Что включает в себя претензионная работа
Основные правила ведения рекламационно-претензионной работы
В чем заключается рекламационно-претензионная работа?
Рекламация, с точки зрения отечественной практики гражданско-правовых отношений (законодательно закрепленное определение данного термина отсутствует), представляет собой документ, в котором излагаются нарушения при исполнении контрагентом обязательств по сделке и конкретные требования по устранению недостатков, компенсации понесенных затрат и выплате неустойки либо иных штрафных санкций.
Таким образом, рекламация является синонимичным понятием по отношению к претензии. Оба этих документа направлены на досудебное урегулирование споров между контрагентами. Регулирование вопросов их составления, направления и рассмотрения осуществляется разделом договора о порядке разрешения споров. Более широким понятием по отношению к рассматриваемому является претензионно-исковая работа.
Претензионная работа хозяйствующего субъекта включает в себя:
Претензионно-исковая работа помимо указанных пунктов предполагает также составление и направление искового заявления в суд, сбор необходимых для его составления документов и иных доказательств.
Чем регулируется порядок претензионной работы?
Законодательные нормы, в соответствии с которыми хозяйствующим субъектом осуществляется претензионная работа, не кодифицированы и содержатся разрозненно во множестве нормативных правовых актов. К числу источников регулирования осуществления претензионной работы можно отнести:
Претензионно-исковую работу в целом может регулировать соответствующее Положение, принимаемое локальным правовым актом организации и содержащее основные правила осуществления данной работы.
Скачать образец такого положения можно бесплатно, кликнув по картинке ниже:
Как составить положение о претензионно-исковой работе, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Претензионная работа на предприятии: участники
Участниками (субъектами) претензионной работы в организации в зависимости от ее структуры и наличия тех или иных самостоятельных служб и отделов являются:
Непосредственную координацию данной деятельности, а также подписание претензий и ответов на них осуществляется руководителем предприятия либо его заместителем, курирующим данное направление.
Судебно-претензионная работа: формы (этапы)
Понуждение контрагента к исполнению взятого на себя обязательства может осуществляться в двух формах:
В силу ч. 5 ст. 4 АПК в отношении подавляющего большинства споров между хозяйствующими субъектами, вытекающими из гражданско-правовых отношений, предусмотрен обязательный претензионный порядок. Это означает, что предприятия и индивидуальные предприниматели должны прибегать к указанным формам последовательно: лишь при неурегулировании спора в претензионном порядке они имеют право обратиться в суд.
Как ведется претензионная работа: порядок предъявления и рассмотрения требований
Среди основных общих правил ведения претензионной работы можно выделить следующие:
Претензионная и исковая работа: когда и как необходимо прибегать к судебной защите
Обращение за судебной защитой нарушенного права может быть осуществлено как непосредственно после выявления его нарушения, так и после получения ответа на претензию или истечения срока, отведенного на ответ. Выбор зависит от того, предусмотрена ли законом или договором обязательная досудебная процедура в каждом конкретном случае.
В отношении споров хозяйствующих субъектов претензионный порядок, по общему правилу, является обязательным (ч. 5 ст. 4 АПК). Для физических лиц такое правило является скорее исключением (например, по законам «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, «Об основах туристской деятельности» от 24.11.1996 № 132-ФЗ и др.).
Составление и подача иска должны подчиняться правилам:
Положение о претензионной работе в организации
Положение о ведении претензионно-исковой работы в организации имеет свободную форму, но на практике включает в себя разделы, регулирующие:
Утверждается положение внутренним правовым актом организации, как правило приказом.
Итоги
В связи с разрозненностью законодательных норм, регулирующих вопросы осуществления претензионно-исковой работы, а также отсутствием законодательного регулирования по ряду вопросов, организации принимают локальные положения о претензионной работе. Определение сроков направления и рассмотрения претензий, форма и содержание требований и исков, последовательность применения форм защиты нарушенного права должны осуществляться уполномоченными субъектами с учетом правил, содержащихся в нормативных документах и договорах.
Как работать с претензиями клиентов
Работа с претензиями и жалобами клиентов — бизнес-процесс, имеющий несколько этапов:
Правила работы
Чем больше компания, тем важнее для нее лояльность клиентов. Своевременное урегулирование конфликтов — способ сохранения средств, вложенных в бренд и рекламу продукции, работ и услуг. Универсальных рецептов нет. Краткая схема работы с претензией выглядит следующим образом.
Этап | Содержание | |
---|---|---|
1 | Примите жалобу | |
6 | Внесите коррективы | На основе претензионного опыта внесите изменения в качество изготовления товаров и предоставления услуг (выполнения работ). |
Принципы ведения работы:
Чего точно не стоит делать:
Как документировать
Крупные организации создают:
Механизм работы с жалобами — это система сбора, разрешения и предоставления ответа на вопросы и заявления. Такая система позволяет использовать отзывы для улучшения работы. Требования поступают по нескольким каналам:
Поступившая жалоба обрабатывается установленным в организации способом. Регистрация и регламент работы с претензиями фиксируется в локальном нормативном акте — порядке или положении. Обязательно ведется журнал регистрации рекламаций и жалоб со следующими основными реквизитами:
Для подготовки внутреннего положения (порядка) организации потребуется:
Для каждой организации регламент — документ уникальный, адаптированный к конкретным условиям. Вот для примера образец регламента по работе с претензиями клиентов, подготовленный на основе обобщенных данных.
1.1. Настоящий Порядок работы с обращениями физических лиц в Обществе с ограниченной ответственностью «Фирма» (ООО «Фирма») (далее — Порядок) разработан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 150, ч. 1 ст. 169 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992 в целях:
1.2. Настоящий Порядок подлежит размещению на официальном сайте в сети Интернет и доводится в наглядной и доступной форме до сведения потребителей в иных местах предоставления услуги путем включения отдельных положений настоящего Порядка в документы, предоставляемые для ознакомления при оказании услуг.
1.3. По требованию клиента Фирма обеспечивает возможность получения копии настоящего Порядка, заверенной Фирмой.
1.4. Рассмотрение обращений и координация работы осуществляются Управлением поддержки пользователей (далее — УПП) и Службой поддержки пользователей и внешних коммуникаций (далее — СПП), при необходимости к рассмотрению обращения привлекаются иные подразделения Фирмы.
2. Порядок обращения
2.1. Обращения передаются непосредственно сотруднику Фирмы, отправляются почтовой или курьерской службой, направляются с использованием электронной связи через сеть Интернет, по телефону в СПП.
2.2. Обращения бывают:
2.3. Сотрудники СПП обрабатывают заявления, если они не носят общего характера, передают информацию о получении руководителю УПП.
2.4. Руководитель УПП не позднее первого рабочего дня рассматривает переданные данные, определяет, что урегулировать СПП как претензию общего характера, как содержащую информацию о нарушении законодательства либо как жалобу на качество обслуживания (далее — Претензия).
2.5. Претензии должны содержать указание на существо требований, фамилию, имя заявителя, адрес для ответа или иной способ сообщения (в случае отсутствия контактной информации у Фирмы) и иную информацию, предусмотренную договором и необходимую для урегулирования Претензии.
3. Регистрация и порядок рассмотрения
3.1. При поступлении жалобы в устной форме по телефону сотрудник СПП идентифицирует потребителя (по параметрам, необходимым для решения проблемы), выясняет причины возникновения недовольства.
3.1.1. СПП во время разговора предоставляет информацию по решению конфликта.
3.1.2. Если просьба не удовлетворена во время разговора и требует совместной работы с сотрудниками других подразделений, сотрудник СПП сообщает заявителю срок рассмотрения и выясняет предпочтительный способ связи с ним для сообщения результата рассмотрения (по телефону или электронной почте).
3.1.3. При получении результата согласно п. 3.1.2 Порядка сотрудник СПП сообщает о результате рассмотрения претензии способом, выбранным заявителем.
3.1.4. Если обращение носит претензионный характер, то сотрудник СПП уведомляет клиента о необходимости обратиться в письменной форме.
3.1.5. Срок рассмотрения в соответствии с настоящим пунктом Порядка не превышает 1 рабочего дня.
3.2. При поступлении заявления на электронную почту Фирмы или через форму обратной связи на сайте сотрудник СПП проверяет полноту предоставленной информации, при необходимости в ответном письме направляет уточнение.
3.2.1. Если обращение носит консультационный характер, то сотрудник СПП предоставляет клиенту решение по его обращению в ответном письме.
3.2.2. Если просьба в обращении клиента не решена в течение 1 часа и требует совместной работы с сотрудниками других подразделений, сотрудник СПП сообщает клиенту срок рассмотрения обращения.
3.2.3. Сотрудник СПП выясняет факты, необходимые для подготовки ответа на обращение, у сотрудников других подразделений, которые обязаны отвечать на запросы СПП в срок не более 1 рабочего дня.
3.2.4. В случае успешного урегулирования ситуации сотрудник СПП готовит ответ на обращение и направляет его клиенту по указанному им адресу электронной почты.
3.2.5. Срок рассмотрения обращения в соответствии с настоящим пунктом Порядка не превышает 3 рабочих дней.
3.3. При поступлении обращения претензионного характера обращение передается в УПП для регистрации.
3.3.1. В случае обоснованности претензии клиента руководитель УПП принимает решение об устранении нарушения и удовлетворении требований клиента. Если принятие такого решения не входит в компетенцию УПП, решение принимается председателем правления.
3.3.2. УПП с участием иных подразделений всесторонне и полно исследует обстоятельства, изложенные в претензии, и информацию, предоставленную подразделениями, по результатам рассмотрения формирует окончательный ответ. В окончательном ответе должно содержаться мотивированное, ясно изложенное решение об удовлетворении, частичном удовлетворении или отклонении претензии со ссылкой на конкретные нормативные правовые акты Российской Федерации и внутренние документы, если это необходимо.
3.3.3. В случае неполучения затребованных документов в указанный срок претензия рассматривается на основании имеющихся документов.
3.3.4. Если к претензии клиента не приложены документы, необходимые для ее всестороннего и полного рассмотрения, и они отсутствуют в Фирме, такие документы запрашиваются у клиента с указанием срока предоставления.
3.3.5. Срок рассмотрения претензии, предусмотренной настоящим пунктом Порядка, не превышает 30 календарных дней с момента ее получения и регистрации или 60 календарных дней в случае поступления претензии в отношении трансграничных переводов.
3.3.6. В случае необходимости привлечения других подразделений для ответа на претензию УПП обращается с запросом к подразделениям Фирмы, ответственным за решение проблемы, указанной в претензии, и с обязательным согласованием ответа с юридическим отделом, службой экономической безопасности и службой внутреннего контроля.
3.3.7. УПП регистрирует претензию в Журнале регистрации претензий. Направляет информацию председателю правления, в службу внутреннего контроля, юридический отдел, службу экономической безопасности, службу информационной безопасности. В случае достаточности компетенции для ответа на претензию готовит ответ.
3.4. Все поступающие обращения претензионного характера и жалобы подлежат обязательной регистрации в Журнале регистрации претензий, который ведется руководителем УПП в электронном виде.
3.5. Журнал регистрации претензий включает следующие реквизиты:
Если окончательный ответ не дан в рамках общего срока рассмотрения обращения, руководитель УПП согласовывает новый срок с председателем правления и сообщает клиенту причину и срок, в который поступит ответ.
3.6. При невозможности урегулировать спорную ситуацию в претензионном порядке клиент вправе обратиться в судебные органы.
3.7. Полученные претензии и ответы на них хранятся не менее 5 лет.
4. Права сотрудников УПП, СПП
4.1. В целях эффективного рассмотрения обращений сотрудники УПП, СПП вправе:
4.2. Все сотрудники обязаны отвечать на запросы УПП, СПП в течение 1 рабочего дня с момента получения запроса.
5. Основания отклонения обращений претензионного характера и жалоб
5.1. Обращение претензионного характера или жалоба не принимается к рассмотрению в следующих случаях:
Как и в какие сроки реагировать на претензии
В зависимости от организационной структуры ответ на обращение готовят разные сотрудники:
Получив и зарегистрировав обращение, определите срок ответа, который зависит от:
Законодательство устанавливает сроки ответа на некоторые досудебные жалобы. Например, НПА устанавливают особый порядок работы с рекламациями и претензиями о возврате денежных средств: ответ следует дать в течение 10 дней (ФЗ-2300-1 от 07.02.1992). Тот же срок действует в случае невыплаты по полису ОСАГО (ч. 2, п. 1 ст. 16 ФЗ-40 от 25.04.2002).
Как соглашаться и возражать
Четких правил, определяющих, как работать с претензиями клиентов, не существует. У получателя жалоб клиентов нет обязанности соглашаться со всеми требованиями. Варианты:
Выбранный вариант определит структуру и содержание дальнейшего взаимодействия сторон.
Претензионная работа со стороны заказчика: 5 ключевых этапов и типовые ошибки
Взыскание штрафных санкций – это не право, а обязанность заказчика согласно условиям контракта. Заказчик руководствуется при осуществлении претензионно-исковой работы нормами Гражданского кодекса РФ, Закона № 44-ФЗ, Арбитражного процессуального кодекса РФ, иными НПА, которые устанавливают отдельные требования, исходя из специфики предмета контракта.
Правовое регулирование ответственности сторон по контрактам, заключаемым по итогам закупочных процедур, отражено в Постановлении Правительства РФ от 30 августа 2017г. № 1042, а также Типовых контрактах (которые с 01.01.2022 будут отменены). Закреплены 2 основные формы ответственности: штраф, пеня.
Задачами осуществления претензионной работы являются:
Предварительно заказчику требуется определить должностное лицо, отвечающее за осуществление претензионной работы со стороны организации – Заказчика и закрепить функционал в должностной инструкции. Определить регламент регистрации претензий исходящих и входящих по заключенным контрактам, а также по судебным разбирательствам.
Как правило, данный функционал распределяют на юридический отдел или отдельное должностное лицо, имеющее юридическое образование.
Часть заказчиков разрабатывают и утверждают регламент по осуществлению претензионной работы, где детализировано прописывают весь алгоритм передачи материалов от закупочного подразделения в юридическое, все сроки, порядок направления претензии, ответа на претензию, сроки подачи исковых заявлений, участие в судебных заседаниях, ведение реестров/журналов и т.д.
А также необходимо определить должное лицо, которое отвечает за функционал контроля за исполнением обязательств по заключенным контрактам (сроки, объем, количество, качество, и т.д.).
1 этап (допретензионный): на данном этапе происходит выявление заказчиком нарушений условий исполнения/неисполнения обязательств по контракту/договору. Осуществляется фиксация нарушений условий контракта в виде формирования соответствующего акта.
Любое нарушение стороной условий контракта должно быть задокументировано.
В обязательном порядке необходимо уведомить вторую сторону о факте подписания такого акта и пригласить на составление (оформить в свободной форме письмо-вызов поставщика/подрядчика/исполнителя по адресу заказчика либо на объект заказчика с указанием сути нарушения и направить по электронной почте, по факсимильной связи, по почте с подтверждением отправки либо вручить представителю нарочно под роспись).
На данном этапе заказчик в максимальном формате фиксирует все нарушения, оформляет подтверждающие документы в соответствии с требованиями законодательства РФ и действующего контракта.
Если контрагент не планирует устранять выявленные недостатки, не выходит на связь, то заказчик переходит к подготовке претензии.
2 этап (претензионный): формирование претензии и документов, подтверждающих факт нарушения.
На данном этапе целью является получение неустойки за неисполненные обязательства либо за ненадлежащее исполнение.
Помимо неустойки, заказчик также может взыскивать убытки, причиненные вследствие ненадлежащего исполнения обязательств по контракту либо неисполнения.
Срок на формирование, рассмотрение претензии законодательством о закупках не регламентирован. Заказчик устанавливает данные сроки в проекте контракта, как правило, минимальный срок рассмотрения претензии составляет 10 календарных дней, а максимальный 30.
Но встречаются случаи, когда в Проекте контракта данный срок не прописан. В таком случае срок рассмотрения претензии прописывается в тексте направляемого документа, учитывая нормы ГК РФ о переносе срока с выходного дня на следующий рабочий.
Какие данные заказчик должен отразить в претензии:
3 этап: направление документов поставщику/подрядчику/исполнителю. На данном этапе не стоит забывать об отражении претензионной работы в реестре контрактов в ЕИС.
Если поставщик, подрядчик, исполнитель не реагирует на направленную претензию, то необходимо сформировать и направить исковое заявление в суд.
4 этап: принятие мер по факту нарушения условий контракта/договора.
В случае систематического неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств по контракту заказчик может осуществить расторжение, как по соглашению сторон, так и в судебном порядке, или в одностороннем (если это предусмотрено контрактом и законодательством).
Но претензионный порядок применяется в любом случае.
Стоит отметить, что в 2021г. в закон № 44-ФЗ внесены изменения, которые предоставили на легитимной основе право заказчику уменьшать сумму оплаты по контракту на размер штрафа, пеней, начисленных за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту.
5 этап (судебный): подготовка и направление искового заявления в суд.
Данный этап имеет принудительную составляющую в случае, если требования об уплате штрафа, пеней не были исполнены на добровольной основе поставщиком/подрядчиком/исполнителем, заказчик формирует и направляет в суд исковое заявление, руководствуясь ст. 125 АПК РФ.
Также ст. 126 АПК РФ устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к исковому заявлению.
Согласно нормам Налогового кодекса РФ (п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37) бюджетное учреждение – Заказчик не освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче иска.
Какие данные заказчик должен отразить в иске:
Стоит обратить ваше внимание на то, что по итогам 2020 года выявлено более 20% заказчиков, которые не осуществляют претензионно-исковую работу по контрактам в рамках 44-ФЗ и договорам по 223-ФЗ.
Большинство контрактов по 44-ФЗ заказчики расторгают по соглашению сторон, совершенно забывая про реализацию претензионного порядка и обязанность истребования законодательно установленных пеней и штрафов с нарушителя.
Безусловно, для заказчика это определенные трудозатраты и временные затраты, но претензионная работа при правильном подходе может привести к сохранению контракта и закрытию потребностей заказчика в продукции.
Довольно распространена практика по утверждению методологических рекомендаций по осуществлению претензионно-исковой работы на региональном уровне (включая все формы исходящих документов, листы регистрации, шаблоны претензий и т.д.).
Претензионно-искровая работа по договорам в рамках Закона № 223-ФЗ осуществляется по аналогии, но с учетом норм законодательства. Например, если ответчиков несколько (если закупка проведена с выбором нескольких победителей), то и претензия направляется каждому отдельно. В любом случае заказчик должен пройти этап досудебного урегулирования спора. Отметим, что уведомление со стороны заказчика о намерении обратиться в суд не является исполнением претензионного порядка.
Сейчас активно проходит процесс автоматизации, претензионная работа также будет переведена в электронную форму посредством направления всех документов через ЕИС. Максимальная автоматизация позволит упростить и ускорить работу заказчика.
Для того, чтобы упростить работу Вашего закупочного подразделения в настоящее время, ЭТП ГПБ запустило онлайн калькулятор расчета пени за просрочку исполнения контракта по 44-ФЗ и 223-ФЗ, который вы сможете использовать в своей работе, достаточно пройти по ссылке и ввести исходные данные для расчета. Также для удобства работы заказчиков предоставлены шаблоны претензий об уплате штрафных санкций, пеней.
Проведение претензионной работы по 44-ФЗ
Из нашей статьи вы узнаете:
Как ведется претензионная работа, в федеральном законе № 44-ФЗ четко не регламентировано. Необходимо ориентироваться на иные нормативные акты. В таком случае появляется реальный шанс защитить права и законные интересы своей компании. Такого рода действия ориентированы на предупреждение споров по вопросам хозяйственной деятельности, ликвидацию порождающих их причин. Все это делается до подачи иска в суд.
Регулирование претензионной работы законом № 44-ФЗ
Регламент ведения претензионной работы в отношении поставщиков, подрядчиков по госдоговорам определен следующими нормативными актами:
Срок подачи и рассмотрения претензии
Начать претензионную работу можно когда угодно. Закон № 44-ФЗ не содержит конкретных указаний на этот счет. Тут следует смотреть на имеющуюся практику по обозначенному вопросу. Скорость предъявления претензии часто определяет итог. Начинать проведение такой работы желательно в течение 10—30 дней.
Предъявить претензию можно и после выполнения договорных обязательств. В таком случае действует срок исковой давности. И в этой ситуации имеются некоторые исключения. Например, если был обнаружен дефект поставленной продукции — здесь ориентиром становится гарантийный срок. При его отсутствии берется период продолжительностью 2 года.
В законе № 44-ФЗ не содержится условий и в отношении того, как скоро должен быть дан ответ. АПК содержал указание на 30 суток. Однако в договоре разрешено прописать любой другой период. Обозначенное условие остается актуальным лишь в случае спора относительно незаконного обогащения.
Еще один нюанс: следует четко прописать, какие именно дни имеются в виду. По умолчанию берутся календарные. Также действует правило: при завершении срока в нерабочий день осуществляется его перенос на ближайший рабочий. Это прописано в статье 93 Гражданского кодекса РФ.
В остальном нет четкого регламента, когда надлежит ответить на поступившую претензию. При превышении заданного контрактом периода можно подавать в судебную инстанцию.
Проведение претензионной работы — непростая задача. «Астрал.Тендер» поможет сориентироваться в этом вопросе. При необходимости за дело возьмутся опытные специалисты, избавив вас от лишних хлопот.
На сайте приведен образец того, как должна выглядеть претензии по государственному договору.
Как действовать заказчику до подачи претензии
Перед тем как начинать претензионную работу, следует убедиться в наличии достаточной доказательной базы. Нужно собрать свидетельства того, что поставщик не исполнил должным образом взятые на себя по контракту обязательства.
Далее нужно действовать по схеме:
Инструкция по проведению работы с претензиями довольно простая. Есть нюанс — вызвать представителя поставщика, чтобы составить акт, можно указанным в тексте договора способом. В противном случае это следует сделать так, чтобы можно было подтвердить направление вызова.
В ряде ситуаций условие об извещении второй стороны контрактных обязательств о выявленных дефектах регламентировано на законодательном уровне. Это прописано в тексте статей 513 и 720 Гражданского кодекса РФ. Даже если подобного условия нет в законодательных и нормативных актах, желательно выполнить описанные действия.
Неявка второй стороны отображается в акте.
Как составить претензионное письмо
Подавая претензию по закону № 44-ФЗ, нужно отобразить в ней следующие сведения:
Нужно уделить внимание вопросу подготовки требований. Следует максимально конкретизировать, чего именно хочет заказчик. При этом основываться требования должны лишь на допущенных нарушениях. Заказчику требуется указать и меру ответственности, которая может быть применена в отношении поставщика. Стоит обозначить закон, на который опирается подающая претензию сторона.
Если речь идет о деньгах, надлежит приложить расчет, чтобы доказать обоснованность выдвинутых требований.
Подписать бумагу должно лицо, уполномоченное совершать такое действие от имени заказчика. При этом указанное право может быть дано исходя из доверенности, устава муниципальной организации и пр.
При каких условиях поставщик может отказываться от госконтракта
Чтобы отказаться от исполнения контрактных обязательств, следует иметь уважительную причину. Одной из них являются обстоятельства, в числе которых получение ТРУ ненадлежащего качества, неоднократное нарушение регламентированных сроков поставки, неполное исполнение договорных условий. Полный перечень приведен в статье 523 Гражданского кодекса РФ.
Заказчик должен выслать поставщику решение об одностороннем отказе на протяжении 3 суток с даты его принятия. Затем обязательно следует опубликовать данные в ЕИС.
При отказе от контракта в одностороннем порядке заказчик может рассчитывать лишь на получение реально понесенного ущерба. Причем датой уведомления будет считаться та, когда заказчику было доставлено подтверждение о вручении его решения об отказе. Альтернативный вариант — 30 суток с момента размещения решения в ЕИС.
Уведомление еще не говорит об автоматическом прекращении контрактных обязательств. Поставщику дается 10 дней, чтобы устранить нарушения. В этом случае заказчику придется отозвать свое решение.
Конкретный порядок действий по предъявлению претензий на законодательном уровне не регламентирован. Обнаружив нарушение условий договора, следует действовать по приведенной выше инструкции. Проведение претензионной работы позволяет в большинстве случаев добиться справедливости.