Что включает в себя план внеурочной деятельности
Примерные требования к содержанию и оформлению рабочей программы курса внеурочной деятельности (ФГОС ОО)
Структура рабочей программы курса внеурочной деятельности (далее – программа) должна соответствовать локальному акту своей образовательной организации.
В соответствии с ФГОС НОО п. 19.5 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576) и ФГОС ООО п. 18.2.2 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577) программа должна включать в себя обязательные структурные элементы:
На основании вышеизложенного программа внеурочной деятельности может содержать следующие структурные элементы:
2. Пояснительная записка.
3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
4. Содержание программы.
5. Тематическое планирование.
6. Методическое и материально-техническое обеспечение программы (не является обязательным).
7. Список литературы.
1. Титульный лист должен содержать информацию:
Наименование образовательного учреждения (по уставу)
Название программы
Направление
класс
Составитель:
Фамилия, имя, отчество
должность
Населенный пункт
Год разработки программы
2. Пояснительная записка должна раскрывать:
— общая характеристика программы курса внеурочной деятельности;
— описание места программы в структуре основной образовательной программы;
Например: «Программа реализуется в рамках общекультурного направления развития личности плана внеурочной деятельности ОО».
— описание ценностных ориентиров содержания программы курса по внеурочной деятельности
— цель и задачи реализации программы
Цель должна отражать направление развития личности. Например: Формирование общекультурных навыков обучающихся средствами кукольного театрального искусства.
Формулировка задач не должна быть абстрактной, они должны быть соотнесены с планируемыми результатами.
— возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия;
— сроки реализации программы.
3. Планируемые результаты включают в себя:
— описание предметных результатов (что к окончанию обучения должны знать и уметь учащиеся), а также личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов освоения программы
— диагностика результатов освоения программы (указать перечень диагностических материалов, методы диагностики, формы подведения итогов (выставки, фестивали, соревнования и т.д.))
4. Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Раскрывать содержание тем следует в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане.
Для этого необходимо:
Раздел 2. Культура общения (5 час)
Тема 1. Приветствие (1 час)
Приветствие, как обычай. Значение слова «здравствуйте». Формы приветствия. Слова приветствия. Правила приветствий для мужчин и женщин.
Форма организации: беседа, игра
Виды деятельности: работа со словарем, анализ жизненных ситуаций
5. Тематическое планирование – содержит название разделов и тем программы, количество часов. Оформляется в табличной форме.
Внеурочная деятельность в школе: что обязательно и что по выбору
Одна из проблем, которая волнует родителей школьников — это внеурочная деятельность, о чем можно судить по их отношению к внеурочной деятельности, представленному на форумах в сети «Интернет»:
— Внеурочная деятельность сводится к насильственному принуждению посещения занятий, организованных самими же учителями, которые вряд ли что-то могут дать детям в области
дополнительного образования.
— Внеурочка в наших российских школах — это лишь способ получить финансирование. И никого не волнует, что ради этого дети должны высиживать скучные занятия шестым и седьмым уроками.
— Задумка хорошая, но выбора особо нет.
— У нас внеурочка — это не кружки, а обязательные предметы. Учителя ругаются на собраниях, а принудить все равно не могут.
— У нас все дни поставили внеурочку, по 2 урока, в т. ч. динамическую паузу, которая моему ребенку нафиг не нужна. Слоняться по школьной площадке.
Но не везде так плохо:
— У нас очередь на внешкольные занятия, есть языки, шахматы, спорт и т.д. по интересам. И дети рады, и родители.
— У нас эта «внеурочка» — реально интересные кружки. Причём, по каждому направлению выбор есть. Детям нравится.
— У нас школа «полного дня пребывания». Дети в ней с утра и до 18 часов. Вся внеурочка добровольная.
Примечание.
В настоящее время следует руководствоваться письмом Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности» (подробности в нашем блоге в статье « Мипросвещения РФ разъяснило, обязаны ли школьники посещать внеурочные занятия».
В нем также отмечено, что «часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий».
В каком объеме реализуется внеурочная деятельность
Согласно ФГОС объем внеурочной деятельности составляет:
— для обучающихся при получении начального общего образования — до 1350 часов за четыре года обучения;
— на уровне основного общего образования — до 1750 часов за пять лет обучения с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяются приказом образовательного учреждения.
О наполняемости групп при внеурочной деятельности
Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 количество учащихся в группе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося не менее 2,5 кв. метра и не менее 3,5 кв. метра на 1 обучающегося при организации групповых форм. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы с меньшей наполняемостью.
Значение внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Главной целью внеурочной деятельности является решение задач воспитания и социализации детей. В процессе внеурочной деятельности формируются нравственные черты личности, школьник учится коммуникации не только в обществе, но и вне его.
В ходе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности детей, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности, предрасположенность к здоровому образу жизни, воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающему миру.
Кроме того для большинства родителей, у которых нет физической или финансовой возможности водить детей в учреждения дополнительного образования или какие-то частные спортивные секции и развивающие студии, внеурочная деятельность образовательного учреждения позволяет предоставить своим детям такую возможность на бесплатной основе.
Что обязательно и что по выбору
Прямого указания о том, что участие обучающегося во внеурочной деятельности является обязательным в федеральных нормативных документах не содержится.
В соответствии с ФГОС организация внеурочной деятельности образовательной организацией являются обязательной, ибо она составная часть ООП. При этом образовательная организация обязана предоставить участникам образовательных отношений право выбора различных форм внеурочной деятельности на добровольной основе.
Также согласно СанПин 2.4.2.2821-10 внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Откуда следует, что внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана и не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся.
Обратим внимание на положения ст.34 Федерального закона об образовании, согласно которой обучающиеся имеют право:
— « на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность »;
— « на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами ».
Таким образом, если обучающийся посещает кружки, спортивные секции и т. д. в учреждениях дополнительного образования, то он может обратиться в администрацию образовательной организации, в которой он обучается, с просьбой зачесть его результаты по соответствующему направлению внеурочной деятельности при условии, если в образовательной организации имеется соответствующий локальный акт.
Источник:
Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Примерная основная образовательная программа основного общего образования
Планирование «План внеурочной деятельности»
Директор МОУ Иловская СОШ
им. Героя России В. Бурцева
от «01» сентября 2016 г.
План внеурочной деятельности
на уровне начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Иловская средняя общеобразовательная школа им. Героя России В. Бурцева
в 2016-2017 учебном году
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность в начальной школе направлена на решение следующих задач:
обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов освоение основной образовательной программы начального общего образования;
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности :
Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья
Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций
Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа.
Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность,
социально- значимой деятельности.
Формы организации внеурочной деятельностью : клубы, экскурсии, соревнования, беседы, выставки.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательное учреждение определяет самостоятельно.
Планирование внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность включается в образовательную программу школы в объёме 5 часов в неделю. Внеурочная деятельность организована учителями школы, имеющими необходимую квалификацию.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся и направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. План внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на уровне начального общего образования. (до 1350 часов за четыре года обучения).
Распределение часов внеурочной деятельности
по годам начального общего образования
План внеурочной деятельности школы
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ бюджетное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа № 55
Директор МБОУ СОШ №55
приказ № 87/1- 0 от 1.09.2017г.
План внеурочной деятельности
уровень основного общего образования
План внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 55 разработан на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ (ред. от 17.10.2013) «Об образовании в Свердловской области» (принят Законодательным Собранием Свердловской области 09.07.2013);
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МОиН РФ № 1897 от 17.12.2010г.);
Приказ МОиН РФ от 17.12.2010 г. №1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении и введении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – Москва, Просвещение, 2011г.;
Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.] – Москва, Федеральный институт развития образования;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.01.2016г. № 01/476-16-24 «О внедрении саннорм и правил»;
Основная образовательная программа ООО МБОУ-СОШ № 55.
План внеурочной деятельности общеобразовательного учреждения является основным нормативно-правовым документом, регламентирующим организацию и содержание внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности для 5-7 классов ориентирован на годичный нормативный срок освоения образовательных программ внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность – специально организованная деятельность обучающихся 5-7 классов, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, отличная от урочной системы обучения.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающихся 5-7 классов в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования общеобразовательного учреждения МБОУ-СОШ № 55.
Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся образовательного учреждения путем предоставления выбора занятий, направленных на развитие детей, сформировано с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Исходя из имеющихся условий кадрового, материально-технического обеспечения внеурочная деятельность в МБОУ-СОШ № 55 представлена следующими направлениями: общеинтеллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное. Используются формы: экскурсии, мастерские, кружки, секции, клубы, объединения, советы, общества, круглые столы, конференции, олимпиады, соревнования, праздники, конкурсы, фестивали, общественно-полезные практики. На внеурочную деятельность в неделю отводится до 5 часов по параллелям.
Модель организации внеурочной деятельности
Оптимизационная, в ее реализации принимают участие все педагогические работники учреждения (классные руководители 5-7-х классов, учителя-предметники, и др.).
Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.
Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности опирается на следующие принципы:
Основные принципы плана:
— соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
— опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
— опора на ценности воспитательной системы школы;
— свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;
— соответствие обеспеченности учебно-методическими комплексами;
— учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей;
— учет кадрового потенциала образовательного учреждения;
— построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
— соблюдение преемственности и перспективности обучения.
Программа организации внеурочной деятельности в 2017-2018 учебном году, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития образовательного учреждения, состоит из рабочих программ, в рамках которых обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника по направлениям:
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
— формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
— использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
— развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Данное направление реализуется программами «Подвижные игры» и «Спортивные игры».
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи.
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
укрепление нравственности — основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности должна обеспечить:
осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.
Данное направление реализуется через классные и общешкольные мероприятия, систему классных часов, традиционные коллективные мероприятия.
Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование основы культуры межэтнического общения;
формирование отношения к семье как к основе российского общества;
воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.
принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
Данное направление реализуется через внутри школьные мероприятия и проекты, а так же программу курса внеурочной деятельности: «Социальный калейдоскоп», «Хозяин дома» и «Умелые ручки».
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
формирование навыков научно-интеллектуального труда;
развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на уровне основного общего образования.
Данное направление реализуется через мероприятия, направленные формирование мотивации обучающихся к образовательной деятельности, а так же программы внеурочной деятельности «Увлекательное страноведение», «Занимательная физика» и «Увлекательная химия».
Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
становление активной жизненной позиции;
воспитание уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательного отношения к сверстникам и малышам;
формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира, развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Данное направление реализуется через традиционные школьные мероприятия и мероприятия творческой и прикладной направленности, а так же программы внеурочной деятельности «Волшебная мастерская» и «Увлекательное чтение».
План предусматривает распределение обучающихся по возрасту, в зависимости от направления развития личности и реализуемых программ внеурочной деятельности.
План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.
Таким образом, план внеурочной деятельности на 2017–2018 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся.
Организация внеурочной деятельности
Форма проведения – групповая.
Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями работы:
В плане предусмотрены нерегулярные внеурочные занятия по направлениям:
Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.
Участие в олимпиадах
Разработка проектов к урокам.
Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», спортивных соревнований по параллелям.
Проведение бесед по охране здоровья.
Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.
Участие в школьных, районных и городских спортивных соревнованиях.
Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты.
Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие.
Участие в творческих конкурсах, в акциях.
Участие и подготовка к мероприятиям.
Подготовка и участие в конкурсах.
Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия
Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;
Проведение тематических классных часов, встреч, бесед;
Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области.
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы выполняется ряд условий:
конкретное планирование деятельности;
кадровое обеспечение программы;
методическое обеспечение программы;
В реализации программы участвуют:
педагоги школы, реализующие программу;
Координирующую роль выполняет, классный руководитель, который:
— взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
— организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
— организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
— организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости обучающихся во внеурочное время
Материально-техническое обеспечение
Для реализации модели внеурочной деятельности в школе имеются необходимые условия, предусмотренные ФГОС ООО.
Для организации внеурочной деятельности образовательное учреждение располагает оборудованным спортивным залом, актовым залом, библиотекой с местами школьника для выхода в Интернет, спортивной площадкой, кабинетами по предметам.
Школа располагает одним кабинетом, оборудованным компьютерной техникой, большинство предметных кабинетов подключены к локальной сети Интернет и оснащены интерактивным оборудованием.
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБОУ СОШ № 55