Что включает в себя модуль классное руководство
Модуль программы воспитания «Классное руководство»
Модуль «Классное руководство»
Работа классного руководителя ведётся по нескольким направлениям:
1.Индивидуальная работа с обучающимися;
2.Работа с классным коллективом;
3.Работа с учителями-предметниками;
4.Работа с родителями или их официальными представителями.
1. Индивидуальная работа с учащимися:
— Сбор информации о каждом ученике, составление психологического и личностного портрета каждого учащегося;
-поддержка и помощь ребенку в установлении контактов с учениками класса, учителями-предметниками;
-индивидуальная работа с каждым учеником, направленная на управление личностными результатами (успеваемость в школе, электронный сервис «Мои достижения»);
-коррекция поведения ребенка в школе через проведение личных бесед с самим ребенком или его родителями, возможно с участием преподавателей-предметников, психолога, социального педагога;
-поддержание доверительных, уважительных отношений с учеником, оказание помощи в социализации, нахождения своего места в классном коллективе.
2.Работа с классным коллективом:
-изучение сложившегося коллектива, выявление устойчивых групп, выявление лидеров групп, лидеров класса;
-инициирование участие класса в школьных, классных или городских мероприятиях;
-проведение тематических классных часов, познавательных, развлекательных мероприятий;
-организация системы классного самоуправления, участия в работе школьного самоуправления;
-проведение экскурсий, походов, посещения спектаклей;
-вовлечение учащихся в кружки, секции, клубы, работающие по программам внеурочной деятельности;
-сплочение коллектива через проведение игр, тренингов в классном коллективе, организации мини поздравлений с днем рождения учащихся;
3.Работа с учителями-предметниками:
-регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями, обучающимися и родителями;
-проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса;
-привлечение учителей-предметников к участию во внутри классных делах;
-привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях, знакомство с новыми учителями и их требованиями;
4.Работа с родителями:
— регулярное информирование родителей (законных представителей) об успехах и проблемах их детей;
-информирование родителей о мероприятиях, в которых можно принять участие детям вне школы для личностного роста или пополнения копилки личных достижений;
-ежедневное получение от них информации о причинах отсутствия ребенка на занятиях ;
-помощь родителям в установлении и регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
— организация встреч с родителями;
В целом классный руководитель – это помощник, координатор и навигатор, как для учеников своего класса, так и для их родителей.
(модуль «Классное руководство» написала больше для себя, а календарный план по этому модулю сверстаю позже. Если надо-напишите)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Программа ПМ.03 Классное руководство
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Сергиевский губернский техникум»
Директор ГБПОУ СПО СГТ
_________________ А.А. Бирюлин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. О3. КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
Программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Авторы: Карачкова Ирина Анатольевна, преподаватель ГБПОУ СО СГТ
Пожидаева Евгения Алексеевна, преподаватель ГБПОУ СО СГТ
с.Сергиевск, 2017 год
п рофессиональные модули специальностей гуманитарного и социально-экономического профиля
Председатель _____________ И.А. Карачкова
Составитель: Карачкова И.А., Пожидаева Е.А. преподаватели ГБПОУ СО СГТ
Техническая экспертиза: Шаршова В.В., методист ГБПОУ СО СГТ
Содержательная экспертиза: Карачкова И.А. председатель ПЦК
Рабочая программа относится к виду программ краткосрочного курса.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «27» октября 2014 г. N 1353.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.2 Преподавание в начальных классах в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
2. Результаты освоения профессионального модуля
3. Структура и примерное содержание профессионального модуля
4 условия реализации профессионального модуля
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности )
Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля Классное руководство – является частью программы подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ СО СГТ в соответствии с ФГОС СПО по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Классное руководство и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания.
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.
ПК 3.8. Координировать деятельность работников образовательной организации, работающих с классом.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального:
иметь практический опыт:
педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;
анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;
определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;
планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;
определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;
формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
планировать деятельность классного руководителя;
оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;
совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;
использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;
организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;
создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;
составлять план работы с родителям (лицами, их заменяющими); вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими);
организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
изучать особенности семейного воспитания младших школьников;
формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
анализировать процесс и результаты работы с родителями;
использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;
анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом);
теоретические и методические основы деятельности классного руководителя;
методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления;
особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования;
возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;
особенности процесса социализации младших школьников;
условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;
теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий;
содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения в начальной школе;
педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы;
особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);
задачи и содержание семейного воспитания;
особенности современной содержание и формы работы с семьей;
способы диагностики результатов воспитания;
методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации;
логику анализа деятельности классного руководителя.
Вариативная часть – не предусмотрено
1. 3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Классное руководство, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Наименование результата обучения
Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
Проводить внеклассные мероприятия.
Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.
Анализировать результаты работы с родителями.
Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать
учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-
тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся
Создавать в кабинете предметно-развивающую среду
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и
образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов,
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности
в области начального образования
Наименование результата обучения
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНЕИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
3.1.Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
По профилю специальности,
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
в т.ч., курсовая работа (проект),
в т.ч., курсовая работа (проект),
Раздел 1. Организационные и нормативно-правовые основы деятельности классного руководителя.
Раздел 2. Теория и практика организации деятельности классного руководителя
Раздел 3. Содержание воспитания и социализации учащихся
Практика по профилю специальности
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Организационные и нормативно-правовые основы деятельности классного руководителя.
МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя.
Тема 1.1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности классного руководителя
Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Устав образовательного учреждения.
Локальные акты, обеспечивающие воспитательный процесс в школе.
Программа развития школы.
План воспитательной работы школы.
Должностная инструкция классного руководителя.
Функциональные обязанности классного руководителя.
Права и ответственность классного руководителя.
Работа с литературой: изучение раздела «Права и обязанности родителей и детей» (структурирование в виде таблицы).
Тема 1.2. Нормативно-правовая база работы классного руководителя с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Правовая поддержка детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей – инвалидов.
Основные нормативные акты по вопросам защиты прав и гарантий детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей – инвалидов.
Календарный план работы с детьми-сиротами.
Личное дело учащегося – сироты и детей, оставшихся без попечения родителей.
Работа классного руководителя с детьми группы риска.
Основные нормативные акты, регламентирующие работу с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Подбор нормативной документации в зависимости от выявленной проблемы.
Анализ личного дела ребенка – сироты.
Составление акта – обследования жилищно-бытовых условий ребенка
Тема 1. 3. Работа классного руководителя со школьной документацией.
Ведение классного журнала.
Ведение дневника классного руководителя.
Работа с персональной документацией учащихся.
Работа с дневниками учащихся.
Ведение личных карточек учащегося
Практикум по заполнению классного журнала, личной карточки учащегося
Практикам по оформлению дневника учащегося начальных классов
Определение структуры и содержания папки классного руководителя.
Анализ персональной документации учащегося начальных классов
Самостоятельная работа при изучении раздела 1. ПМ 3.
Анализ основных положений международных и государственных
документов, регламентирующих воспитательный процесс в России.
Разработка показателей профессиональной готовности к работе
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Анализ структуры и содержания устава образовательного учреждения.
Оформление дневника (папки) классного руководителя.
Разработка конспектов внеклассных занятий
Составление библиографического списка методической литературы для
Теория и практика организации деятельности классного руководителя
МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
Тема 2. 1. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя.
Понятие педагогического мониторинга
Место педагогического мониторинга в логике педагогического процесса. Функции и виды педагогической диагностики.
Педагогическое прогнозирование. Воспитанность детей как основное направление педагогического мониторинга. Критериальная карта педагогического мониторинга.
Программа педагогического мониторинга
Субъекты педагогического мониторинга. Аспекты взаимодействия при мониторинге: мотивационно-смыслоцелевой, операционно-технологический, рефлексивно-регулятивный. Содержание педагогического мониторинга. Требования к составлению программы педагогического мониторинга.
Диагностико-прогностическая система классного руководителя
Методы исследования: наблюдение, изучение документов, беседа, хронометраж работы, составление характеристики.
Диагностические методики. Требования к процедуре диагностики. Обработка полученных данных.
Формы фиксации результатов педагогического мониторинга: карта –характеристика класса, ведение педагогического дневника, сводный лист уровня воспитанности учащегося, характеристика на учащегося.
Анализ примерной программы педагогического мониторинга в классе.
Изучение степени удовлетворенности учащихся (родителей) образовательным процессом, обработка результатов.
Составление программы педагогического мониторинга
Составление характеристики младшего школьника (по ситуации)
Составление характеристики класса (по ситуации)
Тема 2. 2. Проектировочная деятельность классного руководителя.
Сущность и содержание проектировочной деятельности классного руководителя.
Понятие проектировочной деятельности. Этапы педагогического проектирования: моделирование, проектирование и конструирование.
Целеполагание воспитательного процесса.
Сущность целеполагания. Многообразие подходов к определению цели. Требования к целеполаганию воспитательной работы. Методика целеполагания. Сущность взаимодействия педагога и воспитанников на этапе целеполагания.
Планирование воспитательной работы классного руководителя.
Назначение и функции плана. Виды и структура планов. Требования к планированию воспитательной деятельности. Методика планирования воспитательной работы. Индивидуальное и коллективное планирование воспитательной деятельности. Методика коллективного планирования воспитательной работы.
Планирование внеурочных мероприятий. Методика подготовки и проведения тематического классного часа, внеклассного мероприятия.
Определение целей и задач внеклассного мероприятия. Требования к содержанию и форме внеклассного мероприятия. Структура внеклассного мероприятия. Требования к составлению конспекта внеклассного мероприятия.
Анализ планирующей документации классного руководителя.
Разработка и реализация этапа целеполагания в работе классного руководителя. Анализ целеполагания.
Составление плана-конспекта внеклассного мероприятия.
Составление плана воспитательной работы по одному из направлений.
Тема 2. 3.Организаторская деятельность классного руководителя.
Общая характеристика организаторской деятельности классного руководителя.
Понятия и сущность организаторской деятельности классного руководителя. Основные направления организаторской деятельности.
Формы и методы организации воспитательного процесса. Индивидуальная, фронтальная, групповая форма работы.
Методы воспитания: классификация, характеристика.
Средства воспитания. Создание благоприятного психологического климата в классе. Формирование и развитие воспитывающей среды.
Работа с коллективом класса.
Принципы сотрудничества классного руководителя и учащихся. Педагогическая поддержка в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения. Коллектив класса и развитие ученического самоуправления. Стадии развития коллектива. Методики определения уровня развития детского коллектива. Приемы сплочения детского коллектива. Методики определения удовлетворенности личности своим коллективом. Предотвращение и урегулирование конфликтов в классе.
Организация и проведение внеклассных мероприятий.
Воспитательное мероприятие как основной элемент процесса воспитания. Классификации воспитательных мероприятий. Сущность воспитательного мероприятия. Формы проведения воспитательного мероприятия. Структура воспитательного мероприятия. Подготовка педагога к воспитательному мероприятию. Методика подготовки и проведения воспитательного мероприятия. Система воспитательных мероприятий.
Работа с родителями учащихся.
Роль семьи в воспитании. Типы семей. Диагностические методики изучения семьи учащихся. Варианты взаимоотношений семьи и школы. Формы взаимодействия классного руководителя и родителей.
Методика организации и проведения родительских собраний.
Организация совместной деятельности детей и родителей.
Координирующая деятельность классного руководителя.
Взаимодействие классного руководителя с членами педагогического коллектива, администрацией школы и специалистами иных учреждений, занимающихся вопросами воспитания и социальной защиты детей. Формы и методы взаимодействия. Типы взаимодействия.
Индивидуальная работа с учащимися.
Функции индивидуальной работы с учащимися. Учет индивидуальных особенностей и способностей детей в воспитательной работе. Оказание педагогической поддержки младшему школьнику.
Работа по организации досуга детей.
Виды досуга. Сферы досуга. Условия организации разумного и полноценного досуга. Учреждения досуга.
Роль классного руководителя в организации досуга. Методика организации досуговых мероприятий.
Общение как форма и способ организации досуга.
Сравнительный анализ форм и методов организации воспитательного процесса.
Практикум по использованию различных форм работы, направленной на сплочение детского коллектива.
Решение конфликтных ситуаций в коллективе младших школьников (решение пед. ситуаций)
Разработка коллективного творческого дела (КТД).
Разработка конспекта родительского собрания.
Разработка досугового мероприятия.
Разработка анкеты для изучения семьи учащегося.
Определение типов и форм взаимодействия классного руководителя с другими участниками образовательного процесса.
Тема 2. 4. Аналитическая деятельность классного руководителя
Анализ воспитательной работы: сущность, требования, виды и уровни.
Роль педагогического анализа в воспитательной работе. Основные требования к организации анализа воспитательной работы. Виды анализа воспитательной работы. Уровни анализа воспитательной работы.
Методика анализа воспитательной работы за год.
Цель анализа воспитательной работы за год. Виды анализа: комплексный, тематический. Источники анализа воспитательной работы. Требования к анализу и технология его организации и проведения. Формы привлечения всех субъектов воспитательного процесса к аналитической деятельности. Отражение результатов аналитической деятельности.
Методика анализа воспитательного мероприятия.
Выбор схемы структуры анализа различных форм воспитательной работы. Требования к анализу. Технология проведения коллективного анализа внеклассного мероприятия. Технология проведения комплексного и тематического анализа внеклассного мероприятия.
Анализ отчета классного руководителя о результатах воспитательной работы за год (по заданному алгоритму).
Просмотр и коллективный анализ классного часа.
Самостоятельная работа Подбор исследовательских методик по заданному направлению.
Составление аналитической справки по результатам индивидуального анализа одной из форм воспитательной работы (по предложенной теме).
Разработка критериев воспитанности школьников.
Подготовка и презентация сообщений по теме «Формы привлечения к планированию всех субъектов воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей».
Оформление дневника (папки) классного руководителя.
Дополнение дневника (папки) классного руководителя по заданным разделам.
Разработка и анализ классных часов (по предложенным конспектам).
Составление глоссария по теме.
Составление библиографического списка по теме.
Составление «Методической копилки» классного руководителя.
Раздел 3. ПМ 03. Содержание воспитания и социализации учащихся
МДК 03.02 Воспитание и социализация учащихся начальных классов
Цель и общие задачи воспитания и социализации личности
В области формирования личностной культуры, формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм
Ценностные установки воспитания и социализации школьников
Содержание духовно-нравственного развития, нравственное воспитание личности, изучение традиционных источников нравственности. Определения национального воспитательного идеала, цели, задач и базовых ценностей воспитания и социализации
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся
В каждом из направлений воспитания и социализации обучающихся раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.
Содержание воспитания и социализации учащихся
Характеристика современных особенностей воспитания и социализации младших школьников, раскрыть основные подходы к организации воспитания и социализации обучающихся (аксиологический, системно-деятельностный, развивающий).
Конкретизация основных направлений с учетом возрастных особенностей учащихся. Виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы.
Современные особенности воспитания и социализации учащихся
Описание процесса воспитания в современном мире.
Задачи воспитания и социализации учащихся
Понимание современных условий и особенностей организации воспитания и социализации младших школьников.
Виды деятельности и формы занятий с учащимися
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся
Повышение педагогической культуры родителей. Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей
Взаимодействие школы с общественными и традиционными религиозными организациями
Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы.
Воспитательные результаты в зависимости от видов деятельности обучающихся и в зависимости от направлений воспитания и социализации учащихся начальной школы
Составить схему общих задач воспитания и социализации личности
Подготовить сообщения доклады на тему «Духовно-нравственное воспитание личности
Сравнительный анализ форм и методов организации воспитательного процесса.
Подготовить презентации изучение традиционных источников нравственности
Составить схему основных подходов к организации воспитания и социализации обучающихся
Подготовить сообщение о современном воспитании учащихся начальной школы
Разработка досугового мероприятия
Разработка анкеты для изучения семьи учащегося
Разработка беседы с родителями
Разработка конспекта родительского собрания
Разработка беседы с родителями о повышения педагогического уровня культуры
Составить схему воспитательных результатов в зависимости от видов деятельности обучающихся
Изучить дополнительную литературу по темам:
1.Сущность процесса социализации личности младшего школьника.
2.Условия успешной социализации младшего школьника.
3.Самоопределение учащихся начальных классов и его влияние на взаимодействие с социумом.
4.Социальная активность детей и ее проявление во взаимодействии со средой.
5.Определение социального статуса и социальной роли ребенка.
Разработка критериев воспитанности школьников.
Подготовка и презентация сообщений по теме «Формы привлечения к планированию всех субъектов воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей».
Разработка плана работы с родителями
Разработка беседы с родителями
Знакомство с правилами организации разнообразных коллективно-творческих дел (с группой учащихся) и их проведение.
Знакомство с методикой проведения и разными формами, направлениями мероприятий творческого характера.
Изучение основ актерского мастерства и организации театральных постановок.
Изучение основ оформительской работы (техника работы с цветом, шрифтом; изготовление костюмов, наград, открыток, дипломов; изучение организации выставок творческих работ, оформление сцен, залов)
Изучение массовых стилизованных танцев; ознакомление с методикой организации танцевального кружка в условиях детских образовательных и оздоровительных учреждений.
Изучение детских, туристических и популярных песен.
Практикум проведения игр с учащимися: спортивных, подвижных, экологических, массовых и т.п..
Анализ проводимых с учащимися мероприятий; изучение методик анализа лагерного дня, смены.
Знакомство с формами организации детей летом; моделирование лагерной смены и дня.
Использование методики проведения психологических экспресс-диагностик.
Практикум использования правил эффективного общения с детьми.
Разработка маршрутов туристических походов, сценариев спортивно-массовых мероприятий, тематики экскурсий для младших школьников
Оформление классных уголков.
Ознакомление с методикой проведения экологических игр на местности. Проведение похода «Экотропа».
Практика по профилю специальности
Изучение устава ОУ, правил внутреннего распорядка ОУ
Знакомство с классным руководителем, классом, беседа с классным руководителем о социально-психологических особенностях класса.
Изучение должностной инструкции классного руководителя данной школы.
Анализ плана воспитательной работы школы.
Составление плана-графика воспитательной работы в классе.
Подготовка и проведение социально-психологического тренинга «Знакомство» с учащимися
Наблюдение специфики педагогического общения учителя начальных классов с учащимися, коллегами, родителями: определение стиля педагогического общения учителя.
Наблюдение и анализ (критериальный) воспитательных мероприятий и классных часов в начальной школе.
Подготовка и проведение воспитательных мероприятий по темам:… (по направлениям: …): определение целей мероприятия, отбор содержания, выбор формы проведения, выбор методов и приемов проведения мероприятия, подбор видов деятельности школьников, составление конспекта мероприятия, подготовка наглядного и музыкального оформления внеклассного мероприятия, подготовка учащихся, проверка готовности участников.
Проведение самоанализа воспитательного мероприятия (классного часа).
Подготовка и проведение социометрического исследования в классе и анализ его результатов (изучение классного коллектива)
Проведение анкетирования родителей по теме:…
Подготовка и проведение родительского собрания. (Разработка и проведение одной из форм работы с родителями.)
Подготовка и проведение психолого-педагогической диагностики с использованием методов опроса, анкетирования, эксперимента, тестирования, анализа продуктов деятельности, анализа персональной документации учащихся и др. учащихся начальных классов по проблемам: отношения учащихся к учению, особенностей темперамента учащихся, особенностей характера учащихся, особенностей познавательных процессов, интересов учащихся, выявления мотивов учения, особенностей самооценки учащегося, определения круг значимого общения, определения уровня воспитанности учащихся, состояния здоровья учащихся, социальной ситуации развития конкретного ребенка и т.п.
Проведение изучения особенности семьи и семейного воспитания (анкетирование, тестирование, беседа)
Оформление характеристики учащегося и класса.
Оформление классного уголка, изготовление наглядных пособий и оформления мероприятий.
Проведение педагогических мероприятий по выявлению интересов и увлечений детей, уровня их умений и навыков в организации совместной деятельности;
Составление плана воспитательной работы в классе; плана-сетки воспитательной работы.
Проведение мероприятий по формированию органов самоуправления в классе (актива класса) и работа с ними.
Организация коллективно-творческой деятельности по всем направлениям воспитания в условиях ОУ и ДОЛ:
— организация трудовой деятельности детей (дежурство в столовой, дежурство по классу, благоустройство территории, обучение навыкам самообслуживания и гигиены);
— организация игровой деятельности детей (подготовка и проведение с детьми различных игр: познавательных, развивающих, музыкальных., имитационных, деловых, игр-упражнений, аттракционов, забав );
— организация художественно-творческой деятельности детей (подготовка и проведение с детьми концертов, смотров, конкурсов, дней творчества, музыкальных и фольклорных фестивалей, дискотек);
Организация режима, активного отдыха детей, проведение санитарно-гигиенической работы и работы по самообслуживанию в ДОЛ.
Проведение индивидуальной воспитательной работы с детьми, имеющими проблемы межличностного общения в коллективе.
Анализ воспитательной работы класса;
Анализ динамики развития детского коллектива;
Ведение педагогической документации по практике (дневника практиканта);
Подготовка текстового и творческого отчетов по результатам практики.
Подготовка презентации опыта классного руководителя школы.
Подготовка презентации «Воспитательная система начальной школы №…»
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета педагогики и психологии.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета педагогики и психологии :
— ученические столы, стулья;
— стол для преподавателя;
— секционные шкафы для хранения оборудования;
-комплект нормативной документации, регламентирующей деятельность классного руководителя;
-комплект учебно-методической документации, обеспечивающей реализацию МДК03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя; МДК 03.02 Воспитание и социализация учащихся начальных классов
-образцы учебно-планирующей документации, обеспечивающей деятельность классного руководителя (всех видов планирования, конспектов внеклассных мероприятий, родительских собраний и др.);
-образцы учебно-планирующей документации, обеспечивающей воспитательный процесс в детском оздоровительном и пришкольном лагерях;
-комплект инструктивной документации, регламентирующей процесс прохождения учебной и профессиональной практики в рамках профессионального модуля;
— образцы отчетной документации по каждому виду практики.
— пакет прикладных программ;
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники для преподавателей
1.Теория и методика воспитания: учеб. пособие / И.Н. Емельянова. – 1-е изд.- М.: Академия ИЦ, 2008.
Основные источники для обучающихся
Дополнительные источники для преподавателей
1.Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие: Допущено Минобразованием России,.- М.: Академия ИЦ, 2009.
2. Дорохова А.В., Игумнова Л.И., Привалихина Т.И. Разрешение конфликтов: учеб. пособие: Допущено Минобразованием России,.- М.: Академия ИЦ,2009.
Дополнительные источники для обучающихся
1. Костяк Т.В. Как помочь ребенку адаптироваться в школе: научно-популярное издание,.- М.: Академия ИЦ,2009.
2. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников: учеб. пособие: Рекомендовано УМО,.- М.: Академия ИЦ, 2009.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение ПМ «Классное руководство» производится в соответствии с учебным планом по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
и календарным графиком, утвержденным директором техникума.
Образовательный процесс организуется строго по расписанию занятий, утвержденному заместителем директора по УР. График освоения ПМ предполагает последовательное освоение МДК: МДК 03.01. Теоретические
Освоению ПМ предшествует обязательное изучение учебных дисциплин ОП.01. Педагогика, ОП.02. Психология, ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена, а также учебных дисциплин цикла ОГСЭ в соответствии с учебным планом. Изучение теоретического материала может проводиться как в каждой группе, так и для нескольких групп (при наличии нескольких групп на специальности).
При проведении практических занятий проводится деление группы студентов на подгруппы, численностью не более 15 чел. Лабораторные работы по профессиональному модулю – не предусмотрены.
В процессе освоения ПМ предполагается проведение рубежного контроля знаний, умений у студентов. Сдача рубежного контроля (РК) является обязательной для всех обучающихся. Результатом освоения ПМ выступают ПК, оценка которых представляет собой создание и сбор свидетельств деятельности на основе заранее определенных критериев.
С целью оказания помощи студентам при освоении теоретического и практического материала, выполнения самостоятельной работы разрабатываются учебно-методические комплексы (кейсы студентов).
С целью методического обеспечения прохождения учебной и/или производственной практики, выполнения курсового проекта/курсовой работы разрабатываются методические рекомендации для студентов.
При освоении ПМ каждым преподавателем устанавливаются часы дополнительных занятий, в рамках которых для всех желающих проводятся консультации. График проведения консультаций размещен на входной двери каждого учебного кабинета и/или лаборатории.
При выполнении курсовой работы проводятся как групповые аудиторные консультации, так и индивидуальные. Порядок организации и выполнения курсового проектирования определен в локальном акте техникума
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля «Классное руководство» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля «Классное руководство».
Текущий учет результатов освоения ПМ производится в журнале по ПМ. Наличие оценок по ЛПР и рубежному контролю является для каждого студента обязательным. В случае отсутствия оценок за ЛПР и ТРК студент не допускается до сдачи квалификационного экзамена по ПМ.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по МДК:
— МДК 03.02 Воспитание и социализация учащихся начальных классов.
Наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Классное руководство» специальности «Преподавание в начальных классах».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Руководство педагогической практикой осуществляется преподавателями МДК ПМ «Классное руководство» и общепрофессиональных дисциплин – педагогика, психология, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю модуля «Классное руководство» специальности «Преподавание в начальных классах».