Что включает в себя законы декоративной композиции

Основы композиции в декоративной композиции

Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть фото Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть картинку Что включает в себя законы декоративной композиции. Картинка про Что включает в себя законы декоративной композиции. Фото Что включает в себя законы декоративной композиции

Описание презентации по отдельным слайдам:

Основы композиции в декоративной композиции. 8класс1четверть МАОУ«Экономическая гимназия» Разработал педагог ИЗО искусства:Соколова А.А.

КОМПОЗИЦИЯ. Композиция (от латинского compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленного его содержанием, характером и назначением. Слово «композиция» в качестве термина стало употребляться, начиная с эпохи Возрождения.

Формальная композиция Сугубо формальное соотношение элементов композиции (красок, фигур, пятен и др.) можно назвать законами композиции или ее признаками. Закон композиции или признаки композиции. Три формальных признака композиции: целостность; подчиненность второстепенного главному, то есть наличие доминанты; Уравновешенность.

Целостность – внутреннее единство композиции Целостность общего пятна Целостность внутри деталей изображения Отсутствие целостности Целостность по отношению к раме

Основные принципы организации декоративной композиции Два способа: 1. Сосредоточение внимания на отдельном предмете как доминанте всей композиции и восприятия остального только по отношению к нему.

2. Видение в целом, без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного – это ансамбль.

Для установления равновесия в композиции важны форма, направление, место расположения изобразительных элементов. Равновесие контрастных пятен в композиции

Неуравновешенная композиция выглядит случайной и необоснованной, вызывающей желание дальше работать над ней (производить перекомпоновку элементов и их деталей). Уравновешенная композиция Неуравновешенная композиция

Соотношение форм При компоновке форм на плоскости большое значение имеют масштаб, пропорции и модуль изображаемых величин. От правильного их использования зависит выразительность композиции. Мелкий модуль членения

Масштаб – это соизмерение величин изображенного объекта по отношению к действительным величинам. Всякая композиция начинается с установления размеров изображения: крупное изображение зрительно уменьшает формат изобразительной плоскости, мелкое – увеличивает. Крупный модуль членения

Пропорции – это соотношение элементов изображаемой формы. Модуль – единица измерения (величина мазка, штриха, кусочка смальты). Он находится в пропорциональном отношении к величине изображения.

В композиции все формы взаимосвязаны и влияют друг на друга, создавая ту или иную композиционную ситуацию. Виды равновесия Статическое равновесие Динамическое равновесие

Членение плоскости на части Членение предполагает установление различных отношений, тональных или цветовых, между образовавшимися частями, умелая манипуляция которыми позволяет достичь желаемого равновесия в композиции.

Если отношения эти основываются на одинаковых частях, возникает момент статики, если на неодинаковых – динамики. Ассиметричное членение Симметричное членение

Членение осуществляется прямыми или кривыми линиями и поддерживается цветом или тоном. Варианты членения плоскости на части.

Возможно членение в одном или нескольких направлениях. Членение прямыми линиями и параболическими линиями, которые сами по себе несут напряженность.

Композиционный центр – доминанта в декоративной композиции Любая композиция для своей выразительности должна обладать композиционным центром – доминантой, состоящей из нескольких элементов или одного большего, это может быть и свободного пространство – композиционная пауза.

Варианты организации доминанты: 1. Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках. 2. Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы. 3. Контрастность форм, например, среди округлых по очертанию фигур располагается остроугольная и наоборот. 4. Увеличение в размерах одного из элементов композиции или наоборот: среди более крупных элементов располагается мелкий, который также будет резко отличаться и доминировать. Это можно подчеркнуть еще и тоном или цветом. 5. Образовавшаяся пустота (композиционная пауза) будет доминировать над другими участками плоскости, более или менее заполненными элементами.

Возможны и два композиционных центра, но один из них тогда должен быть ведущим, а другой подчиненный первому, чтобы не возникало спорной ситуации или ощущения неопределенности. Два композиционных центра: главный и второстепенный

Если монокомпозиция является сложной и состоит из множества мотивов, их следует сгруппировать так, чтобы внимание акцентировалось на центральной части плоскости (например, по кругу в нужном направлении). Все элементы художественного произведения, независимо от сложности композиции, должны быть в равновесии.

Приемы усиления впечатления декоративности композиции 1) оверлеппинг; 2) членение плоскости на части; 3) насыщение орнаментом; 4) дробление изображения; введения постоянного модуля и фиксация его цветом (прием П.Филонова).

Явление оверлеппинга и его роль в декоративной композиции Оверлеппинг – частное совпадение или наложение обной формы на другую.

Действие оверлеппинга можно максимально усилить за счет введения тональных или цветовых контрастов в местах наложения одного объекта на другой. Явление оверлеппинга можно использовать в сочетании с таким приемом как членение изобразительной плоскости на части и введением тональных или цветовых контрастов.

Членение на части Членение композиции может быть простым (на две, четыре, восемь частей) и по «принципу лоскутного одеяла». Линии членения могут быть прямыми и кривыми, возможно сочетание тех и других одновременно.

Введение (насыщение) орнаментом композиции Достижение повышенной декоративности возможно также путем введения орнаментального мотива по всей композиции. В декоративной плоскостной работе необходимо четко решить, где размещать орнаментальные мотивы – по всей плоскости или ограничиться изображением одного – двух.

Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть фото Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть картинку Что включает в себя законы декоративной композиции. Картинка про Что включает в себя законы декоративной композиции. Фото Что включает в себя законы декоративной композиции

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть фото Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть картинку Что включает в себя законы декоративной композиции. Картинка про Что включает в себя законы декоративной композиции. Фото Что включает в себя законы декоративной композиции

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть фото Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть картинку Что включает в себя законы декоративной композиции. Картинка про Что включает в себя законы декоративной композиции. Фото Что включает в себя законы декоративной композиции

Курс повышения квалификации

Правополушарная живопись

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть фото Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть картинку Что включает в себя законы декоративной композиции. Картинка про Что включает в себя законы декоративной композиции. Фото Что включает в себя законы декоративной композиции

Номер материала: ДБ-747269

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть фото Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть картинку Что включает в себя законы декоративной композиции. Картинка про Что включает в себя законы декоративной композиции. Фото Что включает в себя законы декоративной композиции

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть фото Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть картинку Что включает в себя законы декоративной композиции. Картинка про Что включает в себя законы декоративной композиции. Фото Что включает в себя законы декоративной композиции

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть фото Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть картинку Что включает в себя законы декоративной композиции. Картинка про Что включает в себя законы декоративной композиции. Фото Что включает в себя законы декоративной композиции

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть фото Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть картинку Что включает в себя законы декоративной композиции. Картинка про Что включает в себя законы декоративной композиции. Фото Что включает в себя законы декоративной композиции

В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 2 минуты

Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть фото Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть картинку Что включает в себя законы декоративной композиции. Картинка про Что включает в себя законы декоративной композиции. Фото Что включает в себя законы декоративной композиции

Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»

Время чтения: 1 минута

Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть фото Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть картинку Что включает в себя законы декоративной композиции. Картинка про Что включает в себя законы декоративной композиции. Фото Что включает в себя законы декоративной композиции

Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах

Время чтения: 5 минут

Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть фото Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть картинку Что включает в себя законы декоративной композиции. Картинка про Что включает в себя законы декоративной композиции. Фото Что включает в себя законы декоративной композиции

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Составление декоративной композиции

Декоративная композиция

Декоративная композиция – композиция с высокой степенью выразительности и декоративности, включающая в себя элементы стилизации, абстракции, усиливающие ее эмоционально-чувственное восприятие. От латинского decoro – украшаю. То есть декоративная композиция ставит своей целью украшать предметы, интерьер, элементы одежды и прочее.

Однако, любая композиция, в том числе и декоративная, должна подчиняться определенным законам построения – организации предметов на плоскости, их взаимосвязь между собой. В любой композиции особое внимание уделяется гармонии цветовых отношений. Для декоративной композиции характерна стилизация природных форм, использование графических эффектов для выявления индивидуальных особенностей изображаемых предметов и усиления их выразительности.

Сочинение композиции:

1. Понятие композиционного центра

Композиционным центром является предмет, который играет в композиции ключевую роль, на нем сосредоточено внимание.

Для выявления центра композиции могут быть использованы приемы:

— расположение на плоскости;

Предмет отличный по форме, цвету, величине, несущий смысловую нагрузку привлекает наибольшее внимание зрителя и тем самым, как правило, является центром композиции.

Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть фото Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть картинку Что включает в себя законы декоративной композиции. Картинка про Что включает в себя законы декоративной композиции. Фото Что включает в себя законы декоративной композиции

Без центра композиция является фрагментарной и не может считаться завершенной. В декоративно-прикладном искусстве также может встречаться «ковровая композиция», когда какой-либо орнамент повторяется бесконечное количество раз (раппорт) и композиция не имеет центра (текстиль, обои и тому подобное). Но, как правило, орнамент является лишь частью композиции и входит в нее как элемент украшения. Например, в работе Альфонса Мухи «Мечтательность» композиционным центром является девушка, а растительный повторяющийся орнамент служит дополнением к образу.

Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть фото Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть картинку Что включает в себя законы декоративной композиции. Картинка про Что включает в себя законы декоративной композиции. Фото Что включает в себя законы декоративной композиции

В станковой композиции действуют те же принципы и законы. Например, работа А.А. Иванова «Явление Христа народу» — фигура Христа расположена обособлено, она небольшая по сравнению с монолитной группой людей на переднем плане. Взгляд зрителя направляется на фигуру Христа от левого нижнего края картины вправо вверх к композиционному центру.

Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть фото Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть картинку Что включает в себя законы декоративной композиции. Картинка про Что включает в себя законы декоративной композиции. Фото Что включает в себя законы декоративной композиции

При составлении композиции (станковой и декоративной) художник должен позаботиться о том, чтобы у зрителя не возникало вопроса: что является главным в работе. Приведем и плохой пример с отсутствием центра – работа разваливается, становится дробной, и не ясно, ради чего она создавалась.

Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть фото Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть картинку Что включает в себя законы декоративной композиции. Картинка про Что включает в себя законы декоративной композиции. Фото Что включает в себя законы декоративной композиции

2. Организация пространства композиции

Один из способов взаимосвязи предметов между собой является членение плоскости на части. Существует множество способов, о которых можно прочитать в соответствующей литературе (рекомендую книгу Н.М. Логвиненко «Декоративная композиция»), но поделюсь самым простым способом, которым активно пользуюсь непосредственно я при работе над композицией – наложение плоскостей друг на друга.

А) Очерчиваем пространство будущей композиции – ограничиваемся неким форматом, он может быть горизонтальный, вертикальный и так далее.

Б) Предположим, что я создаю композицию на основе прямоугольников (можно сочетать прямоугольники и квадраты, треугольники и круги, это зависит от вашей задумки, главное, чтобы это были простые геометрические формы). На рисунке вы видите, что в пределах заданного формата я нарисовала пять прямоугольников.

В) Если эти прямоугольники воспринять как цветные листы бумаги наложенные друг на друга, то мы не увидим пересекающихся граней. Явление наложения объектов друг на друга с прорисовкой видимых и невидимых граней объекта называется оверлеппингом (при этом становится не ясно, какой из объектов находится на переднем плане, а какой на заднем).

Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть фото Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть картинку Что включает в себя законы декоративной композиции. Картинка про Что включает в себя законы декоративной композиции. Фото Что включает в себя законы декоративной композиции

Г) Когда грани объекта видны, мы может произвольно убирать какие-то из них и показывать, как накладывается один прямоугольников на другой, а также делать «врезки» прямоугольников друг в друга, либо оставить пересечение объектов.

Д) Когда плоскость организована, можно заполнять образовавшиеся прямоугольники цветом, орнаментом, фактурой, а также определить центр композиции.

Ж) Важно! При выборе орнаментов или фактур для вашей композиции необходимо чтобы один и тот же орнамент повторился хотя бы два раза. Все это направлено на достижение равновесия. Если один орнамент, например, кружки, находится слева, то такой же точно орнамент где-то должен повториться справа в композиции. Желательно использовать не более четырех разных фактур или орнаментов в одной композиции. Если вы опытный композитор, то можно брать и больше, но есть риск получить дробную негармоничную работу.

З) То же правило касается и цвета, если слева есть, например, желтый цвет, то он должен откликнуться и справа.

Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть фото Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть картинку Что включает в себя законы декоративной композиции. Картинка про Что включает в себя законы декоративной композиции. Фото Что включает в себя законы декоративной композиции

И) Центр композиции, как мы уже говорили выше, должен хорошо просматриваться и не вызывать вопроса – центр ли это? Центр также может быть врезан в композицию или линии плоскости могут пересекать его, либо он может быть просто наложен поверх линий плоскости.

К) При выборе орнаментов также не стоит увлекаться слишком большим разнообразием. Все орнаменты должны подходить друг к другу, например, по форме. Также орнамент должен соответствовать центру и находиться с ним в гармонии.

3. Стилизация природных форм

Стилизации посвящено много различной литературы. Здесь я хотела бы отметить лишь то, что при выполнении стилизации и включении стилизованных объектов в композицию, необходимо обратить внимание на выявлении аналогов между изображаемыми объектами. Плавные изогнутые линии сочетаются с круглыми, спиралевидными, овальными формами. Резкие угловатые, зигзагообразные линии соответствуют треугольным, квадратным формам. Это необходимо учитывать при построении композиции и выборе орнаментов. Опять же обратимся к работам чешского художника. Пластика линий тела девушки соотносится с пластикой растительных орнаментов, что усиливает ощущение плавности, тягучести, женственности изображаемых форм.

Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть фото Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть картинку Что включает в себя законы декоративной композиции. Картинка про Что включает в себя законы декоративной композиции. Фото Что включает в себя законы декоративной композиции

Про композицию можно говорить бесконечно долго, я постаралась в данной статье, максимально кратко сказать об основных моментах, без учета которых сложно скомпоновать и связать объекты между собой. Надеюсь, статья пригодится мастерам, ведь если не думать о композиции в произведении, то и произведения не получится. Успехов в творчестве!

Источник

Что включает в себя законы декоративной композиции

Главными законами системы композиционных закономерностей в ДПИ являются законы традиции, целостности и тектоники.
Закон традиции.
Определяющей чертой декоративно- прикладного искусства является наследие многовековых традиций. Именно традиция регулирует сложный процесс отбора, освоения, передачи и развития культурного опыта. Характер связи композиции и художественного наследия опредилился в разных структурах: каноничной, традиционной и новаторской.
Искусство древнего мира, средневековья канонично.Существовали определенные нормы, каноны в мировозрении и эстетических взглядах, в формообразовании, орнаментации, композиционных стереотипах, приемах выполнения. Мастера того времени боялись потерять традицию, так как это могло привести к социальному вырождению и гибели культуры. Каноничная культура просуществовала 4-5 тысячелетий— от основания восточных рабовладельческих государств до средневековой Европы.На Украине каноничные культуры- это трипольская,скифская, античная, раннеславянская, древнеруская и т.д.

Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть фото Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть картинку Что включает в себя законы декоративной композиции. Картинка про Что включает в себя законы декоративной композиции. Фото Что включает в себя законы декоративной композиции

Народное творчество,которое возникло скорее всего в раннем средневековье,основывается на художественной традиции,которая в отличии от канона изменчива, динамична.Длительный процесс коллективного творчества благотворно повлиял на формирование и закрепление наиболее ценных достижений. Закон традиции действует как главная сила, движущая творчеством. Народные мастера осваивая секреты технического мастерства, формообразования, орнаментации,совершенствовали форму,обогащали декор.

Целостность — свойство и качественный показатель художественного произведения, синтезирует его элементы, части в единое целое.

Целостность сверхструктуры : а / среда, жилье, интерьер; б / бытовая посуда, утварь; в / костюм.

Целостность структур : а / единство утилитарного и декоративного; б / единство формы и декора.

Целостность подструктур : а / элементы и части формы; б / элементы и мотивы орнамента; в / колорит, тональность.

Закон тектоники.
Художественное осмысление функциональной и материально-конструктивной структуры является средством создания эстетической выразительной формы произведения. Закон тектоники действует в народном и профессиональном творчестве, однако с той разницей, что в народной он заложен в традицию, в то время как художники прибегают к нему сознательно, избирательно применяя тот или иной материал, технику, конструкцию и т.д.

Тектоника — гармоничная взаимозависимость формообразования, выражается общей формулой: функция — материал — структура — конструкция — форма. Любое профессиональное формотворчество, — это выяснение границ функционирования художественного предмета. Четкое представление об условиях и характере применения произведения позволяет определить материал, тип его художественной структуры и конструктивное решение формы. На конструкцию формы, ее тектонику в значительной степени влияют природные, технические и технологические свойства материалов. Например, широкий диапазон различных ценных свойств имеет древесина, ее можно обрабатывать вручную и на станках — рубить, колоть, резать пилой и резцами, строгать, точить, шлифовать, сверлить, склеивать и прессовать, распаривать и гнуть. Отсюда такие широкие возможности в изготовлении из дерева совершенной тектонической формы техникой выдалбливания, вырезания, бондарства, на токарном станке, столярничество. Для художественных работ большое значение имеет также и естественный мягкая приятная расцветка древесины, своеобразная узорчатая текстура. После определения взаимосвязи функции и материала разрабатывается следующий круг связей, ведущих к выявлению соответствующей структуры и организации художественной конструктивной формы. Далее композиция формы ‘шлифуется’: уточняются пропорции и ритмический строй элементов формы, выделяются акценты и композиционный центр. Таким образом, завершенную форму можно квалифицировать как художественно совершенную — тектоническую. Она имеет гармоничное соотношение всех компонентов и исходных условий функции, материала, техники изготовления, конструкции и т.п..

Микро структура — иначе тектоническая структура сложного орнаментального мотива / рапорта /, выявляет характер взаимосвязей между простыми орнаментальными мотивами и элементами орнамента.

Макро структура — тектоническая структура рапортной сетки. Для построения ленточного, сетчатого, розеточного орнамента, с точки зрения геометрического строения такая структура есть одно интервальной, простое прерывистое или непрерывестое движение, которой применяется в устойчивых композиционных схемах орнамента. Таким образом, в сложных орнаментальных композициях с многоэлементными мотивами и большими рапортами структура размещается в структуре.
Но если рапорт состоит из одного или двух простых мотивов / элементов /, макро-и микроструктура полностью смещаются в одну общую тектоническую структуру.Например, геометрический орнамент для набивки, состоящий из двух простых мотивов, имел лишь микроструктуру.
Открытая тектоническая структура орнамента имеет свободное ритмическое развитие мотивов / Повтор рапорта / на плоскости в четырех направлениях до бесконечности. Например, сетчатая композиционная схема орнамента.

Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть фото Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть картинку Что включает в себя законы декоративной композиции. Картинка про Что включает в себя законы декоративной композиции. Фото Что включает в себя законы декоративной композиции Ленточный орнамент динамично развивается, повторяя рапорт в двух направлениях.
Закрытая тектоническая структура орнамента лишена развития, ограниченная соответствующими границами. Например, розеточный орнамент, зеркально-одноосный и др.

Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть фото Что включает в себя законы декоративной композиции. Смотреть картинку Что включает в себя законы декоративной композиции. Картинка про Что включает в себя законы декоративной композиции. Фото Что включает в себя законы декоративной композиции Закон тектоники способствовал целесообразному выбору структуры и конструкции произведения в соответствии с задачами создания выразительной формы.

Источник

КОМПОЗИЦИЯ.

В изобразительном искусстве композиция отвечает за грамотное распределение элементов (фигур, предметов, пятен, объёмов, цветов, света и тени, деталей, направлений и т. д.) в плоскости картины. Это своеобразный “скелет” произведения, выявляющий его образный смысл. При помощи композиции произведение изобразительного искусства приобретает цельность, законченность, взаимосвязь всех элементов и подчинение всего этого основной идее картины.

В отличие от рисования с натуры, занятия композицией позволяют художнику сконцентрироваться на главных, важных характеристиках предметов и их художественных образах, отказавшись от случайных, незначительных деталей и частей.

Работа художника над композицией обширна и включает в себя несколько последовательных этапов:

1) поиск темы произведения;

2) определение идеи картины;

3) выбор сюжета;

4) подбор формата картины, размера листа или холста и техники исполнения;

5) создание структуры линий и пятен будущего произведения;

6) поиск наиболее выразительных и характерных поз персонажей, их характеров и расположения друг по отношению к другу;

7) определение изобразительного языка и стилизации;

8) доработка равновесия цветовых и тональных пятен в картине, ритм элементов;

9) усиление смыслового и композиционного центров;

10) характер и количество деталей и т. д.

4 основных закона композиции:

Правила композиции:

5). Расположение главного на втором плане.

Приёмы композиции:

+ вертикали и горизонтали;

+ контраста:

+ диагоналей (для передачи движения);

+ статики-динамики;

+ равновесия частей;

+ “золотого” сечения;

+ передачи пространства;

+ передачи впечатления монументальности и т.д.

В разные периоды композиция выявляла и отображала общепринятые нормы изображения художниками предметного мира. Подчинение канону сменялось отказом от структурных схем в пользу свободных композиционных приёмов. Всё это свойственно духу эпохи и индивидуальному авторскому вкусу.

1). Композиция в первобытном искусстве практически отсутствует. Изображения животных и человеческих фигур располагаются неосознанно, хаотично на поверхности стены, накладываясь друг на друга или располагаясь на расстоянии. Редки изображения продуманных сюжетных сцен, объединяющих по смыслу фигуры людей и животных в группы.

2). Композиция в искусстве Древнего Востока.

3). Композиция в Древнем Египте.
Подчинение элементов фрески или рельефа определённому порядку, канон в изображении человеческой фигуры задают фризовый характер композиции. А возрастная и социальная субординация помогают выявить композиционный центр и отделить его от периферии. Древнеегипетские художники открывают такие приёмы композиции как ритм (форм, цветов, масс), симметрия, пропорциональность частей друг другу и подчинение второстепенного главному.

4). Композиция в Древней Греции.

Приёмы симметрии, выработанные древнеегипетскими мастерами, древние греки дополнили и обогатили (постепенное нарастание движения от краёв к центру композиции, завершающееся величественной статичность в фронтонах древнегреческих храмов, например, западный фронтон храма Зевса в Олимпии).
Появляется приём выявления центра композиции (сюжетно-композиционного центра) при помощи ярких цветовых пятен.

5). Композиция в эпоху Средневековья.

Художники отказываются от развития композиции в глубину, но вместо трёхмерности появляется орнаментика, декоративность. Композиции средневековых мастеров строятся по принципу ритма, симметрии, декоративности, распределении плоскостных элементов (фигур людей, зверей, святых и фантастических персонажей) в плоскости листа или стены. Линейно-плоскостное начало в рисунке фигур доминирует над объёмным пятном. Часто художники Средневековья объединяют в один сюжет разновременные события и разномасштабные фигуры (величина и массивность персонажей определяется чёткой церковной иерархией). Это достигается при помощи ритмизации элементов композиции, использования принципов симметрии, асимметрии, диссимметрии, декоративной орнаментальности.

6). Композиция в эпоху Возрождения.
Термин Композиция появился в эпоху Возрождения, когда художники, создавая произведение искусства, стремились выразить в нём свою идею и донести её до зрителя за счёт единства рисунка, колорита и сюжетной основы. Жанр произведения и его стилистика, в этом случае, значения не имели, т.к. композицией называли само законченное произведение искусства. С этого периода художники стали разрабатывать и сохранять наиболее удачные схемы композиций, на которые накладывали сюжетное изображение.

Появляются первые теоретические исследования композиции и записи размышлений художников (Джотто, братья ван Эйки, Мазаччо, Гирландайо).
В картины и фрески художников возвращается трёхмерность, поэтому для изображения глубины пространства используются приёмы трёхъярусного расположения пейзажа (Джотто), принцип вертикалей и горизонталей (Джотто), ритмичность чередования масс (Мазаччо). Для раннего Возрождения характерен приём контрастного противопоставления персонажей (“Поцелуй Иуды” Джотто).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *