Что включает в себя транспортная инфраструктура

Что включает в себя транспортная инфраструктура

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

(п. 1.3 введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

(п. 1.4 введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

(п. 1.5 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 270-ФЗ)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции;

(пп. «а» в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации;

(пп. «б» в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) тоннели, эстакады, мосты;

г) морские терминалы, акватории морских портов;

д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения;

е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения, в том числе гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, за исключением подводных сооружений (включая скважины);

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) аэродромы и аэропорты;

(пп. «ж» в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) определяемые Правительством Российской Федерации участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение;

(пп. «з» в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

и) здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование, используемые федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями, а также объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

(пп. «и» введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 270-ФЗ)

(п. 5 в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

(п. 6 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 225-ФЗ)

(п. 6.2 введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

(п. 7.2 введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

(п. 7.3 введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

(п. 9 в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;

б) воздушные суда гражданской авиации, используемые для осуществления коммерческих воздушных перевозок и (или) выполнения авиационных работ;

(пп. «б» в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) воздушные суда авиации общего назначения, определяемые Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

г) суда, используемые в целях торгового мореплавания, за исключением судов, используемых для санитарного, карантинного и другого контроля, прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со статьей 12.3 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

е) железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

ж) транспортные средства городского наземного электрического транспорта;

(п. 11 в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Источник

2.3. ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА | ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.3. Развитие транспортной инфраструктуры

2.3. Развитие транспортной инфраструктуры Что включает в себя транспортная инфраструктура. Смотреть фото Что включает в себя транспортная инфраструктура. Смотреть картинку Что включает в себя транспортная инфраструктура. Картинка про Что включает в себя транспортная инфраструктура. Фото Что включает в себя транспортная инфраструктура

2.3.1. Общие принципы развития транспортной инфраструктуры.

К транспортной инфраструктуре относятся наземные, водные и воздушные пути сообщения, трубопроводы, морские и речные порты, аэропорты, транспортные терминалы, метрополитены, системы скоростного внеуличного транспорта, автомобильные транспортные развязки внутри крупных городов, ледокольный флот, вспомогательный флот, а также сооружения и оборудование систем навигации, аварийно-спасательного комплекса, обеспечения безопасности транспортного процесса.

Объекты и коммуникации транспортной инфраструктуры могут относиться к инфраструктуре общего и необщего пользования.

Предоставление пользователям услуг транспортной инфраструктуры общего пользования, а также общие требования к операторам инфраструктуры общего пользования устанавливаются действующим законодательством и контролируются государством.

Принадлежность к инфраструктуре общего или необщего пользования не связана с формой собственности инфраструктуры.

Транспортная инфраструктура развивается на основе следующих принципов:

приоритетность ликвидации разрывов и очевидных «узких мест», модернизации и развития уже имеющихся мощностей по сравнению с новым строительством;

сокращение диспропорций в развитии инфраструктуры различных регионов;

максимальное использование объектов и коммуникаций для обеспечения внутренних, внешнеторговых и транзитных перевозок;

увязка развития транспортной инфраструктуры с развитием коммуникаций энергетики, связи, других инфраструктурных отраслей;

приоритетность развития внутригосударственных транспортных коммуникаций;

экономия ресурсов за счет сооружения объектов многоцелевого назначения;

координация развития инфраструктуры различных видов транспорта, в том числе в интересах обороны и безопасности страны;

развитие транспортной инфраструктуры в городах в соответствии с рациональными принципами градостроительства и планирования землепользования;

специализация крупнейших объектов инфраструктуры сходного назначения;

учет необходимости резервирования земель для перспективного развития опорной транспортной сети;

максимальная концентрация бюджетных и привлекаемых ресурсов на приоритетных проектах. Всемерное ускорение их реализации, в том числе с привлечением для этой цели заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках;

оптимально необходимое отчуждение земель для транспортных нужд, локализация и снижение негативных ландшафтных изменений, эффекта фрагментации территорий и загрязнения природной среды;

развитие государственно-частного партнерства в создании и эксплуатации инфраструктуры, прежде всего, на основе концессий;

поощрение создания платных объектов транспортной инфраструктуры, при условии предоставления ими услуг более высокого качества в сравнении с существующими бесплатными объектами.

2.3.2. Развитие опорной транспортной сети.

Развитие опорной транспортной сети осуществляется в увязке с перспективными сценариями развития производительных сил на основе транспортно-экономического баланса.

Транспортно-экономический баланс является основой для модернизации и развития опорной транспортной сети, для разработки региональных транспортных программ, а также планов и программ развития отдельных видов транспорта.

При разработке транспортно-экономического баланса расчетные перспективные пропускные и провозные мощности коммуникаций различных видов транспорта и транспортных узлов, а также приоритетные направления территориального развития инфраструктуры увязываются с долгосрочными перспективами развития производительных сил, регионов, внешней торговли. При этом должны учитываться:

приоритетность требований обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

неизбежный рост спроса на автомобильные перевозки грузов в условиях развития рыночных отношений, а также растущее использование личного автотранспорта по мере автомобилизации страны;

необходимость упреждающего создания резерва пропускных возможностей на коммуникациях, где прогнозируется наибольший рост грузо- и пассажиропотоков;

необходимость согласования мощности основных транспортных узлов и транспортных подходов к ним.

Инструментом разработки транспортно-экономического баланса являются экономико-математические методы.

Развитие опорной транспортной инфраструктуры координируется с приоритетами Энергетической стратегии России на период до 2020 года и прогнозными балансами топливно-энергетических ресурсов. Прежде всего речь идет о стратегической модернизации и развитии действующей системы магистральных трубопроводов и транспортной инфрастуктуры, которая обеспечивает экспорт нефти, нефтепродуктов, угля и природного газа.

Развитие трубопроводного, морского, железнодорожного транспорта и транспортной инфраструктуры нефтегазового сектора связано со стратегиями добычи нефти и газа на территории России и выхода на мировые рынки углеводородного сырья, определенные Энергетической стратегией России в качестве приоритетных. Ориентирами развития транспортной инфраструктуры в этой сфере являются:

целесообразность формирования новых направлений экспорта российской нефти и нефтепродуктов, в том числе, минуя территорию сопредельных государств;

необходимость наличия достаточных нефтеналивных мощностей в морских портах Российской Федерации для морских поставок нефти на традиционные и новые рынки;

наметившиеся ограничения для развития экспорта нефти по традиционным морским маршрутам, связанные с действиями третьих стран;

развитие новых центров добычи нефти на востоке страны (Восточная Сибирь, Республика Саха (Якутия), шельф острова Сахалин);

снижение добычи нефти в европейской части страны, в первую очередь в Волго-Уральском и Северокавказском регионах;

появление в странах Каспийского региона крупных центров добычи нефти, для которых система российских нефтепроводов станет транзитной;

необходимость резерва пропускной способности нефтетранспортных мощностей для повышения их гибкости и конкурентоспособности;

необходимость развития наиболее эффективного нефтепродуктопроводного транспорта.

Строительство новых, расширение и увеличение производительности действующей системы магистральных нефтепроводов увязывается с программами развития инфраструктуры морского и железнодорожного транспорта.

Коммуникации и объекты инфраструктуры, относящиеся к опорной транспортной сети, как правило, находятся в государственной собственности, что обусловлено стратегической значимостью соответствующих объектов, обеспечивающих жизненно важные национальные интересы России, а также безопасное и экологически устойчивое функционирование транспортной системы.

Эксплуатация и содержание таких коммуникаций и объектов могут осуществляться негосударственным оператором, отобранным на конкурсных началах и действующим на условиях публичного договора.

По мере развития рыночных отношений отдельные находящиеся в государственной собственности объекты транспортной инфраструктуры могут приватизироваться с обременением владельцев обязательствами перед пользователями и государством.

Для обеспечения финансирования имеющих общегосударственное значение проектов в области развития транспортной инфраструктуры, наряду с прямым финансированием из федерального бюджета, применяются следующие механизмы:

выпуск внутренних целевых займов на проекты с надежными показателями окупаемости, но длительными сроками реализации. Такие займы должны быть обеспечены государственными гарантиями прежде всего, для подтверждения общественной важности проекта и готовности государства обеспечить его успешную реализацию. Операторами таких проектов могут выступать крупнейшие государственные организации, отвечающие за эксплуатацию и развитие элементов опорной инфраструктуры;

использование для ускорения реализации крупнейших проектов с длительным сроком реализации внешних заимствований, включая такие финансовые институты как МБРР, ЕБРР, ЕИБ и другие;

привлечение крупнейших транспортных операторов и грузоотправителей, непосредственно заинтересованных в модернизации или создании отдельных элементов транспортной инфраструктуры, к участию в соответствующих проектах;

развитие механизмов государственно-частного партнерства. Приоритетными сферами частно-государственного партнерства должны стать концессии при сооружении платных объектов на дорожной сети и строительстве участков железных дорог;

создание свободных экономических зон и технопарков в крупнейших транспортных узлах для привлечения целевых инвесторов к их развитию.

2.3.3. Транспортные коридоры и региональные особенности развития опорной транспортной сети.

Основой пространственной модели развития опорной транспортной сети являются транспортные коридоры.

Транспортные коридоры, в полосе которых размещаются коммуникации опорной транспортной сети, стыкуются с международными транспортными коридорами европейской и азиатской транспортных сетей.

Системное развитие международных и национальных транспортных коридоров позволит:

сохранить и развить единое политическое, экономическое и оборонное пространство России;

решить комплекс геостратегических задач, усилив позиции страны как транспортного моста между Европой, Азией и Америкой;

добиться концентрации и экономии ресурсов за счет сооружения объектов многоцелевого назначения;

стимулировать комплексное освоение перспективных сырьевых баз;

способствовать выравниванию социально-экономического развития регионов;

локализовать и свести к минимуму экологический ущерб, связанный с транспортной деятельностью.

Важнейшей составной частью опорной транспортной сети являются пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, включая пункты пропуска в портах и аэропортах.

Основными направлениями развития системы пунктов пропуска являются:

оптимизация количества и размещения пунктов пропуска на коммуникациях различных видов транспорта, модернизация и увеличение пропускной способности наиболее загруженных и ликвидация малодеятельных пунктов пропуска;

разработка и внедрение современных технологий, обеспечивающих максимальную скорость выполнения необходимых процедур при пересечении людьми, грузами и транспортными средствами государственной границы России.

2.3.4. Развитие транспортной инфраструктуры крупнейших городов.

Особую важность в условиях ускоренной автомобилизации приобретает системное развитие транспортной инфраструктуры крупнейших городов.

Основными принципами ее развития являются:

комплексный учет транспортных факторов при выработке архитектурно-планировочных решений. Развитие долгосрочного градостроительного и транспортного планирования с учетом прогнозируемых транспортных потоков внутри муниципальных образований и городов, а также транспортных потоков на внегородских автодорогах, примыкающих к этим населенным пунктам;

координация формирования городской улично-дорожной сети с развитием прилегающих к городу магистралей;

развитие в крупных городах кольцевых и хордовых дорог магистрального типа;

создание механизма резервирования земель (коридоров) в границах муниципальных образований для развития магистральных улиц и автодорог, стоянок автотранспорта и других объектов дорожной инфраструктуры;

транспортное зонирование городских территорий, использование системы административных и экономических механизмов для ограничения использования личного автотранспорта в наиболее загруженных зонах;

внедрение элементов платности в пользовании улично-дорожной сетью, включая создание в крупных городах платных скоростных автомагистралей, платных мостов через крупные водные преграды, а также взимания платы за въезд в центральные части городов;

выработка и реализация эффективной парковочной политики;

применение современных схем, средств и технологий организации дорожного движения, внедрение автоматизированных систем мониторинга и управления транспортными потоками;

комплексное опережающее развитие систем общественного пассажирского транспорта как альтернативы росту числа личных автомобилей. Развитие систем скоростного и внеуличного пассажирского транспорта;

применение логистических принципов при развитии городского общественного транспорта. Технологическая «стыковка» различных видов общественного пассажирского транспорта. Создание городских пассажирских терминалов и пересадочных комплексов;

разработка системных решений по обеспечению безопасности движения с учетом особенностей движения транспорта и пешеходов в городской среде. Строительство транспортных пересечений и пешеходных переходов в разных уровнях, исключение доступа пешеходов на скоростные городские автомагистрали, устройство пешеходных и велосипедных дорожек вдоль автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты;

оптимизация и развитие инфраструктуры стационарных постов контрольно-надзорных служб;

обеспечение доступности городских транспортных систем и инфраструктуры для людей, имеющих физические недостатки;

экономическое стимулирование приоритетного использования в городах транспортной техники с повышенными экологическими показателями. Реализация пилотных проектов использования природного газа и других альтернативных видов топлив на городском общественном транспорте, на регулярных грузовых перевозках в черте города, на транспорте коммунальных служб;

развитие систем городской грузовой логистики. Создание в пригородной зоне крупных терминалов и распределительных центров для вывода из города складов и большегрузного транспорта;

расширение практики совместного финансирования и реализации в крупнейших городах проектов, направленных на развитие важнейших транспортных связей или на внедрение технических и технологических решений, имеющих общегосударственное значение;

повышение защищенности городской транспортной инфраструктуры от террористических действий;

совершенствование правовой базы, обеспечивающей реализацию транспортной политики крупнейших городов с учетом их специфических особенностей.

Источник

Транспортная инфраструктура города

Транспортная инфраструктура города включает в себя транспортные коммуникации и другие транспортные сооружения (вокзалы, терминалы, станции и т. д.), а также систему городского транспорта.

Городские пути сообщения формируют планировочную структуру города. Анализ эволюции городов свидетельствует о том, что первичное формирование транспортной системы опережает, как правило, создание других объектов инфраструктуры. Более того, города часто возникали в точках узлов транспортной системы, обслуживающей соответствующий регион.

Транспортная система города оказывает влияние на размещение всех остальных видов деятельности в городе. Специфика функционирования объектов, расположенных на различных участках города, в огромной степени определяется их транспортной доступностью. Основное развитие города осуществляется вдоль ведущих транспортных направлений.

Транспортная инфраструктура обеспечивает связь города с другими населенными пунктами, входящими в состав групповой системы населенных мест.

Городские пути сообщения можно разделить на две основные группы:

ü внеуличные пути, включающие в себя железную дорогу, мет­рополитен, скоростной трамвай на обособленном полотне, моно­рельс, фуникулер, подвесные канатные дороги, водные виды транспорта и воздушный транспорт (трассы, воздушные коридоры и устройства для полетов вертолетов и малых самолетов);

Проектирование транспортной сети города осуществляется с учетом следующих требований:

1) Сеть улиц, дорог, площадей и пешеходных пространств должна проектироваться как единая общегородская система, в которой четко разграничены функции ее составляющих.

В соответствии со СНИП 2.07.01-89 и улицы и дороги городов разделяются на категории:

магистральные дороги:

— скоростного движения (расчетная скорость движения Vf = 120 км/ч) для связи между удаленными районами в крупнейших, крупных городах, а также с аэропортами, зонами массового отдыха; между городами в системах группового расселения; пешеходный тротуар отсутствует; число полос движения от 4 до 8; ширина полос 3,75 м;

— регулируемого движения (Кр. = 80 км/ч) для связи между районами города на отдельных направлениях и участках, преимущественно грузового движения, осуществляемого вне жилой застройки; пешеходный тротуар отсутствует; число полос движения от 2 до 6; ширина полос 3,5 м;

магистральные улицы общегородского значения:

— непрерывного движения (Кр. = 100 км/ч) для связи между жилыми, промышленными районами и общественными центрами в крупнейших, крупных и больших городах, с другими магистральными улицами, городскими и внешними автомобильными дорогами; число полос движения от 4 до 8; ширина полос 3,75 м; пешеходная часть тротуара 4,5 м;

— регулируемого движения (Кр. = 80 км/ч) для связи между жилыми, промышленными районами и центром города, центрами планировочных районов, между жилыми и промышленными районами, выхода на магистральные улицы и дороги, внешние автомобильные дороги; число полос движения от 4 до 8; ширина полос 3,5 м; пешеходная часть тротуара 3,0 м;

магистральные улицы районного значения:

2) Транспортная сеть города должна обеспечивать скорость, комфорт и безопасность передвижения между функциональными зонами города и в их пределах, связь с объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами региональной и общероссийской сети.

Основой уличной сети города являются магистрали, соединяющие между собой зоны и узловые точки территории города, формирующие транспортный каркас города. В связи с этим основным требованием к магистральной сети является обеспечение высокой интенсивности и скорости передвижения, а также необходимого уровня транспортного обслуживания территории города. Эти требования могут обеспечиваться оптимальной трассировкой магистральных направлений, повышением пропускной способности магистралей, увеличением плотности магистральных путей, распределением их по классам в зависимости от интенсивности движения.

Что включает в себя транспортная инфраструктура. Смотреть фото Что включает в себя транспортная инфраструктура. Смотреть картинку Что включает в себя транспортная инфраструктура. Картинка про Что включает в себя транспортная инфраструктура. Фото Что включает в себя транспортная инфраструктура

Безопасность движения в значительной мере достигается разобщением отдельных видов движения, устройством транспортных развязок в разных уровнях.

Наилучшие результаты при формировании транспортной сети могут быть получены при использовании различных видов транспорта в рамках единой транспортной системы города.

В городах с высоким уровнем автомобилизации и активным ис­пользованием индивидуальных автомобилей возникают проблемы передвижения по городу в часы «пик» на основных магистралях, снижение скорости движения автомобилей, образование заторов и дорожных «пробок». В связи с этим на дорогах, наиболее загруженных автомобильным движением, вводятся ограничения, например: запрещение движения некоторых видов транспорта, остановки или стоянки, разрешение движения в определенные часы и т. д. Расширение сети общественного транспорта и улучшение организации его работы способствуют ограничению пользования индивидуальным автомобилем.

Индивидуальный и общественный транспорт должны дополнять друг друга, выполняя те задачи, которые в наибольшей степени отвечают характеру каждого из них.

3) Одним из основных требований к транспортной структуре является способность удовлетворять функциональные изменения территории города, подвергаясь при этом минимальной трансформации.

Транспортная инфраструктура связывает между собой все элементы города независимо от их функциональной принадлежности. Транспорт активно влияет на формирование и развитие пространственной организации города. Однако с течением времени функциональная структура города претерпевает изменения, что сказывается на параметрах транспортной сети. При этом элементы транспортной инфраструктуры остаются жестко фиксированными в пространстве. Изменение уличной сети и даже габарита отдельной улицы требует огромных затрат, которые допустимы лишь в исключительных случаях.

При градостроительном планировании развития территории города необходимо учитывать высокий уровень инерционности транспортной системы. Поэтому проектирование и развитие транспортной сети должно вестись с учетом отдаленных перспектив развития города.

4) Транспортная система города должна отвечать требованиям охраны окружающей среды.

В настоящее время загрязнение атмосферного воздуха населенных мест в значительной мере обусловлено выбросами автомобильного транспорта. В составе этих выбросов, кроме оксида углерода, диоксида азота, присутствуют такие опасные вещества, как, например, свинец, ванадий и другие. Транспорт является основным источником шума в городах. На основных магистралях города уровень шума достигает 90 ДБ. Поэтому при планировании развития территории города следует предусматривать вынос транзитного движения за пределы города, использование подземного пространства, устройство многоуровневых развязок на перекрестках, формирование системы зеленых насаждений.

С ростом величины городов, увеличением их территории происходит обострение транспортных проблем. В крупных и крупнейших городах в настоящее время их разрешению способствует формирование системы внутригородского рельсового транспорта (метрополитен, пригородные поезда, доходящие до центра города). Создание таких систем требует значительного объема капитальных вложений. Однако, несмотря на это, для осуществления массовых перевозок рельсовый транспорт оказывается наиболее экономически целесообразным.

Дефицит городских территорий, скопление больших масс транс­портных средств на улицах требуют активного использования подземного пространства.

Применение надземного скоростного рельсового транспорта, широко применяемого за рубежом, позволяет минимально вмешиваться в инженерные сети города, не требует освобождения территории, при этом строительство линий для этого вида транспорта и его эксплуатации экономичнее метрополитена и скоростного трамвая.

Неотъемлемым элементом транспортной системы является внешний транспорт, обеспечивающий связи города с другими населенными местами и регионами.

По функциональному назначению сооружения и устройства внешнего транспорта подразделяются на следующие:

— городского значения, непосредственно связанные с обслуживанием города (вокзалы, пассажирские и грузовые станции, порты, причалы и другие);

— технические, частично связанные с обслуживанием города (технические пассажирские станции, тупиковые сортировочные станции, ремонтные базы железнодорожного и водного транспорта и другие);

— транзитные, не связанные с обслуживанием города (сортировочные станции транспортных узлов, железнодорожные и автодорожные обходы, водные каналы для отвлечения транзитного движения и т. д.).

Эффективным приемом является создание объединенных устройств разных видов транспорта в виде транспортных узлов города.

В состав транспортного узла входят частично или полностью следующие сооружения и комплексы транспортных устройств:

ü узел железнодорожного транспорта или одна железнодорожная линия, промышленные подъездные пути и станции;

ü узел внешнего автомобильного транспорта или одна автомо­бильная дорога и обслуживающие сооружения внешнего автомо­бильного транспорта;

ü морской порт с подходами к нему, речной порт или отдельные причалы и подходы к ним;

ü аэропорты, аэродромы, вертолетные станции, аэровокзалы и другие устройства воздушного транспорта;

ü сеть, сооружения и устройства трубопроводного транспорта.

Структура транспортного узла, назначение и мощность транспортных устройств в нем зависят от экономического потенциала города, его величины и географического положения и значения узла в общей сети путей сообщения.

В целях повышения эффективности использования территорий и уменьшения неблагоприятного воздействия транспорта на окружающую среду необходимо согласованное развитие устройств внешнего транспорта с планировочной структурой города и его внутригородской транспортной сетью. Эффективно создание транспортных коридоров, где совмещаются путевые и объединенные станционные устройства различных видов транспорта, изолированные от застройки селитебных территорий города.

Создание объединенных устройств различных видов транспорта (например, пассажирских вокзалов железнодорожного, автомобильного и других видов транспорта; объединенных сортировочных станций; общих грузовых станций, обслуживающих группы промышленных предприятий) позволяет более рационально использовать территорию города, уменьшить неблагоприятное воздействие транспорта на окружающую среду, снизить затраты на строительство и эксплуатацию, создавать большее удобство для населения.

Пассажирские вокзалы железнодорожного, автомобильного, водного транспорта следует размещать, обеспечивая транспортные связи с центром города, между вокзалами, жилыми и промышленными районами. Допускается предусматривать объединенные или совмещенные пассажирские вокзалы для двух и более видов транспорта.

Остановочные пункты на железных дорогах с пригородным пассажирским движением необходимо размещать вблизи жилых и промышленных районов, мест массового отдыха населения, а также в зонах массовой пересадки на городском транспорте.

В малых и средних городах автовокзалы и автостанции целесообразно размещать в центральных районах или на периферии, если существующие там железнодорожная пассажирская станция или морской (речной) вокзал позволяют организовать объединенный вокзал. В этих городах при размещении в центре города их следует включать в комплексы общественной застройки, посещение которой часто является целью поездки для многих пассажиров.

В крупных и крупнейших городах целесообразно создавать несколько зданий автовокзалов, размещая их на направлениях выхода наибольшего количества маршрутов автобусов пригородных и дальних сообщений, тем самым разгружая центральные районы города от магистрального автобусного движения.

Комплексы грузовых терминалов, включающих в себя склады, грузовые дворы, перегрузочные платформы, открытые стоянки, весовые устройства, маневровые площадки и другие сооружения, целесообразно размещать за пределами селитебной территории города, вблизи крупных промышленных узлов, грузовых железнодорожных станций, портов и пристаней, а также в периферийных неселитебных районах города вблизи выходов внешних автомобильных дорог.

Между городом и аэропортом должна быть обеспечена удобная транспортная связь. В городах, обслуживаемых аэропортами с пассажиропотоком не менее двух миллионов человек, возможно создание городских аэровокзалов, в которых проводится пред и послеполетное обслуживание пассажиров. Их размещают в городе, обеспечивая удобную связь с аэропортами, вокзалами других видов транспорта, основными пассажирообразующими районами города.

Морские, речные порты следует размещать за пределами селитебной территории на расстоянии не менее 100 м от жилой застройки. Речные порты должны располагаться по течению реки ниже зон санитарной охраны основных водозаборных сооружений и жилой застройки.

Причалы промышленных предприятий рекомендуется размещать вблизи обслуживаемых предприятий. Пассажирские причалы следует размещать в черте населенного пункта.

Морские и речные вокзалы, расположенные, как правило, вблизи пассажирских причалов, могут занимать различное положение в плане города. В городах, расположенных на берегу моря или судоходной реки, морские и речные вокзалы размещаются в зоне площадей, раскрытых на акваторию с созданием выразительных архитектурных ансамблей.

4.6. Инженерная подготовка и оборудование

Тем не менее мероприятия по инженерной подготовке территории можно распределить на три группы.

При проведении вертикальной планировки проектные отметки территории следует назначать, исходя из условий максимального сохранения естественного рельефа, почвы и существующих древесных насаждений, минимального объема земляных работ, с учетом использования вытесняемых грунтов на площадке строительства.

Характер работ по вертикальной планировке заключается в изменении главным образом микрорельефа. Однако в исключительных случаях бывает необходимо коренное изменение рельефа.

Прием вертикальной планировки выбирается в зависимости от свойств грунта, геологических и гидрологических условий, требований, предъявляемых к территории.

Отвод поверхностных вод следует осуществлять со всего бассейна (стоки в водоемы, водостоки, овраги и т. п.), предусматривая в городах дождевую канализацию закрытого типа или открытую систему отвода поверхностных вод. Простейшим способом водоотвода является открытая система, при которой сбор поверхностных вод с территорий осуществляется в лотки, каналы, кюветы, канавы без очистки в ближайший водоем.

На территории поселений с высоким стоянием грунтовых вод, на заболоченных участках следует предусматривать понижение уровня грунтовых вод в зоне капитальной застройки путем устройства закрытых дренажей. На территории усадебной застройки городов, в сельских поселениях и на территориях стадионов, парков и других озелененных территорий общего пользования допускается организация открытой осушительной сети.

Закрытая система производит водоотвод через сеть подземных трубопроводов и очистных сооружений. Такая сеть носит название дождевой или ливневой канализации или водостока. В закрытую систему вода попадает, стекая по территориям и лоткам проездов через дождеприемные решетки, расположенные на водоприемных колодцах для задержания мусора.

На участках залегания торфа, подлежащих застройке, наряду с понижением уровня грунтовых вод, следует предусматривать пригрузку их поверхности минеральными грунтами, а при соответствующем обосновании допускается выторфовывание. Толщина слоя пригрузки минеральными грунтами устанавливается с учетом последующей осадки торфа и обеспечения необходимого уклона территории для устройства поверхностного стока. На территории микрорайонов минимальную толщину слоя минеральных грунтов следует принимать равной 1 м; на проезжих частях улиц толщина слоя мине­ральных грунтов должна быть установлена в зависимости от интенсивности движения транспорта.

Территории поселений, расположенных на прибрежных участках, должны быть защищены от затопления паводковыми водами, ветровым нагоном воды и подтопления грунтовыми водами подсыпкой (намывом) или обвалованием. Отметку бровки подсыпанной территории следует принимать не менее чем на 0,5 м выше расчетного горизонта высоких вод с учетом высоты волны при ветровом нагоне.

На участках действия эрозионных процессов с оврагообразованием следует предусматривать упорядочение поверхностного стока, укрепление ложа оврагов, террасирование и облесение склонов. В отдельных случаях допускается полная или частичная ликвидация оврагов путем их засыпки, с прокладкой по ним водосточных и дренажных коллекторов.

Территории оврагов могут быть использованы для размещения транспортных сооружений, гаражей, складов и коммунальных объектов, а также для устройства парков.

Инженерная инфраструктура относится к числу важнейших объектов города. Функционирование и развитие современного города невозможно без систем городской инженерной инфраструктуры. Подключение к инженерным сетям необходимо и при строительстве новых объектов, и при проведении реконструкции сложившейся застройки. Любые существенные отклонения от нормального режима работы объектов инженерной инфраструктуры ведут к нарушению жизнедеятельности города в целом. А недостаточно высокий уровень функционирования этой структуры может заблокировать дальнейшее развитие города.

В настоящее время практически все населенные пункты нашей страны охвачены электроснабжением. В стране создана единая структурно и технологически взаимосвязанная система, обеспечивающая электроснабжение городов и других населенных пунктов. Как правило, электроэнергия поступает из отдаленных энергетических центров или производится в периферийной зоне городов. В городах создают сложные системы электроснабжения, обслуживающие всех потребителей, независимо от их ведомственной принадлежности.

К городским электрическим сетям и сооружениям относят:

— понизительные трансформаторные подстанции;

Понизительные подстанции служат для распределения электроэнергии, получаемой из электросистем или электростанций. В зависимости от их положения в системе электроснабжения города они трансформируют первичное напряжение 110 кВ и выше во вторичное 35(10) кВ. В городской застройке на трансформаторных подстанциях электроэнергия трансформируется с напряжения 10 кВ на напряжение, которое непосредственно получают потребители. Основным напряжением для распределительных сетей общего пользования в городах нашей страны является 380/220 В.

В городских системах электроснабжения используют переменный трехфазный ток. Электрические сети выполняют в виде воздушных линий электропередач и кабельных линий. Надземные высоковольтные линии занимают значительную территорию, которая исключается из использования для городских нужд. Длительное нахождение человека вблизи этих линий представляет опасность для здоровья человека. Поэтому актуальным является переход к подземным высоковольтным кабелям.

Электрические сети напряжением до 20 кВ включительно на селитебной территории городов и поселков с застройкой в 4 этажа и выше, а также сети всех напряжений на территории курортных комплексов следует, как правило, предусматривать кабельными линиями. В районах малоэтажной застройки, в сельской местности, а также в качестве внутриквартальных осветительных сетей для низковольтных распределительных сетей используются воздушные линии.

На подходах к подстанции и пунктам перехода воздушных линий в кабельные должны предусматриваться технические полосы для ввода и вывода кабельных и воздушных линий.

Для газоснабжения городов в основном применяют природный газ, поскольку он обладает большой удельной теплотой сгорания, сравнительно дешев и легко транспортируется по трубопроводам на большие расстояния.

Газ в городах потребляется как химическое сырье в промышленности, для отопления зданий, для приготовления пищи и горячего водоснабжения, для энергообеспечения технологических процессов объектов промышленного и коммунально-бытового назначения.

Городские газовые сети по уровню максимального рабочего давления разделяют на системы низкого, среднего и высокого давления. Газопроводы низкого давления используют для подачи газа в жилые и общественные здания, мелкие коммунальные и промышленные объекты. Газопроводы среднего и высокого давления обеспечивают крупные промышленные предприятия, ТЭЦ, отдельные котельные, а также питают сети низкого и среднего давления.

Прокладка трубопроводов с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, а также со сжиженными газами для снабжения промышленных предприятий и складов по селитебной территории не допускается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *