Что включает в себя информационная грамотность
Формирование информационной грамотности личности
Педагогические науки
Похожие материалы
Движение современного общества от индустриального к информационному связано с лавинообразным увеличением количества информации во всех сферах деятельности человеческого сообщества, что в свою очередь приводит к изменениям в технологиях её хранения и переработки, увеличению парка компьютеров и нарастанию требований к подготовке подрастающего поколения.
В связи с этим перед системой образования ставятся цели и задачи, решение которых способно осуществить подготовку человека к жизни и деятельности в условиях становления информационного мира. Человек будущего должен иметь совершенно иное мировоззрение: ему необходимо обладать системой знаний о той среде в которой ему предстоит жить и действовать, он должен понимать какую роль в истории и жизни людей играют информационные процессы, он должен быть информационно грамотным.
Информационная грамотность — это намного более ёмкое понятие, чем традиционные навыки чтения и письма, это симбиоз цифровой, компьютерной, технологической, коммуникационной, и, наконец, медийной грамотности.
Содержание информационной грамотности личности: объём знаний об особенностях и тенденциях развития общества, знания об информации и наличие индивидуальных потребностей в информации, умение находить и неоднократно использовать полученную информацию, свободное управление информационными потоками, развитое креативное, алгоритмическое мышление, и в связи с изменяющимися подходами к обработке суммы человеческих знаний свободное владение компьютером и новейшими технологиями обработки информации.
Информационно-грамотные люди обладают набором компетенций, позволяющих им получать, понимать, оценивать, адаптировать под свои потребности, генерировать, хранить и представлять информацию необходимую для анализа проблемы и принятия решения. Им присущи: развитое критическое мышление, способности использования информации для выражения себя, стремление к самообразованию, способность показать профессионализм в разных сферах деятельности, умение руководствоваться в информационной деятельности этическими стандартами и нормами права интеллектуальной собственности.
Информационно-грамотный человек понимает, когда информация становится избыточной, т.к. немыслимо собрать всю информацию о том или ином объекте исследования. Грамотный человек понимает, что собранной информации вполне достаточно для принятия решений и способен остановиться от дальнейшего её накопления.
Способность человека получать информацию из окружающего нас мира — одно из важнейших условий существования человечества. Через органы чувств человека осуществляется связь человеческого организма с внешней средой по информационным каналам, который может иметь как естественную природу, так и быть искусственно созданным.
Изучение информационной грамотности в начальной школе связано с формированием прочных знаний и умений накопления, оценки, структурирования и предоставления информации с применением информационных технологий.
Задачи формирования информационной грамотности в начальной школе следующие:
Содержание обучения предполагает развитие компонента — когнитивного опыта обучающихся, формирует опыт практической деятельности и коллективного взаимодействия в процессе повышения информационной грамотности.
В образовательном учреждении необходимо создавать единую информационно-образовательную среду учреждения, развивать информационную грамотность всех участников образовательного процесса. Недостаточный уровень информационной грамотности учителей снижает продуктивность образовательных усилий, а низкий уровень грамотности обучающихся препятствует их адаптации в социальной среде, затрудняет профессиональную ориентацию и становление их как полноправных членов общества.
Итак, важной задачей образовательных организаций становится подготовка будущих исследователей, к тому, чтобы обучающиеся научились получать информацию из окружающего мира, анализировать ее, выявлять важные существенные закономерности с помощью и на этом фундаменте создавать новые знания.
Умения и навыки поиска и обработки информации не являются показателями информационной грамотности. Существует тесная связь между информационной грамотностью школьника и развитием его интеллектуальных способностей.
Организация обучения информационной грамотности в школе содержит следующие наиболее важные и сложные аспекты:
Организации необходимо вкладывать средства в среду обучения, в том числе в обеспечение компьютерной техникой, в подготовку преподавателей и учебных материалов для библиотекарей — комплектов методических материалов, видеолекций и электронного контента, осуществлять регулярное обновление учебных материалов.
Цель образования — подготовка обучающихся к жизни в формирующейся информационной среде, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях внедрения новых наукоемких технологий, умеющих самостоятельно принимать и реализовывать свои решения, эффективно противодействовать угрозам и негативным воздействиям формирующейся среды.
Ученики должны освоить работу с различными источниками информации. Их необходимо ознакомить с принципами работы в этих источниках и оптимальными приемами поиска информации.
Школьники должны освоить сменные носители информации, понимать возможность опасности со стороны вредоносных программ. Они должны овладеть основными правилами «компьютерной гигиены»: проверять все поступающие файлы на вирусы, проводить регулярное обновление антивирусных баз.
Современного выпускника общеобразовательной школы необходимо вооружить умениями и навыками информационной грамотности, способностями креативного подхода к работе с информационными ресурсами, навыками критического и эмпирического мышления.
Проблемы готовности человечества к комфортной жизни в современном обществе определили важность приобретения ими информационной грамотности, и воспитания информационной культуры, как неотъемлемой общекультурной составляющей личности школьника. Для решения проблемы организации обучения информационной грамотности как сложной, многоаспектной и финансовоёмкой проблемы требуется объединение усилий государства и общества, библиотек и образовательных учреждений, всех участников образовательного процесса.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Понятие информационной грамотности
Источники информации и информационные потребности
Адекватное использование информации, полученной из медиа источников и от других поставщиковинформации, зависит от способности людей анализировать свои информационные потребности, атакже искать информацию и оценивать качество информации, к которой они могут получить доступ.
Различные поставщики информации стимулируют доступ к ней, а в некоторых случаях позволяютлюдям хранить их собственную информацию. Помимо средств массовой информации, существуюти другие источники информации (например, медицинские обзоры, правительственные отчеты иустные сообщения). Информация может быть передана при помощи технологий (например, предвыборные дебаты по телевидению) или при личном общении (например, во время собраний городского совета), ее можно распространять, используя в качестве посредников медиа или людей.
Существует поразительное изобилие разнообразных информационных материалов, контента и ресурсов — в частности, в Интернете, — и все они различаются по степени точности, надежности иценности. Информация существует в разнообразных формах (текст, изображение илистатистические данные, электронный или бумажный формат), которые могут быть представлены вонлайновых хранилищах и порталах, виртуальных и реальных библиотеках, в коллекциях документов, базах данных, архивах, музеях и т.д. Однако качество предоставляемой такими источникамиинформации может варьироваться от «очень хороших» до «очень плохих».
Приступая к поиску информации, следует осмыслить, какая именно информация вам нужна. Информационные потребности — это потребность конкретного пользователя (или группы пользователй) в информации на определенную тему. Прежде чем оценивать источники информации, важноопределить для себя цель получения информации. Этот процесс поможет выявить надежные информационные источники. Можно попробовать найти ответ на следующие вопросы:
— Какой источник будет наиболее надежным для получения информации в данном конкретном случае?
— Какиеисточники с наибольшей вероятностью окажутся справедливыми, объективными, лишеннымискрытых мотивов и прошедшими контроль качества?
Источники информации источники можно разделить на три категории. Опытный пользователь выбирает несколько различных типов источников и использует их в соответствии со своими запросами.
1.Первичные источники — это оригинальные источники, не предполагающие интерпретацииинформации. Это исследовательские отчеты, прайс-листы, тексты речей, электронные послания,оригинальные произведения искусства, рукописи, фотографии, дневники, личные письма, устныеистории/интервью или дипломатические документы. Во многих сферах и контекстах всегда рекомендуется использовать по возможности первичные источники.
2. Вторичные источники предоставляют поставщики информации; в этом случае информация подвергается интерпретации, анализу или обобщению (например, научные книги, журналы, критический анализ или интерпретация данных). Несмотря на то, что рекомендуется использовать первичные источники, не обязательно в них содержится более авторитетная или объективная информация,чем во вторичных источниках. Субъективную оценку и другие формы предвзятого изложения информации можно скорректировать, используя рецензированные вторичные источники. Определениевторичного источника может варьироваться, в зависимости от дисциплины или контекста.
3. Третичные источники — это компиляции, указатели и другие организованные источники (например, рефераты, библиографии, пособия, энциклопедии, указатели, хронологические таблицы,базы данных и т.п.), которые содержат дистиллированную информацию из первичных и вторичныхисточников.
Сравнение этих трех категорий представлено по материалам библиотеки Университета Мэриленда (табл.1).
Таблица 1. Примеры источников информации
Дисциплина | Первичные | Вторичные | Третичные |
Искусство и архитектура | Живопись Мане | Критическая статья о произведении искусства | База данных ArtStor |
Химия / Естественные науки | Дневник Эйнштейна | Монография о жизни Эйнштейна | Словаь по теории относительности |
Инженерное дело / Физика | Патент | База данных NTIS | Инструкция по использованию изобретений |
Гуманитарные науки | Письмо Мартина Лютера Кинга | Веб-сайт о сочинениях Кинга | Энциклопедия по движению за гражданские права |
Общественные науки | Заметки клинического психолога | Статья из журнала по психологии | Учебник по клинической психологии |
Театр и кино | Фильм, снятый в 1942 г | Биография режиссера | Указатель к фильму |
Информационная грамотность
Информационная грамотность — это набор компетенцийс этическими стандартами. Эти компетенции применимы в любом учебном контексте, в том числе в образовательной или профессиональной среде или для саморазвития.
Информационная грамотность включает следующие навыки:
— Выявление/осознание информационных потребностей: Что я хочу найти? Какую проблему япытаюсь решить?
— Выявление источников информации: Что использовать: Интернет, книги или телевидение? Использовать первичные, вторичные или третичные источники?
— Определение местоположения или поиск информации: Где следует искать информацию?К кому обратиться за помощью?
— Анализ и оценка качества информации: Как узнать, насколько надежна данная информация?
— Организация, хранение или архивирование информации: Как эффективно организовать информацию, полученную из многочисленных источников?
— Использование информации в соответствии с этическими нормами, эффективное и результативное: Как мне следует действовать, чтобы соблюсти авторские права создателей информации?
— Создание и обмен новыми знаниями: Как можно представить мою информацию?
Информационно грамотный человек также знает, когда следует прекратить поиск информации.Невозможно собрать все доступные данные. Информационная грамотность позволяет установитьмомент, когда собрано достаточное количество информации и достигнута точка насыщения, последостижения которой новая информация не усваивается, несмотря на то, что есть еще множестводругих источников.
Люди, обладающие навыками информационной грамотности, могут:
— понимать влияние медиа и формы представления информации в них;
— принимать информированные и независимые решения;
— получать новую информацию об окружающем мире;
— формировать чувство общности;
— поддерживать публичный дискурс;
— продолжать обучение на протяжении всей жизни;
— использовать медиа для самовыражения и творчества;
— использовать медиа с соблюдением соображений безопасности и ответственности;
— участвовать в жизни демократического общества и глобальной информационной сети.
Формы и способы выражения информации постоянно развиваются, следовательно, навыки информационной грамотности также должны непрерывно совершенствоваться. Отдельный человек едва ли в состоянии приобрести все существующие навыки информационнойграмотности, но каждый в ответе за непрерывное обновление своих навыков. Чем активнее мыприменяем наши навыки в области информационной грамотности, тем глубже становится наше понимание информации.
Процесс обучения информационной грамотности сегодня обычно имеет спонтанный,неформальный и несистематический характер. Как правило, медийная и информационная грамотность формируется без формального образовательного посредника. Это означает, что обучениеосуществляется без специального учебного плана, практическим, индуктивным способом, без посторонней помощи, на собственных ошибках, на основе советов ровесников или подражания ихповедению. Крайне редко эту информацию получают из учебников или пособий.
Важность включения информационной грамотности в образовательную программуна систематической основе является несомненной.Есть несколько способов решения этой задачи. Исследования показали, что наиболее типичнымиявляются три следующих модели или их комбинации.
1) ВУЗ включает в программу конкретные предметы, связанные с информационной грамотностью, соответственно, формируются специальные программы и дисциплины.
2) ВУЗ выбирает стратегию наложения учебных планов, полагая, что обучение способности критического отбора информации из медиа и формирование навыков создания и обмена информацией при помощи ИКТ должны стать частью преподавания во всех дисциплинах, причем учить этому надо как студентов, так и преподавателей.
3) ВУЗ принимает решение об интеграции медиа образования практическим, неформальнымпутем в дополнение к конкретным предметам или вместо них или их перекрестное использование.
В основе всех трех моделей лежит мысль о том, что информационная грамотность является базовым навыком, который является основой для всех остальных и, следовательно, ее ненадо выделять в отдельный предмет, ни как навык, ни как коллективную практику. Правильнее рассматривать ее как систематическую интеграцию всего перечисленного и включать в нее системуценностей, способность критического восприятия и использования творческого подхода. Она вооружает информированную независимую личность средствами для активного участия в постоянноразвивающейся общественной сфере.
Преподавание информационной грамотности можно осуществлять на трех уровнях:
1. Элементарный уровень:
— В аудитории используются преимущественно печатные материалы (комиксы, иллюстрации, книги);
— У студентов нет компьютеров;
— Преподаватель устно излагает материал и использует составление историй как инструмент работыв аудитории;
— Периодически используются простые презентации;
— Опыт работы с медиа инструментами самый элементарный: учащиеся способны включать ивыключать компьютеры, запускать программы, но им пока не разрешают работать с ними;
— Доступ студентов к библиотечным услугам ограничен.
2. Базовый уровень:
— В аудитории используются электронные и печатные материалы;
— У студентов есть возможность часто работать с компьютерами;
— Преподаватель поощряет студентов к активным действиям с информацией: писать и слушать тексты,создавать иллюстрации, записывать звук, фотографировать и т.д.;
— Студенты имеют доступ к библиотечным услугам;
— Основной упор делается на преимущества и ответственное применение информации.
3. Продвинутый уровень:
— В аудитории доступны и используются разнообразные источники информации;
— Студенты могут использовать компьютеры ежедневно;
— Студенты регулярно использует различные информационные технологии;
— В аудиториях используются сложные презентации;
— Библиотечные услуги доступны студентам каждый день.
Вопросы для самоконтроля:
1. Заполните свою таблицу примеров информационных источников, выбрав 6 любых дисциплин.
2. Какие информационные технологии (программные средства) вы изучали в школе? Как вы считаете, пригодятся (пригодились) ли полученные знания 1) при дальнейшем обучении 2) в профессиональной деятельности?
3. Использовались ли в вашей школе при обучении различные информационные технологии (презентации, электронные учебники, видео-курсы и т.п.)? Помогло ли это улучшить процесс обучения?
4. Какими программными средствами, по вашему мнению, необходимо владеть специалисту по направлению вашего образования и почему?
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 5334 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Информационная грамотность в XXI веке
Как правильно погуглить и не утонуть в море информации? Простые алгоритмы работы — надёжный «спасательный круг».
Кажется, в Интернете есть всё, даже если это не было создано в цифровую эпоху. Целые библиотеки оцифровывают свои хранилища, фильмофонды освоили Youtube. Если у тебя есть доступ к Сети, ты можешь «набрести» даже на такие специфические вещи, как журнал «Крокодил» за 1940 год или дневники какого-нибудь малоизвестного барона. Но вот когда нужно найти что-то конкретное, вдруг понимаешь, что компьютер с сетью — не готовое решение проблем.
Компьютерная грамотность обозначает умение использовать компьютерные технологии для решения самых разных задач, а информационная — предполагает умение работать с информацией вообще: в Интернете, в библиотеках, в периодике. Таким образом, хоть эти понятия и оказываются рядом во многих популярных статьях, они могут даже не пересекаться.
Если говорить о международном определении, информационная грамотность — это способность человека осознать потребность в информации, умение эффективно её искать, анализировать и использовать.
Фонды библиотеки Карлоса де Монсивайса, Мехико. Источник изображения: wiki
Читайте также :
Сейчас, в XXI веке, поток информации в жизни среднестатистического обывателя без его особого желания увеличивается с каждым днём. Умение работать с этим потоком особенно важно, даже если ты никогда в жизни не хотел написать исследовательскую статью и не бываешь в библиотеке.
Информационная грамотность — одна из компетенций, развитие которой предполагают современные школьные стандарты. Но формируется она не на уроках информатики, а в процессе всего обучения, когда преподаватели дают задания по своим предметам.
Получив тему очередного доклада, школьник обычно оказывается один на один с интернет-поисковиком, который выдаёт по запросу тысячи страниц с самой разной информацией. И перед юным интернет-пользователем встаёт закономерный вопрос: с чего начать?
Серверы Wikimedia Foudation. Источник изображения: wiki
Алгоритм поиска информации
Этот алгоритм, разработанный сертифицированым учителем Google Кэти Шрок, будет полезен не только школьникам, но и всем, перед кем стоит задача поиска информации по незнакомой теме:
По мере развития информационной грамотности часть пунктов начинает выполняться автоматически, но если перед вами стоит задача сложного поиска, полезно всё разложить по полочкам именно таким образом.
Читайте также :
Так, Google формирует результаты поиска на основе ваших предыдущих запросов и посещённых страниц. Чтобы обойти это и получить результаты, которые соответствовали бы актуальности информации, а не вашим привычным интересам, нужно в инструментах поиска выбрать «все результаты» и отметить «точное соответствие».
Критический подход к информации
Один из самых полезных навыков в онлайн-поиске — умение критически оценивать информацию. О важности этого умения должен знать каждый, кто хоть раз пытался найти в Интернете сведения, от которых напрямую зависели важные решения: медицинские, правовые и т.д.. Вот пять вопросов, на которые необходимо ответить при чтении любой статьи:
Читайте также :
У любого контента в Интернете — текста, изображений или видео — есть автор. С помощью лицензии Creative Commons, которую авторы размещают вместе с произведением, они могут обозначить, как именно разрешается использовать продукт: можно ли использовать его в коммерческих целях, можно ли вносить изменения или использовать для создания другого продукта.
Google и Flickr позволяют сразу искать произведения с определённой лицензией, для этого нужно лишь выбрать ещё один фильтр в инструментах поиска.
Разложить по полочкам
При большом количестве подходящих по теме интернет-источников возникает вопрос: как структурировать всю найденную информацию? В этом помогут специальные инструменты, которые позволяют сохранять открытые вкладки и цитаты из текстов так, чтобы вы всегда могли вернуться к результатам своих поисков.
Среди таких инструментов One Tab — расширение для браузеров Chrome и Firefox, его можно установить бесплатно. One Tab сохраняет открытые вкладки на одну страницу, которой можно делиться с другими пользователями.
Большой популярностью пользуется Evernote — облачный сервис для хранения записей, который среди других функций предоставляет возможность сохранять интернет-страницы и возвращаться к ним позже.
При использовании интернет-источников в учебных и научных работах встаёт вопрос о том, как правильно оформлять ссылки и указывать их в списке литературы. По правилам, которые регулируются ГОСТ 7.82 — 2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов», вы должны указать основное и параллельное заглавие, то, что это именно электронный ресурс, сведения об авторах и ответственных, вид ресурса, сведения о дате и месте публикации, режим доступа (ссылку на страницу). Выглядеть всё должно так:
Подробнее об оформлении цитат из Интернета можно прочитать в этой статье.
Статья на тему «Информационная грамотность учащихся»
Информационная грамотность
Согласно пособию (стр.11-12) информационная грамотность — это набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения.
Информационно грамотные люди обладают следующими базовыми навыками :
умение анализировать информацию и использовать ее для самовыражения,
способность к независимому обучению и созданию информации,
готовность быть информированным гражданином и профессионалом,
участвовать в государственной деятельности и демократических процессах, протекающих в обществе.
Информационно грамотные люди знают, как собирать, использовать, организовывать, синтезировать и создавать информацию и данные в соответствии с этическими стандартами. Эти компетенции применимы в любом учебном контексте, в том числе в образовательной или профессиональной среде или для саморазвития.
Информационная грамотность включает следующие навыки:
• Выявление/осознание информационных потребностей: Что я хочу найти? Какую проблему я пытаюсь решить?
• Выявление источников информации: Что использовать: Интернет, книги или телевидение? Использовать первичные, вторичные или третичные источники?
• Определение местоположения или поиск информации: Где следует искать информацию? К кому обратиться за помощью?
• Анализ и оценка качества информации: Как узнать, насколько надежна данная информация?
• Организация, хранение или архивирование информации: Как эффективно организовать информацию, полученную из многочисленных источников?
• Использование информации в соответствии с этическими нормами, эффективное и результативное: Как мне следует действовать, чтобы соблюсти авторские права создателей информации?
• Создание и обмен новыми знаниями: Как можно представить мою информацию?
Информационно грамотный человек также знает, когда следует прекратить поиск информации. Невозможно собрать все доступные данные. Информационная грамотность позволяет установить момент, когда собрано достаточное количество информации и достигнута точка насыщения, после достижения которой новая информация не усваивается, несмотря на то, что есть еще множество других источников.
Медийная грамотность
Медийная грамотность включает следующие составляющие:
Эстетические и креативные навыки: способность видеть, слышать, создавать и интерпретировать медиа контент. Учащиеся могут развивать эти навыки, самостоятельно создавая медиа контент.
Интерактивные навыки: способность общаться при помощи медиа и примерять на себя различные медиа роли. Эти навыки могут быть развиты в рамках коллаборативного обучения и практики. Интерактивные навыки указывают на готовность выражать свои мнения и установки.
Навыки критического анализа. Это умение интерпретировать и понимать значение различных медиа контентов. Учащийся может интерпретировать и оценивать медиа формы и контент, используя различные аналитические инструменты. Эти навыки лучше развиваются через изучение многообразных медиа контентов и жанров.
Навыки безопасности. Это умение находить выход из затруднительных ситуаций и избегать их.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей. К началу XXI века создалась совершенно новая информационная образовательная среда. Но мы, педагоги, не являемся создателями этой среды, мы, скорее, её операторы. Современные информационные технологии радикально меняют форму и соответственно содержание представления и усвоения знаний. Заканчивается этап знакомства с информационными, коммуникационными и аудиовизуальными технологиями. Теперь необходимо правильно ввести их в учебно-воспитательный процесс, максимально использовать их обучающий потенциал, научить ребёнка правильно использовать ИКТ для успешной учёбы и самообразования. [3]
Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В том числе это касается и того, как мы научим младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно оформлять и представлять отобранный материал, то есть речь идёт об информационной компетентности учеников.
«Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над проектами.
Предполагается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь:
оценивать потребность в дополнительной информации;
определять возможные источники информации и способы её поиска;
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при обобщении;
анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
использовать информацию для построения умозаключений;
использовать информацию для принятия решений;
при работе с информацией применять средства информационно-коммуникационных технологий.
Умения, относящиеся к информационной грамотности, ученики могут осваивать на любых уроках, факультативах, в кружках при выполнении некоторых видов заданий:» [1]
Таким образом, от современного учителя требуется найти и применить формы, методы и приёмы учебной деятельности, максимально способствующие формированию информационной грамотности обучающихся. Для решения этой задачи возможно применение методов и приёмов проектно-исследовательской деятельности, уже прочно вошедшей в современный учебно-воспитательный процесс. Обладая широкими интеграционными возможностями, проектно-исследовательская деятельность способствует также формированию универсальных учебных действий, определённых новыми образовательными стандартами. «Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.» [1]
Формирование вышеперечисленных умений, связанных с информационной грамотностью учащихся, будет иметь больший успех при тесной взаимосвязи компонентов учебного процесса, воспитательных мероприятий и дополнительного образования.
Тему недели определяет учитель, но делает это он таким образом, чтобы дети ощутили потребность в организации тематической недели как необходимой составляющей учебно-воспитательного процесса. Здесь должно проявиться мастерство педагога как организатора, его профессиональная выдумка, способность увлекать новыми идеями и проектами. При умелом вовлечении учащихся в этот процесс, они должны ощутить потребность в поиске новой информации, желание поделиться этой информацией с другими. Здесь педагог работает на повышение самооценки детей, реализацию творческого потенциала каждого ребёнка, утверждение его в коллективе и как отдельной и неповторимой личности. А у ребёнка формируется умение оценивать потребность в дополнительной информации.
Далее идёт сбор и обработка информации учащимися. Дети учатся пользоваться различными источниками информации, определяя, какой из них более эффективен для того или иного вида информации. Здесь велика доля самостоятельной работы учащихся. Учитель лишь знакомит детей с источниками информации (справочники, энциклопедии, Интернет, собственный опыт и наблюдения) и направляет по нужному пути поиска. Ученики приобретают навыки научной организации труда, формируется умение применять средства информационно-коммуникационных технологий. К работе также подключаются родители.
Собранную и обработанную информацию ученики оформляют в виде доклада или компьютерной презентации. При оформлении проявляются индивидуальные способности, фантазия, выдумка детей. Формируется умение создавать информационные объекты.
Подготовленное сообщение представляется всему классу. Формируется информационная компетентность учащихся, развиваются навыки публичных выступлений. Дети учатся оценивать и сравнивать информацию, которую выбрали они, с той, которую подготовили их товарищи.
Итогом тематической недели служит мероприятие по созданию общего продукта (проекта) или внеклассное мероприятие воспитательного или познавательного характера. Например, проведение тематической экскурсии, создание сборника сочинений, выставка творческих работ.
Вот несколько примеров организации и проведения тематических недель во втором классе.
Перед поездкой в Палеонтологический музей прошла неделя динозавров. Не надо говорить, насколько интересна эта тема для младших школьников. Ознакомившись со всеми сообщениями о видах динозавров, об их образе жизни, о причинах вымирания (это были доклады, презентации), дети поехали на экскурсию в музей. Слушая экскурсовода, ребятам приятно было узнавать сведения, с которыми они познакомились в классе во время недели динозавров. В музее не только получили много новой информации, но и закрепили уже известный материал.
Примеры тематических недель с указанием конечного продукта или мероприятия:
Скажем более того, тематические недели дают хорошую основу для работы с мотивированными учащимися, ощущающими потребность в поиске дополнительной информации по изучаемым темам. Некоторые дети стали проявлять инициативу и самостоятельно готовить сообщения для уроков окружающего мира, литературного чтения, русского языка, для внеклассных мероприятий. Сообщения, оформленные в виде компьютерных презентаций или текстовых докладов, содержат дополнительный материал к теме урока, теме классного часа, часто связанный с личным опытом, с личными впечатлениями.
В заключении отметим, что задача по формированию информационной грамотности учащихся может быть успешно решена педагогами, использующими компетентностный подход в обучении и воспитании, постоянно повышающими свою информационную грамотность, мастерски владеющими современными информационно-коммуникационными технологиями.
Желаем творческих успехов!
Тема моего выступления : Информационная грамотность в начальной школе.
С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире, в ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной НООП» включены умения работать с информацией.
Актуальность данной темы заключается также и в том, что своевременная работа по формированию у обучающегося информационной грамотности позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных УУД.
Мы живем в эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ жизни, общения и мышления. Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом зависит от их способностей, понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.
В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей производства, человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью.
Исследователи-педагоги подчеркивают: резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Отмечается, что расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе – несомненное преимущество современных детей. По мнению современных педагогов, уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности.
Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.
Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий»
-Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
-Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, ) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет)
-Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
С этим термином тесно взаимосвязаны «информационная грамотность» и «информационная культура».
Что такое «информационная грамотность» школьника?
Под термином » информационная грамотность » будем понимать набор умений и навыков школьника, позволяющий ему находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией.
умение определять возможные источники информации и стратегию ее поиска;
умение анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы и т.д. для фиксации результатов;
умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи);
умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно;
умение использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений;
умение создавать новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц и т.д.;
умение наращивать собственный банк знаний за счет лично значимой информации, необходимой для своей деятельности в самых разных областях;
умение создавать свои источники информации;
умение использовать современные технологии при работе с информацией;
умение работать с информацией индивидуально и в группе.
Информационная культура рассматривается, как одна из составляющих общей культуры человека. Информационная культура предполагает возможность и готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической.
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.
Как сформировать информационную грамотность у младшего школьника?
Во-первых, для формирования информационных умений необходимо, чтобы в учебно- методическом комплекте присутствовал материал, который с первых дней обучения детей в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебника носили информативный характер. Только при таком условии можно добиться выполнение требований Стандарта: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией»
ИКТ-ресурсы в предметах( интерактивная доска, магнитофон, фотоаппарат, микроскоп, диагностические датчики, аудио оборудование, др.)
С помощью таких электронных образовательных ресурсов как: Мультимедийное пособие «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» », которое содержит все области знаний, снабжено видео и аудиофрагментами, анимациями, а также обилием иллюстраций, которые можно использовать на уроках.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
После проведения экскурсии обязательно проходит обсуждение, где дети обмениваются впечатлениями, выполняют рисунки, пишут сочинения.
Проведение игр на эрудицию ( например, викторины)- школьники, которые готовят материалы для таких игр, должны посмотреть большое количество источников информации по тематике игры;
Еще меня заинтересовала одна технология. Она называется «Квант»; направлена на работу с информацией и полностью отвечает требованиям ФГОС по формированию УУД на основе текстовой информации.
Технология работы с информацией «Квант» подразумевает осмысление, преобразование и сжатие информации до наименьшего объёма, несущего в себе основной смысл текста.
Как измерить сформированность информационной компетентности выпускников начальной школы?
В соответствии с целями и задачами формирования информационной компетентности, представленными в стандартах второго поколения начального общего образования, были выделены следующие показатели и критерии диагностики информационной компетентности выпускников начального общего образования:
1.Работа с источниками информации.
Знание о том, какие источники информации существуют.
Умение использовать различные источники информации
Умение использовать компьютерные технологии.
Умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации
2. Обработка и представление результатов
Умение выделять недостоверные и сомнительные элементы.
Умение находить альтернативную и дополнительную информацию
Умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию и выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его.
Умение описать и представить результаты своей работы.
3. Использование компьютерных технологий.
Умение вводить и оформлять текст на компьютере. Умение работать со средствами Интернета
Формирование информационной грамотности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школ, зависит успешность социализации учащихся в будущем.
Таким образом, нам- педагогам необходимо научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать свое собственное будущее!