системы НК, применяемой в целях подтверждения компетентности специалистов и лабораторий НК, осуществляющих деятельность на ОПО (СНК ОПО РОНКТД). СНК ОПО РОНКТД, как и СДСПНК (Система добровольной сертификации персонала НК) являются составными частями системы НК РОНКТД и охватывают все отрасли экономики РФ без исключения.
Руководящим органом СНК ОПО РОНКТД является координирующий орган, в состав которого (на 03.03.2021) входят: Клюев Сергей Владимирович (председатель), Вышемирский Евгений Мстиславович (заместитель председателя), Алёшин Николай Павлович, Дымкин Григорий Яковлевич, Оськин Игорь Эдуардович, Прилуцкий Андрей Иванович, Сясько Владимир Александрович. Основыными функциями координирующего органа являются: усверждение стандартов и правил СНК ОПО РОНКТД, исполнительных органов, состава экспертов, состава центральной аттестационной комиссии СНК ОПО РОНКТД, принятие и рассмотрение заявлений от организаций о наделении их полномочиями аттестационных центров.
Функции центрального органа СНК ОПО РОНКТД и СДСПНК осуществляет СРО Ассоциация «Национальное Агентство Контроля Сварки» (НАКС). Функции методического центра СНК ОПО РОНКТД и СДСПНК осуществляет ЗАО «НИИИН МНПО «Спектр».
Основные функции центрального органа:
Основные функции методического центра:
С целью реализации требований действующих в настоящее время ФНП по проведению НК технических устройств, зданий и сооружений на ОПО были разработаны и введены в действие стандарты и правила РОНКТД, регламентирующие процедуры аттестации лабораторий и специалистов НК, порядок экспертного обследования и инспекционного контроля аттестационных центров СНК ОПО РОНКТД. Указанные документы были рассмотрены на заседании Координационного совета СНК ОПО РОНКТД, состоявшемся в конце февраля. Стандарты и правила СНК ОПО РОНКТД, реестр СНК ОПО РОНКТД, сведения о специалистах, входящих в контрольный и дисциплинарный комитеты, экспертах СНК ОПО РОНКТД будут размещены 5 марта 2020 на сайте центрального органа.
02.02.2021 Система добровольной сертификации персонала неразрушающего контроля РОНКТД (СДСПНК). Что это?
1997 год
С целью гармонизации систем сертификации персонала НК, предлагаемых национальными обществами НК стран Европы и США разработана СДСПНК РОНКТД.
Документы СДСПНК были гармонизованы с «Правилами аттестации специалистов НК» Госгортехнадзора, европейскими стандартами EN 473, EN 45013.
В систему вошло 26 аттестационных центров.
2003 год
Актуализированы регламентирующие документы СДСПНК. Сертификация специалистов НК теперь проводится в соответствии с EN 473:2000 в различных промышленных секторах, в том числе: объекты водного транспорта (морской и речной регистры), авиация, космонавтика, железнодорожный транспорт, общепромышленный сектор.
2005 год
01.09.2005 СДСПНК зарегистрирована в реестре Росстандарта (регистрационный номер РОСС RU.К251.04ЮН01).
2009 год
01.09.2009 получено письмо Ростехнадзора, в котором Ростехнадзор поддерживает развитие СДСПНК в целях повышения качества подготовки и обеспечения непрерывности подготовки и аттестации персонала в области неразрушающего контроля и диагностики, выполняющего работы на опасных производственных объектах.
С 10.03.2009 г. ОАО «НТЦ «Промышленная Безопасность» (сейчас АО «НТЦ «Промышленная Безопасность») продолжило развитие ЕС ОС в рамках собственной организации (ЕС ОС АО «НТЦ «Промышленная безопасность»). Статус ЕС ОС АО «НТЦ «Промышленная безопасность» не до конца понятен, так как данная система не зарегистрирована в качестве системы добровольной сертификации.
01.02.2021 К вопросу о том, что сейчас представляет собой система НК?
Проследим хронологию развития системы НК:
1999 год
2000 год
02.06.2000 г. утверждены «Правила аттестации и основных требований к лабораториям неразрушающего контроля» (Постановление Гогортехнадзора № 29, зарегистрировано в Минюсте 25 июля 2000 года, регистрационный N 2324).
Решением Наблюдательного совета Системы экспертизы промышленной безопасности от 28 июня 2000 г. N 5 принято «Положение о системе неразрушающего контроля».
2001 год
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 г. № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации» принято предложение Госгортехнадзора об организации работы по развитию и внедрению системы контроля, позволяющего осуществлять экспертизу промышленной безопасности и проводить техническое диагностирование без нарушения пригодности к дальнейшему применению и эксплуатации проверяемых технических устройств, оборудования и сооружений (неразрушающий контроль), для принятия решения о продлении срока их безопасной эксплуатации на опасных производственных объектах (определение остаточного ресурса) на территории Российской Федерации.
То есть данным постановлением Правительство согласилось с предложением Госгортехнадзора по развитию системы НК в рамках экспертизы промышленной безопасности.
В целях реализации Постановления № 241 издан приказ Госгортехнадзора России от 24.05.2001 г. № 68, в котором формирование сети Независимых органов по аттестации поручено ГУП «НТЦ «Промышленная безопасность».
2002 год
10.06.2002 г. введены в действие «Правила аттестации персонала в области неразрушающего контроля» (Постановление Гогортехнадзора № 5, зарегистрировано в Минюсте 13 апреля 2002 года, регистрационный N 3378).
До этого применялись «Правила аттестации специалистов неразрушающего контроля», утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 19 августа 1992 года N 21 с изменениями, внесенными постановлением Госгортехнадзора России от 14 июля 1995 года N 36.
2006 год
ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность» реорганизован в ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» (приватизация).
Система НК осталась без координирующего органа, так как полномочия переданные Госгортехнадзором ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность» в соответствии с действующим законодательством не могут быть распространены на коммерческую организацию ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность».
Деятельность системы НК «заморожена».
2014 год
С 01.01.2014 на основании приказа Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538г. не применяются «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 6.11.98 № 64 и зарегистрированных Минюстом России 8.12.98 № 1656».
Отменен документ, вводивший термин «система экспертизы промышленной безопасности», составной частью которой являлась «система НК» (см. Концепцию управления системой НК и основные направления ее развития, 1999 г.).
29.01.2021 На сайте АО «НТЦ «Промышленная безопасность» опубликован ответ на открытое письмо РОНКТД от 14.01.2021 г. № 20-Р/10)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 г. № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации» принято предложение федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности об организации работы по развитию и внедрению системы неразрушающего контроля (Система НК), созданной в соответствии с Концепцией управления системой неразрушающего контроля и основными направлениями ее развития (утверждена начальником Госгортехнадзора России В.Д. Лозовым 28.08.1999 г.).
НТЦ «Промышленная безопасность» (в настоящее время АО) было поручено постановлением коллегии Госгортехнадзора России от 31.12.1999 г. № 6 создание Системы НК, а приказом Госгортехнадзора России от 24.05.2001 г. № 68 о реализации вышеуказанного постановления Правительства формирование сети Независимых органов по аттестации, что и реализуется в рамках Системы НК, функционирующей с 2000 г. (в настоящее время в реестре сведения о более 5000 аттестованных лабораториях и более 80000 аттестованных специалистах неразрушающего контроля).
В Системе НК применялись некоторые нормативные правовые акты (например, ПБ 03-372-00, ПБ 03-440-02 и др.), содержащие обязательные требования, и которые с 01.01.2021 г. утратили силу или отменены в соответствии с постановлением Правительства от 06.08.2020 № 1192. После принятия новых нормативных правовых актов, содержащих требования, соответствующие или аналогичные отменяемым вышеуказанным постановлением, они будут включены в состав документов Системы НК.
Для продолжения бесперебойного функционирования Системы НК были приняты новые документы (СДАНК-01-2020, СДАНК-02-2020), включающие практически все (актуальные) требования отмененных нормативных правовых актов и ФНП «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах» (утверждены приказом Ростехнадзора от 01 декабря 2020 г. № 478, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2020 г., регистрационный № 61795), в том числе требования п. 8 по беспристрастности и п. 9 по компетентности в части аттестации персонала и лабораторий неразрушающего контроля.
Изменения в документы Системы НК, связанные с функциями, правами и обязанностями участников Системы НК не принимались, поэтому все участники осуществляют и продолжат осуществлять деятельность в соответствии с Положением о Системе НК, принятым Наблюдательным советом 28.06.00 г. № 5 и другими документами Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (ранее именовалась Система экспертизы промышленной безопасности)
14.01.2021 Опубликовано открытое письмо РОНКТД, разъясняющее позицию общероссийской профессиональной организации в отношении подтверждения компетентности лабораторий и специалистов НК после 01.01.2021
В связи с поступающими в адрес РОНКТД, как общероссийской профессиональной организации по НК, запросами от физических лиц, организаций и ведомств, с просьбой дать комментарии относительно процедуры подтверждения компетентности специалистов и лабораторий НК после отмены ПБ 03-440-02 и ПБ 03-372-00 (01.01.2021г.), а также утверждений Координирующего органа Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (далее – ЕС ОС АО «НТЦ «Промышленная Безопасность»), изложенных в письме N 01-2/682 от 29.12.2020 за подписью заместителя генерального директора АО «НТЦ «Промышленная безопасность» Н.Н.Коновалова, считаем необходимым заявить следующее:
В связи с изложенным, с констатируем, что утверждения, приведенные в письме АО «НТЦ «Промышленная безопасность» № 01-2/682 от 29.12.2020, не отражают фактическое состояние и направление развития системы НК.
РОНКТД, со своей стороны, продолжает взаимодействие с Ростехнадзором по вопросу организации системы НК на подконтрольных ему объектах и по вопросам процедуры подтверждения компетентности специалистов и лабораторий НК, и будет информировать профессиональное сообщество о новостях и событиях в данной области.
13.01.2021 В связи с введением в действия ФНП по НК и разъяснениями АО «НТЦ «Промышленная безопасность» возникают следующие вопросы:
Являются ли документы СДАНК-01-2020 и СДАНК-02-2020 документами-правопреемниками отмененных ПБ 03-440-02 и ПБ 03-371-00?
Уполномочено ли АО «НТЦ «Промышленная безопасность» (система ЕС ОС) Ростехнадзором осуществлять деятельность в рамках ФНП и постановления Правительства РФ от 28 марта 2001 г. № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории РФ» (Собрание законодательства РФ, 2001, № 15, ст.1489; 2011, № 7, ст.979)?
Существуют ли юридические основания преобразования системы экспертизы промышленной безопасности, созданной Госгортехнадзором в рамках ПБ 03-246-98 (отменены 01.01.2014), в ЕС ОС?
Каким образом может быть осуществлено участие представителя(-ей) Ростехнадзора в экзамене на знание правил безопасности (п. 6.2.3 СДАНК-02-2020), проводимом коммерческой организацией, в форме, соответствующей требованиям Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»?
29.12.2020 на сайте АО «НТЦ «Промышленная безопасность» опубликован текст письма N 01-2/682 от 29.12.2020 за подписью заместителя генерального директора Н.Н.Коновалова ( скачать )
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01 декабря 2020 г. № 478, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2020 г., регистрационный № 61795, утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности (ФНП) «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах». В соответствии с пунктом 9 указанных ФНП лаборатории и работники, выполняющие неразрушающий контроль (НК) технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах при осуществлении деятельности, должны подтвердить компетентность по установленной области НК в независимых органах по аттестации системы НК, сформированной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации».
В соответствии с Концепцией управления Системой неразрушающего контроля и основными направлениями ее развития, утвержденной Госгортехнадзором России 28 августа 1999 г., Система НК осуществляет работу в рамках Системы экспертизы промышленной безопасности, преобразованной в Единую систему оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (далее – Единая система оценки соответствия).
В связи с отменой ПБ 03-372-00 и ПБ 03-440-02 (постановление Правительства Российской Федерации от 06 августа 2020 г.) Наблюдательным советом Единой системы оценки соответствия решением от 29 декабря 2020 г. № 99-БНС приняты и вводятся в действие с 01 января 2021 г. «Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля» (СДАНК-01-2020) и «Правила аттестации персонала в области неразрушающего контроля» (СДАНК-02-2020).
Независимым органам по аттестации лабораторий неразрушающего контроля (НОАЛ) и Независимым органам по аттестации персонала в области неразрушающего контроля (НОАП), аккредитованным в Единой системе оценки соответствия, в своей деятельности с 01 января 2021 г. следует руководствоваться СДАНК-01-2020 и СДАНК-02-2020 при аттестации и проведении инспекционного контроля.
Свидетельства об аккредитации в Единой системе оценки соответствия, выданные НОАЛ и НОАП, свидетельства об аттестации лабораторий неразрушающего контроля (ЛНК), выданные аккредитованными НОАЛ, квалификационные удостоверения и удостоверения о проверке знаний правил безопасности, выданные аккредитованными НОАП, являются действующими до указанных в них сроков.
Участникам Системы НК (НОАЛ, НОАП, ЛНК) необходимо привести свои документы и систему менеджмента в соответствие с требованиями СДАНК-01-2020, СДАНК-02-2020 в срок до 01 июля 2021 г.
То есть:
В связи с отменой ПБ 03-440-02 и ПБ 03-372-00 и отсутствием на данный момент нормативно-правовых актов, регламентирующих процедуру аттестации специалистов и лабораторий НК, Наблюдательным советом Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве, сформированной АО «НТЦ «Промышленная Безопасность» (ЕС ОС), было принято решение о введении с 1 января 2021 года для использования в рамках ЕС ОС СДАНК-01-2020 и СДАНК-02-2020 соответственно.
Утверждены
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 1 декабря 2020 г. N 478
Зарегистрировны
в Минюсте
от 24 декабря 2020 г. № 61795
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОВЕДЕНИЮ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ,
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ»
5. НК осуществляется с применением следующих методов, видов контроля:
11. Проверка технического состояния средств НК, вспомогательного оборудования и принадлежностей, используемых при проведении НК, проводится назначенным работником (работниками) лаборатории (подразделения, осуществляющего НК) периодически по графику проверки технического состояния средств НК, вспомогательного оборудования и принадлежностей, а также после ремонта в соответствии с указаниями паспортов (формуляров) и руководств по эксплуатации средств НК, вспомогательного оборудования и принадлежностей.
График проверки технического состояния средств НК, вспомогательного оборудования и принадлежностей разрабатывается ежегодно и утверждается руководителем лаборатории (подразделения, осуществляющего НК). Сведения о периодических (внеочередных) проверках и контролируемых параметрах вносятся в соответствующие разделы паспортов (формуляров) на средства НК, вспомогательное оборудование и принадлежности или оформляются актом.
Каждая партия материалов для НК (порошки, суспензии, пенетранты, радиографические пленки, химические реактивы) до начала применения подвергается входному контролю с оформлением отчетного документа, при котором проверяются:
12. К выполнению работ по НК допускаются средства измерений, соответствующие требованиям Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2019, N 52, ст. 7814), имеющие действующие свидетельства о поверке (калибровке). Поверка (калибровка) средств измерений должна осуществляться согласно графику, утвержденному руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем.
К применению при НК допускаются сертифицированные средства и алгоритмы автоматической интерпретации результатов НК.
13. Результаты по каждому методу (виду) НК должны содержать сведения о проконтролированных объектах, параметрах, объемах и средствах НК, перечень документов, используемых при НК и оценке его результатов, информацию о времени (дате) и месте проведения НК, выводы о соответствии или несоответствии объекта НК установленным требованиям. Результаты должны фиксироваться в отчетной документации (журналах, формулярах, заключениях, отчетах, актах, протоколах) с указанием фамилий, имен, отчеств (при наличии) и подписями работников, выполнявших НК и давших заключение по результатам НК.
Результаты НК должны храниться:
Хранение и архивирование документов с результатами НК осуществляется на бумажных носителях и (или) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной подписью, с возможностью резервного копирования и восстановления документов.
24.12.2020 Минюстом зарегистрированы измененные в сравнении с первоначальной версией ФНП по НК ( скачать )
10.11.2020 Ростехнадзором проведена доработка проекта ФНП по НК с учетом замечаний Минэконом развития
Рабочая группа единогласно одобрила проект ФНП по НК, после чего проект направлен для дальнейшго утверждения.