Что включает профессиограмма бакалавра
Профессиограмма
Появление первых профессиограмм и их использование для отбора кадров, очевидно, следует отнести к началу ХХ-го века. Именно тогда специалисты автомобильных заводов Форда после анализа содержания работ и определения соответствующих требований к рабочим пришли к выводу, что некоторые профессии вполне под силу инвалидам.
В теории и практике управления персоналом профессиограмма расценивается как документ, который наряду с тарифно-квалификационными справочниками способствует лучшему подбору рабочих особо важных профессий. [1] Различия между взглядами авторов учебных пособий или монографий заключается в том, как лучше описать работу и какие требования к работнику следует включать в профессиограмму. Например, коллектив известного учебника по управлению персоналом рекомендует выделять в профессиограмме шесть разделов:
1) профессия (общие сведения о профессии; изменения, которые произошли с развитием НТП; перспективы развития профессии);
2) процесс труда (характеристика процесса труда, сфера деятельности и вид труда, продукция, орудия труда, основные производственные операции и профессиональные обязанности, рабочее место, рабочая поза);
3) санитарно-гигиенические условия труда (работа в помещении или на воздухе; шум, вибрация, освещение, температура, режим труда и отдыха; монотонность и темп труда; возможности производственных травм, профзаболеваний: медицинские показания; льготы и компенсации);
4) психофизиологические требования профессии к работнику (требования к особенностям восприятия, мышления, внимания, памяти; требования к эмоционально-волевым качествам человека; требования к деловым качествам);
5) профессиональные знания и навыки (перечень необходимых знаний, умений и навыков);
6) требования к подготовке и повышению квалификации кадров (формы, методы и сроки профессионального обучения, перспектива профессионального роста). [2]
1) общие положения (профессия, распространенность профессии, отрасль экономики, специальности);
2) подготовка кадров (типы учебных заведений, формы подготовки, продолжительность обучения, условия поступления, уровень полученной квалификации, перспективы профессионально-квалификационного и должностного роста);
3) типовые производственные показатели работы (сфера деятельности и виды труда, типы основных орудий труда, важнейшие производственные операции, виды профессиональных трудностей, ошибок, преобладающие типы деятельности, формы организации труда и характер социальных связей);
4) санитарно-гигиенические условия труда (микроклиматические условия, режим труда и отдыха, травматизм, профзаболевания, мероприятия по охране труда);
5) медицинские противопоказания;
6) квалификационный профиль (общеобразовательная подготовка, профессиональная подготовка, общий уровень интеллекта, владение словом, владение числом, пространственная ориентация, восприятие формы, моторная координация, склонность к научно-технической деятельности, специфические способности). [3]
Как следует из изложенного выше, профессиограмма отличается от должностной инструкции прежде всего двумя обстоятельствами:
1) в профессиограмме нет упоминаний о правах и ответственности работника, то есть о тех разделах, которые делают должностную инструкцию декларативной;
2) в профессиограмме описываются условия труда на рабочем месте и в несопоставимо большем объеме излагаются требования к работнику.
В настоящее время профессиограмма разрабатывается специалистами на основе наблюдения за работником в процессе труда, включая проведение психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени, построения социометрических матриц взаимодействия работников, анализа информационных потоков. Прежде всего, разработчики профессиограммы руководствуются мнением опытных работников изучаемой профессии и их руководителей.
Высокая трудоемкость и необходимость использования технических средств позволяют отнести профессиограмму к числу дорогих методов описания работы и требований к исполнителю.
Профессиограммы разрабатываются, как правило, на крупных промышленных предприятиях для массовых профессий (например, рабочий-сборщик главного конвейера автомобильного завода). Значительные трудовые и материальные затраты оправдываются повышением эффективности отбора персонала и сокращением текучести.
В последнее время разработкой профессиограмм активно занялись крупные агентства по трудоустройству и подбору персонала. Результаты своих исследований агентства размещают в сети Интернет. На рис. 1 для примера показана профессиограмма, подготовленная одним из московских агентств по подбору персонала.
ПРОФЕССИОГРАММА ТОРГОВОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
Содержание и основные операции (действия)
Поиск клиентов, заключение договоров на поставку продукции. Отслеживание в дальнейшем своевременности поставок и оплаты за отгруженную продукцию, проведение инкассации с клиентами. Контакты с лицами, отвечающими за поставки продукции в торговые точки. Оформление сопроводительной документации, еженедельная отчетность о проделанной работе.
Условия и характер труда
Работа строится по территориальному признаку, индивидуальная работа в рамках выделенного района г. Москвы, свободный график работы, рабочий день не регламентирован. Работа связана с постоянным общением, налаживанием деловых контактов, рекламированием продукции.
Критерии эффективности:
2. Отсутствие жалоб клиентов
3. Минимизация клиентов-должников
4. Максимальный охват всех торговых точек, имеющихся в районе
Знания
Знание правил оформления договорной документации, приемов привлечения клиентов, культура ведения переговоров на различных уровнях, культура труда, служебной этики и психологии поведения. Досконально знать продаваемый товар, рынок сбыта данной продукции, а также информацию о товарах и услугах фирмы.
Умения и навыки
Умение находить клиентов, входить в контакт с любыми типами клиентов как непосредственно, так и по телефону, умение анализировать и систематизировать полученную информацию, планировать свою работу. Грамотно использовать жестикуляцию и голос, создавая доверительную атмосферу, поддерживать престиж фирмы. Умение заинтересовать продукцией.
Интересы и склонности
Широкий кругозор, эрудиция, азартность, общительность, достаточный уровень активности поведения, склонность к убеждению и лидерству.
Профессионально важные качества
Коммуникабельность, стрессоустойчивость, бесконфликтность, активность, вежливость, настойчивость в достижении цели, наблюдательность, прекрасная память, выносливость (физическая и моральная), лидерские качества. Аккуратность в одежде. Приятный голос и хорошая дикция. Способность воспринимать и перерабатывать большие объемы информации.
Рекомендуемые методики тестирования при отборе
Тест Айзенка, тест на уровень притязаний, Томаса, КОС и др.
Медицинские противопоказания
Полиартрит, ревматизм, нарушение слуха, зрения, речи, невротические нарушения, атеросклероз, сильные внешние дефекты.
Рис. 1. Профессиограмма торгового представителя
Размещенные в сети банки данных позволяют сэкономить время отбора персонала. Нужно найти в Интернете подходящий образец профессиограммы и адаптировать его к условиям своей организации.
Велико значение профессиограмм и в обеспечении соответствия качественного уровня персонала российских организаций международным требованиям и стандартам, включая ИСО, МЭК, ЕОК, стандарты серии ЕН 45000. Ориентация организации на качество предусматривает устранение любых причин возникновения брака на всех стадиях движения продукции путем формализации основных процессов. В этих условиях профессиональный опыт, знания и личные качества сотрудников приобретают особое значение и являются основной заботой службы управления персоналом. Большой опыт формализации требований к работникам с целью выведения системы управления качества на уровень требований международного стандарта ИСО 9001 накоплен в ОАО «Самарский металлургический завод». [4] На этом заводе профессиограммы именуются профессиональными стандартами.
Автор: Дмитрий Соловьев
Профессиограмма
Профессиограмма— описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.
Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму— портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств.Психологическая профессиограммаполучается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.
Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:
Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме: профессия → профессионально значимые требования к работнику → профессионально важные качества → уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС) → методы исследования → ранжирование уровня развитости ПФС → нормы оценки ПВК → психограмма → профессиональный отбор и адаптация работника → прогнозирование его профессионального маршрута → виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).
Выделяются следующие методологические принципы разработки профессиограмм:
а) системность — в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;
б) целостность — оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;
в) практичность — результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса;
г) научность и современность — методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;
д) эффективность — в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы.
Важной составной частью профессиограммы является психограмма— описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления.
При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию, — в этом основная сложность. Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы фирмы, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности. Зачастую психограммы создаются психологическими службами под заказ конкретных фирм, в которых работа с персоналом выведена на современный уровень. Также эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи фирмы во взаимодействии с руководителями подразделений.
Что такое профессиограмма, как её составлять, практические примеры.
Профессиограмма — перечень базовых требований к работнику.
Составляется для максимального соответствия качеств кандидата к требованиям профессии в данной компании.
Цель создания — подбор лучших профессионалов для важных специальностей.
Самая трудная профессия — быть человеком.
Описание
Профессиограмма — инструкция, описывающая технологические характеристики профессии, отображающая функциональные обязанности работника. Описывает психологический портрет индивидуального кандидата на данную специальность.
Внимание!
Документ уникален для каждой организации.
Как составлять?
Разработке документа предшествуют два подготовительных этапа:
Первый этап включает в себя проведение экспертной оценки требуемой профессии.
Важно!
Профессиограмма разрабатывается для конкретной компании. Требования, предъявляемые к работнику должны быть ориентированы на перспективы развития фирмы в целом.
Профессиограмма психолога
Задача специалиста-психолога — создание оптимальных условий жизнедеятельности человека.
Примеры
Агроном
Содержание труда | Выполнение агротехнических приёмов по выращиванию сельскохозяйственных культур с использованием удобрений и инсектицидов. Осуществление мелиорации земель. |
---|---|
Знания и умения | Знания по семеноводству, выбору адаптированных сортов культур. Грамотное употребление химических средств. Использование современного оборудования для сбора урожая |
Профессиональные качества | Любовь к природе и биологии, наблюдательность, дальновидность. Способность управления персоналом |
Медицинские противопоказания | Аллергия на химические препараты, кожные болезни, ревматизм. |
Пути получения профессии | Сельскохозяйственные институты и техникумы. |
Экономист
Содержание труда | Работа с документацией, экономический анализ деятельности компании, начисление и отчисление платежей |
---|---|
Знания и умения | Знание структуры хозяйственных средств, навыки составления отчётов, финансовых проводок и экономического анализа, умение работать с материальными ценностями |
Профессиональные качества | Абстрактно-аналитический склад ума, внимательность, ответственность, усидчивость |
Медицинские противопоказания | Заболевания позвоночника и суставов, нарушения работы зрения и слуха |
Квалификационные требования | Высшие финансовые образовательные учреждения, техникумы |
Водитель троллейбуса
Содержание деятельности | Управление троллейбусом по графику, профилактический осмотр и устранение незначительных неполадок |
---|---|
Знания и навыки | Знание правил дорожного движения, умение водить транспорт и проводить ремонт |
Условия труда | Работа по сменам, включая вечерние и утренние часы, выходные и праздники. Льготы при выходе на пенсию |
Личностные требования | Быстрота реакции, внимательность, ответственность |
Медицинские противопоказания | Заболевания сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, проблемы с органами слуха и зрения |
Где можно приобрести специальность | ПТУ, курсы обучения водителей |
Профессиограмма — инструмент для подбора кадров
Качественно составленный документ очень важен. Он даёт ясное представление о должностных обязанностях, условиях труда, требованиям к образованию и личностным качествам работника.
Инструкция облегчает работу сотрудника отдела кадров, психолога по профориентации.
Человеку, пришедшему устраиваться на работу, профессиограмма позволяет ознакомиться с нюансами специальности на данном предприятии.
Даёт полную информацию о должностных обязанностях, условиях и оплате труда, существующих льготах и возможностях карьерного роста.
А вам приходилось иметь дело с профессиограммой? Помогла ли она вам при трудоустройстве? Просьба оставить свой комментарий.
Количество слов: 1260 Время на чтение: 6 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 26 265 раз!
Спасибо нашим читателям, которые оставили 1 комментарий и уже оценили статью 2 раз!
Понятие профессиограммы
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.02.2014 |
Размер файла | 36,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
1 Профессиограмма как средство оптимизации профессиональной деятельности
1.1 Сущность профессиограммы
1.2 Методы профессиографических исследований
1.3 Структура профессиограммы
2 Профессиограмма бухгалтера
Список использованных источников
Примерно половина факторов, определявших состояние здоровья современного человека, относится к его профессиональной составляющей. Среди них значительный удельный вес принадлежит организации труда.
Важнейшим условием психологического сопровождения профессиональной деятельности является ее тщательное изучение и анализ, которые позволяют определить структуру профессиональной деятельности и субъекта труда. Это необходимо для моделирования профессиональной деятельности.
1 ПРОФЕССИОГРАММА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОГРАММЫ
Профессиография представляет возможности для выявления и описания требований не только профессии и специальности, но и группы рабочих мест и даже отдельного рабочего места.
Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии. Таковы назначение и функции профессиограммы.
Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку
Таким образом, принцип дифференцированного профессиографирования обусловливает методы изучения профессии, содержание ее характеристики, а также область использования, т.е. особенности проведения профессиографии определяются ее целями, которые обусловлены, например, сферой деятельности:
-проектированием новых профессий и специальностей;
-профконсультацией оптантов и отбором специалистов;
-совершенствованием профессионального образования, подготовки и повышения квалификации;
-научными исследованиями профессионального развития личности.
Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.
Основные этапы разработки профессиограммы:
1. Изучение и описание профессионального труда методами научных дисциплин: физиологии труда, гигиены труда, психологии (инженерной, социальной, педагогической), социологии, экономики, юриспруденции.
2. Анализ, систематизация, синтез информации.
3. Разработка дисциплинарно-частных профессиограмм: физиологической, санитарно-гигиенической, психологической, социологической, экономической, правовой.
4. Обобщение частных профессиограмм.
5. Разработка универсально-комплексной профессиограммы.
6. Разработка специальных профессиограмм целевого назначения для:
1) профориентации и консультации;
2) оптимизации санитарно-гигиенических условий труда и режимов труда и отдыха;
3) повышения безопасности труда, надежности персонала;
4) стабилизации кадров;
5) решения социально-психологических вопросов коллектива;
6) повышения качества труда.
Разработка профессиограммы является первым исследовательским этапом разработки психологического профессионального отбора. На основании результатов этого этапа происходит определение критериев успешности профессиональной деятельности, подбор психологических методик, позволяющих оценить уровень ПВК, апробация этих методик и разработка непосредственной процедуры профессионального психологического отбора кандидатов.
1.2 МЕТОДЫ ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Научное описание профессии предполагает анализ как внешней картины труда (трудового поведения), так и внутренней, т.е. психических процессов и интегральных психологических образований, являющихся внутренними средствами деятельности субъекта труда. В профессиографии используется множество разнообразных методов:
—социологические (анкеты, опросы, включенное наблюдение);
—психологические (беседа, наблюдение, эксперимент и производные от них: интервью, личностные опросники, тесты, психобиографии, анализ продуктов деятельности и др.);
—физиологические (регистрация ЭКГ, КГР, измерение артериального давления, антропометрических и технических данных);
—описание технологических процессов;
Из всего многообразия методов необходимо выбрать только те, которые позволяют с минимальными затратами времени, сил и средств получить достоверные ответы на вопросы, подлежащие изучению в данном профессиографическом исследовании.
Предлагается следующая классификация методов:
Методы анализа документов:
-изучение монографий и периодических изданий,
-анализ руководств, инструкций, отчетов, актов.
-групповое интервью и дискуссии (фокус-группы),
-наблюдение за поведением работников,
-регистрация процесса и результатов трудовой деятельности с использованием технических средств (видеосъемка, хронометраж).
-самонаблюдение и самоотчет специалиста в процессе деятельности;
-самонаблюдение психолога в процессе освоения деятельности и решения несложных задач (трудовой метод).
Методы эксперимента (экспериментальное моделирование трудовых ситуаций и измерение показателей деятельности, контроль факторов).
Методы психологического тестирования (изучение личности работников, статистический анализ межгрупповых различий, выявление профессионально важных качеств).
Биографические методы (изучение биографий и автобиографий специалистов).
При этом наиболее доступными и широко используемыми для составления профессиограмм являются два метода: метод анализа документов и метод опроса.
Одна из первых схем и методик экспертной оценки профессий была предложена О. Липманом в 1921 году. Методика изучения профессии включала в себя развернутый перечень умений и способностей, связанных с движениями, ощущением, восприятием, воображением, мышлением, общением, а также различных черт личности.
В данный комплекс входят профессиографические методики: гигиенические, медицинские, психологические и физиологические.
При подборе методики в соответствии с выбранной иерархией целей (система приоритетов) следует помнить о необходимости всестороннего изучения профессии. Выполнению этого требования поможет использование схемы профессиограммы, отражающей следующие основные направления профессиографического исследования:
·общее знакомство с производственным процессом; более детальное его изучение и описание;
·описание конкретных рабочих мест; психологический анализ деятельности на конкретном рабочем месте;
·психологический, физиологический и антропометрический анализ рабочих движений;
·пооперационный анализ трудовой деятельности;
·фотография рабочего дня, хронометраж;
·изучение индивидуального стиля деятельности;
·анализ ошибочных действий;
·оценка санитарно-гигиенических условий труда;
·динамика работоспособности за смену, неделю, более длительный период.
1.3 СТРУКТУРА ПРОФЕССИОГРАММЫ
А. Общая характеристика труда
1. Фотография рабочего дня.
2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность и др.).
3. Влияние условий труда на динамические процессы работы.
4. Психологическая характеристика рабочего места и трудовых действий.
Психологический анализ ошибочных действий.
Б. Требования к психическим процессам
-рабочая поза, статические и динамические нагрузки;
-рабочие действия: гностические, приспособительные, исполнительские и др.;
-временные и психофизиологические характеристики основных технологических операций, связанных с психомоторикой;
-требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования;
-особые требования к психомоторике.
2. Сенсорная и перцептивная сферы:
-чувствительность различных сенсорных модальностей;
-профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке или дефиците информации, восприятие времени, движения, скорости, пространственного положения;
-особые требования к сенсорной и перцептивной сферам.
Профессиональные особенности познавательных процессов:
-влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности;
-требования: к воспроизводящему и (или) творческому воображению; к преобладающему типу мышления: наглядно-действенное, образное, теоретическое (абстрактное), «безлимитное» по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени;
-особенности принятия решений при выполнении работы: самостоятельность, ответственность, самоконтроль; требования к стрессоустойчивости;
-преобладающий вид памяти; требования к памяти: устойчивость памяти в условиях напряженности (эмоционально-мнемоническая устойчивость), а также к факторам, вызывающим стрессовые состояния;
-особенности речи: удельный вес речи в профессиональной деятельности, требования к речи;
-внимание и его особенности: широта, интенсивность, устойчивость, роль внимательности как качеств специалиста.
В. Требования к эмоционально-волевой сфере
1. Характеристика преобладающих эмоциональных состояний.
2. Особые требования к эмоционально-волевой сфере (например, сочетание монотонии с эмоциональными перегрузками).
3. Воля и ее особенности. Основная направленность волевого процесса (управление техникой, людьми, собой и т.д.).
Г. Типичные психологические состояния в процессе труда
1. Монотония и утомление.
2. Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание и др.).
3. Другие состояния, свойственные данной профессии, рабочему посту либо данному индивиду, в том числе состояния внимательности и невнимательности (по часам рабочей смены, отдельным событиям и т.д.).
Д. Ансамбли профессионально значимых качеств (ключевые квалификации)
1. Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность, устойчивость и действенность мотивации.
2. Социально-профессиональная ответственность.
4. Внушаемость как желательное и нежелательное свойство личности. Мера опасности повышенной внушаемости для профессиональной деятельности (недопустима, весьма нежелательна, нежелательна, допустима). Нравственно-психологическая устойчивость личности (особо необходима, необходима, важна, желательна, не является обязательным профессионально значимым качеством).
5. Профессиональные и инновационные способности. Их структура, качественно-количественная характеристика, обязательность (или необязательность) для нормальной профессиональной деятельности.
6. Особенности характера: необходимые, желательные, допустимые, нежелательные, категорически противопоказанные (социальная активность, принципиальность, честность, решительность, самостоятельность, смелость, инициативность, организованность, дисциплинированность, коллективизм, конформизм, оптимизм, пессимизм, уступчивость, терпение, внимательность и др.).
Е. Противопоказания и ограничения
1. Последствия ошибок и особые требования к безопасности труда.
2. Характеристика профнепригодности.
3. Половозрастные ограничения.
4. Профессиональные вредности и льготы.
5. Профессиональные деформации личности.
В этой части суммируются основные данные социального, профессиологического и психологического изучения профессии и формулируются основные рекомендации научного и (или) практического характера в следующем порядке:
1. Характеристика деятельности: функции, виды деятельности, типовые задачи и ситуации, профессиональные умения и навыки.
2. Профессионально значимые качества субъекта деятельности (социальные, профессиональные, психологические, анатомо-физиологические и др.).
3. Профессионально значимые свойства личности, состояний и процессов.
4. Профессиональные вредности, ограничения и льготы.
5. Перспективы профессионального роста и профессионального самосохранения.
Дифференцированное профессиографирование проанализировано Е.М. Ивановой. Ею предложено четыре типа профессиографии: информационный, диагностический, прогностический и методический.
В схему информационного профессиографирования включены следующие вопросы:
1. Общая характеристика профессии: социальная ценность результатов труда; история и перспективы развития профессии.
2. Обзорная характеристика профессиональной деятельности: основные профессиональные функции, задачи и действия; общая характеристика орудий и средств труда.
3. Общая характеристика условий труда: микроклиматические условия труда; социальные и социально-психологические условия труда; режим труда.
4. Типичные требования, предъявляемые профессией к психофизиологическим свойствам и психологическим качествам человека, а также к его здоровью.
5. Информация об учебных заведениях, готовящих данных специалистов, и о возможностях профессионального роста.
Информационное профессиографирование проводится посредством аналитического изучения специальной профессиональной литературы и методов изучения документации и интерпретации.
Чтобы установить диагноз, необходимо изучить факторы производственной среды, которые оказывают постоянное воздействие на человека в процессе деятельности и определить их соответствие возможностям человека, а также характер взаимосвязей, складывающихся в процессе труда между основными его составляющими: субъектом труда, предметом, орудиями и условиями труда.
Схема диагностического профессиографирования включает следующие вопросы:
1. Предмет и задачи труда:
2. Орудия труда: вид и режим работы; органы управления; пространственная организация рабочего места.
3. Деятельность субъекта труда: виды действия и их характеристика; характер планирования и исполнения работы; виды помех, затрудняющих нормальное протекание профессиональной деятельности; виды ошибок, брака, травм, возникающих в процессе труда.
4. Организация труда: структура производственного взаимодействия работников; планирование работы и контроль за ней.
5. Требования профессии к личностным, психологическим и психофизиологическим качествам субъекта труда.
6. Диагностика причин низкой эффективности деятельности субъекта труда.
7. Опытно-экспериментальная проверка гипотезы по усовершенствованию профессиональной деятельности.
Прогностическое профессиографирование применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектирования профессионального роста и карьеры работников.
Разработка профессиограммы ведется по следующей схеме:
1. Общая характеристика профессии: история и перспективы развития профессии; социально-экономические условия выполнения профессиональной деятельности; профессиональная среда.
2. Содержание и объем профессионального поля: характеристика профессионального поля; факторы, определяющие профессиональное поле; прогноз развития профессионального поля.
3. Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации: уровень профессионального образования; профессиональная подготовка; повышение квалификации.
4. Профессиональная мобильность работника: широта профиля специалиста; уровень ключевых квалификаций; возможности смены специальности и профессии.
5. Оценка перспективности профессии: профессионально-психологический потенциал личности; профессиональная активность работника; профессиональное самосовершенствование и карьера.
Методическое профессиографирование позволяет психологу подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования.
Схема методического профессиографирования меняется в зависимости от цели и задач исследования. Например, при изучении влияния режима труда и отдыха на профессиональную усталость, пресыщенность, безразличие, пассивность применяют следующую схему:
1. Содержание деятельности субъекта труда: виды действий и их характеристика; характер планирования и исполнения работы; эмоциональные проявления; виды помех на рабочем месте; виды ошибок, брака, травм, возникающих в процессе деятельности.
2. Условия труда: санитарно-гигиеническая среда (температура воздуха, запыленность, влажность и др.), физическая среда (освещенность, шум, вибрация и др.), режим труда, форма оплаты труда и поощрения.
При изучении профессионального мастерства специалистов применяется следующая схема профессиографирования:
1. Содержание деятельности: требования к квалификации работников (профессиональные знания, у
права и обязанности работника.
2. Организация труда: повышение квалификации, профессионально-психологический потенциал; творческие способности.
3. Деятельность субъекта труда: виды действий и их характеристика; планирование работы и контроль за ней; особенности индивидуального стиля деятельности.
Завершающим этапом методического профессиографирования является экспериментальная проверка адекватности выделенных пунктов поставленным задачам изучения профессии.
Для определения типа личности можно использовать «Опросник профессиональных предпочтений», в основу которого положена теория профессионального выбора американского психолога Дж. Халланда.
В профессиограмме в разделе «Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности», перечислены виды деятельности, предпочтительные для человека с психологическими признаками, с соответствующими ей требованиями. Это означает, что доминирующие и дополнительные интересы у этих профессий совпадают. Такая информация, как уже отмечалось ранее, может быть полезной при смене профессии или при ее выборе в качестве запасного варианта. Каждый человек при желании может получить дополнительные знания и освоить новую профессию. Главное, чтобы она соответствовала типу личности, интересам и складу мышления.
В связи с этим, известным исследователем в области психологии труда И.Л. Соломиным предлагается новая схема описания профессий, основанная на положении о том, что профессиография является не столько психологической, сколько междисциплинарной сферой научно-практической деятельности. В соответствии с этим положением любую профессию можно подробно описать на основании характерных для нее признаков, которые условно можно подразделить на пять категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики (табл. 1).
Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Трудовые операции. Условия труда. Критерии успешности труда и ошибки, возникающие в процессе трудовой деятельности
Оплата труда. Спрос на профессию. Распределение профессии по отраслям
Требования к уровню и содержанию образования. Необходимые знания и навыки
Требования к уровню здоровья. Медицинские противопоказания. Неблагоприятные факторы. Заболеваемость
Требования к сенсорным, моторным, интеллектуальным, коммуникативным и волевым способностям
2 ПРОФЕССИОГРАММА БУХГАЛТЕРА
Общая характеристика профессии
Начнем с того, в чем проявляется деятельность бухгалтера. Он выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета, фиксирует состав и источники хозяйственных средств, их движение. Ведет учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализацию продукции, результатов финансово-хозяйственной деятельности, расчеты с поставщиками и заказчиками и т.п. Осуществляет прием, контроль первичной документации по соответствующим участкам учета, обрабатывает ее вручную или с помощью ЭВМ. Составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), производит начисление и перечисление платежей в государственный бюджет, взносов в фонды социального и пенсионного страхования, заработной платы сотрудников, налогов и т.д. Отвечает за соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины, точность смет организационно-хозяйственных и других расходов, сохранность бухгалтерской документации, за оформление и сдачу их в установленном порядке в архив. Работа жестко регламентирована инструкциями.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности необходимы склонность к работе с числами, высокий уровень сосредоточенности и распределения внимания, развитые счетно-аналитические способности, хорошая оперативная память, усидчивость, принципиальность.
Работа не рекомендуется людям с заболеваниями нервной системы и отклонениями в психике (чрезмерная мнительность, тревожность, возбудимость), сосудистой дистонией с выраженными головными болями (гипертония, мигрень).
Требования к профессиональной подготовке
Бухгалтеру необходима хорошая подготовка по математике, основам информатики и электронно-вычислительной техники, статистики, финансов, управления, денежного обращения. Он должен знать директивные и нормативные документы по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, технологию и экономику конкретного производства, принципы организации и планирования деятельности.
Пути получения профессии
В финансово-экономических, торговых техникумах, финансово-экономических и финансовых ВУЗах, на экономических факультетах технических ВУЗов, курсах бухгалтеров.
Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности. Бухгалтер может выполнять функции аудитора в аудиторской организации (фирме) или привлекаться коммерческими структурами.
Налоговый инспектор, экономист, преподаватель в учебном заведении, финансист. профессиограмма должность руководство
Содержательная и технологическая характеристика профессий.
* Предмет труда: знак.
* Цели труда: свести отчет.
* Способы, средства труда: ручные, теоретические, механические.
* Условия труда: Обычные.
* Характер подвижности: Сидя в движении.
* Материальное оснащение: Стол, компьютер, другие подручные средства.
Социально-экономические характеристики труда.
* Организация: Самостоятельность, ответственность.
* Общение: В группе и индивидуально.
* Интенсивность труда: Высокая.
* Потребность общества в профессии: достаточно высокая.
3. Требования профессии к человеку.
* К здоровью: Противопоказана людям с заболеваниями нервной системы и отклонениями в психике (чрезмерная мнительность, тревожность, возбудимость), сосудистой дистонией с выраженными головными болями (гипертония, мигрень).
* Профессионально важные качества: склонность к работе с числами, высокий уровень сосредоточенности и распределения внимания, развитые счетно-аналитические способности, хорошая оперативная память, усидчивость, принципиальность.
* Требуемая квалификация: Должен иметь: хорошая подготовка по математике, основам информатики и электронно-вычислительной техники, статистики, финансов, управления, денежного обращения. Он должен знать директивные и нормативные документы по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, технологию и экономику конкретного производства, принципы организации и планирования деятельности.
Профессиография используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих практических рекомендаций в целях повышения эффективности профессионального труда.
Объём, глубина, и детальность их изучения зависят от заказа руководства фирмы.
Профессиографические исследования проводят специалисты по заказу руководителей кадровых служб. Управляющий персоналом получает готовый результат в виде профессиограммы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Слободчиков В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности/ В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. 2000. № 2.
2 Бажутин В.В. Образовательно ориентированный подход к профессиографии / В.В. Бажутин, З.З. Кирикова. Екатеринбург, 2003.
3 Фиглин Л.А. «профессиограмма»// Социология труда. Теоретико-прикладной словарь./отв. ред. В.А.Ядов, Спб.: «Наука», 2006.
4 Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та, 2002.
6 URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 20.12.2013).
7 URL: http:// www.proforientir.ru (дата обращения: 22.12.2013).
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие и содержание работы руководителя, значение в деятельности предприятия, место психологии в ней. Требования к профессиональным и личностным качествам менеджера. Принципы психологии управления как научного направления, составление профессиограммы.
презентация [948,6 K], добавлен 01.12.2014
Менеджер по рекламе как одна их самых распространенных профессий на современном этапе, степень ее востребованности, специфика работы. История и основные этапы развития данной деятельности, тенденции, достижения. Составление профессиограммы и психограммы.
презентация [73,9 K], добавлен 17.10.2011
Понятие и классификация стилей руководства. Эффективность управления персоналом. Особенности выбора стиля руководства, который способствовал бы устойчивому развитию предприятия. Создание благоприятной атмосферы в коллективе, стимулирование персонала.
реферат [111,8 K], добавлен 10.05.2014
Кадры организации как объект управления, сущность и этапы его набора. Анализ внешнего рынка труда и кадровой ситуации в регионе. Типовая структура профессиограммы и психограммы. Понятие и цели трудовой адаптации. Содержательные теории мотивации персонала.
шпаргалка [52,2 K], добавлен 19.01.2011
Технология изучения профессиональной деятельности. Раскрытие профессии, выявление ее структурных и содержательных особенностей. Взаимоотношения личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда. Организация системной профессиографии.
презентация [131,2 K], добавлен 12.11.2012