Что включает в себя исследование неречевых психических функций

Что включает в себя исследование неречевых психических функций

1. Слуховое внимание:

а) дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника?»)___________

б) определение направления источника звука (звучащей игрушки)__________

3. Зрительное восприятие:

а) подбор картинок к данному цветовому фону:

от 4 до 5 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий ______________

от 5 до 7 лет: кроме основных цветов, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый ____________

б) показ основных цветов _____________________________

4. Зрительно-пространственный гнозис и праксис:

а) 4—7 лет — показать правую и левую руку, правую и левую ногу_________

5—7 лет — показать правый и левый глаз, правое и левое ухо____________

6—7 лет — правой рукой показать левый глаз, левой рукой — правое ухо_____

б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади______________________

в) складывание разрезанных картинок из 2—4 частей (от 4 до 5 лет), из 5—8 частей (от 5 до 7 лет)____________

г) складывание фигур из палочек_______________________

5. Состояние общей моторики:

— сила движений _________________________

— точность движений _________________________

— координация движений _____________

— переключение от одного движения к другому

6. Состояние ручной моторики:

— синхронность движений правой и левой руки_______________

— переключение от одного движения к другому________________

Задания. От 4 до 5 лет: «здороваются пальчики правой и левой руки», «здороваются пальчики только правой, только левой руки», мозаика, шнуровка, застегивание пуговиц, раскрашивание, вырезывание.

Источник

НОД «Диагностика неречевых психических функций и фонетической стороны речи ребенка»

Что включает в себя исследование неречевых психических функций. Смотреть фото Что включает в себя исследование неречевых психических функций. Смотреть картинку Что включает в себя исследование неречевых психических функций. Картинка про Что включает в себя исследование неречевых психических функций. Фото Что включает в себя исследование неречевых психических функций Мария Дудкина
НОД «Диагностика неречевых психических функций и фонетической стороны речи ребенка»

Диагностическое занятие

Учитель-дефектолог Дудкина М. В.

Целевая группа: дети 3-4 года

Время проведения: 20 мин.

Тема: Диагностика неречевых психических функций и фонетической стороны речи ребенка.

Цель: Формирование правильного произношения звуков в слогах и словах. Развитие речи и формирование познавательной активности.

1. Определить состояние общей и мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия, звукопроизношения.

2. Обследовать анатомическое строение артикуляционного аппарата ребёнка.

3. Определить объем логопедической работы ребенком.

Используемые дидактические материалы,инвентарь и оборудование:

Картинки с предметами, пирамидка, кубики, игрушки, пластилин, палочки.

Структура и содержание занятия

Этапы Содержание Время (мин.)

Организационная часть 1. Анамнез

2. Заполнение речевой карты 3

Основная часть 1. Исследование неречевых психических функций

1. Состояние слухового внимания

2. Исследование зрительного восприятия

3. Исследование зрительно-пространственного восприятия

4. Состояние общей моторики

5. Состояние мелкой моторики. 6

2. Исследование фонетической стороны речи

1. Воспроизведение звукоподражаний

3. Состояние звукопроизношения

4. Состояние речевой моторики

5. Исследование фонематической стороны речи

6. Исследование лексики и грамматического строя речи 5

Заключительная часть Подведение итога занятия 1

Ход занятия

1. Организационная часть

Заполнение анкеты родителями.

Найти взаимопонимание и доверие ребенка.

Заполнение речевой карты I. Исследование неречевых психических функций

Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования. а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении) б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое)

1.Состояние слухового внимания:

а)дифференциация звучащих игрушек: ребенок определяет –какая игрушка звучит (погремушка, дудочка, барабан, гармошка)

б)определение направления источник звука: Ребенок закрывает глаза,а логопед перемещается в различных направлениях, звеня в колокольчик. Малыш должен рукой указать место источника звука.

2. Исследование зрительного восприятия

б)восприятие цвета: (показывает красный, синий, желтый, зеленый кубик)

в) восприятие формы (с 3 лет): различение основных геометрических форм (ребенокпробует подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат).

3. Исследование зрительно-пространственного восприятия

а) ориентировка в пространстве (малыш определяет шарик вверху, а машинка внизу, медвежонок впереди,а зайчик сзади);

б) ребенок складывает фигурки из палочек по образцу (2-4 палочки)

4. Состояние общей моторики Ребенок должен: – пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу; – перешагнуть через препятствие высотой 25 – 30 см; – медленно покружиться на месте;

– бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;

– поймать брошенный мяч;

– подпрыгнуть на одной ножке, на двух ногах на месте;

– выполнить наклоны вперед и в стороны

5. Состояние мелкой моторики.

Ребенок должен:

– слепить из пластилина палочку, шарик;

– уметь самостоятельно пользоваться ложкой.

– расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;

II. Исследование фонетической стороны речи

1. Воспроизведение звукоподражаний

Ребенокдолжен повторить за логопедом:

Кукла плачет: а-а-а.Мышка пищит: пи-пи-пи.

Ребенок плачет: уа.Собака лает: ав.

3. Состояние звукопроизношения

Ребенокдолжен повторить за логопедом звуки:

Гласные: а, у, и, е, э, о, ы

4. Состояние речевой моторики

1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию): Попросить ребенка

— поднять брови вверх («удивиться»);

— нахмурить брови («рассердиться»);

— надуть щеки («толстячок»);

— втянуть щеки («худышка»);

2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение движений по подражанию): попросить ребенка выполнить следующие упражнения

б) язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;

в) мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.

5. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)

1. Попросить ребенка показать по картинкам предметы,называемые логопедом:

2. Показать собачку,когда она зарычит: р-р-р

6. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи

а) показать по просьбе логопеда предметы, части предметов,части тела : глаза, ушки, ручки, зайчик, мишка, мячик

б) понимание обобщающих слов (с 3 лет): попросить ребенка выбрать предметы или картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;

в)понимание действий: ребенок должен

— показать, где девочка спит, играет, рисует (на картинках);

— выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу»).

2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Ребенокдолжен показать на картинках:

3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за (с 3 лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол»

Подведение итога занятия.

Заполнить заключение по обследованию.

Дать рекомендации родителям по проведению занятий с ребенком дома.

Диагностическое интервью с детьми дошкольного возраста (когнитивное развитие ребёнка) Диагностическое интервью с детьми второго года жизни 1. Как тебя зовут? 2. Кто это (Показ на взрослого, хорошо знакомого ребёнку). 3. Что.

Открытое занятие для родителей «Артикуляционная гимнастика — занимательное занятие!» Открытое занятие для родителей. Составила провела воспитатель первой квалификационной категории Смирнова Ольга Александровна Развитие речи.

Внеклассное логоритмическое занятие «Дружный дом». Занятие учителя музыки и логопеда для умственно отсталых детей Цель: Преодоление речевого нарушения умственно отсталых детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом.

Занятие «Деревья» Цель: • Уточнить знания о некоторых видах деревьев: береза, сосна, ель, клен, дуб. • Понаблюдать за этими деревьями в период появления листьев.

Занятие «Доброта» Занятие «Доброта» Цель: 1. Развивать у дошкольников способность к эмоциональному сопережива-нию. 2. Учить понимать и активно выражать эмоциональное.

Занятие «Кем быть?» Цель: Обогатить знания детей о разных профессиях Воспитывать интерес и желание быть трудолюбивыми.

Занятие по окружающему миру «Домашние животные». Игра-занятие «Кто как кричит…» Занятие по окружающему миру Тема: «Домашние животные» Игра-занятие «Кто как кричит? Возраст: первая младшая группа Место проведения: групповая.

Занятие по ПДД в для детей 4–5 лет Тема: «Мурзик знакомиnся с правилами дорожного движения» Интеграция образовательный областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное.

Занятие по психокоррекции «Мы шли, шли» Цели : формировать чувство уверенности в окружающем. Учить распознавать настроение по мимике. Развивать чувства: радости, сочувствия, восторга.

Занятие по психокоррекции «Моё имя» Цель:развитие эмоциональной сферы детей. Задачи:-развивать умение мысленно воспроизводить образ себе подобного,через собственное ведение.

Источник

Комплексное обследование речевых и неречевых психических функций

Что включает в себя исследование неречевых психических функций. Смотреть фото Что включает в себя исследование неречевых психических функций. Смотреть картинку Что включает в себя исследование неречевых психических функций. Картинка про Что включает в себя исследование неречевых психических функций. Фото Что включает в себя исследование неречевых психических функций Анна Яшина
Комплексное обследование речевых и неречевых психических функций

Комплексное обследование речевых и неречевых психических функций

I. Исследование звукопроизношения.

Определить характер нарушения звуков речи: отсутствие, замена, смешение,дефектную артикуляцию в различных условиях: при изолированном произношении звуков; в слогах (открытых, закрытых простых и со стечением согласных); в начале, в середине, в конце слов; во фразах; в тексте.

В процессе исследования звукопроизношения используются слоги, слова, предложения, сюжетные картинки, скороговорки, стихотворения, тексты, включающие звук, который исследуется.

II. Состояние звуковой структуры слова.

Детям предлагается повторить слова различной звукослоговой структуры или назвать картинки: кот, роза, весна, машина, колесо, поезд, картофель, космонавт, сковородка, электричка, велосипедист, экскаваторщик.

III. Исследование фонематического восприятия и фонематических представлений.

1. Слуховая дифференциация звуков в словах.

Детям предлагается повторить за логопедом слова: коза – коса, лес – лещ, чаща – чаша, осы – оси, шест – шесть, уши – ужи, хор – хорь, марка – майка, мышка – мишка, нос – нес, жарит – жалит, жук – сук, сабля – цапля, шашки – чашки, лук – люк, нос – нога.

2. Повторение изолированных слогов.

Детям предлагается повторить за логопедом слоги: няк, пуль, сось, пиц, зощ, нысь, плись, лут, ряй, выс. гум, ек, степ, ныль, трит, шись, вох, фек.

3. Повторение слогов со слогообразующим гласным [а].

Детям предлагается повторить за логопедом слоги: бала сязя щага, дата зазя цага, маня чаща чапя, гака ляра шащя, жаша зажа сяса, заса сащя ряль, лара цаса лаля, балава ляраля щачаща, датада ряряра цачаца, шажаша зажаза сясася.

4. Придумывание слов на заданный звук.

Детям дается задание: «Придумай слово на звук [c], [ж], [р], [л].

IV. Исследование языкового анализа и синтеза.

1. Анализ предложений.

А) Анализ предложений с использованием опорной схемы.

Логопед раздает детям полоски бумаги, различной длинны, произносит детям предложения и просит построить схему заданного предложения.После построения предложений логопед задает вопрос: «Назови первое слово, второе и т. д.? Сколько слов в этом предложении?»: Идет дождь. Коля чистит зубы. Мама пьет. Оля читает интересную книгу.

Б) Выполнение аналогичного задания в речевом плане,без помощи материальных опор: Наступило лето. Настя рисует. Таня шьет платье. Мальчик кушает вкусное варенье.

В) Выполнение задания во внутреннем плане.

Логопед раздает детям сюжетные картинки,чтобы составить предложения и дает инструкцию: «Придумайте предложения по этой картинке», если ребенок выполняет задание, то логопед просит построить

графически предложения на листе бумаги: Идет дождь. Мальчик рисует. Девочка вытирает стол. Лиса собирает цветы.

Критерии оценок (каждая серия оценивается отдельно):

2. Синтез предложений из слов.

Логопед называет серии из двух, трех слов в прямом и измененном порядке,позволяющие построить из них предложения: «Сейчас я буду называть слова, а вы составьте с этих слов предложения»: лето, наступило; руки, девочка, моет; картину, художник, рисует; грызет, орехи, белка.

А) Выделение звука на фоне слова.

Логопед называет набор слов: «Сейчас я вам буду называть слова, если услышите в слове звук [р], хлопните в ладоши»: зеркало, пальто, рак, сапоги, машина, хор, рука, нога, сумка.

Б) Определение первого звука в словах.

Логопед называет набор слов: «Я сейчас вам буду говорить слово, а вы должны будете назвать первый звук»: утро, машина, Оля, цветок, шапка, арбуз.

В) Определение последнего звука в словах.

Логопед называет набор слов: «Я сейчас буду говорить вам слова, а вы будете должны назвать мне последний звук в слове, который вы услышите»: пень, окно, сон, кошка, соль, трава.

Г) Полный анализ слов.

Логопед называет слова: «Сколько слогов в этом слове, назови их, сколько звуков, назови их»: кот, корка, лапа, лопата.

Логопед называет слова,но уже без наводящих вопросов: каша, том, дорога, колесо.

Е) Анализ слов с использованием картинок.

Логопед просит детей назвать,что изображено на картинке и провести самостоятельно анализ слов: «Посмотрите на картинку, назовите что изображено и проанализируйте слово, как делала в предыдущих заданиях»: дом, шапка, рама, сапоги.

А) Слоговой синтез слов.

Логопед произносит слова по слогам,в неправильном порядке: «Сейчас я вам произнесу слова по слогам. Вы внимательно слушайте меня, а потом скажите слово слитно, некоторые слоги потеряли свое место. Помоги слогам найти свое место и получится правильное слово»: заря-ряза, машина-шинама, молоко- комоло, роза-заро.

Б) Фонематический синтез слов.

Логопед произносит слово по буквам в неправильной последовательности: «Правильно составь слово»: лом-м о л, рама- а м а р, сок-к о с, лапа-п а л а.

V. Исследование монологической связной речи.

1.Логопед предлагает серию сюжетных картинок: «Посмотрите на картинки и составьте по ним рассказ».

2. Пересказ текста Л. Н. Толстого «Галка и голуби».

Галка увидала, что голубей хорошо кормят,— выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили ее. Но галка забылась и закричала по-галчьи. Тогда ее голуби стали клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались ее оттого, что она была белая, и тоже прогнали.

VI. Исследование лексико-грамматического строя речи.

1. Исследование понимания и употребления уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Логопед дает детям две сюжетные картинки с изображением мамы и дочки, накрывающих столы для гостей. Мама расставляет на большом столе, а дочка на маленьком.

А) Различие в импрессивной речи.

Логопед дает детям картинки «Посмотрите внимательно на картинки. Покажите где столик? Где вазочка? Где салфеточка?».

Б) Употребление в экспрессивной речи.

2. Образование названий детенышей животных.

А) Различие названий детенышей животных в импрессивной речи.

Логопед предлагает картинки с изображением домашних и диких животных «Посмотрите на картинки. Покажите, где теленок? А где ягненок?» и т. д.

Б) Употребление названий детенышей животных в экспрессивной речи.

Логопед показывает детям сюжетные картинки с изображением слоненка, щенка, лисенка, зайчонка, играющих на поляне (по книге Максакова А. И): «Посмотри на картинку и послушай историю, которую я тебе расскажу. Играли на поляне зверюшки,вдруг прибегает к ним ослик и говорит: «Вы здесь все прыгаете, а вас мамы ищут. Ослик не знал, у кого какая мама, все перепутал. Слоненку сказал, что его ищет мама лиса. Правильно он назвал маму слоненка? Нет. Как называется детеныш лисы? (лисенок). А лисенка, говорит ослик, ищет

3-4.Образование относительных и качественных прилагательных от существительных:

А)Материал: игра «ателье»: Логопед предлагает детям набор тканей,наклеенных на картон: фланель, джинсовая ткань, бархат, мех; прозрачные папки с вырезанной по контуру одеждой юбка, платье, брюки,шуба:

«Сейчас мы поиграем. Игра называется «ателье». Посмотри на изображения одежды, которые я тебе покажу,и ответь на вопрос: «Что сшили портнихи?»

Словосочетания: Шуба из меха (меховая, брюки из джинсовой ткани (джинсовые, платье из фланели (фланелевое, юбка из бархата (бархатная).

Б) Игра «заготовка на зиму».

Логопед показывает детям предметные картинки с изображением ягод и фруктов: «Посмотрите на картинки и ответьте на вопрос. Из чего мы сварили сок? (из вишни). Значит он какой? (вишневый)».

5. Образование притяжательных прилагательных.

Игра «Загадки художника» (изображения диких животных с недостающими частями тела, вырезанные из картона). Логопед выкладывает перед детьми изображения диких животных. «Назови животных, которых нарисовал художник (заяц, тигр). Все ли части тела у них на месте? Нет. Чего не хватает у тигра? (хвоста). Экспериментатор раскладывает недостающие части перед ребенком, показывает испытуемому заячье ухо и задает вопрос ‘. «Скажи, чье это ухо? (Ухо зайца) Как назвать ухо зайца по-другому, чье оно? (заячье)».

продолжение Приложения 1

А) Различение в импрессивной речи.

Логопед показывает детям картинки чернильницы, сахарницы, песочницы, селедочницы и т. д. : «Покажи сахарницу на картинке» и т. д.

Б) Употребление в экспрессивной речи.

Логопед задает вопрос: «Как назвать посуду, в которой находится сахар? (сахарница) и т. д.»

VII. Исследования зрительно-пространственных функций.

1. Состояние биологического зрения ребенка. (Данные из медицинской карты ребенка)

2. Состояние зрительно-пространственных функций.

А) Определение ведущей руки, правых и левых частей тела (схема тела).Определение ведущей руки производится с использованием следующих проб: проба на переплетение пальцев; проба на аплодирование; проба «Поза Наполеона»; |

Для определения ведущего глаза предлагается посмотреть в дырочку, в калейдоскоп, в отверстие трубки, используется проба с карандашом.

Для определения ведущего уха ребенку предлагается прислушаться, приложив ухо к двери; к тиканью часов; к шороху внутри ракушки.

Б) Ориентировка в окружающем пространстве.

Логопед: «Назови, что находится слева от тебя. А что справа?»

В) Выполнение проб Хэда.

Логопед просит показать правой рукой левое ухо, левой рукой правый глаз, показать правые и левые части тела напротив сидящего человека.

Г) Составление картинки, разрезанной на 2-4 части.

Д) Конструирование фигур из палочек (по образцу).

3. Буквенный гнозис.

Логопед дает детям изображение букв печатного шрифта.

Б) Называние букв печатного шрифта, данных в беспорядке.

Б) Нахождение буквы, предъявленной зрительно, среди ряда других букв.

Логопед говорит: «Внимательно посмотри на букву. Найди такую же среди ряда букв»

В) Показ буквы по заданному звуку.

Логопед выкладывает перед детьми буквенный ряд, просит назвать букву «И».

Г) Узнавание букв в условиях заштриховки.

Д) Узнавание букв, изображенных пунктирно.

Е) Узнавание букв в неправильном положении.

Ж) Узнавание букв, наложенных друг на друга.

З) Дифференциация правильно и зеркально написанных букв.

И) Называние букв, сходных графически.

К) Нахождение нужной буквы среди сходных по начертанию.

VIII. Исследование внимания.

Тест «Определение школьной зрелости».

Критерии оценок: за каждую пробу ставиться от 1 до 5 баллов. Состояние внимания оценивается в соответствии с предложенной системой (от 0 до 4 баллов).

IX. Исследование мышления.

Классификация предметов по группам:

Б) Понимание нелепых ситуаций.

Логопед дает детям картинку «Нелепицы»: «Внимательно рассмотрите картинку и расскажите, что изображено неверно?»

X. Исследования состояния моторной функции.

Тест «Определение школьной зрелости»

XI. Исследование мнестической деятельности.

1. Зрительная память.

А) Непроизвольное зрительное запоминание.

Логопед выкладывает перед испытуемым стопку картинок с изображением игрушек и продолжает: «Пересчитай картинки и скажи мне, сколько игрушек привезли в твой магазин? Какие игрушки привезли в магазин?»

Б) Произвольное зрительное запоминание.

Логопед предлагает детям игру «Поезд»: «Запомни животных, которые едут в поезде».

Б) Произвольное зрительное запоминание.

2. Слухоречевая память.

А) Объем запоминания.

Логопед предлагает детям серию несвязанных по смыслу слов: дом, лес, кот, стол, ночь, ручка, топор (по А. Р. Лурия): «Внимательно послушай слова,

которые я тебе скажу, и постарайся их запомнить. После того, как я закончу произносить слова, повтори их».

Формирование фонематических процессов посредством исследования неречевых звуков Формирование фонематических процессов через исследование неречевых звуков. Шачкова Ольга Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ Детский сад «Светлячок».

Конспект занятия «Обучение восприятию на слух неречевых звучаний на фронтальном занятии по РСВ и ОП» (II год обучения) Тема: «Обучение восприятию на слух неречевый звучаний на материале голосов домашних животных» Цель по разделу РСВ: Формирование речевого.

Что включает в себя исследование неречевых психических функций. Смотреть фото Что включает в себя исследование неречевых психических функций. Смотреть картинку Что включает в себя исследование неречевых психических функций. Картинка про Что включает в себя исследование неречевых психических функций. Фото Что включает в себя исследование неречевых психических функцийМастер-класс на КМО «Развитие высших психических функций дошкольников посредством развития мелкой моторики рук» Цель мастер – класса (в рамках КМО): поделиться с педагогами приемами и способами развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

НОД «Диагностика неречевых психических функций и фонетической стороны речи ребенка» Диагностическое занятие Учитель-дефектолог Дудкина М. В. Целевая группа: дети 3-4 года Время проведения: 20 мин. Тема: Диагностика неречевых.

Обследование грамматического строя речи ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НАПРАВЛЕННОГО НА ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ. Адекватная.

Обследование мелкой моторики (методика Гризик Т. И.) Обследование мелкой моторики (методика Гризик Т. И.) СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Цель обследования — проверить стабильность выполнения детьми.

Работа воспитателя в старшей коррекционной группе с детьми ОВЗ по формированию высших психических функций. Работа воспитателя в старшей коррекционной группе с детьми ОВЗ по формированию высших психических функций. Дефект какого-нибудь анализатора.

Сказка как средство развития и коррекции психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью «Сказка как средство развития и коррекции психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью». Дети с интеллектуальной недостаточностью.

Влияние развивающей среды ДОУ на развитие психических функций у детей дошкольного возраста Основоположники отечественной психологии А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец в своих трудах говорили о том, что деятельность в своём.

Эссе «Мое понимание выражения У. Джеймса «Сознание есть хозяин психических функций»: за и против» Проблема сознания являлась важным аспектом в работах многих психологов. Так, одним из первых, кто начал изучать данный вопрос, был выдающийся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *