Что влияет на внешнюю политику государства
Формирование внешней политики государств. Идеология и международные отношения
1. Государство как часть системы международных отношений.
2. Влияние внутренних факторов на формирование внешней политки.
3. Внешнеполитическая деятельность государства и задачи, стоящие перед ней.
4. Что мы понимаем под средой международных отношений.
5. Что мы понимаем под внешней средой международных отношений.
Свобода действий каждого государства на международной арене ограничена рамками системы международных отношений, частью которой оно является.
Поэтому его внешнюю политику следует рассматривать не изолированно, а в контексте определённой системы МО. Вместе с тем, несмотря на постоянно растущий уровень своей интеграции в международные процессы, государства автономны по отношению к системам международных отношений.
Наряду с внешними факторами значительное, а подчас определяющее влияние на формирование их внешней политики оказывают внутренние факторы развития. Внешние и внутренние факторы находятся в постоянной диалектической взаимосвязи.
Внутренние факторы становятся определяющими при формировании внешнеполитического курса в тех случаях, когда потребности развития государства диктуют ему необходимость изменения существующего международного порядка. Однако если правящий режим превращает внешнюю политику государства в инструмент решения собственных внутриполитических задач, нарушается оптимальное соотношение между внутренними и внешними факторами её формирования. В этом случае внешняя политика становится неэффективной, что ведёт государство к поражениям на международной арене.
Успешность внешней политики государства напрямую зависит от того, в какой степени она учитывает как основные тенденции мирового развития, так и особенности самой системы международных отношений. Независимо от специфики внутренних процессов в той или иной стране, природы её политического режима, господствующей идеологии, субъективных симпатий и антипатий правящих кругов, её внешнеполитический курс во многом определяется состоянием всей системы МО.
Каждое государство стремится реализовать во внешнеполитической деятельности прежде всего свои национально-государственные интересы. К ним относятся защита его суверенитета и территориальной целостности, обеспечение национальной безопасности, создание максимально благоприятных международных условий для его устойчивого экономического и социально-политического развития. Однако определение путей и способов решения этих фундаментальных задач во многом субъективно и зависит в первую очередь от идейно-политических установок и ценностей, которым привержены правящие круги.
Во внешней политике любого государства присутствует определённая идеология. Она придаёт ей необходимую легитимность в глазах собственных граждан.
В зависимости от того, в какой мере та или иная идеология соответствует историческим реальностям и тенденциям мирового развития, а также существующему международному порядку, она может быть как конструктивным, так и деструктивным фактором международной жизни. Наиболее опасную, разрушительную роль играют идеологии тоталитарного толка, особенно в тех случаях, когда на их основе строится внешняя политика великих держав. В истории XX в. такие идеологии в разное время определяли внешнеполитический курс Германии, Японии, Италии, Советского Союза, Китая. Подчинение внешней политики великой державы идеям тоталитаризма находит выражение прежде всего в её стремлении к региональной или мировой гегемонии. Такой внешнеполитический курс противоречит принципу равновесия системы МО, подрывает международную безопасность, а в конечном счёте — и безопасность данной страны. Применительно к Версальско-Вашингтон-скому порядку яркими примерами подобного рода стали внешняя политика нацистской Германии и милитаристской Японии.
Что касается Советского Союза, то решающее влияние на формирование его внешней политики оказывала идеология марксизма-ленинизма. Рассматривая развитие человечества как закономерный и неизбежный переход от капитализма к социализму и коммунизму, она нацеливала внешнеполитическую стратегию СССР на максимальное укрепление позиций социалистического лагеря и развитие мирового революционного процесса как путём распространения коммунистических идей, так и посредством внешней экспансии.
Тоталитарные идеологии могут проявляться и во внешней политике средних и малых государств. В этом случае они либо начинают борьбу за господство в своём регионе, либо, если их ресурсов для этого недостаточно, впадают в другую крайность — самоизоляцию от остального мира (как, например, социалистическая Албания или КНДР).
Внешняя среда системы международных отношений
Как и всякая общественно-политическая система, система международных отношений существует в определённой внешней среде, с которой она непрерывно взаимодействует. Разграничение понятий «система» и «среда» позволяет более чётко определить сферу компетенции истории международных отношений, её отличие от других исторических и политических дисциплин.
В самом общем виде под средой системы понимается то, что ее окружает. Однако это слишком общее представление, необходимо конкретизировать. Применительно как к природным, так и к социальным системам существует не только внешняя, но и внутренняя среда. Различают также и социальную среду – под ней подразумевают совокупность воздействий, происхождение которых связано с существованием человека и общественных отношений и
Внешняя среда – это окружение системы, которая влияет на определенные ограничения системы – климат, ландшафт, конфигурация границ и т.д. Иногда такое влияние бывает чрезвычайно большим, если не определяющим
Система международных отношений существует и в исторической среде. Её образует мировой историко-политический процесс в целом, а также история входящих в систему МО отдельных государств и народов. Историческая среда является предметом изучения таких гуманитарных дисциплин, как всеобщая история, а также активно разрабатываемая в последнее время история цивилизаций. Внутреннее развитие того или иного государства, будучи самостоятельной исторической реальностью, так же как и географическая среда, представляет собой внешний фактор по отношению к международной системе, в которую это государство включено. Воздействуя на систему международных отношений посредством внешней политики, государство превращает факторы своего внутреннего развития в факторы существования системы. Таким образом, внешнюю политику каждого отдельно взятого государства можно рассматривать как инструмент взаимодействия международной системы и её исторической среды.
Ещё одну группу внешних факторов составляют международные процессы, протекающие в исторической среде и затрагивающие несколько стран или же мировое сообщество в целом. В истории XVIII—XIX вв. к ним относились, например, формирование обширных колониальных империй и мирового рынка, а в истории XX в. — подъём национально-освободительных движений, демократизация общественной жизни во многих государствах мира, распространение новых массовых идеологий, научно-техническая революция и появление «ядерного фактора» в мировой политике, резкое обострение экологической, демографической и других глобальных проблем и т. д. В последние десятилетия в международной жизни бурно развиваются такие качественно новые процессы, как глобализация передачи информации, финансовых потоков, миграции населения, международной преступности и т. д. Глобализация исторической среды, растущая взаимозависимость стран и народов налагают новые ограничения на суверенитет государств и уменьшают свободу их действий на международной арене.
Разграничение внутренних и внешних факторов, определяющих эволюцию системы международных отношений, позволяет представить её историческое существование как процесс непрерывного взаимодействия внутренних факторов жизни системы и факторов её географической и исторической среды. При этом срок жизни каждой системы зависит в первую очередь от того, насколько она способна соответствовать меняющимся реальностям исторического развития и коренным интересам её основных участников.
Классификация внешних факторов, влияющих на политику
Государственная политика формируется из внешней и внутренней политики государства. Внешняя политика представляет собой деятельность государства и других политических институтов общества по реализации национальных интересов страны в системе международных отношений.
Внешняя политика государства является одной из главных составляющих при формировании государственной политики. Она достаточно важна для развития военных, экономических, дипломатических и межгосударственных отношений, а также способствует международному обмену в сфере науки, образования, культуры и других важных сферах. Немаловажно это при процессе глобализации, который наблюдается последние 10 лет.
Факторы, влияющими на выстраивание внешней политики государства, делятся на:
— объективные факторы (внешние и внутренние)
К внешним объективным факторам относятся:
— состояние международных отношений;
— стабильность или нестабильность связей государства с другими государствами (особенно с теми, которые имеют наибольшее влияние на международной арене);
— общее положение страны на международной арене (ее постоянство, авторитет, точность в выполнении обязанностей по подписанным международно-правовым документам, предсказуемость внешней политики).
Среди внутренних объективных факторов, влияющих на формирование внешней политики, выделяют:
— экономическую составляющую (экономический потенциал страны, уровень ВВП, самообеспеченность основными материальными ресурсами, быстрая адаптация к изменяющейся экономической ситуации);
— уровень технологического и инновационного развития
— состояние социально-политических и национальных отношений в стране;
— состояние науки, культуры, образования, здравоохранения и других сфер.
Субъективными факторами принято считать деятельность политических институтов, которые разрабатывают основные направления внешней политики государства на международной арене.
Российский политолог Елена Пономарева в своей статье «Внутренние и внешние факторы развития российской государственности» трактует понятие фактора как аналитической единицы, под которым понимаются материальные и нематериальные структуры, институты и процессы, обуславливающие формирование государственности.[10] Достаточно интересно посмотреть на внешние факторы, которые выделяет политолог:
— внешняя долговая зависимость (краткосрочная задолженность, текущая стоимость внешнего долга и др.);
— доля иностранных инвестиций и внешней помощи;
— режим привязки национальной валюты;
— наличие на территории страны иностранных военных контингентов;
— признание и включенность страны в наднациональные структуры;
— наличие (региональных) территориальных проблем;
Далее предложена оценка вышеперечисленных факторов от 1 до 4, где 4 подразумевает полное отсутствие зависимости и говорит о достаточно стабильной ситуации по определенному фактору, а 1 отражает большую зависимость страны от внешних факторов и межгосударственных связей, а также показывает внутреннюю стагнацию.
Акцентирую внимание, что Пономарева исследовала с практической стороны сложившуюся ситуацию в Российской Федерации, подчеркивая в самом начале статьи, что универсального деления факторов, влияющих на государственную политику, не существует и ссылаться можно только на точки зрения различных политологов, как зарубежных, так и российских. Но она также считает выделенные ею факторы базовыми для анализа развития государственности. При формировании факторов влияния на внешнюю политику политолог использовала «воронку причинности», которая применяется в политологии для исследования поведения избирателей и электоральных исследованиях.
Воронка причинности была разработана американскими политологами в середине 20-го века и описана в 1960 году в книге «Американский избиратель». Первостепенно данный метод использовался для моделирования исходов голосования, в зависимости от различных факторов, которые были достаточно разномасштабными, и анализа причин стратегических исходов. Факторы, которые применялись для прогнозирования, ранжировались по своей «влиятельности» вдоль темпоральной оси. Американские политологи, разрабатывавшие модель воронки причинности, совершили неожиданное для них самих открытие, совместив внутри одновременное и последовательное действие разномасштабных и разнородных причин.
Воронка причинности, показанная ниже на рисунке 1, дала развитие и вариацию другим воронкам, которые составлялись политологами для каждого государства и являются уникальными. Единственным сходством, которым обладают все воронки, является отсутствие ранжирования факторов по масштабности и глубине воздействия (отдаленности или близости) либо прослеживаются вскользь или косвенно.
В современное время воронка причинности продолжает применяться как в мировой, так и в российской науке, но уже в других масштабах, не сопоставимых с началом её формирования и развития как метода и основы для создания более сложных политических инструментов.
Рисунок 1 – Модель воронки причинности[12]
Мгалоблишвили в статье «Объективные и субъективные факторы внешней политики в условиях биполярного мира» классифицирует внешние факторы, влияющие на политику государства исходя из его (государства) местонахождения относительно главного актора международных отношений. Классификация, приведенная ниже в таблице 1, была сформирована исходя из изучения политологических школ, изучающих поведение государства на международной арене – неомарксизма, неореализма и конструктивизма, которые рассмотрены после таблицы.
Факторы внешней политики, влияющие на государственную политику[13]
Неомарксисты уделяли большое внимание экономическим характеристикам внешней среды, а не политической составляющей, как внешнего фактора, оказывающего существенное влияние на государство. Иными словами, главным показателем для них являлось экономическое неравенство между государствами. На основе неомарксизма, истоки которого можно проследить в работах Маркса, была разработана мир-системная теория, основателями которой являются Иммануил Валлерстайн и Андре Франк и теория зависимости, которая является по своей сущности противоположной мир-системной.
Представители школы неореализма пытаются понять, почему государства имеют схожие характеристики, но при этом ведут себя по-разному на международной арене. Кандидат политологических наук и ведущий сотрудник НИУ ВШЭ Татьяна Романова в статье «О неоклассическом реализме и современной России» выделяет три составные части, которые считаются базовыми в неоклассическом реализме:
— «Независимая переменная» (внешняя среда, система).
— «Вмешивающаяся переменная» (весь комплекс внутри государства – институты, взаимоотношения власти и общества, восприятие и идеология).
— «Зависимая переменная» (внешняя политика).[14]
При этом она отмечает, что интересует неореалистов процесс перехода от вмешивающейся переменной к зависимой и как последняя приобретает данный статус.
Далее Романова объясняет наличие взаимосвязи между вмешивающейся переменной и зависимой переменной двумя факторами.
«Во-первых, лица, принимающие решения, не всегда действуют рационально, хотя большинство реалистичных парадигм исходит именно из этого предположения. Никто никогда не обладает всей полнотой информации, следовательно, действует, основываясь на доступных данных и домысливании остального. При этом представления о правильном и реальном, о связи известного и секретного, да и о мире вообще, обусловлены личным опытом политиков и чиновников, знаниями, парадигмами, в которых они сформировались и существуют. И это делает конструктивизм важным для неоклассического реализма.
Во-вторых, неоклассический реализм отталкивается от идей Макса Вебера и его последователей о том, что государство – не единый и априори слаженный механизм. Здесь прежде всего мы говорим о наличии систем институтов (главным образом в лице исполнительной власти) и (гражданского) общества. Силу государства в мире, уровень доверия к его заявлениям и действиям определяют ладно функционирующие институты и тесное взаимодействие государства и общества».[15]
Конструктивисты рассматривают поведение государства исходя из его характеристик. Они убеждены, что государства уникальны по своей сущности и имеют определенный набор переменных, которые определяют их социальные, экономические, культурные и другие характеристики, оказывающие влияние на построение внешней политики. Также государства индивидуальны и это отражается в их поведении на международной арене.
Александр Вендт, политолог и последователь конструктивизма, создал социальную теорию международной политики, в которой исследовал проблему «агент-структура», доказав, что международные структуры формируются благодаря гуманитарным факторам, которые глубже и длиннее (во временном отрезке) влияют на их формирование, в отличии от материальных факторов. В его теории основной упор был на социальную природу каждого игрока, которая формировала стиль его политического поведения. По мнению Вендта, «при осмыслении исторического опыта важно понять внутренние мотивы поведения игроков, соотношение между внешними интересами и их идентичностью».[16]
Изучив теоретические подходы к рассмотрению политических институтов и труды ученых, изучающих данную тематику, а также политологические школы, на базе которых были выделены факторы, влияющие на внешнюю политику государства, можно выделить собственные факторы, которые оказывают существенное влияние на разработку внешней политики и развития государства на международной арене. Основой служит социологический и исторический подходы.
— Экономический аспект (объём внешнего долга страны; кредитная политика государства; надежность национальной валюты; уровень экономической независимости от других стран; объем добычи природных ресурсов (нефть, газ, уголь и др.); соотношение экспорта и импорта; объем иностранных инвестиций; наличие экономических соглашений с другими государствами; темпы экономического роста);
— Миграционный аспект (уровень миграционной безопасности; коэффициент эффективности миграции; коэффициент интенсивности миграционных потоков; миграционный оборот);
— Международно-правовой аспект (статус государства в международных организациях и сообществах (член или наблюдатель); наличие посольств и консульств в иностранных государствах; заключение двусторонних и многосторонних международных договоров и других документов; участие в международных конференциях, съездах, переговорах с другими лидерами глав-государств (G7, G20); участие в развитии системы международных отношений);
— Военный аспект (уровень развития военной промышленности; объём проведенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР); военно-политическая обстановка в стране; геополитический потенциал);
— Экологический аспект (мировая экологическая обстановка; уровень экологической безопасности; взаимодействие с государствами в области по вопросам охраны окружающей природной среды).
Выделенные аспекты имеют как прямое (экономический, военный), так и косвенное (миграционный, экологический) влияние на формирование внешней политики государства. Международно-правовой аспект является особенным фактором влияния в связи с его масштабностью и значимостью. Главной целью международно-правового аспекта является установление отношений между субъектами мирового сообщества в экономической, военной, научно-технической, дипломатической и других сферах взаимодействия.
Подводя итог, важно отметить, что многообразие теоретических подходов к изучению политических институтов даёт большой пласт для развития: во-первых, новых теорий в результате совмещения различных теоретических подходов; во-вторых, дает возможность для развития новых политических институтов или новой интерпретации устаревшей информации о уже действующих институтах. Внешние факторы, которые оказывают влияние на построение и развитие внешней политики и, в частности, политических институтов, дают возможность определять: грамотность построения политического вектора на международной арене; насколько сильно внешние факторы влияют на политические институты и если давление с их стороны достаточно сильное, то как изменяется тот или иной политический институт или внутренняя политика государства в целом.
В современном мире существует большое многообразие сценариев развития политических, экономических, демографических и других ситуаций, которые затрагивают большинство государств на международной арене. Однако, при разработке сценариев невозможно учесть все факторы, которые будут влиять в ситуации как на внешнюю политику каждого государства, так и на мировое сообщество в целом. Исходя из этого, анализ факторов носит основополагающий характер для выстраивания внешнеполитической стратегии государства.
Факторы внешней политики
Внешняя политика любого государства формируется и осуществляется под воздействием как объективных, так и субъективных факторов. Внешними объективными факторами являются: общее состояние международных отношений в данный период времени; стабильность или нестабильность политических и иных связей государства с другими державами, особенно с теми, которые оказывают наибольшее влияние на мировой политический климат; в целом положение своей страны в мировом сообществе (ее авторитет, постоянство, предсказуемость ее внешней политики, точность в выполнении международных договоров и обязательств).
Внутренние объективные факторы внешней политики — это уровень материального производства в стране, ее экономическая мощь, самообеспеченность страны основными материальными ресурсами; демографическая ситуация, степень производственной, технической подготовки трудоспособного населения; состояние науки и техники, их восприимчивость к новым тенденциям научно-технического прогресса; характер и состояние социально-политических и национальных отношений в стране, мера законопослушности населения и т.д.
К субъективным факторам внешней политики государства в общем, плане относится сознательная деятельность, способности людей, разрабатывающих и осуществляющих основные направления политики государства и общественных организаций на международной арене.
В современных условиях, как и в предыдущие времена, объективные факторы составляют базу для формирования и проведения внешней политики, обусловливают ее направленность и содержание. Вместе с тем, сегодня возрастает роль руководителей конкретной внешнеполитической деятельности государства. Эта их роль нередко становится решающей в проведении тех или иных мероприятий в сфере отношений с другими государствами. Конечно, с опорой на объективно складывающуюся ситуацию как внешнего, так и внутреннего характера. В переговорных процессах важное значение приобретает уменье сторон, особенно руководителей делегаций, вести диалог с партнером, аргументировано доказывать правоту своей позиции, идти на компромисс, не теряя из виду своей главной цели.
В области международных экономических отношений главным приоритетом российской внешней политики является содействие развитию национальной экономики, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения России в систему мирохозяйственных связей. Для достижения этой цели наше государство будет обеспечивать благоприятные внешние условия для формирования в стране экономики рыночного типа; способствовать формированию справедливой международной торговой системы. Содействовать расширению отечественного экс-порта и рационализации импорта в страну; содействовать привлечению иностранных инвестиций в первую очередь в реальный сектор и приоритетные сферы российской экономики.
Самое читаемое за неделю
Введение ковидных паспортов в 2021 году
Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
Доллар по 100 рублей в 2021 году
Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
35 банков обанкротятся в 2021 году
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Приводить обслуживание российского внешнего долга в соответствие с реальными возможностями страны; формировать комплексную систему российского законодательства и международную договорно-правовую базу в экономической сфере.
В области информационного сопровождения своей внешнеполитической деятельности важной задачей Россия считает доведение до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, внешнеполитических инициативах и действиях Россий-ской Федерации. Также о достижениях российской культуры, науки, интеллектуального творчества, широкое разъяснение за рубежом сути нашей внутренней политики, происходящих в стране социальных процессов.
Наряду с приоритетами в области глобальных проблем современности, в Концепции внешней политики Российской Федерации формулируются и раскрываются региональные приоритеты. Первым из них называется обеспечение многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами — участниками Содружества Независимых Государств.
Важнейшей составляющей этого сотрудничества является развитие стратегического партнерства, в котором бы учитывались интересы национальной безо-пасности России, равно как и других государств СНГ, в том числе в рамках Договора о коллективной безопасности. Россия стремится наращивать совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах СНГ, развитию сотрудничества в военно-политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом. Своей внешнеполитической деятельностью Россия будет способствовать развитию экономического сотрудничества со странами СНГ на основе взаимной выгоды.
Традиционным приоритетным направлением внешней политики России является ее отношение с европейскими государствами. Главная цель на этом направлении — создание стабильной системы общеевропейской безопасности и сотрудничества.
Ключевое значение имеют отношения России с Европейским союзом (ЕС). Процессы, происходящие в ЕС, в растущей степени влияют на динамику ситуации в целом в Европе. Это: расширение самого союза за счет вступления в него новых государств, переход к единой валюте, реформирование общих политических и экономических институтов, становление общей внешней политики стран Евросоюза и общей системы безопасности. Строя отношения с Европейским союзом в целом и отдельными странами — его членами, Россия Центральная и Южная Америка. Особое место в рос-сийской внешней политике занимает Ближний Восток, включая зону Персидского залива и Северную Африку.
Таковы на сегодня приоритетные направления внешней политики Российской Федерации. При определении их наша страна исходит из общей международной ситуации расстановки сил на мировой арене.
Одной из важнейших функций государства является его внешнеполитическая деятельность, осуществляемая специально создаваемыми для этого государственными органами.
Главная цель внешней политики государства – защита его национальных интересов на международной арене, содержание и направленность внешней политики государства зависит от его положения в системе международных отношений, а также от его возможностей ее ресурсного обеспечения внутри страны.
Средствами внешней и внутренней политики каждое государство обеспечивает свою национальную безопасность, которая представляет собой систему факторов, делающих данное государство независимым, самостоятельным в отношениях с другими государствами. В современном мире безопасность каждой страны может быть реальной только при наличии международной безопасности, доверительных отношений между государствами.
Внешняя среда организации
Внутренний фактор
Внешняя среда организации
Внутренние переменные организации
Управление предприятием
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться: |
|