Что влияет на коррупцию в россии
Причины возникновения коррупции в Российской Федерации на современном этапе
Дата публикации: 04.07.2021 2021-07-04
Статья просмотрена: 96 раз
Библиографическое описание:
Шаблинская, В. А. Причины возникновения коррупции в Российской Федерации на современном этапе / В. А. Шаблинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 234-237. — URL: https://moluch.ru/archive/369/83097/ (дата обращения: 28.12.2021).
Коррупция является одной из системных проблем России на протяжении всего времени существования страны после распада СССР. В арсенале российских властей есть широкий выбор как правовых, так и практических мер для противодействия и профилактики коррупции. Несмотря на меры, направленные на противодействие и профилактику коррупционных преступлений, предпринимаемые властями, ситуация с коррупцией в России не улучшается.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, причины возникновения коррупции, антикоррупционная политика.
Индекс восприятия коррупции международной организации Траспаренси Интернешнл в течение ряда последних лет ставит Россию на одно из последних мест в мире. Так, в 2020 году Россия набрала 30 баллов из 100 возможных (где 100 баллов означает отсутствие коррупции) и заняла 129 место из 180 стран. Коррупция в России негативно сказывается не только на повседневной жизни, но и поразила высшие эшелоны государственной власти, о чем свидетельствуют громкие уголовные дела последних лет в отношении губернаторов и министров.
Несмотря на наличие законодательной базы для борьбы, внимания к проблеме коррупции со стороны высшего руководства страны, коррупция продолжает оставаться одной из самых насущных проблем современной России.
В научной литературе существуют два определения коррупции, коррупция в широком смысле, то есть коррупция как общественное явление, заключающееся в противоправном использовании чиновниками своего служебного положения и полномочий, и коррупция в узком, юридическом смысле, то есть преступное деяние, за которое предусмотрена уголовная ответственность [2, с. 24].
Также в современной юридической науке существует несколько подходов к определению понятия коррупция. По мнению Р.А, Сабитова, многие юристы считают коррупцией подкуп должностных лиц и использование должностными лицами своего положения в корыстных целях. Другие авторы считают, что коррупция — сделка двух сторон, при которой должностное лицо продает свои полномочия, а покупатель получает возможность использовать эти полномочия в своих целях. Другой вид коррупции заключается в том, что её рассматривают не как подкуп, а как использование служебного положения в личных или групповых целях. Р. А. Сабитов считает, что последнее определение понятия коррупции шире двух предыдущих, так как не сводит коррупцию к только взятке [5, с. 17].
Следует отметить, что после распада СССР коррупция в России стала беспрецедентной, была одним из главных элементов приватизации и становления рыночной экономики в стране. По мнению автора, руководство страны в 1990-е годы считало коррупцию неизбежным явлением и даже использовало коррупцию как один из методов укрепления собственной власти, создавая новый класс собственников, который поддерживал эту власть. Все попытки проведения последовательной антикоррупционной политики были неуспешными. Федеральный антикоррупционный закон отклонялся президентом Б. Н. Ельциным три раза, попытки ввести обязательство по декларированию доходов и расходов чиновников не имели успеха. Коррупционные практики стали неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. По этим причинам, а также ввиду излишней бюрократизации, нерыночного регулирования рынка, экономических кризисов, и связанная с ним имущественная поляризация общества, именно в 1990-е годы был заложен фундамент для превращения коррупции в системную государственную проблему.
Новейший период российской истории показывает, что после распада СССР коррупция стала угрозой национальной безопасности. Государство долгое время не предпринимало скоординированных мер по противодействию коррупции. Существенные изменения в государственной политике противодействия коррупции произошли в 2008 году, после принятия первой Национальной стратегии противодействия коррупции и ФЗ «О противодействии коррупции». Однако говорить о том, что в настоящее время Российская Федерация достигла существенных успехов в противодействии коррупции, не приходится.
Так, в настоящее время основным законом, регулирующим противодействие коррупции в Российской Федерации, является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1]. После принятия данного закона ряд федеральных законодательств, как, например, законы о государственной и муниципальной службе и другие, были существенно изменены для приведения их в соответствие с требованиями ФЗ «О противодействии коррупции».
Ч. 1 ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции» определяет, что коррупция характеризуется следующими признаками [1]:
— злоупотребление служебным положением, злоупотребление полномочиями, незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды;
— дача взятки и получение взятки, как должностными лицами, так и лицами, действующими от имени негосударственной организации.
Вместе с тем причины возникновения коррупции активно обсуждаются в научной литературе. Существует несколько теорий, объясняющих возникновение коррупции. К основным теориям возникновения коррупции можно отнести следующие [3, с. 8]:
— теорию пробелов и ошибок законодательного регулирования, согласно которой коррупция есть следствие ошибок и пробелов в законодательстве, что создает условия для возникновения коррупции;
— теорию выгоды, которая состоит в том, что должностные лица, как и все люди, стремятся к получению максимальной выгоды;
— теорию мягкости наказания, согласно которой для искоренения коррупции нужно ужесточать наказание за коррупционные преступления;
— биологическую теорию коррупции, в соответствии с которой, среди людей существует определенный процент рожденных коррупционеров;
— социологическую теорию коррупции, согласно которой коррупция — продукт общества и ее распространение зависит от ряда социальных, индивидуальных и физических факторов;
— теорию полезности коррупции, которая утверждает, что коррупция возникает только при условии того, что лицо не может добиться желаемого результата без коррупционного поведения;
— психологическую теорию коррупции, согласно которой субъекты психологических отношений испытывают психологический комфорт при коррупционном поведении и психологический дискомфорт, не проявляя такого поведения;
— историческую теорию коррупции, которая гласит, что коррупция возникает из-за многовековых отношений господин-вассал, где вассал должен приносить дань господину;
— теорию авторитаризма, согласно которой коррупция возникает и существует длительное время в странах, где либо отсутствует, либо недостаточен демократический контроль над властью.
Таким образом, коррупция возникает в результате комплексного взаимодействия причин социального, политического, исторического, экономического, нравственного характера. По мнению данного автора, коррупция приобретает широкое распространение в тех странах, где ограничена деятельность СМИ, где политический класс действует не в интересах государства, а своих собственных, зачастую меркантильных интересах, где отсутствуют реальное разделение различных ветвей власти, где общественный контроль за государственной властью слаб, где есть возможности для чиновников использовать свой административный ресурс, где распространен правовой нигилизм и где правовая культура общества, в целом, низка [4, с. 112].
Возникновение коррупции в России нельзя свести к одной из научных теорий возникновения коррупции. Причины появления коррупции в России многогранны и не могут быть сведены к одной из принятых в науке теорий. Рассматривая причины возникновения коррупции в Российской Федерации после распада СССР, можно говорить о том, что основных причин несколько и они включают в себя отсутствие законодательного регулирования многих аспектов как государственной, так и коммерческой и гражданской сфер деятельности (теория пробелов и ошибок законодательного регулирования), социальные аспекты жизни российского общества после распада СССР (социологическая теория), дефициты демократического процесса (теория авторитаризма) и другие.
Представляется, что российское антикоррупционное законодательство имеет ряд недостатков и требует дальнейшего уточнения. Одним из основных недостатков является отсутствие единого определения коррупции. Данный недостаток российского законодательства имеет негативные последствия в практическом применении законов при борьбе с коррупцией.
Таким образом, проблемы противодействия коррупции обусловлены тем, что она (коррупция) постоянно воспроизводится, т. к. привязана к сфере государственного управления, к судебной и к правоохранительной системе.
Коррупция — это следствие того, что отдельный индивидуум или их группа игнорирует мораль общества, в котором они существуют. В результате проявления коррупции нарушается права и свободы граждан всего социума, подрывается авторитет государства (как публичная власть), в т. ч. международный, причиняется значительный ущерб государству (как институт гражданского общества).
На определенном уровне коррупции происходит деградация правоохранительной и судебной системы, институты контроля включаются в коррупционный процесс. Поэтому изучение и применение международного опыта по борьбе с коррупцией и причинами ее возникновения являются неотъемлемым условием существования современного государства. В условиях глобализации коррупция в отдельном государстве делает его изгоем в масштабах мировой экономики.
Коррупция — проблема современной России
Рубрика: 5. Общественно-экономическая структура
Дата публикации: 21.11.2014
Статья просмотрена: 15733 раза
Библиографическое описание:
Скорюкова, М. А. Коррупция — проблема современной России / М. А. Скорюкова, Н. В. Чистотина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6702/ (дата обращения: 28.12.2021).
Коррупция была и остается одной из самых острых проблем современной России и серьезным препятствием на пути развития страны. Она, несомненно, наносит ущерб росту экономики и социальной стабильности страны, значительно уменьшая поступления в бюджеты различных уровней, вытесняя с рынка честных конкурентов и снижая степень доверия населения к органам власти и представителям социальных и финансовых структур. Обычно под коррупцией понимают превышение должностным лицом вверенных ему служебных полномочий в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и нормам морали.
Коррупция является широкомасштабной проблемой, которая касается каждого из нас, потому как это одна из причин снижения уровня жизни населения. Она оказывает воздействие на нас, даже если мы не сталкиваемся с ней напрямую. Отдельные члены общества обогащаются за счет средств, которые могли бы быть направлены в такие важные сферы, как образование, здравоохранение, инфраструктура, экономика. Они ставят свои интересы превыше общественных, требуют деньги за услуги, которые должны выполнять бесплатно. Данное отрицательное явление препятствует развитию бизнеса, что, в свою очередь, влечет за собой сокращение богатства страны и замедление роста ВВП. Группы людей, имеющие в своем распоряжении деньги и связи, могут влиять на изменение законодательства, преследуя личные интересы. Все это усиливает неравенство между слоями населения, усугубляет бедность и подрывает доверие граждан к сложившейся системе взаимоотношений, что в конечном итоге способно привести к массовым волнениям, протестам и даже к гражданской войне.
Для оценки уровня восприятия коррупция аналитиками и бизнесменами используется специальный индекс, рассчитанный на основе данных, полученных от независимых источников, и исчисляемый международной неправительственной организацией Transparency International, [1]. Это интегрированный показатель, ранжирующий страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. Однако стоит отметить, что измерить степень коррупции крайне затруднительно ввиду сложного поиска информации и оценки ее достоверности. Тем не менее рейтинг, составленный на основе индекса восприятия коррупции, позволяет получить приближенное значение уровня коррумпированности в стране.
По итогам 2013 года рейтинг охватывал 177 стран, в число которых входила и Россия. К первой десятке, то есть странам с наименьшим уровнем коррупции, относятся Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Сингапур, Швейцария, Нидерланды, Австралия и Канада. Индекс восприятия коррупции варьируется в этих странах от 81 до 91. Наиболее коррумпированными странами являются Афганистан, Северная Корея, Сомали, аналогичный показатель для этих стран находится на уровне 8. Россия с уровнем восприятия коррупции 28 находится на 127 месте, разделяя его с Азербайджаном, Ливаном, Мадагаскаром и Пакистаном, [2]. Динамика индекса России представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Значение индекса восприятия коррупции в России с 2000 по 2013 гг.
Анализ динамики индекса восприятия коррупции дает возможность охарактеризовать Россию как страну с низким уровнем защищенности от противоправных действий, связанных с коррупцией. На протяжении 13 лет данный показатель изменялся в пределах от 21 до 28, [4]. Наименьшие значения зафиксированы в периоды кризиса экономики и политической системы в 2008–2010 гг. Данные рисунка 2 показывают, что именно в это время было зарегистрировано наибольшее число преступлений, связанных со взяточничеством.
Рис. 2. Число зарегистрированных преступлений (взяточничество) в России с 2000 по 2013 гг.
Такой высокий показатель отрицательно влияет на имидж страны и инвестиционную привлекательность, которыми руководствуются иностранные партнеры, принимая решения о вложения средств. В конце 2012 года были проведены исследования Economist Intilligence Unit, [3], результаты которых показали, что одним из основных препятствий для сотрудничества иностранных компаний с российскими является коррупция — 28 % респондентов высказали настороженность по поводу данной проблемы.
Исследовательская группа Public.ru [3] выявила, что в 2012 году сумма ущерба, причиненного государственному бюджету коррупционной деятельностью органов власти в регионах составила порядка 34 млрд. рублей, из которых 31 млрд. рублей ущерба приходится на Московскую область. Также в десятку рейтинга коррумпированности входят такие регионы, как Нижегородская область, Хабаровский край, Республика Чувашия, Якутия, Ингушетия, республика Башкортостан, Челябинская область, Архангельская область, Ростовская область. Выявлено, что наибольшее число преступлений совершено чиновниками в сфере здравоохранения, строительства и ЖКХ, сельского хозяйства, природных ресурсов и экологии.
Рост коррупции обусловлен сознанием низкой вероятности разоблачения преступных деяний, недостаточной подотчетностью и размытостью законодательных норм. Кроме того, коррупцию подпитывает низкий уровень доходов отдельных категорий населения, отсутствие возможности достижения своих целей честным путем, то есть у людей исчезает мотивация действовать в рамках закона. К примеру, официальная заработная плата медицинских работников и педагогов находится на несоответствующем уровне, что побуждает их брать взятки для обеспечения должного материального благосостояния.
Для снижения уровня коррупции России необходимо перенимать опыт стран, лидирующих в списке антикоррумпированных государств. Евросоюз предпринимал попытки ответить на вопрос, почему Дания занимает первое место по показателю честности правительства. Несмотря на то, что в датском законодательстве не так много законов, направленных на борьбу со взяточничеством и коррупцией, датчанам свойственна неуклонная приверженность принципам честности и высокая степень социальной сплоченности. Высокоразвитое гражданское чувство ответственности не насаждается сверху, а является неотъемлемой частью датского общества. Этим обуславливается невозможность перенести датскую модель на какое-либо другое общество. Для искоренения коррупции в России необходимо, чтобы большинство граждан сделали честность своим главным принципом.
Также для России был бы полезен опыт Китая. Одной из стран, которая активна борется с коррупцией и стремится к формированию неподкупного партийного и правительственного аппарата, является Китай. В Китае за продолжительный период сложилась достаточно суровая система наказаний для коррумпированных чиновников, включающая высшую форму наказания — смертную казнь. Однако это не приносит желаемых результатов, и Китай на протяжении последних лет остается в середине списка коррумпированных стран. В 2013 году он занимал 80 место среди антикоррумпированных стран с индексом восприятия коррупции 40 баллов. В связи с этим китайским правительством была разработана программа, включающая мероприятия по ротации кадров, которая не дает возможности чиновникам «засидеться» и использовать уже сложившиеся служебные, родственные, дружеские связи, способствующие незаконным действиям. Данная программа охватывает всех чиновников и представителей бизнес-структур независимо от занимаемого ими положения и должности, так в 2013 году был осужден Хуан Гуанюй — самый богатый человек Китая, основатель крупнейшей в стране розничной сети по торговле электротехникой. Оперативному выявлению коррумпированных должностных лиц содействуют «горячая телефонная линия» и специальный интернет сайт, где любой из граждан может на анонимной основе дать информацию оператору, записать голосовое сообщение, отправить факс, написать или оставить сообщение в электронном виде. Меры по борьбе с коррупцией в Китае направлены не только на выявление произошедших преступных деяний, но и на воспитание моральных принципов у студентов, школьников и даже детей дошкольного возраста. Создаются специальные телевизионные программы, мультфильмы, раскрывающие социально-экономический вред данного явления.
Коррупция распространена во многих странах, и чем менее развита страна, тем выше в ней уровень коррупции. В России данная проблема имеет широкое распространение, и на протяжении уже многих лет общество не может найти пути ее решения. Рассматривая опыт некоторых зарубежных стран, мы пришли к выводу, что основным фактором снижения числа преступных деяний в сфере превышения должностных полномочий выступает формирование у граждан социально-психологических качеств, воспитание антикоррупционной устойчивости, которая позволила бы противостоять соблазнам удовлетворить личные интересы в ущерб общественным. В стране должна создаваться система развития правовой культуры, которая позволила бы продвигать идеологию противостояния коррупционным действиям и повысить социальный надзор за поведением человека, институтов, организаций и общества в целом. Кроме того, необходимо искоренить сложившуюся систему подбора кадров в государственные и муниципальные органы службы по принципу родства и дружеских отношений, а также ужесточить контроль за доходами должностных лиц и внедрить эффективную систему поощрения. В России необходимо создать условия полной свободы печати СМИ и содействия проведению их независимых расследований в сфере коррупции. Кроме того, целесообразно использовать прозрачную банковскую систему для совершения платежей по штрафам и другим денежным операциям. Одним из способов по снижения коррупции является повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса, что уже на сегодняшний момент активно развивается в современной России. Информационная открытость деятельности органов власти позволит обществу быть осведомленным обо всех принимающихся государственных решениях и отслеживать этапы их исполнения. Для обеспечения эффективного противодействия коррупционным действиям необходимо использовать все перечисленные методы одновременно, т. к. только комплексное воздействие позволит снизить уровень подобных преступлений.
1. Сулакшин С. С., Максимов С. В., Ахметзянова И. Р. и др., Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Монография в 2-х томах. Т. 1. / под ред. С. С. Сулакшина. — М.: Научный эксперт, 2008.
Причины и условия возникновения и развития коррупционных проявлений в современном российском обществе
Дата публикации: 27.07.2021 2021-07-27
Статья просмотрена: 72 раза
Библиографическое описание:
Пилькевич, Б. О. Причины и условия возникновения и развития коррупционных проявлений в современном российском обществе / Б. О. Пилькевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31 (373). — С. 120-123. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83392/ (дата обращения: 28.12.2021).
В статье рассматриваются основные предпосылки, влияющие на возникновение и развитие коррупционных преступлений. Анализируются основные формы и виды коррупционных проявлений и причины, способствующие их возникновению. В статье доказывается, что основой коррупции является ее социальная составляющая, порожденная правовыми, экономическими, информационными, культурно историческими причинами.
Ключевые слова: коррупция, причины, условия, общество, взяточничество
В современном российском обществе этическая сторона в оценке коррупции не всегда была однозначно негативной. К примеру, часть граждан считала и считает коррупционным подход в решении бытовых не только логичным, но и обоснованным. Более того, наиболее распространенными коррупционными предрассудками, по оценкам исследователей, являются оправдания взятки за освобождение от службы в армии; получение лучшего ухода и большего внимания к себе или близкому человеку в медицинских учреждениях; получение права на вождение автомобиля без сдачи экзамена или при неудовлетворительных навыках вождения, выставление положительных аттестационных оценок при недостатке профессиональных знаний и умений; более внимательное и снисходительное отношение учителя к ребенку; поступление в престижный вуз; освобождение от наказание за преступление или его смягчение; освобождение от ответственности за любое правонарушение; получение вне очереди любых благ, «причитающихся по закону»; попустительство по работе со стороны руководителя и др. [1, c.77].
Коррупция в России приобрела многочисленные формы и виды, а в коррупционные отношения втянуты сотни тысяч, если не миллионы россиян, что, безусловно, ослабляет государство, негативно влияет на происходящие в стране политические процессы и преобразования. И чтобы успешно бороться с той или иной разновидностью коррупции, надо знать, как она возникает, какие стадии проходит и каковы тенденции её развития.
Коррупции является порождение социальных противоречий в обществе, государстве, его властных структурах. Известный ученый-криминолог В. В. Лунеев в одной из своих работ писал: «Коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии…» [2, c. 269]. К специфическим особенностям российской коррупции следует отнести: теневую экономику, расхищение огромных богатств, высокую терпимость населения к коррупции, огромную дифференциацию между доходами самых богатых и самых бедных слоев общества, а также проникновение коррупции во все эшелоны власти. Злоупотребление общественной властью в процессе управления — это чаще всего злоупотребление в системе органов государственной власти с целью получения выгоды. Основными причинами, порождающими коррупцию в последние годы в России, являются:
— экономический кризис и политическая нестабильность вследствие распада СССР;
— насаждение обществу новых чуждых ценностей (культ индивидуализма и личное обогащение);
— юридическая неграмотность большей части населения страны;
— несовершенство законодательной системы;
— неэффективность деятельности институтов государственной власти;
— отсутствие эффективно работающих механизмов гражданского общества;
— низкая заработная плата российского чиновника;
— неразвитость демократических институтов, слабость гражданского общества и отрыв его от власти ввиду ограниченности доступа к знаниям всех членов общества;
— монополизация экономики в условиях олигархического капитализма.
Можно выделить целый ряд условий, провоцирующих коррупционные процессы в обществе:
Коррупция может даже и не приводить к прямому нарушению законов, но всегда проявляется в использование служебного (или иного) положения для личной выгоды вопреки общественному интересу. Можно изложить все причины возникновения и развития коррупции в Российском обществе, сведя их в шесть больших групп:
Основополагающим механизмом коррупции в России, с точки зрения большинства исследователей, стала приватизация государственной собственности, депутатская неприкосновенность, разделение властей, персональная уния.
Отсутствие контроля за действиями чиновника является одной из основных причин появления коррупции. Роль законов и подзаконных актов в действиях должностных лиц, чиновников в последние годы неизбежно ограничивают масштабы коррупции. Постоянно изменяющаяся обстановка создает новые условия и возможности для коррупционных действий.
Какие же истинные причины и условия порождают коррупционное поведение в Российском обществе?
Основной причиной является не столько изъяны политической системы и несовершенство законодательства, но в первую очередь это личные качества человека.
Следует отметить, что практика предоставления преференций в обмен на личные блага или «по знакомству», или в силу служебного подчинения в ущерб общественным благам или интересам существует давно — пожалуй, с момента кристаллизации властеотношений.
Отсюда следует вывод о том, что коррупция — это социальное явление не только государства, но и общества в целом [6, c. 141–173]. Чиновники и иные представители власти одновременно являются и членами общества. Можно сказать, что коррупция имеет обоюдный характер: с одной стороны, это действия граждан по использованию представителей власти для достижения своих противоправных (противоречащих общественным интересам) целей, а с другой стороны, это действия представителей власти по использованию своего служебного положения в аналогичных целях.
По мнению многих исследователей каналами зарождения, поддержания распространения феномена в России являются государственная власть, избыточно дифференцированная структура общества, в которой ведущую роль играет новый социальный класс — детище реформ, бизнес. Образование вследствие приватизационных процессов класса крупных бизнесменов, в свою очередь, породило социально-профессиональные группы, живущие за счет коррупционного механизма распределения средств и ресурсов. Каналами российской коррупции являются не только государственные и муниципальные структуры, но и государственные учреждения, аппарат, бизнес.
По мнению И.Бусыгиной и М. Филиппова, имеется зависимость уровня коррупции от таких факторов, как «уровень демократии в стране, структура экономики, благосостояние населения и степень социального неравенства, «колея институционального развития», а также культурные характеристики» [7. c. 71].
Если вести речь о причинах коррупционных проявлений на государственной службе, то имеет смысл выделить наиболее важные из них: низкая профессиональная компетентность государственных и муниципальных служащих, наличие противоречий в структуре госуправления, некачественное законодательство и двусмысленность некоторых положений законов, неустойчивость и несовершенство политических институтов, низкий уровень общественного контроля над властью со стороны гражданского общества.
Во многом развитию коррупции в системе госуправления «способствовал и тот факт, что государственные служащие не получали денежного вознаграждения. Это означало, что только состоятельные слои населения имели доступ к государственной службе. С другой стороны, ввиду отсутствия официального вознаграждения за службу, фактически нормой являлось получение неофициальных доходов от населения» [8. c. 76].
Граждане России, согласно опросам ведущих социологических служб страны (ВЦИОМ, Левада-Центр и ФОМ), считают коррупцию не только серьезной проблемой общества, но и вредной для государственной службы. Среди тех, кто, по их мнению, наиболее коррумпирован, выделены следующие основные категории: сотрудники ГИБДД, сотрудники полиции, чиновники региональной и местной власти, депутаты Госдумы, губернаторы, судьи.
Вместе с тем число убежденных в том, что «коррупции в последние годы стало больше», достигло одного из минимальных показателей за последние годы — 39 % [9, c. 3].
Как уже было отмечено, коррупция является многогранной проблемой, множественные аспекты которой не всегда выявляется. Поэтому она может принимать любые формы и происходить из самых разных источников. Формы также отличаются значительным разнообразием: от примитивных (получение взятки за совершение незаконных и законных действий) до завуалированных сложных (участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, продаже званий и должностей и т. д.) [10, c. 55].
Таким образом, коррупция становится следствием многих факторов, среди которых два главных: стремление носителей власти к наживе любыми средствами и изъяны в политико-правовой системе государства, позволяющие практически безнаказанно заключать коррупционные сделки. Коррупцию плодит не очень строгое законодательство, в том числе о расходовании госбюджета, которое позволяет чиновникам решать, кому и сколько недодать, а кому передать, кому перевести деньги раньше, а кому позже. Отсутствие контроля за расходованием бюджетных средств в центре и регионах питает российскую коррупцию.
Полностью искоренить коррупцию, как показывает мировая практика, до сих пор не удалось ни одной стране. Между тем противодействие и профилактика коррупции стали важнейшей задачей мирового сообщества и практически каждого современного государства, многим из которых удалось значительно снизить масштабы проявления коррупции.
В обществе должна сформироваться атмосфера нетерпимости к взяточникам. Необходимо создать условия, когда брать взятку будет не просто страшно, а неприемлемо по экономическим и морально- этическим соображениям. Чиновник должен понимать, что, преступив закон, он может разрушить свою будущую жизнь, карьеру, лишиться пенсии и других привилегий государственных служащих.
Самая сложная задача — это изменение менталитета в широких слоях общества, без этого победить коррупцию невозможно. Только практическими мерами и гласностью по противодействию коррупции можно разрушить представления большей части населения России о том, что коррупция будет существовать вечно.