Что влияет на поведение человека
Факторы, влияющие на индивидуальное поведение
То, как индивидуум решает ситуацию в одиночку или говорит в группе, зависит от многих факторов. Ключевыми факторами, влияющими на отношение человека в личной и общественной жизни, являются:
Давайте кратко рассмотрим эти основные элементы, которые отражают поведение человека внутри и вне организации.
способности
Способности — это черты, которые человек узнает из окружающей среды, а также черты, которыми он обладает с рождения. Эти черты широко классифицируются как —
Чтобы понять, как они влияют на поведение человека, нам нужно знать, что это за способности.
Интеллектуальные способности — олицетворяет интеллектуальные, речевые и аналитические способности человека, память, а также вербальное понимание.
Физические способности — Он олицетворяет физическую силу человека, выносливость, координацию тела, а также моторные навыки.
Способности к самосознанию. Это символизирует отношение человека к задаче, в то время как восприятие менеджера его способностей определяет тип работы, который необходимо поручить человеку.
Интеллектуальные способности — олицетворяет интеллектуальные, речевые и аналитические способности человека, память, а также вербальное понимание.
Физические способности — Он олицетворяет физическую силу человека, выносливость, координацию тела, а также моторные навыки.
Способности к самосознанию. Это символизирует отношение человека к задаче, в то время как восприятие менеджера его способностей определяет тип работы, который необходимо поручить человеку.
Таким образом, психологические, физические, самоуверенные черты, которыми обладает человек, определяют поведение человека в социальной и личной жизни. Например, у Рама высокий уровень интеллекта, а Рахул может поднять велосипед и сильный парень.
Исследования доказывают, что мужчины и женщины равны в плане производительности и умственных способностей; однако общество по-прежнему подчеркивает различия между двумя полами. Отсутствие на работе — одна из областей в организации, где обнаруживаются различия, поскольку женщины считаются основными лицами, обеспечивающими уход за детьми. Фактором, который может повлиять на распределение и оценку работы в организации, является восприятие менеджера и личные ценности.
Например, организация поощряет оба пола эффективно работать для достижения цели компании, и не допускается и не допускается специальное продвижение или понижение в должности по отношению к какому-либо конкретному полу.
Раса и культура
Раса — это группа людей, имеющих схожие физические черты. Это используется, чтобы определить типы людей согласно воспринятым чертам. Например — индийский, африканский. С другой стороны, культуру можно определить как черты, идеи, обычаи и традиции, которым следует человек или группа. Например — Празднование фестиваля.
Раса и культура всегда оказывали важное влияние как на рабочем месте, так и в обществе. Распространенные ошибки, такие как приписывание поведения и стереотипы в соответствии с расой и культурой человека, в основном влияют на поведение человека.
В современной разнообразной рабочей культуре руководство, а также персонал должны изучать и принимать различные культуры, ценности и общие протоколы для создания более комфортной корпоративной культуры.
Например — Компания приглашает кандидатов на должность и нанимает их на основании критериев отбора, а не на основании страны, к которой принадлежит человек, или таможенных правил.
Факторы, влияющие на поведение
Основные характеристики, черты личности и личностные факторы, влияющие на ОП
ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, СУБЪЕКТ
ЛИЧНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ
Человек – это родовое понятие – отдельный представитель человеческого рода.
Индивид – это конкретный человек со своими биологическими и психическими особенностями.
Личность – это индивид как носитель качеств, приобретённых в процессе жизни в обществе.
Индивидуальность – личность, обладающая духовными качествами и творческими и способностями, присущими только ей.
На поведение человека влияет две группы факторов (стимулов): внутренние (личностные) и внешние (ситуационные). И поведение является результатом влияния этих двух групп факторов [Немов, с. 390].
К внутренним факторам (личностным диспозициям, стимулам), которые влияют «изнутри», относят психологические характеристики (свойства) личности: потребности, мотивы, цели, намерения, стремления, интересы, ценности и т. п.
К внешним или ситуационным факторам относятся все стимулы внешней среды: политическая, экономическая и социальная ситуация, отношения, вознаграждения и наказания, поведение окружающих людей (членов семьи, коллектива, группы, руководителей, знакомых и т. д.) – в общем, всё, что окружает человека или регламентирует его поведение – нормы, законы, правила, инструкции и т. п.
Наиболее важным фактором, влияющим на поведение, являются потребности.
Потребность – это нужда, принявшая конкретную специфическую форму
[С.К. Лапп. В бизнес по расчёту. С. 113].
Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чём-то, необходимом для их нормального существования [Немов, с. 563].
Потребность «сообщает» человеку на уровне ощущений о том, что требуется организму (органические потребности) или личности (психологические потребности). [Я]
Потребности есть у всех объектов живой природы; этим они отличаются от объектов неживой природы.
Существует много классификаций потребностей. Например, потребности бывают органические (физические, физиологические), материальные, духовные, социальные (в общении и взаимодействии с другими людьми). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.
Потребность активизирует организм, инициирует, направляет и стимулирует его поведение, т. е. является побудительным фактором.
Вторым по значимости после потребности побудительным фактором является цель. Целью называют тот результат, на получение которого направлена деятельность, вызванная потребностью.
А вот каким способом будет человек достигать цели, зависит от системы егоценностей. Ценность – это то, что человек высоко ценит в своей жизни. Потребности в еде, например, можно удовлетворять одним из следующих способов: вырастить самому, приобрести в обмен на что-то (бартером или покупкой), украсть или отнять. И именно ценности, а точнее их система, совокупность (ценностные ориентации) определяют в значительной степени способ достижения цели (удовлетворения потребности) – заработать и купить, украсть или отнять.
И если потребности являются побудителями активности и поведения человека, а цели направляют поведение, то регуляторами поведения являются ценности (ценностные ориентации), а также:
1. Индивидуальные особенности. Это:
Психические процессы: восприятие, внимание, мышление, воображение, память и т. д.
Темперамент, характер, способности, воля, эмоциональность, настроения.
Умения, навыки, привычки, возраст, пол, социальное положение и т.д.
Черты личности: авторитаризм, макиавеллизм, перфекционизм, локус контроля, склонность к риску, догматизм, стиль деятельности, нравственные и моральные принципы, психологическая компентность (социальный интеллект) и т. п.
3. Содержание и средства труда.
6. Инструкции, положения, приказы, распоряжения.
7. Традиции, обычаи, менталитет (самосознание).
8. Государственные законы, общественные правила поведения, семейные традиции, национальные традиции.
Разными авторами предложены разные формулы поведения.
П=f(X, E),где
Х – особенности характера;
Е – окружающая среда (ситуация). Формула принадлежит психологу Курту Левину.
Есть и другая формула:
П=f(J, E),
J – природные свойства индивида;
Е – окружающая среда.
Психологу Р. Б. Кеттелу (1905–1998) принадлежит формула:
П=f(Р, E),
где Р –структура личности.
Как видим, его формула несущественно отличается от формулы К. Левина.
Но понятно, что поведение индивида является функцией всех вышеперечисленных переменных: особенностей индивида (природных и приобретенных) и окружающей среды, т. е.:
П=f(J, X, E).
Большое влияние оказывает также восприятие, то есть не то, что есть на деле, или происходит, но, гл.о. то, как это всё воспринимается индивидом.
Основные характеристики личности, определяющие ее поведение
Личность формируется в процессе (в результате) социализации.
В процессе социализации появляется «Я–концепция» и самооценка личности.
Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта.
«Я – концепция» – это система представления человека о самом себе.
1. «Я – реальное» – адекватная;
2. «Я – идеализированное» или «Я-идеальное» – неадекватная.
1. Авторитаризм – стремление командовать всем и всеми и держать всё в своей власти.
2 Макиавеллизм – нравственная неразборчивость в средствах на пути к цели (по головам и т. п.).
3. Перфекционизм – стремление к совершенству, безукоризненности в исполнении обязанностей и дел.
4. Локус контроля – характеристика личности, показывающая, где человеком помещает источник контроля за своим поведением, за своей судьбой. Интерналы имеют внутренний источник контроля, т. е. считают, что они сами контролируют события своей жизни. Экстерналы имеют внешний источник контроля, т. е. считают, что кто-то контролирует события их жизни (начальник, ситуация, обстоятельства, рок и т. д.).
5. Догматизм – приверженность к существующим догмам в организации (правилам).
6. Склонность к фаворитизму – выбор любимчиков и покровительство им, продвижение не по заслугам, а по принципу «нравится-не нравится».
7. Склонность к протекционизму – подбор не по деловым качествам, а по знакомству.
8. Склонность к волюнтаризму – субъективизм, произвол, пристрастное отношение, лишенное объективности, предвзятость.
Черты, из-за которых увольняют работников в течение первого месяца после найма:
1) цинизм (бесстыдство, наглость, грубая откровенность);
Как поведение человека зависит от генетики
В конце августа журнал Nature Neuroscience опубликовал крупнейшее исследование о связи генетики и поведения человека, в том числе о природе антисоциальных поступков, употребления алкоголя и опиоидов. 26 ученым из США и Нидерландов удалось проанализировать и сравнить данные 1,5 млн человек и выявить 579 участков в геноме, которые предположительно связаны с различными проявлениями характера. Среди них: психические расстройства, зависимости, саморегуляция, возбудимость, проблемное поведение в детстве и прочее [1].
Что заложено в генах
На основе этих результатов авторы статьи построили шкалу генетического риска — число, отражающее общую предрасположенность человека к ряду поведенческих, медицинских и социальных особенностей. Определив «меру предсказуемости», можно вычислить, насколько человек способен развить способности к обучению и работе, склонность к употреблению наркотиков и криминальному поведению и даже предрасположенность к заражению ВИЧ.
Впрочем, по заявлению Даниэля Дика, одного из авторов исследования, это вовсе не значит, что существует ген наркомании или асоциального поведения: «Гены влияют на то, как устроен мозг, что может сделать нас более подверженными определенным поведенческим паттернам. В этом случае мы обнаруживаем, что есть гены, которые в значительной степени влияют на самоконтроль или импульсивность. Таким образом эта предрасположенность может создать риск для определенного жизненного сценария» [2].
Важную роль в поведении играют способность рисковать, уровень самоконтроля и импульсивность, которые могут варьироваться в зависимости от набора генов. Отсутствие саморегуляции влияет как на психическое здоровье (например, в случае с диагностированным синдромом дефицита внимания и другими поведенческими расстройствами), так и на физическое (например, человек не может воздержаться от постоянного переедания, что приводит к ожирению).
Тем не менее наличие определенного набора генов это не приговор. Например, если состав генов человека формирует в нем предрасположенность рисковать, это не значит, что он будет вести себя асоциально, — такой же набор встречался у летчиков-испытателей, предпринимателей и топ-менеджеров. В какую сторону — конструктивную или деструктивную — качнется маятник, зависит от среды, в которой растет ребенок.
По словам авторов исследования, характеристика генетического вклада в саморегуляцию может быть полезна по многим параметрам. Во-первых, она поможет лучше понимать изменения характера. Во-вторых, позволит разработать новые лекарства и медицинские программы для раннего вмешательства и профилактики поведения, которое может навредить как самому человеку, так и окружающей среде.
Может ли травматический опыт передаваться по наследству
Геном — это совокупность наследственного материала, который находится в клетке. В человеческом организме насчитывается 75 триллионов клеток, которые могут хранить 150 зеттабайт (это 10 в 21-й степени) информации. Если ее расшифровать и распечатать, получится 262 тыс. страниц [3].
Там записаны внешние данные, поведенческие и физиологические предрасположенности, которые достались каждому из нас от предыдущих поколений.
Уже сейчас ведутся исследования на тему того, может ли передаваться травматический опыт на генном уровне. Так, ученые из университета Атланты провели эксперимент над мышами. Грызунам давали понюхать аромат цветущей вишни и одновременно били их током. В результате у животных выработалась бурная негативная реакция на этот запах. Второе и третье поколение мышей уже не испытывало такого ужаса от этих цветов, однако грызуны напрягались и начинали вести себя осторожно. Различий между реакциями особей, которые были зачаты естественным путем и в пробирке, ученые не нашли, из чего они сделали вывод, что негативный опыт им передался посредством мутации генов [4].
Исследования на людях тоже велись. В частности ученые выявили, что у детей узников Холокоста наблюдались наследственные изменения в гене, который был связан с их уровнем кортизола — гормона, участвующего в реакции на стресс. Статья была встречена критически из-за недостаточного числа участников (около 30 представителей старшего поколения и 22 — младшего) [5], [6]. Планируются новые исследования среди большего числа респондентов.
Какой бы ни была генетика, важнейшую роль в формировании человека влияет окружающая среда, прежде всего взаимоотношения с родителями и другими значимыми взрослыми. Повлиять на мозг и построение нейронных связей могут не только гены, но и поведение мамы в самом раннем детстве, затем отца, а также общение со сверстниками.
Андрей Юдин, гештальт-терапевт
Все современные теории развития человеческой психики сходятся между собой в том, что первые годы жизни человека, особенно первые три, — ключевые для формирования «каркаса» личности.
Термин «асоциальное поведение» обычно не используется в отношении очень маленьких детей, потому что для них поведение, противоречащее социальным нормам, по большей части нормально в силу несформированности физиологических и психологических механизмов, отвечающих за соблюдение этих норм. У некоторых детей присутствуют врожденные особенности функционирования мозга, которые с высокой вероятностью приводят к антисоциальному поведению в более позднем возрасте (так называемая органически обусловленная психопатия). Эти особенности могут выявляться психиатрами на фоне необычного поведения и реакций ребенка, подростка или взрослого человека. Но такие люди составляют ничтожно малую долю в общей массе людей, совершающих антисоциальные поступки, в частности тяжкие преступления.
Самые эффективные методы для предотвращения развития разрушительных черт характера и антисоциального поведения — это методы абсолютно прикладные и общеизвестные, в первую очередь:
Общий принцип прост: на первом месте — современные, работающие институты охраны детства, на втором — культура экологичного воспитания и ухода за детьми, на третьем — все остальное. Иными словами, если в днище корабля есть дыры, через которые в трюм хлещет вода, вначале мы затыкаем дыры и лишь потом устраняем последствия.
Стресс, как и все другие аспекты жизни, участвует в процессе формирования характера. Это нормально: любое развитие человека подразумевает наличие некоторого выносимого уровня стресса. Одна из ключевых компетенций родителей, педагогов и тренеров — дозировать этот стресс таким образом, чтобы создавать для ребенка экологичную и достаточно безопасную развивающую среду. Травмирующим стресс становится тогда, когда он слишком интенсивный (затапливающий, превышающий способности мозга) и/или слишком длительный.
Факторы, влияющие на поведение человека в организации
Быстрое чтение: как религия влияет на поведение и моральные качества людей
Нравственность часто считают синонимом религиозности, хотя ученые утверждают, что никакой разницы между моральными качествами верующих и атеистов нет. The Conversation разобрал несколько исследований о таких стереотипах. «Теории и практики» пересказывают главное.
Предрассудки по отношению к атеистам встречаются у людей по всему миру. К такому выводу в ходе исследования пришел психолог Уилл Джервейс. Жители всех континентов предполагают, что аморальные поступки (включая даже серийные убийства) чаще совершаются неверующими. По данным опросов, американцы доверяют атеистам меньше, чем представителям любой другой социальной группы. Поэтому для большинства политиков поход в церковь — это отличный способ обеспечить себе народную поддержку на выборах, а заявление о том, что ты неверующий, может разрушить карьеру. И, конечно, неслучайно в Конгрессе США нет ни одного открытого атеиста.
Несомненно, в основных мировых религиях значительное внимание уделяется нравственности. Отсюда многие делают вывод о том, что религиозные убеждения — это признак добродетели. Другие вообще утверждают, что без религии не существует и морали. Однако оба эти утверждения можно поставить под вопрос.
Во-первых, этические убеждения одного течения могут быть неприемлемыми с точки зрения другого. Так, в XIX веке мормоны считали полигамию своим моральным долгом, в то время как для католиков она была смертным грехом. Более того, нравственное поведение членов определенной группы часто включает агрессию по отношению к другим. Скажем, в 1543 году один из основателей протестантизма Мартин Лютер опубликовал трактат «О евреях и их лжи», в котором излагались антисемитские идеи, популярные среди представителей различных течений на протяжении столетий. Эти примеры также доказывают, что религиозная мораль должна меняться с течением времени. И она действительно меняется: например, относительно недавно Англиканская церковь разрешила контрацепцию и венчание однополых пар, появились женщины-епископы.
В любом случае, религиозность лишь отдаленно соотносится с теологией. То есть убеждения и поведение верующих людей не всегда полностью соответствуют официальной религиозной доктрине. Например, официально буддизм — это религия без Бога, но большинство исповедующих его относятся к Будде как к божеству. Католическая церковь активно выступает против контрацепции, но большинство католиков все равно предохраняются. И подобные отклонения от доктрины скорее норма, чем исключение.
Кадр из фильма «Сомнение». 2008 год
Ученые провели исследование, в ходе которого участникам предложили оценить собственный характер и поведение. Результаты опроса показали, что религиозные респонденты считают себя более самоотверженными, участливыми, честными, милосердными, чем атеисты. Такая динамика сохранялась даже в случае близнецов, один из которых более религиозен, чем другой. Но если посмотреть на реальное поведение, оказывается, что никаких различий не существует.
Об этом свидетельствует, например, классический эксперимент «Добрый самаритянин», в ходе которого исследователи отслеживали, кто из прохожих остановится, чтобы помочь раненому человеку на улице. Ученые пришли к выводу, что религиозность не играла никакой роли в поведении участников. Интересно, что некоторые из них как раз шли на выступление на тему этой притчи, но это также никак не повлияло на их действия.
К тому же разные религии по-разному воздействуют на тех, кто их придерживается. Например, если люди считают, что их Бог дает какие-то моральные установки и карает за несоблюдение правил, то они стараются быть более справедливыми и даже реже мошенничают при заключении сделок. Это результаты международного исследования. То есть если человек верит в то, что все его помыслы известны Богу, который наказывает грешников, то он пытается лучше себя вести.
Но нужно отметить, что к более нравственному поведению может привести не только религия, но и вера в силу закона, честный суд и надежную полицию. И, как правило, если законы строго соблюдаются, то религия уже не так влияет на людей и недоверие по отношению к атеистам тоже снижается.
Что влияет на политическое поведение?
Основными факторами влияния на политическое поведение человека являются:
>> Политические партии, движения
Как видно, политическое поведение личности не только меняется по ходу жизни. Оно также зависит от ситуаций, при которых на человека оказывают давление.
Проанализируйте свое окружение: 8 вопросов себе
Среда оказывает огромное влияние на развитие, мысли и убеждения каждого из нас. Но, люди имеют право на гармоничное развитие и свой собственный личностный рост. Если вы не удовлетворены жизнью, попробуйте провести небольшой эксперимент. Ответьте на предложенные ниже вопросы, чтобы оценить влияние окружения на вашу жизнь:
Как только вы найдете ответы на все вопросы, постарайтесь оценить количество времени, проведенное с каждый другом, членом семьи, коллегой. Оказывает ли такое общение положительное воздействие на развитие вашей личности? Если вы не можете ответить и однозначно оценить влияние вашего окружения на вас, то попробуйте подумать над следующими вопросами:
И еще один, контрольный вопрос.
Ответы на эти вопросы позволяют провести небольшой анализ собственной жизни и с другой стороны посмотреть на влияние ближайшего окружения. Если вы стоите на месте, и никто не может вам помочь, а тем более, поддержать, то ответ очевиден. Задумайтесь над расширением или вовсе сменой круга общения, так как влияние ближайшего окружения на сегодняшний день разрушает вашу личность.
Смените окружение: кардинальные действия
Люди, которые вызывают у своих знакомых или близких, чувство страха, апатию или раздражение, называются ”токсичными”. Может быть, вы замечали, как после безобидного разговора с таким человеком у вас начинает болеть голова, портится настроение? Если да, то смело рвите с ним все возможные контакты. Лучше одному проводить свободное время, чем тратить его на негативные, разрушающие разговоры. Общаясь с такими друзьями, вы крадете время у себя самого. В этом случае лучше сразу сказать таким друзьям или коллегам ”нет”, чем общаться с ними, стараясь всегда оставаться вежливыми и внимательными персонами, тратя свою энергию и ресурсы на них. Не стоит недооценивать влияние социального окружения на ваше развитие.
К сожалению, после проведенного анализа, может оказаться, что более половины всех ваших родственников, знакомых, коллег или друзей – ”токсичные” люди. Значит, пришло время расширить свой круг общения, уделив большее внимание тем людям, которые вдохновляют или мотивируют вас. Попробуйте познакомиться с новыми людьми, цели, стремление и желания которых будут совпадать с вашими. Они смогут помочь вам начать новую жизнь, полную приятных событий и долгожданных побед. Влияние социального окружения на вашу жизнь слишком велико, чтобы подходить к выбору круга общения необдуманно.
В заключение стоит отметить, что нельзя ассоциировать настоящих друзей с людьми, у которых много денег или с которыми вы проводите время на выходных. Обращайте внимание на цели и на жизненную позицию человека. Среди людей много интересных, целеустремленных личностей, способных поддержать вас в сложной ситуации. А среди даже “статусных” знакомых может так и не появиться ни одного человека, который не отвернется от вас при возникновении у вас проблемы.
Социальные факторы и потребление пищи
Многие ученые подтвердили, что на пищевое поведение человека влияют социальные факторы. Эти факторы интеграции в общество оказывают сильное воздействие на количество съеденного при приеме пищи вместе с другими людьми. Интересно, что ученые обнаружили то, что социальное воздействие имеет место независимо от пола участника. Имеет сильное влияние и продуктовая реклама.
У женщин потребность выглядеть женственной оказывала мощное воздействие на пищевое поведение.
А у мужчин, напротив, мужественность не была важным детерминантом потребления пищи. Тем не менее, мужчины были склонны есть больше, когда вместе с ними ели другие мужчины, что, видимо, мотивировалось эффектом соперничества (в женской компании такого эффекта не наблюдалось).
Следовательно, социальная желательность влияет на пищевое поведение и мужчин, и женщин, хотя в основе пищевого поведения женщин лежат другие мотивы.
Еще один вопрос, который имеет отношение к вышесказанному, касается степени, в которой эти культурные идеалы переходят из внешних условий. Присутствие других людей во время приема пищи демонстрирует воздействие женственности и мужественности.