Что включает в себя экскурсия
Емельянов Б.В. Экскурсоведение
РАЗДЕЛ 2. ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА
2.2. Технология подготовки новой экскурсии
В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:
— разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);
— подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.
Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой выбирается руководитель творческой группы.
Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:
В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение.
Вступление, как правило, состоит из двух частей:
— организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);
— информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).
Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.
Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной туристам информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов. В связи с этим тематика экскурсии непременно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых или детей, молодежь, городских или сельских жителей, работников гуманитарных профессий, иностранцев и т. д.). Такой учет называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию. Он должен учитывать не только интересы, но и цели потребителей. Если экскурсия предоставляется, например, в рамках фольклорного тура, то основной упор в рассказе и показе необходимо делать на историю, памятники, национальные особенности региона. Если же экскурсия входит в программу делового тура, то следует уделять внимание показу различных деловых и общественных центров и т. п. При организации экскурсионного обслуживания в рамках курортного отдыха привлекательны экскурсионные прогулки с наблюдением природных ландшафтов, памятников, объектов.
В процессе подготовки новой экскурсии можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке. Рассмотрим их в той последовательности, которая сложилась в практике работы экскурсионного учреждения.
Впервые понятие «этапы подготовки экскурсии» было введено в обиход в 1976 г. Тогда же было названо пятнадцать этапов:
1. Определение цели и задач экскурсии.
2. Выбор темы.
3. Отбор литературы и составление библиографии.
4. Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
6. Составление маршрута экскурсии.
7. Объезд или обход маршрута.
8. Подготовка контрольного текста экскурсии.
9. Комплектование «портфеля экскурсовода».
10. Определение методических приемов проведения экскурсии.
11. Определение техники ведения экскурсии.
12. Составление методической разработки.
13. Составление индивидуальных текстов.
14. Прием (сдача) экскурсии.
15. Утверждение экскурсии.
Определение цели и задач экскурсии
Выбор темы
Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.
Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий.
Отбор литературы и составление библиографии
Определение других источников экскурсионного материала
Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Авторы экскурсии составляют их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Однако при использовании мемуарных материалов во избежание неточностей и тенденциозности следует проявлять осторожность. Для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения. Значительную помощь в поиске и систематизации материала экскурсий могут оказать компьютерные энциклопедии, в том числе мультимедийные базы данных на лазерных дисках (СD-RОМ).
Отбор и изучение экскурсионных объектов
Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.
В настоящее время на государственном учете находится свыше 150 тыс. памятников истории, археологии и культуры, а в музеях страны хранится около 40 млн экспонатов.
В качестве объектов могут быть:
Экскурсионные объекты классифицируются:
Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы. Следует так организовать это дело, чтобы одни и те же объекты не кочевали из экскурсии в экскурсию. По возможности у каждой темы должны быть «свои» объекты. Разнообразие объектов дает возможность обеспечить правильное чередование впечатлений у экскурсантов, позволяет сохранить элемент новизны при изучении различных тем.
Если невозможно исключить тот или иной объект из предполагаемого маршрута ввиду его уникальности (например, «Медный всадник» в Санкт-Петербурге, Красная площадь в Москве и др.), которые показываются в ряде экскурсий (обзорной, исторической, литературной, искусствоведческой), то такой объект должен быть раскрыт особо. При его показе должны быть выявлены те характерные черты, которые не нашли отражение в экскурсиях на другие темы. При показе и рассказе таких объектов в зависимости от темы каждый раз должен быть использован иной материал. Поэтому интерес экскурсантов при их повторном осмотре, как правило, не снижается.
В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы.
Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:
Известность объекта, его популярность среди населения (например, такие объекты, как Красная площадь, Останкинская телевизионная башня, памятник «Тысячелетие России» в Новгороде, и др.).
Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения (например, цельносварной мост имени Е.О. Патона через Днепр в Киеве). Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием (например, церковь царевича Дмитрия в Угличе, храм «Спас-на Крови» в Санкт-Петербурге на месте гибели царя Александра II). Экзотичность может быть природного характера (например, сталактито-сталагмитовые карстовые пещеры в Новом Афоне, в Абхазии).
Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.
Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.
Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2-4 академ. часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов.
В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятников и монументов. Следует избегать однообразия построения зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.
Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.
В карточку объектов вносятся следующие данные:
1) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;
2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;
3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);
4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
5) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);
6) сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);
7) охрана памятника (на кого возложена);
8) в каких экскурсиях памятник используется;
9) дата составления карточки, фамилия и должность составителя.
К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.
Решающее значение в успехе разработки новой экскурсионной темы имеют объекты. Именно они составляют тот познавательный материал, который составляет зрительную основу в раскрытии темы, главный аргумент в доказательствах экскурсовода.
Необходимо отметить зависимость экскурсионного процесса в целом, его содержания, методики преподнесения материала (показа и рассказа) от объектов, их состояния, подъездных путей, точек для наблюдения. Именно поэтому такую важную роль в данный момент играют связи экскурсионных учреждений с теми организациями, которые ведут работу по выявлению, реставрации и охране памятников истории и культуры. Активное участие экскурсионных работников в деятельности этих организаций создает условия для дальнейшего развития экскурсионного дела в России.
Что включает в себя экскурсия
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Tourist services. Excursion services. General requirements
Дата введения 2012-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»), Департаментом туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 199 «Туристские услуги и услуги средств размещения»
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к экскурсионным услугам, процессам их формирования и оказания.
Стандарт распространяется на экскурсионные услуги, оказываемые юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и/или индивидуальными предпринимателями.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50644 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов
ГОСТ Р 50681 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг
ГОСТ Р 53522 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения
ГОСТ Р 53997 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по [1], ГОСТ Р 50681, ГОСТ Р 53522, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 экскурсионные услуги: Туристские услуги по разработке, организации и проведению экскурсий.
3.2 экскурсия: Услуга по организации посещения объектов экскурсионного показа (объекты природного, историко-культурного наследия, промышленные предприятия и др.) индивидуальными туристами (экскурсантами) или туристскими группами, заключающаяся в ознакомлении и изучении указанных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика, продолжительностью менее 24 ч без ночевки.
3.3 экскурсант: Потребитель экскурсионных услуг.
3.4 экскурсовод (гид): Профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами экскурсионного показа в стране (месте) временного пребывания.
3.5 гид-переводчик: Профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (иностранных туристов) с объектами экскурсионного показа в стране (месте) временного пребывания.
3.6 сопровождающий: Физическое лицо, имеющее профессиональную подготовку, опыт, знания и навыки, оказывающее информационные и организационные услуги, необходимые при проведении экскурсии, и квалифицированную помощь экскурсантам.
3.7 объекты экскурсионного показа/экскурсионные объекты: Материальная основа экскурсионного показа, включающая памятные места, здания и сооружения, памятники истории, архитектуры, искусства и археологии, природные объекты (заповедники, заказники, реликтовые растения и др.), промышленные и другие предприятия, экспозиции музеев, картинных галерей, выставок, которые во время экскурсии демонстрируют экскурсантам.
3.8 демонстрация объекта (экскурсионного объекта): Совокупность методических приемов и форм предоставления информации, с помощью которых проводится ознакомление экскурсантов с объектом показа в соответствии с целью и тематикой экскурсии.
3.9 программа экскурсии (экскурсионная программа): Последовательность посещения и изучения объектов показа с предоставлением информации об указанных объектах.
3.10 маршрут экскурсии: Путь следования туристов (экскурсантов), включающий в себя посещение объектов показа.
3.11 технологическая карта экскурсии: Документ, устанавливающий последовательность посещения и изучения объектов на маршруте в соответствии с определенной тематикой, включающий в себя пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии: продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора и т.д.
3.12 качество экскурсионных услуг: Совокупность свойств и характеристик экскурсионных услуг, определяющих способность удовлетворять потребности экскурсантов.
3.13 оценка качества экскурсионных услуг: Количественное или качественное определение степени соответствия показателей качества экскурсионных услуг (процесса оказания услуг) установленным требованиям.
3.14 вид экскурсионной услуги: Совокупность однородных экскурсионных услуг, характеризующихся общими технологическими признаками и соответствующих определенной тематике.
3.15 условия предоставления экскурсионных услуг: Совокупность факторов, воздействующих на туриста (экскурсанта) в процессе предоставления экскурсионных услуг.
3.16 экскурсионная методика (методика ведения экскурсии): Совокупность методических приемов подготовки и проведения экскурсий, а также требований и правил, предъявляемых к экскурсии.
3.17 контрольный текст экскурсии: Технологический документ, включающий познавательную, историческую, научную, техническую и другую информацию, предоставляемую экскурсантам в процессе экскурсии.
3.18 «портфель экскурсовода»: Условное наименование комплекта информационных материалов (фотографий, копий документов, географических карт, схем, репродукций с картин, видео- и аудиоматериалов и др.), используемых экскурсоводом в ходе проведения экскурсии.
4 Виды экскурсионных услуг и экскурсий
4.1 Экскурсионные услуги представляют собой деятельность субъектов туристской индустрии (туроператоров, турагентств, туристско-экскурсионных, экскурсионных организаций), а также физических лиц (экскурсоводов, гидов-переводчиков), имеющих необходимую квалификацию по разработке, организации и проведению экскурсий.
Экскурсионные услуги могут оказываться отдельно или быть составной частью туристского продукта.
4.2 Экскурсионные услуги по ГОСТ Р 53522 включают в себя:
— услуги по организации и проведению экскурсий;
— услуги экскурсовода (гида);
4.3 Услуги по подготовке, организации и проведению экскурсий осуществляют туроператоры, турагентства, туристско-экскурсионные, экскурсионные организации, физические лица, имеющие соответствующую квалификацию (экскурсоводы, гиды, гиды-переводчики).
4.3.1 Подготовка экскурсии должна проводиться специалистами в области экскурсионных услуг (экскурсоводом или группой экскурсоводов) в соответствии с экскурсионной методикой и включать в себя несколько этапов:
— определение цели и задач экскурсии;
— выбор темы и разработку концепции экскурсии;
— изучение и сбор информации по теме экскурсии;
— отбор и изучение экскурсионных объектов;
— составление маршрута экскурсии;
— объезд или обход маршрута;
— методическую разработку, определение приемов и техники ведения экскурсии, в том числе составление технологической карты экскурсии по ГОСТ Р 50681;
— подготовку текста для проведения экскурсии;
— комплектование «портфеля экскурсовода»;
— проведение пробной экскурсии;
— представление экскурсии на рецензирование независимым экспертам в области экскурсионных услуг (при необходимости);
Число этапов, указанных в 4.3.1, может быть сокращено по решению руководства экскурсионных организаций.
4.3.2 Технические документы, необходимые для организации и проведения экскурсий, по содержанию должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50681.
4.4 Классификация экскурсий
Экскурсии классифицируют в зависимости от содержания, тематики, места проведения, категории участников, формы проведения и других признаков.
4.4.1 Экскурсии в зависимости от содержания подразделяют на обзорные и тематические.
4.4.1.1 Обзорные экскурсии представляют собой многоплановые экскурсии с использованием исторических материалов и демонстрацией различных объектов показа, находящихся на определенной территории.
4.4.1.2 Тематические экскурсии раскрывают определенную тему и подразделяются:
— на исторические: историко-краеведческие, историко-религиозные, археологические, этнографические, военно-исторические, историко-биографические;
— производственные: производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические и профессионально-ориентационные (для учащихся);
— искусствоведческие: историко-театральные, историко-музыкальные, историко-политические, этнографические, экскурсии в картинные галереи, выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов;
— литературные: литературно-биографические (по местам, связанным с биографией и творчеством писателей, поэтов, драматургов); историко-литературные (посвященные определенным периодам развития литературы), литературно-художественные (по местам, описанным в произведениях писателей) и т.п.;
— архитектурно-градостроительные: с показом памятников архитектуры определенного исторического периода и различных архитектурных стилей, связанные с творчеством какого-либо архитектора, а также знакомящие с исторической планировкой и застройкой городов и районов;
— с религиозной тематикой: с посещением объектов религиозных культов и ознакомлением с их историей, участием в обрядах и праздниках и другие.
4.4.2 В зависимости от места проведения экскурсии подразделяют на городские, загородные и комплексные.
4.4.3 По способу передвижения экскурсии подразделяют на пешеходные, экскурсии с использованием транспорта различных видов (автомобильного, водного, авиационного, железнодорожного, городского электрического, конного и др.) и комбинированные (транспортно-пешеходные).
Экскурсия
Полезное
Смотреть что такое «Экскурсия» в других словарях:
ЭКСКУРСИЯ — ЭКСКУРСИЯ, экскурсии, жен. (лат. excursio вылазка). 1. Коллективная поездка или прогулка куда нибудь с научно образовательной или увеселительной целью. Ботаническая экскурсия. Экскурсия в музей. Экскурсия в горы. Загородная экскурсия. Дальняя… … Толковый словарь Ушакова
ЭКСКУРСИЯ — (лат., от excurrere делать набег). Поездка с ученою целью; также поездка ради удовольствия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭКСКУРСИЯ лат. excursio, от excurere, делать набег. Поездка с ученой целью … Словарь иностранных слов русского языка
экскурсия — См … Словарь синонимов
экскурсия — и, ж. excursion f., нем. Exkursion. 1. устар. Набег, вторжение. Окончив экскурсию, на другое утро, отряд обремененый барантою <захваченным скотом, добычею >, спускался обратно с гор. И. Чех Очерки старо кавказской жизни. // РВ 1892 9 229.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ЭКСКУРСИЯ — (от лат. excursio поездка) коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно просветительскими целями; часто сочетается с туризмом … Большой Энциклопедический словарь
ЭКСКУРСИЯ — ЭКСКУРСИЯ, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЭКСКУРСИЯ — проходка, прогулка, выход на поиск чего, для собирания трав и пр. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Экскурсия — вид музейной деятельности, заключающийся в предоставлении информации об экспонируемых объектах в процессе их осмотра и направленный на удовлетворение познавательных, духовных, информационных и эстетических потребностей потребителей. Источник:… … Официальная терминология
ЭКСКУРСИЯ — (от лат. eхcursio – прогулка, поездка). Форма организации учебново спитательного процесса, позволяющая знакомить учащихся со страной изучаемого языка и условиями функционирования языка в конкретной речевой среде. В ходе Э. реализуются цели… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
экскурсия — Кратковременное путешествие с посещением достопримечательных объектов … Словарь по географии
Основы экскурсионной деятельности
Содержание:
Предмет: | Туризм |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 14.06.2019 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты по туризму на любые темы и посмотреть как они написаны:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Помимо ночевок и питания, туристическая компания должна предоставить туристу возможность в полной мере ознакомиться с историей, национальными особенностями населения, природой, архитектурными памятниками своего места жительства, а также возможностью разнообразия отдыха и развлечений.
Экскурсии, походы и прогулки разрабатываются заранее руководителями компаний и гидами, требуют тщательной подготовки, а также опыта и высокой квалификации в исполнении.
Концепция экскурсий. Его функции и признаки
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсия» (вылет, путешествие), по-русски оно появилось в XIX веке.
Функции тура считаются его основным свойством. Их ассортимент достаточно широк. Практически каждая экскурсия содержит познавательные, образовательные, информационные, образовательные функции, функции научной пропаганды, организации культурного досуга и формирования интересов, расширения культурных горизонтов и т.д.
Знак называется тем, что делает похожими друг на друга или отличает друг от друга предметы и явления.
Общими признаками для всех экскурсий являются:
Отсутствие хотя бы одного из указанных семи признаков лишает права называть мероприятие экскурсией. В дополнение к этим общим особенностям, у каждого типа экскурсии есть свои особенности:
Широкий спектр предметов экспозиции, многогранные предметы, разработка методов проведения экскурсий, профессиональное мастерство гидов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании и воспитании человека. Любая форма культурно-просветительской работы имеет свои отличительные особенности.
Классификация экскурсий
Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах).
В настоящее время экскурсии классифицируются по:
1) содержанию; 2) составу и количеству участников; 3) месту проведения; 4) способу передвижения; 5) продолжительности; 6) форме проведения.
Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.
По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.
Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.). Как правило, такие подтемы в данном случае выполняют роль композиционного центра.
Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой, прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческая подтема присутствует в обзорных экскурсиях тех городов и областей, на территории которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов.
Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, искусствоведческие, литературные, природоведческие (экологические), архитектурно-градостроительные.
По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы:
Литературные экскурсии:
Природоведческие экскурсии обычно имеют экологическое направление.
Архитектурно-градостроительные экскурсии:
Тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический ма-териал используется в экскурсиях на архитектурно-градострои-тельные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города, региона.
По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д.
Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.
По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких видов).
По способу передвижения: пешеходные и с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.
Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых проезжает группа.
Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т. д.
По продолжительности экскурсии бывают от одного академического часа (45 мин) до суток.
Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.
По форме проведения экскурсии подразделяются на следующие виды:
Разделение экскурсий на четко определенные группы на практике несколько условно, но оно имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы гида с клиентами, облегчает специализацию и создает основу для деятельности методологических секций. Использование законов проведения экскурсий для определенной группы помогает гарантировать, что каждая экскурсия подготовлена и эффективна. При разработке новых тем для экскурсий достижения отдельных отраслей знаний используются с большей полнотой и направленностью.
Тема и структура экскурсий
Посредством форм и методов экскурсионных мероприятий гиды информируют, обучают и помогают людям на практике удовлетворить их насущные потребности в знаниях.
Экскурсии не ограничиваются передачей определенного количества знаний и их передаче экскурсистам, но включают в себя их слияние со знаниями экскурсантов, их собственный жизненный опыт, формирование в них определенных убеждений. Преимущество и сила методологии экскурсионного воздействия заключается в том, что информация, полученная экскурсантами во время экскурсии, корректируется в процессе ассимиляции, она становится их собственностью.
Работа гида также тесно взаимодействует с социальными, психологическими и педагогическими процессами. Это взаимодействие определяет специфику методологии деятельности.
Изучение мотивов посещения людьми экскурсий позволяет более полно использовать потенциальные возможности гида. Исследования показывают, что чем выше интерес у экскурсанта, тем активнее он воспринимает информацию. Использование неизвестной, но интересной информации в турах повышает интерес к ней. Непосредственное общение с экскурсантами, прямой контакт, умение оценивать реакцию при общении с ними, качественное представление материала, а также создание атмосферы взаимного доверия и доброй воли являются обязательными условиями успеха тура.
Еще одним условием эффективности тура является достоверность информации. Любое искажение истины травмирует людей, приводит к потере доверия, поэтому при подготовке и проведении экскурсии необходимо полагаться на достоверность источников информации. Выбор фактов является основой каждого сообщения.
Таким образом, тур одновременно решает две проблемы: он приносит людям знания и развивает личное отношение к полученным знаниям, формирует убеждения.
Особенности экскурсий
Каждый тур имеет свою четко определенную тему, основанную на существующей классификации туров.
Целью является главный вывод, мысль, оценка изображенных событий.
Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленной осведомленности о конкретной теме экскурсий.
Тема экскурсии задается изначально, и к идее, как к общему главному выводу, автору экскурсии, а затем к экскурсоводам следует постепенно приводить экскурсантов, активно поощряя их воспринимать действие Необходимо, чтобы каждый из них стал участником мероприятия и осмыслил идею. В этом случае задача осознания идеи экскурсантами подчиняется развитию действия.
Одной из особенностей экскурсий является визуальная и документальная основа.
Каждая тема представляет собой сочетание ряда подтем. Каждая подтема должна иметь полноту и логическую полноту. Правильно спроектированные подтемы должны восприниматься туристами не самостоятельно, а вместе с другими подтемами в составе.
Запись, как правило, состоит из двух частей: организационной (введение гида, водителя в автобусном туре; компании, из которой проводится экскурсия; краткая инструкция туристам по правилам поведения и безопасности на маршруте) и информация (краткое сообщение о теме, маршруте, продолжительности и продолжительности тура, времени и месте завершения). По времени вход рассчитан на 5-7 минут.
Основная часть тура включает основное действие во время тура, поэтому оно должно содержать введение в тему, сюжет, развитие (увеличение) действия, кульминацию и развязку.
Основная часть основана на конкретных экскурсионных объектах, на комбинациях шоу и истории. Его содержание состоит из нескольких подтем, объединенных темой. Количество экскурсионных подтем в среднем составляет от 5 до 12. Подтемы включают в себя несколько вопросов и логически связаны друг с другом в определенной дозировке во времени, в зависимости от значения конкретной подтемы в этой экскурсии. Кроме того, важно выбирать объекты таким образом, чтобы объекты помогли раскрыть контент определенным образом.
В основной части подтемы должны подчиняться строгой логике, материал должен подбираться с учетом развития темы. Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан семантическими «мостами» (логическими переходами) с предыдущим и следующим.
Полнота каждой подтемы подразумевает полноту композиции каждого отдельного вопроса, каждого эпизода. Разработка акции должна быть доведена до кульминации, в которой идея дизайна экскурсии наиболее концентрированно выражена.
Заключение
Кульминацией является точка, момент наибольшего напряжения действия сюжета. В центре кульминации лежит главное событие, главный экскурсионный объект. Если начальное событие в глазных яблоках и его собственная серия в основном развитии действия логически взаимосвязаны, то кульминация следует естественным образом и становится смысловым и эмоциональным центром всей экскурсии.
Например, кульминацией экскурсии может стать объект, который является целью посещения экскурсантами (Троице-Сергиевой Лавры, Кремля на обзорной экскурсии по Москве, Бородинского поля на экскурсии «Дорогие освобождения» и т. д.).
Экскурсия по маршруту должна подготовить экскурсантов к встрече с этим объектом. Изюминкой экскурсии часто является финал. Он несет особую смысловую нагрузку, так как представляет собой наиболее важный момент для максимального проявления активности всех участников.
Особенности технологии, творческий характер работы увеличивают значение монтажа подтем при создании экскурсии. Для того чтобы экскурсия не распалась на отдельные эпизоды, необходимо в качестве стержня найти единый сюжетный ход, соответствующий данной экскурсионной теме.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.