Что включает в себя гигиенические факторы
Что включает в себя гигиенические факторы
В настоящей работе представлены результаты исследования относительной важности мотивационных (внутренних) и гигиенических (внешних) факторов в трудовой деятельности работников образовательной организации высшего образования.
Согласно двухфакторной теории Ф. Герцберга, мотивационные (мотивирующие) факторы связаны с характером и сущностью работы, а гигиенические (факторы поддержки, или условий труда) – с окружающей средой, в которой осуществляется работа [1, 2, 5]. К мотивационным факторам (мотиваторам) относятся достижения, признание, работа как таковая, ответственность, карьерный рост и т.д. К гигиеническим факторам – заработная плата и премии, административная политика руководства и организации в целом, отношения с коллегами, статус, условия труда и т.д.
Мотивационные факторы оказывают сильное мотивирующее воздействие на поведение человека, которое может привести к хорошему выполнению работы. Их отсутствие или недостаток не вызывает неудовлетворенности работой. В отличие от них, гигиенические факторы не являются мотивирующими, они создают нормальные, здоровые условия труда и неспособны мотивировать человека к нужным действиям. Их отсутствие или недостаток приводит к неудовлетворенности работой, в то же время их наличие не обязательно вызывает состояние удовлетворенности. «Хорошо сформированные мотиваторы могут стимулировать готовность к работе, а хорошо сформированные гигиенические факторы – как минимум предотвратить спад в работе» [2, с. 53].
Наше исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Астраханский государственный университет». В исследовании приняли участие 66 работников университета. В соответствии с должностями руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования [3] нами были выделены две группы специалистов (по 33 человека каждая): 1) работники административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала (АХиУВП) (специалист по учебно-методической работе, диспетчер и т.п.), 2) профессорско-преподавательский состав (ППС) (профессор, доцент, старший преподаватель и т.п.).
В работе использовалась методика «Двухфакторный профиль Ф. Герцберга», демонстрирующая относительную важность, которая придается мотивирующим и гигиеническим факторам, и показывающая, насколько для опрашиваемых важны содержание работы и ее контекст [2], а также математико-статистические методы обработки данных [4]. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.
Анализ показателей дескриптивных статистик (табл. 1) свидетельствует о том, что у работников университета в целом и в каждой исследуемой нами группе отдельно прослеживаются более высокие значения по переменной «Содержание работы».
гигиенические факторы
гигиенические факторы
Согласно двухфакторной теории Герцберга|это факторы, лежащие в среде, окружающей сферу деятельности человека. Их отсутствие может вызвать неудовлетворенность, но не может активно мотивировать поведение.
[http://tourlib.net/books_men/meskon_glossary.htm]
Тематики
Смотреть что такое «гигиенические факторы» в других словарях:
Неблагоприятные факторы профессиональной среды — факторы производственной среды и трудового процесса, воздействие которых на работающего может вызвать те или иные нарушения здоровья, в том числе и профессионального: снижение уровня адаптации организма, увеличение частоты случаев соматических и… … Словарь черезвычайных ситуаций
Санитарно-гигиенические условия труда — на горных предприятияx (a. sanitary and hygienic conditions of work; н. hugienisch sanitare Arbeitsverhaltnisse; ф. conditions hygieniques de travail; и. condiciones sanitaria higienicas de trabajo) определяются уровнем их санитарного… … Геологическая энциклопедия
МОТИВАЦИОННО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ХЕРЦБЕРГА — версия концепции мотивации, принадлежащая Ф. Херцбергу. М. Г.Т.Х. рассматривает человека в понятиях его целостной природы, а не только с помощью характеристик, определяющих его соответствие требованиям организации. Введя в научный оборот… … Социология: Энциклопедия
Двухфакторная теория мотивации Герцберга — Двухфакторная теория мотивации психологическая теория мотивации, созданная в конце 1950 х годов Фредериком Герцбергом[1]. Согласно этой теории, на рабочем месте, наряду с определёнными факторами, которые вызывают удовлетворение от работы, в … Википедия
Удовлетворенность трудом — эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется. В рамках современной психологической науки общепринятой и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ТРУДОВЫЕ УСТАНОВКИ — (WORK ATTITUDES) Сфера социологического анализа трудовых установок охватывала в прошлом целый ряд вопросов: ориентации в отношении работы, мотивация, удовлетворенность и т.д. Социологи продолжают исследовать ориентации в отношении работы, тогда… … Социологический словарь
Физиология труда — – это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время трудовой деятельности. Её задача – выработка принципов и норм, способствующих улучшению и оздоровлению условий труда, а также нормирование труда. Физиология – это наука о… … Википедия
ГЕРОНТОСОЦИОЛОГИЯ — относительно новая и быстро развивающаяся отрасль социологического знания, связанная с социальной геронтологией комплексным разделом науки, в котором социальные аспекты старения изучаются также экономикой, демографией, психологией, социальной… … Социология: Энциклопедия
АККЛИМАТИЗАЦИЯ — АККЛИМАТИЗАЦИЯ, процесс приспособления растений, животных и человека к жизни в географических областях, удаленных от первоначальной их родины и отличающихся от нее климатическими и другим жизненными условиями. Каждый вид растений и животных имеет … Большая медицинская энциклопедия
Двухфакторная теория мотивации Герцберга
Для изучения мотивации человека на протяжении последних десятилетий учёные разработали немало различных теорий мотивации, оценивающих факторы, которые оказывают на неё воздействие. По большей части они концентрируются на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию, описывают их структуру и содержание. Все они созданы для того чтобы понять, что мотивирует людей к деятельности.
В наших прошлых материалах мы уже описывали некоторые из этих теорий. Сегодня мы продолжим эту тему и поговорим о двухфакторной теории мотивации Фредерика Герцберга – американского социального психолога, который специализировался на проблемах труда и деятельности компаний, и который стал одной из наиболее влиятельных личностей в области управления бизнесом.
Двухфакторная теория мотивации Герцберга
Двухфакторная теория мотивации Герцберга была разработана в 1959 году Фредериком Герцбергом и его коллегами – их целью было выяснить основания удовлетворённости и неудовлетворённости человека деятельностью, а также выявить причины повышения и снижения производительности труда.
Для этого учёные провели опрос двухсот инженеров и служащих одной крупной организации, работавшей в сфере лакокрасочных покрытий. Участникам нужно было описать те ситуации, когда их отношение к работе было положительным и у них имелось желание работать, и ситуации, когда отношение к работе, наоборот, было отрицательным, и ощущалась неудовлетворённость, а желания работать не было вовсе.
Итоги этого исследования позволили Герцбергу сделать заключение, согласно которому удовлетворённость от работы зависит от её внутренних и содержательных характеристик, а неудовлетворённость зависит от внешних характеристик работы и её контекста. Итогом же стало то, что все факторы, которые оказывают влияние на деятельность человека в производственных ситуациях, были распределены на гигиенические и мотивирующие.
Гигиенические факторы
Гигиенические факторы, называемые также факторами здоровья, представляют собой факторы, которые связаны с окружающей средой, в которой происходит сама работа. Термин «гигиенические» был позаимствован Герцбергом из медицинской терминологии, в которой он относится к факторам, помогающим поддерживать здоровье, однако не обязательно его улучшающим.
Среди самых важных гигиенических факторов можно выделить следующие:
Гигиенические факторы практически никогда не вызывают полного чувства удовлетворённости и не оказывают активизирующего воздействия на деятельность человека. Однако благодаря их наличию можно чувство неудовлетворённости предупредить; если же они будут отсутствовать, это может стать причиной появления чувства неудовлетворённости, недовольства и раздражения у сотрудников организации.
Наличие этой группы факторов приводит к появлению состояния, когда неудовлетворённости работой как таковой нет, но нет и удовлетворённости работой, т.к. положительно характеризующиеся гигиенические факторы являются чем-то само собой разумеющимся. Отрицательно характеризующиеся гигиенические факторы, в свою очередь, могут привести к полной неудовлетворённости работой.
Отсюда следует вывод, что условия, в которых происходит работа, нельзя рассматривать как мотивирующие факторы. Вероятно, большинство людей с удовольствием работали бы в приятной обстановке, но, исходя из самой этой теории, начисто вычищенный цех или станок вряд ли могут стать заменителями самой работы, от которой человек может получать удовольствие или общественное признание своих заслуг и достижений.
По мнению Герцберга, те работодатели, которые стремятся повысить мотивацию своих работников посредством повышения заработной платы, в итоге будут разочарованы, т.к. после того, как сотрудники уже привыкнут к новому уровню заработной платы, скорее всего он будет рассматриваться ими как гигиенический фактор. И с того момента, когда увеличенные выплаты станут регулярной составляющей зарплаты, они сразу же перестанут мотивировать людей. Психология человека такова, что его больше мотивирует желание иметь что-то, нежели факт того, что это что-то у него уже есть.
Несмотря на то, что довольно большое число руководителей придерживаются мнения, что продуманная система поощрения труда работников является усилителем мотивации, на деле оказывается, что любая такая система будет рассматриваться как должное: она, конечно, будет поддерживать ощущение удовлетворённости, но отнюдь не будет его создавать.
Мотивирующие факторы
Мотивирующие факторы, также называемые мотиваторами, непосредственно связаны с сущностью самой деятельности и её характером. Они способствуют повышению уровня удовлетворённости работой и рассматриваются в качестве самостоятельной группы потребностей, которую, обобщая, можно назвать потребностями в росте.
К основным мотиваторам можно отнести такие как:
Общественное признание даёт человеку ощущение самоуважения и собственного достоинства, что должно говорить руководителю о необходимости сообщения работнику отзывов о хорошо проделанной работе. Ещё одним существенным фактором является и сама деятельность работника. Нужно иметь в виду, что монотонная работа не приносит удовлетворения, а творческая и разнообразная по содержанию деятельность, напротив, стимулирует к росту, предупреждает опоздания, прогулы и т.п. Кроме того, для многих людей прекрасным мотиватором служит карьерный рост и наличие дополнительной ответственности.
Выводы Герцберга
В процессе своих исследований Герцберг пришёл к следующим выводам:
Выведенная Герцбергом формула заключается в следующем:
Резюме
Между двухфакторной теорией мотивации Фредерика Герцберга можно провести определённые параллели с пирамидой потребностей Абрахама Маслоу: гигиенические потребности теории Герцберга соотносятся с низшим уровнем потребностей пирамиды Маслоу, а мотивирующие факторы соотносятся с высшим уровнем потребностей соответственно.
Двухфакторная теория мотивации Герцберга явилась новым объяснением механизма мотивации людей в процессе трудовой деятельности. Прежде для повышения мотивации персонала предпринимались попытки улучшения условий труда, увеличения заработной платы, предоставления особых льгот, другими словами, внимание уделялось гигиеническим факторам. Но эти попытки и решения не давали необходимых результатов, т.к. на мотивацию сотрудников они никак не воздействовали. Впоследствии во многих организациях были предприняты попытки реализации базовых положений теории Герцберга, и на деле они показали свою эффективность.
Однако, невзирая на эффективное применение теории Герцберга на практике многими организациями, в сторону теории было выдвинуто несколько критических замечаний:
Все эти замечания являются доказательством того, что мотивация должна рассматриваться в качестве вероятного процесса. То, что будет мотивировать одного человека в определённой ситуации, может не оказать никакого воздействия на него в другой ситуации или на другого человека в аналогичной ситуации.
Таким образом, можно подытожить: Фредерик Герцберг, конечно же, сделал существенный вклад в понимание мотивации человека, но в своей теории он не учёл множество переменных, которые определяют ситуации, связанные с мотивацией. Дальнейшие исследования учёных стали причиной создания процессуальных теорий мотивации.
Санитария и гигиена питания
Гигиеническая характеристика окружающей среды
Гигиена изучает связь и взаимодействие организма с окружающей средой. Факторы окружающей среды могут оказывать сложное и разнонаправленное влияние на состояние здоровья и жизнедеятельность человека. На основе изучения факторов окружающей среды разрабатываются нормативы и практические мероприятия по созданию благоприятных условий жизни и труда. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения здоровье человека – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье населения – это состояние полного благополучия по демографическим показателям, физическому развитию и заболеваемости. Под окружающей средой понимается совокупность взаимосвязанных природных и социальных факторов, оказывающих сложное и разнонаправленное влияние на состояние здоровья и жизнедеятельность человека. Здоровье человека формируется под влиянием взаимосвязанных природных и социальных факторов, к которым относятся; воздух, вода, почва, климатические условия, условия труда, питания и др. Факторы окружающей среды могут быть этиологическими, т.е. выступать в качестве причины заболевания, и рисковыми, т.е. при определенных условиях они способны увеличивать вероятность нарушений здоровья. Заболевание возникает тогда, когда человек подвергается воздействию необычных по силе или качеству факторов, поскольку при этом нарушается состояние равновесия между окружающей средой и организмом и снижаются его адаптационные возможности. Воздействие этих факторов взаимосвязано. Так, рост современных городов влияет на природный состав воды, воздуха, почвы, а природные факторы обусловливают безопасность и характер питания населения. На основе изучения факторов окружающей среды разрабатываются нормативы и практические мероприятия по созданию благоприятных условий жизни и труда.
Среди антропогенных воздействий на окружающую среду и здоровье человека особое место занимают разнообразные химические соединения, широко используемые в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, быту. Окружающая среда: может стать источником загрязнения продовольственного сырья и пищевых продуктов контаминантами химической, биологической и физической природы, способными вызывать практически все патологические процессы и состояния.
Влияние окружающей среды на здоровье человека
На заре своего развития человек воспринимал природу (окружающую среду) чувственно, осознавая себя ее частью. С развитием разума, орудий труда и производства взаимоотношения человека с природой нарушаются и повышается его активность Ничем не ограниченная бесконтрольная свобода действий предусматривается прежде всего в сфере материального производства, представляющего собой обмен веществом с природой. Начавшаяся промышленная революция в корне изменила масштабы не только добычи природных ресурсов, но и использование природных сил.
Научно-технический прогресс характеризуется новым ростом научных открытий, единением научной и инженерной мысли, слиянием науки, техники и производства, созданием более мощных систем воздействия на природу, обмен с ней веществом и энергией. Возникают новые способы обработки материалов, создаются новые материалы с заданными заранее свойствами и неизвестные в природе (пластмассы, химические волокна и т.д.), происходит автоматизация, кибернетизация производства, увеличиваются мощности промышленных агрегатов, широким фронтом осуществляется электрификация и технизация сельского хозяйства, применяются новые сорта культурных растений («зеленая революция»), минеральные удобрения и пестициды («серая революция»). Увеличение спроса на различные химикаты развивает химическую индустрию. По мере развития научно-технического процесса природные вещества и материалы все явственнее вытесняются синтетическими, и эти тенденции в равной мере наблюдаются как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.
Отравляющими нашу природную среду являются и приносящие, казалось бы, явную пользу вещества. Хрестоматийным примером того служит история с дихлордифенилтрихлорэтаном (ДДТ). Этот препарат оказался весьма эффективным в борьбе с насекомыми — разносчиками малярии, лихорадки и других болезней, а также с сельскохозяйственными вредителями. После интенсивного его применения почти все живые существа нашей планеты содержат этот препарат в своем организме. Он способен аккумулироваться и сохраняться в почве, воде, жирах, мясе, молоке, вместе с которыми попадает в организм человека, и незаметно нас отравляет.
Создавая неведомые ранее природе химические вещества, формируя новые искусственные их круговороты, мы нарушаем один из важнейших законов природы, по которому существуют тонкие системы жизнеобеспечения. Этот закон состоит в том, что на каждое выработанное живым организмом вещество природа создает другое, способное не только разлагать, но и использовать первое. Таким «безотходным» способом соблюдается чистота природной среды, сохраняется в ней равновесие и осуществляется саморегуляция природных систем.
Существует теснейшая взаимосвязь между человеком и окружающей средой, поэтому следует помнить, что власть человека над ней не безгранична. Взаимосвязь организмов со средой их обитания изучает экология, а закономерности взаимодействия человека или общества и окружающей среды — экология человека, или социальная экология.
Любые элементы окружающей среды, способные оказывать прямое либо опосредованное влияние на живые организмы, называются экологическими факторами. Все экологические факторы делят на группы:
Рис. 1. Экологические факторы окружающей среды
1. Абиотические факторы–компоненты и явления неживой природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы. К абиотическим факторам относятся:
— климатические (солнечная радиация, свет и световой режим, температура, влажность, атмосферные осадки, ветер, атмосферное давление и др.);
— орографические (рельеф, экспозиция склона, крутизна склона, перепад высот, высота над уровнем моря);
— эдафические (механическая структура и химический состав почвы, влагоемкость, водный, воздушный и тепловой режим почвы, кислотность, влажность, газовый состав, уровень грунтовых вод и др.);
— гидрографические (прозрачность воды, текучесть, проточность, температура, кислотность, газовый состав, содержание минеральных и органических веществ и др.);
— химические (газовый состав атмосферы, солевой состав воды);
— пирогенные (воздействие огня).
2. Биотические факторы–совокупность взаимоотношений живых организмов, а также их взаимовлияний на среду обитания. К биотическим факторам относятся:
— фитогенные (влияние растений друг на друга и на окружающую среду);
— зоогенные (влияние животных друг на друга и на окружающую среду).
3. Антропогенные факторы отражают интенсивное влияние человека или человеческой деятельности на окружающую среду и живые организмы. К таким факторам относятся все формы деятельности человека и человеческого общества, которые приводят к изменению природы как среды обитания других видов живых организмов (например, осушение болот, постройка плотины, распашка целины и др.).
Совокупность экологических характеристик конкретного вида или всех условий его обитания составляет экологическую нишу вида. В качестве экологической ниши человечества выступает биосфера — живая оболочка Земли. Процессы, протекающие в биосфере, включают сотни и тысячи химических циклов.
В древности, когда человек не вмешивался в природу, циклы были замкнутыми, основанными на постоянном круговороте вещества и потоков энергии. К концу XX в. многие биохимические циклы оказались нарушенными, разомкнутыми. Огромное количество новых веществ, появившихся в результате деятельности человека, оказалось вне собственного круговорота вещества и энергии. Когда наука доказала существование всеобщей взаимосвязи природных явлений и необходимость всегда и везде принимать во внимание Великое Равновесие, многое было уже нарушено или упущено.
Осознание социальных последствий воздействия человеческой деятельности на биосферу, и в частности отрицательного влияния многих антропогенных, т.е. созданных человеком, экологических факторов на физическое и психическое здоровье человека и генофонд всего человечества, привело к формированию экологического мышления. Суть его в том, что биосфера Земли рассматривается в качестве экологической ниши человечества, т.е. окружающая среда и производственная деятельность человека связываются в единую систему «природа—общество». Это в свою очередь уже привело к определенной переориентации экономики, технологии и производства. Одно из основных требований экологического мышления — учет средств, необходимых не только для освоения природы, но и для ее восстановления и охраны, подчинение экономики критериям не одной лишь прибыльности, но и экологической обоснованности.
Окружающая нас внешняя среда постоянно влияет на жизнедеятельность человека. Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, немыслим. Единство организма и среды подтверждается общностью их химического состава и непрерывно протекающими между ними процессами обмена веществ и энергии. Воздействие внешней среды на организм проявляется в виде изменений физиологических процессов. Этими воздействиями среды определяются глубочайшие жизненные процессы организма. Факторы внешней среды могут оказывать как благоприятное, так и неблагоприятное воздействие на здоровье человека. Заболевание возникает тогда, когда человек подвергается воздействию необычных по силе или качеству факторов, поскольку при этом нарушается состояние равновесия между окружающей средой и организмом и снижаются его адаптационные возможности.
Влияние на человека всех этих факторов окружающей среды обусловлено его трудовой деятельностью, характером питания и рядом других условий.
Многие проблемы современной экологии носят выраженный социально-гигиенический характер и являются предметом изучения социальной гигиены. Социальная гигиена разрабатывает мероприятия по ликвидации и предупреждению вредного для здоровья человека влияния окружающей среды.
В результате все возрастающего воздействия человека на окружающую среду, приводящего нередко к нарушению экологического равновесия, одним из важнейших принципов рационального влияния на окружающую среду, производственную обстановку и условия быта на современном этапе является гигиенически подход к комплексу профилактических мероприятий экологического характера. Цель этих мероприятий состоит в принципиальном совершенствовании всех форм производственной деятельности человека, способствующей улучшению и человеческого здоровья, и окружающей среды.
Перед гигиенической наукой, занимающейся проблемами влияния окружающей среды на здоровье человека, стоят следующие задачи:
На основании этого разрабатываются гигиенические нормативы, регламентирующие условия окружающей среды, а также содержание в ней химических, физических и биологических примесей.
Среда обитания человека является частью окружающей среды, включающей ее природные компоненты (атмосферный воздух, почву, водоемы), а также питьевую воду, продовольственные товары, условия труда и быта, обучения, воспитания, которые оказывают либо при определенных условиях могут оказать влияние на здоровье населения.
Для контроля состояния окружающей среды используются гигиенические нормативы, регламентирующие физические условия и химический состав внешней среды. Гигиенический норматив – это нормативно-правовой акт, устанавливающий гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания человека для его здоровья.
1. Гигиеническая характеристика воздушной среды
Воздух относится к числу основных элементов окружающей среды, необходимых для жизнедеятельности человека. Воздушная среда оказывает постоянное влияние на человека и в то же время сама испытывает изменения вследствие присутствия и деятельности человека.
Гигиеническое значение воздушной среды заключается в том, что воздух содержит необходимый для дыхания кислород, принимает все газообразные продукты обмена веществ и регулирует теплообмен организма. Однако воздух оказывает и отрицательное влияние на организм человека. Он может быть носителем разнообразных токсических веществ и патогенных микроорганизмов.
При гигиенической оценке воздуха учитываются его химический состав, физические константы, а также механические примеси и микроорганизмы. При значительных изменениях естественных химических и физических свойств, при пылевом и микробном загрязнении воздушная среда может стать причиной различных заболеваний человека и источником порчи пищевых продуктов. Источниками ее загрязнения являются токсические отходы промышленных производств, ядохимикаты, выхлопные газы автотранспорта и др. По химическому составу атмосферный воздух представляет собой смесь газов. Наибольший удельный вес в смеси газов имеют азот (78,09 %) и кислород (20,95 %).
Атмосферный воздух представляет собой смесь различных газов: азота, кислорода, инертных газов, углекислого газа и др. (табл. 1).
Таблица 1 – Газовый состав атмосферного воздуха
Среднее время пребывания в атмосфере
Углекислый газ (CO2)
Гемиоксид азота (N2O)
Азот является инертным в физиологическом отношении газом, он не принимает участия в процессах обмена веществ у живых организмов и служит разбавителем кислорода. Однако при вдыхании воздуха, насыщенного азотом под повышенным давлением, отмечаются признаки наркотического опьянения. Другие инертные газы – аргон, неон, гелий, криптон, ксенон – также не имеют физиологического значения.
Кислород – газ, необходимый для процессов дыхания человека и животных, горения и окисления. Поступает кислород в атмосферу за счет процессов фотосинтеза растений и цианобактерий. Снижение содержания кислорода в воздухе до 13-15 % приводит к расстройству физиологических функций организма, а до 7-8 % – к летальному исходу. Величина насыщения крови кислородом зависит не только от процентного его содержания в воздухе, но и от его парциального давления. При падении парциального давления кислорода ниже 110 мм рт. ст. могут развиваться явления кислородного голодания, что наблюдается при подъеме на высоту. Снижение парциального давления кислорода до 50-60 мм рт. ст. несовместимо с жизнью.
Под влиянием ультрафиолетового излучения с длиной волны менее 200 нм молекулы кислорода диссоциируют с образованием атомарного кислорода, который присоединяется к молекуле кислорода с образованием озона. Наибольшая концентрация озона отмечается на уровне 20-30 км от поверхности Земли, где он образует «озоновый слой», который поглощает губительное для живых существ коротковолновое ультрафиолетовое излучение и исходящее от Земли инфракрасное излучение, чем предотвращает чрезмерное охлаждение ее поверхности.
Углекислый газ содержится в воздухе в количестве 0,03-0,05 %, он поступает в атмосферу в результате процессов дыхания, брожения, горения, окисления органических веществ и т.п. Однако в условиях интенсивного развития промышленности, транспорта, за счет продуктов сгорания топлива концентрация диоксида углерода в воздухе постоянно повышается. Диоксид углерода является физиологическим регулятором дыхательного процесса. Снижение концентрации СО2 в воздухе не представляет существенной опасности для здоровья человека, поскольку необходимый его уровень в крови поддерживается регуляторными механизмами за счет выделения при обменных процессах.
Концентрация углекислого газа служит индикатором степени чистоты воздуха производственных помещений, жилых и общественных зданий. ПДК диоксида углерода в воздухе замкнутых помещений составляет 0,1 %, что является показателем эффективности вентиляции помещений. При увеличении концентрации углекислого газа в воздухе до 1,0-1,5 % у человека появляются одышка, головная боль, шум в ушах повышается сердцебиение, которые усиливаются при повышении концентрации углекислого газа до 3-4 %. Увеличение концентрации СО2 до 10 % приводит к потери сознания и может окончиться летальным исходом, а при концентрации 20 % происходит паралич дыхательного центра в течение нескольких секунд.
Загрязнение окружающей среды различными газообразными примесями и взвешенными частицами неблагоприятно сказывается на здоровье человека, что проявляется, прежде всего, в механическом раздражении слизистых оболочек верхних дыхательных путей и глаз. Систематическое вдыхание запыленного воздуха вызывает заболевания органов дыхания. Природными источниками загрязнения атмосферного воздуха выступают почвенная, растительная, морская, космическая пыль. Искусственными источниками загрязнения воздуха выступают ТЭС, автомобильный транспорт, предприятия черной и цветной металлургии, химической, фармакологической, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности.
Санитарно-гигиеническое состояние воздуха принято оценивать по предельно допустимым концентрациям(ПДК) вредных примесей в воздухе рабочей зоны. ПДК в воздухе рабочей зоны – это максимальная концентрация вредных веществ, которая при ежедневной 8-часовой работе, но не более 41 ч в неделю, в продолжение всего рабочего стажа не может вызывать заболеваний либо отклонений в состоянии здоровья или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.
По степени воздействия на организм человека вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности, которые устанавливают в зависимости от ПДК в воздухе рабочей зоны:
1 – вещества чрезвычайно опасные (ПДК менее 0,1 мг/м 3 );
2 – вещества высокоопасные (ПДК 0,1-1,0 мг/м 3 );
3 – вещества умеренно опасные (ПДК 1,1-10 мг/м 3 );
4 – вещества малоопасные (ПДК более 10,0 мг/м 3 ).
К вредным веществам в воздухе помещений предприятий пищевой промышленности относят аммиак, сероводород, диоксид серы, оксид углерода и др. Опасность представляет также загрязнение воздуха пылью и микроорганизмами.
Оксид углерода (СО) может попасть в воздух помещений при использовании, например, печного отопления как продукт полного сгорания топлива. Вызывает острые и хронические отравления. Среднесуточная ПДК его в воздухе рабочей зоны 20—200 мг\м3, в зависимости от длительности работы персонала предприятия.
С пылью переносятся и различного рода микроорганизм. Оседая на пищевые продукты, они могут вызывать их порчу и стать причиной пищевых инфекций и отравлений покупателей. Запыленность помещений увеличивается при недостаточном озеленении территории, неблагоустроенности подъездных путей, погрузочно-разгрузочных площадок и эстакад, нарушении правил сбора и вывоза отходов, санитарного режима убор помещений, при недостаточной вентиляции и т.д. Воздух помещений играет значительную роль в инфицировании микроорганизмами не только пищевых продуктов, но и оборудования, инвентаря, тары, упаковочного материала. Между запыленностью воздуха и содержание микроорганизмов существует прямая зависимость. Содержание микроорганизмов различных видов в воздухе производственных помещений регламентируется ГН 2.2.6.3538-18 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов в воздухе рабочей зоны».
Кроме общей микробной обсемененности воздуха, также определяют содержание в нем микроорганизмов, которые свидетельствуют о санитарном состоянии воздуха, т.е. о его безопасности. Показателями санитарного состояния воздуха принято считать микроорганизмы, которые являются возбудителями воздушно-капельных инфекций, выделяются человеком или животным в воздух из носоглотки и верхних отделов респираторного тракта и могут достаточно длительно сохраняться в воздухе. Такими микроорганизмами принято считать представителей семейства Streptococcaceae (гемолитические стрептококки Streptococcus viridians, Streptococcus haemolyticus) и семейства Micrococcaceae (золотистый стафилококк Staphylococcus aureus).
Гемолитические стрептококки, являющиеся транзиторными обитателями носоглотки человека, зева животных, выделяются воздух с капельками слизи (орально-капельным путем). Сроки их выживания в воздухе и в окружающей среде практически не отличаются от сроков, характерных для большинства других возбудителей воздушно-капельных инфекций. Поэтому обнаружение гемолитических стрептококков в воздухе помещений указывает на возможное его загрязнение и другими патогенными микроорганизмами (бактериями, вирусами), содержащимися в зеве, носоглотке, верхних отделах респираторного тракта человека и животных и являющимися возбудителями воздушно-капельных инфекций. Золотистый стафилококк, являющийся вторым показателем санитарного состояния воздуха, часто встречается на кожных покровах животных. Золотистый стафилококк – факультативный обитатель носоглотки и зева. Его присутствие свидетельствует об орально-капельном загрязнении воздуха.
Условными критериями чистоты воздуха приняты данные, приведенные в таблице 2. Наличие золотистого стафилококка в воздухе свидетельствует о неблагополучии воздушной среды. Одновременное обнаружение в воздухе жилых или производственных помещений гемолитических стрептококков и золотистого стафилококка свидетельствует о высокой степени его загрязненности.
Таблица 2 – Критерии для оценки воздуха помещений по числу микроорганизмов в 1 м 3 воздуха