чем был сбит ф 117
Охота на невидимку (сербский опыт) Как сбить F-117 старой советской ракетой
Сербский офицер ПВО, прославившийся на весь мир тем, что в 1999 году ухитрился сбить американский самолет-невидимку F-117, неожиданно спустя шесть с половиной лет вспомнил о своих былых заслугах. Понимая, насколько его опыт может быть полезен в будущем (как американцам, так и их противникам), он решил поделиться с мировым сообществом секретами своего мастерства.
По словам Золтана, он не питал иллюзий относительно технического превосходства противника, и поэтому предпочел не открыто выступать против бомбардировщиков, раскрывая расположение своих радаров и ракет, а «залечь в засаду», выжидая, когда ему подвернется случай сбить вражеский самолет наверняка.
ЗРК С-125 (Sa-3). Фото с сайта Pvo.guns.ru
Метод Золтана
F-117. Фото с сайта Fas.org
На самом деле еще одним фактором, предопределившим успех операции, была тактика натовских военачальников. Они посылали F-117 без прикрытия и не меняли маршруты полета. Сбитый самолет летел по этому маршруту уже четвертый раз подряд, и это позволило сербским зенитчикам хорошо подготовиться к «охоте».
Фрагмент фонаря кабины F-117. Фото с сайта Fas.org
Однако для длинноволновых (низкочастотных) радаров подобная форма самолета не является препятствием. Такие локаторы не слишком точны, но зато они «видят» любой крупный объект в воздухе. Кроме того, как уже говорилось, F-117 отличается невысокой маневренностью и низкой скоростью, что делает его идеальной целью для старых зенитно-ракетных комплексов с низкочастотными радарами.
«Извините, мы не знали, что он невидим»: Потерянный ВВС США над Белградом «стелс» F-117 не был единственным
Об этом пишет американское издание The Drive.
До марта 1999 года считалось, что сбить бомбардировщик F-117 абсолютно невозможно. Но когда его в буквальном смысле «вернула на землю» зенитная ракета ЗРК С-125 «Печора» советского производства, стоящая на вооружении ПВО Сербии, это стало лакомым куском для югославской пропаганды.
— услышал тогда весь мир издевательскую фразу сербских военных.
Позже начали появляться слухи, что 30 апреля был сбит еще один американский «стелс», потерявший часть хвостового оперения, сумевший чудом дотянуть до базы и выведенный из эксплуатации.
Отставной подполковник ВВС США Чарли Хейнлайн, бывший пилот F-117, вылетавший в этот день на бомбардировку Сербии в паре с подбитым самолетом, недавно подтвердил эту информацию. Цели этих бомбардировщиков-невидимок в Белграде находились примерно в 16 километрах друг от друга.
Сегодня военный эксперт из Канады Майк Михайлович сообщил на своей странице в Twitter, что получил в распоряжение документ, где тоже говорилось о подбитом 30 апреля 1999 года американском самолете-невидимке.
Он также утверждает, что во время операции «Союзная сила», вероятно, сербы могли подбить еще один F-117. Получается, уже третий. Предположительно, самолёту пришлось совершить вынужденную посадку в хорватском Загребе. Также добавлялось, что восстанавливать его не стали.
Золтан Дани – победитель самолета-невидимки
24 марта 1999 года началась военная операция НАТО против Югославии. Бомбардировки страны продолжались на протяжении 78 дней и закончились тем, что югославская армия покинула территорию Косово, чего и добивались представители североатлантического альянса. К удивлению многих, уже на 3-й день авианалетов, югославская система ПВО смогла сбить американский самолет-невидимку F-117A, выполненный по технологии «Стелс». Данный самолет был гордостью американского военного самолетостроения, важным пропагандистским инструментом и одним из самых известных самолетов конца XX века.
Как удалось установить впоследствии, F-117A был сбит 27 марта 1999 года примерно в 40 километрах от Белграда 3-й батареей 250-й бригады ПВО, защищавшей столицу. Данной батареей командовал полковник Золтон Дани. Гордость американской военной авиации стала жертвой ракеты комплекса ПВО С-125, который был создан в СССР в конце 1950-х годов. Вот так самый знаменитый американский самолет был сбит над Югославией советским комплексом ПВО, которым командовал офицер, обучавшийся в Минском высшем инженерном зенитно-ракетном училище войск ПВО. Более чем наглядный пример эха холодной войны. Часть обломков сбитого над Сербией самолета затем была передана для изучения российским военным.
В настоящее время полковник Золтан Дани ушел с военной службы и занимается вполне мирными вещами, он держит хлебопекарню в сербской деревне Скореновац. Каждый год 27 марта он отмечает события 1999 года. В этот день он выпекает торт в виде сбитого самолета-невидимки F-117A, который становится главным угощением праздничного вечера. Золтан считает, что прославивший его эпизод, как и все в этой жизни, является результатом точного знания и упорного труда.
Стоит отметить, что этому удачному эпизоду, неудачной в целом для Югославии войны, приписывают большое значение. Для сербских военных, особенно зенитчиков Золтона, это большая победа и, возможно, самое значимое событие в их военной карьере. Косвенно этот эпизод стал причиной свертывания всей программы F-117A Night Hawk (англ. Ночной Ястреб), в которую американцы вложили миллиарды долларов. Стоимость одного самолета составляла более 111 млн. долларов. Случай 27 марта 1999 года в окрестностях Белграда поставил крест на пропагандистском значении данной машины. Имиджу американских ВВС и программе F-117A был нанесен непоправимый урон. В то же время не до этого не после не был сбит ни один самолет данного типа. В той же Югославии тактические бомбардировщики F-117A совершили около 850 боевых вылетов.
Всего в США было построено 64 самолета F-117A – 59 серийных и 5 прототипов. Данный самолет достаточно успешно эксплуатировался ВВС США и принимал участие в военных конфликтах, наиболее известными из которых являются две военные кампании в Ираке в 1991 и 2003 годах, а также военная кампания против Югославии в 1999 году. За все это время в боевых вылетах был потерян 1 самолет, еще 6 самолетов было потеряно в мирное время в результате аварий и авиационных происшествий.
Данный самолет планировалось использоваться как минимум до 2018 года, но в итоге все самолеты этого типа были сняты с вооружения к середине 2008 года. F-117 стал заложником своей идеи и обстоятельств. Как показало время, создание самолета с преобладанием какого-либо одного качества в ущерб другим, в данном случае величины ЭПР, себя не оправдала. Со временем никто не отказался от идеи малозаметности и американский F-22, и российский перспективный ПАК ФА эксплуатируют эту идею, но она не является главенствующей, в первую очередь это высокоэффективные многофункциональные машины, способные решать на поле боя разные задачи.
При создании перспективного самолета-невидимки F-117 американцы впервые решили убрать все демаскирующие самолет факторы: способность отражать радиолокационное облучение; самому излучать электромагнитные волны; оставлять дымный и инверсионный следы; издавать звук; быть незаметным в инфракрасном диапазоне. Все это привело к появлению весьма оригинальной формы самолета, которую можно сравнить с утюгом и которая никак не способствовала хорошим летным характеристикам машины. Самолет был очень сложен в управлении. В помощь пилоту на нем использовалась электронно-дистанционная система управления с четырехкратным резервированием каналов управления, при этом из-за того что самолет был неустойчив по рысканию и тангажу на него ставили автоматическую систему обеспечения устойчивости, начиная с 1991 года ее дополнили автоматом тяги. Самолет мог летать только на дозвуковых скоростях и обладал плохой маневренностью. В том числе и поэтому он не смог уйти от ракеты комплекса ПВО С-125.
На самолете отсутствовала РЛС, за исключением лазера подсветки цели все системы навигации и прицеливания были пассивными. Для навигации использовалась инерциальная система и приемник системы спутниковой навигации, для наведения – система ИК-камер. Активных средств РЭБ на самолете просто не существовало. В конце-концов отсутствие современного БРЭО в сочетании с посредственной аэродинамикой, а также путевой и продольной статической неустойчивостью вели к большому риску при пилотировании самолета.
Но вернемся непосредственно к событиям 27 марта 1999 года и комментариям самого полковника Золтона. По его словам, он не питал никаких иллюзий относительно технического превосходства НАТО, поэтому предпочитал не вступать в открытое противодействие бомбардировщикам, раскрывая положение своих пусковых установок и радаров. Он использовал тактику засад, выжидая, когда подвернется случай сбить самолет противника наверняка. Еще одним фактором, который предопределил события того дня было то, что американцы использовали F-117 без прикрытия и не изменяли маршруты полетов, будучи уверенными в неуязвимости своих машин. Сообщается, что сбитый F-117 проходил по одному и тому же маршруту уже несколько раз, так что сербские зенитчики могли хорошо подготовиться к «охоте».
Сербские зенитчики использовали радар П-18, обладающий метровым диапазоном частот. Известно, что радар отслеживает воздушную цель, регистрируя поступающие от нее сигналы. Современные радары построены на использовании высокой частоты сигнала. При этом в случае со «Стелсом» короткие волны рассеиваются специальной рубленной формой корпуса самолета и его внутренней структурой. Именно причудливая форма и была основой технологии незаметности.
В то же время для длинноволновых (низкочастотных) радаров подобная форма воздушной цели не является препятствием. Данные локаторы не так точны, но в состоянии видеть любой объект. Помимо этого, как уже говорилось ранее, американский самолет отличался низкой дозвуковой скоростью полета и невысокой маневренностью. Это делало его более уязвимым для старых ЗРК с низкочастотными радарами. Да и выполнить маневр отклонения от ракеты, выпущенной с близкого расстояния, на данном самолете было бы весьма проблематично. Натовский самолет был сбит на расстоянии в 13 км. от ЗРК.
Сербские военные не держали радары включенными постоянно. Они запускали их в определенный момент на короткое время, для того чтобы их не могли засечь самолеты ДЛРО противника и навести на батареи бомбардировщики. Обнаружив на экране цель, зенитчики провели необходимые расчеты и повторно включили радар, когда самолет был в 15 км. от них. Дальше в игру вступила зенитная управляемая ракета, обладающая достаточно большой БЧ (вес 50-100 кг), подрыв такой ракеты обеспечивает радиус поражения осколками в зоне 200-500 метров.
Стоит отметить также тот факт, что за все время бомбардировок Югославии в подразделении, которым командовал полковник Золтон Дани, не было потерь, а всего под его началом находилось порядка 200 человек. Для обеспечения безопасности сербские зенитчики часто меняли стартовые позиции. Часть людей Золтана постоянно была занята поиском новых мест, куда можно было перевезти военную технику, а также подготовкой к ее переброске. Всего за 78 дней бомбардировок, батарея преодолела несколько тысяч километров.
Также отдавая себе отчет в том, что при существующем уровне натовской электронной разведки радиопереговоры могут демаскировать его раньше, чем его заметят вражеские радары, полковник организовал системы кабельной связи. Нередко приказы приходилось передавать даже через посыльных. Но такие методы работали, так как натовцы не могли засечь батарею.
Так или иначе, случай 27 марта 1999 года наглядно доказал то, как в современной войне грамотный командир может организовать успешное сопротивление врагу даже с помощью устаревшего вооружения. Золтон Дани заслужил свою победу, и никто не сможет отобрать ее у него.
Разрушители легенд: как сербам удалось сбить самолет-«невидимку» F-117
Все произошло на третьи сутки агрессии сил НАТО против балканского государства. В тот вечер на Адриатике стояла плохая погода, и югославская разведка сообщила, что самолеты радиоэлектронной борьбы EA-6B Prowler и истребители для подавления сил ПВО с итальянской авиабазы Авиано в воздух не поднимались. Это означало, что на этот раз бомбардировщики окажутся без прикрытия. Так оно и случилось: американское воздушное командование было уверено, что их F-117 все равно не смогут обнаружить.
По воспоминаниям Золтана Дани, командовавшего тогда третьим батальоном 250-й бригады ПВО армии Югославии, обнаружить самолет агрессора удалось с помощью советского мобильного локатора П-18 метрового диапазона. Когда была получена информация о вхождении бомбардировщиков в воздушное пространство страны, радар дважды выходил в эфир короткими сеансами не более 20 секунд. Это делалось, чтобы противник не успел засечь источник сигнала. Однако обнаружить F-117 не удалось.
Тогда Золтан Дани, вопреки правилам, решился на третий сеанс наблюдения: он полагался на данные разведки, что авиация НАТО не сможет оперативно ударить по радару. На этот раз самолет был обнаружен (по некоторым данным, у него уже был открыт отсек бомбометания, что снизило радиолокационную скрытность). По нему выпустили две ракеты из советского же комплекса ПВО С-125 «Нева». По словам пилота бомбардировщика Дейла Зелко, он видел, как ракеты прошли сквозь нижний слой облаков, одна пролетела совсем рядом, но не сработала, тогда как вторая своим взрывом вывела самолет из строя. Он был сбит примерно в 13 километрах от батареи ПВО и в 40 километрах от Белграда. Летчик успел катапультироваться и сумел спрятаться в канаве, позже его спасли в ходе спецоперации американских военных.
Останки F-117 теперь хранятся в музее авиации в Белграде, множество мелких фрагментов было разобрано на сувениры.
Интересно сложилась история героев этого противостояния. В начале 2010-х Золтан Дани и сбитый его подразделением Дейл Зелко встретились в ходе съемок документального фильма, посвященного тем событиям, а позже даже сдружились.
Что касается бомбардировщиков F-117, то их официально сняли с вооружения в 2008 году, сейчас их время от времени используют для тестирования новых радаров и сенсорных систем ракетного вооружения.
Как в небе над Югославией был сбит американский самолета-невидимка F-117A ракетой советского комплекса 50- годов
Еще более удручил американских авиационных специалистов тот факт, что разрекламированный на весь мир и самый совершенный на тот момент военный самолет, созданный по технологии «стелс», был сбит обыкновенной ракетой. выпущенной из ПВО С-125, созданного военно-промышленным комплексом Советского Союза в конце 1950-х годов. Американцы в этот факт первоначально отказывались верить.
Дани знал слабые стороны американских ВВС и их самонадеянность, поэтому выбрал тактику «засады». После того, как выяснилось, что бомбардировщики летают без прикрытия по одному и тому же маршруту югославские зенитчики устроили F-117A достойную встречу.
Низкая дозвуковая скорость и плохая маневренность F-117A, а также грамотные расчеты югославских специалистов не оставляли ему шанса выжить. Советская ракета, выпущенная югославскими специалистами, сбила американца за 13 км до подлета к ракетному комплексу.
История поражения F-117A в Югославии была единственной на всем протяжении использования самолета. Но и этого оказалось достаточным для сворачивания его производства. Однако некоторое время «стелсы» использовались в других американских военных кампаниях, к примеру, в Ираке.
В ВВС США было поставлено 64 единицы F-117A, из которых один был сбит в Югославии и шесть пришли в негодность в небоевых условиях.
Планы использования самолетов этого типа вплоть до 2018 года были пересмотрены и к 2008 году все F-117A перестали нести боевое дежурство и прекратили участие в боевых действиях.
Как выяснилось в дальнейшем, умелая работа югославских ПВО, оказалась спусковым крючком, после нажатия которого все недостатки новейшего F-117A стали известны широкому кругу лиц. А их оказалось критически много.
Самолет не обладал достаточными для военной техники летными характеристиками. Оптимальная скорость для F-117A являлась дозвуковая. Ему была присуща невысокая маневренность, именно поэтому его достала ракета комплекса ПВО С-125. Пилотирование самолета сопровождалось риском для пилота в следствии его путевой и продольной статической неустойчивости. Американцы были вынуждены смириться с имиджевыми потерями, но от самолета отказались.
Возвращаясь к уничтожению югославами самолета следует отметить высокие боевые качества югославских военнослужащих Золтона Дани.
В целях избежания обнаружения своего подразделения со стороны НАТОвских войск, он не использовал радиосвязь и часто менял дислокацию. Контроль и управление осуществлялись либо посредством кабельной связи, как во времена Великой Отечественной Войны, либо с использованием посыльных.
Умелое маневрирование и опыт позволили ему продержаться практически без потерь все время военной агрессии, то есть почти 80 дней. За это время он бесконечно менял позиции, передвигая свои комплексы на расстоянии более 1 000 км, при чем делая это скрытно и незаметно для военной радио- и наземной разведки противника.
Подвиг зенитчиков, на примере Дани, показал, что умный и грамотный подход к командованию и управлению подразделением может противостоять даже самому современному вооружению противника.
Технологию стелс в своё время очень плотно изучал, что получилось:
Первый вариант был именно 117, состоявший их плоских панелей, этим объясняется его странная форма и плохая управляемость, но посчитать его отражение на радаре было возможно и довольно просто даже без компьютеров. Собственно задача сводилась к тому что радиоволны отражаясь от самолёта не должны были вернуться обратно к радару. Вторым вариантом оказался плоский В-2, тут просто убрали все вертикальные элементы которые собственно в основном и отражают, именно поэтому все самолёты 5-го поколения всё вооружение таскают в брюхе, а не на внешних пилонах (вобще могут навешивать но тогда от стелся там пшик) и имеют хвостовое оперение не вертикальное, а наклонное. Вариант получился неплохим, но если 117 летают не далеко, т.е. расположены на европейских базах, то В-2 летают с самой Америки с парой дозаправок в воздухе. Итоговая стоимость поражения одной цели просто чумовая с учётом всех затрат. Но после развала СССР, удалось купить несколько наших МИГ-29 у небезызвестных сине-жёлтых товарищей, и тут США ждало пару неприятных сюрпризов, во первых 29-й нержавеюще-алюминиевый, а не титановый как предполагалось ранее (а значит их у нас дофига), второе, ещё более печальное, это то что РЛС (радар), хоть и собран на лампах, но не уступает, а даже превосходит современные передовые разработки США (а у них уже фазированные тогда были, т.е. без движущихся частей, и очень быстро сканирует), и главный эпик фейл в том что он видит и 117 и В-2 даже на фоне земли, а в воздухе и подавно. После этого стало понятно что вся хитрая стелс годна только для атаки на непокорных зусулов. Были варианты переделать В-2 для атаки на танковые колонны, но только вот танковая колонна СССР (теперь уже России) была наиболее прикрытая ПВО (именно поэтому А-10 штурмовик использует для атаки главным образом пули, их невозможно сбить в отличии от ракет). В итоге стелс переименовали в «самолёт пониженной заметности», на том и успокоились.
Касаемо Югославского 117, то я склоняюсь к версии что пилот провёл самолёт сквозь облако, что сделало его влажным))))) и видимым на радарах. Т.к. на радарах 50-х годов нихрена не видно и не понятно что там, стая птиц, самолёт, облако, или тарелка из Дня независимости ))))
Я попытался простым языком написать, так что за термины спецы не пинайте, если знаете как по проще, то пишите что добавить.