Что включает в себя процесс ассимиляции

Что включают в себя процессы ассимиляции и диссимиляции?

ТЕМА. Обмен веществ

Что включают в себя процессы ассимиляции и диссимиляции?

Чем регулируется обмен веществ в организме?

Почему ассимиляцию называют пластическим обменом, а диссимиляцию — энергетическим обменом?

Пластический обмен- его результат- построение биологических структур Энергетический обмен- преобразование химической энергии поступающих в организм питательных веществ в энергию, необходимую для жизнедеятельности организма.

Каким образом белки одновременно участвуют в процессах диссимиляции и ассимиляции?

Белки в организме находятся в состоянии непрерывного обмена и обновления. У здорового взрослого человека количество распавшегося за сутки белка равно количеству вновь синтезированного. Животные существа могут усваивать азот только в составе аминокислот, поступающих в организм с белками пищи. Десять аминокислот из 20 (валин, лейцин, изолейцин, лизин, метионин, триптофан, треонин, фенилаланин, аргинин и гистидин) в случае их недостаточного поступления с пищей не могут быть синтезированы в организме. Эти аминокислоты называют незаменимыми. Другие десять аминокислот (заменимые) не менее важны для жизнедеятельности, чем незаменимые, но в случае недостаточного поступления с пищей заменимых аминокислот они могут синтезироваться в организме. Важным фактором обмена белков организма является повторное использование (реутилизация) аминокислот, образовавшихся при распаде одних белковых молекул, для синтеза других. Белки, использующиеся в организме в первую очередь в качестве пластических веществ, в процессе их разрушения освобождают энергию для синтеза в клетках АТФ и образования тепла.

Могут ли жиры и углеводы переходить друг в друга?

Где функционируют дыхательные ферменты

Кишечные палочки, бифидо- и лактобактерии выполняют витаминообразующую функцию (участвуют в синтезе и всасывании витаминов К, группы В, фолиевой и никотиновой кислот). По способности синтезировать витамины кишечная палочка превосходит все остальные бактерии кишечной микрофлоры, синтезируя тиамин, рибофлавин, никотиновую и пантотеновую кислоты, пиридоксин, биотин, фолиевую кислоту, цианокобаламин и витамин К. Бифидобактерии синтезируют аскорбиновую кислоту, бифидо- и лактобактерии способствуют всасыванию кальция, витамина D, улучшают всасывание железа (благодаря созданию кислой среды).

Какой из названных витаминов (А, В, С, D) повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям?

ТЕМА. Обмен веществ

Что включают в себя процессы ассимиляции и диссимиляции?

Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть фото Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть картинку Что включает в себя процесс ассимиляции. Картинка про Что включает в себя процесс ассимиляции. Фото Что включает в себя процесс ассимиляции

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть фото Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть картинку Что включает в себя процесс ассимиляции. Картинка про Что включает в себя процесс ассимиляции. Фото Что включает в себя процесс ассимиляции

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть фото Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть картинку Что включает в себя процесс ассимиляции. Картинка про Что включает в себя процесс ассимиляции. Фото Что включает в себя процесс ассимиляции

Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть фото Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть картинку Что включает в себя процесс ассимиляции. Картинка про Что включает в себя процесс ассимиляции. Фото Что включает в себя процесс ассимиляции

Источник

Ассимиляция — это замена одного на другое

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о том, что такое АССИМИЛЯЦИЯ.

Слово это весьма разноплановое и применяется в различных сферах жизнедеятельности человека (биологии, обществознании, лингвистике, психологии), везде имеет несколько отличное значение.

Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть фото Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть картинку Что включает в себя процесс ассимиляции. Картинка про Что включает в себя процесс ассимиляции. Фото Что включает в себя процесс ассимиляции

Поэтому мы разберем вкратце все возможные аспекты применения слова ассимиляция (с примерами и пояснениями), чтобы к концу статьи у вас уже не осталось никаких вопросов по этой теме.

Ассимиляция — это.

Слово это имеет латинские корни, «assimilatio» дословно переводится как «усвоение, уподобление».

Более точное определение зависит от того, в какой сфере применяется термин «ассимиляция». А вариантов тут много:

В этой статье мы подробно расскажем, что означает «ассимиляция» применительно к каждой из этих наук.

Ассимиляция в обществознании

Ассимиляция в социологии – это когда часть общества или целый народ теряет свои индивидуальные черты и становится частью чего-то большего.

Один из ярких примеров, это миграция жителей стран третьего мира в Европу или Северную Америку.

Например, представители коренных африканских племен уже не ходят по улице в набедренной повязке, не срывают фрукты и овощи с чужих огородов и не совершают какие-то ритуальные действия, которые были в порядке вещей у них на родине.

Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть фото Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть картинку Что включает в себя процесс ассимиляции. Картинка про Что включает в себя процесс ассимиляции. Фото Что включает в себя процесс ассимиляции

Социальная ассимиляция бывает нескольких видов:

Также к социальной ассимиляции можно отнести смешанные браки – например, между людьми разного вероисповедания или разного цвета кожи. Так, если девушка-христианка выходит замуж за мусульманина, она чаще всего обязана соблюдать какие-то религиозные каноны мужа или вовсе поменять религию.

Ассимиляция в биологии

Ассимиляция в биологии – это процессы, в результате которых клетки живых организмов получают необходимые минералы и химические вещества. Это позволяет им производить необходимую энергию, которая служит «топливом» для их развития.

Так, все живое на планете зависит от главного источника энергии – солнечного излучения. Растения умеют напрямую его перерабатывать в энергию с помощью фотосинтеза. А вот у остальных живых организмов ассимиляция несколько сложнее. Им нужна пища.

Например, человек в процессе еды не только утоляет голод, но также получает необходимые вещества для роста внутренних органов и энергию, которая заставляет наш организм функционировать.

Попадая в желудок, все продукты с помощью желудочного сока распадаются на элементарные элементы, такие как жиры, углеводы, клетчатка, глюкоза и так далее.

Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть фото Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть картинку Что включает в себя процесс ассимиляции. Картинка про Что включает в себя процесс ассимиляции. Фото Что включает в себя процесс ассимиляции

Есть и обратный процесс, который называется диссимиляцией. Это распад тех самых элементарных веществ на еще более мелкие, которые потом выводятся из организма.

А совокупность двух процессов (ассимиляции и диссимиляции) носит более привычное нам название – обмен веществ или метаболизм (что это?).

В психологии

Этот термин в психологии стал впервые использовать швейцарский психолог Жан Пиаже в середине прошлого века.

Под ассимиляцией он подразумевал любые новые навыки, которые человек получает на протяжении всей жизни.

Каждая информация или опыт, так или иначе, вплетается в уже существующие у нас идеалы, дополняют их или, наоборот, разбавляют, а иногда и опровергают.

Наиболее активно ассимиляция проходит у маленьких детей. Ведь они каждый день видят и слышат что-то новое, из чего потом и складывается их мировоззрение. Поток информации обрушивается на них как лавина – от родителей, с экрана телевизора, от воспитателей и других детей в детском саду.

Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть фото Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть картинку Что включает в себя процесс ассимиляции. Картинка про Что включает в себя процесс ассимиляции. Фото Что включает в себя процесс ассимиляции

У взрослых этот процесс более постепенный. Ассимиляция заключается в получении новых знаний. Например, программист, который осваивает новую программу. Или шеф-повар, изучивший новый рецепт. Или футболист, у которого стал получаться новый прием дриблинга.

Также периодически мы ассимилируем свое отношение к другим людям. Например, вы всегда считали, что ваш подчиненный – отличный работник, так как он не давал усомниться в этой оценке.

Но тут вы стали замечать, что он время от времени опаздывает. И у вас в сознании возникнет уже новый образ – хороший сотрудник, но непунктуальный. Так и происходит, когда новая информация наслаивается на старую.

В лингвистике

В русском языке (да и во всех остальных) ассимиляция связана с фонетикой (что это?).

При произношении многих слов мы произносим не те звуки, которые соответствуют написанным буквам.

Например, мы говорим «кАрова» или «мАлАко», хотя эти слова пишутся через буквы «О» (корова и молоко).

Ассимиляция звуков происходит между буквами, которые относятся к одному типу и похожи друг на друга. Пример с буквами «А» и «О» мы уже показали. Но точно такая же картина в ряде случаев наблюдается и с согласными.

Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть фото Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть картинку Что включает в себя процесс ассимиляции. Картинка про Что включает в себя процесс ассимиляции. Фото Что включает в себя процесс ассимиляции

Так, очень похожи друг на друга «Т» и «Д». Например, в слове «отдать» они стоят по соседству, и более звонкая «Д» начинает доминировать над глухой «Т» при произношении. Когда мы говорим, слышится «оддать». А, например, произнося слово «отбить», мы, наоборот, подменяем глухую «Т» на звонкую «Д». И слышится «одбить».

Вот и все, что нужно знать о таком термине, как АССИМИЛЯЦИЯ.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Я бы не сказал, что африканцы и арабы ассимилируются в европейских странах, скорее наоборот, пытаются устанавливать свои порядки.

Если раньше в некоторых ситуациях требовалась насильственная ассимиляция, то в современном мире все стало гораздо проще. Посредством влияния интернета и телевидения очень просто подвести всех под единый образец. Более того, прогресс в этой сфере настолько ощутим, что не требуется никакого насаждения, люди добровольно меняются и подстраиваются, еще и считают это благом.

Источник

Ассимиляция и диссимиляция: обмен веществ и его типы, формы поступления энергии в живые организмы, этапы энергетического обмена

Ассимиляция и диссимиляция

Обмен веществ и его типы

Процесс обмена веществ и энергии, происходящий в живых организмах — это метаболизм.

За счет метаболизма сохраняется постоянство внутренней среды организма во внешних условиях, которые постоянно меняются. Это постоянство получило название гомеостаз.

Обмен веществ — это два взаимосвязанных и взаимопротивоположных процесса: диссимиляция и ассимиляция.

Первый процесс — диссимиляция. Это энергетический обмен, в ходе которого органические вещества расщепляются, а выделенная энергия используется для синтеза молекул АТФ.

Второй процесс — это ассимиляция в биологии. Ассимиляция — это процесс или энергетический обмен, в ходе которого энергия АТФ применяется для синтеза собственных соединений, необходимых организму.

Принципиальное различие между ними заключается в том, что в первом случае энергия высвобождается (в результате распада органических веществ получается CO₂, H₂O, АТФ), а при ассимиляции (в биологии) энергия затрачивается (так происходит синтез углеводов, жиров, белков, ДНК, РНК, АТФ и др).

Примеры процессов диссимиляции в биологии — дыхание, брожение, гликолиз. Примеры процессов ассимиляции в биологии — фотосинтез, биосинтез белков, углеводов.

Процессы диссимиляции в биологии еще называют катаболизмом и энергетическим обменом. Процессы ассимиляции в биологии также называют анаболизмом и пластическим обменом.

Одно и то же понятие называется по-разному по одной просто причине: реакции обмена веществ изучались учеными различных специальностей:

Интересно, что все названия закрепились в научном дискурсе и активно используются. Это объясняет, к примеру, почему ассимиляция называется пластическим обменом. Поэтому ассимиляция в биологии это и анаболизм, а диссимиляция в биологии — это еще и катаболизм.

Формы поступления энергии в живые организмы

Солнце — основной источник энергии для всех живых существ на планете. С его помощью живые организмы удовлетворяют свои энергетические потребности.

Есть организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических — это автотрофы. Все автотрофы можно поделить на 2 группы:

Живым организмам нужна энергия для разнообразных процессов: химических, тепловых, электрических и механических.

Этапы энергетического обмена

Энергетический обмен в биологии состоит из нескольких последовательных этапов. Ниже рассмотрим основные этапы обмена веществ, и какие процессы происходят на этапах энергетического обмена.

Первый этап энергетического обмена в клетке — подготовительный.

Подготовительный этап энергетического обмена — это этап, на котором происходит расщепление макромолекул до мономеров под воздействием ферментов. Реакции сопровождаются выделением небольшого количество энергии, рассеиваемой в виде тепла.

Далее следует второй этап энергетического обмена — бескислородный этап энергетического обмена, который происходит в клетках. Образованные на предыдущем этапе мономеры (глюкоза, глицерин и др) расщепляются дальше без доступа кислорода. На этом этапе наиболее важным является расщепление молекулы глюкозы на молекулы пировиноградной или молочной кислоты, которое сопровождается образованием двух молекул АТФ.

Уравнение выглядит следующим образом:

Это реакция гликолиза, в ходе которой происходит выделение примерно 200 кДж энергии. Но она не вся трансформируется в тепло. Часть этой энергии идет на синтез двух фосфатных связей в молекулах АТФ, богатых на энергию (макроэргических).

В ходе спиртового брожения происходит расщепление и глюкозы.

Помимо спиртового есть еще и следующие виды бескислородного брожения — маслянокислое и молочнокислое.

Следующий этап энергетического обмена веществ — кислородный этап энергетического обмена. На кислородном этапе происходит окисление образованных на предыдущем этапе соединений до конечных продуктов реакции — воды и углекислого газа.

В 1937 году английский биохимик Адольф Кребс описал последовательность превращений органических кислоты в матриксе митохондрий. Совокупность этих реакций получила название цикла Кребса.

Образованные в ходе анаэробного процесса молекулы молочной или пировиноградной кислоты в результате полного окисления до углекислого газа и воды выделяют 2800 кДж энергии. Такого количество энергии достаточно для синтеза 36 молекул АТФ. Это в 18 раз больше, чем на предыдущем этапе.

Суммарное уравнение кислородного этапа можно представить следующим образом:

Суммарное же уравнение энергетического обмена имеет вид:

Завершающей стадий этапов энергетического обмена является выведение из организма продуктов метаболизма.

Мы рассмотрели, что такое энергетический обмен, изучили кратко энергетический обмен и этапы обмена веществ.

Источник

Ассимиляция

Термин ассимиля́ция (лат. assimilatio — уподобление) употребляется в нескольких областях знания:

См. также

Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть фото Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть картинку Что включает в себя процесс ассимиляции. Картинка про Что включает в себя процесс ассимиляции. Фото Что включает в себя процесс ассимиляции

Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть фото Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть картинку Что включает в себя процесс ассимиляции. Картинка про Что включает в себя процесс ассимиляции. Фото Что включает в себя процесс ассимиляцииСписок значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью.

Полезное

Смотреть что такое «Ассимиляция» в других словарях:

АССИМИЛЯЦИЯ — (лат. assimilatio, от assimilare уподоблять). Уравнение, уподобление, напр., в фонетике уподобление соседних звуков один другому; в физиологии уподобление веществ, поглощенных животным, веществам собственного тела. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

АССИМИЛЯЦИЯ — (от лат. ad к и simi lis подобный), такая переработка попадающих извне в растительный или животный организм веществ, в результате к рой последние становятся составной частью клеток организма. А. белков с хим. стороны наиболее загадочная стадия… … Большая медицинская энциклопедия

ассимиляция — согласно Ж. Пиаже механизм, обеспечивающий использование в новых условиях ранее приобретенных умений и навыков без их существенного изменения: его посредством новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или другой ситуацией … Большая психологическая энциклопедия

АССИМИЛЯЦИЯ — (от латинского assimilatio), 1) уподобление, слияние (например, ассимиляция звуков, ассимиляция народов); усвоение. 2) (Биологическое) усвоение питательных веществ живыми организмами, их превращение в результате биохимической реакций в… … Современная энциклопедия

АССИМИЛЯЦИЯ — АССИМИЛЯЦИЯ, ассимиляции, жен. (лат. assimilatio) (книжн.). Действие по гл. ассимилировать и ассимилироваться. Ассимиляция звуков (уподобление одного звука другому в слове; линг.). Ассимиляция народностей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

Ассимиляция — (лат. assimilatio сіңісу, ұқсасу, теңдесу) үлкен этникалық ортада саны кем және саяси мәдениеті мен әлеуметтік жағдайы төмен халықтың өзінің ұлттық болмысынан айырылып, басым халық арасында сіңіп кетуі құбылысы. Философия этностардың, халықтардың … Философиялық терминдердің сөздігі

Ассимиляция — [assimilatio уподобление] в геологии процесс полного усвоения и плавления постороннего материала (боковых п. и пр.) в интрудировавшей магме, без сохранения реликтов материального каркаса поглощенных п., с образованием гибридной магмы,… … Геологическая энциклопедия

АССИМИЛЯЦИЯ — процесс, в результате к рого члены одной этнич. группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнич. группы, с к рой они находятся в непос редств. контакте. Этот процесс может происходить… … Энциклопедия культурологии

ассимиляция — расплавление, слияние, усваивание, усвоение, уподобление, ассимилирование Словарь русских синонимов. ассимиляция сущ., кол во синонимов: 7 • ассимилирование (4) • … Словарь синонимов

Источник

Процесс ассимиляции

Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть фото Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть картинку Что включает в себя процесс ассимиляции. Картинка про Что включает в себя процесс ассимиляции. Фото Что включает в себя процесс ассимиляции Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть фото Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть картинку Что включает в себя процесс ассимиляции. Картинка про Что включает в себя процесс ассимиляции. Фото Что включает в себя процесс ассимиляции Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть фото Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть картинку Что включает в себя процесс ассимиляции. Картинка про Что включает в себя процесс ассимиляции. Фото Что включает в себя процесс ассимиляции Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть фото Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть картинку Что включает в себя процесс ассимиляции. Картинка про Что включает в себя процесс ассимиляции. Фото Что включает в себя процесс ассимиляции

Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть фото Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть картинку Что включает в себя процесс ассимиляции. Картинка про Что включает в себя процесс ассимиляции. Фото Что включает в себя процесс ассимиляции

Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть фото Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть картинку Что включает в себя процесс ассимиляции. Картинка про Что включает в себя процесс ассимиляции. Фото Что включает в себя процесс ассимиляции

Процесс ассимиляции животными окружающей среды протекает в двух формах:

идеальной ассимиляции;

реальной ассимиляции.

а) Идеальная ассимиляция

Идеальная ассимиляция основана на способности животных иметь ощущения. Процесс ощущения животными внешнего мира распадается на пять видов чувств: осязания, обоняния, зрения, слуха и вкуса. Низшие виды животных всё ощущают только через осязание. У высших видов развиты все остальные чувства.

Механические определения предметов – тяжесть, упругость, форма, теплота, воспринимаются посредством чувства осязания. Соединение предметов со светом воспринимается посредством чувства зрения. Воздействие воздуха на вещество – посредством чувства обоняния. Взаимодействие предметов с водой – посредством чувства вкуса. Соударение предметов, порождающее звук, воспринимается посредством чувства слуха.

Органы чувств. Каждый из указанных видов чувств представлен в организме животных специализированными внешними органами.

Осязание осуществляется посредством рецепторов кожи, расположенных по всей поверхности тела. Поскольку чувство осязания первично по своему происхождению, постольку оно способно в определённой степени замещать потерю других видов чувств. Ощущая сотрясение окружающей среды, кожа способна воспринимать звук; при соприкосновении с жидкими веществами – их вкус. Чувство осязания способно воспринимать даже цвета. Слепые люди нередко обладают способностью определять цвета предметов на ощупь. Все другие виды ощущений – зрение, вкус, нюх и слух – развились из осязания, а воспринимающие их органы – уши, глаза, нос, язык – являются формообразованиями кожи.

Глаза воспринимают свет и тени, за счёт чего животные созерцают образ предмета. Слуховой орган – ухо – воспринимает колебания воздушной среды, порождаемые сотрясением соударяющихся предметов. Чувство слуха связано со способностью животных к свободному перемещению по территории обитания. Нюх (обоняние) есть восприимчивость слизистой оболочки носа к распространяемым через воздух испарениям вещества. Деятельность носа связана с дыханием. Вкус есть рецептивность языка, специализированного на восприятии химического состава вещества. Данная способность языка связана с главной функцией рта – захватыванием и пережёвыванием пищи.

б) Реальная ассимиляция

Из совокупности воспринятых ощущений в мозге животных формируется идеальный образ предмета. Если этот образ является для данного вида животных «своим», т.е. если он уже содержится в их представлении, тогда они предпринимают в отношении данного предмета активные действия. Сами по себе предметы окружающего мира не могут иметь какого-либо значения для животных, если их определённость уже не заложена в них в виде запаха, звучания, образа и т.д.

У каждого вида животных существует свой круг предметов природы, которые представляют собой сферу их инобытия. Потребляя их, они воспроизводят своё бытие. У одних видов этот круг широк, у других, наоборот, узок. Ко всем прочим предметам они остаются равнодушными.

Тождество (одинаковость) содержания потребности (вожделения) животного и того внешнего предмета, посредством которого она удовлетворяется, есть то, что мы называем инстинктом. Совершенно справедлива точка зрения, согласно которой животные, в отличие от человека, не осознают своих целей как таковых, но столь же справедлива и та точка зрения, что животные содержат определённость своих целей в самих себе и преследуют их инстинктивно. Инстинкт есть целевая деятельность животных, осуществляемая ими бессознательно.

Ощущая в себе недостаток чего-либо (жажда, голод, холод, сырость), животные стремятся восполнить его за счёт средств природы. Процесс реальной ассимиляции ими окружающей природы подразделяется на следующие виды:

пожирающая;

приспосабливающая.

В первом случае речь идёт о внутреннем употреблении животными материала окружающей среды, во втором – о её внешнем приспособлении для нужд их организма.

ПОЖИРАЮЩАЯ АССИМИЛЯЦИЯ, в свою очередь, включает в себя два процесса:

Дыхание.Низшие виды животных обладают только кожным дыханием. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа осуществляется у них посредством простой диффузии молекул через поверхность тела.

Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть фото Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть картинку Что включает в себя процесс ассимиляции. Картинка про Что включает в себя процесс ассимиляции. Фото Что включает в себя процесс ассимиляции

У высших видов животных также имеется кожное дыхание, но в дополнение к нему у них развит и второй способ, осуществляемый посредством специализированных дыхательных органов. У животных и птиц таким органом являются лёгкие, у рыб – жабры.

Лёгкие представляют собой нацеленный на взаимодействие с атмосферным воздухом орган. В силу такой специализации существует опасность их бесконтрольного развития в направлении увеличения объёмов осуществляемого ими процесса взаимодействия с воздухом. Подобная перспектива, с одной стороны, противоречит интересам организма в целом, поскольку в этом случае всему организму придётся работать только на лёгкие, а с другой стороны, ведёт к деградации самих лёгких вплоть до низведения их вновь на уровень кожного дыхания. Во избежание такой перспективы деятельность лёгких (жабр) с самого начала их появления в организмах животных поставлена под контроль другого органа – селезёнки.

Лёгкие и селезёнка представляют собой парные органы, действующие по принципу единства противоположностей. Достигается такое единство тем образом, что в лёгких эритроциты крови соединяются с кислородом, который они разносят по клеткам тела. Селезёнка же разрушает эритроциты и тем самым регулирует уровень их содержания в крови. Поскольку главное назначение эритроцитов – переносить кислород и углекислый газ, постольку, изменяя их концентрацию в крови, селезёнка посредством этого контролирует объём деятельности лёгких. При необходимости она способствует увеличению числа эритроцитов, а при её отсутствии снижает его. За счёт этого селезёнка, с одной стороны, ограничивает возможность лёгких в плане абсолютного увеличения масштабов их деятельности. С другой стороны, при снижении потребности организма в кислороде она помогает лёгким сохранять свои «производственные мощности» под минимальной нагрузкой.

Только единство противоположных функций лёгких и селезёнки обеспечивает устойчивую работу опосредованного ими же способа дыхания в условиях широкой амплитуды нагрузок, приходящихся на организм животного. У человека, например, объём дыхания колеблется от 8-10 литров в минуту в состоянии покоя до 100 и более литров при интенсивной физической работе.

Через лёгкие в организм человека поступает до 98% объёма кислорода и только 2% приходится на кожное дыхание. Но эти цифры не должны заслонять от нас то обстоятельство, что именно кожное дыхание является первичным. Лёгочное дыхание развилось в дополнение к нему, а не наоборот.

Питание. Процесс питания животных состоит из следующих этапов:

а) вхождение организма в связь с предметом потребления – механическое завладение;

б) разложение его вещества до простейших органических соединений и их усвоение – переваривание пищи;

в) прекращение связи с предметом и выведение его остатков из организма – экскреция: пот, кал, моча.

Механическое завладение.Прежде чем завладеть средством потребления, животному необходимо отыскать его в окружающем мире и приблизиться к нему. Это обусловливает наличие у животных органов передвижения: хвостов и плавников, крыльев, лап, ног, и т.п.

В целях непосредственного захвата предмета и направления его в пищеварительную систему на конечностях животных сформировались пальцы, когти, клешни, а в ротовой полости – челюсти, зубы, клюв. С помощью них животные захватывают добычу и направляют её в рот (пасть).

Процедура измельчения предмета во рту имеет ещё механический характер, но его соприкосновение со слюной делает этот процесс уже органическим и полагает начало превращения потребляемого предмета в пищевой комок.

Чем бы ни питался тот или иной вид животных – растениями, грибами или плотью животных, – вся эта пищевая масса в ходе переваривания расщепляется до степени простейших органических соединений, в качестве каковых она попадает в кровь и при её посредстве – в клетки тела.

Этапы пищеварительного процесса. Слюна, вырабатываемая находящимися в ротовой полости железами, растворяет и размягчает пищу. Далее по пищеводу она поступает в желудок, где обрабатывается желудочным соком, содержащим около 0,05% соляной кислоты. Желудочный сок окисляет пищу, в процессе чего происходит так называемая кислотная денатурация белков. Панкреатический сок поджелудочной железы, в котором преобладает щелочное начало, вновь раскисляет пищу. Далее поступающая из печени в область двенадцатиперстной кишки желчь обжигает содержащиеся в пище жировые глобулы, чем способствует их расщеплению до жирных кислот. Кишечный сок, имеющий также слабощелочное начало, довершает процесс воздействия организма на поступивший в него извне материал – пищу. В результате совокупного действия слюны, желудочного сока, панкреатического сока, желчи и кишечного сока пища разлагается на простейшие органические соединения: углеводы, аминокислоты и жиры, которые всасываются в стенки кишечника.

Судьба попавших в стенки кишечника органических соединений.Из стенок кишечника органические соединения переправляются к клеткам тела двумя путями. Первый – непосредственный путь, при котором они из стенок кишечника поступают в сосуды лимфатической системы, по ним попадают в большой кровеносный круг и через него разносятся по всему телу. Второй – опосредованный путь, при котором они из стенок кишечника попадают в капилляры кровеносной системы, а далее – в воротную вену и через неё – в печень. В печени они проходят дополнительную обработку, после чего по печёночной вене переправляются в большой круг кровеносной системы и через него разносятся по всему телу. Рассмотрим оба пути продвижения органических соединений подробнее.

Непосредственное пищеварение.У низших видов животных вообще нет органов, вырабатывающих желудочный сок, панкреатический сок или желчь. У них элементы питания всасываются непосредственно через кожу и далее попадают напрямую в лимфу (тканевую жидкость), с которой распространяются по клеткам тела.

Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть фото Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть картинку Что включает в себя процесс ассимиляции. Картинка про Что включает в себя процесс ассимиляции. Фото Что включает в себя процесс ассимиляции

Высшим видам животных также присущ такой непосредственный способ пищеварения. Поверхность их пищеварительного тракта – ротовая полость, гортань, пищевод, желудок и кишечник – представляют собой ту же самую кожу, только вывернутую вовнутрь и проходящую полой трубкой через всё тело. Осуществляемое стенками кишечника (внутренней кожей животных) всасывание органических соединений – это и есть начало непосредственного способа пищеварения. Переход органических соединений из стенок кишечника в сосуды лимфатической системы является его продолжением. Вместе с лимфой они по грудному протоку доходят до подключичной вены, через которую вливаются в большой круг кровеносной системы и по нему разносятся по клеткам тела.

Выведение продуктов клеточного обмена при таком способе пищеварения осуществляется через пот, выделяемый внешней кожей животных. Человек, например, выделяет за день от 0,5 до 12 литров пота, в зависимости от эмоциональной и мышечной нагрузки, а также от температуры окружающей среды. Состоит пот из воды, солей и мочевины, которые представляют собой продукты клеточной переработки белков и других органических соединений.

Так осуществляется непосредственный способ пищеварения у высших видов животных. В принципе, он у них такой же, как и у низших видов. Но (!) если бы процесс пищеварения осуществлялся только в такой форме, то эволюционное развитие животных остановилось бы где-то на ступени дождевых червей. К счастью для всех нас, этого не произошло, и у многих видов животных дополнительно сформировался ещё и опосредованный способ пищеварения.

Опосредованное пищеварениепроисходит по следующей схеме. Одна часть органических соединений, как мы уже знаем, попадает из стенок кишечника в лимфатическую систему. Другая часть поступает в омывающую стенки кишечника кровь. Эта кровь собирается в воротную вену, по которой она вливается в печень. Там она соединяется с кровью, поступившей по печёночной артерии от лёгких. Насыщенная кислородом артериальная кровь начинает активно взаимодействовать с органическими соединениями, содержащимися в крови воротной вены, в результате чего одна их часть преобразуется в новые соединения, а другая часть попросту уничтожается и выводится из организма в виде мочевины и желчи.

Почему это происходит? Потому, что опосредованный способ пищеварения, как и опосредованный способ дыхания, также основан на единстве противоположности осуществляющих его органов. Одной стороной этой противоположности являются желудок, поджелудочнаяжелеза и кишечник вместе взятые. Они нацелены на активное взаимодействие с попавшей в организм пищевой массой и на максимальное изъятие из неё органических соединений. Другой стороной этой противоположности является печень, которая выполняет по отношению к ним обратную функцию. Она сдерживает их деятельность, пресекает их излишнюю увлечённость внешним материалом (пищей). Достигает она этого тем образом, что попросту уничтожает то, что они извлекают из пищевой массы.

Появление в организме животных специализированных на взаимодействии с внешним материалом органов породило новую опасность. В отсутствие контроля над их деятельностью со стороны организма они способны заставить его работать только на самих себя. Дай им волю, и они принудят его тратить все свои силы только на то, чтобы производить слюну, желудочный, панкреатический и кишечный сок. В результате вся поверхность тела животных – и внешняя и внутренняя – деградирует в обратном направлении и вновь вернётся на ступень непосредственного кожного пищеварения.

Но у животных другая функция в биосфере, отличная от функции растений. Их назначение состоит в том, чтобы вести активный образ жизни. А значит, их организм должен представлять собой автономную подвижную систему и уметь прерывать свою связь с питающим его органическим субстратом. Достигается это за счёт образования специализированных органов пищеварения, деятельность которых, однако, поставлена под контроль противоположного по отношению к ним органа – печени.

Печень, следовательно, – это костёр инквизиции, выступающей под знамёнами сохранения автономного и подвижного образа жизни животных. В ней сжигаются результаты излишней увлечённости пищеварительных органов внешним материалом (пищевой массой). Уносящаяся к почкам мочевина – это дым её костра. А изливаемая печенью желчь – это его пепел или, лучше сказать, раскалённая лава. Своим появлением в пищеварительном тракте она накладывает нижнюю границу деятельности желудка и поджелудочной железы. Как струя огня, она отсекает их от пищевой массы. При этом организм также преследует свои цели. Желчь, как уже говорилось, помогает расщеплять жировые глобулы.

Таким образом, развитие опосредованного способа ассимиляции животными материала окружающей среды привело к возникновению в их организмах двух пар противоположных органов. Первая противоположность положена процессом опосредованного дыхания. Её сторонами являются лёгкие и селезёнка. Вторая противоположность положена процессом опосредованного пищеварения. Её составляющими являются, с одной стороны, желудок, кишечник, поджелудочная железа, с другой – печень.

Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть фото Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть картинку Что включает в себя процесс ассимиляции. Картинка про Что включает в себя процесс ассимиляции. Фото Что включает в себя процесс ассимиляции

В том, что делает селезёнка по отношению к лёгким, а печень по отношению к желудку, поджелудочной железе и кишечнику, надо видеть механизм переключения деятельности организма с внешнего материала на внутренний. Тем самым организм животных выходит из отношения противоположности с внешним материалом и полагает противоположность внутри самого себя. Деятельность печени направлена не на пищевую массу, а на уже изъятые из неё органические соединения. Точно так же деятельность селезёнки направлена не на ассимиляцию атмосферного воздуха, а на находящиеся в крови элементы, обеспечивающие транспортировку кислорода по всему организму. Только благодаря противоположности их функций данные органы обрели устойчивый образ и способность к работе в условиях широкой амплитуды нагрузок.

За счёт опосредованного дыхания и опосредованного пищеварения организм животных отсоединяет сам себя от потребляемого им органического субстрата, благодаря чему он обретает способность к существованию в качестве подвижной автономной системы. Но это только один – внешний – результат развития опосредованного способа ассимиляции животными материала окружающей среды. Вторым является то, что противоположность указанных органов стала базовым элементом развития внутреннего строения всего организма в целом. Они являются реперными точками вокруг которых формировались все другие системы. Благодаря им организм животных получил богатую инфраструктуру внутренних органов, что, в свою очередь, стало условием для появления у животных высокоразвитой нервной системы и её центрального узла – мозга.

Для того чтобы стать подлинным субъектом, а в более отдалённой перспективе – и носителем сознания, мало вести просто обособленный от ассимилируемого субстрата образ жизни. Необходимо ещё иметь развитую систему внутренних органов. (С одним кишечником, как у дождевых червей, разумным существом не станешь.) Вот такая инфраструктура внутренних органов сформировалась у животных благодаря развитию у них опосредованного способа дыхания и пищеварения.

Так что механизм выстраивания «сдержек и противовесов» изобрели отнюдь не государственные деятели. Такой механизм действует внутри каждого из нас, и мы сами, в определённом смысле, являемся его результатом. И когда, например, писатели-фантасты предлагают нам образы инопланетных разумных существ, то предпочтение следует отдавать всё же тем из них, у которых предполагается наличие хотя бы селезёнки и печени.

Экскреция. Завершается процесс питания актом отталкивания организмом от самого себя остатков пищи. Обычно выделения животных рассматриваются только как удаление из организма чего-то ненужного, непригодного для него. Но животное и не должно было принимать в себя ничего неподобающего или непотребного. Выведение экскрементов есть не что иное, как акт, которым организм, опознав заблуждение своей алчности, отбрасывает от себя воспринятый им извне материал и созданные им самим для его переработки средства.

Экскременты – это в значительной степени то, что производит сам организм. Это слюна, которой выделяется 1,5-2 литра в сутки, это желудочный сок, которого выделяется до 2 л, панкреатический сок – 1,5-2 л, кишечный сок – от 1 до 3 л, желчь – 1,5-2 литра. Общий объём таких выделений составляет у взрослого человека 8-10 литров в день. Значительная часть входящих в них соединений реутилизируется самим организмом, а остальная часть выводится вовне вместе с потом, калом и мочой.

ПРИСПОСАБЛИВАЮЩАЯ АССИМИЛЯЦИЯ происходит в форме действий животных, направленных на преобразование окружающей среды для целей своей жизни. Животные активно приспосабливают среду обитания к формам и потребностям своего организма. Они благоустраивают то место, где отдыхают, где зимуют и растят потомство: строят норы, гнёзда, логовища, прокладывают тропы к водоёмам. Устраивают хранилища, запруды, западни. Некоторые виды животных используют для этих целей свои выделения, которыми они помечают территорию обитания, пути миграции, места брачных встреч. Из своих же выделений они изготавливают паутину, липучки, коконы, соты и т.д.

К приспосабливающей деятельности животных относится также и голос. С его помощью они внедряют свою субъективность в окружающую их воздушную среду: пение, кваканье, рык, имитация провоцирующих звуков и т.д. Издаваемые животными голосовые и иные звуки – это, с одной стороны, акт проявления ими своей власти над механическими параметрами среды обитания. С другой стороны – это проявление особью своего самоощущения. Только обладая таким самоощущением, животное становится способно выражать своё внутреннее состояние посредством голоса. Растения обладают звучностью («в лесу раздавался топор дровосека»), животные – голосом.

Через реальное взаимодействие с окружающей средой животные раскрывают своё видовое понятие. Животная особь есть то, что она есть, только через своё действительное поведение. Причём реальностью понятия какого-либо вида животных является не отдельная особь, а все его особи вместе взятые.

Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть фото Что включает в себя процесс ассимиляции. Смотреть картинку Что включает в себя процесс ассимиляции. Картинка про Что включает в себя процесс ассимиляции. Фото Что включает в себя процесс ассимиляции

Единичная особь Всеобщее родовое понятие

Единичные особи могут как соответствовать своему родовому (видовому) понятию, так и не соответствовать ему. Обнаруживается это только через их реальное поведение: «Если тебе корова имя, у тебя должно быть молоко и вымя». В тех случаях, когда какая-то особь начинает вести себя не так, как ей положено по её понятию, возникает несоответствие между её реальностью и её видовым (родовым) понятием. Такие особи, как правило, либо изгоняются сородичами из стаи, либо даже заклёвываются до смерти. Здесь в качестве примера можно вспомнить сказку о гадком утёнке Г-Х. Андерсена, которого клевали за то, что он не был похож ни на утку, ни на индюка, ни на курицу.

Когда же поведение единичной особи соответствует поведению других особей того же вида, тогда она является полноценным носителем своего всеобщего родового понятия (Е – В). В данной формуле (Е – В) не хватает, однако, среднего звена, которым является особенное (О). Особенность – это то, что принадлежит как единичным особям, так и образуемой ими всеобщности – роду. Она связывает между собой единичное и всеобщее: Е – О – В. Такой внутриродовой особенностью животных выступает их половое отличие. Род распадается на две особенные части, каковые образуют особи противоположных полов. Каждая единичная особь (Е) связана с всеобщностью своего рода (В) посредством принадлежности к женскому или мужскому полу (О). Соответственно, особи могут быть либо самками, либо самцами. Через их половое отношение происходит развитие рода.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *