Что включает в себя человек как микрокосм

Нашёл Бога! Концепция МикроКосмоса!

Микрокосм
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации
Перейти к поиску

Микрокосм или микрокосмос (от греч. ;;;;;;, малый, и от греч. ;;;;;;, порядок, мир, вселенная) — в античной натурфилософии понимание человека как вселенной (макрокосм) в миниатюре. Эта концепция известна во многих развитых мистических учениях и служит основой для множества метафизических теорий, согласно которым процессы, происходящие внутри человека, аналогичны вселенским процессам и подчиняются тем же самым законам. Концепция аналогии микрокосма и макрокосма усматривается также мифологами в космогонических мифах о создании мира из тела Первочеловека. В современном мире микрокосмосом считаются молекулы, атомы и более маленькие частицы как структура вселенной (макрокосм) в миниатюре.
Содержание

1 История
2 Многослойная конституция микрокосма
2.1 Трёхчастная конституция
2.2 Микрокосм в каббале
3 См. также
4 Примечания

Выделяются две линии философских рассуждений в рамках концепции микрокосма: аргументация от макрокосма к микрокосму и аргументация от микрокосма к макрокосму. В первом случае (например, вариант Демокрита) в человеке нет ничего, кроме космических элементов, что приводит к натуралистической антропологии. Во втором случае нередко постулируется существование космической души или ума, как это можно наблюдать, например, у Гераклита, Анаксагора, Платона и в стоицизме. Эта космическая душа часто отождествляется с имманентным панкосмическим богом.

Какое место в мире занимает бог, такое в человеке — дух, какое в мире — материя, такое в нас — тело.
— Сенека, Письма, 65, 24

В этом случае познание мира или божества нередко выступает как самопознание. Так, например, Гераклит, говоря о своих занятиях натурфилософией, утверждал: «Я искал самого себя». В раннем христианстве эта линия продолжается Оригеном: «Знай, что ты — иное мироздание в миниатюре, и что в тебе — солнце, луна и все звёзды», однако ввиду того, что концепция подобия микрокосма и макрокосма, чревата еретическим пантеизмом, это учение остается за пределами основных ортодоксальных средневековых систем.

Видения Хильдегарды из Бингена (XII в.) также приближаются к концепции подобия человека вселенной, поскольку в этих работах устанавливаются детальные соответствия между движениями небесных тел, ветрами, элементами, жидкостями и телесными и душевными состояниями человека. В средневековой еврейской философии (каббала, Ибн Гебироль, «Микрокосм» Иосифа ибн Заддика — ок. 1140 г.) параллелизм макрокосма и микрокосма носят мистический характер.

Но особенный расцвет идея подобия вселенной и человека переживает в Эпоху Возрождения. Она служит обоснованием новой антропологии у Пико делла Мирандолы («О достоинстве человека»), приводит Кардано, Кампанеллу и Бруно к представлениям о всеобщей одушевлённости природы в натурфилософии и присутствует в медико-магико-алхимическом оккультизме Агриппы Неттесгеймского («Оккультная философия») и Парацельса («Макрокосм и человек суть одно» — Paragran C 2).

В эпоху механицизма XVII—XVIII веков учение о макрокосме и микрокосме отвергается научным знанием, но в то же время Лейбниц придал онтологический статус понятию микрокосма в своей монадологии (каждая монада есть отражение универсума). Некоторое возрождение учения можно наблюдать в немецком неогуманизме Гердера и Гёте, а также в романтизме, особенно в учении Шопенгауэра о мировой воле. Далее эта концепция была воспринята теософами конца XIX — начала XX в. и в дальнейшем интерес к учению о макрокосме и микрокосме поддерживался интересом к оккультизму.
Многослойная конституция микрокосма

Что есть человек? Состоит ли он только из кожи, плоти, костей и жил? О нет! Действительный человек состоит из Души, а всё то, что называется кожей, плотью, костями и жилами, — лишь покров, внешняя оболочка, а не сам Человек. Когда человек умирает, он снимает с себя все эти одежды, в которые облачён. Но это лишь внешние одежды, ибо во внутреннем скрывается глубокая тайна Небесного Человека.
— «Зогар»

В представлении оккультных учений герметизма в конституции человека различаются три основных плана: физический (телесный, материальный), душевный и духовный.

Физический план — не только само тело как таковое, но и относят к этому же плану особую, наиболее «плотную» часть души, т. н. жизненное тело[1] (или эфирное тело), которое каббалисты называют словом нефеш[2]. Жизненное тело часто описывают как призрачную точную копию тела физического. Ему приписывают заботу о функциях организма, на которые сознание редко обращает внимание, или которые не может контролировать вовсе. Таковы, например, кровообращение, сердцебиение, дыхание, регенерация, рост и т. п. Когда человек заболевает, его жизненное тело «становится более прозрачным и истощённым в той степени, в какой видимое тело являет свою исхудалость», — говорит М. Гендель.
Душа (руах в каббале) — (иногда это начало подразделяют на тело желаний и ум, желая выделить последний) — место, где расположено изменчивое и беспокойное я, которое человек знает и в котором себя осознаёт, и именно тело желаний побуждает человека искать чувство удовлетворения.

Тело желаний видится духовным зрением как яйцеобразное облако, простирающееся от шестнадцати до двадцати дюймов за физическое тело. Оно выше головы и ниже подошв, так что плотное тело сидит в центре этого яйцевидного облака подобно желтку в центре яйца. Когда мы смотрим духовным зрением, мы видим, что в теле желания существует множество кружащихся вихрей. Мы уже объясняли, что характеристикой вещества желания является постоянное движение; и из главного вихря в области печени к периферии этого яйцевидного тела льётся бьющий поток, который возвращается в центр через множество других вихрей. Тело желаний окрашено всевозможными известными нам цветами и оттенками и большим числом других, не поддающихся описанию нашим земным языком. Эти цвета меняются в каждом человеке в соответствии с его характерными чертами и темпераментом, они также меняются время от времени, как меняется его настроение, пристрастия и эмоции.
— Макс Гендель, «Мистерии розенкрейцерев»

Дух — истинное я человека, наиболее возвышенное, бессмертное начало. В каббале дух подразделяется на Йехида, что значит Единственный, Уникальный, Действительное я (также Хабс или Звезда[3]), Хиа, то есть Воля или Творческий принцип, Нешама, то есть интуиция и способность понимать Волю Хабс.

Трёхчастная конституция человека представляется также в христианском мистицизме.[4]
Микрокосм в каббале

В каббале строение микро- и макрокосма раскрывается в системе пяти миров.

Многослойная конституция человека описывается также в индуизме, тибетском буддизме и теософии. (См. статью Тонкие тела).

Источник

Человек как микрокосм

Человек как микрокосм

Что означает утверждение древней философии о том, что человек – это микрокосм, то есть маленький Космос?

Это означает, что в человеке заключена вся материальная структура Космоса. В нас существуют все виды материи, которыми образовано многомерное по своей структуре мироздание. Согласно древним учениям, в Космосе существует семь основных планов бытия. Из них только один план, физический, может восприниматься органами чувств обычного человека. Остальные миры – эфирный, астральный, ментальный, огненный, буддхический и атмический – невидимы и неощутимы для нас.

Утверждение древности о том, что человек – это микрокосм, не красивая метафора, а физическая реальность. В наше время это подтвердили новейшие медицинские исследования. У медиков были причины задуматься об истинной природе человеческого организма: многие непонятные явления, связанные с измененными состояниями сознания, давно уже поставили врачей в тупик. Особенно это касается случаев клинической смерти, при которой пациент в полном смысле слова находится на границе небытия.

…Человек попал под машину. В коматозном состоянии он был доставлен в реанимационное отделение больницы. Но, придя в себя, задал врачам необычный вопрос: почему они так неосторожно несли его бесчувственное тело, в спешке задевая его ноги об углы больничных коридоров? Когда же удивленные врачи поинтересовались, откуда ему известны подробности его транспортировки в реанимационное отделение, – ведь сам он был в это время в бессознательном состоянии, – пациент ответил, что видел все, что с ним происходило, как он выразился, «сверху».

Аналогичных случаев множество. Молодому американцу по имени Роберт делали сложную операцию. Она была длительной, и врачи, чтобы чуть-чуть развлечься, во время операции рассказывали друг другу анекдоты. Внезапно Роберт увидел всю операционную, хирургов и свое собственное тело сверху, как если бы его сознание отделилось от тела и поднялось под потолок. Один из анекдотов особенно понравился Роберту и он, по его словам, «вернулся в свое тело, чтобы рассмеяться». «Мне понравился этот анекдот, повторите, пожалуйста, еще раз», – попросил он, по-прежнему находясь под наркозом. Врачи переглянулись, один из них велел дать ему еще наркоза. После этого, как вспоминает Роберт, все исчезло. Подобные случаи в медицине получили название «опыта вне тела», или измененных состояний сознания. Эти загадочные переживания происходят с людьми не только под воздействием наркоза и психотропных средств. Нередко измененными состояниями сознания сопровождаются различные стрессовые ситуации, физический и психический шок. Очень часто «внетелесные состояния» испытывают люди, побывавшие в состоянии клинической смерти.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Человек как микрокосм

Человек как микрокосм Что означает утверждение древней философии о том, что человек – это микрокосм, то есть маленький Космос?Это означает, что в человеке заключена вся материальная структура Космоса. В нас существуют все виды материи, которыми образовано многомерное по

ЖИЛ-БЫЛ ЧЕЛОВЕК

ЖИЛ-БЫЛ ЧЕЛОВЕК На протяжении всей жизни человек капризен по своей природе. Но есть Природа, которая ломает вымышленный стереотип и человек начинает жить своей истинной жизнью.• • •Сидел на берегу реки человек и улыбался, глядя в небо. В его улыбке было что-то наивное,

— Облекайте Моих детей в достойные их призвания ризы — в белые одежды — Человек забыл Бога. Адам в состоянии векового сомнамбу-листического сна — Человек забыл самого себя — Радость — в чем Она? — Назначение человека — облечься в ризы вышеангельские — Человек потерян. Он забыл самого себя. на ближне

— Облекайте Моих детей в достойные их призвания ризы — в белые одежды — Человек забыл Бога. Адам в состоянии векового сомнамбу-листического сна — Человек забыл самого себя — Радость — в чем Она? — Назначение человека — облечься в ризы вышеангельские — Человек

Бог и человек

Бог и человек Бог есть в каждом человеке!Он проявляется через человека своим творческим началом — Любовью, созидающей Жизнь, человечностью, творчеством, созиданием нового, усиливающего Жизнь и её радостное многообразие.А если человек не ориентируется на Божественное,

ЧЕЛОВЕК

ЧЕЛОВЕК Мы закончили с астрономией, теперь перейдём к реальной жизни на Земле. Но для начала необходимо сделать несколько замечаний.Учёные определили, что наша Вселенная представляет собой чёрную дыру, так как соответствует всем её характеристикам. Человек

Жил-был Человек

Жил-был Человек Жил-был Человек. Он знал, что у него, как и у всех, есть свой Ангел. Когда Человек радовался, вместе с ним радовался и Ангел. Когда Человек грустил или у него случались неприятности, Ангел всегда был рядом — поддерживал, утешал и посылал ему Любовь. Какие бы ни

I. ЧЕЛОВЕК

I. ЧЕЛОВЕК Кто такой человек, чтобы столько думать о нём? Человек — предмет данного эссе. Сначала необходимо объяснить то, что понимается здесь под этим словом. Человек — это микрокосм, образ (сконцентрированный вокруг точки сознания) макрокосма, Вселенной. Эта Теорема

Ни гад, ни лих человек

Ни гад, ни лих человек Это наблюдение натуралистов известно столь хорошо, что стало, по сути дела, общим местом. Малоподвижный удав не спеша приближается к своей жертве, та же вместо того, чтобы пытаться скрыться, убежать, спастись, покорно и неподвижно ожидает своей

Человек

Человек 71. Цвета и узоры на твоей одежде должны соответствовать твоим благоприятным элементам стихий (шагам).72. Чтобы никогда не быть вечно одиноким существом во Вселенной, следи за тем, в каком количестве ты покупаешь многие вещи? Например, кровать – односпальную или

Человек, как микрокосм

Человек, как микрокосм Человек является микрокосмосом. Так же, как пять элементов находятся повсюду в материи, также они существуют в каждом человеке. В человеческом теле много мест, где проявлен элемент эфира. Например, пространство есть во рту, в носу, в

ЧЕЛОВЕК

ЧЕЛОВЕК Поскольку мы подходим все ближе и ближе к цели, нам необходимо проверять правильность достигнутых рубежей. Обидно было бы, не заметив своевременно ошибку, забраться в абсолютно иллюзорные выси. Мы скромно опустили в предыдущем разделе особенности программы

ТАЙНА БОЛЬШОГО В МАЛОМ (МАКРОКОСМ И МИКРОКОСМ)

ТАЙНА БОЛЬШОГО В МАЛОМ (МАКРОКОСМ И МИКРОКОСМ) Представление о неразрывном единстве Макро- и Микрокосма — Вселенной и Человека — сформировалось на самых ранних этапах развития дофилософского и философского мировоззрения, будучи достоянием как западной, так и

Человек в аду

Человек в аду Расскажу об одном из выдающихся писателей Америки, моем давнем друге, который позвонил в мой офис в городке Полинг (штат Нью-Йорк) и внезапно оборвал разговор словами «я в аду».– Откуда-откуда ты говоришь? – переспросил я, не очень поверив в серьезность его

Источник

Популярные группы

Что включает в себя человек как микрокосм. Смотреть фото Что включает в себя человек как микрокосм. Смотреть картинку Что включает в себя человек как микрокосм. Картинка про Что включает в себя человек как микрокосм. Фото Что включает в себя человек как микрокосм

Что означает утверждение древней философии о том, что человек – это микрокосм, то есть маленький Космос?

Это означает, что в человеке заключена вся материальная структура Космоса. В нас существуют все виды материи, которыми образовано многоплановое по своей структуре мироздание. Согласно древним учениям, в Космосе существует семь основных планов бытия. Из них только один план, физический, может восприниматься органами чувств обычного человека. Остальные миры – эфирный, астральный, ментальный, огненный, буддхический и атмический – невидимы и неощутимы для нас.

Утверждение древности о том, что человек – это микрокосм, не красивая метафора, а физическая реальность. В наше время это подтвердили новейшие медицинские исследования.

Может быть, это покажется странным на первый взгляд, но по своей энергетической природе мы многомерны, как и весь Космос, и похожи на… матрешку. Да-да, ту самую традиционную русскую игрушку, где внутри одной забавной куколки скрыта вторая, из второй можно извлечь третью и так далее. Уж не является ли эта игрушка своеобразным шифрованным посланием древней мудрости к нам, потомкам, намеком, подсказкой, переданной предками будущим поколениям? Внутри нашего физического тела скрыто еще несколько невидимых обычным зрением оболочек. Материя, образующая эти тела, полностью соответствует тем видам космической материи и планам Вселенной, о которых мы говорили раньше. Поэтому названия тел, составляющих структуру человека, нам знакомы: физическое, эфирное, астральное, ментальное, а также огненное, точнее, зародыш его. Полностью это тело оформлено лишь у высокодуховных индивидуумов, которых обычные люди во все времена считали святыми, чудотворцами и т. п.

Физическое тело – самая грубая оболочка человека. Материя, образующая его, самая плотная, несовершенная по сравнению с материей наших энергетических тел.

Следующий, более тонкоматериальный компонент человека – это его эфирная оболочка, созданная из эфирного пространства Вселенной. Эфирное тело представляет собой точную копию тела физического, его двойник. Эфир соединяет, проникает и обволакивает частицы физического тела. Основная функция эфирной оболочки заключается в том, что она служит проводником праны – космической энергии, необходимой для существования тела физического. Наше «космическое питание» составляет энергия солнечных лучей, излучения других планет и звезд, а также биологическая энергия растений и деревьев, разлитая в воздухе. Вся эта энергия улавливается эфирным телом.

Частицы космической праны, введенные в физическое тело через эфирное, подобно кровяным шарикам пробегают по всем кровеносным и нервным каналам и сплетениям нашего тела, давая ему необходимую жизненную энергию. Эфирный двойник плотно соединен с физическим телом. У обычных людей частичное выделение эфирного тела, как правило, вызывает потерю сознания, обморочное состояние. Медиумы же могут выделять это тело по своему желанию и с помощью его материи совершать различные феномены, но медиумизм считается в Агни Йоге явлением не только далеким от истинной духовности, но и просто опасным.

Следующий компонент человеческого организма – тело астральное, сформированное тем же видом материи, которым образован весь астральный план, и прекрасно приспособленное к существованию в условиях этого плана.

Четвертое по счету, ментальное тело по своей структуре еще совершеннее и образовано более тонкой материей, чем астральное. Оно имеет сферичную форму. Но здесь мы сразу сделаем оговорку. Дело в том, что ментальное тело оформлено в полной мере лишь у высокоразвитых в духовном и интеллектуальном отношении людей. У людей же примитивных, неразвитых ментальные тела находятся в зародышевом состоянии.

Наконец, пятым компонентом структуры человека является тело огненное. Если даже ментальное тело оказывается оформленным далеко не у всех жителей Земли, то что можно сказать об огненном теле! Подавляющее большинство людей имеет лишь зачаток этого тела. Огненное тело может быть сформированным только у людей высочайшей степени духовного развития, которых всегда считали святыми. А их, естественно, считанные единицы

Человек, сосредоточенно мыслящий о каком-либо высоком предмете, порождает вибрации, которые стремятся возбудить мысли того же уровня в других, но не предлагают конкретного образа. Они просто с особой энергией действуют на умы, уже привычные к вибрациям такого характера. В то же время они производят и некоторое действие на каждое ментальное тело. Даже у тех, для кого подобное мышление еще не стало обычным, появится тенденция к пробуждению силы высшего осознания. Очевидно, поэтому всякий человек, думающий о возвышенном, проводит миссионерскую работу, даже если не полностью это осознает.

Лучше примените метод замены или вытеснения. Непрестанно насыщайте подсознание позитивными мыслями, командами, образами, формулами. Подсознание ждет ваших команд, но не загружайте его сомнениями и разрушительными помыслами.

В Ведах, самых древних и самых зашифрованных писаниях, приводится множество формул, дающих возможность эффективного преобразования мироздания посредством звуковой вибрации.

Однако существуют и другие трансформационные силы, которые воздействуют на сознание и поведение человека. Мы будем

называть их вирусами.

Вирусы, по сути своей являющиеся разрушительными информационными биопрограммами, проникают не только в гены и клетки, вызывая тяжелые заболевания. Они также воздействуют и на психические процессы. Вирусы сознания, подобно компьютерным вирусам, поражают основные программы жизнедеятельности. Они искажают восприятие и эмоции, извращают мотивы, самооценку и намерения, вызывают болезненные привязанности и депрессивные состояния, ведут к ослаблению интеллекта и памяти, провоцируют психические болезни, становятся причиной неудач и разочарований. Под вирусом вообще следует понимать некую структуру, использующую внешние механизмы для собственного копирования и разрушения принявшего эту структуру базиса. Вирусы сознания инфицируют людей, задавая им разрушительные программы жизни. В свою очередь, человечество способствует распространению этих вирусов, расширяя ареал их обитания.

Источник

Человек как микрокосмос в учении священника Павла Флоренского

В том же кон­тек­сте о. Павел раз­ра­ба­ты­вал и тему чело­века как мик­ро­косма. И здесь так же, как и в случае с оккуль­тиз­мом, мы не обя­заны согла­шаться со всеми утвер­жде­ни­ями Фло­рен­ского и при­ни­мать их как выве­рен­ные с точки зрения свя­то­оте­че­ского бого­сло­вия. Здесь важен прежде всего сам факт сви­де­тель­ства о. Павла о «кос­мич­но­сти» хри­сти­ан­ства, о том, что хри­сти­ан­ству есть что ска­зать по поводу также став­шей попу­ляр­ной в начале ХХ в. «фило­со­фии кос­мизма».

И все же, несмотря на спор­ные утвер­жде­ния, хоте­лось бы под­черк­нуть высо­кое зна­че­ние подоб­ных работ о. Павла. Он был в ХХ в. первым, кто на высо­ком фило­соф­ском и бого­слов­ском уров­нях пытался сви­де­тель­ство­вать о под­лин­ной «кос­мич­но­сти» хри­сти­ан­ства, рас­кры­вать с хри­сти­ан­ской точки зрения необо­зри­мую глу­бину чело­ве­че­ского суще­ства. В первые деся­ти­ле­тия ХХ в. он отчет­ливо созна­вал, что под­лин­ная «кос­мич­ность» хри­сти­ан­ства широко не известна и это не спо­соб­ствует при­вле­че­нию к Церкви фило­со­фов и ученых, обра­ща­ю­щих при­сталь­ное вни­ма­ние на про­блему соот­но­ше­ния Кос­моса и Чело­века. Он начал работу в этом направ­ле­нии, кото­рую в про­цессе кри­тики софи­о­ло­гии завер­шили о. Геор­гий Фло­ров­ский, В. Лос­ский и о. Иоанн Мей­ен­дорф.

Но у работ о. Павла Фло­рен­ского еще оста­ется высо­кий потен­циал для «про­буж­де­ния мысли», как для даль­ней­шего раз­ви­тия бого­сло­вия, так и для осо­зна­ния сетей лжи, в кото­рые улов­ля­ются все обма­ну­тые мнимой «эзо­те­ри­че­ской» глу­би­ной тео­со­фии и оккуль­тизма.

При­ме­ча­ния:

1 Фло­рен­ский П. А. Столп и утвер­жде­ние Истины. Т. 1(1). М., 1990. С. 360.
2 Павел Фло­рен­ский, свящ. Из бого­слов­ского насле­дия // Бого­слов­ские труды: Сб. 17. М., 1977. С. 101.
3 См.: Павел Фло­рен­ский, свящ. Детям моим. Вос­по­ми­на­ния про­шлых дней… М., 1992. С. 25, 116—117 и др.
4 Фло­рен­ский П. Хри­сти­ан­ство и куль­тура. М., 2001. С. 452.
5 Фло­рен­ский П. А. Столп и утвер­жде­ние Истины. Т. 1(2). М., 1990. С. 733.
6 Там же. Т. 1(1). С. 271–272.
7 Павел Фло­рен­ский, свящ. Сочи­не­ния: В 4 т. Т. 3(1). М., 1999. С. 436–437.
8 Там же.
9 Павел Фло­рен­ский, свящ. Сочи­не­ния: В 4 т. Т. 3(1). С. 438.
10 Там же. С. 441–442.

Источник

Человек как микрокосм и макрокосм

Вы будете перенаправлены на Автор24

Человек как микрокосм в античности

Понимание человека как микрокосма восходит к эпохе античной философии.

Понятие микрокосм предполагает рассмотрение человека как составной части Вселенной, универсума. В этом смысле он являет собой отражение всех тех свойств, качеств и характеристик, что и универсум, но только в сжатом, уменьшенном виде.

Предпосылки этой концепции можно найти в древних, отличающихся синкретизмом религиях и мифологемах Индии, Сканданавии и других стран. Согласно этим воззрениям первопричиной мира, элементом, из которого от творится, является прачеловек.

В рамках философии понятие микрокосма присутствует у Анаксимена, Гераклита, Диогена и Платона. Мыслители выделяли человека из общего ряда природы, наделяя его особым родом бытия. При этом, как они считали, человек обладает особой духовной субстанцией душой, которая является частью мировой души, логоса, макрокосма во всем повторяя ее устройство и принципы функционирования. Это утверждение вело к мысли о единстве в человеке души и тела в античной материалистической философии (душа создана из тех же частиц, что и природа) или к мысли о дуалистичности структуры человеческого существа в идеалистической философии (деление на мир вещей и мир идей).

Человек как микрокосм в средние века

В средневековой философии понимание человека как микрокосма сохраняется, находя свое расширение. Макрокосм как явление материальной природы дополняется духовной составляющей. Получается так, что человек свернуто отражает в себе как всю материальную Вселенную, так и трансцендентное бытие, что выражается в причастности человека Богу посредством пребывания в традиции христианства.

В средневековом учении о человеке в части его соотнесения с микрокосмом или макрокосмом сложилось два подхода:

В эпоху Возрождения мыслители-натурфилософы и платоники (например, Помпонацци, Пико делла Мирандола и др.) склоны утверждать связь человека и природы как микрокосма и макрокосма.

Готовые работы на аналогичную тему

Отношение философии Нового времени к человеку как микрокосму и макрокосму

С одной стороны, развитие механицизма в естественных науках, породившее аналогичные процессы в философии, стало причиной отказа от концепции человека как микрокосма. В это время человека становится принято рассматривать как одно из величайших творений природы, всецело живущего по ее законам.

С другой стороны, к пониманию человека как микрокосма возвращается немецкая классическая философия, берущая одним из своих исходных понятий категорию духа. Человек как микрокосмом, самостоятельная инстанция самосознания, утрачивает связь с природой, становясь абстрактным понятием, абсолютной духовностью, чистым мышлением.

Л. Фейербах создает материалистическое учение о человеке. В отличие от немецких классиков он признает за человеком кроме разума наличие телесности, непосредственной физической данности здесь и сейчас, а также воли и чувств. В этом смысле человек являет собой универсальное существо. Универсальность человека Фейербах выводит из категории сознания.

К. Маркс По данной теме мы уже выполнили контрольную работу К. Маркс подробнее начинал изучение специфики природы человека с анализа идей Фейербаха. В отличие от него Маркс видел универсальность человека в практической направленности его деятельности. В позднее время своего творчества мыслитель был склонен воспринимать человека через понятия общественно-политической активности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *