Что включает в себя электронная информационно образовательная среда

Информационно-образовательная среда

1.1. Понятие информационно-образовательной среды

Понятия «образовательная среда» и «информационная образовательная среда» не тождественны. Современный этап развития образования отличает информатизация, вследствие чего образовательная среда стала информационной – информационно-образовательной средой (ИОС). ИОС является продуктом информатизации образовательной сферы.

Основная цель ИОС – обеспечение перехода образования в новое качественное состояние, соответствующее информационному обществу.

ИОС – это средство осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационным.

ИОС является многоуровневой иерархической средой. Выделяют следующие уровни:

— ИОС образовательного учреждения,

ИОС содержит ресурсы социально-информационной среды, используемые в образовании, специализированные ресурсы – информационно-образовательные (ИОР) и электронно-образовательные (ЭОР) ресурсы, методические ресурсы, ресурсы ИКТ. В современном образовании они стали средством поддержки преподавания любого учебного курса в образовательных учреждениях всех уровней.

Отметим, что ФГОС – часть образовательной среды. Это правовой документ, выражающий заказ общества, порядок и условия его реализации. При этом он регламентирует не только осуществление и развитие образования, но и развитие самой образовательной среды.

Основным компонентом образовательной среды является ИОС образовательного учреждения. Данный уровень ИОС поддерживает реализацию целей образования в конкретном образовательном учреждении с учетом специфики территориального расположения, условий, характеристиками реальных субъектов образования.

За основу понятия ИОС выберем ее определение, данное в Стандарте, пункт 26 (2, с. 49):

«Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде».

В соответствии с данным Стандартом, каждое образовательное учреждение должно создавать собственную образовательную среду, как внутренний образ общей образовательной среды.

Общая образовательная (общеобразовательная) среда имеет следующую особенность: в отличие от локальных (школьных, вузовских и т. п.) образовательных сред она абстрактна, в ней абстрактно выражены и представлены на информационном языке все ее средства, ресурсы, технологии, методики. Это универсальная информационная модель реальной образовательной среды. Образы (проекции) этой универсальной модели составляют множество конкретных сред образовательных учреждений, создаваемых с учетом их специфики.

Создание эффективной (с точки зрения ее позитивного воздействия) ИОС является одной из важнейших задач образовательного учреждения. Согласно Стандарту ИОС ОУ «должна обеспечивать:

· информационно-методическую поддержку образовательного процесса;

· планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

· мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

· мониторинг здоровья обучающихся;

· современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

· электронное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей, педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;

· дистанционное взаимодействие школы с различными организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности» (2, с.49).

Личная информационно-образовательная среда – ИОС конкретной личности (ученика, педагога) как субъекта образования. Одной из задач ИОС школы является опосредованное управление личной информационной средой каждого ученика.

Возникают дополнительные требования к ИОС: организованность, упорядоченность, структурированность, наличие формализованных систем идентификации, адресов и ссылок, доступных субъектам образования, наличие «путеводителей» в многомерном пространстве ресурсов, чтобы неопытный субъект образования смог ориентироваться в этом пространстве, «не утонул в море информации».

Основное содержание ИОС составляют информационно-образовательные ресурсы – ИОР, в том числе электронно выраженные ИОР: электронно-образовательные ресурсы – ЭОР. Состав этих ресурсов определяет степень полноты и насыщенности ИОС.

Каждый информационно-образовательный ресурс, являясь целенаправленным средством обучения в предметной области, имеет определенное назначение, которое обусловливает требования к нему, содержание, форму выражения и порядок документирования.

ИОР и ЭОР являются предметами авторского и другого информационного права, имеют социальную значимость и в этом качестве подлежат защите и правовой охране.

Экспертная оценка, сертификация ИОР, проверка его на соответствие определенным требованиям и свойствам могут быть как обязательными (для учебников, учебно-методических пособий), осуществляемыми в порядке, установленном государством (законодательством, министерством), так и добровольными, проводимыми авторитетными, компетентными организациями.

Однако информационные ресурсы ИОС не исчерпываются множеством ИОР и ЭОР, составляющих ее первый и главный уровень. Второй уровень ресурсов ИОС составляют информационные ресурсы, имеющие образовательное значение. Информационными ресурсами образовательного значения являются печатные и электронные носители социокультуры, литературные источники (художественные, критические, научно-познавательные произведения), источники права, хранящиеся в открытых фондах и вовлекаемые в учебные процессы в соответствии с их целями и методами их реализации. Это ресурсы библиотек, Интернет, радио и телевидения, научно-познавательная литература, электронные документы.

Насыщение образовательной среды открытой информацией, необходимой для обучения и удовлетворения познавательных потребностей субъектов обучения, обеспечение ее доступности является одной из важнейших задач информатизации образования.

Методические ресурсы составляют научно-практические разработки по актуальным темам общего образования и предметного обучения. Эти документированные разработки, распространяемые в открытой печати, направлены на учебно-методическую сферу, учителей, студентов педагогических вузов. Следовательно, это тоже информационно-образовательные ресурсы, имеющие вполне определенное назначение и открытую сферу применения.

Информационными ресурсами в сфере образования и, следовательно, в ИОС являются источники права, законодательные документы. Никакие описания и комментарии не могут заменить первоисточники права. Поэтому каждый субъект образования должен уметь работать со стандартными автоматизированными правовыми системами.

Выделим базовые компоненты ИОС школы (1, стр. 89).

Учебная компонента. Одним из наиболее значимых компонентов среды является программно-методический комплекс, нацеленный на информатизацию учебной деятельности учебного заведения.

Учебная компонента ИОС взаимосвязана со средствами ИКТ, собранными в организационно-управленческой компоненте ИОС. Организационно-управленческая компонента ИОС – это система внутреннего управления ИОС и организации прямой и обратной связи с другими ее компонентами и пользователями – субъектами образования. В автоматизации организационно-управленческой деятельности школы получает применение множество программных систем, таких как планировщики занятий, системы бухгалтерского учета, средства расчета учебной нагрузки и тарификации, электронные базы данных о преподавателях, школьниках, средствах обучения и многие другие.

Учебная компонента ИОС содержит систему информационно-образовательных ресурсов – ИОР, в том числе, систему ЭОР, структурированных в соответствии с предметным обучением, тематикой и направлениями познавательной деятельности. Но возможно выделение специализированной ресурсной компоненты ИОС, интегрирующей информационные ресурсы образовательного применения.

Компонента оценки результатов обучения включает в себя средства измерения, оценки и контроля знаний, умений и навыков учащихся. Современные технологии, модели, формы оценки и контроля уровня учебной подготовки учащихся образуют самостоятельную систему. Широкий класс компьютерных и коммуникационных средств, предназначенных для автоматизации диагностики и контроля знаний, не укладывается в систему функционирования учебной компоненты среды. Поэтому целесообразно выделение этой системы в качестве самостоятельной компоненты ИОС.

Методическая компонента аккумулирует методические ресурсы, классифицированные по тематике и предметам обучения, в том числе имеющие электронное представление. Электронная библиотека методических ресурсов ИОС должна иметь свободный доступ и быть открытой для расширения. Она может как включаться в учебную компоненту ИОС, так и выделяться в самостоятельную компоненту.

Одной из существенных сфер деятельности образовательного учреждения являются научно-методические исследования педагогов, а также и учащихся. Целесообразно выделение специальной компоненты ИОС, интегрирующей средства информатизации научно-исследовательской деятельности, продукты творческого труда педагогов. Возможно ее включение в качестве подсистемы в методическую компоненту ИОС.

Внеучебная компонента ИОС. Информационные технологии способны поднять на более высокий уровень внеучебные мероприятия, непосредственно не связанные с содержанием основной учебной деятельности. Целесообразно использование компьютерных телекоммуникаций и в межличностном внеучебном общении.

Административная компонента ИОС. В административной компоненте ИОС образовательного учреждения должны быть представлены существенные факторы внешней среды, создающие условия образования и обучения в данном учреждении. Это, в частности, регламентирующие, нормативные документы, стандарты, ФГОС, законодательная база образования, правовые системы. Должна быть обеспечена их общедоступность.

Проектирование ИОС образовательного учреждения должно заранее предусматривать возможность ее последующего объединения с другими ИОС учебных заведений в единое информационно-образовательное пространство. На сегодня реальной и эффективной реализацией требования системной интеграции ИОС образовательных учреждений является создание общеобразовательной ИОС в телекоммуникационном web-пространстве Интернета.

Информационные и коммуникационные технологии ИОС смогут оказать положительное воздействие на процесс обучения только при условии грамотного использования их возможностей. Педагог приводит «механизм» ИОС в действие, вовлекая в него своих учеников и необходимые для этого информационные объекты – ресурсы и технологии ИОС. Педагог регулирует как процессы потребления ресурсов ИОС, так и процессы их дополнения своими собственными технологиями и ресурсами, включая ЭОР собственной разработки.

Общие тенденции развития социально-информационной среды – информатизация, глобализация, коммуникация – определяют и тенденции развития ИОС. Одна из тенденций – ориентация на общемировую коммуникационную сеть Интернет, вхождение в ее сферу на правах подсистемы. Интернет является интегрированным информационно-технологическим ресурсом общемирового значения. Он объединяет непрерывно расширяемое множество информационных объектов, учебных, методических и социокультурных ресурсов, ИОР, ЭОР. Правильное использование этого потенциала в образовательной сфере, как показывает практика, приносит положительные результаты.

Но следует учитывать, что виртуальный компьютерный мир кроме множества «плюсов» имеет и свои «минусы». При попадании в виртуальное познавательное пространство складывается ощущение доступности любой информации. Однако полагая, что любые конкретные знания можно получать средствами коммуникации по мере их необходимости, пользователи не уделяют должного внимания их усвоению и воспроизведению в памяти. В результате есть риск остаться только потребителями, имеющими лишь «виртуальные» знания.

Цель ИОС не в удовлетворении информационных потребностей любознательного человека и предоставление информации в готовом для этого потребления виде, а формирование личности, умеющей создавать производную информацию.

Следует рассматривать Интернет как интегрированный ресурс познания, образования и самообразования, обучения и самообучения, духовного и культурного развития человека.

1.2. Сетевые ресурсы для формирования электронной образовательной среды.

Современный учитель должен уметь конструировать электронную образовательную среду и направлять деятельность ученика в потоке информации. Индивидуальный маршрут и индивидуальные образовательные программы невозможно осуществить без электронной среды. Повышается ценность ИКТ-компетентности учителя, владения максимально возможным набором информационных инструментов, понимания что без электронной среды работа невозможна (стандарт ЮНЕСКО).

Облачные технологии последние несколько лет активно используются в образовательной практике. Они становятся альтернативой традиционной IT-инфраструктуры. Модель облачных вычислений обеспечивает доступ через Интернет к различным ресурсам: сетям, серверам, системам хранения данных, приложениям.

Часто крупные компании предлагают отдельные условия сотрудничества для образовательных учреждений, как например Microsoft или Google.

Облачные технологии в образовании используются в основном для: редактирования файлов, хранения данных, организации совместной работы, управления приложениями.

Редактирование файлов

В настоящее время разнообразие облачного инструментария позволяет редактировать файлы практически любого формата. Комплексы средств редактирования файлов представляют такие сервисы как Office Web Apps, Adobe Acrobat, Google Docs, Zoho и ThinkFree Online. В таблице 1.1. представлены некоторые примеры облачных программных продуктов для редактирования различных файлов – от текстовых до видео.

Источник

Электронная информационно-образовательная среда. Как выбрать, внедрить и начать использовать?

Поделиться

Электронная информационно-образовательная среда (или просто ЭИОС) – это все электронные ресурсы и порталы с онлайн-курсами, которые позволяют студентам осваивать учебную программу в полном объеме вне зависимости от их нахождения.

ЭИОС вуза может включать в себя удаленный доступ студентов и преподавателей к учебным и рабочим планам, электронной библиотеке, электронным зачетным книжкам. В период пандемии особенно актуальным стало проведение дистанционных лекций, семинаров, тестов и экзаменов. Также доступна функция формирования электронного портфолио учащегося, в котором фиксируются различные курсовые работы, отчёты, статьи, грамоты и т.д.

Источник

НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА*

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА*

Рассматриваются требования к созданию электронной информационно-образовательной среды высшего учебного заведения в Российской Федерации с опорой на нормативную базу. Проведен анализ назначения и структуры электронной информационно-образовательной среды вуза, что в дальнейшем позволит

обеспечить управление учебной деятельностью в вузе.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, информатизация образования, информационный ресурс, информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе,

компоненты электронно-образовательной среды.

Как отмечают исследователи в области информатизации образования, преобразование сис- темы педагогического образования в нашей стране тесно связано с поиском новых технологий и средств получения информации. Информационно-образовательная среда становится основой об- разовательной системы. В тоже время развитие информационных технологий, по мнению И.В. Ро- берт, существенно влияет на формирование информационно-образовательной среды образователь- ной организации [4].

Как показывает анализ практики, информационные ресурсы вузов сосредотачивались в печат- ных изданиях, носителями информации в основном являются рукописные конспекты лекций. Однако, с внедрением компьютерной техники появилась возможность запоминать и хранить большие объемы информации в электронном виде, а также использовать специализированные компьютерные програм- мы для управления учебным процессом. В начале XX в. важным этапом в информатизации вузов стало внедрение локальных вычислительных сетей и создание общих информационных ресурсов. Далее по- всеместное внедрение сети Интернет и новых информационно-коммуникационных технологий дало практически неограниченные возможности для развития электронной информационно-образователь- ной среды вуза [3].

В настоящее время, как отмечает И.В. Роберт, необходимым и обязательным элементом в образо- вании является электронная информационно-образовательная среда любой образовательной организа- ции [4]. Мы придерживаемся следующего понимания электронной информационно-образовательной среды: «это программно-технические и телекоммуникационные средства, интегрированная среда ин- формационно-образовательных ресурсов с едиными технологическими средствами информационной поддержки, организации учебного процесса, исследований и профессионального консультирования обучающихся» [8, с. 148].

Повышение качества и эффективности образования, активизация самостоятельной деятельно- сти обучающегося, формирование индивидуального пространства студента, обеспечение объективной оценки знаний и разработка индивидуальных программ образования – всё это обеспечивает создание электронной информационно-образовательной среды вуза [8].

* Работа выполнена под руководством Смыковской Т.К., доктора педагогических наук, профессора кафедры физики, методики преподавания физики и математики, ИКТ ФГБОУ ВО «ВГСПУ».

В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере образования электронная информационно-образовательная среда предназначена для [6]:

− обеспечения информационной открытости и прозрачности хода образовательного процесса;

− обеспечения доступа пользователей к информационным, образовательным ресурсам, библио- течным системам;

− организации и поддержки образовательного процесса;

− повышения качества и эффективности образовательного процесса, научно-исследовательской и других видов деятельности;

− обеспечения взаимодействия участников образовательного процесса.

В соответствии и на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение должно создавать и обеспечивать работу электронной информационно- образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресур- сы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих освоению образовательных программ обучающимися в полном объеме [6].

Согласно действующим стандартам, информационно-образовательная среда призвана на основе информационно-коммутационных технологий обеспечить условия для реализации образовательной деятельности [1].

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) назначение, структуру и способы использования электронной информационно-образовательной среды раскрывает следующим образом: «каждый обучающийся в период своего обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к системам электронной информационно- образовательной среды из любой точки, в которой имеет доступ к сети “Интернет”, как в организации, так и вне её» [7].

Электронная информационно-образовательная среда вуза, согласно ФГОС ВО, должна обеспечи- вать [Там же]:

− доступ к рабочим программам дисциплин (модулей) и практики, учебным планам, электрон- ным изданиям образовательных ресурсов и библиотечных систем;

− фиксацию результатов промежуточной аттестации и освоения основной образовательной про- граммы и хода процесса образования;

− применение дистанционных образовательных технологий, электронного обучения предусма- тривает проведение всех видов занятий и оценки результатов обучения;

− формирование электронного портфолио обучающегося, в которое входят сохранение работ, ре- цензии и оценки этих работ со стороны участников образовательного процесса;

− синхронное и асинхронное взаимодействие с помощью сети Интернет между всеми участника- ми образовательного процесса.

Необходимость развития электронной информационно-образовательной среды определя- ется также и в различных нормативных документах. Так, государственная программа Российс- кой Федерации «Информационное общество (2011–2020 года)» определяет направления развития информационных технологий и степень их использования в различных сферах деятельности [2]. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» [6] и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования [7] возрастают требования по формированию у обучающихся знаний, умений, способностей и компетенций, обес- печивающих профессиональный рост, мобильность в условиях информатизации общества. Изме- нились требования к развитию электронной информационно-образовательной среды образователь- ных организаций высшего образования, конкретизированы условия по доступу к образовательным ресурсам с использованием сети Интернет.

Успех внедрения электронной информационно-образовательной среды в вузах зависит от на- личия в учебном заведении технических и программных средств информатизации, эффективной системы методического и организационного обеспечения. Десятки разработчиков предлагают раз- нообразные программные продукты и системы управления обучением. Предлагаемые программные платформы, как правило, имеют схожие функции, ориентированные на автоматизацию учебной де- ятельности обучающихся.

Общая структура электронной информационно-образовательной среды описана в статье Н.Б. Сэ- килич и представлена следующими компонентами [5]:

− Содержательно-методический компонент включает в себя электронные учебно-методические комплексы дисциплин, сетевые курсы, рабочие программы, инструкции, видеоматериалы и лекции, методические рекомендации для студентов и преподавателей, учебные пособия, материалы семина- ров и курсов повышения квалификации, а также осуществление учета, контроля качества и активно- сти обучающихся.

− Организационный компонент отражает коммуникационную систему и организацию докумен- тооборота, которые, в свою очередь, открывают доступ в личный кабинет, к учебным планам и распи- санию, а также предусматривает разграничение прав доступа и полномочий.

− Технологический компонент включает средства обеспечения работы электронной информационно-образовательной среды (программное обеспечение, локальные сети, серверы), инте- рактивные образовательные и информационные среды, проектные технологии и технологии и техно- логии медиаобразования.

− Кадровый компонент включает ИКТ-компетентность преподавателей, их готовность к ра- боте в условиях электронной информационно-образовательной среды, а также включенность от- делов и служб вуза в организацию функционирования электронной информационно-образователь- ной среды.

Рассмотрев предлагаемые разработчиками продукты и уже действующие в образователь- ных учреждениях электронные информационно-образовательные среды, приходим к выводу, что каждая из них представляет собой многоступенчатую структуру с индивидуальными системами построения, где присутствуют необходимые материалы и документация для работы с преподавателя- ми и студентами, а также обеспечивает поддержку всех основных направлений реализации образо- вательного процесса.

1. ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образователь- ные ресурсы. Общие положения // Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. [Электронный ре- сурс]. URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=176616 (дата обращения: 30.10.19).

2. Государственная программа «Информационное общество» (2011–2020 годы) // Минкомсвязь России. [Электрон- ный ресурс]. URL: http://minsvyaz.ru/ru/documents/4137/ (дата обращения: 30.10.19).

3. Моисеенков С.В., Прохоренков П.А. Основные тенденции развития и внедрения информационных технологий в кор- поративном секторе // Актуальные проблемы теории и практики управления: сб. тр. I Межрегион. науч.-практ. конф. (г. Смо- ленск, 2 июня 2011 г.). Смоленск: Смолен. гос. ун-т, 2011. С. 138–145.

4. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психологопедагогический и технологический аспекты). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

5. Сэкилич Н.Б. Электронная информационно-образовательная среда университета: принципы построения и структура // Вестник Бурят. гос. ун-та. 2016. № 4. С. 114–120.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Министерства образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/докумен- ты/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf (дата обращения: 30.10.19).

7. Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям бакалавриата // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 30.10.19).

8. Цуканова Е.В. Нормативные требования к созданию электронной информационно-образовательной среды вуза // Сов- ременные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 9. С. 147–151.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *