Что влияет на личность преступника
Основные факторы, способствующие формированию личности преступника
Процесс формирования личности всегда является достаточно противоречивым. При неблагоприятном нравственном формировании личности возникает несоответствие между свойствами личности и требованиями окружающей действительности. Это относится прежде всего к таким категориям и свойствам личности, как
К основным факторам, способствующим формированию личности преступника, можно отнести:
Таким образом, если выделить основные источники нравственного формирования личности, то ими будут:
Социальные противоречия общества
Говоря о влиянии общества, следует подчеркнуть, что политические, экономические и социальные условия жизни членов данного социума, жизненный опыт, формы поведения и представления воспринимаются или отбираются самой личностью. Всякие внутриполитические и внешнеполитические события также влияют на представления и взгляды человека.
Противоречия между групповой моралью и обществом
В то же время личность формируется под воздействием не только всего общества в целом, но и тех малых социальных групп, в которых она состоит. А это формирование не всегда оказывается благоприятным.
Многие социальные противоречия, свойственные обществу, реализуются через малые группы. Например, наличие тех или иных социальных различий сказывается в различиях образа жизни и функционирования малых групп (семьи, родственников, друзей, соседей), обсуждаются и оцениваются ими.
Вместе с тем возможны и такие групповые нормы и образцы поведения, которые противоречат праву и общественной нравственности. Причем всякая малая группа осуществляет внутренний (неформальный), а иногда и внешний (формальный) контроль за выполнением указанных норм и требований.
Наиболее острые противоречия и конфликты между групповой моралью и обществом возникают на основе расхождения между нравственными, правовыми и иными нормами общества и групповыми нормами, что проявляется в безнравственности, правонарушениях и преступлениях.
Внутрисемейные отношения
Центральное значение для формирования личности имеет ее семья, в которой приобретаются основные знания, первоначальное представление об окружающем мире, о нормах поведения. При этом в семье зачастую существует целый ряд обстоятельств, способствующих неблагоприятному нравственному формированию личности, как объективного (неполнота семьи, материальные затруднения, болезнь родителей и т.п.), так и субъективного характера (негативные нравственно-педагогические позиции членов семьи, низкий уровень воспитания).
Эти обстоятельства проявляются
К факторам, при наличии которых наиболее интенсивно происходит формирование негативных нравственно-психологических особенностей личности преступника, можно также отнести:
§ 4. Основные факторы, способствующие формированию личности преступника
Процесс формирования личности всегда является достаточно противоречивым. В то же время, если этот процесс совершается в позитивном направлении, его результат будет благоприятен: рассогласованность и противоречия между личностью и средой, неизбежные в силу относительной самостоятельности человеческого существа, постепенно уменьшаются, сходят на нет, принимают такую форму, которая не препятствует правопослушной деятельности человека.
Но при неблагоприятном нравственном формировании личности происходит обратное: возникает несоответствие между свойствами личности и требованиями окружающей действительности. Это относится прежде всего к таким признакам и свойствам личности, как потребности и интересы, нормы нравственности и представления о праве, привычные формы (стереотипы) поведения и их самооценка самим субъектом. В результате субъект в полной мере не адаптируется к той окружающей социальной среде, в которой он должен жить и работать, общаться с другими людьми.
Если выделить основные источники нравственного формирования личности, то ими будут:
сама личность со всеми присущими ей свойствами; малые социальные группы – семья, школа, производственный коллектив, в которых эта личность непосредственно формируется;
Многие социальные противоречия, свойственные обществу, проявляются через малые группы. Например, наличие тех или иных социальных различий сказывается на образе жизни и функционирования малых групп (семьи, родственников, друзей, соседей), обсуждаются и оцениваются ими.
Относительная самостоятельность малой социальной группы приводит к тому, что в ней могут возникать групповые нормы поведения и групповые ценности, не совпадающие с нормами и ценностями, принятыми обществом и санкционированными государством. Это не означает, что такие групповые образцы поведения всегда противоречат правовым или нравственным нормам общества; часто они в этом смысле нейтральны, так как касаются только профессиональных или иных определенных интересов участников группы (традиции семьи, взаимоотношения спортсменов и т. п.).
Вместе с тем возможны и такие групповые нормы и образцы поведения, которые противоречат праву и общественной нравственности. Причем всякая малая группа осуществляет внутренний (неформальный), а иногда и внешний (формальный) контроль за соблюдением ее участниками указанных норм и требований.
Наиболее острые противоречия и конфликты между групповой моралью и обществом возникают на основе расхождения между нравственными, правовыми и иными нормами общества и групповыми нормами, что проявляется в безнравственности, правонарушениях и преступлениях.
Эти обстоятельства проявляются в вовлечении детей в преступную деятельность, пьянство, попрошайничество, проституцию; в совершении родителями аморальных проступков, преступлений; в существовании в семье антиобщественных взглядов, нравов, позиций; в нездоровой морально-психологической атмосфере, конфликтности; в неправильной линии воспитания детей и в отсутствии вообще какого-либо воспитания.
К факторам, при наличии которых наиболее интенсивно происходит формирование негативных нравственно-психологических особенностей личности преступника, можно также отнести: отрицательные явления в трудовом коллективе (плохая организация производства, атмосфера бесхозяйственности и безответственности, низкая дисциплина, пьянство, прогулы, текучести кадров, отсутствие гласности и демократического управления в трудовом коллективе, нарушения трудового законодательства и др.); упущения в школьном воспитании (отрыв обучения от воспитания, недостаточная нравственно-психологическая подготовка учащихся к трудовой и общественной деятельности, слабая связь школы с семьей, формализм в педагогической работе, подмена воспитания администрированием и др.); недостатки в сферах общения и досуга (отрицательное влияние маргинальных групп, ориентация ближайшего окружения на антиобщественные «образцы» поведения и вседозволенность, ложное самоутверждение путем издевательств и хулиганских действий и др.); отсутствие социального контроля (недостаточная его эффективность в отношении лиц с начавшимся процессом деформации, игнорирование задачи позитивного воздействия на лиц, находящихся в неблагополучной среде, промедление с началом профилактического воздействия, безнаказанность правонарушителей и др.).
Объективные данные, полученные из достоверных источников, о личности преступника, о его социальном окружении имеют особое значение для проведения с ним индивидуальной профилактической работы. Воспитательно-профилактическое воздействие на правонарушителя осуществляется в зависимости от особенностей его личности, характера и направленности совершенных им в прошлом преступлений, его семейного положения, связей, привычек, наклонностей, особенностей его работы и других обстоятельств. Способы получения указанной информации известны (беседы, анкетирование, непосредственное наблюдение и др.). Более подробно они описаны в разделе, посвященном методике проведения индивидуальной профилактики. Изучение личности направлено на выявление типичных для различных категорий преступников антиобщественных взглядов, привычек, шаблонов поведения, условий нравственного формирования и характера их взаимодействия с окружающей социальной средой. При этом важно проводить комплексное изучение, включающее социологические, психологические и юридические средства и способы получения информации о личности преступника.
Основными источниками криминологической информации являются сами обследуемые, их родители, дети и другие члены семьи, знакомые и соседи, близкие друзья и приятели, сослуживцы и товарищи по работе, представители администрации и общественных организаций, материалы уголовных дел, уголовно-исполнительных учреждений. При изучении нравственно-психологических свойств личности преступника, его ценностных ориентаций и правосознания хорошие результаты дает применение специальных тестов.
В правоохранительных органах эта работа проводится в двух направлениях: изучение и анализ конкретной личности в связи с решением вопросов о привлечении к уголовной ответственности либо применении индивидуально-профилактического воздействия; изучение и анализ личности преступника для получения обобщенной, типичной характеристики различных категорий лиц, совершивших преступления.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы основные признаки криминологического понятия личности преступника?
2. В чем заключаются особенности преступного поведения?
3. Назовите содержательные признаки структуры личности преступника и покажите, в чем заключается их практическое значение.
4. Какие особенности личности играют основную роль в детерминации преступного поведения?
5. Как следует рассматривать соотношение биологического и социального в формировании личности преступника?
6. В чем заключается практическое назначение типологии личности преступников?
7. Каковы основные факторы, оказывающие существенное влияние на формирование криминогенных свойств у лиц, склонных к правонарушениям?
Личность преступника
Понятие личности преступника
Личность преступника — это совокупность социально значимых свойств, определяющих виновное совершение преступления, мера социальной патологии в человеке.
Личность преступника — это социальный, а не биологический тип. От личности непреступника она отличается не физиологическими, не биологическими, а нравственно-психологическими и социологическими признаками. Вопреки утверждению, что «нет личности преступника, потому что нет личности непреступника», в мире жили, живут и будут жить праведники и злодеи. Спутать их невозможно.
В Библии показан преступник Каин, который совершил убийство своего брата Авеля из зависти, потому что принял Бог дар Авеля, а дар Каина не принял. Бог, прозревающий глубины сердца человека, видел истинные мотивы дароприношения братьев. У Авеля мотивы были чистосердечные, Каин же просто совершил ритуал, забыв, что Богу нужна любовь, а не жертва. Даже убив своего брата, Каин не ужаснулся содеянному. На прямой вопрос: «Где Авель, брат твой?», заданный Богом, чтобы дать ему возможность покаяться, он цинично ответил: «Не знаю, разве я сторож брату своему?» (Быт., 4:3—9). Но пытаться обмануть Бога может только человек с окончательно помраченным рассудком и извращенным нравственным чувством.
В образе Каина воплощены люди гордые и самонадеянные, жадные и злобные, лживые и завистливые, люди мертвой религиозности, которые, внешне соблюдая ритуалы, стоя со свечкой в храме, не стремятся к порядочности и благочестию. Преступление — закономерный итог «каинова сознания».
Другой библейский образ — праведный Иов Многострадальный прошел тяжкий путь богооставленности и скорбей. Но он сохранил надежду и упование на Бога, внутреннюю чистоту, смирение и кротость. «Не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесет лжи» (Иов., 27:4). «Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение» (Притч., 12:26).
Полна примеров праведной, достойной подражания жизни новейшая история России. Всем известны подвиги Александра Матросова и Алексея Каширина, отдавших свои жизни «за други своя». Следует назвать святителя Луку (В. Ф. Войно-Ясенецкого), известного хирурга-архиепископа, который всей своей жизнью показал и доказал, что такое нравственная жизнь мужественного человека. И таких примеров можно привести тысячи.
Однако история представляет также обширную галерею преступников: от Герострата, поджегшего храм Артемиды — одно из семи чудес света, до садиста Чикатило, с 1970 по 1990 г. убившего 53 человека: 21 мальчика в возрасте от 7 до 16 лет, 14 девочек в возрасте от 9 до 17 лет и 18 девушек и женщин.
Определенно можно сказать, что некоторые люди не совершат преступления при наличии самых криминогенных условий (в настоящее время такие условия создаются «при испытании властью»). Другие, напротив, сами создают криминогенную обстановку, для того чтобы продолжать преступную деятельность. Очевидно, что представителей первого типа (непреступников) меньше, чем второго (преступников), однако качественное своеобразие каждого из них налицо. Первый тип никогда не растворится во втором.
Основная масса людей находится между этими полюсами; они являются потенциальными преступниками (или праведниками). Движение в сторону отрицательного полюса («полюса зла») повышает вероятность совершения преступления, а движение в сторону положительного полюса («полюса добра») понижает такую вероятность. Начало движению задается признанием или отрицанием объективности (онтологичности) нравственных законов.
С философской точки зрения личность преступника выражена намеренным выведением себя за нравственные законы бытия, в «праве на беззаконие», в личном антропоцентризме, где центром мироздания становится собственное «я».
С религиозной точки зрения преступник — несвободный человек, раб греха. Грех человека искажает его физическую природу, изменяет его внешность, губит его душу и уничижает его дух. Через грех человечество в глубине своей свободной воли восстало против Творца, одарившего человека всеми благами и важнейшим из них — образом и подобием Божиим. Грех порождает зло, а зло порождает страдание. Великие подвижники прошлого (св. Иоанн Кронштадтский, св. Силуан Афонский) отмечали, что любой грех имеет не только индивидуальные, но и космические последствия. «Грех совершается в таинственной глубине человеческого духа, но последствия его поражают всего человека. Грех совершенный отразится на душевном и физическом состоянии человека; он отразится на внешности его; он отразится на судьбе самого творящего грех; он выйдет неизбежно за пределы его индивидуальной жизни и отяготит злом жизнь всего человечества, а следовательно, отразится на судьбе всего мира».
С позиции социологии личность преступника — это положение человека в системе криминальных отношений, его социальные роли, связанные с совершением преступления, включенность в социальные группы.
В психологическом аспекте личность преступника — совокупность психических свойств, проявляющихся в характере совершаемого преступления и особенностях преступной деятельности.
Криминологическое понятие интегрирует в себе все названные подходы.
Следует различать понятия «личность преступника», «субъект преступления» и «общественно опасная личность». Различия между ними приведены в табл. 1.