Что влияет на личность преступника

Основные факторы, способствующие формированию личности преступника

Процесс формирования личности всегда является достаточно противоречивым. При неблагоприятном нравственном формировании личности возникает несоответствие между свойствами личности и требованиями окружающей действительности. Это относится прежде всего к таким категориям и свойствам личности, как

К основным факторам, способствующим формированию личности преступника, можно отнести:

Таким образом, если выделить основные источники нравственного формирования личности, то ими будут:

Социальные противоречия общества

Говоря о влиянии общества, следует подчеркнуть, что политические, экономические и социальные условия жизни членов данного социума, жизненный опыт, формы поведения и представления воспринимаются или отбираются самой личностью. Всякие внутриполитические и внешнеполитические события также влияют на представления и взгляды человека.

Противоречия между групповой моралью и обществом

В то же время личность формируется под воздействием не только всего общества в целом, но и тех малых социальных групп, в которых она состоит. А это формирование не всегда оказывается благоприятным.

Многие социальные противоречия, свойственные обществу, реализуются через малые группы. Например, наличие тех или иных социальных различий сказывается в различиях образа жизни и функционирования малых групп (семьи, родственников, друзей, соседей), обсуждаются и оцениваются ими.

Вместе с тем возможны и такие групповые нормы и образцы поведения, которые противоречат праву и общественной нравственности. Причем всякая малая группа осуществляет внутренний (неформальный), а иногда и внешний (формальный) контроль за выполнением указанных норм и требований.

Наиболее острые противоречия и конфликты между групповой моралью и обществом возникают на основе расхождения между нравственными, правовыми и иными нормами общества и групповыми нормами, что проявляется в безнравственности, правонарушениях и преступлениях.

Внутрисемейные отношения

Центральное значение для формирования личности имеет ее семья, в которой приобретаются основные знания, первоначальное представление об окружающем мире, о нормах поведения. При этом в семье зачастую существует целый ряд обстоятельств, способствующих неблагоприятному нравственному формированию личности, как объективного (неполнота семьи, материальные затруднения, болезнь родителей и т.п.), так и субъективного характера (негативные нравственно-педагогические позиции членов семьи, низкий уровень воспитания).

Эти обстоятельства проявляются

К факторам, при наличии которых наиболее интенсивно происходит формирование негативных нравственно-психологических особенностей личности преступника, можно также отнести:

Источник

§ 4. Основные факторы, способствующие формированию личности преступника

Процесс формирования личности всегда является достаточно противоречивым. В то же время, если этот процесс совершается в позитивном направлении, его результат будет благоприятен: рассогласованность и противоречия между личностью и средой, неизбежные в силу относительной самостоятельности человеческого существа, постепенно уменьшаются, сходят на нет, принимают такую форму, которая не препятствует правопослушной деятельности человека.

Но при неблагоприятном нравственном формировании личности происходит обратное: возникает несоответствие между свойствами личности и требованиями окружающей действительности. Это относится прежде всего к таким признакам и свойствам личности, как потребности и интересы, нормы нравственности и представления о праве, привычные формы (стереотипы) поведения и их самооценка самим субъектом. В результате субъект в полной мере не адаптируется к той окружающей социальной среде, в которой он должен жить и работать, общаться с другими людьми.

Если выделить основные источники нравственного формирования личности, то ими будут:

сама личность со всеми присущими ей свойствами; малые социальные группы – семья, школа, производственный коллектив, в которых эта личность непосредственно формируется;

Многие социальные противоречия, свойственные обществу, проявляются через малые группы. Например, наличие тех или иных социальных различий сказывается на образе жизни и функционирования малых групп (семьи, родственников, друзей, соседей), обсуждаются и оцениваются ими.

Относительная самостоятельность малой социальной группы приводит к тому, что в ней могут возникать групповые нормы поведения и групповые ценности, не совпадающие с нормами и ценностями, принятыми обществом и санкционированными государством. Это не означает, что такие групповые образцы поведения всегда противоречат правовым или нравственным нормам общества; часто они в этом смысле нейтральны, так как касаются только профессиональных или иных определенных интересов участников группы (традиции семьи, взаимоотношения спортсменов и т. п.).

Вместе с тем возможны и такие групповые нормы и образцы поведения, которые противоречат праву и общественной нравственности. Причем всякая малая группа осуществляет внутренний (неформальный), а иногда и внешний (формальный) контроль за соблюдением ее участниками указанных норм и требований.

Наиболее острые противоречия и конфликты между групповой моралью и обществом возникают на основе расхождения между нравственными, правовыми и иными нормами общества и групповыми нормами, что проявляется в безнравственности, правонарушениях и преступлениях.

Эти обстоятельства проявляются в вовлечении детей в преступную деятельность, пьянство, попрошайничество, проституцию; в совершении родителями аморальных проступков, преступлений; в существовании в семье антиобщественных взглядов, нравов, позиций; в нездоровой морально-психологической атмосфере, конфликтности; в неправильной линии воспитания детей и в отсутствии вообще какого-либо воспитания.

К факторам, при наличии которых наиболее интенсивно происходит формирование негативных нравственно-психологических особенностей личности преступника, можно также отнести: отрицательные явления в трудовом коллективе (плохая организация производства, атмосфера бесхозяйственности и безответственности, низкая дисциплина, пьянство, прогулы, текучести кадров, отсутствие гласности и демократического управления в трудовом коллективе, нарушения трудового законодательства и др.); упущения в школьном воспитании (отрыв обучения от воспитания, недостаточная нравственно-психологическая подготовка учащихся к трудовой и общественной деятельности, слабая связь школы с семьей, формализм в педагогической работе, подмена воспитания администрированием и др.); недостатки в сферах общения и досуга (отрицательное влияние маргинальных групп, ориентация ближайшего окружения на антиобщественные «образцы» поведения и вседозволенность, ложное самоутверждение путем издевательств и хулиганских действий и др.); отсутствие социального контроля (недостаточная его эффективность в отношении лиц с начавшимся процессом деформации, игнорирование задачи позитивного воздействия на лиц, находящихся в неблагополучной среде, промедление с началом профилактического воздействия, безнаказанность правонарушителей и др.).

Объективные данные, полученные из достоверных источников, о личности преступника, о его социальном окружении имеют особое значение для проведения с ним индивидуальной профилактической работы. Воспитательно-профилактическое воздействие на правонарушителя осуществляется в зависимости от особенностей его личности, характера и направленности совершенных им в прошлом преступлений, его семейного положения, связей, привычек, наклонностей, особенностей его работы и других обстоятельств. Способы получения указанной информации известны (беседы, анкетирование, непосредственное наблюдение и др.). Более подробно они описаны в разделе, посвященном методике проведения индивидуальной профилактики. Изучение личности направлено на выявление типичных для различных категорий преступников антиобщественных взглядов, привычек, шаблонов поведения, условий нравственного формирования и характера их взаимодействия с окружающей социальной средой. При этом важно проводить комплексное изучение, включающее социологические, психологические и юридические средства и способы получения информации о личности преступника.

Основными источниками криминологической информации являются сами обследуемые, их родители, дети и другие члены семьи, знакомые и соседи, близкие друзья и приятели, сослуживцы и товарищи по работе, представители администрации и общественных организаций, материалы уголовных дел, уголовно-исполнительных учреждений. При изучении нравственно-психологических свойств личности преступника, его ценностных ориентаций и правосознания хорошие результаты дает применение специальных тестов.

В правоохранительных органах эта работа проводится в двух направлениях: изучение и анализ конкретной личности в связи с решением вопросов о привлечении к уголовной ответственности либо применении индивидуально-профилактического воздействия; изучение и анализ личности преступника для получения обобщенной, типичной характеристики различных категорий лиц, совершивших преступления.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные признаки криминологического понятия личности преступника?

2. В чем заключаются особенности преступного поведения?

3. Назовите содержательные признаки структуры личности преступника и покажите, в чем заключается их практическое значение.

4. Какие особенности личности играют основную роль в детерминации преступного поведения?

5. Как следует рассматривать соотношение биологического и социального в формировании личности преступника?

6. В чем заключается практическое назначение типологии личности преступников?

7. Каковы основные факторы, оказывающие существенное влияние на формирование криминогенных свойств у лиц, склонных к правонарушениям?

Источник

Личность преступника

Понятие личности преступника

Личность преступника — это совокупность социально значимых свойств, определяющих виновное совершение преступления, мера социальной патологии в человеке.

Личность преступника — это социальный, а не биологический тип. От личности непреступника она отличается не физиологическими, не биологическими, а нравственно-психологическими и социологическими признаками. Вопреки утверждению, что «нет личности преступника, потому что нет личности непреступника», в мире жили, живут и будут жить праведники и злодеи. Спутать их невозможно.

В Библии показан преступник Каин, который совершил убийство своего брата Авеля из зависти, потому что принял Бог дар Авеля, а дар Каина не принял. Бог, прозревающий глубины сердца человека, видел истинные мотивы дароприношения братьев. У Авеля мотивы были чистосердечные, Каин же просто совершил ритуал, забыв, что Богу нужна любовь, а не жертва. Даже убив своего брата, Каин не ужаснулся содеянному. На прямой вопрос: «Где Авель, брат твой?», заданный Богом, чтобы дать ему возможность покаяться, он цинично ответил: «Не знаю, разве я сторож брату своему?» (Быт., 4:3—9). Но пытаться обмануть Бога может только человек с окончательно помраченным рассудком и извращенным нравственным чувством.

В образе Каина воплощены люди гордые и самонадеянные, жадные и злобные, лживые и завистливые, люди мертвой религиозности, которые, внешне соблюдая ритуалы, стоя со свечкой в храме, не стремятся к порядочности и благочестию. Преступление — закономерный итог «каинова сознания».

Другой библейский образ — праведный Иов Многострадальный прошел тяжкий путь богооставленности и скорбей. Но он сохранил надежду и упование на Бога, внутреннюю чистоту, смирение и кротость. «Не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесет лжи» (Иов., 27:4). «Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение» (Притч., 12:26).

Полна примеров праведной, достойной подражания жизни новейшая история России. Всем известны подвиги Александра Матросова и Алексея Каширина, отдавших свои жизни «за други своя». Следует назвать святителя Луку (В. Ф. Войно-Ясенецкого), известного хирурга-архиепископа, который всей своей жизнью показал и доказал, что такое нравственная жизнь мужественного человека. И таких примеров можно привести тысячи.

Однако история представляет также обширную галерею преступников: от Герострата, поджегшего храм Артемиды — одно из семи чудес света, до садиста Чикатило, с 1970 по 1990 г. убившего 53 человека: 21 мальчика в возрасте от 7 до 16 лет, 14 девочек в возрасте от 9 до 17 лет и 18 девушек и женщин.

Определенно можно сказать, что некоторые люди не совершат преступления при наличии самых криминогенных условий (в настоящее время такие условия создаются «при испытании властью»). Другие, напротив, сами создают криминогенную обстановку, для того чтобы продолжать преступную деятельность. Очевидно, что представителей первого типа (непреступников) меньше, чем второго (преступников), однако качественное своеобразие каждого из них налицо. Первый тип никогда не растворится во втором.

Основная масса людей находится между этими полюсами; они являются потенциальными преступниками (или праведниками). Движение в сторону отрицательного полюса («полюса зла») повышает вероятность совершения преступления, а движение в сторону положительного полюса («полюса добра») понижает такую вероятность. Начало движению задается признанием или отрицанием объективности (онтологичности) нравственных законов.

С философской точки зрения личность преступника выражена намеренным выведением себя за нравственные законы бытия, в «праве на беззаконие», в личном антропоцентризме, где центром мироздания становится собственное «я».

С религиозной точки зрения преступник — несвободный человек, раб греха. Грех человека искажает его физическую природу, изменяет его внешность, губит его душу и уничижает его дух. Через грех человечество в глубине своей свободной воли восстало против Творца, одарившего человека всеми благами и важнейшим из них — образом и подобием Божиим. Грех порождает зло, а зло порождает страдание. Великие подвижники прошлого (св. Иоанн Кронштадтский, св. Силуан Афонский) отмечали, что любой грех имеет не только индивидуальные, но и космические последствия. «Грех совершается в таинственной глубине человеческого духа, но последствия его поражают всего человека. Грех совершенный отразится на душевном и физическом состоянии человека; он отразится на внешности его; он отразится на судьбе самого творящего грех; он выйдет неизбежно за пределы его индивидуальной жизни и отяготит злом жизнь всего человечества, а следовательно, отразится на судьбе всего мира».

С позиции социологии личность преступника — это положение человека в системе криминальных отношений, его социальные роли, связанные с совершением преступления, включенность в социальные группы.

В психологическом аспекте личность преступника — совокупность психических свойств, проявляющихся в характере совершаемого преступления и особенностях преступной деятельности.

Криминологическое понятие интегрирует в себе все названные подходы.

Следует различать понятия «личность преступника», «субъект преступления» и «общественно опасная личность». Различия между ними приведены в табл. 1.

Понятие «личность преступника» и смежные понятия

Общественно опасная личность

Физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности

Совокупность социально значимых свойств, определяющих виновное совершение преступления

Совокупность свойств, повышающих вероятность совершения преступления

Личность преступника изучается для того, чтобы установить субъективные причины преступления. Данная дефиниция — это теоретическая модель, позволяющая целенаправленно изучать особенности лиц, совершающих преступления. Именно такому подходу соответствует выделение понятия личности преступника на трех уровнях: 1) индивидуальном (личность конкретного преступника); 2) особенном (личность преступников, совершающих преступления определенного вида или группы, например личность вора или мошенника); 3) общем (личность преступника, выражающая типичные черты всех лиц, виновно совершающих преступные посягательства).

Понятие субъекта преступления служит решению задач уголовной ответственности. Его значение для криминологического учения о личности преступника состоит в формализации содержания искомого определения. Криминологический взгляд сконцентрирован на изучении субъекта, достигшего установленного уголовным законом возраста, виновно совершившего преступление. Лицо, невиновно совершившее общественно опасное посягательство, или малолетний правонарушитель представляет интерес для психиатрии, педагогики или девиантологии (теории отклоняющегося поведения).

Понятие общественно опасной (криминогенной) личности отвечает задачам предупреждения преступлений. Криминогенная личность характеризуется повышенной вероятностью совершения преступления в силу определенных социологических и нравственно-психологических признаков. Так, у наркомана или педофила такая вероятность, очевидно, является повышенной, как и у члена сатанинской секты или группы национал-экстремистов.

Личность преступника изучается для того, чтобы устанавливать криминогенные качества, характеризовать их, дифференцировать, оценивать и предлагать возможности по их устранению, нейтрализации и блокированию. В этом заключается связь понятий личности преступника и общественно опасной личности.

Понятие личности преступника, являясь теоретической моделью, статично. Динамику ему придает понятие преступной личности, которое представляет личность преступника в реальной жизни.

Преступная личность в произведениях писателей-криминологов

Характеристика преступной личности в описании писателей-криминологов ценна в первую очередь тем, что часто это взгляд «изнутри». Ф. М. Достоевский и В. Т. Шаламов дают описания преступников, с которыми они вынуждены были общаться не один год. Кроме того, это свидетельство людей, талант которых сделал из них психологов, знатоков человеческих душ. Это результат долгих размышлений и выражение убежденности в собственной правоте, подтвержденной опытом личной жизни.

В произведениях Ф. М. Достоевского «Записки из Мертвого дома», «Братья Карамазовы», «Бесы» приведены портреты различных преступников.

Преступник-тиран

Есть люди, как тигры, жаждущие лизнуть крови. Кто испытал раз эту власть, это безграничное господство над телом, кровью и духом такого же, как сам, человека, так же созданного, брата по закону Христову; кто испытал власть и полную возможность унизить самым высочайшим унижением другое существо, носящее на себе образ божий, тот уже поневоле как-то делается не властен в своих ощущениях. Тиранство есть привычка; оно одарено развитием, оно развивается, наконец, в болезнь. Я стою на том, что самый лучший человек может огрубеть и отупеть от привычки до степени зверя. Кровь и власть пьянят: развиваются загрубелость, разврат; уму и чувству становятся доступны и, наконец, сладки самые ненормальные явления. Человек и гражданин гибнут в тиране навсегда, а возврат к человеческому достоинству, к раскаянию, к возрождению становится для него уже почти невозможен. К тому же пример, возможность такого своеволия действуют и на все общество заразительно: такая власть соблазнительна. Общество, равнодушно смотрящее на такое явление, уже само заражено в своем основании. Одним словом, право телесного наказания, данное одному над другим, есть одна из язв общества, есть одно из самых сильных средств для уничтожения в нем всякого зародыша, всякой попытки гражданственности и полное основание к непременному и неотразимому его разложению.

Преступник — зверь в человеческом обличье

Отчаянный преступник

Существует, например, и даже очень часто, такой тип убийцы: живет этот человек тихо и смирно. Доля горькая — терпит. Положим, он мужик, дворовый человек, мещанин, солдат. Вдруг что-нибудь у него сорвалось; он не выдержал и пырнул ножом своего врага и притеснителя. Тут-то и начинается странность: на время человек вдруг выскакивает из мерки. Первого он зарезал притеснителя, врага; это хоть и преступно, но понятно; тут повод был; но потом уж он режет и не врагов, режет первого встречного и поперечного, режет для потехи, за грубое слово, за взгляд, для четки, или просто: «Прочь с дороги, не попадайся, я иду!» Точно опьянеет человек, точно в горячечном бреду. Точно, перескочив раз через заветную для него черту, он уже начинает любоваться на то, что нет для него больше ничего святого; точно подмывает его перескочить разом через всякую законность и власть и насладиться самой разнузданной и беспредельной свободой, насладиться этим замиранием сердца от ужаса, которого невозможно, чтоб он сам к себе не чувствовал. Знает он к тому же, что ждет его страшная казнь. Все это может быть похоже на то ощущение, когда человек с высокой башни тянется в глубину, которая под ногами, так что уж сам наконец рад бы броситься вниз головою: поскорей, да дело с концом! И случается это все даже с самыми смирными и неприметными дотоле людьми. Иные из них в этом чаду даже рисуются собой. Чем забитее был он прежде, тем сильнее подмывает его теперь пощеголять, задать страху. Он наслаждается этим страхом, любит самое отвращение, которое возбуждает в других. Он напускает на себя какую-то отчаянность, и такой «отчаянный» иногда сам уж поскорее ждет наказания, ждет, чтоб порешили его, потому что самому становится наконец тяжело носить на себе эту напускную отчаянность. Любопытно, что большею частью все это настроение, весь этот напуск, продолжается ровно вплоть до эшафота, а потом как отрезало: точно и в самом деле этот срок какой-то форменный, как будто назначенный заранее определенными для того правилами.

Предумышленный преступник

Павел Смердяков. Родился от юродивой сироты Лизаветы Смердящей, изнасилованной Федором Павловичем Карамазовым. Характером был надменен и как будто всех презирал. Воспитали его слуги Карамазова Марфа Игнатьевна и ее муж Григорий Васильевич, но мальчик рос «безо всякой благодарности», диким, «смотря на свет из угла». Нравственная патология проявилась еще в детстве: очень любил вешать кошек и потом хоронить их с церемонией. Он надевал для этого простыню, что составляло вроде как бы ризы, и пел и махал чем-нибудь над мертвою кошкой, как будто кадил. Все это потихоньку, в величайшей тайне. Знакомство со Священным Писанием вызывало в нем примитивные кощунственные рассуждения. При этом, не имея образования, проявлял способности к софистике. В 12 лет заболел падучей (эпилепсией). Кругозор крайне ограничен, эстетические чувства не развиты. Убийство своего отца хорошо обдумал и совершил так, чтобы подозрение пало на его брата Дмитрия Карамазова.

Политический преступник

Петр Верховенский. Самозванец, рвущийся к власти, автор и дирижер смуты, изобретательный мистификатор и манипулятор. Под маской революционера, защитника либеральных и демократических ценностей намеревается устроить «равенство в муравейнике» при условии полного подчинения человека деспотической диктатуре. Он характеризуется «соратниками» как «политический обольститель», «провокатор-предатель», «первый убивец», «шпион и подлец», «ложный ум», «злодей-соблазнитель».

В «Очерках преступного мира» В. Т. Шаламов дает емкую характеристику преступной личности вора-профессионала.

Вор ворует, пьет, гуляет, развратничает, играет в карты, обманывает фраеров, не работает ни на воле, ни в заключении, кровавой расправой уничтожает ренегатов и участвует в «правилках», вырабатывающих важные вопросы подземной жизни.

Он хранит блатные тайны (их немало), помогает товарищам по ордену, вовлекает и воспитывает юношество и следит за сохранением в суровой чистоте воровского закона.

Кодекс несложен. Но за столетия он оброс тысячами традиций, святых обычаев, мелочное выполнение которых тщательно блюдется хранителями воровских заветов. Блатари — большие талмудисты. Для того чтобы обеспечить наилучшее выполнение воровских законов, время от времени устраивают великие, повсеместные подпольные собрания, где и выносятся решения, диктующие правила поведения применительно к новым условиям жизни, производятся (вернее, утверждаются) замены слов в вечно меняющемся воровском лексиконе, «блатной фене».

Все люди мира, по философии блатарей, делятся на две части. Одна часть — это «люди», «жулье», «преступный мир», «урки», «уркаганы», «блатари», «жуки-куки» и т. п. Другая — фраера, то есть «вольные». Старинное слово «фраер» — одесского происхождения. В «блатной музыке» прошлого столетия много жаргонных еврейско-немецких слов. Другие названия фраеров — «штымпы», «мужики», «олени», «асмодеи», «черти». Есть «порченые штымпы», близкие к блатарям, и «битые фраера» — знакомые с делами блатного мира, разгадавшие их хотя бы частично, опытные; «битый фраер» — это значит опытный, произносится это с уважением. Это — разные миры, и не только тюремная решетка разделяет их.

«Мне говорят, что я подлец. Хорошо, я — подлец. Я подлец, и мерзавец, и убийца. Но что из этого? Я не живу вашей жизнью, у меня жизнь своя, у нее другие законы, другие интересы, другая честность!» — так говорит блатарь. Ложь, обман, провокация по отношению к фраеру, хотя бы к человеку, который спас блатаря от смерти, — все это не только в порядке вещей, но и особая доблесть блатного мира, его закон.

Лживость блатарей не имеет границ, ибо в отношении фраеров (а фраера — это весь мир, кроме блатарей) нет другого закона, кроме закона обмана — любым способом: лестью, клеветой, обещанием.

Вору вовсе нет дела до того человека, которого вор обкрадывает. Никакой психологической нагрузки в виде душевных переживаний деятельность вора не имеет.

Как видим, преступная личность не научный миф, не пустое теоретическое построение. И среди наших современников много известных людей, которые, по существу, являются преступными личностями. Их диагностика, а главное — развенчание романтического образа, приписываемого им СМИ, требует знания структуры личности преступника.

Структура личности преступника

Структура личности преступника определяется подходами к ее изучению, среди которых выделяются два: интериндивидуальный (социологический) и интраиндивидуальный (психологический).

Социологический подход характеризует социально-ролевой статус личности (на уровне общего, особенного или единичного). Поскольку любая социальная роль — это заданный обществом образ поведения, совокупность требований, предъявляемых индивиду, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус (положение) в социальной системе, то она имеет, во-первых, объясняющее значение. Иными словами, определенный статус помогает понять и объяснить особенности преступного поведения и поведение преступника. Во-вторых, социально-ролевой статус имеет прогностическое значение, потому что социальная роль может быть оценена с точки зрения криминогенности (она более или менее криминогенна). В-третьих, социально-ролевому статусу придается социализирующее значение, так как нормы и типы поведения усваиваются через обучение ролям. Как известно, статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит из ролевого ожидания (экспектации) и исполнения этой роли (игры). Социальные роли могут быть институционализированными (например, связанные с институтом брака и семьи) и конвенциональными (содержание которых определяется формализованными и неформализованными соглашениями).

С позиций социологического подхода в структуре личности преступника в российской криминологии обычно выделяются две подструктуры: социально-демографическая и правовая.

К социально-демографическим характеристикам личности относятся пол, возраст, образование, семейное положение, род занятий, гражданство, национальность, место жительства, жилищно-бытовые условия.

Правовые признаки личности преступника включают: совершение административных правонарушений, наличие прошлых судимостей, их последовательность и взаимосвязь, квалификацию совершенных преступлений, индивидуальный или групповой характер посягательств, роль при совершении групповых преступлений, взаимоотношения с потерпевшим, характер вины, состояние в момент совершения преступления, поведение после совершения преступления.

Среди лиц, ежегодно выявляемых в Российской Федерации в связи с совершением преступления, находится: несовершеннолетних — 9—10%; женщин — 15—16%; учащихся, студентов — 8—9%; лиц, не имеющих постоянного источника дохода, — 60% (в том числе безработных — 10—12%); ранее совершавших преступления — около 30% (в том числе ранее судимых за преступления — около 80%); совершивших преступления, признанные опасным или особо опасным рецидивом, — 3—4%; иностранных граждан и лиц без гражданства — 4—5% (в том числе граждан государств — участников СНГ — 90%).

Из общего числа выявленных лиц совершают преступления: в составе группы — 20% (в том числе организованной группы либо преступного сообщества — 4—5%); в состоянии алкогольного опьянения — 18—20%; в состоянии наркотического опьянения — около 10,6%.

Каждая из выделенных групп имеет отношение к типичной социальной роли (студента, безработного, наркомана и др.), которая характеризуется определенной криминальной активностью и игровыми характеристиками, которые помогают понять особенности преступного поведения и закономерности привлечения к уголовной ответственности. Так, отсутствие постоянного источника дохода связано не только с выбором противоправных способов выживания, но и с фактическим снижением уровня правовой защищенности. Отсюда понятно преобладание лиц, не имеющих постоянного источника дохода, среди выявленных преступников.

С криминологической точки зрения социально-демографические и правовые признаки личности преступника целесообразно дополнить межличностной характеристикой: его отношение к криминальной среде и положение в ней, статус в формальных и неформальных группах (уважаемый, пренебрегаемый, зависимый и т. п.), масштаб социальных ролей, их социальный уровень и степень признания, усилия, затраченные на их получение. В связи с этим внимательного анализа заслуживают специальные умения и навыки, степень криминального профессионализма.

В российской криминологии выделяется еще одна подструктура личности преступника: нравственно-психологическая. Она, в свою очередь, дифференцируется на нравственные и психологические признаки. Нравственные признаки личности преступника характеризуются отношением к социальным ценностям (жизни и смерти, Родине, религии, работе, семье, детям, к окружающим, социальным нормам и проч.). Фиксация этих отношений у преступника позволяет выявить его установки, взгляды, ценностные ориентации, мировоззрение. Особо важное криминологическое значение имеет отношение преступника к правовым ценностям, на основании изучения которого определяются дефекты правосознания, отношение к совершенным преступлениям (бравирует, гордится, раскаивается и др.), криминальной карьере и себе, в результате чего выясняется самооценка.

В христианской антропологии большое значение придается такому нравственному качеству, как совесть, которая понимается как наличие в человеке гласа Божьего, как проявление в нем образа Бога. Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показывает, какой ужас и отчаяние испытывает после убийства старухи-процентщицы и ее сестры бывший студент Раскольников. Он, готовивший план совершения преступления, продумавший детали убийства, уверившийся в его неизбежности, вдруг испытывает глубочайшее отвращение к тому, что он совершил, отвращение до такой степени, что избавляется от похищенных после убийства ценностей, из-за которых было задумано и осуществлено само убийство. Раскольников, написавший статью о «праве на убийство» со стороны «передовых», «необыкновенных» людей, начинает отчетливо понимать, что закон совести никто не может отменить. Ему не стало жаль убитую старуху, напротив, он возненавидел ее еще больше за то, что ее убийство доказало ему, что он «тварь дрожащая», как и любой человек, в котором не выжжены до конца начала совести. Нравственные мучения являются закономерным итогом психологии преступника, если в нем не уничтожены человеческие начала.

Психологические признаки характеризуются интеллектуальными, эмоциональными и волевыми свойствами, темпераментом, характером, психическим здоровьем, способностями. Так, в отечественной психологии (по В. С. Мерлину) в структуре темперамента различаются:

С криминологической точки зрения представляет интерес разработанное психологом А. Е. Личко учение об акцентуации характера — чрезмерном усилении отдельных его черт, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

Выдающийся русский психолог К. К. Платонов выделял в ряду способностей (таких психических качеств, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью) способности криминальные.

Рассматривая интеллектуальные, эмоциональные и волевые признаки преступников, важно устанавливать качества этих признаков. Так, ум может быть хитрым, изворотливым, коварным, направленным на обман окружающих, использование их недостатков и слабостей, манипулирование поведением других людей, организацию интриг, наговоров, клеветы. Эмоции у преступников нередко выражаются в агрессивности, гневливости, раздражительности, насмешливости, глумливости или, напротив, в бесчувственности, циничности, отсутствии стыдливости, бессовестности. Не случайно лицемеров и лжецов называют сожженными в совести своей (1 Тим., 4:2). В связи с этим существенной характеристикой личности преступника является то, раскаивается ли он в содеянном преступлении. Воля преступника может быть злой до такой степени, что любое препятствие на пути удовлетворения своих желаний воспринимается как бунт против него, который следует подавить любыми средствами. Последним пределом развития злой воли является превращение человека в существо, одержимое стремлением убийств (маньяка), человекохищника.

Характеристики личности преступника во многом определяются криминальной средой. Криминальная среда особенно избирательна по отношению к тем личностным качествам, которые помогают выжить в агрессивной обстановке. По материалам опроса практических работников, в среде преступников выдвижению в лидеры способствуют качества, представленные в табл. 2.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *