чем воняет в церкви
Чем воняет в церкви
Каждение — это символ встречи Бога с людьми в Раю, а отвращение человека к ладану говорит о дисгармонии его души.
Одним из трех даров, принесенных волхвами в дар Иисусу Христу, был ладан. С тех пор эта ароматическая смола неразрывно связана с Церковью и храмовыми действами. О назначении ладана и других храмовых благовоний, о том, стоит ли их носить в повседневной жизни, например, в качестве духов, а также что делать, если испытываешь отвращение к ладану, мы поговорили с настоятелем Киевского храма святых апостолов Петра и Павла, архимандритом Алипием (Светличным).
— Отец Алипий, расскажите, как в Церкви начали использовать благовония?
— Обряд каждения, в котором используются разные ароматические благовония, в том числе и ладан, возник в христианском богослужении далеко не сразу. Есть мнения, что христиане привыкли к запахам ладана во времена гонений — когда вынуждены были собираться на свои богослужения в погребальных катакомбах. Там были погребения не только христиан. Хоронили в этих катакомбах и язычников, и иудеев. По традиции, посетители воскуряли благовония возле могил. Это было связано с тем, что могилы невозможно было плотно закрыть каменной плитой, и тленные запахи просачивались из погребальных локул.
— Какие запахи используются в нынешних богослужениях? Только ли ладан?
— В первую очередь это запахи ладана, ароматы мирра, елея, свечей, ароматизированной воды, цветов. Нельзя забывать также о благоухании Святых даров — в сущности, важнейшего церковного аромата, и запаха икон. Прикладываясь к иконе, ощущаешь ее специфический приятный аромат. Он приятен не только потому, что иконописцы использовали натуральные краски, лучшие породы дерева и льняное масло, покрывающее все пространство иконы. Запах иконы приятен, поскольку она приближена к литургическому ритуалу и благовониям. Воскурение ладана, фимиама — это древнейшая форма жертвы Богу. Благовония помещались на раскаленные угли и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения все просьбы человека, слезы, мольбы и благодарность Богу. Сегодня благоухание в храме означает ни много ни мало — присутствие Божие. Теперь каждение начинает восприниматься как важный акт богослужения. Дым напоминает о древней праведной жертве Авеля. Дым ассоциируется с присутствием Бога, которое сопровождало Ковчег Завета в виде огненного столба ночью и днем в виде дымного столба.
Аромат этой древесной коры является для христианина символом присутствия Божьего и благоухания святых.
Во время служения в храме в один момент священник с кадилом символизирует хождение Бога среди первых людей в Раю, в другой момент каждение означает священную жертву Самого Христа Своему Отцу Небесному. Благоухание — это состояние небесного. Дым кадила превращает Церковь в образ потерянного Рая земного. Рай потерян, но благоухание напоминает о небесном.
Действительно, христианское богослужение пропитано благоуханиями. Как пишет отец Павел Флоренский: «Запахи пронизывают весь организм, он плавает в них, они протекают и струятся сквозь него, как через натянутую кисею, течение воздуха и духовное качество запаха бывает тогда бесспорно и явно. И от этих „обыкновенных“ запахов, вроде, например, мяты, ладана, розы и так далее, — прямой переход к благоуханиям таинственным, в которых их духовность выступает уже для всякого сознания. Таково общеизвестное благоухание святых». Ценность ароматических средств исключительно велика. Волхвы приносят младенцу Иисусу дары, где присутствуют благовония — ладан и смирна – наряду с золотом. Аромат несет в себе для христианина некий сверхфизический смысл.
— А если человек не переносит церковных запахов, то это о чем говорит?
— Человек может этого не осознавать, но его душевное состояние может находиться в противоречии с ценностной системой христианства. Из-за этого возможно неприятие того, что связано с Церковью даже на физическом уровне, что внешне проявляется как реакция на запах. По мере гармонизации и духовного развития эта реакция исчезнет.
— Выносить церковные запахи за пределы храма хорошо или плохо?
— Церковь не узурпировала право на владение определенными запахами. Люди могут зажигать лампадки, воскуривать благовония и в своем доме, чтобы всей семьей настроиться на молитву, ведь семья — это малая Церковь. А если кто-то из парфюмеров использует в своих произведениях запахи ладана и другие ароматы, которые мы слышим в Церкви, то в этом нет ничего плохого. Не сами запахи наделены сакральным смыслом, а то, в каких условиях и для чего их используют.
БЛАГОВОНИЯ В ПАРФЮМЕРИИ: какие духи содержат запах ладана
Несмотря на то что многие мировые парфюмерные бренды не могут представить себя без ноток ладана, в наших широтах подсказать, какой парфюм сдержит этот библейский запах, сможет далеко не каждый консультант косметики. В лучшем случае вам предложат аромат лаванды или мелиссы с зеленым чаем. Тогда как, увы, даже собрав воедино эти ароматы, букет окажется лишь пиратской копией ладана. И дело не в некомпетентности продавцов, а в том, что парфюмеры действительно используют этот аромат не как доминирующий, а как тонкий, ненавязчиво вплетенный в парфюмерную композицию. Из мировых брендов наиболее часто его использует Армани, например Bois d’Encens.
Джорджио Армани посвятил этот парфюм таинственным ароматам итальянских церквей. Bois d’Encens претендует на то, чтобы называться возрождением древнейшего в мире парфюма «Кифи», созданного египтянами 4000 лет назад. Рецепт «Кифи» выгравирован на каменных стенах храмов, в нем восхваляются его необыкновенные свойства. Этот овеянный тайной парфюм был для египтян священным и использовался в религиозных целях. Он служил способом общения с богами и использовался как мазь для статуй и окуривания. В грекоримские времена ладан был известен как эликсир, обладающий лечебными свойствами. Он символизировал бессмертие. Остается добавить только что Bois d’Encens — это дань детским воспоминаниям Джорджио, воскрешение минут, проведенных с бабушкой в церкви. Поскольку цены на духи нынче немилосердны, отправимся просто понюхать ладанные запахи. Для лучшего восприятия, прихватите с собой немного зерен кофе и вдыхайте их запах между духами, чтобы лучше услышать парфюм.
Парфюмы мировых брендов с ноткой ладана:
Материал подготовлен редакцией портала PravLife специально для газеты Сегодня.
Запахи христианского богослужения. А. Лесовиченко, С. Ликан
Запахи церкви – это: 1. Ладан (по-еврейски – lot) – благовонный древесный сок, затвердивающий на воздухе. Собирается с растения cystus croticus (босвелия, семейства бурзеровых) – тернистого дерева, которое растёт на о. Кипр, в Аравии, Сирии, Палестине. В древние времена считался одним из ценнейших даров, которые преподносились царям, вельможам в знак особого благоговения: преподнесение волхвами ладана младенцу Иисусу – свидетельство признания его царского достоинства (Мф., 2,11). Использовался для воскурения в храмах различных языческих религий. Первые христиане употребляли ладан при проведении обрядов погребения мёртвых (согласно свидетельству Тертуллиана). В настоящее время добывается, в основном, в Индии. Ладан с дополнительными ароматическими добавками называется фимиамом. Надо полагать, что каждения в современных церквах осуществляются именно с использованием различных фимиамов.
2. Миро – особый состав из благовонных веществ для священного помазания. По ветхозаветным установлениям (Исх., 30, 23-25) составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного (аир), кассии и оливкового масла. В современной православной церкви миро включает в себя около 50 компонентов. Мироварение осуществляется высшим священноначалием н Страстной Седмице и освящается в Великий Четверток. После этого распространяется по всем епархиям. Миропомазание – таинство, в котором верующему подаются Дары Святого Духа через нанесение мира на различные части тела. Помазание святым миром применяется при освящении храмов.
3. Лампадное масло (елей) – растительное (прежде всего, оливковое) масло, которое используется для сжигания в лампах и для помазания верующих. Может содержать ароматические добавки (например, розовое масло).
4. Восковые свечи – источник слабого запаха мёда.
5. Другие ароматы строго не регламентированы. Может, к примеру, добавляться иссоп (hyssopus officinalis) в святую воду для кропления. В праздничных обрядах присутствуют запахи живых цветов (например, на Успение Богородицы), веток деревьев и травы (на Троицу) и т.д.
6. Нельзя забывать также о благоухании Святых даров – в сущности, важнейшего церковного аромата.
Некоторые из этих запахов канонизированы, другие нет, однако, даже если в церковном укладе нет однозначных характеристик ароматических веществ, традиция регулирует использование тех или иных пахучих веществ на уровне чувства. Никому не придёт в голову применять сильные резкие запахи, находящиеся в противоречии с другими.
Ароматы церкви в содержательном смысле находятся в тесном взаимодействии со всеми средствами воздействия на органы чувств человека. Особенно близко соотносятся запах и звук. Этот момент важен для понимания как музыки, так и ароматов богослужения, поэтому остановимся на нём подробнее.
Создаётся впечатление, что музыка развёртывается по принципу ольфакторного ресурса, как бы преодолевая временную направленность развития. Главной задачей становится создание некоего звукового мерцания в храмовом пространстве, обеспечивающего постоянное воздействие на слух молящихся во время службы и поддерживающего их в определённом эмоциональном состоянии. В сущности, аналитическая способность слуха, которая является главной силой этого органа чувств, реализуется крайне слабо.
Конечно, можно подумать, что причина в том, чтобы направить аналитическую активность слуха на восприятие содержания текста. Однако такой вывод представляется не столь уж очевидным. Во-первых, многие церковные речитации осуществляются принципиально так, чтобы сосредоточить внимание на мелодике чтения, а не его содержании; во-вторых, в наиболее торжественных моментах распев становится настолько сложным и самодостаточным, что смысл текста не воспринимается вовсе, но «мерцающая статика” пения всё равно оказывается незыблемой. Да и вообще служба построена так, что важнейшие моменты, когда смысл слов действительно должен дойти до сознания (проповедь, чтение Евангелия, некоторые возгласы диакона, речитирование ключевых молитв), интонируются либо вовсе без музыкальной составляющей, либо подчиняя её смыслу текста.
Приходится думать о том, что аналитические возможности не задействованы сознательно, что именно это – задача музыкальных средств культового канона. Мировоззренчески данная ситуация объяснима [2], однако, существует ещё и психологический параметр. Почему для молящегося в церкви традиционно оказывается оптимальным такое воздействие на органы чувств, которое в минимальной степени предполагает интеллектуальную активность?
Ответ, похоже, лежит не в плоскости анализа звучащего материала, а в характеристике самого органа восприятия – слуха. Как известно, нервные анализаторы слуховых органов являются сильнейшим средством адаптации человека в мире. Звуки воздействуют прежде всего на физиологическом уровне, вызывая определённую эмоциональную реакцию, а лишь после этого поддаются рациональной обработке. Именно это сближает слух с другими системами восприятия неаналитического характера – обонянием и вкусом. Древние формы культового пения в христианской практике несомненно организованы подобно способам воздействия на эти органы, что хорошо понимали средневековые мыслители. «Мелос получил название от сладости мёда (melle)”, – говорит Исидор Севильский [3]. «Столь многочисленны виды гармонии, что ни мысль не способна их обозреть, ни речь изъяснить с лёгкостью, однако все они служат слуху и созданы ему на радость. Так же обстоит и с обонянием. Свой запах у фимиамов, свой запах у мазей, свой запах у цветников роз, свой запах у кустарников, лугов, степей, рощ, цветков, и всё, что источает приятное благовоние и дышит сладкими ароматами, – всё это служит обонянию и создано ему на радость”, – поучает Гуго Сен-Викторский [4].
Однако, ни в те века, ни в Новое время подобные параллели в осмыслении культовой системы не учитывались. Фома Аквинский подчёркивал, что «чувства, наиболее действенные в познании и будучи на службе разума, именно зрение и слух имеют связь с прекрасным. Когда вместо этого речь идёт о других чувствах, то не пользуемся словом «прекрасное”, не говорим поэтому о прекрасных вкусах и запахах”[5].
Такая установка сказалась на том, что в богословии и гуманитарных науках относительно мало отрефлексированы неаналитические средства воздействия на человека, однако, говорить о природе культового канона и не учитывать их существования сложно: слишком велика роль этих средств в формировании целого.
Во все времена воздух церкви обладал специфической красотой служения. Благовония, пройдя путь от Ветхого до нового Завета, не потеряли своей важнейшей роли в духовной жизни мира.
Исключительно важно каждение в символике Литургии. По мысли Н.Гоголя: «. как и в жизни домашней всех древних восточных народов предлагались всякому гостю при входе омовения и благовония. Обычай этот перешёл целиком на пиршество небесное – на Тайную вечерю, носящую имя литургии, в которой так чудно соединились служение Богу вместе с дружеским угощением всех. ” [11]. Можно процитировать также слова из проповеди папы Иоанна Павла II за коптской литургией «кадильной молитвы» : «поднимающиеся волны кадильного дыма, точно дух человеческий, возносится к небу, дух, вырывающийся из повседневности, в чаянии познать смысл своего существования и слиться с Богом. Волны фимиама, безостановочно уносящиеся в небу, увлекают за собой нашу молитву Богу, исходящую из самой глубины сердца. Фимиам сопровождает воздеяние рук к небу, выражающее наше жажданье Бога и одновременно призывающее Его призреть на людей и вещи, желания и устремления» [12].
Свмч. Серафим Звездинский рассуждает о запахах в ещё более возвышенном ключе, рассматривая саму Литургию как образ Божественного аромата: «…женщины, следовавшие за Христом – Мария Магдалина, Саломия и другие – после погребения Христа Спасителя, приготовили ароматы, чтобы на следующий день помазать Пречистое Тело Господа. Други мои, возлюбленные мои, паства моя, эти ароматы сохранились до наших дней, благоухание их мы обоняем, утешительную силу их мы испытываем; эти ароматы – Божественная, тайная, великая, чудная, прекрасная, исцеляющая, оживляющая, драгоценнейшая, святейшая Литургия. Вот, какие ароматы подарили нам первые последователи Господа… Если бы не было этого дара, мы погибли бы в этом мире, полном нечистот и всякой скверны, мы заживо загнили бы в нём, задохнулись бы в злосмрадии» [13].
Повторяющиеся малые и великие каждения начинаются в Святая святых – алтаре церкви. Поднимаясь под купол, смешиваясь во время утреннего чтения псалмов с лучами восходящего солнца, а на вечерней службе скользя мимо лампадок и горящих свечей, благоухающий дым кадила превращает церковь в образ потерянного Рая земного. Рай потерян, но благоухание напоминает о небесном.
Важное место имеет запах в обрядах миропомазания и елеопомазания. Совершая каждое миропомазание, священник говорит: «Печать Дара Духа Святого”. Святая Печать помогает нам почувствовать присутствие Духа и через запах. Миропомазание – прекрасная тайна бесконечной любви Господа, желающего одеть человека не только в блестящую одежду спасения, но и в благоухание Духа. Благовония замещают Славу Духа: тайну невидимую, но чувственную.
Нельзя не отметить в церкви запахи икон. Прикладываясь к иконе, ощущаешь её специфический приятный аромат. Он приятен не только потому, что иконописцы использовали натуральные краски, лучшие породы дерева и льняное масло, покрывающее всё пространство иконы. Запах иконы приятен, поскольку она приближена к литургическому ритуалу и благовониям. Икона не только источает благоухание. Икона вдыхает воздух церкви вместе с верующими. Икона живёт. Кажется, вместе с нами – преходящими и плотскими – стоят и наши дары, принесённые Богу. Эти дары принимают благоухания, тем самым создавая всеобщее единение. Благоухания икон приглашают человека освятить свою жизнь, начать жить с начала.
Действительно, христианское Богослужение пропитано благоуханиями. Как пишет о. П. Флоренский: «Запахи пронизывают весь организм, он плавает в них, они протекают и струятся сквозь него, как через натянутую кисею, течение воздуха и духовное качество запаха бывает тогда бесспорно и явно. И от этих «обыкновенных” запахов, вроде, например, мяты, ладана, розы и так далее, – прямой переход к благоуханиям таинственным, в которых их духовность выступает уже для всякого сознания. Таково общеизвестное благоухание святых. ” [14].
Если углубиться в тексты Ветхого Завета, обнаружим, что смысл жертвоприношения в Пятикнижии выглядит именно как создание особого рода запаха. «Приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу” [Исх. 29,41]. «На нём Аарон будет курить благовонным курением » [Исх. 30,7]. «Возьми себе самых лучших благовонных веществ. Это будет миро для священного помазания” [Исх. 30,23-25], – читаем мы в книге «Исход”. Это самая сердцевина богослужения. Подобные определения встречаются везде, где речь идёт о жертвоприношении.
Естественно, возникает вопрос: почему при столь большом значении запахов как в Писании, так и в практике богослужения одорологический аспект так слабо представлен в научных работах, посвящённых осмыслению культа. При характеристике богослужебного канона этот аспект в большинстве случаев обходится, будто его не существует. Фактически кроме достаточно пространных рассуждений о. Павла Флоренского, крайне мало специальных работ на эту тему. Известные работы по одорологии касаются химических, биологических, медицинских, криминалистических, но не богослужебных вопросов.
Думается, многое может объяснить тенденция обращения с благовониями в западном христианстве. Как известно, у католиков запахи в церкви применяются значительно умереннее, чем в православии, а протестанты почти исключили их из своего обихода.
Причина этого, надо полагать, в том, что рационализация религии на Западе делает неактуальными формы чувственного воздействия (логика трансформации музыкально-культового канона свидетельствует о том же), а это, в свою очередь, уводит от них внимание и в богословской практике. Православное же богословие последних столетий, когда рефлексии стал подвергаться культовый процесс, развивается прежде всего в диалоге с западными исповеданиями, в рамках той проблематики, которая актуальна там.
Такая ситуация вовсе не означает, что одорологический аспект канона не достоин самостоятельного изучения. Напротив, на наш взгляд, он должен рассматриваться первым в ряду временных параметров христианского культа. «Когда мы ощущаем запах, мы осуществляем наиболее непосредственный контакт с окружающим миром. – пишет американский одоролог Р.Райт, – более прямую связь с окружающей средой трудно даже вообразить”
Декартовское «cogito ergo sum” (мыслю, следовательно, существую) первоначально должно было выглядеть как «Olfacio ergo cogito” («Чувствую запах, следовательно, мыслю”) [15]. Очевидно, что это свойство обоняния имеет исключительное значение для культа, поскольку «восходя до той или иной ступени горнего подъёма, эмпирическое нисходит оттуда уже не эмпирическим, но ноуменальным, благодатью Всесвятого Духа Божия” (П.Флоренский) [16]. Здесь мы имеем возможность ставить теологические, онтологические вопросы в плоскости чувственного.
Однако, срабатывает и чисто ассоциативный подход. Как заметил В. Джемс: «Орган, старинная бронза, фрески, мрамор и цветные стёкла служат украшению храма. Они образуют благоприятную атмосферу для нашего молитвенного преклонения. Они подобны фимиамам и славословиям…» [17]. Конечно, при этом не возникает никаких сверхсмыслов.
В силу того что христианская одорология развита слабо, на сегодняшний день приходится констатировать отсутствие даже самых общих методик рассмотрения одорологических аспектов канона. По существу нам известны только основные вещества (да и то не в полной мере), которые используются в богослужении. Пока не ясны ни причины отбора именно этих веществ, ни принципы их сочетаемости, ни соотношение с другими каноническими средствами в процессе службы. Совершенно не разработана библейская и патрологическая одорология, что исключительно важно для понимания природы христианского культа.
Иными словами, существует проблема, без разработки которой дальнейшее постижение природы культового канона, во всяком случае в его временных позициях, на наш взгляд, затруднено.
2. Об этом: Лесовиченко А. Европейские музыкально-культовые каноны. – Новосибирск, 2004.
3. Западноевропейская музыкальная эстетика Средних веков и Возрождения. – М., 1965. – С. 174.
6. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. – М., 1998. – С. 103
8. Цит по: Всенощное бдение. Литургия. – М., 1982. – С. 77
10. Требник. – М., 2000. – С. 508-509
11. Гоголь Н.В. Размышления о Божественной Литургии. – М., 1990. – С. 25-26
12. Иоанн Павел II. Единство в многообразии. – Милан-М.,1991. – С.196-197.
13. Свмч. Серафим Звездинский. Литургия. Проповеди, произнесённые в храме Дивеевского монастыря. – М., 2002. – С. 70].
14. Флоренский П. Философия культа // Богословские труды. – М., 1977. – С. 209-210.
15. Райт Р.Х. Наука о запахах. – М., 1966. – С. 122.
16. Флоренский П. Цит. раб., с. 213.
17. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. – М., 1910. – С. 448.
О значении ароматов в христианском богослужении.
Ингридиенты для мироварения:
5. Другие ароматы строго не регламентированы. Может, к примеру, добавляться иссоп (hyssopus officinalis) в святую воду для кропления. В праздничных обрядах присутствуют запахи живых цветов (например, на Успение Богородицы), веток деревьев и травы (на Троицу) и т.д.
Христианская культовая система разработана таким образом, что в ней осуществляется воздействие на все органы чувств человека.
Смысловое значение запахов в церкви.
Во все времена воздух церкви был специфической красотой служения. Благовония, пройдя путь от Ветхого до Нового Завета, не потеряли своей важнейшей роли в духовной жизни мира.
Как уже отмечалось, запахи церкви – это, в первую очередь, благоухание Святых даров, каждения ладаном, ароматы миро, елея, свечей, ароматизированной воды, живых растений. Некоторые из этих запахов канонизированы, другие нет, однако, даже если в церковном укладе нет однозначных характеристик ароматических веществ, традиция регулирует использование тех или иных пахучих веществ на уровне чувства. Никому не придёт в голову применять сильные резкие запахи, находящиеся в противоречии с другими.
«Когда мы ощущаем запах, мы осуществляем наиболее непосредственный контакт с окружающим миром. – пишет американский одоролог Р.Райт, – более прямую связь с окружающей средой трудно даже вообразить».
«Рядом с обонятельным мозгом находится лимбическая система, отвечающая за наши эмоции. Поэтому все запахи эмоционально окрашены, все вызывают у нас те или иные эмоциональные переживания, приятные или же неприятные, «безразличных» запахов не существует. Именно запахи быстрее всего пробуждают память, и не логическую, а именно эмоциональную» [Рязанцев С. В мире запахов и звуков. – М., 1977. – С.195].
Смысл каждения в символике Богослужения.
По древней русской традиции священник, совершая каждение народа с помощью специальной металлической кадильницы на цепочках, тихо произносит: «Дух Святый найдет на вас и сила Вышняго осенит вас», а миряне мысленно отвечают: «Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего (т.е. нашей жизни) «.
Здесь мы видим, сколь важное значение придает Христова Церковь каждению, как символу оживотворяющей нас и непрестанно помогающей нам силы Святого Духа, Одной из Ипостасей Святой Троицы.
Собственно об этом говорит канонический текст Литургии. В завершении проскомидии есть слова: «Кадило тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в Пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам Благодать Пресвятого твоего Духа».
Есть другие смысловые оттенки каждения. Например, каждение во время чтения Апостола «установлено в знак благоговения перед наступающим чтением Евангелия и указывает на то, что через проповедь евангельскую благодать Святого Духа, разлившись во все концы мира, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной».
Или в молитве освящения благовонного зелия сказано: «домы их всякого благовония исполни, во еже бытии сим и всем вою хранящим я, и кадящим ими в соблюдение и избаву от всех вражеских прилогов», – т.е. акцентируется значение кадильного дыма как средства борьбы с нечистью.
Свмч. Серафим Звездинский рассуждает о запахах в ещё более возвышенном ключе, рассматривая саму Литургию как образ Божественного аромата: «…женщины, следовавшие за Христом – Мария Магдалина, Саломия и другие – после погребения Христа Спасителя, приготовили ароматы, чтобы на следующий день помазать Пречистое Тело Господа. Други мои, возлюбленные мои, паства моя, эти ароматы сохранились до наших дней, благоухание их мы обоняем, утешительную силу их мы испытываем; эти ароматы – Божественная, тайная, великая, чудная, прекрасная, исцеляющая, оживляющая, драгоценнейшая, святейшая Литургия. Вот, какие ароматы подарили нам первые последователи Господа… Если бы не было этого дара, мы погибли бы в этом мире, полном нечистот и всякой скверны, мы заживо загнили бы в нём, задохнулись бы в злосмрадии».
Повторяющиеся малые и великие каждения начинаются в Святая святых – алтаре церкви. Поднимаясь под купол, смешиваясь во время утреннего чтения псалмов с лучами восходящего солнца, а на вечерней службе скользя мимо лампадок и горящих свечей, благоухающий дым кадила превращает церковь в образ потерянного Рая земного. Рай потерян, но благоухание напоминает о небесном.
Действительно, христианское Богослужение пропитано благоуханиями. Как пишет о. П. Флоренский: «Запахи пронизывают весь организм, он плавает в них, они протекают и струятся сквозь него, как через натянутую кисею, течение воздуха и духовное качество запаха бывает тогда бесспорно и явно. И от этих «обыкновенных» запахов, вроде, например, мяты, ладана, розы и так далее, – прямой переход к благоуханиям таинственным, в которых их духовность выступает уже для всякого сознания. Таково общеизвестное благоухание святых. «.
Если углубиться в тексты Ветхого Завета, обнаружим, что смысл жертвоприношения в Пятикнижии выглядит именно как создание особого рода запаха. «Приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу» [Исх. 29,41]. «На нём Аарон будет курить благовонным курением» [Исх. 30,7]. «Возьми себе самых лучших благовонных веществ. Это будет миро для священного помазания» [Исх. 30,23-25], – читаем мы в книге «Исход». Это самая сердцевина богослужения. Подобные определения встречаются везде, где речь идёт о жертвоприношении.
Как известно, католики сократили употребление ароматических средств в своём богослужении, а протестанты вообще практически исключили их из своего обихода. Причина этого, надо полагать, в том, что рационализация религии на Западе делает неактуальными формы чувственного воздействия (логика трансформации музыкально-культового канона свидетельствует о том же), а это, в свою очередь, уводит от них внимание и в богословской практике.
В силу того что христианская одорология (наука о запахах) развита слабо, на сегодняшний день нам известны только основные вещества (да и то не в полной мере), которые используются в богослужении. Пока не ясны ни причины отбора именно этих веществ, ни принципы их сочетаемости, ни соотношение с другими каноническими средствами в процессе службы.
Ценность ароматов для Бога и человека.
Ценность ароматических средств исключительно велика. Напомним, что волхвы приносят младенцу Иисусу дары, где присутствуют благовония – ладан и смирна – наряду с золотом.
Совершенно очевидно, что аромат несёт в себе для христианина некий сверхфизический смысл.
Библия содержит большой список ароматических веществ, применяемых для всесожжения. Среди них, кроме ладана – ониха, стакти, халван и другие. Очевидно, что это не просто факультативная добавка, которой можно пренебречь.
Для кого предназначены эти ароматы: для Бога или для человека? Вопрос не праздный. Если субстанция огня или кадильный дым преобразуются в духовную силу и могут быть поняты как преобразование в физический план Божественной силы, то запах как таковой интерпретировать подобным образом сложнее.
Таким образом, аромат, видимо, следует понимать как свидетельство, в равной степени осуществляемое и для Господа, и для предстоящих перед Ним людей, подобно и огню, и кадильному дыму.
О непереносимости запаха Церкви:
Присутствующие при разговоре женщины разного возраста сочувственно кивают, и лишь одна, прихожанка известного в городе монастырского подворья, торжественно произносит, глядя куда-то в сторону с явным чувством превосходства: «Ей на отчитку надо! Известно ведь, кто ладану боится!»
Почему люди, считающие себя православными, иногда плохо переносят запах благовоний, бывает, даже падают в обморок?
Вероятно, причины нужно искать в следующем:
1. Интенсивность духовного воздействия атмосферы Церкви такова, что без привычки (а в обморок падают чаще всего люди, редко бывающие в Церкви) человеку, особенно чувствительному, бывает трудно выдержать его физически.
2. Человек может не осознавать, но его душевный строй, определяемый страстями, может находиться в таком противоречии с ценностной системой Церкви, что возникает конфликт, а открыв себя церковному воздействию, человек получает дисгармонию, которая внешне проявляется как реакция на запах.
По мере духовного развития человека в направлении церковных ценностей эта реакция исчезает.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов