Что включает в себя информационное пространство колледжа

Единое информационное пространство профессиональной образовательной организации (на примере Южно-Уральского государственного технологического колледжа)

Ткаченко Валерия Сергеевна
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Челябинск
Коняева Елена Александровна
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Челябинск

Аннотация: В статье раскрываются перспективы развития среднего профессионального образования благодаря единому информационному пространству образовательной организации, описывается единое информационное пространство Южно-Уральского государственного колледжа.
Ключевые слова: единое информационное пространство; колледж; профессиональное образование; инновации; информационные ресурсы

The unified information space of professional educational organizations (on the example of the South Ural state technological College)

Tkachenko Valeriya Sergeevna
South Ural State University of Humanitarian Pedagogical, Chelyabinsk
Konyaeva Elena Alexandrovna
South Ural State University of Humanitarian Pedagogical, Chelyabinsk

Abstract: The article describes prospects for the development of vocational education due to the unified information space of an educational organization, describes the common information space of South-Ural state College.
Keywords: common information space; College; vocational education; innovation; information resources

Информатизацию можно рассматривать как одно из важнейших средств реформирования всей системы образования, которая в корне изменяет технологии процесса обучения и воспитания. Основной целью оснащения современной профессиональной образовательной организации с учетом углубления интеграции образовательных учреждений в единое информационное пространство, является создание единой образовательной информационной среды, позволяющей на основе использования новых информационных технологий повысить качество системы образования, обеспечить равные возможности обучающимся на получение образования всех уровней и ступеней, а также интегрировать информационное пространство страны в мировое образовательное пространство [1]. С внедрением компьютерных информационных технологий открываются следующие возможности обучения:

— совершенствование методологии отбора содержания профессиональной подготовки специалистов; улучшение планирования, организации, управления, контроля качества учебного процесса;

— повышение качества обучения, его индивидуализация;

— появление новых форм взаимодействия педагога и обучаемого в процессе обучения, приводящее к изменению содержания их деятельности.

Единое информационно-образовательное пространство – это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг объектам процесса обучения [2]. Можно также сказать, что для образовательных учреждений – это системный информационно-технологический модуль, который включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку, передачу и хранение информации, наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения [5].

Единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:

— информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

— организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

— средства информационного взаимодействия учащихся и образовательных учреждений, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

Организационные структуры и средства информационного взаимодействия образуют информационную инфраструктуру. Внедрение информатизации можно рассматривать как одно из важнейших средств реформирования всей системы образования, которая в корне изменяет технологии процесса обучения и воспитания [4].

Рассмотрим, как организовано единое информационное пространство профессиональной образовательной организации на примере Южно-Уральского технологического колледжа.

Сначала необходимо отметить, что в колледже функционирует так называемый информатизационный центр. Информатизационный центр – структурное подразделение, отвечающее за состояние единой информационной среды колледжа. Он включает в себя:

Информатизационный центр отвечает за работу 3 блоков. Рассмотрим их более подробно.

Первый блок – автоматизированная система управления. Включает в себя:

— Управление контингентом студентов. Собственная разработка на базе OpenSourc CMF Drupal. Система управления базой данных студентов, включающая полный цикл документального сопровождения процесса учета, отчетности и сбора статистики в течении всего срока обучения студента, с момента его поступления до выдачи диплома.

— Электронный документооборот. Автоматизация канцелярского документооборота колледжа (обеспечение работы с нормативной документацией в соответствии с подходами стандарта ISO 9001:2000, взаимодействие между сотрудниками и службой персонала и др.)

— Системы мониторинга, анализа и контроля за исполнением.

— Мониторинг успеваемости студентов. Собственная разработка на базе OpenSourc CMF Drupal. Статистическая оценка успеваемости студентов (в группе, в специальности, по отделению и по колледжу в целом) за весь период обучения по качественному и абсолютному показателю и среднему баллу.

— Анализ удовлетворенности студентов. Собственная разработка на базе OpenSourc CMF Drupal. Статистическая оценка удовлетворенности студентов на основе электронного анонимного опроса по категоризированному списку вопросов с формированием отчетов по группе, специальности, отделению и колледжу в целом.

— Учебно-методический комплекс. Собственная разработка на базе OpenSourc CMF Drupal. Обеспечивает контроль за процессом разработки учебно-методических комплексов.

— Составление и контроль за исполнением планов подразделений. Собственная разработка на базе OpenSourc CMF Drupal. Обеспечивает ежегодный качественный контроль за составлением и исполнением планов подразделений, например, план по качеству.

— Система составления рейтинга преподавателей. Собственная разработка на базе OpenSourc CMF Drupal. Позволяет объективно оценить деятельность каждого преподавателя на основе экспертных критериев.

— Расчет плановой нагрузки на компьютерные аудитории. Собственная разработка на базе OpenSourc CMF Drupal. Рассчитывает плановую нагрузку на компьютерные аудитории на основании данных, полученных от руководителей специальностей. Позволяет заранее обнаружить проблемы связанные с нехваткой компьютерного времени.

Второй блок – электронная система обучения:

— Система тестирования. Часть OpenSource-проекта Moodle для организации проверки знаний учащихся методом тестирования. На его основе в колледже проводятся вступительные испытания, контрольные срезы качества, экзамены, олимпиадные задания и др. уже более 5 лет.

— Виртуальные кабинеты. Техническая организация проведения компьютерных практик по технологии терминального доступа, при которой отсутствует зависимость студента и преподавателя от установленного в аудитории программного обеспечения. Позволяют мгновенно установить программное обеспечение и предоставить доступ к нему с неограниченного количества компьютеров, даже с устройств, которые технически не способны работать с конкретным ПО.

— Система дистанционного обучения. OpenSource-проект Moodle применяется в колледже на заочном отделении в течении последних двух лет. Позволяет организовать электронную систему обучения (e-Learning).

— Автоматизированная система выдачи книг. Собственная разработка на базе OpenSourc CMF Drupal. Позволяет вести электронный учет выданных книг, статистику посещаемости, автоматизировать процесс поиска и выдачи книг по штрих коду.

— Электронное составление расписания. Автоматизация работы завучей и диспетчеров. В программе можно вести расписание как очного, так и заочного отделения, учет практик, консультаций, экзаменов, учет замещения преподавателей, передачу нагрузки другому преподавателю в течение семестра, назначение занятий без основного расписания (в текущем). При автоматическом составлении основного расписания учитываются запреты, то есть графики преподавателей совместителей, методические дни и т.п. Полученное расписание можно корректировать вручную. Также можно назначить некоторые занятия вручную, а затем досоставить расписание автоматически.

— Компьютерные аудитории. В колледже организовано 33 компьютерных аудитории для проведения практических занятий. Применяется жесткий подход к обеспечению требований всех санитарных норм, четкому распределению ответственных за кабинеты, доступности для работы студентов, в том числе и в не учебное время.

Третий блок – поддерживающие системы:

— Единая система авторизации. В колледже действует единая политика по организации доступа к ресурсам сети и информационным системам как для студентов, так и для сотрудников. Основной принцип — единые учетные данные (логин/пароль) на все время обучения/работы с доступам с любого корпоративного компьютера (за исключением особенных ситуаций описанных в положении о защите персональных данных). Так, например, один и тот же логин студент использует при включении компьютера, при работе с виртуальными кабинетами, при доступе к персональному дисковому пространству, при работе в сети Интернет, при участии в форумах на вебсайте и др.

— Единая вычислительная сеть. Обеспечение доступа ко всем необходимым ресурсам и сетевым службам с любого компьютера любого здания в любое время по схеме 24х7х365. Для этого в колледже с 2005 года проведена модернизация всей сети в соответствии со стандартами структурированных кабельных систем (СКС) с использованием оптоволокна в качестве магистральных линий.

— Персональное мобильное дисковое пространство. Для каждого студента и сотрудника колледжа предоставляется личная защищенная сетевая папка, которая автоматически подключается к любому компьютеру в момент авторизации.

— Система мгновенного оповещения и обмена информацией. Обмен мгновенными сообщениями (Jabber).

— Точечная персональная передача файлов в «три клика».

— Внутренний информационный портал.

— Корпоративная электронная почта.

— Система совместной работы. Бесплатная для учебных заведений GoogleDocs. Электронная система одновременной работы в реальном времени над одним документом нескольких человек.

— Виртуализация оборудования. Оптимизация использования дорогих физических серверов, путем организации на них нескольких виртуальных, что позволяет снизить себестоимость оборудования в несколько раз.

— Мобильный офис. Предоставление доступа к ресурсам сети за пределами колледжа через сеть Интернет по защищенному виртуальному каналу.

— Электронные заявки (helpdesk).

— Энциклопедии, словари, справочники.

— Тематические порталы и сайты.

Таким образом, создав и поэтапно развивая высокотехнологичную информационно-образовательную среду учреждений, мы сможем коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к информационной образовательной технологии в широком смысле этого слова, сформировать открытое информационное пространство для всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей, преподавателей и администрации образовательных организаций [3].

1. Баранова Т.А., Максимова О.А., Фомина А.А. Создание современной информационно-образовательной среды образовательного учреждения // Информатика и образование. Серия: Педагогика.- 2007.- №1.
2. Бегимкулов У.Ш. Единое информационное пространство высших педагогических образовательных учреждений Республики Узбекистан // Ж. Преподаватель XXI век.- Москва. 2007.- № 2.- С. 52–55.
3. Нестерова Р.Г. Перспективы развития информационных образовательных технологий в аспекте международного сотрудничества вузов //Мир педагогики и психологии. 2016. № 3. С. 20-24. 3
4. Тайлаков У. Н. Единое информационно-образовательное пространство школы как фактор повышения качества образовательных процессов // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 768-772.
5. Хайрзаманова Р.Г., Корнеева Н.Ю. Профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями в России и за рубежом. // Образование и социум: безопасность поликультурного пространства России: материалы Всероссийского молодежного форума. 2013. Челябинск, 27-28 ноября 2013 г.

Источник

ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КОЛЛЕДЖА – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Единое информационное пространство колледжа – необходимое условие внедрения информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения

ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-технологический колледж»

В современном обществе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемой участниками образовательного процесса, многократно увеличивается. В связи с этим перед педагогическим коллективом, а особенно перед администрацией встает вопрос об использовании современных технологий по обработке, хранению и анализу получаемой информации. Кроме того, современное образование приоритетной стратегией выдвигает стратегию подготовки студентов к жизни в информационном обществе. Поэтому информатизация системы образования имеет два направления — внедрение информационных технологий непосредственно в процесс обучения и информатизация системы управления образованием.

Наш колледж активно внедряет в свою работу инновационные технологии. Более пяти лет преподаватели используют такие образовательные технологии, как информационно-коммуникативные, интерактивное и проектное обучение, личностно-ориентированное, лекционно-семинарскую систему, деловые и ролевые игры, комуникативно-развивающее обучение и др.

Для эксперимента проводится ознакомление с темой: “Освоение информационных технологий как средство универсализации и модернизации образовательного процесса. Построение единого информационного пространства процесса обучения”.

В связи с этим на базе колледжа апробируется программа экспериментальной работы, главными целями которой являются разработка, апробирование и внедрение нового содержания и технологий обучения в учебно-воспитательный процесс и управление колледжем.

Основные направления программы :

Совершенствование и наполнение информационного пространства колледжа учебным и информационным материалом.

Более широкое использование информационных технологий в образовательном процессе.

Переработка имеющегося учебного и методического материала в электронную форму и создание информационной базы данных.

Создание эффективной автоматизированной системы управления образовательным учреждением.

Создание условий эффективного использования возможностей информационной среды Интернет, применение инклюзивного обучения.

Распространение опыта работы (проведение теоретических и практических семинаров, консультации преподавателей колледжа по внедрению в практику работы информационно-коммуникативных технологий, презентация мультимедийных продуктов, созданных сотрудниками колледжа).

Основные задачи эксперимента:

Апробация на своей учебной базе новых образовательных информационно – коммуникативных технологий, адаптация их к условиям педагогической практики, отбор и распространение передового педагогического опыта.

Организация учебы преподавателей, руководителей учреждений, методических объединений по использованию в практике ИКТ.

Обобщение и распространение опыта колледжа по внедрению ИКТ в практику работы каждого преподавателя и в управление учебно-воспитательным процессом.

Решение этих задач мы возлагаем на создаваемый колледжный информационный центр с помощью локальной сети и информационно-коммуникативную деятельность педагогического коллектива.

Колледжный информационный центр создается на базе кабинета ИКТ и кабинетов информатики под руководством заместителя директора по УР и преподавателей информатики осуществляющих работу по следующим направлениям:

техническое оснащение колледжа средствами ТСО и обслуживание средств ВТ;

помощь в методическом обеспечении образовательного процесса;

повышение квалификации педагогических работников;

обеспечение функционирования поста электронной почты и доступа в Интернет;

проведение мероприятий по информационной безопасности.

В колледже должна формироваться структура информационного центра. Все ее блоки объединены в локальную сеть. Это:

1. Кабинет информационных технологий. Здесь сосредоточены новейшие носители информации: сервер, мультимедийный проектор, ноутбук, сканер, DVD-плейер, компьютер, принтер. В кабинете проводятся различные мероприятия, и главным образом, предметы с применением ИТ. Кабинет оснащен выходом в Интернет.

3. Школьная библиотека. Библиотека оснащена компьютерами, сканером, принтером. Здесь осуществляться индивидуальная работа преподавателей и студентов. Библиотека так же оснащена выходом в Интернет.

4. Во всем учреждении оборудованы компьютерами рабочие места директора, заместителя директора по УВР, секретаря-делопроизводителя, бухгалтеров, библиотекаря.

Появление новых информационных технологий, связанное с широким применением компьютеров в образовательной среде, значительно облегчает процесс сбора информации для анализа учебно-воспитательной работы, позволяет оптимизировано осуществить системный подход в управлении колледжем.

Результатом внедрения экспериментального проекта в колледже будет:

1. Систематизированные базы данных под определенных адресных потребителей:

Материалы по аттестации преподавателей

Материалы по аттестации студентов

Материалы по контролю знаний студентов

Методические копилки по всем предметам (разработки уроков, презентации, видео- и аудио- материалы, дидактический материал).

2. Автоматизированность документооборота в части аналитических справок, отчетов.
3. Накапливаемость на электронных носителях и постоянное обновление информации, необходимой для решения всех задач процесса обучения.
4. Достижение высокого уровня информационной культуры преподавателя и студента.
5. Изменение деловых отношений всего коллектива.
6. Системный подход в управлении, как образовательным процессом, так и колледжем в целом.

Информационные технологии в педагогическом процессе позволят нам:

построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому студенту собственную траекторию обучения и развития.

коренным образом изменить организацию процесса обучения, формируя у студентов системное мышление.

рационально организовать познавательную деятельность студентов.

использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам. Другим вариантом использования компьютера в педагогическом процессе является создание преподавателем и использование на уроках мультимедийных презентаций, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, электронные олимпиады и викторины становятся составной частью современного образования. Эти образовательные услуги универсальны для использования, как на уроке, так и во внеурочное время. Использование образовательных ресурсов Интернета заставляет преподавателя отказаться от акцента на передачу информации и стать менеджером образовательного процесса.

Использование современных информационных технологий в педагогической деятельности обеспечивает в нашем колледже:

интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;

многоаспектное развитие студента;

подготовку выпускников колледжа к жизни в условиях информационного общества;

реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.

Внедрение информационных технологий в управление образовательным учреждением будет способствовать:

изменению образовательной ситуации в сторону осмысленности, большей определенности и целенаправленности.

высвобождению временных ресурсов всех участников учебно-воспитательного процесса.

активизации познавательной деятельности учащихся и осуществлению не декларативного, а реального личностно-ориентированного обучения.

Таким образом, мы создаем единое, открытое, доступное педагогам, студентам и их родителям, управленцам, другим специалистам информационное пространство, целостную информационную среду, комплексно отражающую деятельность колледжа и ее элементов.

Информатизация образовательного учреждения — долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и форм образовательной подготовки студентов, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации. И этот процесс нам вместе с педагогическим коллективом предстоит пройти.

Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения// Информатика и образование. – 2013.- №2.- С. 5-13.

Источник

Единое информационное пространство образовательной организации СПО

Единое информационное пространство образовательной организации СПО, и взаимодействие преподавателей и обучающихся в её условиях.

Создание информационного пространства образовательного учреждения среднего профессионального образования в настоящее время является одной из главных задач, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях. Каждая организация СПО должна создать свою собственную модель информатизации и информационно – образовательную среду в информационном пространстве региона, иметь коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями.

Рационализация информационного процесса с распространением на него элементов производственной деятельности повысит эффективность труда образовательного учреждения. Одним из основных показателей эффективности работы учреждения является его продуктивность: качество, количество и скорость обработки информации.

Единое информационное пространство образовательного учреждения представляет собой систему, в которой задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса.

Организация работы по формированию информационного пространства предполагает решение следующих задач: описание структуры данного пространства и всех его информационных уровней и подуровней, определение информационных потоков, определение участников информационного пространства, степени их заинтересованности и форм взаимодействия внутри и за пределами информационного поля образовательного учреждения.

Участниками информационного пространства являются:

структура учебного заведения,

ТГМСХ в пгт Советский не стал исключением. В данной образовательной организации процес информатизации начался с 2005 года.

Приоритетными направлениями информатизации образовательного процесса в техникуме являются:

формирование информационной культуры учащихся, повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки в области применения современных информационных технологий;

внедрение компьютерных информационных технологий для различных подразделений техникума;

создание единого информационного пространства;

использование информационных технологий в управлении качеством образования;

информационно-коммуникационное обеспечение учебного процесса.

Оснащение предметных кабинетов даже одним компьютером с комплексом средств мультимедиа позволило решить сразу несколько важнейших задач: подготовить преподавателей к использованию современных информационных технологий. Наличие кабинета «Информатики» и лаборатории «Информационные технологии» оснащенного современной компьютерной техникой, соединенных локальной сетью и имеющего выход в Интернет, позволило проводить уроки по различным дисциплинам, во внеурочное время создать условия для самостоятельной работы обучающихся и преподавателей, обеспечив доступ к мультимедийным словарям, энциклопедиям, обучающим и контролирующим урокам, развивающим играм, а через Интернет – доступ к мировым информационным ресурсам. На данный момент 30% преподавателей имею свои сайты, где предложены все их разработки.

Во время создания информационного пространства в образовательной организации СПО большое значение имеет взаимодействие преподавателя и обучающегося. Использование информационных технологий содействует интеллектуальному, творческому развитию обучающихся, личностно-ориентированному общению преподавателя с каждым обучающимся. Изучение материала идет более успешно, если перед обучающимися ставятся конкретные и практически значимые задачи, к решению которых привлекаются разнообразные информационные технологии. Сильной мотивационной основой для обучающихся является работа над проектами по актуальным темам, с прикладной и межпредметной направленностью, позволяющая предложить обучающимся интересную форму изучения материала, познакомить их с современными идеями и имитировать в учебном процессе деятельность, которая осуществляется в реальности. Освоение инструментальных средств, знакомство с технологией мультимедиа, создание презентаций, работа в Интернет позволяет вести исследовательскую работу на качественно новом уровне.

Процесс становления информационного пространства продолжается. Дальнейшее формирование включает следующие этапы:

автоматизацию деятельности структурных подразделений техникума;

участие в сетевых мероприятиях, онлайновых конференциях, олимпиадах;

использование лицензионного программного обеспечения.

ведение системы электронного документооборота;

ведение электронных учебных журналов учебных групп;

вхождение в сетевое педагогическое сообщество;

разработка и внедрение в учебный процесс дистанционного образования;

создание единого информационного пространства образовательной организации.

Для подготовки молодых востребованных на рынке труда специалистов среднего звена каждая образовательная организация СПО должна иметь свою хорошо развитую модель информационного пространства.

Вершинина Г.М. « Создание единого информационного пространства образовательного учреждения».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *